Показать все теги
Тесленко Д. Л. (Днепропетровск)
Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.
4-6 ноября 2004 года
Проблема культурной принадлежности степных энео- литических памятников остается одной из остро дискуссионных, о чем свидетельствует динамика предлагаемых в последнее время интерпретаций. Сегодня вряд ли вызовет серьезные возражения тезис о присутствии погребений в каменных гробницах среди памятников всех известных степных энеолитических культурных групп. Однако вопрос появления данной черты обряда, безусловно, требует исследования. В настоящей работе я считаю необходимым остановиться на немногочисленной группе энеолитических «вытянутых» захоронений, отличительной чертой погребального обряда которых являются каменные ящичные гробницы.
Сегодня известны 7 подобных захоронений, сосредоточенных в междуречье Буга и Днестра. Правда, в сводке постмариупольских/квитянских погребений Ю. Я. Рассамакиным учитывается также и ограбленная гробница из кургана 1 ус. Константинова на Мелитопольщине.
Несмотря на разную степень сохранности гробниц, существует возможность сделать некоторые наблюдения об их архитектуре. Количество плит, использованных при сооружении стен, колеблется от шести до девяти. Последние вкапывались в грунт или устанавливались на поверхности. Щели между плитами заполнялись мелкими камнями, иногда замазывались. Плита поперечной стены гробницы погребения № 7 кургана 14 ус. Марьевка имела паз для соединения с плитой продольной стены. Особенность рассматриваемых гробниц — принцип поперечного перекрытия, включающего 3-5 подпря- моугольных плит, среди которых встречаются и стеловидные камни. Однажды (Валовое 1/7) зафиксирован куполовидный заклад, состоящий из 3-4 слоев плит, воздвигнутый над гробницей. Наконец, дно гробницы погребения № 35 кургана 1 у Висунска представляло собой прямоугольную известняковую плиту. Помимо архитектурных особенностей постмариупольские/квитянские гробницы отличаются от подобных энеолитических степных памятников и окраской внутренней поверхности стен охрой. Правда, сегодня известны только два таких случая (Марьевка 14/7, Висунск 1/35).
В шести гробницах сохранились вытянутые на спине скелеты, однако только троих погребенных уложили с вытянутыми вдоль тела руками и прямыми по всей длине ногами. В погребении № 7 кургана 1 у с. Валовое кости ног скелета были слегка согнуты в коленных суставах и расставлены в стороны. В погребении № 3 кургана 2 у Богдановского карьера правая рука погребенного была отведена в сторону в плечевом суставе, а в погребении № 17 того же кургана кисть левой руки находилась на тазовых костях.
Окраска костей варьируется от интенсивной (Богдановский карьер, Марьевка) до посыпки отдельных частей скелета (Висунск, Валовое). На нижней челюсти скелета из погребения № 7 кургана 14 у с. Марьевка обнаружены остатки смолы. Также охра отмечалась на дне гробниц, в том числе в виде пятен и традиционных для «вытянутых» погребений формованных «цилиндров». Инвентарь найден в трех погребениях и представлен: бронзовым листовидным ножом (Богдановский карьер 2/3) ямного типа; амфиболитовым молотом с парой поперечных ободков, выполненных в технике нервюры, кремневым ножом и небольшой металлической пластиной (Валовое 1/7); а также лепным округлодонным горшком с невысоким отогнутым венчиком и округлыми плечиками, каменным молотом-клев- цом, двумя кремневыми наконечниками стрел и кремневым орудием (Константиновка 1/1).
В курганах рассмотренные погребения занимали преимущественно основное положение, лишь в кургане 1 у Шевченковского карьера гробница погребения № 1 была установлена на вершине насыпи, возведенной над основным однокультурным захоронением. Обращают на себя внимание следующие факты. В курганах с постмариупольскими гробницами неизвестны, пока, во всяком случае, погребения других энеолитических культурных групп. В стратиграфии за ними следуют позднеямные захоронения. Все погребения в гробницах сопровождались насыпью или досыпкой, которые в четырех случаях были окружены кромлехами.
Показательно также то, что, исключая сооружение гробницы, остальные черты ритуала — положение скелета, оформление дна могилы, использование охры — не выходят за рамки представлений о погребальном обряде постмариупольских/квитянских захоронений Правобережья Днепра.
Сказанное в полной мере относится и к находкам из «вытянутых» погребений в гробницах. Оставляя в стороне проблемы происхождения тех или иных категорий инвентаря постмариупольских/ квитянских памятников, отметим, что имеющиеся артефакты свидетельствуют об относительно позднем (конец Триполья С 2) хронологическом положении рассмотренных захоронений. Бронзовый нож имеет ближайшие аналогии в позднеямных памятниках Поднепровья, а амфиболитовый молот дает основания для синхронизации с Софиевкой, датирующейся по радиокарбонным калиброванным датам первой четвертью ІІІ тыс. до н. э. Да и архитектура гробниц, включающая наличие пазов на стенах, плит на дне, равно как и окраска стен, близки уже стандартам ямного времени.
Возвращаясь к вопросу о появлении каменных гробниц в обряде «вытянутых» энеолитических погребений, я позволю себе высказать некоторые замечания. Материалы рассмотренных памятников не дают оснований считать появление гробниц показателем формирования в Буго-Днепровском междуречье синкретической группы энеолитических памятников. Наоборот, очевидна определенная «чистота» постмариупольского обряда. В то же время престижные находки, попытки моделирования лица, значительные трудовые затраты на устройство погребения и насыпи традиционно рассматриваются как показатель социальной неординарности погребенных. Исходя из сказанного, можно предположить существование, в первую очередь в Буго-Днепровском междуречье, «этнически чистых» постмариупольских могильников с захоронениями индивидов, пользующихся высокой степенью уважения коллектива. числе и на семейно-брачном уровне, а целенаправленным заимствованием социально-престижного погребального ритуала является, таким образом, не результатом механических межплеменных контактов, в том числе появление гробниц как составляющей - стандарта из инокультурной среды.