Показать все теги
6 тыс. лет назад шумерами было изобретено колесо, вначале самой простой конструкции, в виде сплошного деревянного диска, что позволило существовавший до того сухопутный транспорт в полном смысле «поставить на колеса». Предшественниками колесной повозки, появившейся в самом конце неолита, стали салазки и платформы для перемещения тяжестей, под которые подкладывались катки. Оставалось только научиться закреплять эти катки (колесные скаты), как это делается с колесными парами в современных железнодорожных платформах.
В начале 4 тысячелетия до н. э. появились одноосные (двухколесные), а к середине тысячелетия — и двухосные (четырехколесные) повозки. В качестве тягловой силы стали использовать вначале ослов и крупный рогатый скот, позднее — лошадей. На базе колеса были основаны и другие выдающиеся изобретения неолита — гончарный круг, ручная мельница (рушилка), маховик.
Развитие сухопутного транспорта потребовало прокладки дорог. Вначале это были звериные и охотничьи тропы, а позднее стали использовать и тропы, протоптанные при перегонке стад скота. В труднопроходимых местах укладывали ветки и устраивали деревянные настилы (гати). Для преодоления водных преград стали сооружаться мосты, сначала подвесные, потом установленные на сваях.
В качестве водного транспорта использовались уже известные ранее плоты, лодки-однодревки и тростниковые лодки, для приведения в движение которых стали применять шесты и весла. Позднее, когда люди с помощью топора и тесла научились от стволов деревьев отщеплять доски, их стали использовать вначале для наращивания бортов долбленых лодок, а потом и сооружать полностью дощатые суда. При этом широко использовались уже освоенные операции пиления, сверления, а также строгания с помощью двуручного струга.
Дятчин Н.И.
Из книги «История развития техники», 2001