ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Из политических взаимоотношений средневековой Армении и Грузии
Из политических взаимоотношений средневековой Армении и Грузии
  • Автор: Prokhorova |
  • Дата: 07-06-2014 15:24 |
  • Просмотров: 2207

Рассказывая о том, как аршакидский царь Валаршак обус­троил Армянское царство, Мовсес Хоренаци сообщает: «Гушар, что от сынов Шарая, получил в наследство Темную гору, т. е. Кангарк и половину (страны) Джавахов, Кохб, Тцоб, Дзор до кре­пости Хнаракерта. Но владения Ашоцские и домены Таширские Вахаршак жалует потомкам Гушара Хайкида» (1:58; 2: 108).

Давно установлено, что Гушар является эпонимом Гугарка. В тексте, видимо - описка и «быть может, точнее чтение Gowjar, ср. нынешн. Гуджарети» (3: 424; 4: 24, 25). Я также придержи­ваюсь этой точки зрения, с той лишь разницей, что думаю, в пер­воисточнике вместо «Гушар», должно было быть, не Гуджар, а просто - Гугар (5: 6).

Учитывая локализацию перечисленных армянским истори­ком «гаваров» (областей) Гугарка, весьма знаменательно, с точки зрения рельности данной справки, что описанная территория (за исключением лишь «половины (страны) Джавахов») соответству­ет двум, древнейшим по «Картлис цховреба», провинциям Иве- рийского (Картлийского) царства: Гачиани и Гардабани, т.е. ис­торической области Грузии - Квемо (Нижней) Картли (6: 16).

Однако следует учесть, что даже в вышеозначенных преде­лах Гугарк представляется, как результат длительного историчес­кого процесса, ибо одно сообщение Фавстоса Бузанда (V в.) со­вершенно недвусмысленно указывает, что Гугарк, Кохб и Дзор - разные области (7: 242; 8: 123). А Кохб и Дзор (т.е. нынешние ущелья рек Инджа-су и Акстафа-чай в республике Азербайджан) (9: 353; 10: 108; 11: 148; 12: 60). - это области, которые соответ­ствуют древнегрузинской провинции Гардабани

Хнаракерт, Ташир, Ашоцк и «половина (страны) Джавахов» также, видимо, не являются «первоначальной» территорией Гугарка и распространение на них этого имени - результат древнейшего про­цесса политического развития упомянутой провинции. Основным яд­ром Гугарка по всей видимости, был Кангарк и возможно - Тцоб (Тцобопор), т.е. бассейн р. Дебеда-чая, исключая р. Каменку. К ана­логичному заключению пришел К. Туманов (31: 468, 469).

Помимо всего прочего, на это указывает, во-первых, само географическое положение данного ущелья, его верховьев (т.е. Кангарка) на самой южной окрайне Гугарка, на границе с Арме­нией. Естественно, поэтому армяне могли называть Гугарком и всю остальную территорию, лежащую севернее (5: 8, 9); во-вто­рых, на это же указывает то, что именно здесь, у истоков Дебеда- чая, сохранился древнегрузинский топонимический реликт этой провинции - «Гогарани» (13: 402) - название селения, переиме­нованного ныне в «Гугарк»!

По «Ашхарацуйцу» (VII в.) пределы Гугарка гораздо более обширны и кроме вышеуказанных провинций Южной Иверии, Гугарк этого источника включает еще и Триалети и почти всю юго-западную часть исторической Грузии: Джавахети, Артаани, Кларджети (14: 366; 15: 20; 16: 34).

Как же это обяснить?

Дело в том, что, как известно, для ограждения северных границ царства от военных вторжений, на территории Гугарка ар­мяне создали т.н. «бдешхство» (маркграфство). По принятому мнению, бдешхство это было создано Тиграном Великим в I в. до н. э. (22: 95). Расширенные пределы Гугарка, которые засвиде­тельствованы в «Ашхарацуйце», видимо, являются следствием последующего развития политических процессов: было бы естес­твенным предположить, что по мере территориальной экспансии Армении на север, завоеванные земли причислялись к владениям гугаркского бдешха и тем самым расширялись пределы Гугарка.

Как нам уже известно, эпонима Гугарка - Гушара Мовсес Хоренаци считает Хайкидом, т.е. потомком Хайка - эпонима ар­мян. Следовательно, для него Гугарк изначально является армян­ской провинцией. В «Ашхарацуйце» Гугарк также упоминается, как исконно армянская область, хотя и подчеркивается, что ко времени составления памятника, т. е. к VII-му веку, эта террито­рия, отнятая у армян, принадлежала Иверийскому (Картлийс- кому) царству (16: 34,35).

Такая же точка зрения господствует и в современной ар­мянской историографии.

Чтобы прояснить, насколько правомерно подобное сообра­жение, первым долгом, следует знать, кто же были гугары - ко­ренное население Гугарка, какова их этническая принадлежность по тем же армянским источникам?

Обратимся к одному из самых ранних историков Армении, к Фавстосу Бузанду (V в.). Он пишет: «Маскутский царь Санесан, сильно разгневавшись, проникся враждой к сородичу своему, армянскому царю Хосрову, и собрал он все свои войска - гуннов, похов, таваспаров, хечматаков, ижмахов, гатов и глуаров, гугаров, шичбов и чилбов и баласичев и егерсванов и несметное мно­жество других разношерстных кочевых племен, все множество войск, которым он повелевал. Он перешел свою границу, боль­шую реку Куру и наводнил армянскую страну» (7: 24; 8: 15). По контексту тут речь идет о разных кавказских племенах и совер­шенно очевидно, что гугары для историка не являются армян­ским племенем.

Более определенные данные по интересующему нас воп­росу находим у самого Мовсеса Хоренаци. Так, рассказывая о наследстве Гушара Хайкида, о чем речь велась выше, историк не­посредственно продолжает: «Управление северною страною, ле­жащею насупротив горы Кавказа (Валаршак, Д. М.), возлагает на великое, могучее племя; родоначальнику же его жалует титул бдешха Гугарского» (1: 59; 2: 108). Очевидно, что это «великое, могучее племя» не армянского происхождения, а раз оно живет севернее Армении «насупротив горы Кавказа», то самое логичное (тем более, что о происхождении алванов Мовсес Хоренаци вел разговор до этого), предположить что историк здесь подразуме­вает грузин; а так как родоначальник этого племени назван «бде- шхом гугаров», то следует признать, что гугары и есть грузины. То,что под «великим, могучим племенем гугаров» Мовсес Хоре- наци подразумевает именно грузин, в частности - восточных гру­зин, подтверждается текстом, который следует непосредственно за вышеуказанным: «Управление северной страною, лежащею на­супротив горы Кавказа, возлагает на великое, могучее племя; ро­доначальнику же его жалует титул бдешха гугаров, который про­исходил от потомка Михрдата, сатрапа Дареха, которого привел Александр и поставил правителем над пленными иверийцами» (1: 59; 2: 108).

Таким образом, совершенно ясно, что «потомок правителя иверийцев» - уже известный нам бдешх - является «родоначаль­ником великого, могучего племени гугаров», т.е. гугары идентич­ны иверийцам, точнее - являются одним из восточногрузинских (именно - картлийских) племен, которое грузины называли «гога- рани»: закономерная грамматическая форма множественного числа именительного падежа, сохранившаяся, как уже отмеча­лось, в названии селения в Памбакском ущелье.

Предложенная интерпретация точки зрения Мовсеса Хоре- наци подтверждается также и тем, что несколько ниже он упо­минает живущего якобы при армянском царе Арташесе (II в. до н. э.) «некоего Михрдата, великого бдешха иверийского (проис­ходящего) от Михрдата сатрапа Дареха, поставленного Алексан- ром над пленными иверийцами, как мы сказали выше» (1: 64; 2: 117). Итак, великий вельможа армянских царей, «бдешх гугаров» для Мовсеса Хоренаци равнозначен «великому бдешху иверий- цев», следовательно, гугары и есть иверийцы! Именно поэтому «бдешх гугаров Ашуша» Мовсеса Хоренаци (1: 201; 2: 356), у Лазара Фарпеци (V в.), Мовсеса Каланкатваци (VII в.) и Степано- са Орбеляна (XIII в.) называется «бдешхом иверийцев» (17: 52; 18: 132; 19: 60).

Для подтверждения сказанного имеются весьма веские сви­детельства у Ованнеса Драсханакертци (X в.). Так в своей «Исто­рии Армении» он специально перечисляет «соседей наших (т. е. армян - Д.М.): греки и егеры, гугары и утийцы» (20: 140). Не под­лежит никакому сомнению, что здесь гугары подразумевают иве- рийцев или восточных грузин, также как егеры - мегрелов, точ­нее - вообще западных грузин, а утийцы - алванов.

Не менее важно еще одно свидетельство Ованнеса Драсха- накертци, когда он упоминает о «великом Корепископе, который господствовал над той частью Гугарка, что примыкала к Алан­ским воротам» (20: 206). Здесь речь идет о княжестве Кахети и, таким образом, как видим, не только Картли, но и Кахети вместе с Дарьяльским ущельем называется Гугарком (5: 13-15).

Так почему же Мовсес Хоренаци, а вслед за ним и совре­менная армянская историография в целом, считают собственно Гугарк//Гогарани армянской провинцией? Возможно, правильна точка зрения автора «Ашхарацуица» о том, что хотя в его время Гугарк//Гогарани принадлежал Иверийскому (Картлийскому) го­сударству, однако это было следствием захвата иверийцами (картлийцами) армянской земли?

Мовсес Хоренаци определенно тенденциозен. Действитель­но, во-первых, он знает, что «великое, могучее племя гугаров», жившее в «северной стране, лежащей насупротив горы Кавказа», не является армянским. Тем не менее он, противореча самому се­бе, считает эпонима этого племени Гушара - Хайкидом, т.е. ар­мянином; более того, из его, несколько путаного, пересказа нам известно, что «потомок правителя иверийцев» является «родона­чальником великого, могучего племени гугаров», а «бдешх гуга­ров» (он же «родоначальник великого, могучего племени гуга- ров») и «великий бдешх иверийцев» - оба присходят от «прави­теля иверийцев». Создается впечатление, что Мовсес Хоренаци чего-то нарочито не договаривает. Однако по контексту, возмож­но даже вопреки его желанию, совершенно очевидно, что «гуга- ры» и «иверийцы» идентичные этнические понятия, хотя историк об этом нигде прямо не заявляет.

Что же касается «Ашхарацуйца», то следует отметить: ин­тересующие нас данные этого памятника в определенном смысле, корректны. Дело в том, что если его окончательная редакция от­носится к рубежу VI-VII веков, то при описании стран Закавказья использованы несомненно более древние источники (12: 14 и след.). В частности, я считаю, что картина территориальной стру­ктуры Иверии, представленная в источнике, соответствует ситуа­ции второй половины IV-го и первой половины V вв. (11: глава II, 6), когда Гугарк//Гогарани окончательно воссоединился с Иве- рией, что и отмечено автором «Ашхарацуйца». Он разумеется знал, что Гугарк//Гогарани раньше входил в пределы Армении, как крупная административная единица и поэтому при описании своей страны, включил в нее и эту область. «Ашхарацуйц» - гео­графический памятник и от его автора не следует ожидать ис­торических экскурсов. Возможно (под влиянием Мовсеса Хорена- ци?) он искренне верил, что Гугарк//Гогарани - армянская земля?!

Думаем, все сказанное выше противоречит этому. Действи­тельно, если коренные жители этой провинции - гугары//го- гараны были грузинами, о чем однозначно указывают армянские источники, то естественно, и их земля должна была изначально принадлежать Иверийскому царству.

Имеются ли какие-либо аргументы в пользу подобного предположения? Да, имеются.

С самым ранним упоминанием о Гугарке//Гогарани мы встречаемся у Страбона, которому эта провинция известна под названием Гогарены (ср. грузинское «Гогарани»!). Это общеиз­вестное место из его «Географии» (XI, 14, 5) гласит: усилившиеся к началу II века до н. э. армяне, в частности, царь Артаксий (Ар­ташес) отнял «у иберов - предгорье Париадра, Хорзену и Гогаре- ну, которая находится на другой стороне реки Кира» т.е. Куры (21: 498). Следовательно, по ясному указанию географа, Гога- рена//Гогарани является иверийской областью, которую завоева­ли армяне, причем территория ее определяется, как лежащая юго- восточнее р. Куры. Такая локализация вполне совпадает с той, ка­кую предлагает для Гугарка Мовсес Хоренаци. И как тут не вспо­мнить, в связи со свидетельством греческого географа, сооб­щение армянского историка о «великом бдешхе иверийском», которому «Арташес доверяет управление северными горами и Понтийским морем» (1: 64; 2: 117; ср. 38: 266, №70). Полное, можно сказать, семантическое и хронологическое, совпадение го­ворит лишь о реальности события.

Следовательно, по наглядному указанию Страбона, под­твержденному Мовсесом Хоренаци, Гогарена//Гогарани является иверийской (картлийской) областью, которую завоевали армяне, причем территория ее (собственно Гогарены//Гогарани) опреде­ляется, как лежащая юго-восточнее р. Куры.

Это была первая экспансия армян в сторону Иверии (Кар- тли) (29: 33).

На протяжении нескольких веков упомянутая область явля­лась яблоком раздора между соседями. В течение политических коллизий параллельно происходила, видимо, также и иммиграция армян. Во второй половине IV-го века Гугарк//Гогарани оконча­тельно присоединяется к Иверийскому (Картлийскому) царству (5: 10-13).

Именно такая политическая судьба, нужно думать, дала по­вод Мовсесу Хоренаци и некоторым другим армянским исто­чникам («Ашхарацуйц», «Гахнамак» и др.), считать Гугарк//Гога- рани армянской провинцией.

К сожалению, такая тенденция продолжается и в современ­ной армянской историографии.

Собственно Гугарк//Гогарани, т. е. провинция «Квемо (Нижней) Картли», остается неотъемлемой частью грузинской государственности и после завоевания арабами Восточной Гру­зии в середине VII века. Позже, когда в результате всестороннего развития феодальных отношений, раннефеодальное Иверийское (Картлийское) государство, в конце VIII века распалось на от­дельные феодальные княжества, Гугарк//Гогарани остается в пределах Тбилисского арабского эмирата, отпавшего от халифата (28: глава I, 2-4).

К концу IX-го века Ашот Барепашт, основатель Армянско­го царства Багратидов, захватил южные провинции Гугарка//Го- гарани (23: 117). Это была вторая экспансия армян в сторону Вос­точной Грузии (29: 37). По сильно преувеличенному сообщению армянского историка XIII-го века, Вардана Великого, Ашот будто бы завоевал всю Иверию, Алванию и весь Кавказ. Однако Ован- нес Драсханакертци - современник Смбата Тиезеракала (890-914 гг.) и Ашота Ерката (914-928 гг.), сына и внука Ашота Барепашта, указывает, что они владели городом Самшвилде (Шамшулде) - значительным центром южной части Квемо Картли. В частности, историк сообщает: «Царь Ашот (сын царя Смбата) пустился в путь, пошел в страну Гугарк и достиг большой крепости, которая на иверском языке зовется Шамшулде, то есть «Три стрелы», ибо народы, что жили вокруг крепости, были покорены его отцом» (20: 202). Интересно отметить, что древний грузинский город Самшвилде (внушительные развалины которого сохранились до настоящего времени), по грузинским источникам являющийся центром одного из эриставств (воеводств) Картлийского царства, и «Ашхарацуйцу» известен именно, как «грузинский город» (14: 358; 15: 17).

Далее, следует подчеркнуть, что для Ованнеса Драсхана- кертци, как это видно по контексту, «страна Гугарк», куда напра­вился Ашот Еркат и где живут «племена» (армянское «zazgs» по контексту правильнее переводить, как «племена», «народ», а не «народы», ср. 37: 56), подвластные армянским царям, не явля­ется армянской. А так как название крепости этой страны, по его же заявлению, грузинское, то нет сомнения - для него «племена, что жили вокруг крепости» являются грузинами, а сама «страна Гугарк» - частью Грузии (Картли). И несмотря на то, что предло­женная средневековым армянским историком этимология не совсем точна, («Самшвилде» по-грузински означает не «три стре­лы», вернее - «три лука», а «место изготовления луков»), он, ко­нечно, гораздо более объективен, считая, как и «Ашхарацуйц», город грузинским, чем современная армянская переводчица его «Истории Армении», которая «i lezow Vral» армянского текста нарочито переводит, как - «на иверском языке»» (?!), а не поп­росту - «по-грузински»; а город Самшвилде считает армянской крепостью! (20: 345).

Итак, уже этот пассаж аутентичного источника без сом­нения проясняет нам этническую сущность «страны Гугарк». Именно поэтому, когда в конце IX-го века Ашот Барепашт, вла­детель Армении, завоевал южные провинции Гугарка//Гогарани, он присвоил титул «ишхана ишханов армян и грузин» (23: 158), т. е. «князя князей в Армении и Грузии» (24: 107). Подобная по­литическая ситуация продолжается и позднее, когда на этой тер­ритории в конце X-го века создается вассальное Анийскому, т.н. Лоре-Таширское, или Ташир-Дзорагетское «армянское царство» Кюрикидов (25: 129), вплоть до середины XI-го века (23: 256, 279; 24: 184, 203: 6: 154, 159). Действительно, титул Ашота Баре- пашта, после его воцарения переходит к его преемникам, царям Анийского государства, которые, как например, Гагик I Шахиншах (990-1020 гг.), сюзерен Кюрикидов, и его сын Смбат (1020-1041 гг.) именовались «царями армян и грузин» (26: 13, 20; 30: 133).

Подобная титулатура обусловлена тем, что армянские цари, а именно - Ашот I Барепашт, будучи еще ишханом ишханов ар­мян, а также и его сын Смбат I Тиезеракал, по словам армянских историков - Вардана Великого, Ованнеса Драсханакертци, а так­же Псевдо-Шапуха Багратуни (27: 65), завоевали грузинские зем­ли, в частности, большую часть Гугарка//Гогарани.

На этой земле, как уже было отмечено, в конце X-го века возникло т. н. Лоре-Таширское или Ташир-Дзорагетское царство с центром в городе Самшвилде. Северная граница царства, отде­ляющая его от Тбилисского эмирата, проходила по реке Алгети (6: 154; 28: 211).

В армянской историографии упомянутое царство однознач­но считается армянским. Однако это не так. Царствующая динас­тия безусловно была армянской, но территория и коренное на­селение, как мы уже знаем, были грузинскими. Послущаем, что об этом сообщает Степанос Таронский, младший современник описываемых им событий: «царь Давид, сын Гургена (основателя Ташир-Дзорагетского царства - Д. М.) с братом своим Смбатом владел [в то время] странами Ташира и иверийской равнины, имея своим местопребыванием обширную крепость Шамшулде [Самшвилде]; вскоре он завладел и городом Дмаником» (извест­ным грузинским городом Дманиси - Д. М.) (23: 256; 24: 184).

Имея в виду все то, что знаем о Гугарке//Гогарани, это сви­детельство армянского историка, фактически, не дает нам ничего нового и лишь подтверждает, что Ташир-Дзорагетское царство, возникшее на территории Гугарка//Гогарани с центром в Сам- швилде, с городом Дманиси и «странами Иверийской равнины», с точки зрения территории и коренного населения, было грузин­ским царством с армянской династией во главе.

И наконец, тот факт, что средневековая армянская истори­ография, в отличие от современной, является более объективной, однозначно подтваерждается сообщением армянского историка XIII-го века, автора «Хронографической истории», Мхитара Айриванеци, который под 981 годом пишет: «В это время нача­лось царство Багратуниев над грузинами, ибо Гурген воцарился в Грузии, а его брат Смбат - в Армении» (35: 74). Здесь подразуме­вается возникновние Ташир-Дзорагетского царства и слова Мхи­тара Айриванеци, как нельзя лучше резюмируют все сказанное выше о Гугарке//Гогарани и его коренном населении: не может быть никаких сомнений в том, что страна Гугарк//Гогарани изна­чально являлась провинцией Иверийского (Картлийского) цар­ства, а гугары//гогараны - восточногрузинским, а точнее, кар- тлийским племенем.

Однако, «в исторической географии (Грузии - Д. М.) в память о времени политического господства армян в этом крае, сохранился термин «Сомхити» (грузинское название Армении - Д. М.). Это название (для этого края - Д. М.) в древности было совершенно неизвестно и встречается только начиная с Х века» (29: 39). Сов­ременная же армянская историография, игнорируя аутентичные свидетельства армянских же средневековых источников и опи­раясь, в принципе, лишь на тенденциозное сообщение Мовсеса Хоренаци и неадекватное истолкование текста «Ашхарацуйца», по сей день упорно придерживается необоснованного мнения о исконной принадлежности Армении древнегрузинской провин­ции, котороая в грузинских первоисточниках называется «Гачи- ани» и соответствует средневековой «Квемо (Нижней) Картли»...

Аналогичная тенденция выявляется и в отношении другой древнегрузинской провинции - Джавахети. В современной ар­мянской историографии эта область также считается исконно ар­мянской, а коренное ее население - джавахи - армянским.

На самом деле, мы знаем, что армянский источник VII-го века «Ашхарацуйц», перечисляя «гавары» Гугарка, среди них упоминает также «Джавахк» (армянское название Джавахети), в пространной редакции источника - «Верхний Джавахк» (16: 34). Однако, нам уже известно, что во-первых, сама область Гугар- ка//Гогарани (и все ее коренное население) является исконно грузинской; во-вторых - каким образом следует адекватно интер­претировать текст данного источника (см. выше).

Что же сообщают нам другие древнеармянские источники?

Так, историк Х-го века Ухтанес, излагая легендарное пре­дание Мегасфена (в передаче Мовсеса Хоренаци) о переселении Навуходоносором иверийцев из Испании на правый (восточный) берег Понта, рассказывает, что «племя это размножилось. рас­пространилось до границ Армении и Алвании. и отдельных наз­ваний их гаваров . множество, а также гаваров вокруг города Тифлиса, которые называются: Цанарк, Джавахк и Трехк» (32: 66). Отсюда следует, что для Ухтанеса эти области и проживаю­щее в них население являются грузинскими.

Еще яснее об этом он сообщает в другом месте, когда рассказывает о родословии Кюрона, католикоса Грузии. Дословный перевод этого текста таков: Кюрон «был страной и родом из грузин, из области джавахов» (32: 20). Нет никаких сомнений, что Ухтанес считал Джавахети частью Грузии (Иверии), а джавахов - грузинами. Точка зрения этого историка и просвещенного армянского общества Х-го века о проблеме, которая нас ныне интересует, обстоятельно интерпретирована в статье З. Алексидзе (33).

Замечательный историк XIII-го века, обармянившийся гру­зин, Степанос Орбелян, хорошо знающий как историю своей страны, так и Грузии, повествуя о своих предках - представите­лей некогда блестящего грузинского феодального рода Орбели, сообщает, что от владетелей Картли (Грузии) они получили мно­го вотчин, в том числе - укрепление Орбети, «поселились в уро­чище Орбети и по имени этой крепости, после продолжительного времени, назвались Орбулами, т. е. Орбетскими, так как у этого племени (т. е. грузин, Д. М.) есть обычай, именовать князей по названию местности, как например, от (области ) Эрети - Эрис- тавы, от Джавахети - Джавахуры, от Кахети - Кахетские ... и многие другие» (19: 371).

Несмотря на то, что не все этимологии Степаноса Орбеляна точны, сама констатация факта происхождения многих грузин­ских княжеских фамилий от их вотчин (что вполне закономерно в развитом феодальном обществе) совершенно правильна. Однако меня интересует другое: из контекста безусловно ясно, что и для этого армянского историка Джавахети (а он употребляет именно грузинскую форму названия области) и ее население (для обозна­чения которого он опять-таки использует древнегрузинский тер­мин «джавахурни» - по-армянски «джавахуркн») являются гру­зинской областью и грузинским племенем.

И еще один пассаж из «Истории» Степаноса Орбеляна: в 1178 году грузинский вельможа, амирспасалар (главнокомандую­щий грузинского войска) Иване Орбели восстал против царя Ге­оргия III, «и были единодушны все главы (феодальных фамилий, Д. М. ) и дворяне грузинские с Иване и все вместе направились и пришли к нему в поместье (называемое) Дарбази: эриставы Кар- тли ... и джавахи: Каха и его сыновья и Великий Гамрекели и Джакели Мемна» и другие (19: 384). Эта справка лишний раз сви­детельствует, что джавахи (в армянском тексте - грузинская фор­ма «джавахурни» > «джавахуркн»), которых историк перечисляет поименно (Каха Торели и его сыновья, Великий Гамрекели То- рели и Мемна Джакели), являются грузинами, грузинскими вель­можами...

Таково мнение армянских историков, современников или почти современников событий и людей, о которых они пишут.

К большому сожалению, этого не учитывают современные армянские историки и не только Джавахети считают областью Армении, но и джавахов - коренное население области, причис­ляют к армянам, в том числе и древнейший грузинский (месхе- тинский) феодальный род Джакели, тогда как документально из­вестно, когда и по чьей инициативе произошло массовое заселе­ние армянами этого древнегрузинского края: в 1830 году, по ин­ициативе российского наместника на Кавказе, И. Паскевича, до 30 000 армян, бежавших из Турции, были поселены в Ахалцих- ском (Месхети) и, главным образом - в Ахалкалакском (Джавахе- ти) уездах (36: 265-266; 29: 64).

Подытожим сказанное: древнейший Гугарк//Гогарену следует локализовать в бассейне реки Дебеда-чая. Древнегру­зинское название этой провинции, видимо, было «Г огарани», сохранившееся в верховьях реки в названии селения, которое ныне переименовано в «Гугарк».

Коренное население области - гугары//гогараны - было во­сточногрузинским, точнее — картлийским племенем. Такого же мнения, кстати, были И. Маркварт (22: 116) и Х. Хюбшманн (9: 276).

Древнегрузинской провинцией является также и Джа- вахети, а коренное население области — «джавахурни», соглас­но сведениям древнеармянских источников, являлось одним из восточногрузинских племен.

Давид Мусхелишвили

Из сборника "Некоторые вопросы истории Грузии в армянской историографии", 2009

Источники и литература:

  1.  Мойсей Хоренский. История Армении. Новый перевод Н. О. Эмина, М., 1893.
  2. Movsesi xorenalwoy PatmowEiwn hayol, [. 1910.
  3. Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана, СПБ. 1908.
  4. Джавахишвили И. Введение в историю грузинского народа. Книга первая: Историко-этнологические проблемы Грузии, Кавказа и Ближнего Востока, Тб. 1950 (на груз. языке).
  5. Мусхелишвили Д. Л. Из исторической географии Восточной Грузии, Тб. 1982.
  6. Картлис Цховреба. История Грузии, Тб. 2008.
  7. Fawstosi Biwzandalwoy PatmowEiwn hayol, [. 1913.
  8. История Армении Фавстоса Бузанда, Ер. 1953.
  9. Hubschmann H. Die altarmenishen Ortsnamen, Strassburg, 1904.
  10. Jalaleanl S. @anaparhordowEiwn i mec hayastan, masn B. 1858.
  11. Мусхелишвили Д. Основные вопросы исторической геогра­фии Грузии, I, Тб. 1977 (на груз. языке).
  12. Eremyan S.T. Hayastan= =st “A}xarhaloyl”-i, Er. 1963.
  13. Акты собранные Кавказскою Археографическою комиссиею, т. I, Тифлис, 1866
  14. Saint-Martin J. Memories historiques et geografique sur l’Arme- nie, t. I, Paris, 1818.
  15. Армянская география VII века по р. Х (приписываемая Мой- сею Хоренскому). Текст и перевод издал К. П. Патканов, СПБ. 1877.
  16. Geographie da Moi'se de Corene d’apres Ptolemee. Texte arme- nien traduit en franfais par le p. Arsene Soukry Mekhitariste, Venise, 1881.
  17. Uazaray Farpelwoy PatmowEiwn hayol, Tfuis, 1904.
  18. Movsesi Kauankatowalwoy PatmowEiwn Auowanil Ajxarhi, B. 1913.
  19. PatmowEiwn nahangin Sisakan arareal Stefanosi Orbelean Arqepiskoposi Siwneal, B. 1911.
  20. Иованнес Драсханакертци. История Армении. Перевод с древ­неармянского, вступительная статья и комментарий М. О. Дарбинян-Меликян, Ер. 1986.
  21. Страбон. География, 1964.
  22. Marquart J. Eranshahr nach der geographic des Ps. Moses Xorenafi, Berlin, 1901.
  23. Stefanosi Tarnelwoy Asoukan PatmowEiwn Tiezerakan, 1885.
  24. Всеобщая история Степ'аноса Таронского Асохика по проз­ванию, М. 1864.
  25. Mecin Vardanay Bar>rberdelwoy  PatmowEiwn Tiezerakan, M. 1861.
  26. Kostaneanl K. Vimakan taregir, S.-Peterbowrg, 1913.
  27. PatmowEiwn {aphoy Bagratownwoy, 1921.
  28. Мусхелишвили Д. Основные вопросы исторической геогра­фии Грузии, II, Тб. 1980 (на груз. языке).
  29. Джавахишвили И. Границы Грузии в историческом и сов­ременном рассмотрении, Тб. 1919.
  30. Мусхелишвили Д. Агджакала - крепость Гаги. Сборник по исторической географии Грузии, I, Тб. 1960.
  31. Toumanoff C. Studies in Christian caucasian history, 1963.
  32. Ухтанес. История отделения грузин от армян. Армянский текст с грузинским переводом и исследованием издал Алек- сидзе З. И. Тб. 1975.
  33. Алексидзе З. Джавахети и Гугарети в геополитическом соз­нании древнеармянских историков. Ухтанес. Сборник: «Мравалтави», Тб. 2005 (на груз. языке).
  34. Атлас истории Грузии. Под редакцией Д. Л. Мусхелишвили, Тб. 2003.
  35. Мхитар Айриванеци. Хронографическая история. Перевод с древнеармянского, предисловие, примечания и указатели Л. С. Давлианидзе-Татишвили, Тб. 1990 (на груз. языке).
  36. Иваненко З. Гражданское управление Закавказьем, Тифлис, 1873.
  37. Иоанн Драсханакертский, перевод с примечаниями и ука­зателем И. Абуладзе, Тб. 1937 (на груз. языке.).
  38. Мовсес Хоренаци. История Армении. Перевод с древнеар­мянского, введение и комментарии А. Абдаладзе, Тб., 1984 (на груз. языке).

 

 

Читайте также: