ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Могила воина – загадочная находка у деревни Таганча
Могила воина – загадочная находка у деревни Таганча
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 12-07-2014 15:51 |
  • Просмотров: 3574

Вещи живут по своим законам. Только изучив эти зако­ны, можно разобраться в путанице множества извлечен­ных из земли древних предметов, отнести их к тем или иным эпохам, изучить по ним историю людей. Вещей много, и случайные отклонения форм теряются в их мно­гочисленности. Но есть такие отклонения, которые го­ворят о своей эпохе больше, чем сотни «правильных», «модных», обычных вещей.

Собственно даже не сама вещь должна быть ка­кой-то резкой аномалией. Могут быть совершенно особы­ми условия ее находки. Свинцовая пуля, найденная в скифском погребении, означала бы, что скифы знали пу­леметы. Правда, в этом примере аномалия слишком вели­ка, и легко найти ей объяснение — в могилу пулю зата­щил суслик.

В 1894 г. один крестьянин из окрестностей деревни Таганча у города Канева в Киевской губернии решил срыть курган, мешавший ему пахать поле. В кургане крестьянин неожиданно натолкнулся на истлевший дубовый ящик, сколоченный большими железными костылями. Рядом лежал скелет коня и черепки разбитой посуды. Естест­венно, крестьянин решил, что нашел клад. Но в ящике оказалось не золото, а нечто другое, что заставило кре­стьянина несколько раз испуганно перекреститься: там лежал костяк воина в шлеме, украшенном серебром, и в кольчуге. Поверх доспехов была надета пурпурная мантия. На руке воина когда-то лежал лук, но он истлел; осталось только углубление на рукаве кольчуги, облегав­шей тело и сохранившей его формы. Тут же был сафья­новый колчан и серебряные бляхи. На груди богатыря лежал золотой шейный обруч, в руках — скипетр с сереб­ряным набалдашником на палке из грушевого дерева. Рядом — сабля в ножнах, украшенных серебром, серебря­ные пуговицы, разломанная серебряная застежка, позо­лоченный византийский медальон с изображением Хри­ста, большая серебряная чаша византийской работы, се­ребряные бляхи от щита, золотые бляхи от налучья, мед­ный кистень и масса простых железных вещей — стремена, удила и даже серп.

Каневский крестьянин не знал, сколько споров вызовет его находка.

Это печенег, утверждал киевский археолог И. Хойновский, впервые опубликовавший вещи из кургана у Та­ганчи.

Это венгр, говорил австрийский ученый Хампель.

В Таганче похоронен викинг, писал швед Арендт.

Здесь был зарыт славянин, писал чех Нидерле.

Вещи из Таганчи попали в Варшаву, здесь ими заин­тересовалась польский археолог В. Сарновская. Это кости князя Ярополка Святославича, решила она, измерив череп и датировав вещи X в., как раз тем временем, когда лето­пись сообщает о погребении Ярополка где-то на Днепре.

Советский исследователь С. А. Плетнева с этим не согласилась. Погребение нельзя датировать X в.— удила и стремена явно более поздние. А кроме того, в 1044 г. кости Ярополка Святославича были вырыты, их окрести­ли и похоронили снова, но уже в церкви. Летописное со­общение об этом категорически опровергает теорию Сарновской. Да и здравый смысл подсказывает, что такое точное определение, кому принадлежало погребение,— дело рискованное.

Опровергнув мнение Сарновской, С. А. Плетнева предложила свой вариант решения: погребение относит­ся к XII—XIII вв. Длинноголовый европеоид — значит, не тюрк, а, вероятно, славянин. Более того, христианин, су­дя по медальону с Христом. Но можно ли было в XII в. похоронить крещеного русского с конем, то есть по язы­ческому половецкому обычаю? Вряд ли. Значит, это бродник, то есть русский витязь, который присоединился к половцам, кочевал и воевал с ними. Может быть, это даже предводитель отряда бродников — кошевой. Ведь при нем был серебряный жезл — знак власти.

Окончательное ли это решение загадки, которую дал курган у Таганчи? Нет, не окончательное, вероятно, точ ного ответа мы никогда не узнаем. Среди вещей этого кургана особенно интересна большая чаша, образок и застежка. Эти вещи необычны для кочевой степи. Они были сделаны в Византии. В Константинополе, Никее или Коринфе на них никто не обратил бы внимания. Это до­вольно типичные для византийских горожан вещи. Но здесь, на севере, в днепровских степях, подобные ве­щи— то самое исключение, которое заставляет обратить­ся к более внимательному изучению эпохи.

Вещи из Таганчи не единственные свидетельства свя­зи кочевников с Византией. В хазарской крепости Саркел был найден роскошный костяной гребень византий­ской работы. В музее в Коринфе есть похожие гребни из слоновой кости. Время от времени попадаются в степ­ных курганах золотые византийские монеты. Хотя таких вещей немного, они очень красноречивы именно своей исключительностью.

Г. А. Федоров-Давыдов

Из сборника «Курганы. Идолы. Монеты», 1985

 

Византийский сосуд из Таганчи

 Византийский сосуд из Таганчи

 Образок и кистень из Таганчи

Византийское украшение из деревни Таганча

 Византийское украшение из Таганчи.

Читайте также: