ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Гали Фёдоровна Корзухина: материалы к научной биографии
Гали Фёдоровна Корзухина: материалы к научной биографии
  • Автор: admin |
  • Дата: 07-12-2013 19:44 |
  • Просмотров: 3773

Н.В.Пивоварова (Санкт-Петербург)

Г.Ф. КОРЗУХИНА В РУССКОМ МУЗЕЕ. О НЕКОТОРЫХ НЕИЗВЕСТНЫХ ФАКТАХ БИОГРАФИИ УЧЕНОГО[1]

В биографии Гали Фёдоровны Корзухиной (1906—1974), основные вехи которой очерчены в нескольких публикациях (Гуревич 1987: 291—293; Корзухина, Пескова 2003: 9), был короткий период, связанный с работой в Государственном Русском музее. До сих пор он не получил достаточного освещения в литературе. Мало кому известно, что скрывалось за словами «хранитель фонда древнерусского при­кладного искусства» и почему пребывание Корзухиной в Русском музее оказалось столь непродолжительным.

Согласно личной карточке (ВА ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. 2а. Д. 51. Л. 18), Г.Ф. Корзухина состояла на службе в Русском музее с 26 октября 1935 по 7 декабря 1938 г. Спустя два дня по зачислении на должность старшего научного сотрудника Отдела древнерусского искусства, она была назначена хранителем фонда при­кладного искусства. Работа музейного хранителя в 1930-е гг. была не из легких. Интенсивный приток поступлений памятников прикладного искусства в ГРМ в 1920-е — 1930-е гг. требовал проведения срочной систематизации и инвентаризации музейных коллекций. В это время в музей одно за другим поступали собрания из древлехранилища Александро-Невской лавры, Аничкова дворца, Музейного фонда, Государственного Эрмитажа, Академии истории материальной культуры и др. В состав этих собраний входили памятники прикладного искусства: церковное серебро, произведения мелкой пластики из камня, металла и кости, изделия златошвейных мастерских. Особенно многочисленными среди них были коллекции, ранее хранившиеся в Византийском отделении Государственного Эрмитажа[2] и на Складе древностей Государственной Академии истории материальной культуры. Часть из них была добыта раскопками, производившимися в Киеве, Чернигове, Владимире, Старой Рязани. Именно эти находки стали впоследствии объектом пристального внимания Г.Ф. Корзухиной, посвятившей свои основополагающие статьи и монографии систематизации и атрибуции данных произведений. К сожалению, скупая документация на поступавшие коллекции во многих случаях не позволяла точно установить места находок памятников или их прежних владельцев. При составлении инвентарей в ГРМ в них заносились название, приблизительная датировка, размеры, материал, техника исполнения памятников и многочисленные номера, которые в 1920—1930-е гг. не стремились расшифровать.

Приступив к инвентаризации вновь поступавших памятников, Г.Ф. Корзухина задалась целью прояснить происхождение и источники поступления отдельных коллекций, переданных в ГРМ в предшествующие годы. Работа архивистом в ИИМК в 1934—1935 гг. позволила частично выполнить эту задачу. Свидетельством тому — инвентари древнерусского прикладного искусства ГРМ, сохранившие собственноручные пометы Гали Фёдоровны. На основе архивных дел ГАИМК Г.Ф. Корзухина выявила в фонде прикладного искусства несколько археологических коллекций, переданных в Русский музей из ГАИМК в 1930 г.[3] В их числе были: археологические находки из деревни Рапти Лужского уезда Петербургской губернии и из села Киково Новгород-Волынского уезда Волынской губернии; клад, найденный около села Путилово Ленинградской губернии; отдельные археологические предметы из коллекций гр. А.А. Бобринского и псковского собирателя Ф.М. Плюшкина и т.д. Записи в инвентарных книгах были сделаны Корзухиной очень тщательно, четким каллиграфическим почерком и, что особенно важно, содержали ссылки на архивные дела ГАИМК. Приведем для примера две такие записи: «Колл<екция> Плюшкина, приобр<етенная> во Пскове в 1913 г. д. № 57 за 1913 г.»;[4] «Ст. Назия, Мурм<анской> ж<елезной> д<ороги>, ок<оло> с<ела> Путилова Лен<инградской> губ<ернии> и у<езда> Доставлен инж<енером> Бобровым в V.1927 г. Архив ГАИМК, ф. 2, д. 92 за 1927 г.» (рис. 1).[5] Добавим от себя, что здесь вкралась лишь одна неточность: Бобров был не инженером, а следователем.

Листая старый инвентарь собрания прикладного искусства ГРМ, можно встретить и другие пометы Гали Фёдоровны, демонстрирующие ее прекрасные знания в области материалов и техники древнерусских мастеров. Так, скупые сведения об одном из змеевиков дополняет ее уточнение: «колокольный металл» (инв. № 11151 (совр. № ДРМ-1423)). Подобные указания можно умножить.

Работа хранителя предполагала исполнение и иных обязанностей. Среди материалов Ведомственного архива ГРМ сохранились несколько заключений об экспонатах Отдела древнерусского искусства, составленных Г.Ф. Корзухиной по поручению дирекции. Одно из них, датированное 8 марта 1937 г., касается знаменитого макарьевского амвона 1533 г., затребованного в это время Новгородским музеем для экспонирования в Софийском соборе (ВА ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. 6. Д. 1196. Лл. 47—47 об.) (рис. 2). Описывая сложное состояние сохранности древнего памятника, любая перевозка которого чревата непредвиденными последствиями, Гали Фёдоровна выступает как настоящий хранитель, болеющий за вверенное его попечению имущество. «Для того, чтобы иметь возможность использовать пещь в экспозиции (напомним, что еще с XIX в. амвон отождествляли с Халдейской пещью. — Н. П.), Новгородский Музей должен будет произвести ее реставрацию, что весьма не желательно. Перевозка амвона и установка его в сыром неотапливаемом соборе может плохо повлиять на дерево, которое крайне ветхо, и на остатки старой раскраски фигур». Записка Корзухиной директору ГРМ А.Г. Сафронову сыграла свою роль. Амвон остался в собрании Русского музея, где до настоящего времени является одним из самых ценных экспонатов фонда «Древнерусского дерева» (инв. № ДРД-443).

Подобно другим хранителям, Гали Фёдоровна участвовала в отборе новых экспонатов для собрания Русского музея. В начале 1938 г. она давала заключение о коллекции произведений древнерусского медного литья, принадлежавшей «гражданке Моль» (ВА ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. 6. Д. 1278. Лл. 5, 35), а полутора годами ранее — 22 сентября 1936 г. принесла в дар Русскому музею собственную коллекцию (ВА ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. 6. Д. 1114. Л. 129). Она состояла из 34 памятников: 33 предметов медного литья XV—XIX вв., происходящих из Владимирской губернии, и одного предмета лицевого шитья — покровца «Распятие» XV в. из Солотчинского монастыря Рязанской губернии (инв. № ДРТ-144) (цв. вкл. 1).

Однако, не все складывалось благополучно в музейной биографии Гали Фёдоровны. В 1936 г. в связи с работой комиссии по расследованию деятельности заведующего Отделом древнерусского искусства ГРМ М.К. Каргера (ВА ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. 6. Д. 1094) специально рассматривался вопрос о ее научной квалификации и соответствии занимаемой должности научного сотрудника художественного музея. В сентябре 1936 г. профессор А.И. Некрасов дал заключение о работе Корзухиной «Старо-Рязанский клад 1868 г.» (ВА ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. 6. Д. 1094. Л. 11). Охарактеризовав работу Гали Фёдоровны как «очень интересное сочинение по истории материальной культуры, обнаруживающее хорошие познания и критический ум», рецензент в то же время отметил, что оно (сочинение. — Н. П.) не имеет никакого отношения к искусству и художественному музею. «Это сочинение, — писал далее Некрасов, — дает право автору быть консультантом в отдельных случаях в Музеях подобного рода». В протоколе заседания Локального Бюро Секции Научных Работников от 5 ноября 1936 г. по вопросу о научной квалификации Г.Ф. Корзухиной было, в частности, записано: «Экспозиционной работы не вела; составленный ею каталог кладов, согласно обследованию <...> не может быть признан научно-исследовательской работой, т.к. дает лишь музейно-хранительское описание материала. Т.к. научная работа специалиста по истории материальной культуры является в Художественном музее лишь подсобной и не может иметь здесь определяющего значения, Локальное Бюро считает, что научная специализация Корзухиной не соответствует занимаемой ей должности штатного ст. н. с. Отдела, специалиста по древнерусскому искусству» (ВА ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. 6. Д. 1094. Л. 10). Несмотря на такое заключение, Корзухина проработала в музее еще два года. В декабре 1938 г. она подала заявление об уходе из ГРМ по собственному желанию и всецело посвятила себя изучению памятников материальной культуры.

Опыт музейной работы не прошел для Г.Ф. Корзухиной даром. В ее статьях и монографиях фигурировали памятники из собрания древнерусского отдела Русского музея, в первую очередь те, происхождение которых ей удалось определить на основе архивных документов.[6] В то же время она учитывала и «беспаспортные» и «депаспортизированные» в ГРМ памятники. Неоднократные упоминания о таких предметах мы находим в изданной А.А. Песковой книге «Древнерусские энколпионы» (Корзухина, Пескова 2003).

Безусловно, если бы пребывание Г.Ф. Корзухиной в Русском музее оказалось продолжительнее, мы имели бы публикацию коллекции древнерусского серебра, которую она хранила и изучала.[7] Не приходится сомневаться, что столь же основательно были бы выявлены источники поступления в Русский музей произведений светской и церковной утвари из драгоценных металлов, осмыслена их типология, произведена тщательная атрибуция памятников. С уходом Гали Фёдоровны из Русского музея коллекцией серебра занимались Е.И. Кутилова, К.В. Корнилович, И.И. Плешанова, однако полного научного каталога серебра до сих пор не создано.[8]

Ситуация с существованием многочисленных беспаспортных произведений древнерусского прикладного искусства, поступивших в Русский музей в 1920—1930-е гг., послужила импульсом к работе по определению происхождения и истории бытования памятников. В расчет были приняты не только археологические коллекции, как в свое время сделала Г.Ф. Корзухина, но и собрание древнерусского прикладного искусства в целом. Работа с документами архива Государственного Эрмитажа и Ин­ститута истории материальной культуры позволила отчасти выполнить поставленную задачу. Сопоставляя номера в актах, книгах поступлений, описях коллекций, удалось определить происхождение нескольких сотен произведений, ныне хранящихся в собрании ГРМ. В первую очередь это относится к памятникам, переданным в Русский музей из Государственного Эрмитажа. Так в фондах музея были выявлены произведения из разрозненных частных коллекций: Ю. Балашевича, А.П. Базилевского, графа А.А. Мусина-Пушкина, гр. Ф.И. Паскевича-Эриванского, гр. Строгановых, А.К. Фаберже (Пивоварова 2007: 505—514). В их числе имеются как произведения ювелирного искусства, так и изделия из дерева, кости и металла.

Особое место среди изделий из серебра занимают две братины, кубок, три ковша и драгоценный, инкрустированный камнями ларец, поступившие в ГРМ из Эрмитажа в 1939 г. Удалось определить, что они составляли часть собрания великого князя Алексея Александровича, приобретенного для Эрмитажа в 1909 г. Дополнительную ценность этим памятникам придают гравированные надписи, свидетель­ствующие об их принадлежности царю Феодору Алексеевичу (кубок, конец XVII в., инв. № БК-2999), Никите Васильевичу Ромодановскому (ковшик, первая половина XVII в., инв. № БК- 2982), Ивану Пругавину и Агею Шепелеву (два ковша, датируемые 1694 и 1661 гг., инв. №№ БК- 3164, БК-2990), Василию Михайлову Волкову и Никите Федоровичу Панину (братины XVII в., инв. №№ БК-3158, 3166). Ценнейшим экспонатом в коллекции подписных произведений из серебра является также чаша патриарха Никона, датируемая 1652—1660 гг. (инв. № БК-3162). Сведения о ней сохранились в архивных документах. До 1922 г. чаша хранилась в ризнице Александро-Невской лавры, откуда поступила в Византийское отделение Эрмитажа, где находилась вплоть до передачи в Русский музей в 1930 г.

Значительное место среди произведений древнерусского прикладного искусства, переданных в Русский музей из Эрмитажа, занимали памятники, хранившиеся в Музее Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица. В их числе несколько превосходных памятников серебряной светской утвари, произведения лицевого шитья (подробнее: Лихачева 1997: 116—124) и богатая археологическая коллекция, составленная трудами новгородского археолога-любителя В.А. Квашонкина (подробнее о нем: Любчикова 2002: 271—277). В ходе работ удалось выяснить, что часть произведений, числившихся в инвентарях Русского музея поступившими из Музея Штиглица, в действительности принадлежала Музею Общества поощрения художеств, откуда была перемещена в Музей училища Штиглица, а затем в Эрмитаж. Таким образом был выяснен источник поступления нескольких костяных и деревянных образков (инв. №№ ДРК-50, 86, ДРД-51, 54), медного блюда XVII в. (инв. № ДРМ-3149), двух книжных застежек (инв. № ДРМ-2728 а, б), коробочки для жемчуга (инв. № БК-3140), чернильниц и других произведений, частично опубликованных в каталоге Музея Общества поощрения художеств.[9] Особое место среди бывших экспонатов Музея Общества поощре­ния художеств занимает митра архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила, датируемая по надписи 1685 г. (инв. № БК-3086).

Систематизация сведений о предметах из археологических коллекций, переданных через Государ­ственный Эрмитаж и Академию истории материальной культуры, позволила выявить в собрании ГРМ отдельные предметы, поступившие в Музей училища Штиглица (МУШ) от Е.П. Султановой, петер­бургского и киевского антиквариев М.М. Савостина и И.А. Богданова, В.Е. Гезе, и большую группу памятников, добытых раскопками Н.Ф. Романченко и Н.И. Репникова в Старой Ладоге, Старице и других местах (подробнее: Пивоварова 2007б: 109—110). Некоторые сведения, приведенные в работах Г.Ф. Корзухиной, удалось уточнить на основе книги поступлений Склада древностей ГАИМК. Имен­но номера книг поступлений, наклеенные на предметы и занесенные в инвентари ГРМ, нередко дают точные привязки находок к местам археологических раскопок.

Литература

Гуревич 1987 — Гуревич Ф.Д. Гали Федоровна Корзухина (к 80-летию со дня рождения) // СА. № 2. 1987.

Корзухина 1950 — Корзухина Г.Ф. Киевские ювелиры накануне монгольского завоевания // СА. Т. XIV. 1950.

Корзухина 1954 — Корзухина Г.Ф. Русские клады IX—XIII вв. М.; Л., 1954.

Корзухина, Пескова 2003 — Корзухина Г.Ф., Пескова А.А. Древнерусские энколпионы. Нагрудные кресты-реликварии XI—XIII веков. СПб., 2003.

Корнилович 1961 — Корнилович К.В. Из истории русского серебряного дела. Дис. ... канд. искус­ствоведения. Л., 1961.

Лихачева 1997 — Лихачева Л.Д. Произведения древнерусского шитья из Музея ЦУТР барона А.Л. Штиглица в собрании Русского музея // Сборник материалов Всероссийской юбилейной кон­ференции «Учебный художественный музей и современный художественный процесс». К 50-летию воссоздания Ленинградского художественно-промышленного училища и его музея (б. Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица). СПб., 1997.

Любчикова 2002 — Любчикова Е.А. В.А. Квашонкин и его коллекция новгородских древностей // Судьбы музейных коллекций. Материалы VI Царскосельской научной конференции. СПб., 2002.

Пивоварова 2007а — Пивоварова Н.В. К истории коллекции древнерусского церковного и светского серебра Государственного Русского музея // Искусство христианского мира. Вып. X. 2007.

Пивоварова 2007б — Пивоварова Н.В. Памятники новгородской древности в Музее барона

А.Л. Штиглица // Новгородский архивный вестник. Научно-публикаторское издание. № 6. Великий Новгород, 2007.

Пивоварова 2008 — Пивоварова Н.В. «В порядке социалистического соревнования.». К предыстории обмена экспонатами между Отделением византийского Средневековья Государственного Эрмитажа и Отделением древнерусского искусства Государственного Русского музея // Византия в контексте миро­вой культуры. Научная конференция, посвященная столетию со дня рождения Алисы Владимировны Банк (1906-1984). СПб., 2008.

Пивоварова, в печати — Пивоварова Н.В. К истории формирования коллекции древнерусского шитья Государственного Русского музея в 1920-е -1930-е гг. СПб.

Архивные материалы

ВА ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. 2 а. Д. 51: Личные карточки сотрудников ГРМ.

ВА ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. 6. Д. 1094: Документы комиссии по обследованию деятельности М.К. Кар- гера и Отдела древнерусского искусства. 04.04-14.12.1936.

ВА ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. 6. Д. 1114: Заявления о продаже музею. 1936-1939.

ВА ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. 6. Д. 1196: Переписка с музеями Москвы, Киева, Новгорода, Татарии, Армении и др. об обмене художественными произведениями и высылке фотографий с картин, копий, об организации передвижных выставок. 01-11.1937.

ВА ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. 6. Д. 1278: По Отделу древнерусского искусства. 24.01-23.12.1938.

ВА ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. 6. Д. 1303: Г.Ф. Корзухина. Ювелирное искусство Владимиро-Суздальской земли во 2-ой половине XII века. Статья. Машинопись.



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ: проект № 06-04- 00344а «Подписные произведения древнерусской светской и церковной утвари в собрании Государственного Русского музея: история коллекции, типология, атрибуция, лингвотекстологический комментарий».

[2] Подробнее об этом поступлении см.: Пивоварова 2008: 544—557.

[3] Эта работа отражена в картотеках Г.Ф. Корзухиной, ныне хранящихся в Отделе древнерусского искусства ГРМ.

[4] Дополнение к описанию инв. № 11011 (совр. № БК-2456).

[5]     Дополнение к описанию инв. № 11016 (совр. № БК-2701).

[6] См., например: Корзухина 1954. Ч. II: Перечень кладов; Корзухина 1950: 219, 222, 224, 225, 226, 229—230, 239—240, 244 и др. Среди архивных документов ГРМ сохранились несколько рукописей статей Г.Ф. Корзухиной, написанных во время ее работы в Русском музее, например: Ювелирное искусство Владимиро-Суздальской земли во 2 половине XII века. Машинопись (ВА ГРМ. Ф. ГРМ (I). Оп. 6. Д. 1303). В научном архиве Отдела древнерусского искусства хранится рукопись составленного ею каталога русских кладов (рис. 3). Именно эта тема являлась основной на протяжении 1936—1938 гг.

[7] Г.Ф. Корзухина занимала ответственную должность хранителя Бронекладовой, чем был обусловлен выбор второй научной темы, связанной с памятниками русского среброделия. В планах и отчетах Отдела древнерусского искусства за 1937—1938 гг. фигурирует составляемый ею каталог серебра XV—XVII вв.

[8] Серьезная работа в области изучения церковного и светского серебра была произведена в конце 1950-х гг. К.В. Корнилович, составившей каталог отдельных памятников из собрания Русского музея. Этот каталог вошел в качестве приложения в кандидатскую диссертацию исследователя. См.: Корнилович 1961.

[9] Значительный интерес представляет сравнительно небольшая коллекция памятников лицевого и орнамен­тального шитья, поступившая в ГРМ из Музея Общества через МУШ: инв. №№ ДРТ-21, 25, 26, 29, 148, 151, 352, 353, 355, 358—362, 365, 366, 370—373, 375—377. Подробнее см.: Пивоварова, в печати.

Читайте также: