Показать все теги
Развитие военной техники
Постоянные войны между рабовладельческими госу¬дарствами придавали военной технике исключительное значение. Поэтому техника и технология изготовления оружия достигли наибольшего совершенства.
Прежде всего требовало непрерывного совершенство¬вания и расширения производства холодное оружие, яв¬ляющееся основным видом вооружения. Все виды хо¬лодного оружия изготовлялись из стали и подвергались закалке, тщательно отделывались и нередко богато украшались. От короткого оружия (ножей и кинжалов) ста¬ли переходить к длинным мечам, от бронзовых мечей — к железным. На вооружение стали поступать также бо¬евые топоры, секиры, серповидные мечи (сабли), боевые палицы и др. более изощренные виды холодного оружия. Распространенные раньше кремневые копья и дротики стали оснащаться бронзовыми, а затем и стальными на¬конечниками.
Так, с наступлением железного века наступил новый этап в развитии холодного оружия — эпоха железного меча. Железные мечи и наконечники копий появились в Греции в 11-10 вв. до н. э. Освоение производства стали позволило изготовлять оружие необычайной твердости, прочности и затачивать его до недоступной ранее остроты.
Был значительно усовершенствован лук — основное метательное оружие воинов и охотников. Уже во времена мезолита стали появляться конструкции рефлексивных луков, которые, благодаря изогнутости в средней части, рефлексировали, т. е. изгибались в противоположном на¬правлении. Позднее для дальнейшего повышения упру¬гости лук стали делать слоеным. Одновременно совер¬шенствовались и стрелы, получившие бронзовые, затем стальные наконечники и более совершенное оперение. Увеличился и запас стрел, которые стали носить в кожа¬ных колчанах. Широкое распространение получила так¬же праща — древнее оружие для метания камней, пред¬ставляющее ремень с расширяющейся средней частью.
Большого развития и распространения получили ме¬тательные машины, в конструкции которых были зало¬жены самые передовые достижения механики антично¬сти. Они были первыми устройствами, требовавшими точ¬ных математических расчетов и проектирования. Так, Архимед среди множества своих изобретений много ра¬ботал и над созданием военных машин, которые широко использовались при защите его родного города Сиракуз от римлян. По преданию, прежде чем пасть от руки рим¬ских легионеров, захвативших город, он произнес: «Толь¬ко не трогайте моих чертежей*.
На базе исходных метательных приспособлений, лука и пращи стали появляться более мощные с механическими
устройствами для натяжения упругого звене. Около 500 лет до н. э. в Китае появился камнемет, представляющий уп¬ругий шест, вкопанный в землю, к свободному концу ко¬торого крепилась праща, в которую закладывался камень.
Дальнейшим развитием этого вида метательных ус¬тройств была катапульта (от лат. catapulta), предназна¬ченная для метания камней по отвесной траектории. Метательным элементом ее служил рычаг, вставленный в пучок из закрученных жил и взводившийся механически с помощью ворота. Камень или другой снаряд устанавли¬вался в углублении в виде ложки на свободном конце ры¬чага. В Древней Греции и Риме при осаде и обороне кре¬постей применяли онагры (от греч. onagros) — мощные катапульты, позволявшие метать камни весом до 200¬300 фунтов, бочки с зажигательными составами и пр.
Термины «катапульта* и «катапультирование» не ис¬чезли и из современного лексикона, поскольку катапуль¬тирующие устройства, естественно, более совершенной конструкции, широко используются для запуска лета¬тельных аппаратов и катапультирования летчиков и ис¬пытателей при авариях. Такими же вполне современны¬ми являются термины «баллистика* «баллистическая ракета» и т. п.
Одним из первых механических метательных уЬт- ройств был также гастерофет — мощный лук с механи¬ческим приспособлением для натягивания тетивы, явив¬шийся прототипом средневекового арбалета. Его даль¬нейшим развитием являлась баллиста (лат. ballista от греч. ballo — бросаю), применявшаяся вплоть до 5 в. для метания снарядов (бревен, стрел, камней и др.) по отлогой (настильной) траектории. Она монтировалась на раме с регулируемым по углу наклона желобом и была снабже¬на мощной тетивой из скрученных волокон, натягивае¬мой с помощью ворота.
При осаде крепостей широко использовались также гелеполы (от греч. helein — брать и polis — город) — передвижные (на катках или колесах), многоэтажные (до 9 этажей) высотой до 35 м, деревянные обшитые ме¬таллическими листами или шкурами осадные башни. Передвигались они по бревенчатому настилу с помощью
рычагов, а на верхних этажах располагались метатель¬ные машины, перекидные мостки и отряды воинов. На Руси такие осадные башни назывались турусами (от лат. taurus — башня).
В нижней части галепол (турусов) обычно размеща¬лись стенобойные машины для выполнения проломов в крепостных стенах — тараны. Таран представлял тяже¬лое бревно с металлическим наконечником, подвешенное на цепях, которое раскачивалось воинами перед нанесе¬нием удара. Они начали применяться ассирийцами еще в 10-8 вв. до н. э.
Таранами в виде выступающей вперед подводной части форштевня и абордажными мостиками были оснащены в те времена финикийские военные корабли. В современном во¬енном лексиконе выражение «пойти на таран* означает войти в непосредственное соприкосновение для поражения ударом корпуса (самолета, танка, корабля).
Огромную роль в сражениях того времени сыграли боевые колесницы, которые начали применять шумеры с 3-го тысячелетия до н. э. Во 2—1-м тысячелетиях они стали распространенным видом вооружения и использо¬вались на решающих участках боевых действий, чаще всего перед фронтом или на флангах пехоты.
Колесница представляла двухколесную, реже — четы¬рехколесную повозку, запряженную парой лошадей и уп¬равлявшуюся возничим. На ее платформе располагался воин, вооруженный копьем и луком, а иногда и его ору¬женосец, помогавший Еэину и защищавший его. Бли¬жайшими аналогами боевых колесниц являлись знаме¬нитые боевые тачанки времен гражданской войны, такти¬ка применения которых была почти такой же.
Совершенствование холодного оружия заставило ис¬кать и средства защиты от него. Стали применяться сна¬чала кожаные, потом медные, а затем и прочные сталь¬ные щиты, шлемы, панцири, а с 1-го тысячелетия до н. э. в Ассирии появились кольчуги. Это был очень дорогой оборонительный доспех в виде рубашки из железных ко¬лец. Чтобы изготовить такую рубашку на средний рост, требовалось примерно 20 тыс. колец — чем они были мельче, тем больше она ценилась.
Для изготовления кольчуги сначала нужно было про¬тянуть проволоку, навить ее на оправку, а затем разру¬бить полученную спираль по одной стороне. Половину из полученных элементов сваривали, а у оставшихся расплю¬щивали концы и пробивали или просверливали в них от¬верстия под заклепки. Потом производилась наиболее ответственная операция сборки и склепывания колец. Этот пример позволяет в полной мере оценить мастерство древних кузнецов, мастеров ручной ковки — древнего, наи-более универсального и почитаемого ремесла.
Кроме оружия и средств защиты в армии стала появ¬ляться и военная атрибутика (от лат. attribuo — придаю, наделяю): трубы, барабаны, стяги и т. п.
Развитие сухопутного и водного транспорта
Растущая торговля и постоянные военные экспедиции требовали совершенствования водного и сухопутного транс¬порта и увеличения количества транспортных средств.
Значительное развитие получил появившийся с 4-го тысячелетия до н. э. колесный транспорт, который заме¬нил бесколееный типа волокуш. Появились двух-, а по¬том и четырехколесные телеги и повозки. Колеса были деревянными, вначале в виде сплошного диска, а потом, со 2-го тысячелетия до н. э., — со ступицей, спицами и гнутым ободом. Позднее на деревянный обод для проч¬ности стали насаживать медную, а затем и железную шину.
Интенсивно развивался и водный транспорт. В 5-м тысячелетии до н. э. в Египте начали строить суда из папируса, а с 2500 до н. э. появились дощатые суда. Для передвижения использовались шесты и весла, сначала свободные, как у байдарки, потом они стали закреп¬ляться в уключинах. Наряду с мускульной силой рабов для передвижения стала использоваться и сила ветра. Вначале парус крепился к двуногой (козловой) мачте, на смену которой пришла к 2600 до н. э. обычная, односто¬ечная. В составе флотов были не только лодки, но и ко¬рабли, в том числе и боевые, оснащенные таранами и абордажными устройствами.
При постройке судов лес стал незаменимым строи¬тельным материалом, потребность в котором непрерывно возрастала. Это способствовало развитию лесного хозяй¬ства, появлению должностей лесничих, совершенствова¬нию деревообработки и деревообрабатывающего инст¬румента. С 3400 до н. э. стали появляться письменные инструкции по постройке судов и их эксплуатации.
Наивысшего расцвета судостроение достигло в 2-1 ты¬сячелетиях до н. э. в Финикии. Финикийцы переняли от сирийских корабелов конструкции судов с килем и шпан¬гоутами. Подобные суда типа галер с круто загнутыми носом и кормой стали строиться со сплошной палубой и фальшбортами, а затем и 2-3-палубные.
2.2. Развитие текстильной, строительной и сельскохозяйственной техники
Развитие текстильной техники
Высокого уровня в античный период достигло тек¬стильное (от лат. textile — ткань, от texo — тку) произ¬водство — выработка тканей, трикотажа, сетей, нитей, вой¬лочных изделий и т. п. Оно, как известно, зародилось еще в первобытные, времена из прядения и ткачества.
Ткани стали изготовляться не только из льна, но и из хлопка, от самых грубых сортов (парусины и мешкови¬ны) до тончайших плательных и плессировочных. За пе¬риод 3—1-го тысячелетий до н. э. в Египте появилось большое количество ткацких мастерских, в которых вы¬делывались ткани из льна, конопли, шерсти: полотно, сар¬жа, парча, гобелены, махровые и мелкоузорчатые ткани. С 3250 до н. э. в Индии зародилось хлопчатобумажное производство, которое к 2600 до н. э. распространилось в Китае, а затем в Египте и Греции.
С 2640 до Е. э. в Китае появилось шелководство и шелкоткачество, которые долгое время содержались в секрете, пока во 2 в. до н. э. не стало известно в Корее, а потом в Японии. В 8 в. до н. э. в Персии, а затем в 5 в. до н. э. в Горном Алтае появилось ковровое производство.
Выросло производство дорогих многоцветных и златотка¬ных изделий. При отделке стали широко использовать¬ся набивка, протравливание и высокохудожественное крашение с помощью разнообразных красителей.
Успехи в ткачестве были достигнуты во многом бла¬годаря совершенствованию конструкции ткацкого стан¬ка» который развился из простейшей рамы для плетения сетей и циновок, а также примитивного первобытного ткацкого станка. Их развитие было связано в основном с изобретением накопителя основы и ткани — товарно¬го валика. К 4 тысячелетию до н. э. ткацкие станки до¬стигли такого совершенства, что иногда продолжали ис¬пользоваться в неизменном виде вплоть до настоящего времени.
В Греции широкое применение получили станки вер¬тикального типа, состоящие из двух стоек с установлен¬ным вверху между ними валиком, на который наматы¬вались нити основы, натягиваемые подвешенными к ним грузилами. Для раздвижения нитей основы при по¬тягивании переплетающихся с ними уточными (попереч¬ными) нитями служили две горизонтальные рейки, рас¬положенные в средней части.
Помимо вертикальных стали появляться и более удобные для работы и более совершенные ткацкие стан¬ки горизонтального типа, которые могли обслуживаться одним ткачом, в то время как для обслуживания верти¬кальных требовалось несколько человек. Они оснащались двумя навоями (валиками или катушками), на которые на¬матывались нити основы и готовая ткань, и ремизками — подвижными приспособлениями для раздвижения нитей основы при пробрасывании вручную между ними челно¬ка с утком. Поскольку пробрасывание утка пока что про¬изводилось вручную, ткани имели небольшую ширину.
Широкое распространение получило производство шерстяных и суконных тканей. Для изготовления сукна шерсть обезжиривалась, промывалась, сушилась и ворсо¬валась. Полученные на сукновальных машинах куски сукна для уплотнения ткани и увеличения сцепления между волокнами выдерживались под прессом между двумя гладкими досками.
Совершенствовалась также технология выделки кож, расширялось производство обуви, плетение корзин, цино¬вок и др. утвари.
Расширение строительства, развитие строительной техники и строительного дела
Рост городов, развитие транспорта и ирригации (лат. irrigatio — поливка, орошение) в рассматриваемый пери¬од были связаны с резким расширением объемов стро¬ительных работ, совершенствованием строительного дела и строительной техники, а также значительным увеличением производства строительных материалов; Это потребовало расширения добычи камня и производ¬ства обожженного кирпича и бетона.
В 3 в до н. э. была построена Великая китайская сте¬на длиной около 4 тыс. км и высотой до 10 м, на стро¬ительстве которой было занято до 2 млн человек. Огром¬ный размах строительных работ того времени был в основ¬ном ориентирован на дешевый, но малопроизводительный и неквалифицированный рабский труд, не способствую¬щий развитию механизации. В основном применялись простейшие механизмы в виде рычагов, катков, блоков и полиспастов, которые были известны уже во времена по¬зднего неолита.
Во второй половине 1 в. до н. э. своевременно по¬явился первый научный трактат «Десять книг об архи¬тектуре», изданный римским архитектором и инжене¬ром Марком Витрувием Поллионом. В этом сочине¬нии были рассмотрены вопросы римского зодчества и градостроительства, а в десятой книге, посвященной строительным машинам, было дано первое определение машины: «Машина есть деревянное, во всех своих ча¬стях связанное приспособление, представляющее зна¬чительные преимущества для поднятия грузов; она дей¬ствует искусственным путем при помощи вращательно¬го движения».
С точки зрения современных понятий, приведенное определение больше подходит не для машины, а для гру¬зоподъемного механизма, например винтового домкрата.
Термин.«машина» вплоть до конца XIX в. продолжал оставаться неопределенным, но сам факт его появления свидетельствовал о том, что человек оказался уже на по¬роге новой машинной эпохи.
Наряду со строительством глинобитных, деревянных и тростниковых хижин с глинобитными полами в горо¬дах начало развиваться строительство многоэтажных зданий в 3-4 этажа. Улицы стали моститься камнем, а в портовых городах сооружались каменные причалы и гранитные набережные. В домах городской знати стали появляться водопровод, ванны, центральное отопление и канализация.
Для устройства кровли использовалось дерево, а при его дефиците применялись сводчатые каменные и кир¬пичные перекрытия различной формы (цилиндрические, крестовые, купольные и др.). Широко использовались штукатурка из извести и гипса, кровля, настилка полов и облицовка мраморной, керамической плиткой и черепи цей. Для освещения применялись светильники, заправля¬емые сырой нефтью.
Рост городов и расширение орошаемого земледелия потребовало строительства плотин, водоподъемных соору¬жений и водопроводов. Для снабжение городов водой со¬оружались водопроводы и акведуки (от лат. aquä — вода + duco — веду) — сооружения в виде мостов с водоводами. Длина подобных сооружений в Вавилоне (19-6 вв. до н. э.), например, равнялась расстоянию от Парижа до Лондона.
Для строительства водопроводов, длина которых дос¬тигала 10 км, широко использовались керамические тру¬бы. Подъем воды производился двуплечным рычагом с противовесом на конце, который на Востоке назывался шадуфом, на Руси — журавлем. Использовались также водоподъемные (наливные) колеса.
Основными строительными материалами являлись камень и кирпич, а в качестве связующих использовались глина, гипс, смола, битум, асфальт. В 4 в. до н. э. в Италии получил широкое распространение известковый раствор, а в 3 в. до н. э. пуццолановый (ит. Pozzuoli — название горы около Неаполя) раствор, на основе которого стали вскоре производить «римский бетон», а позже был разра-ботан и пуццолановый цемент ( от лат. eaementum — би¬тый камень),
В связи с развитием многоэтажного строительства, при сооружении пирамид и для обеспечения прочности со¬оружений при обороне в условиях постоянных войн кирпи¬чу во многих случаях предпочитали естественный камень. Например, для постройки пирамиды Хуфу (2600 до н. э.) понадобилось 2,3 млн монолитных известняковых блоков весом более 2 т, которые добывали в каменоломнях и обрабатывали по следующей технологии.
Вначале блок выдалбливали в монолите, а потом вы¬ламывали путем зебивки в щели деревянных клиньев, смачиваемых затем водой. Извлеченную каменную глы¬бу затем отесывали с помощью медных, а потом бронзо¬вых и железных долот молотками и кувалдами с такой точностью, что при установке блоков в место стыка нельзя было просунуть лезвие ножа.
Сверление отверстий для установки шипов произво¬дилось трением с использованием воды и абразивного порошка. Часто в качестве инструмента использовались трубчатые сверла, приводимые во вращение лучковыми дрелями и коловоротами.
Для перемещения каменных глыб и других тяжелых грузов с 4 тысячелетия до н. э. использовались салазки, под которые подкладывались катки. Для подъема приме¬нялись рычаги, блоки, полиспасты и журавли (шадуфы). При выполнении этих поистине циклопических по объе¬му работ широко использовался рабский труд.
Самым распространенным строительным материа¬лом в лесистых районах было дерево, наличие которого, а также совершенствование ручного деревообрабатыва¬ющего инструмента способствовало расширению и разви¬тию деревообделочных работ. Они стали делиться на гру¬бые, связанные с первичной обработкой дерева и сооруже¬нием деревянных конструкций, называемые плотницкими, и более точные и тонкие работы, связанные обычно с из¬готовлением мебели — столярные. Так зародилось плот¬ницкое и столярное ремесло.
Столяры и плотники получили в свое распоряжение стальной инструмент (топоры, пилы, рубанки, стамески и др.), обладающий большой твердостью, износостойкостью 1 и замечательными режущими свойствами. Рукояти топо¬ров и др. инструментов стали изготовлять изогнутой формы, что существенно улучшило их рычажные свойства и обеспечило удобство пользования.
В связи с развитием колесного транспорта, увеличени¬ем грузоперевозок и совершенствованием строительного дела получило широкое развитие дорожное строительство. Строились все новые грунтовые дороги, а существующие переделывались в шоссейные. Так, из Рима расходилось ни много, ни мало как 23 дороги, откуда, очевидно, и пошла поговорка «Все дороги ведут в Рим».
Магистральные дороги в те времена сооружались с необычайной монументальностью и представляли, по суще¬ству, каменно-бетонные дамбы шириной в 10-30 м с покры¬тием до четырех слоев толщиной 1—1,5 м. В городах стро¬ились каменные и деревянные мостовые. С 1-го тысячелетия до н. э. при строительстве дорог в горных местностях начали пробивать тоннели.
Через водные преграды с 6 в. до н. э. стали возводить деревянные мосты, конструкция которых постоянно совершенствовалась. От этрусков, древних племен, населявших Апеннинский полуостров в первом тыся¬челетии до н. э., римляне заимствовали секреты строительства каменных арочных мостов. Юлий Цезарь по¬строил и использовал в своих военных экспедициях понтонный мост.
В связи с интенсивным развитием водного транспорта началось строительство каналов, гаваней, портов, каменных и бетонных молов, сигнальных башен-маяков. В 6 в. до н. э. был построен канал длиной 400 км, соединя¬ющий реки Тигр и Ефрат. Велось строительство Суэц¬кого канала, первоначальный вариант которого функционировал до середины 9 в.
Развитие сельскохозяйственной техники
Благодаря использованию тягловой силы животных стал возможным переход с 3—2-го тысячелетия до н. э. от мотыжного земледелия к пахотному. Вначале для этой цели использовали крупный рогатый скот, потом лошадей. Гоняя скот по уложенным на землю снопам, производили обмолот зерна, из которого на ручных мель¬ницах и зернотерках приготовляли муку.
С конца 4-го тысячелетия до н. э. на Древнем Восто¬ке в качестве пахотного орудия стала применяться дере¬вянная соха, которая просуществовала у некоторых наро¬дов более двух тысячелетий. В отличие от плуга, появив¬шегося позже, она не переворачивала пласт почвы, а отваливала его в сторону. Позднее соху стали снабжать воронкой, в которую засыпался запас зерна — так возник древний прототип современной сеялки.
Греческие земледельцы пахали с помощью аротрона, имеющего металлический наконечник и полоза для ре¬гулирования глубины вспашки, в который впрягалась пара волов. Важное значение имело изобретение рала (орала) — первого примитивного плуга для отвальной вспашки.
С 1 в. до н. э. стал применяться усовершенствован¬ный колесный плуг, снабженный вначале бронзовым, а за¬тем и стальным ножом (лемехом) с отвалом и отвесны¬ми деревянные рукоятками, соединенными поперечиной, за которую он удерживался работником.
Для боронования стали использовать бороны с метал¬лическими зубьями. Отвальная пахота и боронование су¬щественно повысили качество обработки почвы, а исполь¬зование быков, а потом и лошадей в качестве тягловой силы — производительность.
По мере освоения металлов широкое применение по¬лучили бронзовые, а потом и железные ручные сельско¬хозяйственные орудия: мотыги, вилы, грабли, серпы.
В рабовладельческих государствах (Египте, Двуречье) с 1500 до н. э. началось строительство сложнейших ир¬ригационных систем, которое достигло своего расцвета в Вавилоне при Навуходоносоре Втором (685-562 до н. э.). Эти грандиозные сооружения позволяли регулировать течение рек и включали водохранилища, оросительные каналы и закрытые водопроводы. От магистральных ка¬налов отходили распределительные арыки, в которые вода поступала самотеком или подавалась с помощью водочерпальных колес и шадуфов. С 4-3 вв. до н. э. для перекачивания БОДЫ стал применяться «водоподъемный винт», или «улитка», впоследствии описанный Архиме¬дом и названный его именем («архимедов винт»),
В 1 в. в Галлии появилась «галльская жатка», пред¬ставляющая одноосную тележку, снабженную спереди за¬гнутыми вверх ножами, которые захватывали и отрывали колосья, когда запряженный сзади вол толкал ее вперед.
Для размола зерна широко использовались ручные мельницы-зернотерки (рушилки) с прямоугольными и круглыми жерновыми поставами, включающими под¬вижный и неподвижный жернова. В первом случае под¬вижный жернов — возвратно-поступательное движение с помощью рычага, во втором — вращательное с помощью рукоятки. С 4 в. до н. э. в Греции стали применяться круглые мукомольные постава, в которых верхний жер¬нов вращался животными или рабами.
В 3 в. до н. э. стали применяться простейшие водя¬ные мельницы мутовчатого типа с лежащим горизон¬тально водяным колесом, снабженным изогнутыми лопа¬стями (лопатками), а в 230 до н. э Филоном Византий ским были описаны водяные колеса с горизонтальной осью вращения — нижнебойное (подливное) и верхнебой- ное (наливное).
Прочие виды античной техники и технологии
Большое распространение в античный период получи¬ло ремесленное производство художественных изделий из керамики, а потом и из стекла^
К 4 тысячелетию до н. э.. относится изобретение гон¬чарного круга, который вращался вначале вручную, а с 2¬1 тысячелетия получил ножной привод к стал снабжать¬ся маховиком. С изобретением гончарного круга, механи¬зировавшим гончарное производство, наблюдался его непрерывный рост и совершенствование. Резко возросли производительность труда гончаров, качество посуды и других керамических изделий.
G 3-го тысячелетия до я. э. керамические изделия стали покрываться глазурью и обжигаться вначале на от¬крытом огне, а затем в специальных гончарных печах и горнах. Рельефные фигуры и орнамент стали выдавли¬ваться с помощью специальных матриц и штампов.
Для изготовления керамических изделий стала ис¬пользоваться глина различных сортов, в том числе и наи¬более ценная, каолиновая. Впервые произведенная из нее в итальянском городе Фаэнца посуда была названа фа¬янсовой, или просто фаянсом. Фаянсовое производство является разновидностью керамического м очень близко к появившемуся позднее фарфоровому.
Производство глазури для покрытия керамических изделий привело в 3-м тысячелетии до н. э, к открытию стекла и возникновению стеклоделия. В 1-м тысячеле¬тии до н. э. был изобретен способ выдувки с помощью воз¬духодувной трубки, что открыло новые возможности мас¬сового изготовления относительно дешевых и изящных стеклянных изделий. Особенно большим спросом пользо¬вались поделки из мозаичного стекла. В это же время римские ремесленники, используя технологию варки бес-цветного стекла, разработанную сирийцами, освоили про¬изводство прозрачных оконных стекол.
Появились первые зачатки химической технологии и производства химических веществ. С 3-го тысячелетия до н. э. для химического разложения жиров, отбеливания холста, бальзамирования, приготовления пищи, очистки и других целей стала широко использоваться сода.
Началась добыча соли и расширение ее потребления при приготовлении пищи и заготовке ее впрок, освоение технологии консервирования и длительного хранения продуктов. Соль не только вошла в ежедневный рацион питания человека, но и стала важнейшим продуктом об¬мена и торговли, которые постоянно расширялись. Добы¬ча соли чаще всего производилась из солончаков и мето¬дом выпаривания из морской воды,
С 3-го тысячелетия до н. э. получили широкое распро¬странение различные краски минерального (охра, кино¬варь, сурик, лазурь и др.), растительного (индиго, лакмус, сандал и др ) и животного происхождения, а также кдеи.
Стал расширяться и ассортимент продуктов пита¬ния, приближаясь к современному. В рационе появились животное и растительное масло, сыр, пиво, вино и др, пище¬вые продукты. Повышались их качество и калорийность.
2.3. Итоги развития античной техники
1. Окончательный переход от каменных орудий к металлическим, бронзовым, а потом стальным; развитие ремесленного производства и отделение его от земледелия.
2. Освоение и развитие металлургии бронзы, чугуна, способов производства железа и его науглероживания; производства бронзовых, а затем стальных орудий и ору¬жия; способов соединения металлов сваркой, пайкой и клепкой.
3. Развитие и совершенствование гужевого и водного транспорта, использование телег и колесниц, строитель¬ство кораблей и их оснащение парусным оборудованием.
4. Рост городов и этажности строений, расширение производства строительных материалов; возведение обо¬ронительных сооружений, пирамид, каналов, дамб, плотин, водопровода.
5. Изобретение гончарного круга и механизация из¬готовления керамической посуды; изобретение ткацкого станка и расширение производства тканей.
6. Совершенствование лука и наступление эпохи «же¬лезного меча»; распространение боевых колесниц, мета¬тельных и стенобойных машин, штурмовых башен.
7. Расширение производства строительных, грузо¬подъемных механизмов и сельскохозяйственного инвен¬таря; изобретение металлического плуга.
8. Начало добычи соли и ее употребления в пищу, ос¬воение технологии консервирования и заготовки продук¬тов впрок.
9. Совершенствование клинописного письма и появ¬ление финикийского алфавита; зарождение естественных наук и наметившееся отделение умственного труда от физического.
10. Налаживание производства бронзового, а затем стального металлорежущего и деревообрабатывающего инструмента.
Дятчин Н.И.
Из книги «История развития техники», 2001