Показать все теги
Вопрос об этническом и культурном составе населения восточно-украинской лесостепи вначале эпохи раннего металла далек от окончательного решения. В современных культурно-хронологических схемах южная лесостепь, в пределах днепро-донецкого междуречья, рассматривается в системе пост-мариупольской культуры, к востоку от них и в Днепровском Левобережье локализуются памятники среднестоговской общности, в глубинных районах лесостепи фиксируются памятники ямочно-гребенчатого неолита. Имеющиеся к настоящему времени материалы дают основания предполагать более сложную этнокультурную мозаику в пределах рассматриваемого региона, отражающую особенности культурно-исторических процессов в энеолите.
Не выглядит внутренне однородной совокупность подкурганных захоронений с «вытянутыми» костяками, обычно объединяемых в рамках постмариупольской культуры. В лесостепи они представлены тремя территориальными группами, различающимися по ориентировке покойников и другим обрядовым показателям. «Классические» постмариупольские комплексы с вытянутыми на спине, обильно окрашенными красной охрой и ориентированными головами в восточном секторе горизонта погребенными концентрируются в основном в погра- ничье лесостепи и степи между Днепром и Северским Донцом. По основным обрядовым показателям они вписываются в систему постмариупольской культуры, охватывающей Орельско-Самарское междуречье и прилегающие районы Азово-Черноморского региона.
Вторая территориальная группа локализуется в бассейне р. Ворсклы и нижнем течении р. Орели. Для нее также характерны мелкие грунтовые могилы, часто — без перекрытий, под курганными насыпями, но вытянутые на спине костяки ориентированы в меридиональном направлении, с хорошо прослеживающимся принципом антитезы в расположении покойников. В обряде, наряду с охровыми подсыпка- ми, широко использовались продукты горения — зола и древесные угли. Есть основания говорить о достаточно раннем обособлении этой группы, поскольку сосуд из основного захоронения в кургане № 2 ус. Орлик, представляющий два соединенных вершинами полых конуса, находит прямые аналогии в материалах неоэнеолитических культур карпатского региона — полгарской, Тисса, расписной керамики и др., в основном предшествующих раннему Триполью. Генетически эта группа может быть связана с населением предшествующего периода, оставившим грунтовые могильники типа Чапли — Собачки.
В бассейне среднего течения Северского Донца выделяется еще одна группа погребений с «вытянутыми» костяками. Для нее характерна западная ориентировка покойников, распространенность органических подстилок в могилах, ограниченное использование охровых подсыпок. Погребальные комплексы этой группы известны также на территории Центрального Донбасса. Генетически она, как и классические постмариупольские памятники, может быть связана с населением, оставившим грунтовые могильники мариупольского типа.
Имеются данные о параллельном развитии в лесостепи групп населения, исповедывавших иные погребальные традиции. Одна из них представлена немногочисленными пока захоронениями в составе грунтовых могильников (Александрия) или под курганными насыпями (Верхняя Самара 1/1, Гру- шеваха 1/1-2 и др.), в мелких, часто неправильной формы могильных ямах, преимущественно без перекрытий, с покойниками, уложенными на спине в слабой степени скорченности и ориентированными головами в северном или восточном секторах горизонта. Наличие в составе сопровождающего инвентаря костяных фигурных пронизей и мелких медных бусин-пронизей позволяет синхронизировать эту группу с памятниками постмариупольской общности. Выявление погребений с аналогичными обрядовыми признаками на территории поселений дает основания генетически связывать с населением, оставившим синкретические памятники типа Засухи.
В некоторых подкурганных захоронениях (Богуславка 1/1, Залиман-1 1/2 и др.) отчетливо прослеживаются черты, присущие среднестоговской погребальной традиции (положение на спине в сильной степени скорченности, восточная ориентировка, спорадическое использование охры) и выразительно представленные в среднестоговских грунтовых могильниках Дереивка, Александрия, Игрень VIII и др. Возможность синхронизации с памятниками постмариупольской общности подтверждается фактами курганной стратиграфии (Старомажарово-2, курган № 1).
В целом, население восточноукраинской лесостепи в энеолите представляло сложное и многокомпонентное образование, в котором сочетались автохтонные и пришлые элементы. Культурная и этническая эклектика, характерная для периода раннего металла, отразилась на составе населения региона и в начале эпохи бронзы.
Берестнев С. И. (Харьков)
Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.
4-6 ноября 2004 года