Показать все теги
«На греческом и латинском языках черкесы называются «зихами», а на собственном языке имя им - «адыге».
GeorgInteriano
Итальянский путешественник XV в.
Происхождение адыге восходит ко временам самым отдаленным... их рыцарские чувства, их нравы патриархальной чистоты, их поразительно прекрасные черты ставят их бесспорно на первый ряд свободных народов Кавказа».
Fr. Bodenstedt
Die Volker des Kaukasus und ihre Freiheitskampfe gegen die Russen, Paris, 1859, S. 350.
«На основании того, что я видел, я должен рассматривать черкесов, взятых в массе, как народ наиболее естественно воспитанный, который я когда-либо видел или о котором я что-либо читал».
James Stanislaus Bell
Journal of a Residence in Circassia During the Years 1837, 1838, 1839, Paris, 1841, p. 72.
«Храбрость, ум, замечательная красота: природа им дала все, и чем я в особенности восхищалась в их характере - это холодное и благородное достоинство, которое никогда не опровергалось и которое у них сочеталось с чувствами наиболее рыцарскими и с горячей любовью национальной свободы».
M-me Hommaire de Hell
Voyage dans Ies Steppes de la mer Caspienne et dans la Russie meridionale, 2е ed., Paris, 1868, p. 231.
«Черкес благородно представляет на Кавказе последние остатки того рыцарского и воинственного духа, который пролил столько блеска на народы средних веков».
L. с., р. 189.
I. Предыстория
«Историческое прошлое народа, характер и особенности его многовековой культуры определяют собой коэффициент научного интереса к этому народу и его культуре. В этом смысле черкесы представляют из себя очень замечательный объект для исследователей истории Кавказа вообще и истории культуры в частности. Они принадлежат к древнейшему основному населению Кавказа и первичным обитателям Европы»[1].
Древнейший период каменного века (палеолит) [2] характеризуется в Черкесии погребением мертвых с согнутыми коленями и покрытием их охрой, а конец неолита -наличием мегалитов - дольменов и менгиров. Дольменов насчитывается здесь более 1700. Характер их, найденный в них инвентарь (Майкоп, станицы Царская, теперь Новосвободная, Костромская, Воздвиженская и др.) в эпоху меди приближают их к Тюрингской, так называемой SchnurkeramikZivilisation. Этническая принадлежность строителей дольменов до сих пор неизвестна. Легче установить авторов более новой эпохи на Кубани - века бронзового. Эта культура полностью совпадает с дунайской, которую называют BandKeramik. Почти все археологи приписывают эту BandKeramik фракийцам и иллирийцам, заселявшим дунайский бассейн, Балканы, Древнюю Грецию и значительную часть Малой Азии (Троя, Фригия, Вифиния, Мизия и т. д.).
Исторические данные подтверждают язык археологии: древнечеркесские племена носят фракийские имена [3] и встречаются на Балканах.
Известно также, что древняя Черкесия составляет основу Босфорского царства вокруг Керченского пролива, носившего название «Босфора Киммерийского», а киммерийцы считаются многими древними авторами также фракийским племенем [4].
II. Древняя история
По утверждению ученых древняя история черкесов начинается с периода Босфорского царства, сформировавшегося вскоре после крушения Киммерийской империи около 720 г. до Р. X. под натиском скифов.
Согласно Диодору Сицилийскому, сначала управляли Босфором «старые князья» со столицей Фанагорией, около Тамани. Но настоящая династия основывается в 438 г. до Р. X. Спартоком, родом из "старых принцев". Фракийское же имя Спартока - вполне нормальное явление при фрако-киммерийском характере местного населения.
Власть спартокидов не утвердилась сразу на все население Черкесии. Левкон I (389-349) называется «царствующим» над синдами, торетами, дандарами и псессами. При Перисаде I (344-310), сыне Левкона I, перечень подвластных царю народов древней Черкесии делается полнее: Перисад I носит титул царя синдов, маитов (меотов)[5]и фатеев.
Кроме того, одна надпись с Таманского полуострова подчеркивает, что Перисад I правил всеми землями между крайними границами тавров и границами Кавказской земли, т. е. маиты (в их числе фатеи), а также синды (в их числе керкеты, тореты, псессы и другие черкесские племена) составляли основное население Босфорского царства. Лишь южные прибрежные черкесы: ахейцы [6], хениохи и саниги [7] не упоминаются в надписях, но во всяком случае в эпоху Страбона они тоже входили в состав царства, сохраняя при этом своих князей «скептухов». Впрочем и другие черкесские племена сохраняли свою автономию и имели собственных князей, как-то синды [8] и дарданы. Вообще синды занимали особое место в царстве. Автономия их была настолько широка, что они имели собственную монету с надписью «Синдои». Вообще же, судя по монетам городов Босфора, древняя Черкесия пользовалась монетным единством.
Рядом с королем - архонтом, с автономными принцами Черкесии, с легатом в Танаисе (у устья Дона), городское управление свидетельствует о высоком развитии босфорского общества. Во главе города стоял градоначальник, представитель центральной власти, и коллегия, нечто вроде городской думы.
Социальный строй босфорского царства являет собой высокую ступень развития с просвещенной монархией, с административной децентрализацией, с хорошо организованными купеческими союзами, с аристократией служилой и деловой, с здоровым земледельческим населением. Никогда Черкесия так не преуспевала культурно и экономически, как при Спартокидах в IV и III вв. до Р. X. Короли Босфора по блеску и богатству не уступали современным им монархам. Страна представляла последний форпост эгейской цивилизации на северо-востоке.
Вся торговля в Азовском море и значительная часть торговли в Черном море находилась в руках Босфора [9]Пантикапея на Керченском полуострове служила главным портом для ввоза, а Фанагория и другие города Черкесского побережья преимущественно вывозили. Южнее Цемеза (Сунджук-Кале)[10] предметами вывоза служили: ткани, пользовавшиеся известностью в античном мире, [11] мед, воск, конопля, дерево для стройки кораблей и жилищ, меха, кожа, шерсть и т. д. Порты к северу от Цемеза вывозили главным образом зерно, рыбу и пр. Здесь в стране маитов находилась житница, кормившая Грецию. Средний вывоз его в Аттику достигал 210 000 гектолитров, т. е. половины нужного ей хлеба.
Другим источником богатства босфорцев-черкесов было рыболовство. К востоку от Азовского моря имелись центры для посола рыб и оптовые склады.
Наряду с этим была развита и индустрия, в особенности производство керамики, кирпича и черепицы. Предметами ввоза служили со стороны Афин вино, оливковое масло, предметы роскоши и украшения.
Французский консул в Крыму Пейсонель (1750-1762 гг.) пишет, что древние черкесы занимались не только скотоводством, хлебопашеством и рыболовством, но имели и развитое огородничество, садоводство, пчеловодство и ремесленное производство в виде кузнечного дела, шорничества, портняжества, выделки сукон, бурок, кожи, ювелирного искусства и т. д.
О хозяйственном уровне жителей Черкесии более позднего времени свидетельствуют размеры торговли, которую они вели с внешним миром. Средний годовой вывоз из Черкесии только через порты Тамань и Каплу составлял: 80-100 тыс. центнеров шерсти, 100 тыс. штук сукна, 200 тыс. готовых бурок, 50 - 60 тыс. готовых шаровар, 5-6 тыс. готовых черкесок, 500 тыс. овечьих шкур, 50 - 60 тыс. сыромятных кож, 200 тыс. пар бычачьих рогов. Затем шел пушной товар: 100 тыс. волчьих шкур, 50 тыс. шкур куньих, 3 тыс. медвежьих шкур, 200 тыс пар кабаньих клыков; продукты пчеловодства: 5-6 тыс. центнеров хорошего и 500 центнеров дешевого меда, 50 - 60 тыс. окка воску и т. д.
Ввоз в Черкесию свидетельствовал равно о высоком уровне жизни. Ввозились шелковые и бумажные ткани, бархат, одеяла, купальные полотенца, полотно, нитки, краски, румяна и белила, а также духи и ладан, сафьян, бумага, порох, ружейные стволы, пряности и т. д.
Заметим кстати, что английский путешественник Эдмунд Спенсер [12], посетивший Черкесию в первой четверти прошлого века, и сравнивая ее с древней, пишет, что в Анапе насчитывалось более 400 магазинов, 20 больших дровяных складов, 16 хлебных ссыпок и т. д. Кроме черкесов, здесь жили турки, армяне, греки, генуэзцы, 50 поляков, 8 евреев, 5 французов, 4 англичанина. Ежегодно в Анапский порт заходило более 300 крупных кораблей под иностранными флагами. О размерах торговли в городе можно было судить хотя бы по ежегодной продаже полотна, которого в год продавалось на сумму 3 000 000 пиастров, из которых 2 000 000 приходилось на долю Англии. Характерно, что общая сумма торговых оборотов Черкессии с Россией не превышала в то время 30 000 рублей. Нельзя забывать и того, что торговля с заграницей велась не только через Анапу, но и через другие порты, как, например, Озерск, Атшимша, Пшат, Туапсе.
Со времен Сатура I греки пользовались в Босфоре особыми льготами, но и босфорцы тоже имели в Афинах свои преимущества. Параллельно с торговыми связями развивались и культурные связи между обеими странами. Древние черкесы участвовали в олимпийских играх в Греции, в праздниках Панафиней и бывали увенчаны в Афинах золотой короной. Афиняне присуждали почетное гражданство ряду босфорских царей; на народных собраниях золотого венца (Такими увенчанными золотыми венцами были Левкон I, Спарток II и Перисад). Левкон и Перисад же вошли у греков в галерею знаменитых государственных мужей и их имена упоминались в греческих школах.
К концу II века до Р. X. Босфор вступает в полосу кризисов, вызванных давлением со стороны скифов, настолько, что Перисад I должен был вручить свою корону Митридату Великому (114 или 113 гг. до Р. X.). С этого момента начинается римский период Босфорского царства. Цари последнего ищут протекции Рима, но население враждебно иностранному вмешательству в его дела. Некоторые черкесские племена: хениохи, саниги и зихи зависят от Рима эпохи Адриана.
Около середины III в. после Р. X. германские племена герулы и готы или бораны вторгаются в Босфорское царство.
Номинальная связь Черкесии с Римом продолжалась и тогда, когда Византия заступила его место.
В греческий и римский периоды религия древних черкесов была фрако-греческая. Помимо культов Аполлона, Посейдона, в особенности лунной богини и т. д., почитались великая богиня мать (как у фригийцев Кибела), и бог грозы - верховный бог, соответствующий греческому Зевсу.
Интересно отметить, что черкесами почитались: Тлепш - Бог кузнец; Псэтхэ - Бог жизни; Тхаголедж - Бог плодородия; Амыш - Бог животных; Мэзытхэ - Бог лесов и охоты; Созреш - Бог домашнего благополучия; Емынэж - Бог зла; Уашхо - Бог неба и др. (13).
Христианство начало проникать в Босфор очень рано, согласно сказаниям о путешествии апостола Андрея. Известно, что на первом Вселенском соборе в Никее в 325 г. присутствовал и епископ Босфора.
Из книги Р.Трахо «Черкесы», 1992
[1] Трахо Р. Литература о Черкесии и черкесах, «Вестник Института по изучению СССР», № 1 (14), Мюнхен, 1955, стр. 97.
[2] Автор не касается здесь доисторической эпохи, следы которой найдены на Кубани, так как по этому вопросу имеется фундаментальный труд - Fr. Hancar, UrgeschichteKaukasiens, Wien, Verlagv. AntonSchroll& Co.; Leipzig, VerlagHeinrichKeller. 1937.
[3] Юсуф Иззет- паша. В древней Фригии. Фракийцы, иначе черкесы, Константинополь, 1921.
[4] Его же. Босфор Киммерийский, Константинополь, 1921.
[5] Маиты или меоты - племя иберийско-кавказской группы, которое явилось основным населением Северо-Западного Кавказа в первых веках новой эры, что подтверждают и археологические раскопки. Так, археологическая экспедиция Адыгейского научно-исследовательского института, проводя разведочные работы в Теучежском районе, обнаружила ряд находок, которые дают основание предполагать, что племена меотов сохранились на территории левобережья Кубани вплоть до раннего средневековья (Доклад старшего научного сотрудника Краснодарского Краеведческого музея - Н. Ф. Анфимована 1-й научной сессии Адыгейского научно-исслдедовательского института в Майкопе - «Племена Прикубанья в первые века новой эры», «Учительская газета», 8 октября 1955 г., № 81.
[6] Ахейцы - это агои или гои, нынешние хакучинцы. Остатки живут только в Турции.
[7] Саниги - это нынешние жанеевцы.
[8] Синды - это шинджи. Название сохранилось в имени аула Шенджий Адыгейской автономной области.
[9] Соловьев С.М. История России с древнейших времен, кн. 1-я, т. I-V, Москва, 1851, стр.41.
[10] Или нынешний Новороссийск.
[11] По греческим традициям «священные» ткани в Дельфах привозились с Кавказа. Ион, сын Аполлона и предок ионийцев, покрыл этой тканью палатку, воздвигнутую им на вершине Парнаса. Эту палатку похитил Геракл у черкесских амазонок и т. д.
[12]Travels in Circassia, Krim, Tartary, etc& in 1836, 2 vols. London, 1837.