Показать все теги
Вещи живут по своим законам. Только изучив эти законы, можно разобраться в путанице множества извлеченных из земли древних предметов, отнести их к тем или иным эпохам, изучить по ним историю людей. Вещей много, и случайные отклонения форм теряются в их многочисленности. Но есть такие отклонения, которые говорят о своей эпохе больше, чем сотни «правильных», «модных», обычных вещей.
Собственно даже не сама вещь должна быть какой-то резкой аномалией. Могут быть совершенно особыми условия ее находки. Свинцовая пуля, найденная в скифском погребении, означала бы, что скифы знали пулеметы. Правда, в этом примере аномалия слишком велика, и легко найти ей объяснение — в могилу пулю затащил суслик.
В 1894 г. один крестьянин из окрестностей деревни Таганча у города Канева в Киевской губернии решил срыть курган, мешавший ему пахать поле. В кургане крестьянин неожиданно натолкнулся на истлевший дубовый ящик, сколоченный большими железными костылями. Рядом лежал скелет коня и черепки разбитой посуды. Естественно, крестьянин решил, что нашел клад. Но в ящике оказалось не золото, а нечто другое, что заставило крестьянина несколько раз испуганно перекреститься: там лежал костяк воина в шлеме, украшенном серебром, и в кольчуге. Поверх доспехов была надета пурпурная мантия. На руке воина когда-то лежал лук, но он истлел; осталось только углубление на рукаве кольчуги, облегавшей тело и сохранившей его формы. Тут же был сафьяновый колчан и серебряные бляхи. На груди богатыря лежал золотой шейный обруч, в руках — скипетр с серебряным набалдашником на палке из грушевого дерева. Рядом — сабля в ножнах, украшенных серебром, серебряные пуговицы, разломанная серебряная застежка, позолоченный византийский медальон с изображением Христа, большая серебряная чаша византийской работы, серебряные бляхи от щита, золотые бляхи от налучья, медный кистень и масса простых железных вещей — стремена, удила и даже серп.
Каневский крестьянин не знал, сколько споров вызовет его находка.
Это печенег, утверждал киевский археолог И. Хойновский, впервые опубликовавший вещи из кургана у Таганчи.
Это венгр, говорил австрийский ученый Хампель.
В Таганче похоронен викинг, писал швед Арендт.
Здесь был зарыт славянин, писал чех Нидерле.
Вещи из Таганчи попали в Варшаву, здесь ими заинтересовалась польский археолог В. Сарновская. Это кости князя Ярополка Святославича, решила она, измерив череп и датировав вещи X в., как раз тем временем, когда летопись сообщает о погребении Ярополка где-то на Днепре.
Советский исследователь С. А. Плетнева с этим не согласилась. Погребение нельзя датировать X в.— удила и стремена явно более поздние. А кроме того, в 1044 г. кости Ярополка Святославича были вырыты, их окрестили и похоронили снова, но уже в церкви. Летописное сообщение об этом категорически опровергает теорию Сарновской. Да и здравый смысл подсказывает, что такое точное определение, кому принадлежало погребение,— дело рискованное.
Опровергнув мнение Сарновской, С. А. Плетнева предложила свой вариант решения: погребение относится к XII—XIII вв. Длинноголовый европеоид — значит, не тюрк, а, вероятно, славянин. Более того, христианин, судя по медальону с Христом. Но можно ли было в XII в. похоронить крещеного русского с конем, то есть по языческому половецкому обычаю? Вряд ли. Значит, это бродник, то есть русский витязь, который присоединился к половцам, кочевал и воевал с ними. Может быть, это даже предводитель отряда бродников — кошевой. Ведь при нем был серебряный жезл — знак власти.
Окончательное ли это решение загадки, которую дал курган у Таганчи? Нет, не окончательное, вероятно, точ ного ответа мы никогда не узнаем. Среди вещей этого кургана особенно интересна большая чаша, образок и застежка. Эти вещи необычны для кочевой степи. Они были сделаны в Византии. В Константинополе, Никее или Коринфе на них никто не обратил бы внимания. Это довольно типичные для византийских горожан вещи. Но здесь, на севере, в днепровских степях, подобные вещи— то самое исключение, которое заставляет обратиться к более внимательному изучению эпохи.
Вещи из Таганчи не единственные свидетельства связи кочевников с Византией. В хазарской крепости Саркел был найден роскошный костяной гребень византийской работы. В музее в Коринфе есть похожие гребни из слоновой кости. Время от времени попадаются в степных курганах золотые византийские монеты. Хотя таких вещей немного, они очень красноречивы именно своей исключительностью.
Г. А. Федоров-Давыдов
Из сборника «Курганы. Идолы. Монеты», 1985
Византийский сосуд из Таганчи
Образок и кистень из Таганчи
Византийское украшение из Таганчи.