Показать все теги
Рассказывая о том, как аршакидский царь Валаршак обустроил Армянское царство, Мовсес Хоренаци сообщает: «Гушар, что от сынов Шарая, получил в наследство Темную гору, т. е. Кангарк и половину (страны) Джавахов, Кохб, Тцоб, Дзор до крепости Хнаракерта. Но владения Ашоцские и домены Таширские Вахаршак жалует потомкам Гушара Хайкида» (1:58; 2: 108).
Давно установлено, что Гушар является эпонимом Гугарка. В тексте, видимо - описка и «быть может, точнее чтение Gowjar, ср. нынешн. Гуджарети» (3: 424; 4: 24, 25). Я также придерживаюсь этой точки зрения, с той лишь разницей, что думаю, в первоисточнике вместо «Гушар», должно было быть, не Гуджар, а просто - Гугар (5: 6).
Учитывая локализацию перечисленных армянским историком «гаваров» (областей) Гугарка, весьма знаменательно, с точки зрения рельности данной справки, что описанная территория (за исключением лишь «половины (страны) Джавахов») соответствует двум, древнейшим по «Картлис цховреба», провинциям Иве- рийского (Картлийского) царства: Гачиани и Гардабани, т.е. исторической области Грузии - Квемо (Нижней) Картли (6: 16).
Однако следует учесть, что даже в вышеозначенных пределах Гугарк представляется, как результат длительного исторического процесса, ибо одно сообщение Фавстоса Бузанда (V в.) совершенно недвусмысленно указывает, что Гугарк, Кохб и Дзор - разные области (7: 242; 8: 123). А Кохб и Дзор (т.е. нынешние ущелья рек Инджа-су и Акстафа-чай в республике Азербайджан) (9: 353; 10: 108; 11: 148; 12: 60). - это области, которые соответствуют древнегрузинской провинции Гардабани
Хнаракерт, Ташир, Ашоцк и «половина (страны) Джавахов» также, видимо, не являются «первоначальной» территорией Гугарка и распространение на них этого имени - результат древнейшего процесса политического развития упомянутой провинции. Основным ядром Гугарка по всей видимости, был Кангарк и возможно - Тцоб (Тцобопор), т.е. бассейн р. Дебеда-чая, исключая р. Каменку. К аналогичному заключению пришел К. Туманов (31: 468, 469).
Помимо всего прочего, на это указывает, во-первых, само географическое положение данного ущелья, его верховьев (т.е. Кангарка) на самой южной окрайне Гугарка, на границе с Арменией. Естественно, поэтому армяне могли называть Гугарком и всю остальную территорию, лежащую севернее (5: 8, 9); во-вторых, на это же указывает то, что именно здесь, у истоков Дебеда- чая, сохранился древнегрузинский топонимический реликт этой провинции - «Гогарани» (13: 402) - название селения, переименованного ныне в «Гугарк»!
По «Ашхарацуйцу» (VII в.) пределы Гугарка гораздо более обширны и кроме вышеуказанных провинций Южной Иверии, Гугарк этого источника включает еще и Триалети и почти всю юго-западную часть исторической Грузии: Джавахети, Артаани, Кларджети (14: 366; 15: 20; 16: 34).
Как же это обяснить?
Дело в том, что, как известно, для ограждения северных границ царства от военных вторжений, на территории Гугарка армяне создали т.н. «бдешхство» (маркграфство). По принятому мнению, бдешхство это было создано Тиграном Великим в I в. до н. э. (22: 95). Расширенные пределы Гугарка, которые засвидетельствованы в «Ашхарацуйце», видимо, являются следствием последующего развития политических процессов: было бы естественным предположить, что по мере территориальной экспансии Армении на север, завоеванные земли причислялись к владениям гугаркского бдешха и тем самым расширялись пределы Гугарка.
Как нам уже известно, эпонима Гугарка - Гушара Мовсес Хоренаци считает Хайкидом, т.е. потомком Хайка - эпонима армян. Следовательно, для него Гугарк изначально является армянской провинцией. В «Ашхарацуйце» Гугарк также упоминается, как исконно армянская область, хотя и подчеркивается, что ко времени составления памятника, т. е. к VII-му веку, эта территория, отнятая у армян, принадлежала Иверийскому (Картлийс- кому) царству (16: 34,35).
Такая же точка зрения господствует и в современной армянской историографии.
Чтобы прояснить, насколько правомерно подобное соображение, первым долгом, следует знать, кто же были гугары - коренное население Гугарка, какова их этническая принадлежность по тем же армянским источникам?
Обратимся к одному из самых ранних историков Армении, к Фавстосу Бузанду (V в.). Он пишет: «Маскутский царь Санесан, сильно разгневавшись, проникся враждой к сородичу своему, армянскому царю Хосрову, и собрал он все свои войска - гуннов, похов, таваспаров, хечматаков, ижмахов, гатов и глуаров, гугаров, шичбов и чилбов и баласичев и егерсванов и несметное множество других разношерстных кочевых племен, все множество войск, которым он повелевал. Он перешел свою границу, большую реку Куру и наводнил армянскую страну» (7: 24; 8: 15). По контексту тут речь идет о разных кавказских племенах и совершенно очевидно, что гугары для историка не являются армянским племенем.
Более определенные данные по интересующему нас вопросу находим у самого Мовсеса Хоренаци. Так, рассказывая о наследстве Гушара Хайкида, о чем речь велась выше, историк непосредственно продолжает: «Управление северною страною, лежащею насупротив горы Кавказа (Валаршак, Д. М.), возлагает на великое, могучее племя; родоначальнику же его жалует титул бдешха Гугарского» (1: 59; 2: 108). Очевидно, что это «великое, могучее племя» не армянского происхождения, а раз оно живет севернее Армении «насупротив горы Кавказа», то самое логичное (тем более, что о происхождении алванов Мовсес Хоренаци вел разговор до этого), предположить что историк здесь подразумевает грузин; а так как родоначальник этого племени назван «бде- шхом гугаров», то следует признать, что гугары и есть грузины. То,что под «великим, могучим племенем гугаров» Мовсес Хоре- наци подразумевает именно грузин, в частности - восточных грузин, подтверждается текстом, который следует непосредственно за вышеуказанным: «Управление северной страною, лежащею насупротив горы Кавказа, возлагает на великое, могучее племя; родоначальнику же его жалует титул бдешха гугаров, который происходил от потомка Михрдата, сатрапа Дареха, которого привел Александр и поставил правителем над пленными иверийцами» (1: 59; 2: 108).
Таким образом, совершенно ясно, что «потомок правителя иверийцев» - уже известный нам бдешх - является «родоначальником великого, могучего племени гугаров», т.е. гугары идентичны иверийцам, точнее - являются одним из восточногрузинских (именно - картлийских) племен, которое грузины называли «гога- рани»: закономерная грамматическая форма множественного числа именительного падежа, сохранившаяся, как уже отмечалось, в названии селения в Памбакском ущелье.
Предложенная интерпретация точки зрения Мовсеса Хоре- наци подтверждается также и тем, что несколько ниже он упоминает живущего якобы при армянском царе Арташесе (II в. до н. э.) «некоего Михрдата, великого бдешха иверийского (происходящего) от Михрдата сатрапа Дареха, поставленного Алексан- ром над пленными иверийцами, как мы сказали выше» (1: 64; 2: 117). Итак, великий вельможа армянских царей, «бдешх гугаров» для Мовсеса Хоренаци равнозначен «великому бдешху иверий- цев», следовательно, гугары и есть иверийцы! Именно поэтому «бдешх гугаров Ашуша» Мовсеса Хоренаци (1: 201; 2: 356), у Лазара Фарпеци (V в.), Мовсеса Каланкатваци (VII в.) и Степано- са Орбеляна (XIII в.) называется «бдешхом иверийцев» (17: 52; 18: 132; 19: 60).
Для подтверждения сказанного имеются весьма веские свидетельства у Ованнеса Драсханакертци (X в.). Так в своей «Истории Армении» он специально перечисляет «соседей наших (т. е. армян - Д.М.): греки и егеры, гугары и утийцы» (20: 140). Не подлежит никакому сомнению, что здесь гугары подразумевают иве- рийцев или восточных грузин, также как егеры - мегрелов, точнее - вообще западных грузин, а утийцы - алванов.
Не менее важно еще одно свидетельство Ованнеса Драсха- накертци, когда он упоминает о «великом Корепископе, который господствовал над той частью Гугарка, что примыкала к Аланским воротам» (20: 206). Здесь речь идет о княжестве Кахети и, таким образом, как видим, не только Картли, но и Кахети вместе с Дарьяльским ущельем называется Гугарком (5: 13-15).
Так почему же Мовсес Хоренаци, а вслед за ним и современная армянская историография в целом, считают собственно Гугарк//Гогарани армянской провинцией? Возможно, правильна точка зрения автора «Ашхарацуица» о том, что хотя в его время Гугарк//Гогарани принадлежал Иверийскому (Картлийскому) государству, однако это было следствием захвата иверийцами (картлийцами) армянской земли?
Мовсес Хоренаци определенно тенденциозен. Действительно, во-первых, он знает, что «великое, могучее племя гугаров», жившее в «северной стране, лежащей насупротив горы Кавказа», не является армянским. Тем не менее он, противореча самому себе, считает эпонима этого племени Гушара - Хайкидом, т.е. армянином; более того, из его, несколько путаного, пересказа нам известно, что «потомок правителя иверийцев» является «родоначальником великого, могучего племени гугаров», а «бдешх гугаров» (он же «родоначальник великого, могучего племени гуга- ров») и «великий бдешх иверийцев» - оба присходят от «правителя иверийцев». Создается впечатление, что Мовсес Хоренаци чего-то нарочито не договаривает. Однако по контексту, возможно даже вопреки его желанию, совершенно очевидно, что «гуга- ры» и «иверийцы» идентичные этнические понятия, хотя историк об этом нигде прямо не заявляет.
Что же касается «Ашхарацуйца», то следует отметить: интересующие нас данные этого памятника в определенном смысле, корректны. Дело в том, что если его окончательная редакция относится к рубежу VI-VII веков, то при описании стран Закавказья использованы несомненно более древние источники (12: 14 и след.). В частности, я считаю, что картина территориальной структуры Иверии, представленная в источнике, соответствует ситуации второй половины IV-го и первой половины V вв. (11: глава II, 6), когда Гугарк//Гогарани окончательно воссоединился с Иве- рией, что и отмечено автором «Ашхарацуйца». Он разумеется знал, что Гугарк//Гогарани раньше входил в пределы Армении, как крупная административная единица и поэтому при описании своей страны, включил в нее и эту область. «Ашхарацуйц» - географический памятник и от его автора не следует ожидать исторических экскурсов. Возможно (под влиянием Мовсеса Хорена- ци?) он искренне верил, что Гугарк//Гогарани - армянская земля?!
Думаем, все сказанное выше противоречит этому. Действительно, если коренные жители этой провинции - гугары//го- гараны были грузинами, о чем однозначно указывают армянские источники, то естественно, и их земля должна была изначально принадлежать Иверийскому царству.
Имеются ли какие-либо аргументы в пользу подобного предположения? Да, имеются.
С самым ранним упоминанием о Гугарке//Гогарани мы встречаемся у Страбона, которому эта провинция известна под названием Гогарены (ср. грузинское «Гогарани»!). Это общеизвестное место из его «Географии» (XI, 14, 5) гласит: усилившиеся к началу II века до н. э. армяне, в частности, царь Артаксий (Арташес) отнял «у иберов - предгорье Париадра, Хорзену и Гогаре- ну, которая находится на другой стороне реки Кира» т.е. Куры (21: 498). Следовательно, по ясному указанию географа, Гога- рена//Гогарани является иверийской областью, которую завоевали армяне, причем территория ее определяется, как лежащая юго- восточнее р. Куры. Такая локализация вполне совпадает с той, какую предлагает для Гугарка Мовсес Хоренаци. И как тут не вспомнить, в связи со свидетельством греческого географа, сообщение армянского историка о «великом бдешхе иверийском», которому «Арташес доверяет управление северными горами и Понтийским морем» (1: 64; 2: 117; ср. 38: 266, №70). Полное, можно сказать, семантическое и хронологическое, совпадение говорит лишь о реальности события.
Следовательно, по наглядному указанию Страбона, подтвержденному Мовсесом Хоренаци, Гогарена//Гогарани является иверийской (картлийской) областью, которую завоевали армяне, причем территория ее (собственно Гогарены//Гогарани) определяется, как лежащая юго-восточнее р. Куры.
Это была первая экспансия армян в сторону Иверии (Кар- тли) (29: 33).
На протяжении нескольких веков упомянутая область являлась яблоком раздора между соседями. В течение политических коллизий параллельно происходила, видимо, также и иммиграция армян. Во второй половине IV-го века Гугарк//Гогарани окончательно присоединяется к Иверийскому (Картлийскому) царству (5: 10-13).
Именно такая политическая судьба, нужно думать, дала повод Мовсесу Хоренаци и некоторым другим армянским источникам («Ашхарацуйц», «Гахнамак» и др.), считать Гугарк//Гога- рани армянской провинцией.
К сожалению, такая тенденция продолжается и в современной армянской историографии.
Собственно Гугарк//Гогарани, т. е. провинция «Квемо (Нижней) Картли», остается неотъемлемой частью грузинской государственности и после завоевания арабами Восточной Грузии в середине VII века. Позже, когда в результате всестороннего развития феодальных отношений, раннефеодальное Иверийское (Картлийское) государство, в конце VIII века распалось на отдельные феодальные княжества, Гугарк//Гогарани остается в пределах Тбилисского арабского эмирата, отпавшего от халифата (28: глава I, 2-4).
К концу IX-го века Ашот Барепашт, основатель Армянского царства Багратидов, захватил южные провинции Гугарка//Го- гарани (23: 117). Это была вторая экспансия армян в сторону Восточной Грузии (29: 37). По сильно преувеличенному сообщению армянского историка XIII-го века, Вардана Великого, Ашот будто бы завоевал всю Иверию, Алванию и весь Кавказ. Однако Ован- нес Драсханакертци - современник Смбата Тиезеракала (890-914 гг.) и Ашота Ерката (914-928 гг.), сына и внука Ашота Барепашта, указывает, что они владели городом Самшвилде (Шамшулде) - значительным центром южной части Квемо Картли. В частности, историк сообщает: «Царь Ашот (сын царя Смбата) пустился в путь, пошел в страну Гугарк и достиг большой крепости, которая на иверском языке зовется Шамшулде, то есть «Три стрелы», ибо народы, что жили вокруг крепости, были покорены его отцом» (20: 202). Интересно отметить, что древний грузинский город Самшвилде (внушительные развалины которого сохранились до настоящего времени), по грузинским источникам являющийся центром одного из эриставств (воеводств) Картлийского царства, и «Ашхарацуйцу» известен именно, как «грузинский город» (14: 358; 15: 17).
Далее, следует подчеркнуть, что для Ованнеса Драсхана- кертци, как это видно по контексту, «страна Гугарк», куда направился Ашот Еркат и где живут «племена» (армянское «zazgs» по контексту правильнее переводить, как «племена», «народ», а не «народы», ср. 37: 56), подвластные армянским царям, не является армянской. А так как название крепости этой страны, по его же заявлению, грузинское, то нет сомнения - для него «племена, что жили вокруг крепости» являются грузинами, а сама «страна Гугарк» - частью Грузии (Картли). И несмотря на то, что предложенная средневековым армянским историком этимология не совсем точна, («Самшвилде» по-грузински означает не «три стрелы», вернее - «три лука», а «место изготовления луков»), он, конечно, гораздо более объективен, считая, как и «Ашхарацуйц», город грузинским, чем современная армянская переводчица его «Истории Армении», которая «i lezow Vral» армянского текста нарочито переводит, как - «на иверском языке»» (?!), а не попросту - «по-грузински»; а город Самшвилде считает армянской крепостью! (20: 345).
Итак, уже этот пассаж аутентичного источника без сомнения проясняет нам этническую сущность «страны Гугарк». Именно поэтому, когда в конце IX-го века Ашот Барепашт, владетель Армении, завоевал южные провинции Гугарка//Гогарани, он присвоил титул «ишхана ишханов армян и грузин» (23: 158), т. е. «князя князей в Армении и Грузии» (24: 107). Подобная политическая ситуация продолжается и позднее, когда на этой территории в конце X-го века создается вассальное Анийскому, т.н. Лоре-Таширское, или Ташир-Дзорагетское «армянское царство» Кюрикидов (25: 129), вплоть до середины XI-го века (23: 256, 279; 24: 184, 203: 6: 154, 159). Действительно, титул Ашота Баре- пашта, после его воцарения переходит к его преемникам, царям Анийского государства, которые, как например, Гагик I Шахиншах (990-1020 гг.), сюзерен Кюрикидов, и его сын Смбат (1020-1041 гг.) именовались «царями армян и грузин» (26: 13, 20; 30: 133).
Подобная титулатура обусловлена тем, что армянские цари, а именно - Ашот I Барепашт, будучи еще ишханом ишханов армян, а также и его сын Смбат I Тиезеракал, по словам армянских историков - Вардана Великого, Ованнеса Драсханакертци, а также Псевдо-Шапуха Багратуни (27: 65), завоевали грузинские земли, в частности, большую часть Гугарка//Гогарани.
На этой земле, как уже было отмечено, в конце X-го века возникло т. н. Лоре-Таширское или Ташир-Дзорагетское царство с центром в городе Самшвилде. Северная граница царства, отделяющая его от Тбилисского эмирата, проходила по реке Алгети (6: 154; 28: 211).
В армянской историографии упомянутое царство однозначно считается армянским. Однако это не так. Царствующая династия безусловно была армянской, но территория и коренное население, как мы уже знаем, были грузинскими. Послущаем, что об этом сообщает Степанос Таронский, младший современник описываемых им событий: «царь Давид, сын Гургена (основателя Ташир-Дзорагетского царства - Д. М.) с братом своим Смбатом владел [в то время] странами Ташира и иверийской равнины, имея своим местопребыванием обширную крепость Шамшулде [Самшвилде]; вскоре он завладел и городом Дмаником» (известным грузинским городом Дманиси - Д. М.) (23: 256; 24: 184).
Имея в виду все то, что знаем о Гугарке//Гогарани, это свидетельство армянского историка, фактически, не дает нам ничего нового и лишь подтверждает, что Ташир-Дзорагетское царство, возникшее на территории Гугарка//Гогарани с центром в Сам- швилде, с городом Дманиси и «странами Иверийской равнины», с точки зрения территории и коренного населения, было грузинским царством с армянской династией во главе.
И наконец, тот факт, что средневековая армянская историография, в отличие от современной, является более объективной, однозначно подтваерждается сообщением армянского историка XIII-го века, автора «Хронографической истории», Мхитара Айриванеци, который под 981 годом пишет: «В это время началось царство Багратуниев над грузинами, ибо Гурген воцарился в Грузии, а его брат Смбат - в Армении» (35: 74). Здесь подразумевается возникновние Ташир-Дзорагетского царства и слова Мхитара Айриванеци, как нельзя лучше резюмируют все сказанное выше о Гугарке//Гогарани и его коренном населении: не может быть никаких сомнений в том, что страна Гугарк//Гогарани изначально являлась провинцией Иверийского (Картлийского) царства, а гугары//гогараны - восточногрузинским, а точнее, кар- тлийским племенем.
Однако, «в исторической географии (Грузии - Д. М.) в память о времени политического господства армян в этом крае, сохранился термин «Сомхити» (грузинское название Армении - Д. М.). Это название (для этого края - Д. М.) в древности было совершенно неизвестно и встречается только начиная с Х века» (29: 39). Современная же армянская историография, игнорируя аутентичные свидетельства армянских же средневековых источников и опираясь, в принципе, лишь на тенденциозное сообщение Мовсеса Хоренаци и неадекватное истолкование текста «Ашхарацуйца», по сей день упорно придерживается необоснованного мнения о исконной принадлежности Армении древнегрузинской провинции, котороая в грузинских первоисточниках называется «Гачи- ани» и соответствует средневековой «Квемо (Нижней) Картли»...
Аналогичная тенденция выявляется и в отношении другой древнегрузинской провинции - Джавахети. В современной армянской историографии эта область также считается исконно армянской, а коренное ее население - джавахи - армянским.
На самом деле, мы знаем, что армянский источник VII-го века «Ашхарацуйц», перечисляя «гавары» Гугарка, среди них упоминает также «Джавахк» (армянское название Джавахети), в пространной редакции источника - «Верхний Джавахк» (16: 34). Однако, нам уже известно, что во-первых, сама область Гугар- ка//Гогарани (и все ее коренное население) является исконно грузинской; во-вторых - каким образом следует адекватно интерпретировать текст данного источника (см. выше).
Что же сообщают нам другие древнеармянские источники?
Так, историк Х-го века Ухтанес, излагая легендарное предание Мегасфена (в передаче Мовсеса Хоренаци) о переселении Навуходоносором иверийцев из Испании на правый (восточный) берег Понта, рассказывает, что «племя это размножилось. распространилось до границ Армении и Алвании. и отдельных названий их гаваров . множество, а также гаваров вокруг города Тифлиса, которые называются: Цанарк, Джавахк и Трехк» (32: 66). Отсюда следует, что для Ухтанеса эти области и проживающее в них население являются грузинскими.
Еще яснее об этом он сообщает в другом месте, когда рассказывает о родословии Кюрона, католикоса Грузии. Дословный перевод этого текста таков: Кюрон «был страной и родом из грузин, из области джавахов» (32: 20). Нет никаких сомнений, что Ухтанес считал Джавахети частью Грузии (Иверии), а джавахов - грузинами. Точка зрения этого историка и просвещенного армянского общества Х-го века о проблеме, которая нас ныне интересует, обстоятельно интерпретирована в статье З. Алексидзе (33).
Замечательный историк XIII-го века, обармянившийся грузин, Степанос Орбелян, хорошо знающий как историю своей страны, так и Грузии, повествуя о своих предках - представителей некогда блестящего грузинского феодального рода Орбели, сообщает, что от владетелей Картли (Грузии) они получили много вотчин, в том числе - укрепление Орбети, «поселились в урочище Орбети и по имени этой крепости, после продолжительного времени, назвались Орбулами, т. е. Орбетскими, так как у этого племени (т. е. грузин, Д. М.) есть обычай, именовать князей по названию местности, как например, от (области ) Эрети - Эрис- тавы, от Джавахети - Джавахуры, от Кахети - Кахетские ... и многие другие» (19: 371).
Несмотря на то, что не все этимологии Степаноса Орбеляна точны, сама констатация факта происхождения многих грузинских княжеских фамилий от их вотчин (что вполне закономерно в развитом феодальном обществе) совершенно правильна. Однако меня интересует другое: из контекста безусловно ясно, что и для этого армянского историка Джавахети (а он употребляет именно грузинскую форму названия области) и ее население (для обозначения которого он опять-таки использует древнегрузинский термин «джавахурни» - по-армянски «джавахуркн») являются грузинской областью и грузинским племенем.
И еще один пассаж из «Истории» Степаноса Орбеляна: в 1178 году грузинский вельможа, амирспасалар (главнокомандующий грузинского войска) Иване Орбели восстал против царя Георгия III, «и были единодушны все главы (феодальных фамилий, Д. М. ) и дворяне грузинские с Иване и все вместе направились и пришли к нему в поместье (называемое) Дарбази: эриставы Кар- тли ... и джавахи: Каха и его сыновья и Великий Гамрекели и Джакели Мемна» и другие (19: 384). Эта справка лишний раз свидетельствует, что джавахи (в армянском тексте - грузинская форма «джавахурни» > «джавахуркн»), которых историк перечисляет поименно (Каха Торели и его сыновья, Великий Гамрекели То- рели и Мемна Джакели), являются грузинами, грузинскими вельможами...
Таково мнение армянских историков, современников или почти современников событий и людей, о которых они пишут.
К большому сожалению, этого не учитывают современные армянские историки и не только Джавахети считают областью Армении, но и джавахов - коренное население области, причисляют к армянам, в том числе и древнейший грузинский (месхе- тинский) феодальный род Джакели, тогда как документально известно, когда и по чьей инициативе произошло массовое заселение армянами этого древнегрузинского края: в 1830 году, по инициативе российского наместника на Кавказе, И. Паскевича, до 30 000 армян, бежавших из Турции, были поселены в Ахалцих- ском (Месхети) и, главным образом - в Ахалкалакском (Джавахе- ти) уездах (36: 265-266; 29: 64).
Подытожим сказанное: древнейший Гугарк//Гогарену следует локализовать в бассейне реки Дебеда-чая. Древнегрузинское название этой провинции, видимо, было «Г огарани», сохранившееся в верховьях реки в названии селения, которое ныне переименовано в «Гугарк».
Коренное население области - гугары//гогараны - было восточногрузинским, точнее — картлийским племенем. Такого же мнения, кстати, были И. Маркварт (22: 116) и Х. Хюбшманн (9: 276).
Древнегрузинской провинцией является также и Джа- вахети, а коренное население области — «джавахурни», согласно сведениям древнеармянских источников, являлось одним из восточногрузинских племен.
Давид Мусхелишвили
Из сборника "Некоторые вопросы истории Грузии в армянской историографии", 2009
Источники и литература:
- Мойсей Хоренский. История Армении. Новый перевод Н. О. Эмина, М., 1893.
- Movsesi xorenalwoy PatmowEiwn hayol, [. 1910.
- Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана, СПБ. 1908.
- Джавахишвили И. Введение в историю грузинского народа. Книга первая: Историко-этнологические проблемы Грузии, Кавказа и Ближнего Востока, Тб. 1950 (на груз. языке).
- Мусхелишвили Д. Л. Из исторической географии Восточной Грузии, Тб. 1982.
- Картлис Цховреба. История Грузии, Тб. 2008.
- Fawstosi Biwzandalwoy PatmowEiwn hayol, [. 1913.
- История Армении Фавстоса Бузанда, Ер. 1953.
- Hubschmann H. Die altarmenishen Ortsnamen, Strassburg, 1904.
- Jalaleanl S. @anaparhordowEiwn i mec hayastan, masn B. 1858.
- Мусхелишвили Д. Основные вопросы исторической географии Грузии, I, Тб. 1977 (на груз. языке).
- Eremyan S.T. Hayastan= =st “A}xarhaloyl”-i, Er. 1963.
- Акты собранные Кавказскою Археографическою комиссиею, т. I, Тифлис, 1866
- Saint-Martin J. Memories historiques et geografique sur l’Arme- nie, t. I, Paris, 1818.
- Армянская география VII века по р. Х (приписываемая Мой- сею Хоренскому). Текст и перевод издал К. П. Патканов, СПБ. 1877.
- Geographie da Moi'se de Corene d’apres Ptolemee. Texte arme- nien traduit en franfais par le p. Arsene Soukry Mekhitariste, Venise, 1881.
- Uazaray Farpelwoy PatmowEiwn hayol, Tfuis, 1904.
- Movsesi Kauankatowalwoy PatmowEiwn Auowanil Ajxarhi, B. 1913.
- PatmowEiwn nahangin Sisakan arareal Stefanosi Orbelean Arqepiskoposi Siwneal, B. 1911.
- Иованнес Драсханакертци. История Армении. Перевод с древнеармянского, вступительная статья и комментарий М. О. Дарбинян-Меликян, Ер. 1986.
- Страбон. География, 1964.
- Marquart J. Eranshahr nach der geographic des Ps. Moses Xorenafi, Berlin, 1901.
- Stefanosi Tarnelwoy Asoukan PatmowEiwn Tiezerakan, 1885.
- Всеобщая история Степ'аноса Таронского Асохика по прозванию, М. 1864.
- Mecin Vardanay Bar>rberdelwoy PatmowEiwn Tiezerakan, M. 1861.
- Kostaneanl K. Vimakan taregir, S.-Peterbowrg, 1913.
- PatmowEiwn {aphoy Bagratownwoy, 1921.
- Мусхелишвили Д. Основные вопросы исторической географии Грузии, II, Тб. 1980 (на груз. языке).
- Джавахишвили И. Границы Грузии в историческом и современном рассмотрении, Тб. 1919.
- Мусхелишвили Д. Агджакала - крепость Гаги. Сборник по исторической географии Грузии, I, Тб. 1960.
- Toumanoff C. Studies in Christian caucasian history, 1963.
- Ухтанес. История отделения грузин от армян. Армянский текст с грузинским переводом и исследованием издал Алек- сидзе З. И. Тб. 1975.
- Алексидзе З. Джавахети и Гугарети в геополитическом сознании древнеармянских историков. Ухтанес. Сборник: «Мравалтави», Тб. 2005 (на груз. языке).
- Атлас истории Грузии. Под редакцией Д. Л. Мусхелишвили, Тб. 2003.
- Мхитар Айриванеци. Хронографическая история. Перевод с древнеармянского, предисловие, примечания и указатели Л. С. Давлианидзе-Татишвили, Тб. 1990 (на груз. языке).
- Иваненко З. Гражданское управление Закавказьем, Тифлис, 1873.
- Иоанн Драсханакертский, перевод с примечаниями и указателем И. Абуладзе, Тб. 1937 (на груз. языке.).
- Мовсес Хоренаци. История Армении. Перевод с древнеармянского, введение и комментарии А. Абдаладзе, Тб., 1984 (на груз. языке).