ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:
Вам нравится наш сайт?


Отличный сайт!
Хороший сайт
Встречал и получше
Совсем не понравился





» » Новые факты в истории заселения Слободской Украины (по этнографическим материалам Харьковской области)
Новые факты в истории заселения Слободской Украины (по этнографическим материалам Харьковской области)
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 19-07-2016 10:28 |
  • Просмотров: 540

Основным этническим компонентом при заселении территории современной Харьковской области в XVII в. были выходцы из Поднепровья, но практи­чески все исследователи колонизации Слобожанщины признают в ряде районов количественное преобла­дание переселенцев из северных, великорусских областей, группы которых дисперсно расположены по течению рек Северский Донец, Оскол и др. Отсюда бытует мнение, что население Харьковщины состоит преимущественно из украинцев и русских. До сегод­няшнего дня не утихают дискуссии только относитель­но процентного соотношения массивов русского и ук­раинского населения при колонизации данного региона.

Однако выявленный автором этнографический материал позволяет пересмотреть общепринятые взгляды на участие русской этнической общности в заселении Слободской Украины.

село Молодовая, Волчанский район Харьковской области

Дело в том, что жители села Молодовая до се­годняшних дней практикуют необычный обряд за­хоронения. В конструкции погребального сооруже­ния они используют уступы вдоль длинных сторон могильной ямы, на которые после установки гроба в могилу укладываются деревянные бруски. В ар­хеологической науке эти уступы принято называть «заплечики». Археологические памятники разных эпох говорят, что на таких «заплечиках» располага­лось перекрытие над умершим, как правило, дере­вянное, реже каменное. Захоронения с использова­нием «заплечиков» использовались уже на позднем этапе древнеямной культуры во II тыс. до н. э. Поз­же археология фиксирует данный обряд вплоть до XV в., и присущ он был, как правило, различным племенам кочевников Евразийских степей.

Захоронения с использованием «заплечиков» и сооружение над умершим перекрытия еще до не­давнего времени практиковали и отчасти практи­куют в наше время крымчаки, приазовские греко- татары, часть сибирских татар, православные татары мишари, чуваши и другие тюркоязычные народы.

Жители с. Молодовая, которые относят себя к русским, носят типичные русские фамилии и обща­ются на русском языке. Но в ходе дальнейших иссле­дований археологических и этнографических источ­ников автор пришел к выводу, что элементы данного обряда не относятся к христианской традиции захо­ронения. Не находит аналогий данный обряд и в сла­вянских древностях, нет никаких предпосылок свя­зывать его со славянской этнографией вообще. Между тем считается, что ритуал захоронения — одно из наи­более устойчивых этнокультурных явлений, сохраня­ющее древние традиции даже при полном стирании этнических признаков в материальной культуре. Бо­лее того, традиции, связанные с погребальным обря­дом, зачастую переживают историческую память на­рода и его этническое самосознание.

Село Молодовая находится в северо-восточной части Харьковской области и относится к Волчанскому району. Расположено примерно в 5 км от по­селка Старый Салтов вниз по течению Северского Донца. Что интересно, в архивных документах до начала XX в. село фигурирует как Молодовое, но позже, вопреки всем правилам русского языка, преобразовывается в Молодовая.

Еще в XVI в. территория Харьковской области относилась к обширному пространству, именуемому в то время «Диким полем». Называли его тогда так потому, что безлюдной была земля эта, непаханой. Однако уже в начале XVII в. Московская держава проводит активную политику заселения своих юж­ных окраин. Поначалу на новых землях строили кре­пости, но при набегах татарская конница обходила стороной очаги сопротивления и устремлялась вглубь страны. После неудачной польской войны и опустошительных татарских набегов 1632-1634 гг. московское правительство принимает решение о строительстве сплошной линии обороны, получив­шей название «Белгородская засечная черта». Цепь разноплановых укреплений располагалась поперек татарских дорог и протянулась от северо-западных районов современной Харьковской области до Тамбовских краев.

Присоединенные земли правительство ставило на учет, а после раздавало так называемым «детям бо­ярским». «Дети боярские», служилое сословие мос­ковского государства, получая в личное пользование землю и жалование, обязано было нести военную службу. Но людей все равно катастрофически не хва­тало, еще совсем недавно на просторах государства бушевало «Смутное время». Тогда правительство массово начинает привлекать на государственную службу казаков, переселенцев из Поднепровья, от­части беглых крепостных и новокрещеных татар.

На службу московским князьям татарские ханы, царьки и князья стали переходить уже в XV в. А в XVI в., после завоевания Казани, Астрахани и при­соединения Сибирского ханства, данная тенденция приобрела массовый характер. Урусовы, Юсуповы, Ахматовы и т. д. — знатные фамилии из российской истории с татарским происхождением. Простые та­тары, переходя на службу к царю, при крещении по­лучали новые русские имена и фамилии, например, Иван Тимофеев или Федор Иванов. Именно поэто­му у жителей Молодовой типичные русские фами­лии: Толстой, Воронкин, Сапалев, Стрельников, Ти­мофеев. К середине XVII в. документы перестают выделять категории казаков, крещеных татар и дру­гих служилых людей, они все начинают фигуриро­вать в архивных документах как «дети боярские но­вики». В тех же архивных документах есть запись, которая точно локализуется с современным распо­ложением Молодовой: «В 1652 году на Салтовском городище вновь поселены на постоянное житье Бо­ярские дети новики, 19 человек, которые устроили ниже Салтова городища на безымянном ручье, что за лесом».

При Петре I все дети боярские были приравне­ны к государственным крестьянам. Шли годы. Жи­тели села Молодовая забыли свой родной язык, свою этническую историю и стали себя идентифи­цировать с русским народом. Удивительным обра­зом остался только древний погребальный обряд и некоторые элементы материальной культуры, ко­торые могут рассказать правду о самом народе и об истории заселения Харьковской области.

Проведенные исследования показывают, что на самом деле при заселении территории Слободской Украины в массивах русского населения при­сутствовал огромный слой тюркоязычных по свое­му происхождению народов. Данный факт сначала в российской, а позже в советской науке либо не был замечен вовсе, либо усиленно, что скорее всего, фальсифицировался. Была общепринятой установ­ка на то, что данные земли заселили только русские и украинцы.

Маслюченко С. В. (Харьков)

Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

4-6 ноября 2004 года

 

Читайте также: