ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Иосиф Габсбург и Леопольд Габсбург
Иосиф Габсбург и Леопольд Габсбург
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 07-06-2014 15:46 |
  • Просмотров: 2470

Иосиф II ГабсбургИосиф Габсбург - «Второй шаг прежде первого»

В отличие от Франции, которую в 70-х гг. XVIII века пытался ре­формировать Тюрго, Габсбургская мо­нархия страдала не столько от дирижиз­ма бюрократов, сколько от нерешен­ности аграрных проблем. Проще гово­ря — от крепостного права. Решать воп­рос ликвидации крепостничества дове­лось императору Иосифу II.

«По профессии я роялист»

Иосиф был сыном Марии Терезии — последней в роду Габсбургов, и герцо­га Франца Лотарингского. Возможно, именно «свежая кровь», внесенная Ло­тарингским домом в вырождающийся род австрийских монархов, некоторым образом определила энергичный харак­тер деятельности этого императора-ре- форматора.

Монархия Марии Терезии была для Иосифа как недостаточно абсолютной, так и недостаточно просвещенной. Им­ператор был типичным просвещенным абсолютистом и всеми своими силами стремился укрепить державу, не желая допускать никаких преобразований сни­зу. Говорят, что в ответ на вопрос о том, как он относится к американской революции, Иосиф заметил: «По профессии я роялист».

Иосиф был бесспорно одним из самых ярких людей сво­ей эпохи, обладающим чудовищной энергией и работоспо­собностью. Новый император стремился к осуществлению активных преобразований во всех возможных направлени­ях. Это был человек, в характере которого удивительным образом сочетались основательность и энтузиазм. Он ус­певал порождать тысячи различных реформаторских дек­ретов. Но та поспешность, с которой эта деятельность осу­ществлялась, обычно препятствовала успешной реализа­ции замыслов. Как отмечал Фридрих II, досконально изучив­ший своего вероятного военного противника, «Император Иосиф — человек с головой; он мог бы многое произвести, но жаль, что всегда делает второй шаг прежде первого».

Работая порой по 18 часов в сутки, Иосиф доводил до слез окружающих. Мария Терезия даже грозилась уйти в монастырь, будучи не в силах совладать с энергией сына, требовавшего от нее все новых и новых преобразований. Родственникам, которых он считал «бесполезным бреме­нем земли» (за исключением брата и наследника своего — Леопольда, чей ум уважал и с которым порой советовал­ся), Иосиф создал такие условия жизни при дворе, что все они просто разбежались из Вены. Что же касается рано скончавшегося отца, то его будущий император в детстве просто презирал, поскольку Франц был простым герцогом Лотарингским, тогда как Иосиф — по матери — природным Габсбургом.

Этого человека отличали самостоятельность и прагма­тизм. Он выстраивал здание реформ по той схеме, по ка­кой считал нужным, а не так, как было написано в книгах просветителей. К самим же французским просветителям, как к людям и теоретикам, он относился весьма скептичес­ки, делая, пожалуй, исключение только для экономистов — физиократов. Впрочем, их советы он тоже применял лишь в той мере, в какой они представлялись практически реа­лизуемыми.

Иосиф не переставал учиться. На протяжении всей жиз­ни император стремился модифицировать имевшиеся у него представления об экономике сообразно реальности, с кото­рой приходилось сталкиваться. Он отказывался от подхо­дов, казавшихся ему устарелыми, и легко становился на иную точку зрения.

Вот как сам он описывал эволюцию своих взглядов, произошедшую с того момента, когда он в возрасте 21 года был впервые допущен в Государственный совет. «Я подумал спроста, что увидевши в своем воображении денежные сун­дуки, размещенные в шести разных местах под сводами, что узревши одного президента, на котором лежало исключи­тельное управление всеми отраслями государственной адми­нистрации, и другого президента, который должен был все контролировать, — да, я подумал тогда, что я почти также умен, как сам Кольбер... Но после целого года учения... я убе­дился, что система эта могла бы осуществляться, если бы люди были сотворены согласно ее принципам; но она не принимала в расчет слабостей человеческих».

Иосиф должен был в первую очередь думать о повыше­нии доходов. Успехи его в этом деле были весьма противо­речивы. В основном удавалось за счет строжайшей эко­номии, представлявшейся окружающим обыкновенной ску­постью (в Вене ходил даже анекдот о том, что во дворце сдавались внаем апартаменты, освободившиеся после отъезда всех императорских родственников), держать бюд­жет бездефицитным. Но разразившаяся к концу его цар­ствования турецкая война опять обременила государство колоссальным долгом.

Экономический атеист

Император понимал: одними лишь фискальными мерами ему не справиться со всеми своими проблемами, а, следова­тельно, главное изменение, происходившее в мировоззрении

Иосифа, сводилось, пожалуй, к тому, что государство долж­но не только собирать налоги с подданных, но и создавать для них выгодные условия ведения дел, позволяющие раз­богатеть. «Слабости человеческие», такие как, скажем, склонность к богатству и комфорту, в конечном счете мог­ли обернуться силой государства, населенного зажиточны­ми подданными.

«Общее благо, — отмечал П. Митрофанов, наиболее глу­бокий исследователь реформ эпохи Иосифа, — было, прав­да, единственной целью его жизни, ради него он работал не покладая рук, так что даже подорвал железное свое здоровье, но благо это понимал он по-своему, независимо от чьих-либо указаний, принимая советы лишь в том случае, если они ему нравились... Догматизма он был чужд и в экономической об­ласти: быть ли физиократом или меркантилистом, ему было все равно, лишь бы казна оставалась полна, а этого можно было достичь помимо беспощадной экономии и строго кон­троля за служащими усилением платежных сил населения, улучшением его благосостояния, размножением народона­селения по любой теории или системе: недаром Иосиф на­зывал себя “атеистом” в области экономических вопросов».

Культурное заимствование для такого монарха играло огромную роль. В частности, большое значение для разви­тия представлений Иосифа о том, какие преобразования требуется осуществлять в Монархии, оказала поездка во Францию, предпринятая в 1777 г.

Как раз в середине 70-х гг. там был осуществлен либе­ральный эксперимент Тюрго. Страна широко обсуждала проблему преобразований, и Иосиф имел хорошую возмож­ность познакомиться с экономическим учением физиокра­тов. Он не просто проводил время при дворе, но старался действительно узнать Францию. Император много ездил, изучал как народный быт, так и использовавшиеся фран­цузской бюрократией механизмы управления. Однажды ему довелось даже в каком-то местечке крестить ребенка:

—    Как Вас зовут? — поинтересовался священник.

—    Иосиф, — ответил будущий крестный отец.

—    А фамилия?

—    Второй.

—    А род занятий?

—    Император.

Но это все были частности. Главным, наверное, явля­лось изучение реформ и их последствий. Однажды в сало­не император встретился с самим реформатором, и, как замечали наблюдатели, «с Тюрго он болтал очень много».

Под воздействием тщательного изучения зарубежного опыта Иосиф постепенно стал склоняться к необходимо­сти снятия административных ограничений, препятству­ющих свободному развитию торговли и промышленности. «Император со времени возвращения из Франции только и бредит торговлей», — говорили в Вене.

Тем не менее реформы Иосифа были чрезвычайно про­тиворечивыми. Таможенные преграды одновременно и сни­мались, и укреплялись. Власть цехов, заменялась властью бюрократии. Стремление ко всеобщему равенству оборачи­валось игнорированием острых национальных проблем.

Кто не слушается, может убираться

Сам процесс преобразований начался еще до поездки во Францию. В 1775 г. в Монархии были в основном отме­нены внутренние таможни, что способствовало развитию торговли. Однако таможенная граница между Австрией и Венгрией продолжала существовать. Более того, сохраня­лась жесткая протекционистская защита от зарубежной конкуренции. Существовал большой список товаров, при импорте которых взималась пошлина, являвшаяся чуть ли не запретительной.

Ни до ни после времени правления Иосифа, если не считать периода наполеоновской континентальной блока­ды, система запретительных пошлин не была доведена до такой крайности. Некоторое смягчение протекционизма последовало лишь в 1809 г., когда министр граф Филипп Штадион провел Декрет о свободе торговли с немецкими государствами.

Противоречивость действий Иосифа объяснялась про­тиворечивостью самой его натуры, тем что он отнюдь не был либералом, хотя и стремился к прогрессу. Настоящий либерализм в ту эпоху был еще немыслим. То, чего хотел добиться Иосиф, лучше всего передано в словах одного из современных ему публицистов. Тот сформулировал адми­нистративный идеал императора: «Он хочет в буквальном смысле превратить свое государство в машину, душу кото­рой составляет единоличная его воля...».

Даже министры Иосифа не имели никакой самостоятель­ности. Весь круг их деятельности определялся словами «до­ложить» и «исполнить». Когда аппарат осмеливался предла­гать какие-то коррективы, чтобы ввести бурный поток императорских преобразований в более спокойное русло, Иосиф пресекал инициативу в зародыше. «Канцелярия хо­рошо бы сделала, — заметил он в ответ на предложение про­длить срок изучения немецкого языка для чиновников в Вен­грии, где этот язык вводился как государственный, — если бы оставила про себя свои советы... Мое распоряжение ос­тается в силе... Кто же не хочет слушаться, тот может уби­раться подобру-поздорову, будь то канцлер или последний писец».

Император не терпел бездельников, что в принципе для экономического развития страны было довольно хорошо. Буквально через месяц после смерти Марии Терезии Иосиф приказал ликвидировать частный фонд императрицы, из средств которого выплачивались пенсии, являвшиеся кор­мушкой для многочисленных прихлебателей.

Однако представление Иосифа о том, что такое «бездель­ник», было слишком уж своеобразным. С одной стороны, он закрывал монастыри, с другой же — резко отрицательно относился к городам, считая их рассадниками паразитизма и дурных нравов. Закрыть города он, конечно не мог, но изыскивал меры для того, чтобы воспрепятствовать их раз­витию. Иосиф тратил средства из не слишком обильного госбюджета на субсидирование новых фабрик, однако полу­чить поддержку мог только тот предприниматель, который открывал ее в деревне.

Всех под одну гребенку

Субсидирование бизнеса и осуществление контроля за ним вообще было одним из любимых занятий императора, обильно поглощавшим те средства, которые с таким тру­дом удавалось сэкономить на ликвидации других статей расходов.

В годы его правления практически все ремесла уже были объявлены свободными профессиями, независимыми от цеховых ограничений. Устранялись всяческие монополии, была обеспечена полная свобода хлебной торговли внут­ри отдельных имперских земель. Но для открытия своего дела требовалось разрешение чиновников. Более того, Иосиф полагал, что его аппарат сможет контролировать качество продукции, выпускаемой частными производите­лями. На всех почти мануфактурах вводилось то, что у нас сейчас назвали бы госприемкой.

Подданных Монархии нагружали и индивидуальными повинностями ради процветания национальной экономи­ки. Так, в частности, «брачующимся парам было вменено в обязанность перед свадьбой посадить несколько фрукто­вых деревьев: без этого не дозволялось венчаться».

Наконец, когда нельзя было ничего приказать, донима­ли советами. Народу разъясняли, как ухаживать за жеребя­тами, как кормить отелившихся коров, скрещивать шпан­ских овец с волошскими, как сажать тутовые деревья и устраивать живые изгороди, как избавиться от сорных трав. Сам император обожал вникать во всевозможные мелочи вплоть до опеки «зоопарка». Например, в самый разгар вой­ны с турками Иосиф занялся привезенной в Вену зеброй.

Обратной стороной командной системы была финан­совая поддержка. Немало денег расходовалось на то, что­бы поддержать бизнес. Кроме экспортных премий, сти­мулирующих вывоз товара за границу, с 1785 г. начали предоставляться ссуды и субсидии предпринимателям, от­крывающим новые предприятия. Причем Иосиф органи­зовал дело на единых принципах в отличие от своей матери, которую нетрудно было разжалобить и вымолить посред­ством этого финансовую поддержку. Сын давал деньги ску­пее, но делал это более систематично. Тем не менее какой бы то ни было связи между финансовой поддержкой каз­ны и эффективностью работы дотируемых предприятий обнаружить не удавалось.

Кроме поддержки экспорта товаров существовала еще и поддержка импорта специалистов. По всей Германии рыскали эмиссары императора с тем, чтобы привлечь не­мецких колонистов в Венгрию. Предполагалось, что они должны научить венгров жить и пахать землю. Колонисты в качестве поощрения на десять лет освобождались от на­логов и рекрутчины. В итоге в страну толпой под видом квалифицированных землепашцев устремились бродяги, цыгане, нищие евреи. Пришлось потом тратить еще мно­го денег и сил на выдворение из страны «специалистов», не способных принести ей какую бы то ни было пользу.

Еще одно важное противоречие в натуре императора касалось того, как он воспринимал становившееся все бо­лее модным в эпоху Просвещения равенство. По оценке П. Митрофанова Иосиф в определенном смысле был «де­мократом до конца ногтей и во всех жителях своих земель видел лишь равно послушных и платящих подданных. Лич­но он сближался больше со знатью, т.к. с детства вырос в этом кругу... но самые сословные притязания считал вред­ными для государства». Однако стремление к равенству, способствовавшее преодолению феодальных ограниче­ний, в то же время порождало и совершенно фантастичес­кие устремления императора, скорее тормозившие разви­тие страны, нежели хоть сколько-нибудь способствовавшие ему. «Иосиф хотел из различных народностей, покорных его скипетру, создать единую нацию, одушевленную любо­вью к общему отечеству, как то было, например, во Фран­ции, королю которой он искренне завидовал. По выраже­нию ядовитого Гармайера, австрийского беженца и не­навистника Габсбургов, «Иосиф в порыве капральского своего либерализма, хотел остричь под одну гребенку вен­герцев, чехов, немцев и ломбардцев».

Император значительно разумнее своей матери смот­рел на роль различных религиозных конфессий в жизни страны. В 1781 г. лютеранам, кальвинистам и православным была дарована веротерпимость. Однако евреев Иосиф не любил, поскольку считал паразитами, склонными лишь к потреблению, а не к созиданию. Поэтому они были лише­ны важнейших прав, дарованных остальным подданным.

Цезарь сабору не указ

Непосредственным итогом хозяйственной деятельности Иосифа стало образование новых значительных долгов ко­роны, неудачное субсидирование фабрикантов, свертыва­ние международной торговли, обострение национальных проблем. Народ же вину за все бедствия возлагал на либера­лов. Люди, лишь понаслышке знавшие о физиократах, уп­рекали именно их в доведении страны до нищеты.

Тем не менее вклад Иосифа в дело австрийской модер­низации трудно переоценить. Он добился главного.

Еще на протяжении 70-х гг. в Монархии были предпри­няты существенные шаги по сокращению использования барщины и ограничению прав помещиков в отношении крестьян. Последние получили право выкупать те наделы, которыми они пользовались, что создавало некоторые важ­ные условия для организации капиталистического сель­ского хозяйства.

Со времен Марии Терезии крестьянские земли оказа­лись разделены на купленные и не купленные. Первые мог­ли передаваться по завещанию наследникам, тогда как вто­рые после смерти их пользователя отходили обратно к по­мещику. Понятно, что эффективное хозяйствование воз­можно было только в первом случае.

Кроме того, еще во времена Марии Терезии на значи­тельной части территории Монархии был положен конец регулярно осуществлявшемуся ранее общинному переделу пашенных земель. Крестьянин оказался в известной сте­пени защищен не только от волюнтаризма помещика, но и от неразумного вмешательства в хозяйственную деятель­ность со стороны своих же соседей.

Но по-настоящему качественные изменения произошли уже в 80-х гг. после смерти Марии Терезии. 1 ноября 1781 г. появился так называемый патент о подданных, которым ликвидировалась крепостное право в Чехии, Силезии и Галиции. Крестьяне из зависимых от помещика людей пре­вращались в подданных монарха. Впоследствии патент о подданных был распространен на Штирию, Каринтию, Венгрию, Крайну и Трансильванию.

Однако отмена крепостного права не была еще реше­нием земельного вопроса как такового. Поэтому важней­шим дополнением к патенту о подданных стал урбариальный патент 1789 г., в соответствии с которым барщина заменялась оброком — денежной компенсацией помещику, не превышающей 17% дохода крестьянина, а также выпла­чиваемым государству налогом, ограниченным 12%. Более того, поземельный налог становился единым и распрост­ранялся на дворянские земли, от чего аристократия в фи­нансовом отношении сильно пострадала.

Однако эти благие начинания так и не были реализова­ны. Авторитарные преобразования нуждались в авторитар­ном реформаторе. Когда Иосиф скончался, исчезла и та сила, которая тянула монархию в сторону модернизации. Обнажились все слабости системы. Наследник Иосифа — его брат Леопольд II под давлением недовольных землевла­дельцев вынужден был отменить налоговые и оброчные на­чинания своего предшественника. Не в полной мере уда­лось провести в жизнь даже положение о личной свободе. Например, в Хорватии патент Иосифа фактически не ис­полнялся, т.к. не был принят местным парламентом — сабором.

В итоге степень эксплуатации крестьянства оставалась значительно более высокой, нежели та, какой она была в проектах Иосифа II. Единственное, что осталось от преоб­разований 1789 г. (помимо ликвидации личной зависимо­сти), это разрешение крестьянам наследовать вдобавок к купленным еще и не купленные земли. Это, правда, не оз­начало их перехода в крестьянскую собственность, а лишь несколько ограничивало права помещика.

Иозефинизм с человеческим лицом

Проблемы, выявившиеся при Леопольде, очень ярко подчеркнули своеобразную противоречивость той полити­ки, которую в Австрии принято называть йозефинизмом. Сам по себе новый монарх мог, наверное, считаться иде­альным просвещенным абсолютистом. При жизни своего старшего брата Леопольд — ученик французских физио­кратов и Монтескье — управлял Великим герцогством Тос­канским. «Просвещенный абсолютизм» зашел в Тоскане значительно дальше, чем в самой империи. С 70-х гг. здесь осуществили ряд реформ, направленных на расширение свободы торговли и упразднение всех внутренних сборов. Был введен единый таможенный налог на границах, раз­решена свободная продажа недвижимости. Сначала во Флоренции, а затем и в остальных городах упразднили цехи, упростили налоговую систему.

Однако то, что можно было сравнительно легко осуще­ствить на территории развитой и просвещенной Италии (тем более в такой культурной ее части, как Тоскана), не так то просто оказалось внедрить в масштабах многонаци­ональной Монархии. После смерти крутого императора Иосифа выяснилось, что народ не слишком-то доволен ре­зультатами его правления. «Если бы император, как он со­бирался, “по совести и чести” стал отчитываться перед сво­ими подданными, последние вряд ли одобрили бы его хозяйствование», — заметил П. Митрофанов.

Личные качества двух императоров определили разли­чие их подходов к преобразованиям, осуществлявшимся в столь сложной обстановке. И снова дадим слово П. Митро­фанову: «Иосиф II, этот фанатик государственности и об­щественного блага, в своей idee fixe нашел силы стать выше обычных человеческих страстей и слабостей... Не то брат его Леопольд: он был человек в полном смысле этого слова со всеми достоинствами и недостатками, которые приви­ли ему рождение, воспитание, общественное его положе­ние и переживаемые им события. Ум у нового императора был скорее критический, нежели творческий. Он мог по­нимать значение нового, анализировать проходящие в Монархии процессы, но создавать что-либо самому, преодо­левая встающие на пути преграды, для него было слишком трудно. В итоге Леопольд, с одной стороны, значительно более тонкий и осмотрительный, чем его старший брат, а с другой стороны — мягкий, уступчивый и тактичный, не имевший ни смелости, ни энергии Иосифа, предпочитав­ший ладить со всеми, вместо того чтобы вступать в разно­го рода столкновения, не мог игнорировать те факты, ко­торые общество сообщало ему о последствиях недавних преобразований».

Оказавшись на троне, Леопольд пошел на уступки. Воз­можно, они должны были быть временными, но через два года после восшествия на престол новый император умер. В результате главные задачи так и не были решены.

Дмитрий Травин, Отар Маргания

Из книги "Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара"

 

Читайте также: