Показать все теги
С древнейших времён жизнь людей на земле была теснейшим образом связана с водой, освоением бескрайних просторов озёр, рек, морей и океанов. На их берегах возводились многочисленные поселения и города, многие из которых со временем превратились в крупные центры мировой цивилизации. Прибрежные бухты и заливы приспосабливались для захода, стоянок и строительства речных и морских судов. Морские и речные коммуникации содействовали становлению и развитию внешнеторговых связей между городами и отдельными государствами.
Фото mirvobyektive.xyz
История изобилует многочисленными морскими сражениями, в ходе которых в борьбе за гегемонию на морях сражались и гибли целые военные флоты. Сотни и тысячи лет спустя многочисленные следы человеческой деятельности в силу различных причин оказались под водой. Казалось бы, все артефакты прошедших времён навечно исчезли из поля зрения человека. Однако с развитием техники и, в частности, водолазного дела, обусловленного постоянным стремлением людей проникнуть в ранее неведомый подводный мир, появилась возможность приступить к изучению многочисленных объектов исторического прошлого.
Интерес в научных кругах к подводным изысканиям наметился ещё в конце XVIII века. Большей частью это были случайные находки, выявленные в ходе промысловых и гидротехнических работ. По мере возрастания числа исследований подобного рода становилось очевидным коренное различие между традиционной полевой археологией и тем, чем приходилось заниматься специалистам по изучению многочисленных археологических памятников, оказавшихся в водной среде.
Подводным археологам, как правило, приходилось проводить свои работы в совершенно иной специфической среде, характеризующейся полным отсутствием воздуха, плохой видимостью и различными глубинами. В ходе работ под водой использовались грунторазмывочные и грунтоотсасывающие приспособления. Как отмечал в своё время специалист в области подводной археологии доктор Стивен де Борхеги, «проблемы, с которыми сталкивается подводная археология, следует рассматривать всего лишь как продолжение проблем, встающих перед наземной археологией и уже решенных ею».
Именно благодаря наличию специфических условий, в которых приходилось проводить поиск и изучение памятников подводной археологии, до настоящего времени не только в научных кругах, но и среди специалистов продолжаются дискуссии относительно самого наименования этого быстро развивающегося направления исторических исследований. Уже в период зарождения отечественной подводной археологии её основоположник профессор Рубен Абгарович Орбели отмечал необходимость «установить и укрепить в обороте речи незыблемые её понятия в определенных терминах». Им же были введены в оборот такие термины, как «подводная археология» и «гидроархеология».
Читать другие статьи из данного сборника: Зарождение и становление подводных археологических исследований в России Рубен Абгарович Орбели - основоположник отечественной подводной археологии |
С точки зрения профессора Орбели, термин «подводная археология» «акцентирует нарочитый метод - метод спуска и работы на грунте, на морском дне, под водой, метод искусственного извлечения со дна предметов древности... Этот термин получил своё развитие в силу своего русского слагаемого». В термин «гидроархеология» ученый вкладывал более широкий смысл. По его мнению, «гидроархеология», подразумевая понятие вообще воды, включая океаны, «говорит о прошлом до глубокой древности, запечатленном в предметах, лежащих в водах. Именно этому термину надо отдать преимущество. Во-первых, в силу языкового и лингвистического единства всех составных частей и единообразия в словообразовании. Название вполне грамотное, точное, научно-выдержанное и гибкое».
Этой же точки зрения придерживались некоторые современные исследователи. Доктор исторических наук А.К. Станюкович, много лет посвятивший изучению памятников истории и культуры в гидросфере, считает, что «гидроархеология, в отличие от так называемой подводной археологии, изучающей археологические памятники, в силу тех или иных причин оказавшихся на дне водоёмов, объектом своих исследований имеет более широкий класс памятников, тесно связанных с гидросферой, но совершенно не обязательно находящихся под толщей воды».
Сферу своей деятельности по изучению памятников материальной культуры в водах Балтики ученые и специалисты-подводники из Санкт- Петербурга считают «морской археологией», поскольку исследуемые ими исторические и археологические объекты находятся на дне Балтийского моря. Как отмечал в своё время директор Института Истории Материальной Культуры В.М. Массон, «большая тематическая ёмкость морской археологии подразумевает поисковые и исследовательские разработки не только подводного, но и наземного характера. Особое значение, помимо изучения морских портов, стоянок и просто поселений моряков, имеют исследования древних торговых магистралей как сложных комбинированных структур, включающих также и сухопутные участки больших международных торговых трасс».
Один из ведущих специалистов за рубежом в области подводной археологии Джордж Ф. Басс по этому поводу в одной из своих книг писал следующее: «Морская археология подразумевает, что исследования проводятся исключительно в морях, в то время как многие находки совершаются в реках, озерах и даже колодцах; гидроархеология может означать также и исследования древних источников воды. Такой гибрид, как «аквалогия», тоже не кажется слишком удачным. Подводную археологию, по всей видимости, стоит называть просто археологией». Однако свою книгу Джорж Ф. Басс не преминул назвать «Подводная археология», подчеркивая тем самым предмет своего исследования.
В силу ряда объективных и субъективных причин нет принципиального значения в уже имеющейся терминологии, но наиболее приемлемым следует признать термин «подводная археология», которая, по мнению известного украинского археолога-подводника В.В. Назарова, «обрела статус прикладной исторической науки».
Вячеслав Таскаев
Из сборника «Античная подводная археология северного Причерноморья», Москва, 2009