ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Изобретение колеса и колесных повозок
Изобретение колеса и колесных повозок
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 26-09-2015 11:34 |
  • Просмотров: 4715

6 тыс. лет назад шумерами было изобретено колесо, вначале самой простой конструк­ции, в виде сплошного деревянного диска, что позволило существовавший до того сухопутный транспорт в пол­ном смысле «поставить на колеса». Предшественниками колесной повозки, появившейся в самом конце неолита, стали салазки и платформы для перемещения тяжестей, под которые подкладывались катки. Оставалось только научиться закреплять эти катки (колесные скаты), как это делается с колесными парами в современных желез­нодорожных платформах.

В начале 4 тысячелетия до н. э. появились одноосные (двухколесные), а к середине тысячелетия — и двухосные (четырехколесные) повозки. В качестве тягловой силы стали использовать вначале ослов и крупный рогатый скот, позднее — лошадей. На базе колеса были основаны и другие выдающиеся изобретения неолита — гончарный круг, ручная мельница (рушилка), маховик.

Развитие сухопутного транспорта потребовало проклад­ки дорог. Вначале это были звериные и охотничьи тропы, а позднее стали использовать и тропы, протоптанные при перегонке стад скота. В труднопроходимых местах уклады­вали ветки и устраивали деревянные настилы (гати). Для преодоления водных преград стали сооружаться мосты, сначала подвесные, потом установленные на сваях.

В качестве водного транспорта использовались уже известные ранее плоты, лодки-однодревки и тростнико­вые лодки, для приведения в движение которых стали применять шесты и весла. Позднее, когда люди с помо­щью топора и тесла научились от стволов деревьев отще­плять доски, их стали использовать вначале для наращи­вания бортов долбленых лодок, а потом и сооружать пол­ностью дощатые суда. При этом широко использовались уже освоенные операции пиления, сверления, а также строгания с помощью двуручного струга.

Дятчин Н.И.

Из книги «История развития техники», 2001

 

Читайте также: