ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Происхождение человека и первобытного общества
Происхождение человека и первобытного общества
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 04-01-2017 17:19 |
  • Просмотров: 13461

Периодизация истории первобытного общества

Американский историк и этнограф Льюис Морган предложил разделять историю в зависимости от уровня развития хозяйства и материальной культуры на три эпохи: дикость, варварство и цивилизация. Каждая эпоха в свою очередь делится на ступени. Так, низшая ступень дикости начинается с появления древнейшего человека, средняя — с возникновения рыболовства и применения огня, высшая — с изобретения лука и стрел. Низшая сту­пень варварства начинается с возникновения гончарного дела, средняя — с введения скотоводства и поливного земледелия, высшая — с появления железа. Цивилизация делится на античную — со времен Древнего Рима и со­временную.

Однако применительно к истории техники наиболее подходящей является археологическая периодизация, предложенная в 1816 г. датским археологом Кристианом Томсеном. В ее основу положены материалы, из кото­рых выполнены орудия труда. Именно используемые мате­риалы являются важным, а для доисторических времен определяющим критерием материального производства.

Правильность такого подхода отмечал и К. Маркс: «...доисторические времена делятся на периоды на осно­вании естественнонаучных, а не так называемых исто­рических изысканий, по материалу орудий и оружия: каменный век, бронзовый век, железный век» (Маркс К.,

Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 191). В соответствии с такой пе­риодизацией первобытная история делится на века (камен­ный, бронзовый и железный), века — на эпохи, эпохи — на периоды (ранний и поздний), а периоды на культуры, на­званные по первому месту археологических находок.

Каменный век де­лится на три эпохи: палеолит (от греч. palaios — древ­ний + lithos — камень) — древнекаменный век, мезолит (от mesos — средний) — средний каменный век и неолит (от neos — новый) — новый каменный век. В свою оче­редь древнекаменный век (палеолит) делится на нижний (ранний или древний) и верхний (поздний).

Происхождение и эволюция человека

Первые человекообразные приматы под названием гоминиды (от лат. homo — человек) появились более 10 млн лет назад. Общим предком человека и нынешних чело­векообразных обезьян (шимпанзе, гориллы) считаются дриопитеки (от греч. drys — дерево + pithekos — обезь­яна), что дословно означает — лесные обезьяны. Из это­го антропоида (от гр. anthropoeides — человекообраз­ный), согласно версии специалистов, выделилась ветвь наиболее крупных особей, которые, очевидно, не выдер­живая конкуренции на деревьях, предпочли спуститься на землю.

Биологическое развитие одних, из которых, в частно­сти произошли современные гориллы, пошло по пути увеличения размеров тела и физической силы, позволив­ших им бороться за свое существование. А из более прогрессивной ветви дриопитеков, мозг которых стал развиваться быстрее, вышли удабнопитеки (от грузинс­кой местности Удабно) и рамапитеки (от Рама — героя индийской мифологии), облик которых был еще более сходным с человеческим.

Дальнейшее развитие антропоидов привело к тому, что некоторые из них начали передвигаться на задних конечностях, что освободило передние для использования подручных предметов, а вертикальное положение расши­рило кругозор и интенсифицировало развитие головного мозга. Таким образом, примерно 4 млн лет назад, на аре­ну жизни вышли австралопитеки (от лат. australis — южный), которые передвигались на задних конечностях, охотились на животных и питались мясной пищей. Пос­ледняя, благодаря большей питательности и лучшей усвояемости, способствовала их ускоренному развитию, особенно головного мозга. Так возник вид «человека прямо­ходящего» (Homo erectur).

Австралопитеки еще не умели ничего производить сами, они лишь приспосабливались к среде обитания с помощью природных орудий (камней и палок), то есть по уровню своего интеллектуального развития они не на­много отличались от современных человекообразных приматов. Решающим в становлении человека (антропо­генезе) и выделении его из остального животного мира как «человека умелого» (Homo habilis) стал переход к из­готовлению орудий. Как отмечал Ф. Энгельс: «... ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа ... Труд начинается с изготовления орудий» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 487, 491).

Наиболее древним из всех известных первобытных людей считаются питекантропы (от греч. pithekos + anthropos — человек), что в буквальном смысле означа­ет — обезьяночеловек. Питекантропы населяли землю около 500 тыс. лет назад и создали дошелльскую культу­ру раннего палеолита. В черепе питекантропа сочетались специфические черты как обезьяны, так и человека, при­чем объем его мозга был в 1,5-2 раза больше, чем у со­временных человекообразных обезьян. Так что питекан­тропы могли не только пользоваться камнями и палками, но и изготовлять примитивные орудия труда, намеренно разбивая одни камни с помощью других и выбирая наиболее подходящие обломки.

Формирование человека происходило в различных, природных условиях, что не могло не отражаться на характере его деятельности и применяемых орудиях. Из­менение климата было связано с перемещением ледни­ков, которые периодически наступали и отступали. В шелльскую эпоху климат был очень теплым, растительность вечнозеленой, водились теплолюбивые животные.

Увеличение оледенения и заметное похолодание проис­ходило в ашёлье, но самое длительное и значительное — в мустье. На следующей, более высокой по сравнению с питекантропом стадии развития находился синантроп (от лат. Sina — Китай), что буквально переводится «ки­тайский человек». Синантропы обитали около 400-150 тыс. лет назад, в шелльский и ашёльский периоды ран­него палеолита, уже умели изготовлять каменные, костя­ные и деревянные орудия и утварь, а также владели чле­нораздельной речью.

Еще более развитыми были неандертальцы, останки которых были впервые найдены в Германии, в долине Неандерталь. Они населяли землю около 200-45 тыс. лёт назад, в мустьерскую эпоху раннего палеолита. Невысоко­го роста, сильные и мускулистые, они сумели хорошо при­способиться к суровым условиям того времени. Основным оружием неандертальцев было копье, а важнейшим заня­тием — коллективные способы охоты, объединявшие всех членов группы. Самым главным достижением неандер­тальского человека было овладение искусством добывания огня трением (сверлением) и ударом (высеканием искр).

В заключительный, мустьерский период раннего па­леолита землю населяли кроманьонцы, останки которых были впервые обнаружены в гроте Кро-Маньон во Фран­ции. Мозг кроманьонцев, если судить по строению чере­па, практически уже не отличался от мозга современного человека, а руки были способны выполнять самые раз­личные трудовые операции, в том числе и очень сложные. Поэтому кроманьонцев и всех людей, населяющих землю после них, принято считать Homo sapiens — человеком разумным, то есть мыслящим.

Определенное представление об уровне интеллекту­ального развития дают данные о вместимости черепа, со­ответствующие объему мозга: гориллы — 600-685, пите­кантропа — 800-900, синантропа — 1000-1100, современ­ного человека — 1200-1700 см3.

Формирование общественных и производственных отношений в первобытном обществе

Первоначально первобытные люди жили стадами (ордами) в 20—40 человек, отношения в которых были унаследованы от предков (обезьян) и характеризовались индивидуализмом и чисто животным эгоизмом. Стада возглавлялись стихийно выдвинувшимся вожаком. Этот начальный, дородовой этап первобытнообщинного строя, относящийся к эпохе древнего палеолита, назывался «первобытным человеческим стадом». С него началось становление человеческого общества, а переходом от '«стада» к роду завершилось его формирование.

В эпоху раннего палеолита основным видом хозяй­ственной деятельности первобытного стада было собира­тельство, дополняемое охотой. По мере развития самого человека происходило и формирование общественных отношений по линии регламентации производственных и половых отношений, распределения пищи и взаимопомо­щи. Так возникло первое, носящее естественный харак­тер, общественное разделение труда по полу и возрасту.

Совместная трудовая деятельность, а позднее общее жилище и огонь, объединяли и сплачивали людей, обес­печив переход в эпоху позднего палеолита первобытной стадной общины в родовую материнскую, в которой ее члены были уже связаны узами родства. Так, в ранний период первобытнообщинного (родового) строя возникла форма общественного устройства, характеризующаяся до­минирующим положением женщины — матриархат (от лат. mater — мать + arche — начало, власть), в буквальном смысле — власть матери. Во времена матриархата род со­стоял из общин, насчитывающих по несколько десятков че­ловек. Прародительницей, хранительницей очага и хозяй­кой в жилище была женщина, вокруг которой группирова­лись дети и которой отводилась руководящая роль.

Древние люди были всеядными, они ели как расти­тельную, так и мясную пищу, но всегда преобладала ра­стительная, которую человек получал от природы в гото­вом виде. Значение собирательства в мустьерский период в связи с резким похолоданием снизилось, но сохранилось на протяжении всей первобытной эпохи. Повышение роли охоты в верхнем палеолите способствовало еще более четкому разделению труда между мужчинами и женщинами. Первые постоянно были заняты охотой, вто­рые — утилизацией продуктов охоты и ведением все ус­ложнявшегося домашнего хозяйства.

В связи с развитием земледелия, скотоводства и охо­ты собирательство стало отступать на второй план. Роль мужчины в хозяйственной деятельности неуклонно воз­растала, пока не стала превалирующей, что и привело к возникновению патриархата {от греч. Pater — отец). Эпо­ха патриархата, характеризующаяся преобладающей ро­лью мужчины в хозяйстве, обществе и семье, падает на период разложения первобытнообщинного строя, охваты­вающего большой отрезок времени от появления первых людей до возникновения классового общества. Эта пер­вая в истории человечества социально-экономическая формация, обусловленная низким уровнем развития про­изводительных сил, характеризовалась общей собственно­стью на средства производства, коллективным трудом и потреблением.

Совершенствование орудий труда и повышение его производительности, развитие общественного разделения труда, появление избыточной (товарной) продукции и на­лаживание регулярного обмена, возникновение частной собственности и переход к индивидуальному хозяйству привели к возникновению имущественного неравенства. Рода распадаются на большие патриархальные семьи, главы которых становятся полновластными владыками, развивается многоженство.

Племенная знать (вожди, старейшины, купцы), захва­тывает общинную собственность и превращает в рабов сначала военнопленных, а потом и своих обедневших со­племенников. Возникающие межобщинные и племенные столкновения в конце палеолита превращаются в насто­ящие войны, которые также становятся средством обога­щения. Все это становится прелюдией к возникновению антагонистических классов (от лат. classis — разряд, группа) и классовых рабовладельческих государств в эпо­ху энеолита.

Эпоха палеолита соответствует этапу возникновения и развития орудийной техники, представляющей прими­тивные каменные орудия двойного применения, являю­щиеся одновременно как орудиями труда, так и оружи­ем. Практико-методические знания того времени не име­ли письменной формы фиксации. Они содержались в человеческом опыте и передавались по наследству в про­цессе обучения.

Дятчин Н.И.

Из книги «История развития техники», 2001

Читайте также: