ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:
Вам нравится наш сайт?


Отличный сайт!
Хороший сайт
Встречал и получше
Совсем не понравился





» » » Балтославяне и «великое переселение народов»
Балтославяне и «великое переселение народов»
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 16-02-2014 22:44 |
  • Просмотров: 2324

Кто такие балтославяне

В числе последних миграционных волн индоевропейцев были но­сители древнеевропейских диалектов, откочевавших в Европу. По мере продвижения на запад из них выделялись племенные объединения, оседавшие на новых территориях. Одновременно с обретением новой родины происходило разделение племен по роду их основной дея­тельности; земледельцы отделялись от скотоводов.

По предположению А. Лампрехта, приблизительно в 2000-1500 гг. до н.э. от носителей германских языков отделились и осели «на посто­янное место жительства» племена, говорившие на близких балтославянских диалектах. Они заселили огромную территорию, включавшую южное побережье Балтийского моря, значительную часть Централь­ной и Восточной Европы. Судя по всему, земли, на которых осели балтославяне, на западе ограничивали реки Днестр и Висла, на вос­токе — верховья Западной Двины и Оки. Южные территории, освоен­ные балтославянами, включали Верхнее Поднепровье.

До сих пор не удалось установить, какие именно археологические культуры II-I тыс. до н.э. непосредственно связаны с предками сла­вян, и отделить их от археологических памятников, оставленных пред­ками балтов. Поэтому историкам приходится в основном опираться на Данные исторической диалектологии.

Историческая лингвистика свидетельствует, что балтославянская культурно-языковая общность сохранялась на протяжении почти полу­тора тысяч лет. Лишь около 500 г, до н.э. из единого позднеиндоевропей­ского, или балтославянского, языка выделились собственно славянские и балтские племенные диалекты. Причем балты разделились на три круп­ные группы — западную (предки пруссов, ятвягов, галиндов, куршей и скалвов); срединную, или летто-литовскую (предки литвы, жемайтов, аукштайтов, латгалов, земгалов и селов), и днепровскую (предков ле­тописной голяди и других племен, названия которых неизвестны). В свою очередь славяне в IV—X вв. также разделялись на три главных диалект­ных ареала: южный (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов), западный (предки чехов, словаков и поляков) и восточный (предки русских, украинцев и белорусов).

Все перечисленные диалектно-племенные группировки постоян­но контактировали между собой, что и было основой сохранения бал- тославянской общности. Зону особенно активных культурных и язы­ковых связей балтов и славян составляли области верхнего Поднепро- вья, Западно-Двинского и Окского бассейном, населенные племенами днепровских балтов и постепенно осваиваемые славяноязычным на­селением. Следствием этих процессов стало то, что общеславянский (праславянский) язык сохранял значительную близость балтским язы­кам (особенно в фонологии).

Важным принципом, которого следует придерживаться при ана­лизе существующих гипотез и разработке новых, является следующее ограничение:

«Важнейшим аспектом в исследовании славянского этногенеза сле­дует признать методические ограничения в использовании исто­рических источников, ибо лингвистические и археологические ма­териалы дают меньше возможностей для таких ограничений. Дан­ные языка не поддаются абсолютной датировке, особенно когда речь идет о реконструкции праязыка; данные археологии, даю­щие возможности для такой датировки, «немы» — трудно ска­зать, на каком языке говорили носители той или иной археологи­ческой культуры, если у нас нет об этом данных исторических источников... Поэтому самоограничительная установка историков, основанная на фиксации самоназвания славян... представляется совершенно необходимой, в том числе и для того, чтобы искать праславян до VI в. Именно самоназвание является определенным, эксплицитно выраженным свидетельством возникновения этни­ческого самосознания, без которого невозможно существование сложившейся этнической общности».

«Великое переселение народов»

Начиная с III в. до н.э. древнейшие китайские хроники упоминают о столкновениях с племенами кочевников, которых обычно именуют собирательным термином хунну (хьюнну или сюнну). Для защиты от грозных северных врагов Небесной империи была возведена Великая Китайская стена, начало строительства которой относится ко времени правления прославившегося своей жестокостью императора Цинь Ши- хуанди (221—210 гг. до н.э.). Борьба с воинственными соседями, про­должавшаяся пять с половиной веков, закончилась победой Китая.

На завершающей стадии этой борьбы, в II-IV вв., в Приуралье из тюркоязычных хунну, местных угров и ираноязычных сарматов сформировалось новое этническое образование — племя гуннов. В 351 г. гунны были вынуждены уйти от границ Империи и двинуться на запад. Здесь они рассчитывали захватить земли и добычу, не достав­шиеся им в Китае. Фактически гунны возглавили мощный союз тюр­кских, германских и иранских племен, двинувшийся на Европу. Это перемещение вызвало грандиозные по масштабам этнические про­цессы, получившие в исторической литературе название «великого переселения народов».

Европа столкнулась с миграционными потоками с востока еще до того, как племена гуннов пересекли урало-каспийскую границу. Первой волной переселений стали вытесненные гуннами со своей «исторической родины» германские племена готов, ираноязычные аланы и, возможно, часть сарматов.

В начале нашей эры восточногерманские племена готов зани­мали южное побережье Балтийского моря и бассейн Нижней Вис­лы. В конце II в. они начали осваивать южные и юго-восточные территории, а в III в. достигли границ Римской империи, вышли в Приазовье и, возможно, начали заселять Крымский полуостров. Под напором гуннов, с III в., совместно с другими племенами готы вторгаются в пределы Римской империи и к концу IV и. засе­ляют ее территорию.

Готское нашествие изменило буквально всю этно-лингвистичес- кую карту Европы. Однако в письменных источниках того времени нет ни одного упоминания о славянах либо о племенах, которые бесспорно могли быть идентифицированы со славянами или балто- славянами. Тем не менее, в языке славян ясно прослеживаются следы ирано-готского влияния. Они связываются с так называемым средне­общеславянским периодом (рубеж VIII в. до н.э.— 1V-V вв. н.э.).

Вторжение гуннов на территорию Европы обычно датируется 375 г. Их появление вызвало массовые перемещения предыдущего «поко­ления» завоевателей в рамках всего региона формировавшейся сред­невековой европейской цивилизации. Гуннское нашествие еще раз перекроило этническую и политическую карту Европы. Память об этих драматических событиях сохранили не только письменные ис­точники, но и эпос многих европейских народов. Однако и на этот раз «исторические отчеты» о событиях, занимавших Европу в тече­ние почти двух веков, не упоминают ни одного названия племени, которое можно было бы с достаточным основанием отнести к славя­нам. Представить, что славянские племена каким-то чудом оказались не затронутыми гуннским нашествием, просто невозможно. Остается полагать, что сведения о славянах скрываются под одним (или не­сколькими) из этнонимов, относительно которых источники не дают достаточных сведений для отождествления с известными племенами и народами. Возможно также, что славяне, которые вели оседлый образ жизни и занимались земледелием, в отличие от кочевых гер­манских и иранских племен, не использовались гуннами в качестве воинов и рассматривались завоевателями лишь как объект грабежей и источник пополнения продовольственных запасов.

Важно отметить, что как балтославяне, так и выделившиеся из этой общности славянские племена оказались, таким образом, вык­люченными из культурно-исторической общности, которая форми­ровалась в то время на основе синтеза средиземноморской цивилиза­ции и культур пришлых варварских племен. Первые достоверные све­дения о славянах относятся к следующему крупному нашествию ко­чевников на Европу.

Так, однако, думают не все.

Чем же мы все-таки реально располагаем для восстановления ис­тории восточных славян, которых считаем своими «основными» пред­ками?

И. Н. Данилевский

Из книги «Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). Курс лекций»

Читайте также: