ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » История черкесов в Средние века
История черкесов в Средние века
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 31-05-2014 20:29 |
  • Просмотров: 3592

Нашествие гуннов имело для черкесов важные пос­ледствия: гунны оттеснили к Кавказу часть аланов. Зна­чительная же часть древней Черкесии, а именно, страна маитов, к востоку от Азовского моря, оказалась в обладании болгар, т. е. гуннов-утургуров; готы оказались в самой глубине Черкесии - на Таманском полуострове (готы-тетракситы) и на побережье Черного моря до Новороссийска (эвдусианы). Черкесские готы были сначала полиглотами, говорили на готском и черкесском языках. Но с течением времени готы потеряли свой родной язык и смешались с черкесами.

Черкесия была фактически независима от Рима в эпоху его упадка, а Византия не смогла укрепить старые связи с Западной Империей. Наоборот, теперь эти связи носили религиозный и торговый характер.

Между прочим, епископы Босфора участвовали во Вселенских соборах 448 г. в Эфесе и в 449 г. в Констан­тинополе. Но серьезные попытки христианизировать прибрежных черкесов, в особенности абхазцев, делает Юстиниан I.

В первый год царствования Юстиниана Великого (527-565) Черкесия подпала под власть Византии, выра­жавшуюся в том, что они должны были нести морскую повинность в форме поставки судов и морского снаряже­ния. С этого же времени в военную и административную жизнь Византии начинают просачиваться выходцы из Черкесии и многие из них становятся влиятельными прид­ворными сановниками.

Несмотря на вторжение гуннов, торговля Босфора Киммерийского процветала. Он вывозил товары в Визан­тию и служил транзитным пунктом для караванов в Азию, в особенности в ту пору, когда персы закрыли у себя «до­рогу шелка» в Турецкую империю Туркестана и дальше в Китай, и турки искали связи с Византией через Кавказ.

В результате похода Муслиме Ислам окончательно внедрился в Дагестане в 733 г., но Черкесия осталась вне арабского влияния. Она, в особенности прибрежная ее часть, была христианского вероисповедания, и ее Церковь подчинялась Константинопольскому патриарху[1].

Мало отразилось на Черкесии также соперничество между хазарами и арабами на северо-востоке Кавказа.

Ослабление хазар привело русов к границам Черкесии. Великий князь Святослав, напав на хазар и разрушив их город Саркел, пошел воевать против косогов (черкесов) и ясов (осетин) между Кубанью и Манычем и отправил мно­гих пленных в Киев(15) (965 г.).

В результате исчезновения хазарского царства Север­ный Кавказ, в частности Черкесия, вошла в полосу полной политической независимости и экономического преуспе­яния, и это продолжалось до самого монгольского периода, т. е. до середины XIII в. Этот период омрачен для Черкесии лишь враждебными отношениями с Аланией (центр Се­верного Кавказа).[2]

По свидетельству арабского путешественника Масуди (X в. н. э.) черкесы

«...племя благоустроенное и подчиненное религии магов. Из описанных нами племен нет ни одного в этих странах народа, в котором можно было бы встретить тип с более светлой кожей и светлым цветом лица и более красивых мужчин и женщин. Ни у одного народа нет стана более стройного, талии более тонкой, бедер и таза более выдающихся и форм более красивых, чем у этого народа. Женщины их славятся мягкостью своего обраще­ния. Они носят белые одежды, румскую парчу, пурпур и иные виды шелковых материй, затканных золотом. В их стране вы­делывают полотняную материю, так называемую «тала», ко­торая гораздо нежнее, чем «дибаки», и гораздо продолжительнее в работе; цена одежды из этой материи доходит до десяти ди­наров. Ввозят такую материю также из стран соседних с ними народов, тем не менее выдающаяся по своим качествам та, ко­торая вывозится от этих людей...

Известно, что если народы, говорящие их языком, сплотятся, то ни аланы, ни другой какой народ не будут в состоянии ничего предпринять против них. Имя их персидское и означает «гор­дость» [3].

Таким образом после падения Босфорской монархии и образования тюрко-хазарского государства черкесы не восстановили единства государственной власти и унасле­довали от старой монархии дробление на отдельные удель­ные княжества черкесских племен. Феодализм был в пол­ном расцвете. Однако это не мешало внутреннему порядку и миру между племенами Черкесии.

Господство в степях к востоку от Азовского моря снова переходит к черкесо-абазам.

В этот период связи Черкесии с Византией сохрани­лись по-прежнему, в особенности в религиозном отноше­нии. Центры церковного управления находились в Тамани и Никопсисе (Негепсуко, на берегу Черного моря, к северу от Туапсе). Когда к концу XI в. пало Тмутараканское кня­жество русов и черкесы завладели им, архиепископство из Никопсиса было перенесено в Тамань. Впрочем не все на­селение было христианским. Богослужение, совершавше­еся на греческом языке, и культ, проповедуемый на чужом языке, не могли вытеснить старых верований, в особен­ности у черкесов, живших в глубине страны, а не на берегу моря.

Черкесы массами посещали ярмарки греков в Трапезунде, как свидетельствует Масуди. Об их благосостоянии можно судить по описанию одежд черкесов из парчи и тканей, шитых золотом.

Походы русов на Каспий в IX и X вв. показали им военное и торговое значение Керченского пролива. У них созрел план завладения последним. В результате похода Владимира Святого и византийцев против хазар в 1016 г., имевшим театром военных действий Азовское море, и по­ражения хазар, с которыми действовали за одно и черкесы, Тамань была занята русами и отдана в удел Мстиславу, младшему сыну Владимира.

Это княжество «Тмутараканское» фактически остава­лось в руках черкесов до 1022 г., когда Мстислав двинулся с армией в Тмутаракань (Тамань), чтобы утвердить здесь свою власть. Он столкнулся с косожской (черкесской) ар­мией под водительством Редеди. Чтобы избежать крово­пролития, черкесский вождь предложил Мстиславу ре­шить участь сражения единоборством, без оружия, что было принято русским князем. Но он вероломно нарушил слово, перерезал горло Редеди и Тамань осталась в его руках.

Н. М. Карамзин в своем труде «История Государства Российского» так описывает это единоборство:

«Через несколько лет Мстислав объявил войну косогам или нынешним черкесам... Князь их (черкесов - Р. Т.) Редеди, сильный великан, хотел, следуя обычаю тогдашних времен богатырских, решить победу единоборством. «На что губить дружину?» - сказал он Мстиславу: одолей меня, возьми все, что имею... Мстислав, бросив оружие на землю, схватился с вели­каном... и зарезал его ножом. Война кончилась: Мстислав всту­пил в область Редеди, взял семейство Княжеское и наложил дань на подданных.

Уверенный в своем воинском счастии, сей Князь не захотел уже довольствоваться областью Тмутараканской, которая, бу­дучи отдалена от России, могла казаться ему печальною ссыл­кою: он собрал подвластных ему козаров, черкесов или косогов, и пошел к берегам Днепровским...

Памятником Мстиславской набожности остался каменный храм Богоматери в Тмутаракане, созданный им в знак благо­дарности за одержанную над косожским великаном победу, и церковь Спаса в Чернигове [4].

Черкесы не забыли своего рыцаря-героя. Они к концу XI в., отомстили за его смерть и изгнали русов из Тамани. В народной памяти имя Редеди сохранилось до наших дней.

Новая обстановка вокруг Кавказа в XI и XII вв. - пе­реход империи степей к кипчакам на севере и вторжение сельджуков в Малую Азию - не имела глубоких послед­ствий для Черкесии, так как и кипчаки не доходили даже до течения Кубани.

Арабский географ Эдриси пишет:

«Матарха (18) (Тмутаракань-Тамань) цветуща, окружена

 об­работанными полями, виноградниками. Князья ее

отважны, предприимчивы и грозны для соседних народов.

 В городе про­исходят ярмарки, куда стекаются народы

 из близких и дальних стран. Князья Матрики носили название

Олу Абас».

В этот же период, т. е. с 1175 г. начинается эпоха, очень важная для черкесов, торговых и культурных отношений с итальянцами, сначала с Венецией, а потом с Генуей.

В течение двух веков, после падения Хазарского цар­ства в 1030 г., Северный Кавказ пользовался относитель­ным спокойствием.

Монгольское вторжение положило этому конец. Два полководца Чингис-хана Джебе и Сюботей дошли до Се­верного Кавказа и дальше до севера Азовского моря, и после битвы на реке Калке в 1222/23 гг. основали Мон­гольскую империю на месте Кипчака.

Персидский автор Хондемир пишет:

«Угедей, первый великий хан после смерти Чингис-хана,

дал приказ Бату покорить страны асов (абазов), русов,

черкесов и соседние с ними области».

Черкесы сумели, однако, отстоять свою свободу и не были покорены Бату. Мало того, монголы не проникали никогда за Кубань и черкесы не платили им дани.

Когда венгерские миссионеры в 1235 г. проездом жили в Тамани в течение 50 дней, они не нашли здесь признака присутствия или близости монголов или кипчаков (полов­цев); более того, они в течение 13 дней путешествовали по северной стороне Кубани до ее изгиба на юг и «не нашли ни людей, ни домов».

Таким образом монгольский период ознаменован для Черкесии укреплением связей со Средиземным морем, благодаря торговле с итальянцами.

Тана (у устья Дона) была главной конечной станцией азиатских караванов. Все корабли Запада сначала захо­дили в Тамань, а отсюда на маленьких судах товары до­ставлялись в Тана. Караваны шли также в Тамань, Копа, Бацинх (Ейск). В Матреге (Тамани) и Копа находились итальянские консулы.

Насколько итальянцы прочно связались с Черкесией, можно судить по «Анапской» или «Генуэзской» дороге, шедшей от Анапы до Каспия, с ответвлением через Кав­казский хребет в Абхазию. На этой дороге генуэзцы имели укрепленные фактории и складочные пункты.

Монгольское вторжение в Кипчак имело последствием движение северных черкесов, живших вокруг Азовского моря, в Крым. Черкесы-кабардинцы помнят об этом дви­жении. Недолговременное пребывание кабардинцев в Крыму оставило следы в географических названиях, как: Черкес-Кермен, Черкес-Эли, Черкес-Тобан, Черкес-Дере, Черкес-Даг и т. д. Река Бельбек носила название Кабарда. Из Крыма кабардинцы переселились на Таманский полу­остров около половины XIII в.

Между прочим, Зихия (Черкесия), в частности при­брежная, продолжала быть христианской еще в XIII в.

В период апогея могущества кипчако-монгольского ханства в начале XIV в. черкесы были под военной угрозой. Хан Узбек постоянно тревожил не только Дагестан и центр Северного Кавказа, но и Черкесию. Он хорошо знал Черкесию, так как скрывался здесь до 13-летнего возраста и говорил по-черкесски. Впрочем в его столице Сарай имелись колонии черкесов, которые были причастны даже к интригам ханского двора и имели влияние в делах ханства настолько, что после Бердибега, внука Узбека, на ханском троне оказался Черкес-хан и после распада Кипчака около 1370 г., каковому распаду помог Мамай, с последним дей­ствовали в качестве союзников черкесы и ясы. Черкесы также помогали и Тохтамышу в его борьбе против Тамер­лана (Тимурленко). С помощью черкесов Тохтамыш зак­лючает союз в 1394/1395 гг. с мамелюкским [5] султаном Египта, основателем Черкесской династии Беркуком. В результате борьбы двух ханов, Черкесия подверглась вторжению орд Тамерлана. Весной 1395 г. была опусто­шена Тамань после героического сопротивления, а при­городы Анапы разрушены. Затем Тамерлан проник во владения князей асов (абазов) Бураберди и Бураки (Биберд и Бракий), обитавших тогда еще на Таманском полуост­рове. Захват черкесских крепостей Таус и Курлат занял у него остаток года.

Эти события нанесли страшный удар караванной тор­говле между Азовским морем и Азией, отчего пострадали черкесские порты Черного моря и Керченского пролива.

Интересно отметить, что итальянские фактории в Черноморье были проводниками католической пропаган­ды в Черкесии, Абхазии и в Крыму. Князь зихов Верзахт -глава Таманской части Черкесии - принял даже вместе с населением католичество, а папа из Авиньона препрово­дил к нему в июле 1333 г. особое послание, в котором бла­годарил его за католическое усердие. В 1350 же году Зихия получила от папы Климента VI своего католического епис­копа в лице францисканца Иоанна, вероятно, черкеса, как думают некоторые ученые. Но греческий культ хранил свои старые позиции. Среди митрополитов под ведомством Константинопольского патриарха в правление императо­ра Андроника II (1282-1328) указывается зихский («зекхский») митрополит. Его местопребывание было в Матреге.

Распад Золотой орды на три ханства, усиление Крым­ского Ханства, основанного около 1430 Хаджи Гиреем, по­томком Туга-Тимура, брата Бату, создало новую обстанов­ку для Черкесии. С одной стороны, внешняя опасность с севера уменьшилась, с другой стороны, итальянская тор­говля с Черкесией была в упадке, будучи ликвидирована со времени захвата Константинополя турками в 1453 г., в особенности после занятия Кафы (Феодосия) турками в 1475 г. Ослабление степи облегчило усилия Черкесского князя Инала к объединению всех черкесских племен и позволило кабардинцам колонизировать нынешнюю их страну. Инал нашел страну разделенной на отдельные феодальные княжества. После разрушения Тамани Та­мерланом местная власть была ослаблена. В 1419 г. гену­эзец Simon de Guizolfi, женившись на княжне Biha-hanum, наследнице черкесского князя Тамани, стал фактически правителем полуострова. Он больше покровительствовал генуэзцам, чем занимался делами страны. При таких об­стоятельствах Иналу было не легко осуществить свою за­дачу воссоединения черкесских земель. (По преданиям дед Инала был из Крыма. Сам он по некоторым генеалоги­ческим спискам носит имя Акабу и является прапрадедом Кемиргоко - тестя Ивана Грозного[6].

Объединив, однако, Черкесию, Инал стремился вклю­чить в ее состав и Абхазию и дошел до границ Менгрелии, с которой воевал в 1433-34 гг. С другой стороны, он пресек вмешательство итальянцев во внутренние дела и стре­мился расширить свою власть до Тана. Его военные и административные таланты были выдающимися, и до сих пор кабардинский эпос воспевает «Инал-нэф»[7]. Грузин­ские источники называют его «Инал Великий».

После смерти Инала на р. Бзибе в 1453 г. сыновья его не смогли сберечь отцовское наследие. Возник спор за первенство, в который вмешались и другие черкесские князья, и страна снова распалась на отдельные княжества.

Генуэзскому периоду истории Черкесии положили конец турки в 1475 г., находившиеся уже в Крыму, где они заняли Кафу. Турецкий флот проник в Азовское море и захватил Анапу, Копа и Бата на черкесском побережье. Но Таманский полуостров не был еще завоеван. Только при султане Баязете II турки захватили важные пункты полу­острова: Темрюк (Кемиргок) и Ачук в 1484 г. и старались оказать давление на Черкесию при помощи крымских ха­нов, ставшими в вассальную зависимость от Порты. По­нятно, что черкесы старались установить добрые отноше­ния с ханами при помощи дипломатических браков с чер­кешенками и занимая при ханском дворе влиятельные места. Но это не мешало, однако, ханам постоянно трево­жить Черкесию, что заставило их обратиться к турецкому султану.

В 1481 г. черкесы отправили делегацию в Констан­тинополь к Магомету Фатиху и просили покровительства Порты и взамен обязывались предоставить султану чер­кесские конные части.

Султан Баязет II (1481-1512) нарушил, однако, согла­шение, принятое его предшественником, т. е. Магоме­том II, и передал крымскому хану права и обязательства, вытекающие из соглашения с черкесами.

Таким образом, руки ханов были развязаны и они не переставали нападать на Черкесию по самым ничтожным предлогам. Черкесы тогда начали искать сближения с кав­казскими странами, в первую очередь с Грузией (22), а также с Астраханским ханством, враждебными Крыму и Турции.

Мало того, когда Астраханское ханство терпело неу­дачи, черкесы оказывали ему помощь. Так, в 1532 г. они захватили Астрахань и посадили на трон своего кандидата. В 1550 г., после захвата этого города казаками, хан Ямгурчей бежал в Черкесию, а в следующем году черкесы посадили его снова на трон (Ямгурчей был женат на чер­кешенке). Но Астрахань не могла явиться противовесом против турецкого могущества. Другая сила шла с Севера и претендовала на обладание наследством Кипчака, и, когда эта сила сокрушила Астрахань, не только черкесам, но и всем кавказцам казалось, что они нашли союзника в лице Москвы достаточно далекого, чтобы не быть угрозой, но они ошиблись.

Из книги Р.Трахо «Черкесы», 1992



[1]Во время иконоборчества население Черкесии стояло за почитание икон.

[2] Карамзин Н.М. История Государства Российского, т. II, М., стр. 22.

[3] Абуль-Хасан   Али   аль-Масуди. Аланы и черкесы, Хрестоматия по истории СССР, т. I, М., 1949, стр. 28-29.

[4] Карамзин Н. М. Указ, соч., стр. 22-26. 18) Так называли итальянцы Тамань.

[5] Мамлюки - легионеры черкесского, грузинского и тюркского про­исхождения, составлявшие гвардию последних государей египетской династии эйюбидов (1171-1256). Превратившись затем в высший слой господствующего класса в Египте, мамелюки образовали вторую дина­стию: бхари (или тюркские мамелюки 1250-1390), и бурджи (или черкес­ские мамелюки 1390-1517). Общая численность в IX-XII вв. была 300 т. чел. Новых мамлюков приобретали преимущественно на Кавказе в XIV-XV вв. и они стали не только господствовать в Египте, но и лик­видировали в конце XIII в. последние владения франков-крестоносцев в Сирии и сохранили Палестину и Сирию. Мало того, мамлюки в XIII-XIV вв. в Египте реорганизовали систему управления, приняли меры к усовершенствованию системы искусственного орошения и способство­вали подъему культуры. Из мамлюков прославился султан Байдаре (1260-1277).

В период экспедиции Бонопарта (1798) мамлюки были всегосподствующими в Египте. Мамлюков победил Мухаммед Али в 1805 и в 1811 гг.

[6] См.   список кн. Лобанова-Ростовского   (1665 г.) и Пушкина (1768 г.).

[7] Дорогой Инал.

Читайте также: