Показать все теги
Бардола К. Ю. (Харьков)
Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.
4-6 ноября 2004 года
Изучая администрацию Византийской империи VI-IX вв., невозможно обойти вниманием одно из самых загадочных ведомств, которому в историографии посвящено незаслуженно мало внимания. Вне всякого сомнения, роль и влияние этой службы на византийское общество значительно занижены в византинистике.
Это ведомство носило название «асикрит», а руководил им протоасикрит (προταηκρήτη). Это была единственная служба, которая оказалась в группе секретов и не было связано непосредственно с финансами. Исследователи практически единогласно считают, что это ведомство возникло в VIII в. и в основном выполняло редакторские функции императорской канцелярии. Таким образом, они признают точку зрения Дж. Бэри, что протоасикрит стал преемником «главного нотария» prim^rius notariorum, с такими же функциями, которые оставались неизменными практически на протяжении всей византийской истории. Однако есть основания утверждать, что это не совсем верно.
Асикрит или «асикретис» как новая императорская канцелярия появилась в VI в. Но Прокопий сообщает, что в том же VI в. император Юстиниан I лишил чиновников этого бюро главной их функции — «вести тайную переписку василевса, ради чего издревле учреждена их должность». Конечно, вполне возможно, что эта акция Юстиниана была одноразовой и кратковременной. Но более поздние источники свидетельствуют, что переписку василевса вели совсем другие чиновники — грамматики и апографевсы. Известно о существовании целой службы императорских грамматиков в начале VIII в. во главе с главным грамматиком. Основные функции этих грамматиков были связаны именно с императорской канцелярией. В IX в. императорскую переписку и составление различных актов осуществляло целое бюро во главе с «начальником чернильницы». Несмотря на то, что по рангу протоасикритис, согласно Тактикону Успенского и Клиторологию Филофея, стоял ниже «начальника чернильницы», он непосредственно ему не подчинялся. Таким образом, вероятно, имелись определенные различия в их функциях. Об одной из функций протоасикритиса сообщает Прокопий:
«В то время случилось так, что василевс Юстиниан отправил послов к Хосрову — Иоанна, сына Руфина и Юлиана, секретаря тайной канцелярии. Эта должность называется у римлян «асикрит», поскольку словом «сикрита» они обозначают тайные дела».
Конечно, можно предположить, что Юлиан присутствовал в этом посольстве как простой секретарь канцелярии при Иоанне, но Прокопий продолжает:
«Один из послов, Юлиан, со всей решимостью запретил давать врагам деньги и таким образом выкупать города василевса».
Следовательно, Юлиан в этом посольстве имел все полномочия посла, причем, возможно, с правом решающего голоса. Пожалуй, такие же функции имел протоасикритис Георгий в посольстве к королю Пипину Короткому в 756-757 гг. При Льве VI (886912) асикрит Симеон, который «стал потом пат- рикием и протоасикритом», вел успешные переговоры с Львом Триполитянином. Однако ведомство протоасикрита активно участвовало не только во внешнеполитической деятельности. Так, Малала упоминает асикрита, который вместе с квестором и эпархом принимал участие в судебном расследовании. Эти свидетельство Малалы подтверждается Продолжателем Феофана. По его словам, император Роман в начале X в. дал эпарху в помощники асикрита Феофилакта Мацицика для проведения судебных процессов. Иногда помимо судебной и посольской деятельности чиновники асикрита могли участвовать и в военной службе, причем не на последних должностях. Тот же Продолжатель Феофана упоминает протоасикрита Имерия, которому Лев VI доверил руководить всеми морскими силами Империи. К этому надо добавить, что чиновники этого ведомства часто были весьма образованными людьми для своего времени. Остались сведения об асикрите Стефане Капетоли- те — поэте, произведения которого были высечены на стенах дворца. При Константине VII Багрянородном асикрит Григорий преподавал астрономию. Высокий уровень образования позволял протоасикритам и асикритам активно участвовать в многочисленных церковных дискуссиях как на стороне официальной церкви, так и против нее. Один из самых образованных людей своего времени (конец VIII в.) патриарх Тарасий, до того как получить свой сан, служил именно в должности асикрита. Другой чиновник этого ведомства, протоасикрит Зили во времена правления Михаила III (842-867) стал организатором новой церковной ереси — зиликов.
Итак, мы можем сделать вывод, что ведомство протоасикрита было своего рода императорской канцелярией, функции которой далеко выходили за рамки подготовки и редакции императорских выступлений и законов. Чиновники этого ведомства участвовали в самых разнообразных областях правительственной политики, причем на самых высоких позициях. Данное определение Прокопием асикрита как «тайной императорской канцелярии» вполне совпадет с определением этого бюро в «Житии Георгия Амастридского». Этот источник упоминает времена, когда «великий патриарх Тарасий не восходил на первосвященнический престол, а числился в придворном чине, исполняющим тайную царскую службу, что на языке италийском называется a sekretis». Таким образом, есть основания предполагать, что асекрит являлся службой, уполномоченной для исполнения тайных императорских заданий самого широкого политического спектра. Чиновников этого ведомства император, вероятно, назначал на исполнение той или иной правительственной миссии с целью обеспечить свой личный контроль над ее выполнением.
В штате протоасикрита было всего три должности. Кроме асикритов, в подчинении протоасикри- та были императорские нотарии и декан. Н. Икономидес рассматривает императорских нотариев как секретарей низшего ранга. Но подобные чиновники в ведомствах сакеллы, вестиария, идика, Главного куратора стоят на первых позициях и где обязательно присутствуют другие канцелярские чиновники. Скорее всего, императорские нотарии как представители тайной императорской службы являлись постоянно действующими ревизорами тех бюро, деятельность которых была связана с хранением или распределением государственных средств в особо крупных размерах. Как правило, это были казначейства, а также ведомство Главного куратора. Вероятно, основная разница между асикритами и императорскими нотариями заключалась в том, что асикриты, в отличие от императорских нотариев, единовременно исполняли функции императорского контроля на «горячих» и наиболее важных участках государственного управления.
Что касается декана, то Дж. Бэри высказал очень интересное предположение, что декан был одним из руководителей школы, где готовились будущие императорские нотарии. Действительно, для того чтобы проверять работу всевозможных бюро, необходимо было иметь хорошее образование. Наличие подобной школы в ведомстве протоасикрита со своим бюджетом, возможно, объяснит причину, по которой Филофей расположил штат этого бюро в группе секретов.