Показать все теги
В июле 2004 года экспедиция Волгоградского государственного университета проводила раскопки курганного могильника Аксай-1, располагавшегося у с. Аксай Октябрьского района Волгоградской области.
Могильник располагался на левом низком участке поймы р. Есауловский Аксай (левый приток Дона). Между могильной группой и р. Есауловский Аксай находится заболоченное русло р. Россошь. К западу от могильной группы располагается обширный лиман, поросший камышом.
В 1997 г. было раскопано 9 курганов (№№ 1 - 9), материал которых относился к эпохе бронзы и раннему железному веку. Объектами раскопок 2004 г. были насыпи 11, 12, 13, 14. Три последних - сарматские курганы. Интерес представляет всхолмление под № 11 с нестандартным обрядом погребения (умерший расчленен) и возведенной вокруг могильной ямы квадратной конструкцией из сырцовых кирпичей.
Исследуемый объект представлял собой четко выраженное всхолмление (рис. 1). Высота холма по нивелировочным данным - 0,84 м; диаметр по линии С-Ю - 18 м, по линии З-В - 20 м. У северной полы объекта прослеживалась овальная западина размером 8,7 х 4,5 м (глубина от 0 - 0,94 м). Вторая западина, также овальной формы размером 6,8 х 4,1 м находилась у северо-восточной полы холма (глубина от 0 - 1,1 м). С востока объект был ограничен еще одной небольшой западиной, имевшей также овальную форму размером 4,7 х 3,5 м (глубина от 0 - 0,95 м).
Рис. 1. Могильник Аксай-I. Курган №11. Общий план и профили бровок
В процессе раскопок во всех секторах объекта на глубине 0,4-0,45м от 0 встречались обломки сырцового кирпича сероватого цвета. После зачистки пола раскопа на глубине 0,47-0,55м от 0 в центральной части холма обнаружена кладка сырцового кирпича, представлявшая собой двойную оградку, возведенную вокруг могильной ямы (рис. 1, 2). В плане, сырцовая оградка имела подквадратную форму, сторонами ориентирована по линиям ССЗ-ЮЮВ и ВСВ-ЗЮЗ. Размеры внешнего периметра - 6,8 х 6,5 м; внутреннего - 4,8 х 4,8 м. Оградка сложена из серых и темно-серых сырцовых кирпичей. Основания всех стен лежали на уровне погребенной почвы. Сырцовые кирпичи, в основном, прямоугольной формы, были уложены плашмя в несколько рядов. Связующим материалом служил глиняный раствор. Определенного стандарта в форме и размерах кирпичей не зафиксировано, преобладали прямоугольные блоки форматом 30 х 20, 40 х 30, 50 х 30, 60 х 40 см. Толщина кирпичей варьировалась в пределах 7-8 см.
Рис. 2. Общий вид сырцовой оградки насыпи № 11 могильника Аксай-I
В отдельных местах сохранилось 4-5 рядов кладки. Верхние слои кладки были разрушены, видимо, в результате распашки и естественных почвообразующих процессов. Высота сохранившейся части сырцовой конструкции по профилям бровок составляет 35-40 см. Ширина внешней и внутренней стенок сооружения варьируется от 40 до 50 см. Какой- либо, точно выдержанной системы кладки зафиксировать не удалось, но при этом, достаточно четко установлено, что строители пытались соблюсти рядную перевязку швов.
За пределами сооружения, к юго-западу от него на уровне материка был выявлен ровик, имевший овальную форму размером 9,0 х 3,2 м и заглубленный в материк на 7-8 см.
В северо-восточном секторе раскопа за пределами оградки располагались 2 хозяйственные ямы, также выявленные на уровне материка.
Яма № 1 имела узкую овальную форму, продольной осью ориентирована по линии СВ-ЮЗ (рис. 1, 4). Длина ямы - 1,24 м, ширина в средней части - 0,5 м, глубина - 0,9 м. Заполнение - темно-серый гумусированный суглинок. Каких либо находок на дне ямы и в заполнении не обнаружено. Назначение ямы не установлено.
Яма № 2 имела широкую овальную форму, продольной осью ориентирована по линии С - Ю (рис. 1, 4). Параметры ямы по верху: длина - 3,5 м, ширина в средней части - 2,0 м. На глубине 0,65 м от края в южной стороне ямы была обнаружена ступенька шириной до 0,8 м. Дно в северной части ямы было выявлено на глубине 1,25 м. Размеры ямы по дну - 2,8 х 2,0 м. В центральной части на глубине 0,9 м обнаружены сырцовые кирпичи и их фрагменты. Кирпичи лежали в один слой, не перекрывая друг друга. Размеры самых крупных экземпляров - 30 х 25 х 8 см. По всей видимости, функционально, яма была связана с процессом формовки сырцовых кирпичей и после возведения оградки была засыпана вместе с неиспользованными заготовками (?).
Рис. 3. Инвентарь комплекса: 1 – фрагмент лепной керамики; 2 – фрагмент костяной накладки; 3 – фрагмент серебряной подвески; 4 – серебряные монеты
В процессе раскопок насыпи были обнаружены следующие предметы:
- На расстоянии 6,3 м на ЮЮВ от ЦР на глубине 0,59 м от 0 обнаружен обломок трубчатой кости животного (МРС ?).
Б. На расстоянии 5,5 м на ЗЮЗ от ЦР на глубине 0,73 м от 0 обнаружено копыто жеребенка.
- На расстоянии 5,3 м на ЮЮЗ от ЦР на глубине 0,66 м от 0 найден фрагмент ребра домашнего животного.
Г. На расстоянии 1,9 м на ВЮВ от ЦР на глубине 0,37 м от 0 обнаружен фрагмент лопатки овцы.
Д. На расстоянии 3,7 м на ВЮВ от ЦР на глубине 0,41 м от 0 зафиксированы ребра
овцы.
Е. На расстоянии 5,3 м на ЗЮЗ от ЦР на глубине 1,06 м от 0 (в норе грызуна, заглубленной в материк) найдены 2 мелких фрагмента лепной керамики с обильной примесью крупного песка в коричневатом тесте (рис. 3, 1). Толщина черепка - 0,6 см.
Ж. На расстоянии 0,9 м к ЮЮЗ от ЦР на глубине 0,42 м от 0 обнаружен обломок трубчатой кости животного (МРС ?).
З. На расстоянии 1,8 м на ВЮВ от ЦР на глубине 0,5 м от 0 зафиксирована кость
овцы.
И. На расстоянии 0,5 м к СВ от ЦР над могильной ямой, на глубине 0,8 м от 0 обнаружен фрагмент костяной колчанной (?) накладки размером 2,8 х 1,5 см, толщиной 0,15 см (рис. 3, 2).
К. На расстоянии 1,9 м на ЮВ от ЦР на глубине 0,81 м от 0 обнаружен небольшой фрагмент сильно коррозированного железного предмета (гвоздь?).
Кроме того, внутри кирпичного сооружения, к югу от погребения на глубине 0,72 м (фактически, на погребенной почве) зачищено кострище (слой мелких угольков и золы) овальной формы 1,1 х 0,8 м. Прокал почвы под кострищем незначительный (до 1 см), что говорит о непродолжительном его горении.
Очевидно, что кости домашних животных, обнаруженные в насыпи, а также кострище имеют непосредственное отношение к погребальному ритуалу, являясь, по всей видимости, элементами тризны.
Внутри ограды находилось одно погребение, располагавшееся в центральной части сырцового сооружения (рис. 1, 4).
Погребение № 1. Могильная яма имела удлиненно-прямоугольную форму с сильно скругленными углами. Продольной осью она ориентирована по линии ВСВ-ЗЮЗ. Размеры ямы по верху - 2,3 х 0,9 м. В верхних слоях заполнения встречались мелкие угольки. Около западной стенки на глубине 0,1 м от УПП обнаружен небольшой фрагмент трубчатой кости овцы. Также в заполнении ямы у северной и западной стенок, на глубине 0,55 м от УПП встречены обломки сырцовых кирпичей. К низу яма несколько сузилась. Параметры по дну: длина - 2,1 м, ширина в средней части - 0,8 м, глубина от УПП - 1,45 м.
На дне могильной ямы расчищен скелет молодого мужчины 25-30 лет[1]. Погребенный был расчленен: от туловища отделены череп и ноги. Грудная клетка, руки и таз лежали в сочленении. Верхняя часть костяка оказалась смещенной от продольной оси могильной ямы к ЮЗ, позвоночным столбом ориентирована по линии ЗЮЗ - ВСВ (шейный отдел позвоночника направлен в юго-западную сторону). Руки согнуты в локтях под прямым углом; правое предплечье находилось на тазе, запястье левой располагалось под левым крылом таза. Кости правой ноги, лежащие в сочленении в вытянутом положении, находились под грудной клеткой. Левая нога, слабо согнутая в колени, лежала поперек оси позвоночника около таза. Под бедренной костью левой ноги обнаружен череп человека, лежащий на левом виске, лицевой частью обращенный на ЮВ. Нижняя челюсть находилась на плечевой кости левой руки.
- Около правого плеча на дне ямы найдена серебряная монета. Еще 3 серебряные монеты были обнаружены вместе, на дне ямы, возле бедренной кости правой ноги. Одна из монет, найденная у правого плеча - хана Джанибека, чеканена в Сарай ал-Джедиде (рис. 3, 4 а). Год выпуска не читается, но тип относится к широко распространенным в 40-е гг. XIV в. Другая монета - хана Узбека с суннитским символом веры (рис. 3, 4 б). Место и год чеканки не сохранились, но тип относится к широко распространенному сарайскому чекану 734 и 737 гг. х. Две другие монеты - хана Кульны, чеканенные в Гюлистане. Одна выпущена в 760 г.х. (рис. 3, 4 в), а другая - в 761 г.х. (рис. 3, 4 г).
- Под костями таза около черепа собраны фрагменты серебряной височной (?) подвески, выполненной из тонкой изогнутой проволоки с маленькой желобчатой петелькой на конце (рис. 3, 3). Диаметр сечения - 0,2 см. Форма подвески полностью не восстановлена.
Нумизматический комплекс погребения позволяет датировать его временем не ранее 761 г. х. (1359-1360 гг.), скорее всего, в пределах одного десятилетия.
Совершенно очевидно, что нарушение анатомической целостности скелета, в данном случае, не может быть связано с деятельностью грабителей. Об этом свидетельствуют такие факты, как целостность, ненарушенность могильного сооружения, сохранность достаточно привлекательного могильного инвентаря (серебряных монет). Скорее всего, речь должна идти об обряде ритуального обезвреживания погребенного. Расчленение погребенного, судя по всему, проводилось посредством рассечения тела острорежущим инструментом по суставам. При этом, по наблюдениям антропологов, никаких следов на суставных площадках и костях обнаружено не было, что может свидетельствовать об осуществлении данной операции, людей хорошо разбиравшихся в анатомии костной системы (Балабанова, Перерва, 2006, С. 268, 273). Судя по всему, после расчленения трупа, останки человека, были не просто сброшены в могильную яму, происходила их раскладка в соответствии с неким ритуалом. Вначале были размещены правая нога и голова погребенного, затем останки туловища, причем особое внимание обращалось на расположение рук (они симметрично согнуты в локтях). После этого, в могилу были помещены левая нога и нижняя челюсть погребенного. Обращает на себя внимание, хотя и не нашло у нас объяснение и тот факт, что размеры и форма могильной ямы выдержаны в пропорциях более подходящие для размещения анатомически целого тела умершего в вытянутом положении.
Рис. 4. План и разрез погребения № 1, ямы № 1 и № 2
Специфика данного погребения, кроме всего прочего, ставит проблему более тщательной фиксации и интерпретации золотоордынских комплексов, трактуемых, как «ограбленные» или «разрушенные грабителями». Полное или неполное нарушение анатомической целостности скелета, смещение или отсутствие отдельных костей скелета, зачастую, однозначно связывается с деятельностью грабителей. Достаточно отметить, что например, в статье Е.П. Мыськова, посвященной погребальным сырцовым сооружениям могильника Маляевка VI, в трех из четырех описываемых конструкций зафиксированы ограбленные погребения (Мыськов, 2003, С 217-219, Рис. 1-4). В статье В.В. Дворниченко и
Э.Д. Зиливинской, где рассматриваются погребальные оградки золотоордынского времени, два комплекса из трех трактованы как ограбленные (Дворниченко, Зиливинская, 2005, С. 281-283, Рис. 1-8). Между тем, следует высказать предположение, что не у всех из этих комплексов, нарушение целостности скелета, находится в безусловной связи с деятельностью грабителей. Иначе, трудно объяснить наличие, например, в погребении кургана 5 могильника Кривая Лука среди костей погребенного, костей, которые перемещались якобы грабителями, одиннадцати серебряных монет. Кроме монет, здесь же, находились костяные орнаментированные накладки колчана, железные пряжки, наконечники стрел, нож, пинцет, обломки различных железных предметов, костяная рукоять ножа, пластина и обойма, бусы (Дворниченко, Зиливинская, 2005, С. 282). Вряд ли грабители не обратили внимание на достаточно привлекательный могильный инвентарь.
В.Г. Блохин, А.Н. Дьяченко
Из сборника научный статей «Вопросы истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды»
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
Балабанова М.А., Перерва Е.В. Новые антропологические данные к изучению погребальных обрядов древнего и средневекового населения северной части Волго-Донского междуречья // Материалы по археологии ВолгоДонских степей. Вып. 3. Волгоград, 2006.
Дворниченко В.В., Зиливинская Э.Д. Средневековые погребальные сооружения из могильника Кривая Лука в Астраханской области // НАВ. Вып. 7. Волгоград, 2005.
Дьяченко А.Н. Отчет о проведении археологических исследований у с. Аксай в Октябрьском районе Волгоградской области в 2004 г. // Архив Волгоградского государственного университета, 2005, б/н.
Мыськов Е.П. Погребальные сооружения с кирпичными оградами могильника Маляевка VI у северо-западного пригорода Царевского городища//НАВ. Вып. 6. Волгоград, 2003.