Показать все теги
18 апреля 1966 года два грека Никос Ламбракис и Христфор Апостол - коммунисты, эмигрировавшие из Греции в конце сороковых годов и жившие в Узбекистане - ворвались в посольство КНР в Москве. Китайское посольство на тот момент охраняли 6 постов и одновременно дежурили 10 сотрудников МВД и КГБ.
Дежуривший в тот день у посольства старшина милиции Михаил Князев, используя приемы самбо, пытался их задержать. На помощь подоспели еще 3 милиционера, завязалась схватка. Начальник внутренней охраны посольства, двухметровый китаец, втащил греков в посольство, прокричав, что представители КНР готовы их принять. Жаркий бой с милицией выиграли беглецы.
О побеге доложили Брежневу. Греки, жившие в Узбекистане, разочаровались в советской действительности, им казалось: здесь нет настоящего социализма, а существует госкапитализм и советский социал-империализм. Они создали прокитайскую фракцию в греческой компартии, а лидеры фракции Ламбракис и Апостол решили связаться с посольством для решения вопроса о выезде в КНР 7000 греческих коммунистов-эмигрантов.
Заговорщики тайно вылетели в Москву. КГБ был информирован, но им удалось уйти от слежки. В 11 утра 18 апреля 1966-го они благополучно проникли в посольство. 8 часов они беседовали с послом КНР (магнитофонную запись беседы КГБ передал в ЦК КПСС и лично Брежневу). Генсек дал приказ при выходе из посольства греков арестовать и судить как уголовников. Дело курировал лично прокурор Руденко.
Поздним вечером Ламбракис и Апостол вышли из посольства в приподнятом настроении, ведь китайцы согласились принять всех греков. На автобусе №187 добрались до метро. В вестибюле станции метро "Университетская", когда они обсуждали, ночевать в Москве или ехать в аэропорт, Ламбракиса и Апостола арестовали оперативники КГБ. Задержанием руководил генерал КГБ Кудрявцев.
Обвинили по 206 статье ( хулиганство ) и по 191 (сопротивление милиции ), заключили в Бутырскую тюрьму. В тюрьме греки объявили голодовку: "мы участники антигитлеровского сопротивления в годы второй мировой войны, имеем десятки наград. Визит в посольство был заранее согласован с послом. Мы даже в фашистских застенках не видели того, что творят с нами сейчас". Ламбракис и Апостол отказались от услуг адвокатов и переводчиков, голодовка длилась целый месяц.
Делом интересовался министр иностранных дел Андрей Громыко и оно было передано в Ленинский райсуд Москвы.
Суд начался в июле 1966, причем заседание было назначено на субботу, на 6 утра. Греческим делегатам из Узбекистана и сотрудникам греческого посольства даже не сообщили даты суда. Ламбракис в последнем слове обвинил суд в фашизме, сравнив его с судилищем Гитлера над Димитровым. Суд был закрытым. В 12 часов дня был вынесен приговор Ламбракису - 2года и 6 месяцев лагерей, Апостолу - 2 года заточения. Дальнейшая судьба попавших в опалу в империи зла греческих коммунистов неизвестна.