Показать все теги
Редакция сборника о Г.Ф.Корзухиной
Гали Фёдоровна Корзухина, археолог, историк средневекового художественного ремесла и материальной культуры Древней Руси, родилась 4(17) января 1906 г. в Санкт-Петербурге в семье архитектора Фёдора Алексеевича Корзухина (1875-1941).
К числу созданных им зданий относятся Коммерческое училище в Лесном, придел прп. Серафима Саровского ныне разрушенной Знаменской церкви напротив Московского вокзала, несколько доходных домов в Петербурге, в том числе на Васильевском острове, поблизости от Университета, где он многие годы служил архитектором. Ее дед, Алексей Иванович Корзухин (1835-1894) был известным художником- передвижником. Всем известны такие его работы, как «Поминки на деревенском кладбище», «Возвращение из города», «В монастырской гостинице», «Петрушка идет», «Девичник» и другие, в настоящее время украшающие экспозиции Русского музея, Третьяковской галереи и другие собрания национальной живописи. Он расписывал храм Христа Спасителя в Москве, Кафедральный собор в Риге, собор города Ельца. Однако мало кто знает, что он участвовал и в росписи храма св. князя Владимира в Херсонесе в конце XIX столетия, а много лет спустя Гали Фёдоровна будет одной из первых, кто серьезно займется проблемой влияния памятников «корсунского дела» на художественную жизнь Древней Руси. Этому предшествовала долгая учеба, период которой совпал с революционными переменами в жизни России. Интересно, что в отличие от своей старшей коллеги по работе в ГАИМК М.А. Тихановой, она избегала сведений о своей семье, родителях и сестрах даже в дотошных анкетах советского времени, которые ей приходилось заполнять при поступлении на работу и аттестациях (РА НА ИИМК. Ф. 2. Оп. 3. Д. 308; Ф. 35. Оп. 5. Д. 153; Ф. 35. Оп. 5. Д. 358). После окончания школы в 1923 г. она поступила в Петроградский университет, где училась на отделении археологии и истории искусств ФОНа — Факультета Общественных Наук. Атмосфера ФОНа того времени, с причудливым сочетанием старинных традиций университетской школы и внедряемой в науку марксистской идеологии, с постоянным преобразованием программ и структур, с пестрым и разношерстым составом студентов, многие из которых были охвачены неподдельным исследовательским энтузиазмом, замечательно воспроизведена Вениамином Кавериным в романе «Исполнение желаний». В это же время на отделении учатся Б.Б. Пиотровский, В.Ф. Гайдукевич, А.А. Иессен. На студенческой скамье впервые Гали Корзухина оказалась рядом со своим будущим мужем Николаем Ворониным, впоследствии — выдающимся историком древнерусского зодчества, и Ниной Винберг, с которой ее в зрелые годы свяжет многолетняя совместная работа в ГАИМК-ИИМК-ЛОИА, где Н.Н. Винберг будет заведовать отраслевой библиотекой. В 1926 г. через неполные три года после начала учебы в университете, в 20 лет она получила диплом об окончании факультета языкознания и истории материальной культуры (ЯМФак) Ленинградского университета. Позднее она писала: «Попав в аспиранты непосредственно с университетской скамьи, я сразу ощутила ряд пробелов в основных дисциплинах, которые были вызваны сменой программ (их за 3 года было 5); таково, как пример, отсутствие курса русской истории...» (РА НА ИИМК. Ф. 2. Оп. 3. Д. 308. Л. 75). То глубокое и разностороннее образование, которое позволило Гали Фёдоровне в дальнейшем стать одним из наиболее авторитетных и глубоких исследователей памятников отечественной археологии в широком историко-культурном европейском контексте, было во многом получено ею самостоятельно, приобреталось годами добросовестного и напряженного труда.
В конце 1926 г. Корзухина была зачислена «сверхштатным аспирантом без стипендии» в аспирантуру ГАИМК, где она специализировалась по истории древнерусской архитектуры под руководством профессора К.К. Романова (1882-1942), замечательного искусствоведа и этнографа, одного из основоположников научной охраны памятников культурного наследия России. В аспирантские годы, собирая материал для диссертационной работы, она много путешествовала по старым русским городам СевероВосточной Руси. К этому периоду относятся ее первые научные труды (РА НА ИИМК. Ф. 77. Дд. 158, 159, 160, 161, 149), первая публикация, первые опыты преподавания в качестве ассистента профессора К.К. Романова в Государственном институте истории искусств. В 1927-1930 гг. одновременно с Гали Фёдоровной в первой группе аспирантов ГАИМК учились М.И. Артамонов, Н.Н. Воронин, С.Н. Замятнин, А.А. Иессен, П.Н. Шульц, впоследствии основавшие целые направления в отечественной науке, стоявшие во главе крупных экспедиций и научных учреждений. Несмотря на то, что научная биография Корзухиной складывалась внешне куда более скромно, ее имя по праву занимает достойное место в плеяде блестящих однокашников.
После успешного окончания аспирантуры без защиты диссертации, которая в те годы и не требовалась, в начале 30-х гг. Гали Фёдоровна несколько лет работала архивистом в Ленинградском областном архивном управлении, где, в частности, заведовала I Архивом Октябрьской Революции. В качестве архивиста в 1934 г. она вернулась в ГАИМК, продолжая заниматься изучением древнерусской архитектуры.
В 1935-1938 гг. она — старший научный сотрудник, хранитель фонда прикладного искусства Государственного Русского музея, в 1938-1941 гг., оставаясь научным сотрудником ГАИМК, участвовала в раскопках Киева, будучи прикомандированной к Институту археологии АН УССР. Именно в этот период основным предметом научных интересов Гали Фёдоровны становятся памятники прикладного искусства Древней Руси и предшествующего периода. Со свойственной ей исключительной пунктуальностью, она собирает и фиксирует материалы, хранящиеся в музеях и архивах, формируя уникальную по степени фундированности источниковедческую базу своих последующих исследований. После гибели или депаспортизации многих музейных коллекций во время II Мировой войны, материалы, тщательно скопированные и сохраненные Корзухиной во время работы в Киеве, приобрели статус самостоятельного источника. Именно в этот «период первоначального накопления», в годы, когда Гали Фёдоровна не опубликовала ни одной статьи, на деле была заложена основа для создания серии глубоких, продуманных, разнообразных и базирующихся на максимально широкой базе источников работ, которыми отмечен послевоенный период научного творчества исследовательницы.
Во время Великой Отечественной войны Гали Фёдоровна с сыном Николаем отправляются в эвакуацию на Урал, на родину деда-художника, в Свердловск, где, как и многие современницы, Корзухина работала там, где это было необходимо: на заводе, в больнице. Единственная награда в ее послужном списке - медаль «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны».
В конце 1943 г. Гали Фёдоровна возвращается в ИИМК, в его Московское отделение, где на один год зачисляется в аспирантуру для защиты кандидатской диссертации «Русские клады IX-XIII вв.». Стандартное извещение о предстоящей защите в «Вечерней Москве» от 10 марта 1945 г. было опубликовано вместе с приказом Верховного Главнокомандующего об очередном победном салюте. Эту газету Корзухина, в иных случаях не считавшая возможным оставлять в архиве документы личного характера, сохранила, как свидетельство личной победы.
Диссертация «Русские клады IX-XIII вв.» легла в основу фундаментальной монографии, изданной позднее, в 1954 г. в дополненном и переработанном виде. Книга стала эталонным исследованием в этой области и вошла в золотой фонд российской археологии, как пророчил в рецензии на монографию
В.Л. Янин.
С 1945 г. вплоть до 1972 г. Гали Фёдоровна работала в Ленинградском отделении Института археологии АН СССР, ныне Институт истории материальной культуры РАН, в секторе Славяно-русской археологии, заведовала Рукописным архивом (1964-1967 гг.), руководила Торопецкой экспедицией (1960—1961 гг.), отрядом Староладожской экспедиции (1968 г.). Параллельно она вела занятия на кафедре археологии Ленинградского университета.
Гали Фёдоровна скончалась в Ленинграде 29 августа 1974 г. Её прах покоится на Хованском кладбище в Москве. При жизни Г.Ф. Корзухиной увидели свет всего 32 её публикации. Может показаться, что это и немного, но сохранившийся архив исследовательницы открывает подлинный размах её научной работы. Целая серия крупных монографических исследований Гали Фёдоровны, подготовленная к печати коллегами и учениками, была опубликована уже после ее кончины: 1978 г. — «Предметы убора с выемчатыми эмалями V — первой половины VI вв. н. э. в Среднем Поднепровье», ред. М.А. Тиханова; 1996 г. — «Клады и случайные находки вещей круга “древностей антов” в Среднем Поднепровье. Каталог», подготовка к печати В.М. Горюновой, 2003 г. — «Древнерусские энколпионы. Нагрудные кресты-реликварии XI—XIII вв.», подготовка к печати и каталог А.А. Песковой.
Юбилей Гали Фёдоровны Корзухиной, отмеченный в 2006 г., в том числе и конференцией, сборник материалов которой читатель сейчас держит в руках, вновь подтвердил, что она до сих пор является признанным авторитетом в области археологического источниковедения. Действительно, ею был собран и систематизирован огромный материал по истории древнерусского декоративно-прикладного искусства и художественного ремесла Восточной Европы. Каталоги изделий с эмалями, относящихся к эпохе великого переселения народов, памятников художественного ремесла VI—VII вв., древнерусских ювелирных изделий и произведений культовой металлопластики, составленные на основе скрупулезного изучения музейных коллекций, впоследствии частично утраченных во время Второй Мировой войны, в настоящее время приобрели статус первоисточника и хранятся в Рукописном отделе Научного архива ИИМК РАН. Строя исторические выводы своих исследований на тщательно подготовленной фактической базе, Гали Фёдоровна одной из первых выступила против автохтонизма в вопросе о происхождении славянской культуры Среднего Поднепровья, что было в те времена свидетельством научной и гражданской смелости. Она считала, что смена стилей в художественном ремесле I тыс. н. э. в этом регионе обусловлена хронологическими разрывами и сменой населения, представленного различными этническими группами, относившимися как к оседлым, так и к кочевым культурам. Опираясь на вещественные источники, Гали Фёдоровна пыталась решить проблему раннего проникновения скандинавов на территорию Восточной Европы и понять их роль в образовании Древнерусского государства. Весомый вклад сделан ею в изучение разных аспектов материальной культуры Древней Руси: техники и организации ювелирного дела, косторезного ремесла, вещевых кладов, игр, эпиграфических памятников, предметов культовой металлопластики и т.д. Высокая ценность научных исследований Гали Фёдоровны подтверждена их востребованностью новыми поколениями историков и археологов, о чем свидетельствует продолжающаяся публикация ее работ. Можно даже говорить о том, что благодаря ее трудам и методам работы была создана целая школа «археологического источниковедения», которая имеет надрегиональный характер, не ограничивается стенами отдельных академических институтов и университетских кафедр. Ее очные и заочные ученики трудятся в Петербурге, Москве, Киеве, Минске, Лондоне, Париже... Настоящая книга — это попытка не только принести дань уважениям Гали Фёдоровне за ее научный и человеческий вклад в наше настоящее, но и продолжить исследование поставленных ею задач и намеченных ею проблем с помощью тех методов и подходов, которые она создавала и оттачивала на протяжении своей жизни.
Редакционная коллегия