Показать все теги
Восстание революционных матросов во главе с лейтенантом Петром Шмидтом на крейсере "Очаков" в ноябре 1905 года было ярким и уникальным событием во всей истории русской революции. Ведь восставшие не сделали ни единого выстрела по правительственным силам, не оказали никакого вооруженного сопротивления. Это была демонстрация человеческого духа против жестокой и репрессивной государственной царской машины. Это было бескровное и ненасильственное выступление людей за великие идеи свободы и прав человека. Ведь недаром Петра Шмидта назвали первым апостолом прав человека в России.
Это восстание - самая яркая и светлая страница и в истории Севастополя, где люди лили кровь и жертвовали своими жизнями не во имя царей, коммунистических лидеров и мифической родины, а во имя святой и божественной свободы.
Когда весть о восстании на "Очакове" разнеслась по просторам Российской Империи, к лейтенанту Шмидту, воодушевленные идеями революции ринулись добровольцы. Первым на мятежный "Очаков" приехал из Одессы 22-летний Григорий Ялинич. Еще 12 ноября он прибыл на крейсер, оттуда Шмидт отправил его на судно "Пантелеймон", где Ялинич призывал команду броненосца к неповиновению и лично поднял на рее корабля красный флаг революции. Григорий стал правой рукой объявившего себя командующим флотом Шмидта. Во время стычки с отказывающимися повиноваться офицерами был ранен из револьвера и отправлен Шмидтом в госпиталь под фамилией матроса Алейникова. Где он впоследствии и был арестован. В марте 1906 Ялинич был приговорен к бессрочной каторге. Как сложилась его дальнейшая судьба неизвестно.
Около 8 часов утра 15 ноября 1905 г пассажирский пароход Русского Общества "Пушкин", шедший из Одессы, был задержан командой "Очакова". Пассажиры перешли на "Очаков". Перед расстрелом и штурмом "Очакова" Шмидт отпустил пассажиров и пароход. Но два студента Новороссийского университета, Моишеев и Пятин, добровольно остались на "Очакове" и, переодевшись в матросское платье, примкнули к мятежникам.
Александр Владимирович Пятин - 23 лет, сын священника, православный, студент университета. Петр Александрович Моишеев - 22 лет, мещанин, православный, студент. Они 14 ноября выехали из Одессы на пароходе для следования через Севастополь в Мелитопольский уезд к отцу Пятина. Оба друга были корреспондентами газеты "Коммерческая Россия" и журнала "Южные записки". Они планировали присоединиться при возможности к восставшим, и тут такой поворот судьбы. Корреспонденты выступили перед мятежными матросами с приветственной речью от имени студентов Новороссийского университета. Пятин и Моишеев приняли активное участие в захвате броненосца "Пантелеймон", арестах офицеров. После подавления восстания пытались вплавь добраться до берега, но были схвачены. В заключении и на суде вели себя мужественно. В марте 1906 года обоих приговорили к 10 годам каторги. В июне 1906 года, при этапировании в Омске, друзья бежали с этапа.
По сведениям севастопольского жандармского управления Пятин и Моишеев нелегально вернулись в Севастополь для революционной работы и организовали нападение на здание военно-морского суда. 24 июня 1906 года в 2 часа ночи позвонили у парадного подъезда суда. Сторожу ответили - телеграмма на имя председателя суда. На сторожа набросились 3 человека, связали и завязали глаза. Похитили 20 томов дела о восстании - было унесено дело Шмидта, похищены и все вещественные доказательства. Нападавших не поймали.
14 ноября 1906 г была вновь попытка выкрасть из здания суда дело о ноябрьском восстании, но секретарь суда обратил нападавших в бегство.
Пятин и Моишеев также пытались собирать совместно с местными эсерами финансовую помощь осужденным за восстание матросам. Вот текст их листовки - обращения: "Эти жертвы великой любви к родине, положившие живот свой за други своя - эти борцы за великое дело - бывшие владетели великой собственности человечества - свободы. Теперь лишены всех средств к существованию. Граждане! Великие страдальцы несут крест ради нас. Так облегчим же их участь. Исполним свой долг по отношению к тем, которые умели так много любить, так беззаветно жертвовать собою. Жертвуйте же все, кто чем может!".
Моишееву и Пятину удалось покинуть Севастополь и их следы теряются.