Показать все теги
В XVII в. достижения скандинавских народов в области науки, литературы и искусства еще носили по преимуществу подражательный характер и имели почти исключительно местное, национальное значение. Вместе с тем на протяжении XVII столетия заметно уменьшилось засилье лютеранского богословия в университетах, ослабла церковная цензура печати. Идеи новой светской философии, сначала картезианства, затем естественного права, наконец, эмпиризма стали проникать вместе с точными науками в среду образованных людей скандинавских стран. Шведские короли и регенты этой эпохи, не исключая (вопреки ходячему мнению) и Карла XII, покровительствовали наукам и искусствам, а шведская королева Кристина была одной из образованнейших женщин XVII столетия.
Шведские власти в 1668 г. в завоеванной провинции Сконе основали Лундский университет с явной целью скорейшей ассимиляции своих новых подданных — датчан и норвежцев. В столицах обоих государств уже было немало французских, итальянских, немецких, голландских ученых, живописцев, музыкантов. С 1634 в Копенгагене и с 1645 г. в Стокгольме выходили газеты.
В век великодержавия шведский двор принял в значительной мере космополитический характер, а количество заимствований в шведском языке ни до, ни после не было столь велико. Более скромный датский двор казался теперь несколько провинциальным (в XVI в. соотношение было обратным). Дания находилась — благодаря унии с герцогствами — в орбите главным образом немецкого культурного влияния. Многовековое культурное превосходство Дании над Швецией во второй половине XVII в. явно слабело, а в XVIII в. в некоторых областях сменилось шведским превосходством.
В коние XVII в. идеи умеренного философского рационализма— картезианства — уже имели в Швеции выдающихся последователей, отличавшихся обычно разносторонностью своих научных интересов. Таков был епископ А. Рюделиус (1671—1738), профессор университета в Лунде, воспитавший целое поколение шведских ученых. Профессор Упсальского университета Улоф Рюдбек (1630—1702)—одновременно анатом, ботаник, архитектор и историк — впервые начал преподавать в Упсальском университете на шведском языке. Кр. Польхем (1661 —1751)—первый шведский изобретатель, предложил ряд ценных нововведений в горном деле (машина для поднятия руды из шахт), создал ряд обогнавших свое время проектов.
В XVIII в. шведские философы уже внесли оригинальный, хотя и глубоко реакционный, вклад в развитие западноевропейской мысли. Эммануил Сведенборг (1688—1772) явился крупнейшим со времен Якова Бёме мистиком-духовиддем. Он создал теософское учение, снискавшее ему широкую популярность в религиозных кругах, оппозиционных к господствующей церкви. Секта све- денборгианцев действует в США, Англии и других странах и поныне.
В 1719 г. в Упсале было основано первое ученое общество, а в 1739 г.— Академия наук в Стокгольме. Чем ближе к середине
XVI в., тем больше шведских ученых — уже с европейским именем: инженеры М. Тривальд (создатель первой в Швеции паровой машины в 1728 г.) и тот же Сведенборг, математики и астрономы А. Цельсий (в его честь названа температурная шкала) и С. Клингеншерна, агрохимик И. Г. Валлериус и, конечно, Карл Линней (1707—1778)—создатель не только научной классификации растений, но и этнографии шведских провинций.
В Дании естественные науки — астрономия и медицина — имели более старую традицию, чем в Швеции. Европейскую известность заслужил анатом Томас Бартолин Старший (1615—1680).
В 1675 г. Оле Ремер с помощью астрономических наблюдений обнаружил скорость распространения света. Его современник Н. Стенсен был одним из основателей геологии как науки. Затем, однако, датское естествознание стало отставать от быстрее развивавшегося шведского. В Копенгагене первое ученое общество (впоследствии Академия наук) возникло только в 1742 г.
Успешнее развивались в Дании изучение древностей, историография. Уже с начала XVII в. здесь стали по указу короля собирать древние памятники и акты. В конце XVII в. ученые-исландцы, получившие образование в Дании — Т. Торфуэс и особенно Арни Магнуссон,— занялись собиранием и перепиской бесценных древнеисландских рукописей. В XVIII в. собиранием, критикой и изданием средневековых текстов особенно прославились датчане Ханс Грам (1685—1748) и его ученик Якоб Лангебек (1710—1775). Датское Общество отечественной истории и языка было основано Лангебеком в 1745 г., а шведская Академия литературы, истории и языка — в 1753 г. Первые общедоступные, написанные с рацио* налистической точки зрения сочинения по отечественной истории ла родном языке появились в Дании и в Швеции лишь в первой половине XVIII в. и принадлежали перу двух замечательных деятелей скандинавской литературы и просвещения — Л. Хольберга и У. Далйна. Миссионеры из Норвегии — отец и сын Эгеде положили начало христианизации гренландских эскимосов, а также составили алфавит, издали букварь (1739) и перевели Библию на их язык.
В области собственно литературного творчества все скандинавские народы в XVII в. дали мало оригинального, подпав в особенности под влияние французского классицизма. Религиозная лирика, песнопения-псалмы преобладали в датско-норвежской поэзии (Т. Кинго в Дании, П. Дасс в Норвегии). Бедна и проза того- времени. Более успешно развивалось в Дании XVII в. изучение родного языка (первая датская грамматика на датском же языке П. Сюва, 1685), издавались народные песни и пословицы, Большее значение имел XVII век в истории шведской литературы. Недаром существует даже понятие «век Шернъельма». Георг Шернъельм (1598—1672) прославился более всего как основоположник светской поэзии. Писал он в духе гуманизма и Возрождения, используя античные сюжеты, приемы, размеры и формы. Главным его произведением была поэма-наставление «Геркулес» (1658).
Датско-норвежская литература XVIII в. выдвинула первого скандинавского писателя нового времени, получившего европейскую известность. Просветитель-философ, историк, драматург и сатирик Людвиг Хольберг (1684—1754), уроженец Норвегии, оказал громадное влияние на всю скандинавскую литературу и> общественную мысль, освежил духовную атмосферу Дании. Холь- бергу принадлежит основная заслуга и в создании датского прозаического стиля (его «История государства Датского»), датского театра (свыше 30 комедий), сатиры («Педер Поре» — сатирический эпос) и философского романа («Подземное путешествие Нильса Клима»).
Улоф Далйн (1708—1763) сыграл такую же роль для Швеции, как Хольберг для Дании. Однако круг его творчества уже и значение чисто национальное. В возрасте всего лишь 23 лет Далин стал анонимно издавать еженедельный журнал «Шведский Аргус» (1732—1734). Литературный журнал на живом разговорном языке с ярко выраженной морализирующей воспитательной тенденцией, в духе умеренного рационализма быстро завоевал широчайшую по тому времени популярность. В Дании аналогичную роль играл журнал «Датский зритель» (1745—1754).
Став затем придворным поэтом, Далин создал множество аллегорических стихотворений злободневного политического содержания (в поддержку режима «шляп») и оставался властителем сердец вплоть до середины века. После Далина поток шведской поэзии более уже не оскудевал. Беднее была датская поэзия середины XVII в. В 30—40-е годы пришла пора морализирующих романов, впрочем, долгое время переводных или подражательных.
XVII век ознаменовался возведением дворцов и особняков — сначала королевских, затем частных дворянских, и, наконец, пер« вых бюргерских. На смену Ренессансу с его немецко-голландскими образцами пришло после 1660 г. более пышное барокко франкоитальянского происхождения. Виднейшие скандинавские зодчие XVII — начала XVIII в.— еще иммигранты или их дети: отец и сын Де ля Валле и Тессйны в Швеции. Особенно знаменит Никодем Тессин Младший (1654—1728). Основные королевские и иные дворцы в обеих столицах и их окрестностях были возведены либо в конце XVII в., либо после 1730 г. Таковы королевский дворец и Риддархюс — здание дворянского сословия — в Стокгольме; Кри- стиансборг (позже сгоревший *) и Амалиенборг в Копенгагене. В середине XVIII в. барочная архитектура дополнилась более интимными интерьерами в манере рококо. Виднейшими национальными зодчими середины века были уже коренные скандинавы Лауридс Тура и Николай Эйгтвед в Дании, Карл Хорлеман в Швеции. В 1735 г. и в 1754 г. соответственно были основаны шведская и датская Академии художеств (шведская окончательно в 1773 г.)
Кан А. С.
Из книги «История скандинавских стран», 1980