ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:
Вам нравится наш сайт?


Отличный сайт!
Хороший сайт
Встречал и получше
Совсем не понравился





» » Строители парусного флота в Севастополе
Строители парусного флота в Севастополе
  • Автор: usoltcev |
  • Дата: 21-09-2013 18:11 |
  • Просмотров: 2585

Биографии кораблестроителей Ивана Юхарина, Андрея Мелихова, Ивана Тарусова, Ивана Осьминина, Алексея Прокофьева и Степана Чернявского.

 

Первый корабельный мастер Севастополя Юхарин Иван Иванович

 

Родился в 50-х годах XVIII века. Годы его детства совпали со временем, когда Россия вела борьбу с Турцией за выход в Черное море.

В юношеском возрасте он был определен в корабельные ученики на Таганрогской верфи, где достраивались «новоизобретенные» суда для Азовской флотилии. Судостроители того периода по степени опыта и знаний делились на корабельных учеников, корабельных подмастерьев и мастеров.

Корабельные ученики - это подростки 14-16-ти лет, обучающиеся от семи до десяти лет у корабельного мастера корабельному ремеслу. Они подразделялись на учеников первого и второго классов. После четырех лет учебы учеников переводили во второй класс, где продолжалось обучение еще несколько лет. После прохождения курса и сдачи экзаменов учеников переводили в обученные тиммерманы - младшее звание кораблестроителей, впоследствии переименованное в корабельных подмастерьев. Наиболее одаренным присваивали офицерский чин и личное дворянство.

В 1778 году после основания города Херсона, Ивана Юхарина перевели на новую судоверфь, где он продолжал учебу у корабельного мастера А. С. Катасонова. В 1781 году он окончил курс обучения, успешно сдал экзамены, получил звание обученного тиммермана унтер-офицерского чина и личное дворянство.

Первое время Иван Иванович продолжал работать на Херсонской судоверфи помощником корабельного мастера, но вскоре получил самостоятельный участок работы.

В декабре 1782 года он прибыл в Ахтиарскую бухту на кораблях, пришедших сюда на зимовку с целью определения возможности базирования кораблей. В одной из бухт - впоследствии названной Килен-бухтой, под его руководством соорудили киленбанок, на котором произвели осмотр подводной части кораблей.

Второго мая 1783 года в Ахтиарскую (ныне Севастопольскую) бухту вошло два отряда кораблей Азовской флотилии, положившие начало Черноморского военно-морского флота.

Третьего июня 1783 года началось строительство нового города, названного Севастополем. Юхарин возглавил работы по созданию адмиралтейства, берущее начало от первой кузницы. В описании Севастополя за 1786 г. сказано, что «...на левой стороне дороги Балаклавской (ныне ул. Ленина) стояла церковь, на правой, напротив церкви, дома подрядчика Черноморского департамента Экзаменовского и корабельного мастера Юхарина, за ними - дом капитана Доможирова, и еще далее - дом Ушакова...».

Ушаков ценил старательного и исполнительного корабельного подмастерья Юхарина. В рапорте Потемкину от десятого июля 1791 года по поводу окончания ремонта корабля «Иоанн Предтеча» Ушаков писал: «...особо же замечен мною господин корабельный подмастерье секунд-майорского чина Юхарин, неусыпным прилежанием и старанием заслуживает благоволения и милости вашей светлости, о которой сим и представить честь имею...»

Итак, Юхарин в 1791 году имел звание корабельного подмастерья, а не мастера, как указано выше, и чин секунд-майора, офицерский чин после капитана, существовавший в России до 1797 года.

Согласно табеля о рангах, введенному Петром I в 1722 году, корабельные подмастерья могли иметь офицерский чин «по достоинству» не выше капитанского. Юхарин же имел чин не предусмотренный табелем, то есть числился корабельным подмастерьем, а фактически выполнял работу корабельного мастера. Такие отступления от табеля допускались в редких случаях и при наличии больших заслуг.

А заслуг у Юхарина было много: он ежегодно руководил ремонтом всех кораблей, находящихся в Севастопольском порту, за что был награжден орденом и имел приставку к званию «кавалер».

Когда Ушаков добился разрешения на строительство в Севастополе военных кораблей, то в качестве ближайшего помощника и руководителя строительством кораблей он пригласил Юхарина.

Сведения о том, что Юхарину присвоили звание корабельного мастера, относятся к 1797 году. В рапорте Черноморскому адмиралтейскому правлению от четвёртого июля 1797 года Ушаков писал: «...корабельный мастер и кавалер Юхарин производит освидетельствование кораблей, стоящих в Севастополе...» В другом документе, датируемом от тридцатого апреля 1798 года, сообщается о том, что Юхарин, корабельный мастер и кавалер, участвует в испытании нового корабля «Св. Захарий и Елизавета».

Когда потребовалась организация судоремонтной базы на острове Корфу, где находилась большая часть кораблей Черноморского флота, принимавших участие в войне с Францией, Ушаков добился от Черноморского адмиралтейского правления направления на Корфу Юхарина.

Иван Иванович вместе с 36-ю мастеровыми тридцатого декабря 1798 года прибыл на остров Корфу, где в гавани Гуви организовал ремонтную базу.

После возвращения кораблей Черноморского флота из Средиземного моря он продолжал заведовать судоремонтом в Севастопольском адмиралтействе.

В апреле 1805 года в Севастополь из Санкт-Петербурга прибыл корабельный мастер О. П. Амосов, которому было поручено организовать в адмиралтействе судостроение. Но Амосов в Севастополе пробыл недолго и работу по созданию судостроения в адмиралтействе продолжил Юхарин.

Под его руководством сооружен стапель, на котором в 1808 году был заложен корвет «Крым». Но, закончить строительство корвета Юхарин не успел. В 1809 году по болезни Иван Иванович Юхарин ушел в отставку.

 

Мелихов Андрей Иванович

Родился в семье дворянина в 1773 г.

1785-1789 г.г. - корабельный ученик 2-го класса в чертежной мастерской в Санкт-Петербурге. Работал под руководством корабельного мастера Масальского. В 1788 г. участвовал в строительстве шебек (транспортное судно).

1789 г. - корабельный ученик 1-го класса.

1789-1790 г.г. - находился в Кронштадте при строительстве четырех фрегатов и двух палубных батарей, где работал под руководством корабельного мастера Курыгина.

1790 г. - находился в Санкт-Петербурге, участвовал в строительстве канонерских лодок и четырех батарей. За проявленное усердие в период строительства был награжден годовым жалованьем.

1791 г. - участвовал в постройке двух полупрамов.

1790-1792 г.г. - работал под руководством корабельного мастера Масальского.

1792 г. - участвовал в постройке 74-пушечного корабля «Елизавета». Работал под руководством корабельного мастера Сарычева. В этом же году был переведен в тиммерманы.

1793-1794 г.г. принимал участие в постройке 38-пушечного фрегата и одного брига. Работал под руководством корабельного мастера Масальского.

1794-1800 г.г. - находился в Англии для обучения кораблестроению.

1796 г. - за присылку из Англии планов и сведений ему было объявлено «благоволение» от Государственной коллегии Адмиралтейства.

1798 г. - за присылку из Англии моделей, планов и заметок, касающихся кораблестроения, получил в награду 50 фунтов стерлингов.

1799 г. переведен в корабельные подмастерья 12-го класса.

1800 г. - за присылку из Англии всевозможных чертежей и записок («замечаний») на заготовку леса получил в награду 50 фунтов стерлингов.

1800-1803 г. - находился в Санкт-Петербурге, где работал под руководством корабельного мастера Сарычева.

1801-1802 г.г. - участвовал в постройке корабля «Твердый».

1802 г. - командирован в Новгородскую губернию для осмотра передаваемой в казну дачи.

1803 г. - по поручению интендантской экспедиции вел постройку корабля «Твердый». В этом же году в Главном гребном флоте достроил десять лодок, тридцать иол, восемь плавучих батарей и пакетботов.

1804 г. - за строительство корабля «Твердый» получил в награду 300 руб.

1803-1804 г.г. - находился под начальством интендантской экспедиции.

1805 г. - достроил и спустил на воду корабль «Твердый», осуществил проводку его на камелях до Кронштадта, за что ему от Государственной коллегии Адмиралтейства была объявлена благодарность.

1806 г. - построил и спустил на воду два 14-пушечных катера и два пакетбота, исправил и достроил шлюп «Диана».

1804-1807 г.г. - находился под начальством директора кораблестроения Брюна сан Катерина.

1807 г. - за исправление шлюпа «Диана» получил благодарность от Государственной коллегии Адмиралтейства.

В этом же году построил и спустил на воду два бомбардирских судна и занимался постройкой корабля «Смелый» и 48-пушечного фрегата. В это же время осуществлял ремонт кораблей гребного флота.

1808 г. - достроил корабль «Смелый», 48-пушечный фрегат, четыре регемана, два брига, два люгера, двадцать пять ластовых судов и спустил их на воду. Находился при проводке на камелях корабля «Смелый», фрегата «Валера».

За постройку и спуск вышеуказанных кораблей не только объявлено «благоволение» от Государственной коллегии Адмиралтейства, но и дано право на объявление такого же «благоволения» чиновникам, бывшим под его начальством, штаб и обер-офицерам, находившимся при строительстве.

От исполнительной экспедиции представлен к награждению орденом Св. Владимира четвёртой степени. За особое усердие в работе получил в награду 500 руб. на путевые издержки.

1807-1808 г.г. - работал под руководством Сарычева и Брюна сан Катерина.

17 февраля 1809 г. - командирован в г. Николаев, куда прибыл тридцатого марта. Шестого июня командирован из Николаева в г. Севастополь, куда прибыл тринадцатого июня.

По поручению Черноморской исполнительной экспедиции был в Феодосии для осмотра брандвахты.

29 августа 1809 г. - командирован в Керченский порт для осмотра канонерских лодок.

1809-1816 г.г. - находился в распоряжении Севастопольской конторы.

В 1809 г. в Севастопольском порту осуществлял ремонт кораблей флота.

1810 г. - достроил и спустил корвет «Крым». За успешный ремонт 11-пушечного корабля «Ягудиил», который ранее был признан негодным к плаванию, получил «благоволение» от Главного Черноморского департамента.

1811 г. - за успешный ремонт корабля «Победа», признанного негодным, но проплававшего два года после ремонта, получил «письменную признательность» от начальника Севастопольской конторы адмирала Сарычева и контр-адмирала Галла.

1812 г. - продолжал руководство по ремонту кораблей флота и постройки брига «Мингрелия».

1813 г. - осуществлял руководство по ремонту кораблей флота, построил и спустил на воду 16-пушечный бриг «Мингрелия».

1815 г. - построил и спустил на воду 24-пушечный корвет «Язон» и заложил 14-пушечную шхуну «Севастополь».

1816 г. - руководил ремонтом эскадры, направляемой в поход, и строительством и 14-пушечной шхуны «Севастополь».

1816 г. - переведен в Николаевский порт, где осуществлял постройку 74-пушечного корабля № 4. В этом же году награжден орденом Св. Владимира 4-й степени.

1818 г. - за постройку и спуск в Николаевском порту 44-пушечного фрегата «Флора» получил от его императорского величества через Главного командира Черноморского флота и портов вице-адмирала А. С. Грейга бриллиантовый перстень.

1819 г. - построил и спустил на воду военный транспорт № 1 «Мария» и канонерскую образцовую лодку.

1820 г. - по окончании строительства 74-пушечного корабля № 4 «Норд-Адлер» провел его через мелководную реку Буг, построил и спустил на воду бриг № 3, пароходное судно, военный транспорт № 4 большого размера, которые также провел через мелководье Буга.

После этого осуществлял постройку 44-пушечного фрегата, брига № 2 и яхты. Для училища спустил на воду корвет. Кроме этого в Херсонском порту осуществил постройку 110-пушечного корабля « Император Франц». К концу жизни Мелихов А.И. был признан корабельным мастером 6-го класса.

Умер в октябре 1821-года (г. Николаев).

Выписка из картотеки Николаевского музея «Судостроение и флот».

 

Тарусов Иван Иванович

Родился в 1770 г.

1780 г. - обучался в Санкт-Петербургском артиллерийском классе.

1783 г. - тиммерманский ученик второго класса. 1785 г. - тиммерманский ученик 1-го класса.

1790 г. - корабельный подмастерье. Находился в Санкт-Петербурге при постройке трех 100-пушечных кораблей и одного 74-пушечного под руководством корабельного мастера Кольмана.

Затем участвовал в постройке восьми 40-пушечных гребных фрегатов, семидесяти канонерских лодок и пяти плавучих батарей под руководством корабельного мастера Масальского.

За труды награжден годовым жалованием.

1-го апреля 1790 г. - произведен в чин прапорщика. В этом же году участвовал в трех сражениях под командою принца Нассау-Зигена против шведов и занимался ремонтом гребных фрегатов.

В 1791 г. - вернулся в Санкт-Петербург, где осуществлял постройку военного полупрама. В том же году командирован в Черноморский флот.

1792 г. - в Херсонском порту строил 32-пушечный фрегат «Лесной», в то же время командирован в Польшу для описи лесов и находился там до 1795 г.

1795  г. _ командирован на завод Демидова для постройки двадцати военных баркасов.

1-го мая 1766 г. - получил чин поручика.

1797 г. - осуществлял постройку в Николаевском порту 22-пушечного транспорта большого размера, одного военного судна и шестипушечной галеры.

1799 г. - переведен в Херсонский порт в команду корабельного мастера Суровцева, где построил 74-пушечный корабль «Польская богородица».

За усердие отмечен указом Государственной Адмиралтейской коллегией. В этом же году был послан в Одесский порт для ремонта фрегата «Александр Невский», посылаемого в Корфу с десантом. Оттуда возвратился в Херсон, где заложил 44-пушечный фрегат и осуществил набор корпуса.

1800 г. - командирован конторой Главного командира для поиска у помещиков корабельных лесов. Когда был найден лес для 74-пушечного корабля, контора Главного командира Черноморского флота заключила контракт с помещиком Могилевской губернии на закупку леса.

1804 г., - окончив заготовительные работы, прибыл в Херсон, где был определен к постройке 32-пушечного фрегата под руководством корабельного мастера 7-го класса Суровцева.

1805-1806 г.г. - находился там же при постройке 36-пушечного фрегата «Лилия», который построил и спустил на воду. Вел учет материалов, необходимых для постройки корабля.

1807 г. - проводил «Лилию» через мелководье Днепровских гирл, затем строил второй 74-пушечный корабль. В этом же году командирован в Молдавию к князю Прозоровскому.

В Галиции осуществлял постройку гребной флотилии. За успешную работу награжден от имени Его Императорского Величества Александра Павловича бриллиантовым перстнем.

Октябрь 1808 г. - окончив постройку гребной флотилии, вернулся в Херсон.

19 января 1809 г. - командирован в Севастопольский порт для ремонта там корабельного флота, откуда возвратился в Херсон.

Командирован для осмотра лесов и поиска удобных способов по доставке леса в Черноморские порты. В том же году вернулся в Херсон, а затем командирован в Молдавию для ремонта гребной флотилии, вновь вернулся в Херсон, где строил 74-пушечный корабль «Исповедник», постройку которого осуществил на две трети.

1810 г. - произведен в корабельные мастера 8 класса.

1812 г. - командирован на Дунай для ремонта гребной флотилии.

На черноморских баркасах построил места для пушек 24-фунтового калибра, канонерскую лодку переделал в бомбардирское судно, по завершении работ вернулся в Херсон.

1813 г. - построил и спустил на воду 74-пушечный корабль. В том же году в течение 28 дней находился в отпуске в Санкт-Петербурге. Затем снова вернулся в Херсон. Осуществил килевание 11-пушечного и 74-пушечного кораблей, построил военное судно - тендер «Дионис».

1818 г. - достроил в Севастополе военную шхуну «Севастополь», которую спустил в присутствии инженера. За успешную работу объявлена благодарность в приказе адмирала Бычинского.

 

Осьминин Иван Яковлевич

1799 г. Поступил в Петербургское училище корабельной архитектуры учеником.

1803 г. За отличие в учебе награжден золотыми часами.

1805 г. Выпущен из училища чином 12-го класса и командирован в Англию для усовершенствования в кораблестроении.

1808 г. По возвращении в Петербург, получил звание помощника корабельного мастера.

1811 г. Был преподавателем корабельной архитектуры в училище.

1813 г. Командирован «по самонаиважнейшей казенной надобности» в г. Кенигсберг. Находясь при осаде г. Данцига, исправлял суда флотилии, бомбардировавшие город. Награжден орденом Св. Владимира 4-й степени «за успешное исправление флота после сражений, бывших при осаде г. Данцига».

1817 г. 2 марта. Произведен в 9-й класс и переведен в Николаев, а затем в Севастополь.

20-ти пушечный бриг «Меркурий»1819-1829 г.г. Построил в Севастополе нижеследующие суда: транспорт «Утка»; 20-ти пушечный бриг «Меркурий» (на картинке); 12-ти пушечный катер «Сокол»; транспорт «Лебедь»; яхту «Голубка»; люгер «Стрела»; 28- пушечный шлюп «Диана»; требаку «Утка»; бригантину «Елизавета»; 12-пушечный катер «Жаворонок»; 26-пушечный бриг «Пегас»; 36-пушечный фрегат «Рафаил» и 12-пушечную бригантину «Нарцисс».

1820 г. Произведен в корабельные мастера.

1822 г. 22 февраля. Произведен в 8-й класс.

1827 г. 23 февраля. Переименован в подполковники корпуса корабельных инженеров.

1830 г. 15 января. Произведен в полковники и переведен в Николаев.

1830-1833 г.г. Построил в Николаеве: корветы «Сизополь», «Пендикарлею», яхты «Резвая» и «Сатуново», шхуны «Курьер» и «Вестник», пароходы «Громоносец», «Подобный» и «Везувий», люгера «Геленджик» и «Поти», транспорты «Слон» и «Чапман» и 120-пушечный корабль «Варшава».

1833 г. Награжден орденом Св. Анны 2-й степени.

1833-1838 г.г. Исполнял должность начальника корабельных инженеров Черноморского флота, пред-седательствовал в Учетном кораблестроительном комитете и находился при приемке лесов от комиссионера.

Умер 23 августа 1838 г.

 

Прокофьев Алексей Петрович

1790 г. Родился в Екатеринославской губернии.

1804 г. 1 мая. Поступил на службу в Черноморский флот корабельным учеником 2-го класса.

1804-1810 г.г. В кораблестроительной команде Херсонского адмиралтейства состоял при черчении чертежей и был при проводке 74-пушечного корабля «Азия».

1808 г. был переведен в корабельные ученики i-го класса.

1811 г. 13 марта. Переведен в обученные тиммерманы унтер-офицерского чина.

1810-1811 г.г. С корабельным мастером Суровцевым был в Севастополе для освидетельствования судов Черноморского флота.

1812-1815 г.г. В Херсонском адмиралтействе состоял при черчении чертежей.

1815 г. Участвовал в проводке через мелководье Днепровского гирла 74-пушечного корабля «Крымский».

1816-1817 г.г. В Херсонском адмиралтействе состоял при черчении чертежей.

1818-1819 г.г. Участвовал в строительстве транспорта «№3» и 110-пушечного корабля «Император Франц»

1820 г. В 30-летнем возрасте произведен в тиммерманы 14-го класса.

Участвовал в Николаевском адмиралтействе при строительстве и достройке 74-пушечного корабля «Норд-Адлер» и при строительстве фрегата «Поспешный».

1820-   1829 г.г. В Херсонском адмиралтействе состоял при черчении чертежей, участвовал при проводке 110-пушечного корабля «Император Франц», в строительстве трех канонерских лодок, трех транспортов с подряда, двух плашкоутов и наблюдал за строительством камелий.

1825 г. Участвовал в проводке корабля «Иоанн Златоуст», в строительстве 84-пушечного корабля «Чесма», трех транспортных судов, двух люгеров, двух канонерских лодок.

1826-1830 г.г. В Николаевском адмиралтействе строил 84-пушечный корабль «Чесма», пять канонерских лодок, пароход «Громоносец» и 24-пушечный корвет «Сизополь».

1827 г. Произведен в корпус корабельных инженеров.

1828 г. Произведен в штабс-капитаны.

1830-1842 г.г. В Севастопольском адмиралтействе был старшим инженером. Исправлял ежегодно корабли Черноморского флота. Строил корветы «Мессемврия», «Менелай», фрегаты «Сизополь», «Каварна», бриг «Аргонавт», транспорты «Днепр», «Сухум-кале», тендер «Нырок», шхуну «Смелая», транспортную шхуну «Ялта», шаланды для керченского порта, понтоны для нового Севастопольского адмиралтейства, подвозные боты для флота.

1835 г. Произведен в капитаны.

1838 г. Произведен в подполковники.

1842-1852 г.г. Был в Севастополе старшим инженером. Ремонтировал корабли всего Черноморского флота, строил два подвозных бота, наблюдал за строительством 20-пушечного корвета «Ариадна», 12-пушечного брига «Язон», 16-пушечного «Орфея», транспортов «Дунай» и «Буг».

1842 г. Назначен на должность председателя Севастопольского Учетного кораблестроительного комитета, одновременно находился при исправлении и тимбировке «Горезани».

1852 г. 8 марта. Переведен в Николаев на должность начальника корабельных инженеров Черноморского флота Херсонского, Севастопольского и Николаевского адмиралтейств и председателя Учетного кораблестроительного комитета.

Награды: ордена Св. Станислава 3-й степени, Св. Анны 3-й степени, Св. Владимира 4-й степени, именной знак отличия бессрочной службы за 25 лет.

Корабел переходного периода.

 

Чернявский Степан Иванович

Автор проектов последних парусных и первых броненосных кораблей (1804-1868),

6 августа 1813 г. поступил юнгой на службу в Черноморский флот, в 1814 г. его приняли учеником в Севастопольское флотское училище. После окончания флотского училища 23 января 1820 г. он продолжил учебу в Николаевском Черноморском штурманском училище, которое окончил в 1825 году.

А в это время командующий Черноморским флотом адмирал Алексей Самуилович Грейг (1775-1845), добился разрешения отправить за границу несколько молодых людей для изучения кораблестроительного мастерства.

Чернявский за способности был включен в список командированных. Шесть лет он провел в Англии. Во время учебы в 1827 году его произвели в штурманские помощники унтер-офицерского ранга, а через год - в прапорщики корпуса флотских штурманов. В апреле 1828 года его перевели в корпус корабельных инженеров и 31-го декабря 1831 года присвоили звание подпоручика.

После возвращения в 1832 году из Англии он работал в Николаеве и в этом же году переведён в Севастопольское адмиралтейство. Как и другим, вернувшимся из-за границы корабелам, ему поручили для пробы построить легкое судно. Под его руководством девятого августа 1832 года на стапелях адмиралтейства корабелы заложили два тендера - «Быстрый» и «Скорый». Тендер - одномачтовый военный парусный корабль для дозорной и посыльной службы с 10-12 орудиями малого калибра на открытой палубе и с экипажем 26-39 человек.

Тендеры сошли со стапеля в мае 1833 г. и после достройки и испытания вошли в состав кораблей Черноморского флота.

После тендеров ему поручили строить 44-пушечный фрегат «Браилов». Корабль заложили 14 февраля 1835 года, спущен на воду 6 октября следующего года.

Руководил модернизацией бригантины «Елизавета», парохода «Громоносец», корвет «Пендераклия», тимберовал (капремот) бриг «Меркурий», исправлял фрегат «Бургас», килевал корвет «Ифигения».

Он не успел достроить фрегат «Браилов», и в конце 1836 года его перевели в Николаев, где он более 17 лет занимался проектированием и постройкой десятков кораблей различных классов.

Под его руководством были построены пять линейных кораблей - «Трех Иерархов», «Храбрый», «Двенадцать апостолов», «Париж» и «Великий князь Константин».

После спуска корабля «Великий князь Константин», на стапеле заложили 120-пушечный винтовой корабль «Босфор». Строителем должен был стать Чернявский. Так как опыта постройки таких кораблей не было, начальник штаба Черноморского флота В. А. Корнилов получил разрешение Главного морского штаба командировать Чернявского в Англию и Францию. Он совершил эту поездку в 1852-1853 годах, чтобы ознакомиться с организацией и техникой постройки железных винтовых судов.

Возвратившись в Петербург, он доработал чертежи «Босфора». Чернявский привез также условия заказа в Англии паровых машин для кораблей. Однако заказать машины в США или в европейских странх не удалось. Корабль достроили после окончания Крымской войны, под названием «Синоп». Достраивал его А. С. Акимов, так как в августе 1855 года Чернявского отозвали в Петербург. За успешную работу в адмиралтействе его произвели в подполковники и удостоили нескольких наград.

В столице он руководил проектированием и постройкой 125-пушечного линейного корабля «Император Николай I», который был заложен в Санкт-Петербургском Новом Адмиралтействе 25 июня 1855 года и через пять лет спущен на воду. Вооружение корабля состояло из ста десяти 36-и 60-фунтовых орудий. В 1860-1861 годах на него установили шесть котлов и паровую машину. В течение 1862-1866 годов корабль входил в состав учебно-артиллерийского отряда. После 1866 года он уже не выходил в море и 26 января 1874 года был исключен из списков Балтийского флота.

В январе 1856 года Чернявскому присвоили звание полковника и назначили членом ряда технических комиссий и комитетов, в том числе комитета по реконструкции Охтенской верфи. 18 мая 1860 года его произвели в генерал-майоры, а с 1864 - он член Технического комитета Главного инженерного управления, занимавшегося вопросами подводного плавания.

Степан Иванович возглавлял разработку первых программ кораблестроения на период перехода к железным броненосным судам, обеспечивал проектирование и постройку первых железных броненосцев типа «Первенец» и «Не тронь меня». В этот период Чернявский стал автором проекта мелкосидящих плавучих батарей с нарезными орудиями, предназначенных для обороны Керченского пролива.

В 1864 году была принята программа строительства восьми броненосных кораблей. Под его председательством был разработан проект для строительства двухбашенных лодок «Русалка» и «Чародейка». В 1865 году его назначили председателем Кораблестроительного технического комитета (КТК) и членом Морского ученого комитета. Одновременно Чернявский С. И. стал главным контролером всех новых проектов броненосцев. Первого января 1868 г. ему присвоили звание генерал-лейтенанта.

Награды: Св. Станислава: 3 ст. 1835); 2 ст. (1844); 1 ст. (1863); Св. Владимира 3 CT.(1858); Св. АННЫ 1 ст. (1865) и императорской короной к ордену Св. Анны 1 степени (1866).

 

Владимир Усольцев

Статья из альманаха «Морской архив», №2 (3), 2012
Председатель редакционного Совета Марков А.Г.
Главный редактор Маслов Н.К.

Читайте также: