Показать все теги
Основным этническим компонентом при заселении территории современной Харьковской области в XVII в. были выходцы из Поднепровья, но практически все исследователи колонизации Слобожанщины признают в ряде районов количественное преобладание переселенцев из северных, великорусских областей, группы которых дисперсно расположены по течению рек Северский Донец, Оскол и др. Отсюда бытует мнение, что население Харьковщины состоит преимущественно из украинцев и русских. До сегодняшнего дня не утихают дискуссии только относительно процентного соотношения массивов русского и украинского населения при колонизации данного региона.
Однако выявленный автором этнографический материал позволяет пересмотреть общепринятые взгляды на участие русской этнической общности в заселении Слободской Украины.
Дело в том, что жители села Молодовая до сегодняшних дней практикуют необычный обряд захоронения. В конструкции погребального сооружения они используют уступы вдоль длинных сторон могильной ямы, на которые после установки гроба в могилу укладываются деревянные бруски. В археологической науке эти уступы принято называть «заплечики». Археологические памятники разных эпох говорят, что на таких «заплечиках» располагалось перекрытие над умершим, как правило, деревянное, реже каменное. Захоронения с использованием «заплечиков» использовались уже на позднем этапе древнеямной культуры во II тыс. до н. э. Позже археология фиксирует данный обряд вплоть до XV в., и присущ он был, как правило, различным племенам кочевников Евразийских степей.
Захоронения с использованием «заплечиков» и сооружение над умершим перекрытия еще до недавнего времени практиковали и отчасти практикуют в наше время крымчаки, приазовские греко- татары, часть сибирских татар, православные татары мишари, чуваши и другие тюркоязычные народы.
Жители с. Молодовая, которые относят себя к русским, носят типичные русские фамилии и общаются на русском языке. Но в ходе дальнейших исследований археологических и этнографических источников автор пришел к выводу, что элементы данного обряда не относятся к христианской традиции захоронения. Не находит аналогий данный обряд и в славянских древностях, нет никаких предпосылок связывать его со славянской этнографией вообще. Между тем считается, что ритуал захоронения — одно из наиболее устойчивых этнокультурных явлений, сохраняющее древние традиции даже при полном стирании этнических признаков в материальной культуре. Более того, традиции, связанные с погребальным обрядом, зачастую переживают историческую память народа и его этническое самосознание.
Село Молодовая находится в северо-восточной части Харьковской области и относится к Волчанскому району. Расположено примерно в 5 км от поселка Старый Салтов вниз по течению Северского Донца. Что интересно, в архивных документах до начала XX в. село фигурирует как Молодовое, но позже, вопреки всем правилам русского языка, преобразовывается в Молодовая.
Еще в XVI в. территория Харьковской области относилась к обширному пространству, именуемому в то время «Диким полем». Называли его тогда так потому, что безлюдной была земля эта, непаханой. Однако уже в начале XVII в. Московская держава проводит активную политику заселения своих южных окраин. Поначалу на новых землях строили крепости, но при набегах татарская конница обходила стороной очаги сопротивления и устремлялась вглубь страны. После неудачной польской войны и опустошительных татарских набегов 1632-1634 гг. московское правительство принимает решение о строительстве сплошной линии обороны, получившей название «Белгородская засечная черта». Цепь разноплановых укреплений располагалась поперек татарских дорог и протянулась от северо-западных районов современной Харьковской области до Тамбовских краев.
Присоединенные земли правительство ставило на учет, а после раздавало так называемым «детям боярским». «Дети боярские», служилое сословие московского государства, получая в личное пользование землю и жалование, обязано было нести военную службу. Но людей все равно катастрофически не хватало, еще совсем недавно на просторах государства бушевало «Смутное время». Тогда правительство массово начинает привлекать на государственную службу казаков, переселенцев из Поднепровья, отчасти беглых крепостных и новокрещеных татар.
На службу московским князьям татарские ханы, царьки и князья стали переходить уже в XV в. А в XVI в., после завоевания Казани, Астрахани и присоединения Сибирского ханства, данная тенденция приобрела массовый характер. Урусовы, Юсуповы, Ахматовы и т. д. — знатные фамилии из российской истории с татарским происхождением. Простые татары, переходя на службу к царю, при крещении получали новые русские имена и фамилии, например, Иван Тимофеев или Федор Иванов. Именно поэтому у жителей Молодовой типичные русские фамилии: Толстой, Воронкин, Сапалев, Стрельников, Тимофеев. К середине XVII в. документы перестают выделять категории казаков, крещеных татар и других служилых людей, они все начинают фигурировать в архивных документах как «дети боярские новики». В тех же архивных документах есть запись, которая точно локализуется с современным расположением Молодовой: «В 1652 году на Салтовском городище вновь поселены на постоянное житье Боярские дети новики, 19 человек, которые устроили ниже Салтова городища на безымянном ручье, что за лесом».
При Петре I все дети боярские были приравнены к государственным крестьянам. Шли годы. Жители села Молодовая забыли свой родной язык, свою этническую историю и стали себя идентифицировать с русским народом. Удивительным образом остался только древний погребальный обряд и некоторые элементы материальной культуры, которые могут рассказать правду о самом народе и об истории заселения Харьковской области.
Проведенные исследования показывают, что на самом деле при заселении территории Слободской Украины в массивах русского населения присутствовал огромный слой тюркоязычных по своему происхождению народов. Данный факт сначала в российской, а позже в советской науке либо не был замечен вовсе, либо усиленно, что скорее всего, фальсифицировался. Была общепринятой установка на то, что данные земли заселили только русские и украинцы.
Маслюченко С. В. (Харьков)
Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.
4-6 ноября 2004 года