ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Демонология народов Северного Кавказа
Демонология народов Северного Кавказа
  • Автор: admin |
  • Дата: 29-12-2013 22:23 |
  • Просмотров: 5799

Заключение

Мы рассмотрели наиболее характерные для всех народов Северного Кавказа демонологические образы. Наиболее распространенным образом является черт (шайтан), хотя характеристике данного образа отведено в работе меньше, чем следовало бы согласно его статусу в народных представлениях. Черт опережает своих демоно­логических “собратьев” и по богатству легенд, сказок, рассказов, быличек, пословиц и поговорок. Но, в силу того, что на образ черта, как мы уже писали, огромное влияние оказали христианство и ислам, то и сюжеты, и представления о нем во многом схожи не только у народов Северного Кавказа, но и у остальных мусульманских и христианских народов. К тому же, многие черты и мотивы переносятся на другие демонологические персонажи.

Демонологические персонажи наделяются различным обликом: “нечистая сила”, по народным представлениям, может быть антропоморфна (в облике человеческом), зооморфна (в облике зверином), и смешанно-антропоморфна (в облике получеловека-полузверя - черт с хвостом и копытами).

У всех народов Северного Кавказа совпадают и способы защиты от шайтана (джинна). Не отличаются рассказы “очевидцев” встречи с чертями и в настоящее время.

Много общего и в образе Алмасты.

Образ Алмасты, распространенный по все­у Северному Кавказу, Ближнему и Среднему Востоку, в своей основе восходит к глубокой древности и связан с древними верованиями в богиню Плодородия. С течением времени она принимала функции покровителя рожениц, бо­ини охоты, а также духа-покровителя леса и лесных зверей. Со временем, с утверждением патриархальных отношений, а также с развитием монотеизма, она трансформируется в демоническое существо. Ареал распространения образа Алмасты выходит за пределы Кавказа. Аналогичный образ под разными именами бытует у кавказских, тюркских, монгольских, иранских и семитских народов: У народов Северного Кавказа этот персонаж известен под разными именами: у кумыков - Албаслы къатын, у ногайцев - Ал- баслы, у балкарцев и карачаевцев - Алмасты, у агульцев и рутульцев - Албасти, у лезгин - Албаб, у лакцев - Сухасулу, у аварцев - Рохдулай, у татов - Дедей-ол, у адыгов - Алмасты, у чеченцев и ингушей - Алмасы, Алмазы. В мифологии турок, татар, башкир, казахов, тувинцев, узбеков, алтайцев называется Албасти, Алвасти, туркмен - Ал, Албассы, киргизов - Албарсты, каракалпаков — Албаслы. У турок назывался также Ал, Алана, Ал-кары, Ал-кузы, у тувинцев и алтайцев - Албыс, у казахов, каракалпаков, узбеков и киргизов - Марту, Мартуу, Мартув, Мартук, у узбеков Зеравшанской долины - Сары кыз ("желтая дева"), у Западносибирских татар - Сары чэч ("желтоволосая дева"). Аналогии Алмасты имеет и в мифологиях иранских народов: Албасти - у таджиков, Ала жен - у талышей, Хал анасы, Алк - у курдов, Алг, мерак - у белуджей. У армян называется Алы, алк.

Образ Алмасты, несмотря на разнообразие имен, у всех перечисленных народов схож.

Вопрос о происхождении Алмасты также недостаточно ясен. Одни авторы считают ее персонажем тюркского происхождения, другие - иранского. В любом случае, все варианты образа Алмасты в конечном итоге восходят к одному прототипу (прообразу).

Интересен в сопоставительном плане и образ великана. У всех народов Северного Кавказа великан носит разные имена (у осетин - уаейуг, у адыгов - иныж, у тюркских народов - эмеген, у вайнахов - вампол), но всех их объединяют схожие сюжеты и мотивы. Наиболее отличительные черты от своих кавказских “собратьев” имеет осетинский уаейуг, сохранивший некоторые элементы из древнеиранских дуалистических пред­ставлений. К осетинскому угейуг в некоторых случаях примыкают ингушский вампол и балкарский эмеген.

Характеризуя в целом образ "домового" у народов Северного Кавказа, можно заключить следующее:

-         "домовой" у народов Северного Кавказа имеет как схожие черты, так и отличительные, скорее всего, под влиянием различных религиозно-мифологических представлений о культе семейного очага, дома;

-         в основе образа "домового" прослеживаются функции "богини плодородия", "богини охоты", "богини домашнего очага";

-         со временем, по мере трансформации образов этих богинь, в образе "домового" стали проступать черты демонического существа: в результате у некоторых народов произошло разделение образа "домового" на двух персона­жей - доброго домашнего духа и злого домашнего духа.

Демонологические персонажи нередко выглядят как человек, отраженный в кривом зеркале. От обычного человека они отличаются, прежде всего, по размерам или росту. Нередко демоны либо очень высокого роста, либо чрезмерно маленького.

Некоторые мифологические персонажи могут полностью уподобляться какому-либо человеку. Так, домовые могут выступать в облике нищего, странника, белобородого старика, родственника и т.п. Лесные же женщины отличаются от людей, как правило, своим неряшливым обликом, длинными волосами, поведением. Часто красота их доводит до умопомешательства или гибели охотника, которому она показывается как бы случайно.

В целом, в системе религиозно-мифологических воззрениях народов Северного Кавказа демонология составляет моноцентрический комплекс представлений. Моноцентризм в данном случае не предполагает генетического единства разных элементов комплекса, но подразумевает синхронную группировку его вокруг одного образа. Свойство полноты и нарративная организация многих фрагментов комплекса проецируются на такие конституирующие характеристики текста, как целостность и связность, и позволяют говорить о существовании не просто типологического макрообраза, но и особого "текста демонических сил" в кавказской языковой и культурной традиции. Типологические мотивы представлены в трех базовых каналах трансляции этнокультурной информации - в языковом, фольклорном и обрядовом.

Читайте также: