ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Гелиоцентризм был известен в Золотой Орде задолго до Коперника
Гелиоцентризм был известен в Золотой Орде задолго до Коперника
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 24-10-2016 19:59 |
  • Просмотров: 2423

В 1989 г. в статье «Астрономические знания в улусе Джучи» я попытался подытожить сведения о мировоззренческих взглядах в золотоордынской культуре. Поскольку об астрономии в золотоордынских письменных источниках почти нет обстоятельных сведений, пришлось обратиться к нумизматическому материалу - к символике монетных выпусков к Новому году. Вкратце напомню суть вопроса.

В Золотой Орде существовала традиция вести летоисчисление в двух системах: мусульманской по хиджре и по тюркской, то есть по 12-летнему животному циклу (60-летний китайский цикл никогда не применялся).

Все государственные документы золотоордынских ханов с принятия ими ислама датируются обязательно по хиджре, и также обязательно на документе присутствует название тюркского года 12-летнего животного цикла, в котором это событие происходит.

Эта двойная система датировки была принята и в Хулагуидском Иране. Все датировки событий даются у Рашид ад Дина в двух видах: называется год хиджры и год 12-летнего животного цикла .

В Иране эта традиция доживает до этнографического времени. Так, в Музее ковров Тегерана экспонируется ковер, на котором представлены две системы летоисчисления вместе (Рис 1, 1)

В Ташкенте в XVIII веке в русле этой традиции была, например, отчеканена бронзовая монета изображением символа созвездия Рыб на аверсе, а на реверсе была изображена Собака, поэтому для обывателя не составляло труда определить год выпуска этой монеты. Эти символы означали, что она бита к новому году хиджры, начинающимся по солнечному Зодиаку под знаком созвездия Рыб и по циклическому календарю в год Собаки (Рис. 2, 1-2).

Традиция выпуска монет к Новому году имеет многовековую историю. Она существовала как в Улусе Джучи, так и в Улусе Хулагу. Например, в Золотой Орде было отчеканено боле 20 выпусков монет со знаками Зодиака, под которыми начинался Новый год Хиджры, и столько же монетных выпусков с изображениями животных 12-летнего животного цикла, в год которого начинался мусульманский год.

 

Рис.1. 1- иранский ковер XVIII-XIX вв. Экспозиция Музея ковров в Тегеране. 2 - Астрономический колодец. План и профиль.

Рис.1. 1- иранский ковер XVIII-XIX вв. Экспозиция Музея ковров в Тегеране.

2 - Астрономический колодец. План и профиль.

Как и во многих современных ему государствах, в Улусе Джучи велись астрономические наблюдения и процветала астрологическая практика. В Старом Крыму, например, была обнаружена могила астронома XIV века (Акчокраклы, 1927). К сожалению, артефактов, свидетельствующих об астрономической деятельности в Золотой Орде, известно немного, но они есть, и каждый такой артефакт бесценен. В Новом Сарае Г.А. Федоровым- Давыдовым был найден фрагмент астролябии (Фёдоров-Давыдов, 1966. Рис. 8). В Национальном музее Республики Татарстан хранится бронзовое зеркало XIV века, на обратной стороне которого изображены фигуры солнечного Зодиака (фрагмент). В том же музее хранится фрагмент блюда с изображением знака созвездия Персея, держащего в руке голову Медузы (Рис. 2, 3). Этот фрагмент свидетельствует о том, что в Улусе Джучи были знакомы и с лунным Зодиаком. Последний широко применялся в астрологических прогнозах. Созвездие Персея было одним из значимых созвездий лунного Зодиака, которым оперировали астрологи.

Несомненно имя иранского астронома Насира ад-Дина ат-Туси, придворного астрономах ильхана Хулагу, было известно золотоордынским астрономам так же, как и его грандиозная и знаменитая обсерватория в Мараге.

Вполне логично предположить, что придворный астроном могущественного золотоордынского хана Джанибека (1341 - 1357) Камал ад-Дин ат-Туркмани мог просить своего господина о постройке в одной из столиц Улуса Джучи подобной обсерватории. Он мог обосновать эту просьбу астрологическими целями как это сделал в свое время ат-Туси. Он убедил хана Хулагу хитроумным способом в необходимости постройки дорогостоящей обсерватории. Ночью, когда лагерь воинов крепко спал, с горы был спущен большой медный таз. Шум от его падения произвел панический переполох среди воинов. Ат-Туси объяснил хану, что воины не знают причину шума и грохота, поэтому волнуются, а мы знаем причину, потому остаемся спокойны. Так и со звездами. Если мы будем знать приговор звезд, мы будем знать, как нам поступать (Мамедбейли, 1961). Такова легенда. Нечто подобное содержится в современной формуле «Предупрежден - значит вооружен». Видимо при дворе этого хана действовала какая-то астрономическая обсерватория. Об этом можно косвенно судить на основании того, что на монетах этого времени не без влиянии астрологической практики появляются изображения знаков Зодиака. Однако ни одной астрономической обсерватории в золотоордынских городах пока не найдено. Убежден, не найдено не потому, что их там нет, а потому что их археологический поиск просто не производился. Парадоксально, но ни разу такая задача перед золотоордынской археологией не стояла и не ставилась.

 

Рис. 2. Ташкентская монета XVIII в. 1 - датировка по хиджре (знак Зодиака Рыбы) 2 - датировка по 12 летнему животному циклу (год Собаки). 3 - Фрагмент блюда с изображением знака созвездия Персея лунного Зодиака

Рис. 2. Ташкентская монета XVIII в. 1 - датировка по хиджре (знак Зодиака Рыбы)

2 - датировка по 12 летнему животному циклу (год Собаки).

3 - Фрагмент блюда с изображением знака созвездия Персея лунного Зодиака

Трудно предположить, что при обилии разнообразных астрономических строений существовавших в тот период на Ближнем Востоке (Фёдоров-Давыдов, 1969. С. 17-18), в Улусе Джучи, имевшим тесные связи с этим регионом, отказались от какой-либо попытки построить сооружения, предназначенных для астрономических или астрологических целей. Простейшим подобным астрономическим пунктом мог быть обсерваторный колодец. Например, в центре холла медресе Киршехир в Турции был устроен наблюдательный колодец (Aydin Seyli, 1960. P. 254).

Сегодня я хочу исправить ошибку, допущенную мною в 1967 г при работах на раскопе № 5 Селитренного городища. Тогда я полагал, что веду раскопки печи для обжига кирпича. Памятник расположен на Песчаном бугре, довольно высоко от его подножья Он имел форму колодца диаметром 2 м глубиной около 4м от современной дневной поверхности.

Колодец был сложен из сырцового кирпича. После его сооружения внутри был разведен огонь, и стенки колодца по периметру приобрели структуру жженого кирпича, но только на половину толщины сырца. Заполнение колодца составляли песок и фрагменты полуобожженного сырцового кирпича (Рис. 1,2) Постепенно мое представление о назначении этого археологического объекта по ряду причин изменилось Во-первых, никаких следов топочной и обжигательной камеры не было обнаружено. Не было найдено и отходов производства. Следовательно, говорить о производственной деятельности на этом памятнике нет оснований. Во-вторых, не отвечал он требованию такого сооружения, как колодец, предназначенный для снабжения населения водой. Слишком водопроницаемые стенки из полуобожженного сырцового кирпича не могли держать воду в колодце. Золотоордынцы возводили колодцы из жженого кирпича и делали это добротно. Прекрасный пример тому - колодец на сарайчиковском городище (Западный Казахстан). В-третьих, во многих городах Ближнего Востока, еще раз подчеркну это, подобные колодцы служили астрономическим целям. В этих простейших обсерваториях вели наблюдения за неподвижными звездами. В- четвертых, в 2000 г на Песчаном бугре проводил раскопки А. Голод. Им было вскрыто помещение. которое жилым назвать нельзя. Это было квадратное в плане здание. Оно сохранилось до уровня пола. На полу лежали изразцовые плиты, рухнувшие со стен. Судя по положению плит in situ, они являлись элементами декора внутреннего убранства этого здания. Плиты представляют собой многочисленные повторы шестиконечной звезды. Такой декор характерен для киосков, изображения которых можно неоднократно встретить на иранских миниатюрах XIV-XV вв. В таких «киосках» происходили беседы ученых, в том числе и астрономов

Нахождение на Селитренном городище на Песчаном бугре близко друг от друга астрономического колодца и «киоска» для ученых занятий является любопытным свидетельством астрономических изысканий на довольно высоком уровне для джучидской научной мысли. В свое время, оценивая астрономические знания в Золотой Орде, я пришел к выводу, что они стояли на уровне современных им мировоззренческих представлений Ближнего Востока.

Но сегодня оценка мировоззренческих представлений джучидских интеллектуалов должна быть поднята на более значительную высоту. И вот почему.

В 2005 г. московским издательством «Наталис» была опубликована книга «Поэзия Золотой Орды». Переводчик Равиль Бухараев не только превосходно перевел золотоордынских поэтов, но и снабдил сборник вполне добротным научным предисловием. Здесь, в предисловии, он первым обратил внимание на очень яркое и образное лирическое сравнение по поводу переживаний героев поэмы в трагический момент их жизни. Поэт Сайф-и Сараи (1321 - 1396), пишет о герое своей поемы:

Сухейля в цепях мимо сада вели,

Душа Гульдурсун словно взмыла с земли.

Узнала любви притяженье душа,

Землей вокруг Солнца круженье верша (Поэзия..., 2005. С.155).

Далее автор поэмы пишет о себе:

В год Хиджры семьсот девяносто шестой

Свой труд завершил он молитвой святой (Поэзия., 2005. С.160)

То есть, почти за 150 лет до Коперника здесь в Золотой Орде знали, что Земля вращается вокруг Солнца! И это не научный трактат, не ученый диспут. Это слова не астронома, а образное мышление поэта, основанное на прочно укоренившихся представлениях. Откуда они, эти взгляды на мироздание, если все крупнейшие астрономы того времени мыслили категориями Аристотеля и Платона, что Земля является ЦЕНТРОМ ВСЕЛЕННОЙ и все вращается вокруг нее?

Встает неизбежный вопрос: «Какое участие принимал золотоордынские астрономы в создании ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МИРА задолго до Коперника?» И, если принимали, то где, когда и как? Каковы были их технические возможности? А отсюда - есть ли перспективы у золотоордынской археастрономии?

Но в Улусе Джучи могли заимствовать эти взгляды и из иных культур. И если да, то где, когда и у кого? Проблема стоит того, чтобы серьезно заняться ее решением.

Л. Л. Галкин

Из сборника научный статей «Вопросы истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды»

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

Акчокраклы О. Старо-крымские и огузские надписи XIII-XIV вв. Симферополь, 1927.

Галкин Л.Л. Астрономические знания Улусе Джучи // Историко-астрономические исследования. Вып.19. М., 1989.

Галкин Л.Л. Монеты к Новому году // Вокруг света. №12, 1990. С. 40-41 Рашид ад-Дин. Сборник Летописей. Том 1, книга 2. М.-Л., 1952.

Рожанская М.М., Матвиевская Г.П., Лютер И.О. Насир ад-Дин ат-Туси и его труды по математике и астрономии. М.,1999.

Мамедбейли Г.Д. Основатель Марагинской обсерватории Насир эд-дин Туси. Баку, 1961.

Фёдоров-Давыдов Г.А. Новый Сарай по раскопкам 1963-1964 гг. // Советская археология. 1966, №2. Фёдоров-Давыдов Г.А. Элементы иранской кульутры в культуре городов Золотой Орды. // Тезисы докладов Всесоюзной конференции по искусству и археологии Ирана. М., 1969.

Aydin Sayile The observatory In Islam. Ankara, 1960.

Поэзия Золотой Орды. М., 2005.

 

Читайте также: