Показать все теги
Периодизация истории первобытного общества
Американский историк и этнограф Льюис Морган предложил разделять историю в зависимости от уровня развития хозяйства и материальной культуры на три эпохи: дикость, варварство и цивилизация. Каждая эпоха в свою очередь делится на ступени. Так, низшая ступень дикости начинается с появления древнейшего человека, средняя — с возникновения рыболовства и применения огня, высшая — с изобретения лука и стрел. Низшая ступень варварства начинается с возникновения гончарного дела, средняя — с введения скотоводства и поливного земледелия, высшая — с появления железа. Цивилизация делится на античную — со времен Древнего Рима и современную.
Однако применительно к истории техники наиболее подходящей является археологическая периодизация, предложенная в 1816 г. датским археологом Кристианом Томсеном. В ее основу положены материалы, из которых выполнены орудия труда. Именно используемые материалы являются важным, а для доисторических времен определяющим критерием материального производства.
Правильность такого подхода отмечал и К. Маркс: «...доисторические времена делятся на периоды на основании естественнонаучных, а не так называемых исторических изысканий, по материалу орудий и оружия: каменный век, бронзовый век, железный век» (Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 191). В соответствии с такой периодизацией первобытная история делится на века (каменный, бронзовый и железный), века — на эпохи, эпохи — на периоды (ранний и поздний), а периоды на культуры, названные по первому месту археологических находок.
Каменный век делится на три эпохи: палеолит (от греч. palaios — древний + lithos — камень) — древнекаменный век, мезолит (от mesos — средний) — средний каменный век и неолит (от neos — новый) — новый каменный век. В свою очередь древнекаменный век (палеолит) делится на нижний (ранний или древний) и верхний (поздний).
Происхождение и эволюция человека
Первые человекообразные приматы под названием гоминиды (от лат. homo — человек) появились более 10 млн лет назад. Общим предком человека и нынешних человекообразных обезьян (шимпанзе, гориллы) считаются дриопитеки (от греч. drys — дерево + pithekos — обезьяна), что дословно означает — лесные обезьяны. Из этого антропоида (от гр. anthropoeides — человекообразный), согласно версии специалистов, выделилась ветвь наиболее крупных особей, которые, очевидно, не выдерживая конкуренции на деревьях, предпочли спуститься на землю.
Биологическое развитие одних, из которых, в частности произошли современные гориллы, пошло по пути увеличения размеров тела и физической силы, позволивших им бороться за свое существование. А из более прогрессивной ветви дриопитеков, мозг которых стал развиваться быстрее, вышли удабнопитеки (от грузинской местности Удабно) и рамапитеки (от Рама — героя индийской мифологии), облик которых был еще более сходным с человеческим.
Дальнейшее развитие антропоидов привело к тому, что некоторые из них начали передвигаться на задних конечностях, что освободило передние для использования подручных предметов, а вертикальное положение расширило кругозор и интенсифицировало развитие головного мозга. Таким образом, примерно 4 млн лет назад, на арену жизни вышли австралопитеки (от лат. australis — южный), которые передвигались на задних конечностях, охотились на животных и питались мясной пищей. Последняя, благодаря большей питательности и лучшей усвояемости, способствовала их ускоренному развитию, особенно головного мозга. Так возник вид «человека прямоходящего» (Homo erectur).
Австралопитеки еще не умели ничего производить сами, они лишь приспосабливались к среде обитания с помощью природных орудий (камней и палок), то есть по уровню своего интеллектуального развития они не намного отличались от современных человекообразных приматов. Решающим в становлении человека (антропогенезе) и выделении его из остального животного мира как «человека умелого» (Homo habilis) стал переход к изготовлению орудий. Как отмечал Ф. Энгельс: «... ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа ... Труд начинается с изготовления орудий» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 487, 491).
Наиболее древним из всех известных первобытных людей считаются питекантропы (от греч. pithekos + anthropos — человек), что в буквальном смысле означает — обезьяночеловек. Питекантропы населяли землю около 500 тыс. лет назад и создали дошелльскую культуру раннего палеолита. В черепе питекантропа сочетались специфические черты как обезьяны, так и человека, причем объем его мозга был в 1,5-2 раза больше, чем у современных человекообразных обезьян. Так что питекантропы могли не только пользоваться камнями и палками, но и изготовлять примитивные орудия труда, намеренно разбивая одни камни с помощью других и выбирая наиболее подходящие обломки.
Формирование человека происходило в различных, природных условиях, что не могло не отражаться на характере его деятельности и применяемых орудиях. Изменение климата было связано с перемещением ледников, которые периодически наступали и отступали. В шелльскую эпоху климат был очень теплым, растительность вечнозеленой, водились теплолюбивые животные.
Увеличение оледенения и заметное похолодание происходило в ашёлье, но самое длительное и значительное — в мустье. На следующей, более высокой по сравнению с питекантропом стадии развития находился синантроп (от лат. Sina — Китай), что буквально переводится «китайский человек». Синантропы обитали около 400-150 тыс. лет назад, в шелльский и ашёльский периоды раннего палеолита, уже умели изготовлять каменные, костяные и деревянные орудия и утварь, а также владели членораздельной речью.
Еще более развитыми были неандертальцы, останки которых были впервые найдены в Германии, в долине Неандерталь. Они населяли землю около 200-45 тыс. лёт назад, в мустьерскую эпоху раннего палеолита. Невысокого роста, сильные и мускулистые, они сумели хорошо приспособиться к суровым условиям того времени. Основным оружием неандертальцев было копье, а важнейшим занятием — коллективные способы охоты, объединявшие всех членов группы. Самым главным достижением неандертальского человека было овладение искусством добывания огня трением (сверлением) и ударом (высеканием искр).
В заключительный, мустьерский период раннего палеолита землю населяли кроманьонцы, останки которых были впервые обнаружены в гроте Кро-Маньон во Франции. Мозг кроманьонцев, если судить по строению черепа, практически уже не отличался от мозга современного человека, а руки были способны выполнять самые различные трудовые операции, в том числе и очень сложные. Поэтому кроманьонцев и всех людей, населяющих землю после них, принято считать Homo sapiens — человеком разумным, то есть мыслящим.
Определенное представление об уровне интеллектуального развития дают данные о вместимости черепа, соответствующие объему мозга: гориллы — 600-685, питекантропа — 800-900, синантропа — 1000-1100, современного человека — 1200-1700 см3.
Формирование общественных и производственных отношений в первобытном обществе
Первоначально первобытные люди жили стадами (ордами) в 20—40 человек, отношения в которых были унаследованы от предков (обезьян) и характеризовались индивидуализмом и чисто животным эгоизмом. Стада возглавлялись стихийно выдвинувшимся вожаком. Этот начальный, дородовой этап первобытнообщинного строя, относящийся к эпохе древнего палеолита, назывался «первобытным человеческим стадом». С него началось становление человеческого общества, а переходом от '«стада» к роду завершилось его формирование.
В эпоху раннего палеолита основным видом хозяйственной деятельности первобытного стада было собирательство, дополняемое охотой. По мере развития самого человека происходило и формирование общественных отношений по линии регламентации производственных и половых отношений, распределения пищи и взаимопомощи. Так возникло первое, носящее естественный характер, общественное разделение труда по полу и возрасту.
Совместная трудовая деятельность, а позднее общее жилище и огонь, объединяли и сплачивали людей, обеспечив переход в эпоху позднего палеолита первобытной стадной общины в родовую материнскую, в которой ее члены были уже связаны узами родства. Так, в ранний период первобытнообщинного (родового) строя возникла форма общественного устройства, характеризующаяся доминирующим положением женщины — матриархат (от лат. mater — мать + arche — начало, власть), в буквальном смысле — власть матери. Во времена матриархата род состоял из общин, насчитывающих по несколько десятков человек. Прародительницей, хранительницей очага и хозяйкой в жилище была женщина, вокруг которой группировались дети и которой отводилась руководящая роль.
Древние люди были всеядными, они ели как растительную, так и мясную пищу, но всегда преобладала растительная, которую человек получал от природы в готовом виде. Значение собирательства в мустьерский период в связи с резким похолоданием снизилось, но сохранилось на протяжении всей первобытной эпохи. Повышение роли охоты в верхнем палеолите способствовало еще более четкому разделению труда между мужчинами и женщинами. Первые постоянно были заняты охотой, вторые — утилизацией продуктов охоты и ведением все усложнявшегося домашнего хозяйства.
В связи с развитием земледелия, скотоводства и охоты собирательство стало отступать на второй план. Роль мужчины в хозяйственной деятельности неуклонно возрастала, пока не стала превалирующей, что и привело к возникновению патриархата {от греч. Pater — отец). Эпоха патриархата, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, обществе и семье, падает на период разложения первобытнообщинного строя, охватывающего большой отрезок времени от появления первых людей до возникновения классового общества. Эта первая в истории человечества социально-экономическая формация, обусловленная низким уровнем развития производительных сил, характеризовалась общей собственностью на средства производства, коллективным трудом и потреблением.
Совершенствование орудий труда и повышение его производительности, развитие общественного разделения труда, появление избыточной (товарной) продукции и налаживание регулярного обмена, возникновение частной собственности и переход к индивидуальному хозяйству привели к возникновению имущественного неравенства. Рода распадаются на большие патриархальные семьи, главы которых становятся полновластными владыками, развивается многоженство.
Племенная знать (вожди, старейшины, купцы), захватывает общинную собственность и превращает в рабов сначала военнопленных, а потом и своих обедневших соплеменников. Возникающие межобщинные и племенные столкновения в конце палеолита превращаются в настоящие войны, которые также становятся средством обогащения. Все это становится прелюдией к возникновению антагонистических классов (от лат. classis — разряд, группа) и классовых рабовладельческих государств в эпоху энеолита.
Эпоха палеолита соответствует этапу возникновения и развития орудийной техники, представляющей примитивные каменные орудия двойного применения, являющиеся одновременно как орудиями труда, так и оружием. Практико-методические знания того времени не имели письменной формы фиксации. Они содержались в человеческом опыте и передавались по наследству в процессе обучения.
Дятчин Н.И.
Из книги «История развития техники», 2001