ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Циклические концепции истории Арнольда Тойнби
Циклические концепции истории Арнольда Тойнби
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 27-06-2018 16:53 |
  • Просмотров: 3889

Арнольд Тойнби (1889-1975) был не только продолжателем идей О. Шпенглера, но и в значительной степени развил дальше концепцию циклического движения истории, подкре­пив ее еще большим историческим материалом, исследовав еще больше стран, народов, цивилизаций - как древних, так и современных. В своей огромной 12-томной работе «Пости­жение истории» он описал 37 цивилизаций.

Каждая цивилизация начинается с ответа на вызов -сначала природной, а потом и человеческой среды. Тойнби для иллюстрации этого положения рассматривал происхож­дение египетской цивилизации. Много тысяч лет назад силь­ное потепление в Северной Африке, в афразийской саван­не, привело к иссушению земель, появилась пустыня Сахара. Общины охотников и собирателей афразийской саванны, не изменив в ответ на вызов ни своего местопребывания, ни своего образа жизни, поплатились полным вымиранием.

Но некоторые общины все-таки ответили на вызов за­сухи изменением родины и образа жизни. Они, вдохновляе­мые храбростью или отчаянием, шагнули в гиблые болота вокруг Нила и превратили их в благодатные земли. Возможно, писал Тойнби, их соседи наблюдали за этим предприятием со слабой надеждой на успех, потому что саванна еще не пре­вратилась полностью в пустыню, а нильские болота казались неприступной и непроходимой глушью. Но успех превзошел самые оптимистические надежды первопроходцев. Стропти­вость природы покорена трудом человека. Болота были дре­нажированы, ограждены дамбами и превращены в поля.

Подобное можно было бы увидеть в Древней Греции. Ранее древние греки, жившие в Аттике, занимались скотоводством. Но когда пастбища Аттики высохли, а обраба­тываемые угодья истощились, народ перешел от животно­водства и земледелия к возделыванию оливковых планта­ций. Олива способна не только выжить на голом камне, но и обильно плодоносить. Однако одним маслом жив не бу­дешь, и афиняне стали менять его на скифское зерно. Мас­ло наливали в глиняные кувшины и транспортировали по морю, а это стимулировало гончарное производство и раз­вивало искусство мореплавания. Начали разрабатывать и се­ребряные рудники, потому что торговля требовала денег. Таким образом, афиняне во сто крат приумножили свои бо­гатства.

От росписи кувшинов пошла греческая живопись, а когда почти не осталось деревьев, греческие скульпторы начали работать в камне. В результате родились удивительные скульптуры и Парфенон.

Тойнби приводил примеры неспособности людей ответить на вызов. Такова судьба цивилизации майя. В отличие от дамб и дренажей Египта, которые до сих пор под­держиваются в рабочем состоянии, материальные плоды неустанных трудов древних майя почти пропали. Единственными уцелевшими памятниками былой цивилизации, писал Тойнби, являются руины некогда грандиозных построек. Теперь они прячутся в глубинах тропического леса. Лес поглотил их почти в буквальном смысле слова, точно удав. Контраст между уровнем современной Мексики - доволь­но бедной страны - и уровнем древней цивилизации майя столь велик, что не поддается человеческому воображению. Эти шедевры - огромные пирамиды, огромные памятники -когда-то были свидетельством победы человека над природой. Но даже с высоты своих дворцов и пирамид люди не смогли увидеть подкрадывавшегося врага. Человек не смог предотвратить возвращение леса, который хладнокровно поглотил возделываемые поля, площади и дома, а потом добрался до дворцов и храмов.

Часто вызов приходит и от общества. Так, персидский царь Ксеркс напал на Афины в 480-479 гг. Персы захватили всю Аттику, включая Афины, и даже святая святых – храм Афины на вершине горы. Все население Аттики, бросив свои дома, устремилось в поисках спасения на Пелопоннес. В этой ситуации афинский флот начал и выиграл битву при Сала-мине. Война вызвала мощный подъем духа афинского на­рода, стала началом высочайших достижений, возможно, более никогда не повторявшихся в истории человечества.

Подобные явления происходили и в истории России. В XVI в. Польша и Швеция нанесли России мощные удары. Поляки в 1582 г. оккупировали Смоленск, а с 1610 по 1612 г. удерживали Москву. По договору 1617 г. Россия лишалась доступа к Балтийскому морю. Все это, согласно Тойнби, глу­боко травмировало русских, и внутренний шок подтолкнул их к практическим действиям, что выразилось в новой аг­рессивной политике Петра I, его модернизации страны, при­вело к новым завоеваниям.

Часто вызов, остающийся без ответа, повторяется вновь и вновь. Неспособность того или иного общества в силу утраты творческих начал ответить на вызов лишает его жиз­неспособности, приводит его к гибели.

Наша современная цивилизация, правильней сказать все современное человечество, стоит перед вызовом: гибнет природа, растут силы агрессии и насилия. Тойнби считал, что еще есть надежда, что человечество сумеет найти дос­тойный ответ на этот вызов.

Каждая цивилизация проходит в своем развитии, по Тойн­би, пять стадий - рождения, роста, надлома, распада и гибели.

Эскимосов, кочевников Тойнби относит к застывшим цивилизациям. Они максимально приспособились к внеш­ней среде, и у них не было больше стимула развиваться даль­ше. То же самое произошло и со Спартой. В отличие от афинян, которые занялись оливками и торговлей, спартан­цы решили захватывать чужие земли. Они захватили пло­дородные пространства в Мессении, и народ, который там жил, те же греки, несколько раз поднимался на восстание, что постепенно привело к надлому Спарты. Она перестала развиваться и стала медленно застывать, окостеневать.

Конечно, самым ярким примером роста цивилизации является западноевропейская цивилизация. Впервые за всю свою историю человечество столкнулось с ситуацией, когда одно общество распространило свое влияние почти на всю обитаемую поверхность земли. Безудержно развивавшаяся западная цивилизация, не зная пределов устремлений, стала стучаться во все двери, взламывать все преграды и проры­ваться в самые замкнутые крепости.

Главным двигателем быстрого роста цивилизации яв­ляется активное творческое меньшинство. Именно оно вдыхает в социальную систему новую жизнь, поскольку в каждой цивилизации, считал Тойнби, даже в периоды наиболее ожив­ленного ее роста, огромные массы народа так и не выхо­дят из состояния застоя и спячки, а подавляющее большинство людей любой цивилизации ничем не отличается от челове­ка примитивного общества. Активное меньшинство - дрож­жи в общем котле человечества. Проблема состоит в том, как активному меньшинству поднять остальные массы, разбудить их. Это, как правило, совершается путем функционирова­ния механизма мимесиса - подражания. В примитивном обществе мимесис был ориентирован на старшее поколение, на образы предков, а в современных, растущих обществах эталоном становится творческая личность, лидер, проклады­вающий новый путь. Александр Македонский, Иисус Христос, Будда, Карл Великий, Петр I, Наполеон были лиде­рами, вызывавшими мощные социальные движения. Их энергия заражала массы и давала толчок грандиозным пре­образованиям в истории той или иной страны.

В истории все проходит - и слава, и богатство, и из­вестность. Афины после крушения империи персов, после колоссальных успехов в развитии хозяйства, после взлета в философии, искусстве, политике постепенно начали кло­ниться к упадку. Они не смогли в IV в. противостоять македонской военной силе, не вмешивались, глядя, как Рим разоряет их соседей, и, конечно, не смогли выстоять в борьбе с самим Римом, поскольку все союзники Афин были унич­тожены. В 86 г. римский полководец Сулла взял Афины штурмом, и хотя он пощадил город, это было позорным финалом афинской политической истории.

В конце XII в. мамлюки, отмечал Тойнби, как неког­да римляне, считались непобедимыми в Леванте. Но, как и римляне, они предпочли почивать на лаврах, не замечая признаков растущей уязвимости. В 1789 г. старый враг, вооруженный новой техникой, - французский экспедици­онный корпус Наполеона, потомок неудачливых франкских рыцарей - нанес им сокрушительное поражение. Оставаясь в плену старых военных традиций, мамлюки давно перестали развивать тактику и воинское снаряжение и встретились с Западом, имевшим хорошо подготовленную пехоту с ог­нестрельным оружием. Это привело к серьезному надлому господства мамлюкских беев в Египте.

Распад начинается, по Тойнби, с загнивания творчес­кого меньшинства. У растущего общества творческое мень­шинство постоянно изменяется и по составу, и по убежде­ниям. Правящее меньшинство распадающегося общества, наоборот, становится замкнутой группой, идеи и идеалы которой становятся «вечными», окостеневшими законами. Вызов, который получает распадающееся общество, в резуль­тате косности правящего меньшинства теперь остается без ответа. Вернее, оно отказывается отвечать на вызов и даже не замечает или старается не замечать вызова.

Разлагающиеся общества, по Тойнби, неизбежно фор­мировали так называемый внутренний пролетариат. У Тойн­би это понятие означает то, что я называю маргинальными группами. Пролетарий, считал Тойнби, - это скорее состоя­ние души, чем место в обществе. Истинными признаками про­летария являются не бедность и не низкое происхождение, а постоянное чувство неудовлетворенности, вызываемое тем, что у него нет твердого места в обществе, что он никому не нужен и никто не собирается о нем заботиться. В пролетариат входят также беженцы из бывших колоний, разорившиеся свободные крестьяне, ремесленники, аристок­раты, рабы. В разваливающемся обществе внутренний про­летариат выходит на сцену, поднимает восстания, крушит все, что можно сокрушить. Яркий пример тому - восстание фракийского гладиатора Спартака, который с 73 по 71 г. держал в напряжении весь Италийский полуостров. Внутренний про­летариат (в понимании Тойнби) в огромном количестве есть сегодня в развивающихся странах, есть он и в России.

Всякая растущая цивилизация неизбежно распростра­няется вширь, захватывает новые земли, образует колонии, народ которых часто приветствует освободителей как носи­телей более прогрессивного строя. Но как только общество начинает загнивать, на периферии страны, в колониях, на окраинах, поднимает голову «внешний пролетариат». Так, в Риме первым восстало варварское население североафри­канских колоний. Обширность варварских территорий пе­рекрывала возможности римского оружия. В северо-запад­ной Африке римская армия так и не смогла добраться до берберов в Атласских горах или в степях Сахары.

В эпоху распада, кажется, сама природа усиливает тен­денции крушения: землетрясения, эпидемии, разрушительные ураганы (взрывы на атомных станциях, гибель кораблей и самолетов) - постоянные спутники заката цивилизации.

Однако никакая мощная цивилизация не погибает пол­ностью. В ее рамках зарождается, как куколка, новая куль­тура, чаще всего в виде новой религии. Так, на окраинах Римской империи возникли первые христианские общины, которые положили начало совершенно новой, христианской цивилизации.

В. Д. Губин, В.И. Стрелков

Из книги «Власть истории», 2008

Читайте также: