ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Схватка в воздухе. Попытка угона армянскими диссидентами самолета в Турцию
Схватка в воздухе. Попытка угона армянскими диссидентами самолета в Турцию
  • Автор: Sofyanik |
  • Дата: 06-05-2017 11:18 |
  • Просмотров: 3338

Олег Софяник, специально для сайта «Тайны истории»

10 сентября 1961 года в 8 ч. 05 мин. с Ереванского аэродрома поднялся самолет ЯК-12, на борту которого находились пилот и три пассажира. Самолет летел в Ехегнадзор. В 8 ч. 11 мин., спустя всего 6 минут после взлета, самолет рухнул в виноградники на юго-западной окраине Еревана. Это была одна из первых попыток угона советского воздушного судна за рубеж.

Лидер угонщиков - Серж Туманян, 1936 г. р. Родился в Ереване, уже в 16 лет за антисоветские разговоры был задержан и поставлен на учет в КГБ. Окончил школу, работал слесарем-сантехником. Был призван в армию, но служить режиму, оккупировавшему и угнетавшему его родину, не захотел. Симулировал психическое расстройство и был комиссован. После возвращения из армии стал актером Ереванского драматического театра.

Туманян был человеком очень талантливым и одаренным, писал стихи и рассказы, занимался абстрактной живописью. Мечтал перебраться в США и открыть в самом фешенебельном квартале Сан-Франциско на берегу Тихого океана собственный театр. В 1961 поступил на заочное отделение Ереванского университета. В конце мая 1961 г. на стадионе случайно встречает своего друга детства и бывшего одноклассника Генрика Секояна.

Секоян закончил медучилище, но работал слесарем инструментальщиком в НИИ прикладной математики. Он ненавидел советский режим и мечтал освободить Армению от коммунистических захватчиков. Вместе с товарищем, 27-летним Гарегином Мовсесяном он создал подпольную группу. Они распространяли листовки, собирали материалы о политических репрессиях. Пытались передать собранные материалы на американской выставке в Москве, но сотрудники выставки, американцы отказались принять документы, опасаясь провокации КГБ.

Туманян охотно присоединился к подпольщикам. Очень скоро видя полное равнодушие и парализующий страх в окружающем обществе, друзья приходят к выводу о невозможности и бесперспективности подпольной политической борьбы в СССР. Они решают перебраться на Запад и создать там политический центр борьбы за освобождение Армении. Заговорщики начинают изыскивать варианты покинуть страну. Им требовался способ, который, по их мнению, не исключая конечно определенной доли риска, твердо обеспечивал бы быстроту бегства и гарантировал успех. Как-то на вечеринке они знакомятся с Эрником Григоряном.

Григорян - летчик, он приглашает новых друзей на аэродром и за вознаграждение берется обучить одного из них искусству управления самолетом. Обучаться вызвался Генрик Секоян. После нескольких уроков он уже неплохо сидит за штурвалом. Решено - они будут угонять самолет. Граница рядом, быстро и эффективно.  Они готовятся к угону, посещают аэропорт, наблюдают за действиями воздушных служб, милиции. Совершают генеральную репетицию - летят в Ехегнадзор и обратно. Купили ножи, приготовили кувалду для нападения на пилота. С собой они берут несколько папок с документами о политических репрессиях в оккупированной Армении.

8 сентября друзья собрались на последнюю встречу в квартире Мовсесяна. В 6 часов утра 10 сентября 1961 г. встретились и поехали в аэропорт. Под чужими фамилиями приобрели билеты, для поднятия духа выпили в буфете по стакану водки. Представились молодыми специалистами, следующими к новому месту службы.

ЯК-12 был по сути воздушным такси. На борту был только пилот и 3-4 пассажира. После взлета заговорщики напали на пилота и стали наносить удары ножами, за штурвал сел Секоян, но он не смог справиться с управлением, самолет стал стремительно терять высоту. Тогда садят за штурвал пилота Эдуарда Бахшиняна, израненный летчик резко разворачивает самолет в сторону от границы. На него опять набрасываются, бьют ножами. Самолет врезается в землю. От удара о землю самолет развалился.

Схватка в воздухе. Попытка угона армянскими диссидентами самолета в Турцию

ЯК-12 был по сути воздушным такси. На борту был только пилот и 3-4 пассажира. После взлета заговорщики напали на пилота и стали наносить удары ножами, за штурвал сел Секоян, но он не смог справиться с управлением, самолет стал стремительно терять высоту. Тогда садят за штурвал пилота Эдуарда Бахшиняна, израненный летчик резко разворачивает самолет в сторону от границы. На него опять набрасываются, бьют ножами. Самолет врезается в землю. От удара о землю самолет развалился.

Угонщики получают переломы рук и ног, в тяжелом состоянии захватившие их оперативники КГБ отвозят в больницу. Через несколько часов Гарегин Мовсесян не приходя в сознание скончался. Туманян и Секоян выжили. Их обвинили в измене родине и заключили в следственный изолятор КГБ Еревана. Пилот Бахшинян, несмотря на 9 ножевых ранений и серьезные ушибы, выжил. За помощь чекистам и предотвращение бегства диссидентов за рубеж, коммунистическое правительство наградило своего верного слугу орденом Красного Знамени. Правда из Еревана пришлось уехать, родственники беглецов искали случая расправиться с ним.

Сержа Туманяна и Секояна отправляют в институт судебной психиатрии им. Сербского на психиатрическую экспертизу. Тут они встречают захваченных КГБ диссидентов, таких же как и они беглецов из империи зла. Туманян оказался в одной камере с Михаилом Баскиным.

22-летний молодой художник, родился под Минском, отец погиб на фронте, мать вторично вышла за муж. Жили в Ташкенте, окончил школу и приехал в Москву. Поступил в художественное училище. В конце 3 курса за прослушивание передач западного радио и антисоветские разговоры исключен из училища. Домой не поехал, работал художником в клубе автозавода. Мечтал об эмиграции. Проник в американское посольство и попросил убежище, передал собранные им сведения о военных частях в Подмосковье американским дипломатам. Те поблагодарили, но в убежище отказали. Проведя в посольстве 6 часов, Баскин покинул его и на выходе был схвачен. Получил обвинение в измене родине, его признали больным и готовили к отправке в Казанскую спецпсихбольницу.

Наибольшее впечатление на Туманяна произвела встреча с 35-летним ученым Алексеем Голубом. Тот уже будучи в свободном мире, удачно бежав из СССР и живя в Голландии, решил добровольно вернуться - на адские муки тюрем, психбольниц, концлагерей.

Голуб работал вместе с женой в химическом НИИ Свердловска. Кандидат химических наук, начальник отдела, он занимался исследованием воздействия радиации на человеческий организм. Дважды как турист посещал Европу, был во Франции и Италии. Он с благоговением рассказывал Туманяну об этих поездках. Восстанавливая в памяти не только строгие очертания Эйфелевой башни и знаменитого Нотр-Дама, золотые пляжи Неаполя и нежные ласковые ночи Венеции с миллиардами ярких созвездий на черном бархатном небе.

В октябре 1961 Голуб вместе с женой отправляется в очередную тур поездку в Амстердам с твердым намерением навсегда остаться на Западе. 7 октября вместе с женой является в полицию и просит убежище. Но прибывший советский посол с группой дипломатов силой вытаскивают жену Голуба из полицейского участка и насильственно увозят в посольство. Одному из полицейских в потасовке сломали нос. Силой и угрозами совковые дипломаты заставляют Ольгу Голуб заявить голландским властям, что она хочет добровольно вернуться в Союз. 9 октября в аэропорт Схипхол приезжает Алексей Голуб, в надежде, уговорить жену остаться, отбить ее от советских дипломатов. Ее затащили в советское представительство Аэрофлота и не выпускали до самой посадки, не давая пообщаться с мужем. Ее и 17 туристов отправили в Москву.

Советский посол, за свою бандитскую выходку был с позором выслан из Нидерландов. Уже 8 октября Голуб дал свою первую пресс-конференцию для западных журналистов в Амстердаме под лозунгом "Живые свидетели коммунистического ада". Несколько дней Голуб провел в камере полицейского участка, а затем ему предоставили квартиру. Однажды его пригласили выступить перед членами голландского филиала НТС (старейшей эмигрантской антикоммунистической организации). Собралось несколько сотен человек. Голубу устроили овацию, все восхищались его решительным поступком. Он написал несколько статей о положении дел в СССР, статьи были опубликованы в ведущих западных газетах. Получил работу в лаборатории одной из фирм. Предоставили шикарную 2-х комнатную квартиру. Но сильно тоскуя по жене, после 5 месяцев жизни на Западе, Алексей Голуб совершает роковой, непоправимый поступок.

24 марта 1962 г он является в советское посольство и просит вернуть его на родину. По прибытии в Москву советские власти решают использовать его в пропагандистских целях. 9 и 18 апреля 1962 г прошли две покаянные пресс-конференции Голуба, где он хаял Запад и происки ЦРУ. Покаяние не спасло его от расправы. Его обвинили в измене родине и бросили в тюрьму. Жена Ольга, к которой он так страстно стремился, не захотела с ним больше видеться и взяла развод. В 1962 Алексея Голуба приговорили к 6 годам лагерей и отправили в мордовскую политзону.

В 1968 освободился из лагеря. После освобождения работал по специальности - младшим научным сотрудником. Находился под постоянным надзором КГБ. В 1986 вышел на пенсию. В 1992 был реабилитирован. Но тот роковой шаг, приведший к добровольному возвращению в страну абсолютного зла, позорное покаяние, предательство самого себя, своих идеалов, сломанная судьба мучило его всю жизнь. Все это привело к страшному, трагическому финалу. В 2000 г Алексей Голуб покончил с собой бросившись под поезд в метро.

Спустя год Туманян и Секоян предстали перед Верховным Судом Армянской ССР. На суде вели себя мужественно и дерзко. Обличали советский режим. На вопрос «что собирались делать на Западе?» Туманян заявил, что планировали провести ряд антисоветских пресс-конференций, чтобы мир узнал, что творится за железным занавесом. А также планировал издать книгу о преступлениях коммунистов. Секоян рассказал, что планировал попасть в ФРГ и присоединиться к армянской эмигрантской организации дашнаков легендарного генерала Дро.

Оба диссидента были приговорены к расстрелу. В нынешней, уже независимой Армении их так и не реабилитировали.

Читайте также: