Показать все теги
Следующая глава
Вернуться к оглавлению
Частная жизнь и досуг инков
Хронисты крайне мало интересовались повседневной жизнью обитателей Тауантпинсуйу, которую они иногда изображали заполненной одной лишь работой и регулируемой вплоть до самых интимных ее аспектов (вроде выбора супруга) представителями государства. Многие разрозненные сведения опровергают эту мрачную и суровую панораму, которую некоторые монументальные труды об инках продолжают, однако же, развивать и поддерживать. Праздников и увеселений, похоже, у инков хватало, и все они были неразрывно связаны с выполнением коллективных работ и религиозными церемониями. Иконография всех периодов истории древнего Перу изобилует изображениями музыкантов, инструментов и танцоров, а исторические источники подчеркивают важность музыки, пения и танца в будничной жизни андских народов XVI и XVII веков. Различные стороны частной жизни, особенно жизни семейной, образования и полового поведения, к сожалению, все еще мало изучены, как не становилась объектом серьезных исследований и система инкского родства.
Имена
На протяжении жизни инки и подчиненные им народы неоднократно меняли имена.
При рождении ребенок получал первое имя, зачастую обусловленное неким произошедшим в этот момент событием (например, словами, произнесенными его отцом или матерью или даже появлением какой-нибудь птицы). Имя он менял по случаю первого переходного жизненного обряда — «стрижки волос», — который отмечался, когда ему исполнялся один или два года. Второе изменение имени происходило во время обряда перехода во взрослую жизнь, лет в 14—15. Эти имена, как правило, складывались из двух слов, первое из которых было указанием или определением ко второму: Сулька Уаман «Младший Ястреб», Чуки Льянту «Тень Копья» (жена Уаскара). Эти составляющие, как представляется, иногда бывали заимствованы из наследия имен знаменитых предков и зачастую обозначали некое могущественное животное: пуму (пума), кондора (контур), змею (амару), ястреба (уаман) и т.д., так как предки-родоначальники, в представлении инков, дабы сразить врагов, были способны превращаться в животных.
Праздник в провинции Контисуйу (согласно Фелипе Гуаману Поме, 1615 г.)
Некоторые из компонентов инкских имен не находят объяснения в языке кечуа; вероятнее всего, своим происхождением они обязаны языку, присущему той или иной этнической группе: Юпанки (Инка Юпанки; Тупак Юпанки) — «Блистательный», Рока (Инка Рока) или Майта (Майта Капак) — «Могущественный». В XVI веке инки рассматривали термин юпанки как некий почетный титул; в отношении женщин похожим образом использовался термин окльо («чистая»), который входит в состав многих женских имен, к примеру супруги и сестры Манко Капака, Мамы Окльо — «Матери Окльо». Те из имен инкских правителей, которые поддаются интерпретации, намекают на некую реальную характеристику того, кто их носит: Льоке Юпанки — «Юпанки Леворукий», Атауальпа — «Удачливый в Войне», Тупак Амару — «Блистательный Змей», Ашау Римачи — «Тот, кто заставляет говорить Удачу». Похоже, правители получали новое имя сразу же после восшествия на престол, как Инка Юпанки, который хотел, чтобы его считали основателем империи, и приказал называть себя Пачакути — «Возвращение Эпохи», или Тупак Куси Уальпа — «Счастливый и Блистательный», — который стал Уайна Капаком — «Молодым Господином». Таким же образом имена, под которыми были известны некоторые персоны, похоже, являются не полученными ими в отрочестве, но говорящими, подобно фамилии, о некой характерной черте, приобретенной уже в зрелые годы: Руминьяви «Каменный Глаз» был безжалостным полководцем Атауальпы; Атук «Лис» — генералом Уаскара, вероятно, очень хитрым; Утурунку Ачачи «Старый Ягуар» — полководцем Тупака Юпанки, завоевавшим амазонский регион и убившим там ягуара. Некоторые были известны по названию места их рождения: Кивар Тупак, «Блистательный из Кивара», сын Тупака Инки, вероятно, родился в Киваре, неподалеку от Куско; Уанка Ауки, «Господин уанка», полководец Уаскара, был сыном Уайна Капака и некой женщины из племени уанка.
Термины, составляющие имена женщин, зачастую указывают на элементы, относящиеся к женской сфере: Кури Ильпай «Женское Лоно», жена Инки Роки; Куси Римай «Слово Счастья», супруга и сестра Уайна Капака; Чимпу Урма «(Упавшая с неба) Частица (Лунного?) Сияния», жена Инки Роки\ Киспи Сиса «Ясный Цветок», дочь Уайна Капака и сожительница Франсиско Писарро. Как и мужчины, женщины иногда получают имя по месту своего рождения: Мама Рунтукайан, «Матушка Рунтукайан», жена Инки Виракочи, была из одноименной деревни, а Мама Анаварки, «Матушка Ана- варки», супруга Пачакути, родилась на возвышенности Анаварки, рядом с Куско.
Жизненный цикл
Для инков самыми знаменательными моментами жизни были первая стрижка волос, посвящение во взрослую жизнь, женитьба и смерть. Эти переходы сопровождались важными обрядами. Рождение, напротив, не давало повода ни к какой особенной церемонии, вероятно, по причине высокой степени смертности новорожденных детей, так что настоящим вхождением в жизнь считался переход из категории «грудное дитя» в категорию «ребенок», примерно в двухлетнем возрасте. Переход этот сопровождался церемонией первой «стрижки волос» (рутучикуй). По этому случаю родители и их друзья собирались вместе, чтобы выпить и потанцевать. Каждый отрезал прядь волос ребенка, которые тщательно хранились на протяжении всей его жизни.
Первая стрижка волос (согласно Гарсиласо, 1609 г.)
Их прекращали кормить грудью после двух и более лет и состригали первые волосы, с которыми они родились и которые до этого не трогали. Затем им давали собственное имя, которое они должны были иметь, для чего собирались все родственники, из которых выбирался один крестный отец ребенка, и он выстригал первый пучок волос. Ножницами служили ножи из камня, поскольку индейцы не сумели еще изобрести ножницы. За крестным отцом шли другие в соответствии со своим рангом, возрастом или достоинством, чтобы отстричь свой пучок волос у отлученного от грудей; закончив стрижку, они давали ему имя и вручали свои подарки, которые принесли; одни — одежду, другие — скот, другие — различные образцы оружия, другие давали ему золотые или серебряные кувшины для питья, и эти подарки должны были иметь признаки королевского отличия, которыми простым людям разрешалось пользоваться только по личной привилегии от инки.
Как только заканчивались подношения, наступало торжество пития, ибо без него не было доброго праздника. Они пели и плясали до ночи, и это ликование длилось два, три или четыре дня, а то и больше, в зависимости от родства ребенка.
Уже с детских лет человек в той или иной степени участвовал в хозяйственной деятельности: девочки помогали матери готовить и ткать, тогда как мальчики защищали скот от хищников. Наиболее сложным и запутанным обрядом был переход девушки или юноши во взрослый возраст, что давало им право создавать семью. Ритуал, который совершали мальчики лет четырнадцати—пятнадцати, инки называли уарачикуй («набедренная повязка). Проводился этот обряд в декабре, в момент летнего солнцестояния, и состоял он из нескольких испытаний, имевших целью проверить способность юношей стать воинами. После нескольких дней поста им предстояло бегом пересечь долину Куско, затем вступить в бой с другой такой же группой, причем в бой не шуточный, — зачастую после таких сражений уносили раненых, а случалось, и убитых. По окончании серии военных упражнений, юношам прокалывали уши, чтобы вставить в них традиционные для инков толстые кольца, затем им вручали набедренные повязки, которые свидетельствовали об их свежеприобретенном мужском статусе, давали им новые имена, и старейшины произносили речи. Равнозначный ритуал для девочек, кикучикуй («(первая) менструация»), был менее продуманным. После нескольких дней воздержания от пищи девушке наносили визит родственники, которым она подавала еду и напитки. По этому случаю ей давали взрослое имя, новые одежды и прочие подарки, после чего также осыпали наставлениями.
Женитьба — ключевой момент жизни: после нее каждый получает все свои права и обязанности. Создавая семью, то есть новую хозяйственную единицу, общинник в полной мере принимал повинности в пользу господина. Мужчины женились в возрасте 20—25 лет, девушки выходили замуж между 16 и 20 годами. Новая ячейка общества считалась окончательно созданной после строительства дома. Браки заключались внутри своей лъякта, а возможно, даже и своего айлью, и селились молодожены неподалеку от дома родителей молодого человека. Среди элит правилом были полигамия и браки с представителями других народов, очень распространенные, так как они позволяли укрепить политические союзы.
Бракосочетания простолюдинов (согласно Гарсиласо, 1609 г.)
При бракосочетаниях простолюдинов советы каждого селения были обязаны построить дома для своих молодоженов, а приданым их обеспечивала родня. Им не был дозволен брак ни между жителями одной и другой провинциями, ни между жителями одного селения с другим; все они женились в своих селениях и внутри своей родни (как племена израильтян), чтобы не смешивать род и не перемешать бы народы одни с другими. Исключение составляли только сестры, а все жители одного селения и даже одной провинции считались родственниками (наподобие пчел из одного улья), поскольку они принадлежали к одному народу и говорили на одном языке. Им было также запрещено переходить жить из одной провинции в другую, или из одного селения в другое, или из одного городского квартала в другой, дабы декурии [общности из десяти хозяйств], которые составлялись из жителей каждого селения и квартала, не перепутались бы, а также потому, что дома строились советами, и они не должны были строить их более одного раза, и делалось это в том же квартале или по соседству со своими родственниками.
О концепциях, относящихся к рождению и воспитанию человека, нам почти ничего не известно. В любом случае, как представляется, жизнь рассматривалась инками не в виде пути, который имеет свое начало и свой конец, но как некое становление с размытыми границами, состоящее из сменяющих друг друга жизненных периодов, возможно, наподобие сельскохозяйственного года, который также не имел ни начала, ни конца. Смерть виделась инкам продолжением жизни. Тела усопших помещались в сидячем положении в каменистые укрытия или в погребальные башни, где, защищенные от дождя, контакта с землей и продуваемые ветрами, они усыхали, нисколько не разлагаясь. Их облачали в лучшие одежды, ставили с ними рядом посуду, оружие и рабочие инструменты (веретена, сети для рыбной ловли и т.д.), чтобы они и в загробном мире могли заниматься необходимой для их существования деятельностью. В течение пяти дней после кончины душа умершего (супай) продолжала скитаться в тех местах, которые имела обыкновение посещать во время его жизни. Затем она «отбывала» к месту происхождения общины (пакарина), где и вела вторую жизнь. Тела усопших, однако же, и дальше, время от времени, получали подношения в виде еды и напитков от живых.
Касикам и государству, которые периодически занимались мобилизацией рабочей силы среди населения, было крайне важно проводить регистрацию людей по возрастным категориям сообразно их физическим кондициям и роли в производстве. То были категории не сугубо административные, но соответствующие организации труда, причем такой, каковой ее определяли сами крестьяне.
Возрастная классификация
ЖЕНЩИНЫ |
МУЖЧИНЫ |
||
уауа |
грудное дитя |
уауа |
грудное дитя |
уарма |
ребенок (3—7 лет) |
уарма |
ребенок (3—7 лет) |
таски |
девочка, еще не |
мактья |
мальчик, еще не |
|
достигшая того |
|
достигший того |
|
возраста, когда |
|
возраста, когда |
|
можно создавать |
|
можно создавать |
|
семью (8—13 лет) |
|
семью (8—15 лет) |
сипас |
незамужняя |
уайна |
холостой парень, |
|
девушка, но уже |
|
но уже достигший |
|
достигшая того |
|
того возраста, |
|
возраста, когда |
|
когда можно |
|
можно создавать |
|
создавать семью |
|
семью |
|
|
пукуска замужняя |
пукуска |
женатый |
|
уарми |
женщина |
руна |
мужчина |
|
Гиды цивилизаций , |
|
ЖЕНЩИНЫ |
МУЖЧИНЫ |
|
пайя женщина |
мачу |
мужчина |
преклонного |
|
преклонного |
возраста |
|
возраста |
руку дряхлая старуха |
руку |
дряхлый старик |
Жилище
Как правило, инки не разрушали жилища завоеванных народов — те продолжают проживать в тех же деревнях, что и раньше. На возвышенностях эти деревни располагались в непригодных для пахоты местах, на краю холма либо на крутых отрогах, отвесно спускающихся в долины. Укрепленные с «досягаемой» стороны, эти орлиные гнезда были хорошо видны из им же подобных, за несколько километров, что позволяло их обитателям всегда быть начеку и защищать свою территорию. Некоторые деревни — их не так много — выглядели как настоящие города, вмещая до 10 ООО жителей, но большинство все же их насчитывало всего несколько сотен. Иногда в таких деревнях имелась небольшая площадь, но они никогда не строились в соответствии с каким-либо планом, и между домами в них — в том, что касается стиля или архитектурного качества — не существовало никаких различий. Вокруг зон проживания, по внутреннему периметру крепостных стен, располагались загоны для животных и хлебные амбары, чаще всего в количестве от 20 до 50 единиц.
План деревни чупайчу в Керо (Чинчасуйу)
На возвышенностях жилища людей состояли из патио, ограниченных каменными стенами, внутри которых находились одна или несколько круговых построек, от трех до шести метров во внутреннем диаметре. Одна из таких построек служила кухней, другие — комнатами, третьи — снова складами.
Стены, в зависимости от региона, были сложены из нетесаного камня или кирпича-сырца и даже комьев земли, крыши покрыты соломой.
Касики располагали более просторными жилищами, где в сезон дождей принимали своих подданных. Небольшие размеры семейных домов большинства населения объясняются климатом: днем, на протяжении всего года, было тепло и солнечно, что позволяло всем находиться по большей части во дворе; согласно некоторым наблюдениям, днем небольшие дома без окон поглощали солнечные лучи и удерживали их всю ночь. Во дворе перед домом перебирали урожай и сушили его на солнце. Здесь же шили и ткали. Жилища простых людей, построенные в рамках градостроительных программ государства, отличались от традиционных домов своей прямоугольной формой, которая копировала форму престижных инкских строений.
Схематическое изображение кругового дома в Чипайе (Боливия)
На побережье большинство народа возводило дома из плетеного камыша, тогда как представители знати жили в глинобитных строениях.
В Кольясуйу мумии умерших хранились в погребальных башнях, неверно называемых археологами чульпа (этот термин, который обозначает «увядший, высохший», является в действительности современным обозначение находящихся там иссохших тел) и построенных по модели домов. Круглые или квадратные, из камня или из самана, эти башни, однако же, были гораздо более высокими, нежели обиталища людей живых, и уходили ввысь, к небу, в форме цилиндра или параллелепипеда. Некоторые из них, случалось, достигали 12 метров в высоту. Даже те, которые повторяли инкские архитектурные формы и были прямоугольными, имели циркулярную внутреннюю структуру с ложным сводом.
Инкский дом наипростейшего типа
Ввиду редкости деревьев как в Андах, так и на побережье, традиция обставлять дома мебелью у древних перуанцев совсем не получила развития. Вся их нехитрая утварь — котелки, глиняные кувшины, кружки, тарелки и чашки — выставлялась в ряд на земле или в устроенных в стенах нишах либо подвешивалась к перекрывающим крышу балкам. Пища хранилась в больших кувшинах внутри дома или в амбарах, снаружи. В некоторых зонах очаг складывался всего из нескольких камней. Размещался он в середине жилища, по меньшей мере в метре от стены. В других местах пользовались очагами из терракоты, прислоненными к стене. Дым выходил через отверстия, проделанные в крыше. Этот очаг был, как правило, двойным, так как, в целях экономии столь редких дров, зачастую ставили разогреваться сразу два котелка одновременно. Там, где было развито скотоводство, дрова удачно заменял высохший навоз лам или альпак. Для того чтобы поесть, инки опускались на землю, ставя перед собой (иногда на отрез ткани) керамические, деревянные или из бутылочной тыквы тарелки и чаши. Женщины ели, сидя спиной к мужчинам и глядя на очаг. Высшие классы общества также ели на земле, но из роскошной керамики и даже из золотой и серебряной посуды, поставленной на дорогие ткани. На кухне обитали морские свинки, которые питались очистками и создавали жилища в углублениях стен. Простые люди, как правило, спали на одеяле, расстеленном прямо на земле. Некоторые дома высшего статуса имели платформу, служащую кроватью для всей семьи, с хлопковыми матрасами и шерстяными одеялами. Обстановка королевских резиденций практично сводилась к скатертям, посуде, матрасам и покрывалам. Единственная форма сидений, тийапа, предназначалась для персон самого высокого ранга. То был низкий, слегка вогнутый стул, вырезанный из единого куска дерева, зачастую в форме какого-то животного.
Схематическое изображение погребальной башни в Сильюстани (Колъясуйу)
Пища, питье и кока
Инки не славились такими кулинарными традициями, какие были присущи в то время другим королевским и имперским элитам. На пиршествах ели мало и много пили, в силу того, что маисовое пиво представляло собой крайне питательный напиток. Повседневное питание большинства населения было вегетарианским. Пища либо варилась в котелке, либо жарилась на огне. Многочисленные растения, выращиваемые в андском регионе, позволяли готовить множество супов и рагу, приправленных перцем, ароматическими травами, а иногда и мясом. Как и современные андские крестьяне, обитатели 7ауантинсуйу ограничивались двумя приемами пищи в день; первый, наиболее плотный, происходил в районе восьми часов утра, второй — в четыре или пять часов пополудни. В середине дня инки, как правило, находились в поле или на пастбище, где подкреплялись легкой закуской, состоявшей из картошки и/или вареного или жареного маиса.
В горах основу питания составлял картофель, многочисленные вариации которого имеют самые разнообразные вкусовые качества и структуры. Как и сегодня, он перерабатывался, как правило, двумя способами, после чего получал совершенно разный вкус: чуньо (замороженный картофель) — это продукт, который получают путем высушивания картофеля в течение трех суток, днем на солнце, а ночью — на морозе. Затем клубни мнут ногами, дабы устранить оставшуюся влагу; морайю получают, также выдерживая картофель в течение трех суток на морозе, после чего его опускают в воды какой-нибудь реки, где оставляют усыхать на солнце на три недели. Эти процессы позволяют хранить картофель на протяжении как минимум пяти лет и в равной мере применимы и к другим корнеплодам (например, к оке, из которой добывают кайю), даже к маису (из которого получают чучуку). Без подобной возможности долго хранить продукты питания было бы просто невозможно жить в пуне, где заморозки всего за ночь могут уничтожить весь годовой урожай.
В отличие от обитателей побережья, которые в огромных количествах потребляли маис, те из инков, что жили в горных районах, ели кукурузу разве что в качестве дополнительного продукта, вареной или жареной, или же, во время праздников, в форме бриошей. Однако с возникновением Инкской империи потребление маиса, похоже, начало возрастать. Мясо (сушеное — лам или альпак, жареное — морских свинок) большинство населения ело только по особым случаям. Жители побережья, напротив, при желании всегда могли отведать рыбного рагу. Древние перуанцы никогда не пили молоко, не ели сыр или яйца, даже несмотря на то что многие имевшиеся в их распоряжении животные могли вполне снабдить их этими продуктами.
Инки предпочитали пить не воду, но пиво, которое производили из маиса (называлось такое пиво либо ага, либо асуа), киноа, оки, перечного дерева, каньиуа, зерен цератонии и т.д., — с очень малым содержанием алкоголя в повседневной жизни и с гораздо большим — по праздникам. Для того чтобы приготовить маисовое пиво, зерна в течение нескольких дней выдерживали на влажной соломе, чтобы они начали пускать ростки. Затем эти проростки слегка высушивали, раздавливали и бросали в кипящую воду. Полученную таким образом жидкость пропускали через сито, затем разливали по герметично закрытым сосудам, где ей предстояло забродить.
Прием пищи (согласно Гарсиласо, 1609 г.)
Еда имелась в самом великом изобилии, поскольку ее заготавливали для всех сородичей Инки, которым хотелось откушать с ним, и для слуг королевского дома, которых было несметное множество. Время основной еды для Инков и для всех простых людей приходилось на утро — от восьми до девяти; вечером они ужинали еще при дневном свете, ужинали легко, и, кроме этих двух раз, они больше ничего не ели. Как правило, они были плохими едоками; я хочу сказать, что они ели мало; в питье они были большими грешниками; во время еды они не пили, однако возмездие наступало после еды, ибо питие длилось до ночи. Это имело место среди богатых, ибо бедные, каковыми являлись простые люди, испытывали во всем нехватку, однако не нужду.
Кока — это выращиваемое в теплых и влажных регионах деревце, листья которого заключают в себе стимулирующую субстанцию, сходную с кофеином или теином. Ее жевали при любом удобном случае с тестом на основе извести или растительной золы, что позволяло высвободить алкоголь, содержавшийся в ее листьях.
Кока (согласно Бласу Валере, 1590-1596 гг.)
Кока является неким деревцом высотою и толщиною с виноградную лозу; у него мало ветвей, а на них много нежных листьев, шириною с большой палец и длиною с половину того же пальца, с приятным, но немного слабым запахом; эти листья индейцы и испанцы называют кока. Индейцам так нравится кока, что они ценят ниже нее золото, и серебро, и драгоценные камни; ее высаживают с великим вниманием и заботой, а с еще большими — собирают; потому что они снимают сами листья руками и сушат [533] их на солнце, и так сухими их едят индейцы, но не заглатывая их; они только смакуют запах и глотают сок. О том, какую пользу и силу таит в себе кока, можно заключить из того, что индейцы, которые едят ее, проявляют больше силы и больше предрасположенности к труду; и множество раз, удовлетворенные ею, они трудятся целый день без еды.
Медицина
Древние перуанцы объясняли болезни (ункуй) двумя причинами. Первой было проникновение в человека некой инородной сущности, от которой исходила сверхчеловеческая сила. Идентифицировать эту сущность, «засевшую» в теле больного, позволяли симптомы. Подобное проникновение обычно считалось наказанием, наложенным на заболевшего каким-то божеством (как правило — уака) за некий проступок, нечестивость, допущенную по отношению к данному божеству небрежность или нарушение какого-либо запрета самим больным либо кем-то из его близких. Больной не обязательно осознавал совершенный им или кем-то из родственников проступок, так что распознать его входило в задачу знахаря. Как только ставился диагноз, болезнь можно было изгнать различными способами. Например, «высосав» боль из тела, лекарь предъявлял затем больному какой- то предмет или камень, якобы извлеченный из его тела и конкретизировавший заболевание. Иногда для «поглощения» болезни и освобождения от нее больного пациента натирали живой морской свинкой. Однако не все эти «проникновения» являлись следствием той или иной оплошности. Нередко инки винили в случившемся тела умерших (как бы давно ни ушли те из жизни), которые считали очень опасными и способными заражать живых своими эманациями.
Также человек мог заболеть по причине потери «души» (сунку), которую теперь удерживала в особом месте (пача) некая сверхъестественная сила. Целителю предстояло вернуть «душу» в тело пациента, иначе того бы ждала неотвратимая смерть. Симптомами потери души могли быть депрессия, необъяснимое исхудание, жар, тошнота, рвота, диарея, астения или бессонница. Зачастую одним из способов установления диагноза являлось гадание: знахарь делал заключение, исходя из того положения, которое принимали листочки коки, коим он позволял упасть на какой-либо отрез ткани.
Психотерапевтическую эффективность приведенных выше процедур оценить сложно. Терапия древнего Перу основывалась, однако же, в том числе и на исключительно богатой фармакопее и прекрасном знании анатомии. Местным целителям было известно множество обезболивающих и кровоостанавливающих средств, растительных и минеральных субстанций, обладавших умеренным антисептическим свойством. Судя по всему, инки обладали и глубокими хирургическими познаниями. Они практиковали трепанацию черепа; извлекали инородные тела при помощи бронзовых щипцов; накладывали на раны нечто вроде марлевых повязок. Как и их предшественники, инки умели проводить и ампутации, о чем свидетельствуют обнаруженные деревянные протезы.
Одежда
Большинство людей, в любом уголке Анд, носили практически одинаковую одежду; на принадлежность к тому или иному племени указывали в первую очередь прическа и головной убор. Простые инки ходят с наголо остриженной головой, тогда как привилегированные инки, подобно индейцам колья, носили очень длинные волосы. Женские прически, судя по всему, были менее вариативны: женщины расчесывали свои длинные волосы на прямой пробор посередине, и те спадали свободно. Отличительной частью прически инков являлась шерстяная повязка (льяуту), создаваемая многократным оборачиванием вокруг головы и перевязыванием плетеными шнурками тесьмы. Некоторые племена практиковали деформацию черепа: у индейцев колья он был продолговатый и заостренный и украшался шапочкой той же формы. Каньяри, напротив, имели немного приплюснутую голову.
Обычная мужская одежда состояла из набедренной повязки (уара) и туники без рукавов (унку), доходившей почти до колен, а также прямоугольной формы плащ (яколья), который надевали в холода или же по церемониальным случаям. Унку изготавливалась из хлопка на побережье и из шерсти — в Андах. Она существовала с древнейших времен — самые старые дошедшие до нас ее образцы датируются серединой I тысячелетия до н.э. Обувь была одинакова для обоих полов: как мужчины, так и женщины ходили в сандалиях либо мокасинах. Женщины носили платье (аксу) и тонкую накидку (льиклья), ниспадавшую с плеч и спускавшуюся до самой земли. Платье представляло собой большой прямоугольный отрез ткани, который инкские женщины оборачивали вокруг тела. Вокруг талии они повязывали широкий, искусной работы пояс (чумпи), который стягивал и закреплял платье. Дабы скрепить накидки, они закалывали их двумя фибулами в форме диска (тупу). Такое одеяние легко можно было открыть на уровне груди, чтобы покормить младенца. Другая булавка (типки), более короткая, позволяла закрепить платье внизу, когда оно не было завязано на груди на узел. Волосы подвязывались изящной винча. Голову инкские женщины покрывали полоской ткани (нъянъяка), сложенной втрое или вчетверо (в длину) таким образом, что один ее край удерживался на макушке, а другой свисал на спину. Когда солнце палило слишком нещадно, нъянъяка раскручивалась, превращаясь в своеобразную мантилью. Туника, плащ и платье, как правило, были черного или каштанового цвета в сьерре и белыми — на побережье, где изготавливались из хлопка. Структура, направление рисунка и горловой вырез в тунике были вертикальными в мужском наряде и горизонтальными — в женском. Так одежда визуально воплощала один из фундаментальных аспектов андского дуализма, согласно которому мужчина и женщина являли собой пару дополняющих друг друга противоположностей.
Одежда изготавливалась не из выкроенных и сшитых отрезов ткани, но из полностью вытканных на станке, включая орнамент и бахрому. Задачей ткача было произвести законченный продукт, так как одежда не могла быть скроенной. Действительно, исходя из современных этнографических данных, можно прийти к выводу, что одежда и даже мешки и сумки рассматривались инками как живые существа, впрочем, как и дома и прочие предметы, которые мы бы сочли неодушевленными. Перечень частей одежды, похоже, подтверждает такое восприятие: туника, например, состояла из «сердца», «рта», «внутренностей», «ягодиц» и т.д. Этнологи отмечают, что иногда даже сейчас в представлениях местных жителей сумка «является» жабой, веревка — змеей, а праща — ящерицей. Таким образом, андские ткачи должны были ясно представлять себе все аспекты будущего наряда — размер, форму, пропорции и компоновку — еще до начала работы. Даже уику изготавливалась из единого куска ткани, а отверстие для головы проделывалось на ткацком станке. В одежде практически не существовало никакой вариативности форм. Так, знатных инков можно было отличить от простолюдинов лишь по качеству ткани их нарядов, первые носили ауаска, вторые — кумпи. Жители Тауантинсуйу спали полностью одетыми и не стирали одежду, а лишь периодически ее меняли. Праздники являлись возможностью на время облачиться в более красочные одеяния. Инка никогда не ходил в одном и том же наряде больше одного дня, преподнося его в дар тому из своих приближенных, которого хотел выделить. Украшения носили представители обоих полов. В ушах у инков красовались огромные, около 5 сантиметров в диаметре, подвески цилиндрической формы, деформировавшие мочки ушей, вследствие чего испанцы называли их оре- хопами — «вислоухими». Мужчины определенного ранга носили также металлические браслеты или диски на шее или на голове. У женщин в ушах ничего не было; их украшения ограничивались колье и брошами.
Игры и развлечения
Увеселения подданных Инков практически неразрывно связаны с экономической и ритуальной жизнью. Основным поводом для развлечений являлся совместный труд, так как тот, кто приглашал некую группу людей совершить какую-то работу, должен был предложить им плотный обед и побольше маисового пива. Работа, таким образом, рассматривалась не как наказание, но как праздник. Это была возможность укрепить связи между членами одного айлью, так как алкоголь открывал сердца и сближал людей. Словом, одна и та же деятельность соединяла в себе экономическую, социальную, символическую и игровую функции. Большое место в жизни подданных Инки занимал танец: церемонии, посредством которых оказывали почести какому-либо божеству, предку, знатной особе или Инке, состояли прежде всего в танцах перед ним под звуки всевозможных флейт, барабанов, колокольчиков и бубенцов (струнные инструменты инкам не были известны), иногда с использованием весьма продуманных костюмов и масок.
Деревянные кости, обнаруженные в Пачакамаке (Чинчасуйу)
Самой популярной игрой в древнем Перу была пичка. Играли в нее с помощью раскрашенных каменных или деревянных кубиков в форме усеченной пирамиды, называвшейся пичка, «пять».
Наименьшая сторона игральной кости, на которой был нарисован крест, была равна пяти баллам, четыре другие стороны имели достоинство от одного до четырех, в зависимости от количества имевшихся на них параллельных полос. Разбившись на две команды, игроки по очереди бросали кость и передвигали фишки (зачастую — фасолины различных цветов) по деревянной игровой доске, разделенной на секции, каждая из которых имела в значении 10, 20, 30, 40 либо 50 очков. Подсчет баллов велся при помощи маисовых зерен двух различных цветов. Всякий раз, когда одной из команд удавалось опередить другую, поведшие в счете восклицали: «Мисайки» - «Мы обогнали ваш цвет!». Игра продолжалась до тех пор, пока одна из участвующих сторон не одерживала верх шесть раз. Нередко играли на интерес, и тогда на кон ставились морские свинки, скот или ткани. В ритуальных обстоятельствах игра пичка могла служить также и способом гадания. Силы, которые вызывались по случаю ритуала, должны были, как предполагалось, действовать в соответствии с тем, как падала кость, что позволяло по окончании сеанса установить отношения, существовавшие на тот момент между невидимыми силами. Такое использование пичка имело место в критические моменты перехода между двумя периодами, вроде начала сезона дождей или первыми днями после чьей-либо смерти. По сути, то была излюбленная игра инков на протяжении тех пяти ночей, что им предстояло провести у гроба умершего.
Простолюдинам запрещалось охотиться на викуний, гуанако и представителей семейства оленевых без особого на то разрешения. Примерно каждые четыре года Инка или его представители организовывали большую охоту (чаку), в которой принимало участие все деревенское население. То была как забава для знати, которая играла в охоте главную роль, так и развлечение для участвовавших в ней простых людей, а также хорошая возможность распределить среди и тех, и других мясо. Тысячи загонщиков формировали огромный, в несколько километров диаметром круг и двигались к его центру, стараясь произвести как можно больше шума и гоня дичь перед собой в ту сторону, где находился Инка. По мере продвижения охотники убивали пум, очковых медведей, лисиц и диких кошек. Оленух, а также самцов-производителей отпускали. Других самцов забивали, а их шкуры делили между всеми участниками облавы. Пойманных викуний и гуанако остригали, после чего большинство из них также отпускали на волю; некоторых по мере необходимости убивали, и шкуры их распределяли между семействами. Шерсть гуанако, более грубая, отдавалась простому люду, тогда как мягкая шерсть викуний предназначалась для Инки, который раздавал ее затем тем, кого хотел вознаградить. Добытое таким образом мясо высушивалось так, чтобы его можно было хранить несколько лет, до следующей охоты. Во время подобной облавы правитель представал перед своими подданными в качестве главного поставщика мяса. Известно, что Инка Манко организовал чаку в честь Франсиско Писарро, выведя на охоту 10 000 человек, которые закололи около 11 000 животных.
Следующая глава
Вернуться к оглавлению