ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:
?


!



Самое читаемое:



» » Прорыв “Голубой линии”
Прорыв “Голубой линии”
  • Автор: Vedensky |
  • Дата: 11-01-2014 14:36 |
  • Просмотров: 11861

Илья Мощанский, Василий Стоянов

Таманская стратегическая наступательная операция 10 сентября - 9 октября 1943 года

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Обстановка на ТВД
Бои за Новороссийск
Бои на Таманском полуострове (16 сентября — 9 октября 1943 года)
Боевые действия танковых частей СКФ (сентябрь-октябрь 1943 года)
Итоги операции
Примечания и ссылки
Источники и литература

Приложение
(Десант в Крым ноябрь-декабрь 1943 года)

 

Новороссийско-Таманская наступательная операция войск Северо-Кавказского фронта, продолжавшаяся с 10 сентября по 9 октября 1943 года, являлась заключительной операцией советских войск в битве за Кавказ.

В этой операции войсками фронта был прорван мощный оборонительный рубеж противника, впоследствии названный "Голубой линией”, разгромлена сильная группировка врага и полностью освобожден от германских захватчиков Таманский полуостров, что уже через несколько недель дало возможность советским войскам высадиться в Крыму.

ОБСТАНОВКА НА ТВД

В связи с благоприятно складывавшейся обстановкой на южном крыле советско-германского фронта Ставка Верховного Главнокомандования в августе 1943 года дала указание командующему Северо-Кавказским фронтом о подготовке фронтовой наступательной операции с целью разгрома таманской группировки противника и недопущения ее отхода в Крым.

Германское командование, следуя указаниям Гитлера о сохранении плацдарма на Тамани как исходной позиции для последующего наступления, основательно готовилось к обороне. Основой укрепрайона, защищающего Таманский полуостров, должны были стать укрепления, впоследствии получившие в советской военно-исторической литературе название "Голубой линии". Однако в документах вермахта она именовалась иначе — "Готенкопф", что означало "Готская голова" или "Готская позиция". Название "Голубая линия" упоминалось немцами только на первичной стадии разработки, затем в штабах вермахта стали применять термин "Готенкопф" или "Готская позиция". Конфигурацию немецких укреплений также определил Гитлер. Еще 28 марта 1943 года в штаб 17-й армии пришла телеграмма следующего содержания: "Фюрер решил, что 17-я армия должна удерживать "большую" позицию "Готенкопф" и должна включить в нее Новороссийск".

Немцы собирались отсиживаться на Таманском полуострове до изменения "общей обстановки" на советско-германском фронте. Ежесуточно для снабжения немецко-румынской группировки требовалось 1270 тонн грузов. С 1942 года силами инженерных войск 17-й армии вермахта над Керченским проливом стали строить подвесную канатную дорогу. Однако, не доведя до конца эту работу, опять по личному указанию Гитлера с весны 1943 года начали подготовку к строительству пятикилометрового моста и нефтепровода через Керченский пролив. Последняя директива по этому вопросу пришла 21 апреля 1943 года. В ней говорилось, что мост через Керченский пролив должен быть закончен к 1 августа 1944 года1. Однако "общую обстановку" уже контролировали советские войска и строительство моста так и не началось.

Учитывая, что предшествовавшие наступательные операции Красной Армии по прорыву немецких укреплений не дали желаемых результатов, необходимо было выбрать для удара такой участок обороны врага, который менее всего был бы защищен и где противник не ожидал нашего удара. Как показал опыт предшествовавших боев, по условиям местности и начертанию переднего края обороны противника атака укреплений "Голубой линии" обороны противника в центре не могла привести к решительному успеху. На правом фланге прорыв обороны врага был маловероятен, так как приазовские плавни и плавни, расположенные между реками Кубань и Адагум, сильно стесняли действия войск и не позволяли развернуть достаточных сил.

Исходя из оценки местности и располагая данными, что оборона противника перед левым крылом фронта немного ослаблена, командующий фронтом решил главный удар нанести на новороссийском направлении. Прорыв обороны противника на этом направлении и овладение перевалами Неберджайским и Волчьи Ворота ослабляли всю систему обороны "Голубой линии" и создавали возможность окружения и разгрома всей таманской группировки немецких войск. Кроме того, при нанесении удара на этом направлении сухопутные войска имели возможность тесно взаимодействовать с Черноморским флотом.

В составе войск Северо-Кавказского фронта было четыре общевойсковых (58, 9, 56-я и 18-я) и одна (4-я) воздушная армии. К наступлению решено было привлечь три общевойсковые армии (двадцать стрелковых дивизий и четыре стрелковые бригады) и воздушную армию, а силами 58-й армии оборонять побережье Азовского моря.

При подготовке операции сухопутные войска тренировались в прорыве сильно укрепленных позиций противника на специальных учебных городках, оборудованных по типу немецкой обороны в горной местности.

Части и корабли Черноморского флота тренировались в высадке десанта и взаимодействии между группами кораблей боевого обеспечения и десантными судами. Большое внимание было уделено подготовке и тренировке торпедных катеров в уничтожении боносетевых и минных заграждений и нанесении огневого удара по противнику в районах высадки. Кроме того, проводились тренировочные занятия по организации ночного перехода кораблей, причем особое внимание уделялось организации перехода катеров десанта с буксирными плавсредствами.

К началу Новороссийско-Таманской операции на Таманском полуострове действовала 17-я немецкая армия генерала Енеке в составе 5-го и 44-го армейских корпусов, 49-го горнострелкового и 5-го румынского кавалерийских корпусов (17 дивизий, 4 отдельных полка, 7 отдельных команд и

1  дивизионной группы). В первой линии на 100-км фронте оборонялись 12 дивизий, а во второй — 5. Всего в 17-й армии насчитывалось 400 тыс. человек, 2860 орудий и минометов, свыше 100 танков и штурмовых орудий, 300 боевых самолетов. Несмотря на то, что 13 тд в августе 1943 года была выведена с Тамани, 17А по боевому и численному составу она была одной из наиболее укомплектованных и боеспособных в вермахте.

Командующий 17-й армии генерал саперных войск Енеке развивал планы обороны Кубанского плацдарма вплоть до зимы 1943-1944 годов. 30 июля 1943 года в своем докладе Енеке писал: "Армия в состоянии успешно оборонять нынешнюю хорошо оборудованную позицию на Кубанском плацдарме против дальнейших атак русских, если последние будут держаться в теперешних ограниченных пределах". Для усиления обороны на зиму он просил минимум две дивизии2. Тот же расчет "на зиму" Енеке повторил и в докладе от 18 августа 1943 года, причем он выражал полную готовность предпринять контрнаступление в двух районах — у Неберджаевской и на плацдарме, то есть на Малой Земле. Однако после того как к сентябрю 1943 года соседняя с 17-й по флангу 6-я армия вермахта была отброшена с оборонительного рубежа на реке Миус у Таганрога, Енеке стал предлагать совсем уйти с Кубани или переместиться на так называемую "малую Готскую позицию" у Темрюка. Однако высшее германское командование затягивало решение проблемы, опасаясь гнева Гитлера, который цеплялся за удержание плацдарма по политическим ("отход, видимо, не останется без политического воздействия на союзников и на нейтральные государства Черного моря") и военным ("удерживать Тамань, чтобы обеспечить Крым") причинам.

Как уже говорилось, основой немецкой обороны являлся мощный инженерный рубеж противника — "Голубая линия".

Прежде чем передать характеристику "Голубой линии", следует хотя бы коротко рассказать, что представляет собой местность, на которой пришлось действовать войскам Северо- Кавказского фронта.

Местность эта весьма разнообразна. На северо- востоке района боевых действий у побережья Азовского моря и долины р. Кубань преобладают болотистые низменности с большим количеством плавней, лиманов, рек и ручьев. Юго-восточный участок — горно-лесистый. В глубине Таманского полуострова, от линии Варениковская, Анапа, местность становится более равнинной, степной, слегка песчаной. От линии Темрюк,

Благовещенское, в западной части полуострова, действия войск возможны были только по узким дефиле между лиманами.

Такой рельеф местности способствовал противнику в организации прочной обороны, давал возможность превратить командные высоты и населенные пункты в узлы сопротивления.

Германское командование решило в полную меру использовать эти выгодные для себя условия местности, чтобы удержать за собой Таманский полуостров.

Что же представляла собой "Голубая линия"?

Еще в январе 1943 года, опасаясь, что стремительным наступлением советских войск кубанская группировка может быть прижата и опрокинута в море, немецкое командование приступило к строительству оборонных рубежей в низовьях р. Кубань, на подступах к Таманскому полуострову.

На строительство этих рубежей немцы силой оружия согнали все местное население. Тысячи жителей из станиц и хуторов под конвоем автоматчиков рыли траншеи, противотанковые рвы, окопы. Саперные и специальные строительные части, а также полевые войска противника создавали прочные опорные пункты и узлы сопротивления. За четыре с лишним месяца было построено несколько оборонительных рубежей с промежутками между ними от 5 до 25 км. Основная оборонительная полоса, непосредственно "Голубая линия", имела глубину до 6 км, но следом за ней на глубину 30-40 км простирались хорошо укрепленные рубежи.

Левый фланг «Голубой линии» начинался у Косы Вербяной, затем проходил через множество приазовских лиманов, затем по p. Курка. Вдоль берега этой реки на протяжении 56 км противник использовал высокие земляные валы. Далее "Голубая линия" шла на восток по болотистой местности вдоль р. Адагум до станицы Киевская. С фронта этот участок прикрывался широкой полосой прикубанских плавней. Затем передний край обороны поворачивал на юг.

На центральном участке "Голубой линии" протяженностью 32 км могли действовать все рода войск. Поэтому немцы уделили особое внимание укреплению этого участка. Здесь имелись две

позиции с большим количеством узлов обороны и опорных пунктов, расположенных в станицах, хуторах и на господствующих высотах.

Промежутки между опорными пунктами были заполнены железобетонными огневыми точками с броневыми колпаками.

Главные узлы обороны первой позиции находились в станице Киевская и на высоте с отметкой 195,5. Первый узел прикрывал дорогу на Тамань через станицу Варениковская, а второй — шоссейную и железную дороги на Новороссийск через станицы Нижне-Баканская и Верхне-Баканская.

В центре холмистого плато находилась станица Молдаванское. Здесь противник создал мощный узел обороны второй позиции. Этот узел обороны был подготовлен для того, чтобы преградить советским войскам путь к центру Таманского полуострова в случае прорыва ими первой позиции.

Узлы обороны и опорные пункты готовились с учетом круговой бороны и имели две-три линии сплошных траншей. От первой линии траншеи на расстоянии 20-60 м были выдвинуты вперед деревянно-земляные и железобетонные огневые сооружения. Они располагались главным образом на скатах высот или на окраинах населенных пунктов, одно от другого на расстоянии 50-75 м и предназначались для прикрытия флангов переднего края обороны и подступов к заграждениям

Вторая линия огневых сооружений располагалась уступом сзади и прикрывала фронтальным огнем промежутки между сооружениями первой линии. К траншеям примыкали многочисленные стрелковые ячейки. В глубине каждого опорного пункта находились артиллерийские и минометные позиции, а также землянки и блиндажи для личного состава. Все сооружения опорных пунктов соединялись ходами сообщений с траншеями.

Передний край центрального участка "Голубой линии" прикрывался густой сетью проволочных заграждений, завалов и минных полей общей глубиной до 500 м. Плотность минных полей на отдельных участках достигала 2500 мин на 1 км фронта. Особая плотность минных полей создавалась на танкодоступных направлениях. Кроме того, для борьбы с танками в каждом сооружении имелся запас противотанковых мин. Для защиты пехоты в большом количестве были установлены мины-сюрпризы натяжного действия.

Южный фас "Голубой линии" протяженностью 25 км проходил по труднодоступной горно-лесистой местности от станицы Неберджаевской до Новороссийска. Здесь оборона строилась с учетом создания многоярусного огня в сочетании с лесными завалами и целой системой

противопехотных минно-взрывных заграждений. Захваченную часть Новороссийска немцы превратили в один из наиболее укрепленных районов "Голубой линии".

В течение года днем и ночью велись работы по созданию фортификационных сооружений в Новороссийске. В городе противник оборудовал главную полосу обороны, состоящую из трех позиций. Глубина этой полосы составляла 5-7 icm. В

10  км от переднего края главной полосы проходила вторая полоса обороны. В районе между портом и горами был узкий проход длиной около 3 км и шириной до 1 км Через этот проход можно было проникнуть в восточную часть города к поселку Мефодиевский. Немцы заполнили этот проход густой сетью оборонительных сооружений, минных полей и проволочных заграждений. Кроме этих сооружений восточную часть города прикрывали три линии траншей с многочисленными ДОТами.

Дома и целые кварталы были превращены в опорные пункты, улицы перекрыты баррикадами с амбразурами и ходами сообщений. Стены и перекрытия многих здании противник усилил бетонной и кирпичной кладкой, подвалы приспособил для убежищ. Все крупные здания, не занятые для обороны, немцы минировали и потом, когда завязались уличные бои, взрывали их и создавали дополнительные преграды наступавшим советским войскам. Всего в городе и его окрестностях немцы возвели больше 500 оборонительных сооружений. Все эти сооружения были густо прикрыты проволочными и минными заграждениями. Достаточно сказать, что уже в первые дни после освобождения Новороссийска саперами было обнаружено и снято 29 тысяч мин'.

В районе Новороссийска противник опасался высадки наших десантов, поэтому здесь он подготовил мощную противодесантную оборону. Все побережье вплоть до Анапы было сильно укреплено. Подходы к городу со стороны моря прикрывались плотной системой ДОТов и ДЗОТов, которые располагались в западной части порта. Все причалы, молы, портовые постройки были заминированы. Мины устанавливались не только на береговой черте, но и на воде и под водой. Между западным и восточным молами немцы установили боносетевые заграждения, соединив их с минами и фугасами.

На высотах за юродом противник оборудовал артиллерийские наблюдательные пункты, которые позволяли ему корректировать огонь по любому участку бухты. Кроме того, на этих высотах он разместил многочисленные артиллерийские и минометные батареи, державшие под огнем все районы города.

Сама местность в районе Новороссийска позволяла противнику даже при ограниченных силах удерживать свои позиции. В то же время для наступавших войск она создала дополнительные трудности. Большая гряда гор севернее Новороссийска покрыта лесами, дорог и проходов почти нет. Наступление можно было вести лишь на отдельных направлениях.

Такова характеристика "Голубой линии". Успешный прорыв такой мощной обороны зависел от тщательной и всесторонней подготовки операции4.

Советскому командованию было ясно, что прорвать “Голубую линию” в центре будет очень трудно. Из-за сильно заболоченной местности нельзя было ожидать прорыва “Голубой линии" и на левом ее крыле. Для удара оставался только правый фланг немецкой обороны в районе Новороссийска хотя из-за горно-лесистой местности и этот участок был не идеален.

Кроме того, при выборе места главного удара учитывался фактор внезапности. Противник настолько укрепил Новороссийск и подступы к нему, что был уверен в неприступности свойх позиций и меньше всего ждал удара на этом направлении.

Читайте также: