ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Короткая история Крымской Народной Республики
Короткая история Крымской Народной Республики
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 11-01-2021 20:51 |
  • Просмотров: 877

«Мы – свободные сыновья крымскотатарского народа»

Открытие Первого Курултая крымскотатарского народа. 1917 год

Открытие Первого Курултая крымскотатарского народа. 1917 год. Архив автора

Век назад у Крыма и его коренного народа был реальный шанс изменить свою судьбу… Увы, грубая сила большевиков не позволила осуществиться этим надеждам.

В этот период крымские татары после многих десятилетий вынужденной политической индифферентности стали активными участниками общественно-политической жизни полуострова. Вот как писал об этом печатный орган Мусульманского исполнительного комитета «Голос татар» в августе 1917 года:

«Говорить нечего о том, что мусульмане имеют не менее прав, чем русские, которые пользуются благами свободы на устройство своей жизни на новых началах, между тем как мы лишены этого права. Кто виноват в этом? Мы ли те, которые рвутся к свободе или те, в чьих руках находится наша судьба? Нам явно мешают, видят в пробуждении от векового сна мусульман какую-то нелепую государственную опасность… Но нет – так долго продолжаться не может. Долой опеку, долой тиранство и хозяйничание над нами. Мы знаем, как устроить свою жизнь, и устроим ее».

Летом 1917 года крымскотатарское национальное движение уже представляло собой значительную силу. Опасаясь усиления крымских татар, местные власти не учли фактор быстрой революционизации флота и гарнизонов. Мусисполком заявлял о том, что крымскотатарские части будут единственной силой, которая в состоянии противостоять всяким проявлениями анархии. Какое-то время так и было...

В начале осени 1917 года крымскотатарское национальное движение пережило подъем. На Съезде народов в Киеве в сентябре 1917 года крымские татары получили заверения Украины в том, что украинцы не претендуют на Крым и будут содействовать его самостоятельности. Представитель крымских татар высказался так: «Пусть знают все, что крымские татары не позволят никому установить какую бы то ни было гегемонию на Крымском полуострове. И на этот раз крымские татары уже не покинут своего края без упорной защиты своих прав и добытой свободы. Если когда-то наши ханы заключали союзы с поляками, украинцами, русскими и тому подобными народностями для покорения и угнетения других народностей, то мы, свободные сыновья отныне свободного татарского народа, протягиваем вам руку с лозунгом демократической федеративной республики для счастливого дружеского сожительства в будущем».

Октябрьские события в Петрограде крымские татары восприняли крайне негативно. Газета «Миллет» пыталась мобилизовать татар на борьбу с большевизмом, призывая не допустить появления в Крыму большевистских и анархистских отрядов. Отметим, что в губернских и городских революционных комитетах Крыма представители украинских партий и организаций, в том числе Центральной Рады, действовали в полном единстве с представителями Мусульманского комитета.

4 ноября 1917 года Мусисполком выступил с обращением «О власти в Крыму». Он заявил о своей инициативе создания на полуострове автономной власти «без гегемонии какой-либо народности над другой», под лозунгом «Крым – для крымцев». Под крымцами подразумевались все жители полуострова независимо от национальности, и эта платформа была на тот момент единственной, способной в условиях отсутствия защиты со стороны центральной власти, сплотить крымчан перед угрозой анархии или гражданской войны. Однако большинство влиятельных политических сил Крыма опасались политических устремлений крымских татар, а большевики восприняли их категорически отрицательно.

Лидеры крымскотатарского движения, как об этом свидетельствовало заявление Джафера Сейдамета, не стремились к татаризации Крыма, а лишь выступали против верховенства любой другой национальности. «Необходимо общекрымское Учредительное собрание, в котором должны принять участие все народности, населяющие Крым», – писал Сейдамет. Эти устремления подтвердил и будущий Курултай…

Лидеры Курултая. Слева направо: Сеитджелиль Хаттатов, Асан-Сабри Айвазов, Номан Челебиджихан, Джафер Сейдамет

Лидеры Курултая. Слева направо: Сеитджелиль Хаттатов, Асан-Сабри Айвазов, Номан Челебиджихан, Джафер Сейдамет. Архив автора

К 10 ноября 1917 года, когда в Симферополь прибыли эскадроны татарского конного полка, силы крымских татар увеличились. Они категорически заявили о необходимости бороться с большевиками в Крыму. Как отмечали большевистские авторы в работах 1920-х годов, именно крымские татары были на тот момент главной – самой мощной политической силой полуострова, – и они противостояли большевикам…

26 ноября 1917 года в Бахчисарае в Ханском дворце торжественно открыли Курултай крымскотатарского народа. После полуденного намаза лучшие представители народа вышли из ханской мечети, в два часа дня Курултай начал свою работу… Его результаты были весьма плодотворными.

На Курултае провозгласили Крымскую Народную Республику и приняли первую в истории Крыма конституцию. Курултай объявил себя парламентом (его возглавил Асан Сабри Айвазов, членами президиума стали Джафер Аблаев и Абляким Ильми, секретарями парламента – Али Боданинский и Сеитумер Таракчи).18 декабря 1917 года избрали национальное правительство, состоявшее из пяти директоров: Номан Челебиджихан (глава правительства и директор управления юстиции), Джафер Сейдамет (директор внешних и военных дел), Ибрагим Озенбашлы (директор образования), Сетджелиль Хаттатов (директор финансов и вакуфов), Амет Шукри (директор по делам религии).

С самого начала своей деятельности Директория отмечала, что ее забота распространяется не только на крымскотатарский народ. Она считала своим священным долгом защиту высоких лозунгов февральской революции, «безопасности и достоинства всех крымчан», одновременно подчеркивая, что более сильное крымское правительство может быть создано общекрымским парламентом. Директория уверяла, что всеми силами и средствами будет стремиться к созыву крымского Учредительного собрания.

«Когда гранитные широкие улицы Москвы и Петрограда заливаются кровью, крымские татары, у которых в течение ста пятидесяти лет свобода и воля были вырваны из рук, права уничтожены, библиотеки разграблены, которых из-за произвола и насилия осталась небольшая горсть, – так вот эти самые татары в далеко стоящем от культуры с ветхими зданиями, кривыми, узкими улицами, но являющемся величайшей святыней для татар – Бахчисарае – организуют учительскую семинарию, профессиональную школу и в течение долгого времени старающиеся реформировать… Зынджирлы-медресе (духовную семинарию)».

Эти слова одного из основателей Первого Курултая крымскотатарского народа Асана Сабри Айвазова написаны в декабре 1917 года – когда крымские татары после завершившегося национального съезда были на подъеме и надеялись на национальное возрождение...

«Наши национальные организации были уничтожены разрушительной силой большевиков»

Немецкая оккупация Крыма, 1918 год

Немецкая оккупация Крыма, 1918 год

Претворить в жизнь свои планы молодой крымскотатарской республике было не суждено… В результате столкновений и кровопролитных боев в январе 1918 года большевики разогнали Курултай. С 22 по 24 февраля в севастопольской тюрьме расстреляли около 600 человек, в том числе муфтия Номана Челебиджихана.

Асан Сабри Айвазов

Асан Сабри Айвазов

Уже спустя полгода после завершения Первого Курултая, в мае 1918 года, его глава Асан Сабри Айвазов произнесет горькие слова: «Результат нашей неустанной общественной работы – все наши национальные, культурные и военные организации – были уничтожены разрушительной силой большевиков. Часть нации, ее святыни были самым варварским образом оскорблены. Нация понесла колоссальные материальные убытки, которых не исчислить миллионами. В Бахчисарае, Симферополе, Алуште, Евпатории, Гурзуфе и во многих еще других углах Крыма расстреливались сотни ни в чем не повинных сынов нашей нации. Разграбливались золотые монеты с фесок татарок, их серебряные пояса. Но главным предметом преследователей-большевиков была татарская интеллигенция. Те из представителей нашей интеллигенции и членов национального парламента, которым удалось избежать расправы большевиков, принуждены были покинуть арену общественной деятельности. Председатель национального правительства, лучший из сынов татарского народа, бывший муфтий польских, литовских, белорусских мусульман и Крыма Челебиджихан принял мученическую смерть от рук большевиков, что навеки останется в памяти нашего народа. Большевизм в Крыму нанес трудно поправимые удары не только нашей культурной и политической жизни, но он расстроил жизнь и других народностей и посеял совершенно лишнее, никому не нужное и для всех сторон вредное семя национальной вражды».

Тогда Айвазов еще не знал, как много испытаний ждет его народ. Отношения крымских татар с большевиками и раньше были натянутыми, а после убийства в феврале 1918 года национального лидера Номана Челебиджихана стали враждебными.

10 марта 1918 года ЦИК объявил своим декретом территорию Крыма Советской социалистической республикой Тавридой. Однако правительство Республики Таврида пробыло у власти немногим более месяца. Было проведено две кампании национализации недвижимости, кое-где национализировались даже частные постройки. Вопрос о наделении участками крестьян крымскотатарских сел был выдвинут эсерами, большевики выступили против, предложив свою альтернативу – национализацию земли, по сути, все оставившую на своих местах.

Территория Крыма была объявлена «всенародным достоянием», но до передела участков с учетом массы обезземеленного деревенского населения властям дела не было. Неудивительно, что первое большевистское правительство в Крыму пользовалось значительной непопулярностью у народа, а особенно – у крымских татар. В результате выборов 18 апреля 1918 года состав нового Совета стал смешанным – в него, кроме большевиков, вошли эсеры и меньшевики. Однако в этот момент к Крыму подступили немцы. Члены Советского правительства, опасаясь как немцев, так и восставших крымских татар, приняли решение не бороться за сохранение советской власти и бежать из Крыма.

1 мая 1918 года в Крыму воцарились немцы. А за несколько дней до этого, 21 апреля, было образовано Временное бюро Курултая, 10 мая 1918 состоялось его первое заседание. На заседании 19 мая был утвержден документ, согласно которому Крымскотатарский парламент должен был быть пополнен представителями других народов. Курултай объявил себя временным крымским парламентом с инициативой формирования правительства. Премьер-министром был избран Джафер Сейдамет, но ему так и не удалось сформировать правительство, а между тем германское правительство решило сделать ставку на генерала Сулеймана Сулькевича – литовского татарина. В конце июня 1918 года им было сформировано Крымское краевое правительство, куда вошел и Джафер Сейдамет – как министр иностранных дел.

генерал Сулейман Сулькевич

Сулейман Сулькевич

Кабинет Сулькевича проводил политику, направленную на укрепление суверенитета Крыма. В период существования правительства Сулькевича создается министерство иностранных дел, учреждается крымское гражданство, утверждаются флаг и герб Крыма. В планах было и создание собственных вооруженных сил. Все эти начинания, конечно же, не могли понравиться командованию германских оккупационных войск. Правительство Сулькевича просуществовало до 15 ноября 1918 года – прекратив существование после ухода немецких войск из Крыма.

Не найдя общего языка с Деникиным, который вскоре занял Крым со своей Добровольческой армией, Сулькевич покинул Крым и отправился в Баку, где возглавил Генеральный штаб Азербайджанской армии. Второе Крымское краевое правительство существовало с 15 ноября 1918 до апреля 1919. Председателем его был Соломон Крым, правительство опиралось на силу Добровольческой армии. В нем уже не было крымскотатарских представителей.

председатель правительства Соломон Крым

Соломон Крым

Правительство Соломона Крыма отвергло курс на самостоятельность полуострова, проводимый Краевым правительством Сулькевича, а своей задачей считало сближение со всеми государственными организациями, которые стремились к «воссоединению единой России», восстановление органов «общественного самоуправления» и переизбрание их согласно законам Временного правительства, проведение решительной борьбы с большевизмом.

В конце марта-начале апреля 1919 года большевистские войска подступили к Крыму. В мае 1919 года была провозглашена Крымская Советская Социалистическая Республика.

Большевики сделали выводы из своих ошибок в национальном вопросе, допущенных зимой-весной 1918 года. Крымские татары теперь активно привлекались к сотрудничеству. Пятеро крымских татар вошли в состав правительства в мае 1919 года. Они заняли должности комиссаров юстиции, внутренних дел, иностранных дел, образования и управляющего делами СНК. Документы правительства, ревкомов и КрымЧК угрожали применением разных кар за «призывы и выступления против отдельных наций», вплоть до расстрела. Крымскотатарский язык наряду с русским признавался государственным.

Второй приход большевиков в Крым продлился 75 дней. 12 июня 1919 года на полуострове высадился белогвардейский десант генерала Слащева, и к концу месяца красные были вынуждены оставить Крым. Крымская Советская Социалистическая Республика прекратила свое существование.

Дальнейшие события в Крыму – красный террор и страшный голод – были поистине ужасны. В 1920 году власть в Крыму окончательно – и уже на долгие семь десятилетий – перешла к большевикам…

Гульнара Бекирова

 

Читайте также: