ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:
Вам нравится наш сайт?


Отличный сайт!
Хороший сайт
Встречал и получше
Совсем не понравился





» » » Сирийская хроника VI века о славянских племенах
Сирийская хроника VI века о славянских племенах
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 13-06-2014 15:31 |
  • Просмотров: 1344

Древняя история продолжает вызывать глубокий интерес. Исследование сирийских ис­точников, относящихся к истории племен, которые проникли в Европу в раннем средневеко­вье, были предметом наших разысканий более 25 лет назад. Сравнительный анализ византий­ских, греческих и сирийских источников, дополнявших друг друга, привел к точному пред­ставлению о первых шагах славянских племен и их появлении в Европе. Тесно связанные с аварскими и тюркскими племенами, они носили наименование склавинов и антов. Так называ­ли их греки, и это имя было им присвоено и сирийцами. Эти источники сделали возможной реконструкцию истории первых побед и поражений славян в областях Балканского полуостро­ва.

Один сирийский источник, современный нашествию племен на Византию, представля­ет особый интерес — это «Церковная история» Иоанна Эфесского (или Азийского), умершего в 586 г.

Третья часть его труда известна лишь по одной рукописи Британского музея, притом дефектной. Конец ее утерян, но сохранившееся оглавление позволяет сопоставить указанные в нем заголовки с текстами истории псевдо-Дионисия Тельмахрского (IX в.) и главами истории Михаила Сирийца (умер в 1199 г.).

Попытка дать и воспроизвести содержание этого источника, проследить путь славян, их проникновение в области Византии является также ответом на вопрос, что знал и как пред­ставлял себе движение и жизнь славян этот современник движения народов с востока в Визан­тию до 585 г., последнего года, записанного в его истории.

Известно, что славянские племена участвовали вместе с аварскими в набегах на Евро­пу. Первое упоминание о славянах у Иоанна Эфесского следует непосредственно за сообщени­ем об аварах, которых он называет «народом отвратительным» за их обычай носить волосы длинными и в беспорядке.

25-я история (=глава) 6-й книги 3-й части «Церковной истории» епископа Эфеса при­надлежит к числу тех, которые имеются в наличии в рукописи Британского музея. Перевод этой главы следующий:

«История 25-я

В 3-м году императора Тиверия проклятый народ славян вышел и прошел всю Элладу, область Фессалоники и всю Фракию. Они захватили много городов, крепостей, опустошили, сожгли, полонили и покорили область, водворились в ней свободно, без страха, как в собст­венной, в течение 4 лет, пока император был занят персидской войной и посылал все свои войска на восток. Поэтому они расположились на этой земле, раскинулись, пока Бог им покрови­тельствовал. Они грабили, жгли и полонили до внешней стены, взяли много тысяч табунов лошадей и другого скота. И до сих пор, до года 895 Селевкидов (582 г. н. э.), они расположи­лись и живут спокойно в ромейских областях без забот и без страха. Они полонят, убивают, жгут, они обогатились, у них есть золото и серебро, табуны лошадей, много оружия, и они обучены воевать более, чем ромеи. Это люди грубые, которые не смели показываться вне ле­сов и мест, не защищенных деревьями. Они даже не знали оружия, за исключением двух или трех копий и дротиков».

Части 5-й книги, в том числе 25-я глава, идут в последовательном порядке и сохрани­лись в Лондонской рукописи. До 36-й главы книга уцелела, но с 37-й до 49-й остались лишь фрагменты. Содержание этих глав известно по оглавлению в той же рукописи. Победы славян, описанные современником, отражают реальное состояние империи. Отметим точность сооб­щений о славянах, рассказ об их нападениях, которые происходили в течение 4 лет, указание на время (дата), когда писал историк. Он отмечает, что «этот народ славян», «грубый, варвар­ский», плохо вооруженный, который боялся воевать вне лесов, за короткий срок достиг силы, научился захватывать города, крепости, овладевать огромной добычей, обогащаться. Когда он угрожал столице, жители были охвачены ужасом.

Успехи славян вызвали противодействие аваров, о чем сообщают греческие и сирий­ские хроники.

Несколько глав из «Церковной истории» Иоанна Эфесского были переписаны Михаи­лом Сирийцем. Так, он говорит, что славяне захватывали церковную утварь, обычно изготов­ленную из золота и серебра. Киборий Коринфского храма был захвачен славянами. Они поста­вили его на повозку и укрепили, с тем чтобы каган в своих переездах мог сидеть под сенью этого кибория.

Некоторые замечания Иоанна сохранились; он считал, что авары сделали много зла, что это народ, вырвавшийся с востока, тогда как склавины и лангобарды — народы западные. Такое определение относительно, оно объясняется представлением хрониста о том, что славя­не и лангобарды до появления аваров занимали территорию на запад от реки Данубис. Иоанн Эфесский (в изложении Михаила Сирийца) полагает, что «каган аваров» был владыкой славян и лангобардов. Эти народы пошли и покорили «два города греков и крепости». Население за­нятых областей они успокоили, сказав им: «Выходите, сейте, собирайте, мы возьмем с вас по­ловину налога». Это облегчение подати должно было примирить население с завоевателями.

Чтобы остановить нападение склавинов на Балканский полуостров, «ромеи наняли на­род антов», восточную ветвь славян, которые устремились и опустошили земли славян на за­пад от Дуная. Эти последние тотчас отомстили. Объединенные силы этих народов не смогли овладеть блестящей столицей Византии, но они заняли город Анхиал, где их владыка каган, надев пурпурные одежды, возвестил с гордостью: «Вот, хотел того римский император или нет, дано мне царство». Но преследуемый тюркскими ордами, он был вынужден вернуться в Сирмиум.

Упомянутые факты почерпнуты из одного источника — «Церковной истории», состав­ленной очевидцем и современником «варварских» нашествий на Византию. Бесстрастный сви­детель, он определил способности врагов империи, отметил их склонность к развитию, к эво­люции.

Епископ Эфеса, постоянный участник полемических споров, гонимый, нашел время написать эти заметки, важные для древней истории славян.

Н.В. Пигулевская

Из сборника «Ближний Восток, Византия, славяне»

 

Читайте также: