ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » История развития техники
История развития техники
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 14-02-2016 11:22 |
  • Просмотров: 18285

История развития и становления предмета

Интерес к истории развития техники в нашей стране является традиционным и имеет глубокие корни. Еще в XIX в. отечественными учеными было опубликовано немало исследований по различным отраслям науки. Но вначале это были исследования ученых-одиночек, не координированные в общегосударственном масштабе.

С начала XX в. начался и новый этап в развитии ис­тории техники как самостоятельного научного направле­ния, в становлении организационных форм исследователь­ской деятельности. В учебные программы средних и выс­ших технических учебных заведений стали включаться курсы по истории техники; широкую практику получило чтение лекций по истории различных отраслей техники в народных университетах, домах культуры, музеях. Этой же тематике начали посвящаться многие научные съезды и конференции, исследования во втузах страны.

Резко возросший интерес к прошлому техники и ис­тории ее развития предопределил организационные меры по развитию историко-технических исследований и ста­новлению истории техники как самостоятельной науки в общегосударственном масштабе. В 1922 г. при Акаде­мии наук была создана «Комиссия по истории знаний», выпустившая ряд книг по технико-исторической темати­ке. При научно-инженерных обществах начали организо­вываться группы исследователей по истории техники, вы­шли из печати первые работы Ю.К. Милонова, В.В. Данилевского, А.И. Сидорова и др. ученых.

Дополнительный импульс расширению исследований, становлению истории техники как науки и организации ее преподавания придали решения ноябрьского 1929 г. Пленума ЦК ВКП(б) «О подготовке технических кадров». В них прямо указывалось на необходимость введения кур­са истории техники в программы технических учебных заведений. С этого времени предмет истории техники стал считаться обязательным, начали разрабатываться програм­мы и организовываться специальные кафедры истории техники. Стали разворачиваться исследования по истории техники и в системе АН СССР, в рамках созданного в 1932 г. Института истории науки и техники.

Следующим важным этапом явилась организация в 1944 г. Комиссии по истории техники при Отделении технических наук АН СССР, в состав которой вошли академики А.А. Байков, И.П. Бардин, Г.М. Кржижановский и др. видные отечественные ученые. Главное внимание историков техники в послевоенное время было сосредо­точено на использовании отечественного научного насле­дия, активизации исследований, прерванных войной. По­вышенное внимание к истории развития техники обусло­вило новую постановку вопроса о ее преподавании. В результате широкого обсуждения проблемы 14.01.48 г. вышел важный приказ Министра высшего образования СССР «0 преподавании истории науки и техники в выс­ших учебных заведениях». Он в очередной раз подтвер­дил необходимость преподавания истории науки и техни­ки в вузах и организации соответствующих кафедр.

Стали восстанавливаться расформированные в годы войны кафедры истории техники, возобновляться их на­учная и педагогическая деятельность, создаваться необ­ходимые программы, учебники и учебные пособия. И ре­зультаты не замедлили сказаться — резко возрос интерес к техническим знаниям, поднялся престиж технических учебных заведений.

На начало 50-х гг. приходится пик активности исто­рико-технических исследований и совершенствования си­стемы преподавания. Правда, не обошлось и без «переко­сов». Одержимые духом патриотизма некоторые истори­ки техники начали искать первооткрывателей только в своей стране, обозначились тенденции к пропаганде при­оритетности «советской», «социалистической» науки и техники, были в известной степени утрачены принципы объективности и интернационализма.

С середины 50-х гг. наметились спад активности тех­нико-исторических исследований, заметное охлаждение к пропаганде знаний истории техники, исключение этого предмета из вузовских программ. С 1956-58 гг. препо­давание истории техники в вузах начало вообще свора­чиваться, стали закрываться или перепрофилироваться кафедры истории техники. Раздутые до неприличия и в корне идеологизированные курсы «История КПСС», «Марксистско-ленинская философия» и прочие, куриру­емые непосредственно ЦК КПСС, стали теснить не толь­ко общеинженерные, но и профилирующие дисциплины в технических вузах.

В результате курс истории техники оказался в числе тех, которые вообще оказались «за бортом». Более того, из учебников по техническим дисциплинам стали исче­зать традиционные разделы, посвященные истории разви­тия соответствующих областей техники. Сыграли свою негативную роль не только партийно-политические уста­новки, но и объективные причины, связанные с наступле­нием научно-технической революции, развитием и рас­пространением технократических концепций.

Перестройка системы высшего образования в после­дние годы не могла не коснуться и отношения к истории техники — обозначился процесс ее возвращения в лоно технического образования, исправления исторической не­справедливости.

О необходимости изучения истории техники

В настоящее время деятельность человека в техничес­кой области приобретает всеобъемлющее значение, вовлекая в свою орбиту все большее количество людей, призванных решать те или иные технические вопросы. Техника все больше вторгается в жизнь и быт всего населения. Имен­но технические, производственные потребности человека во все времена являлись двигателями научного прогресса, выдвигая все новые задачи перед фундаментальными, прикладными и естественными науками.

Изучение истории развития техники дает возмож­ность проследить закономерности технического развития, выявить, как в процессе совершенствования производства человек научился познавать законы природы и овладе­вать ими, открывать новые стороны и свойства предметов, устанавливать связь между техникой, наукой и другими областями человеческой деятельности.

Установление закономерностей развития той или иной отрасли техники, оценка различных идей и изобре­тений на разных этапах этого развития -позволяют выра­батывать критическое отношение к современным техни­ческим достижениям, их правильному осмыслению и по­ниманию, дают возможность· среди множества выделить наиболее перспективные и ценные для будущего.

Опыт прошлого в области техники никак нельзя сбрасывать в «корзину» истории, как ненужный хлам, напротив, его нужно максимально использовать, застав­ляя работать на будущее. Исследуя развитие любого ме­ханизма или машины в исторической и хронологичес­кой последовательности, можно не только установить определенные закономерности и тенденцию развития, но и натолкнуться на техническую идею, которая остава­лась ранее нереализованной из-за несовершенства тех­нологии, отсутствия необходимых материалов, невостребованности на данном уровне развития общества и др. причинам. От зарождения первых идей до появления технических проектов и от разработки последних до их внедрения могут проходить многие годы, века и даже целые тысячелетия.

Важнейшей задачей любого специалиста является ов­ладение огромным запасом опыта и знаний, накоплен­ных предыдущими поколениями, и их использование применительно к нуждам современной жизни. Без дол­жного внимания к историческим аспектам развития техники и диалектике этого развития при подготовке специалиста его знания будут в известной степени ущер­бными и пассивными.

Теоретические знания могут быть прочными, актив­ными и сознательными, когда они соединены с жизнен­ным опытом и бытовым умением, а мышление развито не только с технической, но и с историко-культурологи­ческой стороны, что делает личность не только полезной, но и интересной для окружающих. Любой специалист не должен быть технократом, как подчеркивал выдающий­ся русский историк В.О. Ключевский: «Определяя за­дачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать созна­тельно и добросовестно действующим гражданином».

Актуальность истории техники как педагогического средства заключается в том, что любой предмет изучения неотделим от истории его возникновения, которая во многом помогает постигать его внутреннюю сущность. Изучение истории развития техники заставляет повторять забытые факты и положения из общетехнических и спе­циальных курсов, что способствует лучшему усвоению и более глубокому овладению всем комплексом предметов.

Сведения исторического характера, приводимые лек­тором при чтении технических дисциплин, имеют не только большое познавательное значение, но и способ­ствуют их оживлению, эмоциональному восприятию и лучшему запоминанию, что, впрочем, не исключает необ­ходимости специального курса истории техники во всех учебных заведениях от школы до вуза. Это убедительно доказали такие известные ученые-педагоги, как В.В. Да­нилевский, B.C. Виргинский, И.Я. Конфедератов и др.

Курс истории техники является своеобразным мос­тиком, соединяющим технические и гуманитарные на­уки, технику и историю, составляющих диалектическое единство. Его изучение во многом способствует разви­тию перспективной тенденции гуманитаризации техни­ческого образования и технизации гуманитарного, кото­рая в конечном счете может привести к становлению единого высшего образования — прообраза высшей школы будущего.

Далеко не всегда спорные вопросы приоритета реша­лись в истории справедливо, нередко возникали споры и раздоры между изобретателями и претендентами на изоб­ретения, имели место фальсификации и беззастенчивые плагиаты, проходили международные суды и заседания конфликтных комиссий. Нельзя забывать о необходимости уважения к творческому наследию отечественных учены и деятелей техники, о непримиримости к предпринимаемым на Западе попыткам принизить их вклад в мировую науку и технику.

Безусловно, историей техники должны заниматься в первую очередь специалисты техники, которым проще вникнуть в исторический аспект проблемы, чем историку овладевать всеми тонкостями технических проблем. В от­личие от «чистых» историков, которые в своих исследова­ниях обычно не поднимаются выше летописно-фактогра­фического уровня, специалисты разнообразных отраслей техники способны всесторонне раскрыть техническую сущность собранного материала, произвести детальный технический анализ и дать объективную научную оцен­ку деятельности пионеров науки и техники.

Важно не только установить, что, когда, где и кем было сделано, но и ответить на вопросы: почему, зачем и каким образом было разработано то или иное техническое средство. На смену стереотипу летописной хроники должен прийти глубокий анализ, раскрывающий техническую сущ­ность, тенденции и закономерности развития исследуемого объекта. Тем не менее можно констатировать полезность и необходимость занятости в этой области науки как фи­лософов и представителей технического знания, так и ученых, соединяющих в себе оба начала.

Основные понятия и закономерности развития техники

По современному определению, техника (от греческого techne — искусство, мастерство) — это совокупность средств чело­веческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и обслуживания непроизвод­ственных потребностей общества. В ней материализованы знания и производственный опыт, накопленные человече­ством в процессе развития общественного производства.

В более узком и собирательном смысле под техникой подразумеваются машины, механизмы, приборы, устрой­ства, орудия той или иной отрасли производства. Этот тер­мин часто употребляется также для совокупной характе­ристики навыков и приемов, используемых в какой-либо сфере человеческой деятельности, и является синонимом мастерства.

Часто в понятие техники и в объекты технических наук включается также технология (от гр. tecne + logos — слово, учение) — совокупность производственных процес­сов в определенной отрасли производства, а также описа­ние способов производства. Дело в том, что техника и тех­нология, образно говоря, это два колеса на единой оси по­возки, на которые опирается любое производство.

Объектом истории техники является в первую оче­редь сама техника, поэтому ее можно определить как науку, изучающую закономерности развития техники в условиях различных общественно-экономических формаций. Изучая структуру и свойства техники, исто­рия техники носит характер технической науки, а изучая процесс развития техники и исследуя влияние общественных условий на ее развитие, она носит характер общественной науки — в этом состоит дуализм ис­тории техники как науки. Техника, являясь элементом производительных сил, неразрывно входит в способ про­изводства и производственные отношения, поэтому сведе­ние техники только к средствам труда не раскрывает полного содержания этого термина.

Техническая деятельность человека не является изолированной и узкоспециализированной, ибо при раз­работке любых объектов техники необходимо учитывать целый ряд не только технических, но и экономических, экологических, эстетических и иных социальных требо­ваний, определяемых той областью материального произ­водства, где техника создается, и той сферой обществен­ной жизни, где она используется

Вся история материального производства является вместе с тем историей познания всех его сторон, ибо без соответствующих знаний было бы невозможным как развитие и совершенствование предметов и средств тру­да, так и процесса трудовой деятельности. По мере разви­тия производства не только существенно меняется техни­ка, но и все более возрастают положение и роль науки в общественном производстве, которая все больше сращи­вается с техникой и становится ведущим фактором.

Система «человек — техника» занимает централь­ное место в технологическом способе производства и от характера и взаимосвязей элементов этой системы зависят их роль и положение в производственном про­цессе. С этой точки зрения, в развитии техники мож- „но выделить три этапа: инструментализация, механи­зация и автоматизация.

Техника и инженер

Техническая деятельность возникла в процессе антропосоциогенеза на самых ранних этапах становления чело­веческого общества. Создание техники является резуль­татом решения технической задачи в процессе разреше­ния технических противоречий.

В первобытном обществе в силу перемены видов труда техническая деятельность еще не имела самосто­ятельности, которую она стала приобретать в период от­деления ремесел от земледелия и скотоводства, когда стал формироваться основной субъект технической де­ятельности — ремесленник. По мере перехода к клас­совому обществу и цивилизации, дифференциации и интеграции труда происходили дальнейшее развитие технической деятельности и появление его спорадичес­ких форм в виде городского ремесла и зачатков инже­нерной деятельности.

Развитие мануфактуры привело к возникновению но­вых форм технической деятельности, субъектами которой наряду с ремесленниками становились и работники ману­фактур. Одновременно быстрыми темпами шло формиро­вание технических наук и инженерной деятельности.

Промышленная революция окончательно закрепила в качестве основного субъекта технической деятельности наемного промышленного рабочего. В эпоху наступления научно-технической революции с развитием технических наук и высшего технического образования, обусловивших появление новых форм технической деятельности, ее ос­новными субъектами становятся инженер и рабочий.

Термин «инженер» (фр. ingenieur от лат. ingenium — ум, изобретательность, врожденные способности) появился и получил большое распространение в Западной Европе в ХШ—XIV вв. В XVII в. через французский и немецкий языки это слово проникло и в Россию. История инженер­ной деятельности тесно связана с историей цивилизации и закономерностями развития техники, достижения ко­торых в значительной степени были обеспечены трудом и творчеством этой категории технических работников.

Первый (праинженерный) этап был этапом станов­ления инженерной деятельности в эпоху рабовладельчества, связанным главным образом со строительством и архитектурой. Он ознаменовал собой резкий скачок в развитии общественных форм технической деятельно­сти, первый узловой момент ее истории. Наиболее выда­ющимися инженерами этой эпохи были выходцы зна­менитой Александрийской школы: Герон Александрий­ский, Ктесибий, Архимед, а также римский архитектор Марк Витрувий Поллион, написавший труд «Десять книг об архитектуре».

Второй (прединженерный) этап инженерной деятель­ности начался в эпоху Возрождения н развивался в ус­ловиях феодализма и зарождения машинного производ­ства. Основной сферой инженерной деятельности продол­жает оставаться строительство, а также создание военной техники (метательных, стенобойных и др. машин). И по­тому в «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера инженер определяется как строитель воинских укреплений и ма­шин. Самым выдающимся инженером эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи, художник, архитектор, механик, экспериментатор и изобретатель, гениальность которого была подкреплена обширными техническими знаниями.

Третий этап становления инженерной деятельности имел место в эпоху промышленного переворота и распро­странения рабочих машин на базе парового двигателя.

Четвертый этап представлял развитие инженерной деятельности на основе системы машин и технических наук в условиях монополистического капитализма (им­периализма). В середине XIX в. развитие науки, вызван­ное потребностями материально-технического производ­ства, привело к возникновению социальных институтов технических наук и научно обоснованной технической деятельности, которая с этого времени стала считаться инженерной

С этих лор техническая подготовка производства ста­новится по преимуществу инженерной и, прежде всего, конструкторской и технологической, а инженер — это уже главным образом машиностроитель. К. Маркс и Ф. Энгельс считали инженерную деятельность чисто про­мышленной отраслью, связанной с сознательным приме­нением науки, а инженеров — научно образованными ра­ботниками.

Пятый этап — формирование современного инжене­ра в эпоху научно-технической революции. Во второй по­ловине XX в. происходит качественный скачок в· разви­тии социальной функции науки как непосредственной про­изводительной силы. Носителями этой функции становятся инженеры, деятельность которых и является основным ка­налом превращения науки в непосредственную произво­дительную силу.

По современному определению, инженер — это специ­алист в какой-либо области техники с высшим техничес­ким образованием. Инженерные разработки поглощают основную долю затрат при создании новой техники, а ко­личество инженеров, как правило, значительно превыша­ет количество научных работников и продолжает расти в той же пропорции. При производстве новых уникаль­ных технических объектов трудозатраты инженеров рав­ны, а часто и превышают трудозатраты рабочих.

Таким образом, инженерная деятельность представ­ляет собой развитую форму технической деятельности, которая получила относительную самостоятельность и стала социальным институтом в результате разделения труда и развития производительных сил и производствен­ных отношений. Современная инженерная деятельность представляет собой наиболее зрелую форму трудовой де­ятельности, непосредственно направленной на решение технических задач и создание техники. Техника есть то единое, что объединяет всех инженеров, независимо от того, в какой сфере общественной жизни используется их труд.

Инженерную деятельность нельзя отождествлять с научной, в том числе и в области технических наук. Если ученый преследует познавательные цели, то перед инжене­ром всегда стоит конкретная практическая задача — со­здать технический или технологический объект, причем в течение ограниченного промежутка времени и с минималь­ными затратами. Инженерная деятельность имеет смысл лишь тогда, когда ее результаты имеют практическую ре­ализацию, инженер несет ответственность за технические решения в течение всего срока эксплуатации техническо­го объекта, вплоть до замены его более прогрессивным.

Инженерная деятельность — это техническое приме­нение науки, направленное на производство техники и удовлетворение общественных технических потребнос­тей. Однако наличие принципиальных различий научной и инженерной деятельности вовсе не означает, что их нельзя совмещать. Творчество выдающихся деятелей на­уки и техники, таких как Архимед, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, И.В. Курчатов, И.П. Бардин, С.П. Коро­лев и др., убедительно доказывают необходимость и воз­можность перемены труда, перехода от научной к инже­нерной деятельности и наоборот.

Средствами инженерного труда служат научные зна­ния, результаты научной деятельности проявляются в виде готовых методик расчета, формул, зависимостей, правил, нормативов и других средств подготовки произ­водства. Результаты инженерной деятельности, в свою очередь, являются средствами труда рабочих, которые опосредствуют воздействие инженера на технику.

Таким образом, инженерная деятельность представля­ет собой устойчивый, относительно самостоятельный вид технической деятельности, обладающий качественной оп­ределенностью и отличающийся от материально-произ­водственной деятельности рабочих, научных работников и других специалистов, занятых в сфере производства и ис­пользования техники. Инженер выступает в роли основ­ного источника технического прогресса, доказательством его является постоянно увеличивающаяся доля затрат инженерного труда при создании современных техничес­ких объектов.

Основными инженерными специальностями являют­ся: инженер-исследователь, инженер-конструктор (проектировщик) и инженер-технолог. Первый выполняет функции сбора и обработки информации, второй — подго­товку рабочего проекта, третий — его реализацию. Инженерам-технологам принадлежит ведущее место не только в структуре инженерной профессии, но и в производстве, поскольку они аккумулируют результаты деятельности всех других инженеров. Это профессия широкого профиля, так как технологу приходится выполнять не только свои собственные, но и функции проектировщика, производ­ственника и эксплуатационника.

Профессиональный путь технического специалиста не совпадает с инженерным, хотя высшее техническое обра­зование является необходимым как для первого, так и для второго. На практике уже отчетливо просматривается де­ление на технических специалистов и инженеров, необходимо лишь юридическое оформление этого разделения. Технические вузы уже давно выпускают не инженеров, а лишь дают высшее техническое образование, создавая предпосылки для практической технической деятельнос­ти. Квалификация же приобретается в процессе инженер­шу ной деятельности после определенного периода самостоятельной трудовой деятельности по решению практических технических задач. Только после этого может произойти становление инженера, а может и не состояться.

Инженерное образование не совпадает с высшим техническим, так как последнее уже стало обязательным для некоторых групп высококвалифицированных рабо­чих. И не все специалисты, имеющие инженерное обра­зование и занимающие инженерные должности, в дей­ствительности занимаются инженерной деятельностью. Инженерами являются лишь те из них, труд и творчество которых непосредственно направлены на создание и ис­пользование техники, вне техники они, естественно, лиша­ются предмета своей деятельности.

Влияние науки и ученых на развитие техники

На протяжении всей истории человеческого общества роль науки в развитии техники и техническом прогрессе непрерывно возрастала.

Несмотря на то, что возникновение и развитие естествен­ных и точных наук, и прежде всею астрономии, математи­ки и механики, во все времена было обусловлено потреб­ностями производства, связь науки с производством и техникой, соответственно, в ремесленный период была од­носторонней. Обратное воздействие наук на производствен­ную технику осуществлялось спорадически, поскольку сама техника в своем развитии опиралась не на выводы, добы­тые наукой, а на запас накопленных к тому времени эмпи­рических знаний. Поэтому и сама наука, оторванная от практики и находившаяся под влиянием религиозной иде­ологии, имела схоластический характер.

В период мануфактуры поток информации, направля­ющейся от науки ж технике, значительно увеличился, однако систематическое применение науки в производ­стве началось лишь в XVIII в. с началом промышленного переворота. С этого времени начались быстрый рост чис­ла изобретений и открытий и ускорение их внедрения в производство.

Техника является основной составляющей системы «наука — техника — производство», которая включает целый ряд взаимосвязанных звеньев, образующих еди­ную день, ведущую от фундаментальных естественнона­учных исследований через технические науки и проект но-конструкторские разработки к внедрению в производ­ство. Развиваясь на основе науки, техника ставит перед наукой новые задачи и совершенствует средства научной деятельности. Если в прошлом техника в основном представляла собой аккумулированные в средствах труда эмпирические знания и опыт, то сейчас она все больше представляет непосредственную материализацию науч­ных знаний.

Роль новаторов и изобретателей в развитии техни­ки. Технический уровень любого государства во многом определяется его изобретательским потенциалом, кото­рый формируется под влиянием научно-технической среды, в которой готовятся инженерные кадры.

История техники изобилует множеством всевозмож­ных, в том числе и гениальных изобретений и открытий, которые, согласно легендам, нередко повторяемым в ли­тературе, были выполнены по воле случая, в результате внезапного озарения.

В действительности случайным является лишь сам факт появления того или иного события, которое к тому времени уже было подготовлено всем предыдущим хо­дом развития техники, соединением труда и разума. Недаром знаменитый ученый и изобретатель Т. Эдисон говорил: «Гений — это десять процентов вдохновения и девяносто потения». Необходимость, назревшая потреб­ность в том или ином техническом совершенствовании прокладывает себе дорогу через массу случайностей, что иногда и порождает наивную веру во всемогущего гения и решающую роль случая.

Изобретатель должен не только обладать трудолю­бием и оптимизмом, но быть диалектиком и владеть методом исторического анализа, чтобы все правильно расставить на полках моральных и интеллектуальных ценностей. Забытые приемы, орудия и технологии наших предков представляют зарытые клады, остающиеся нево­стребованными. Поэтому многие современные изобрете­ния являются лишь повторением забытого опыта пред­шествующих поколений.

Инженерная деятельность — это не только труд, но и познание, общение и творчество. Критерий технического творчества в инженерной деятельности закреплен юриди­чески в «Положении об открытиях, изобретениях и раци­онализаторских предложениях», согласно которому изобре­тением «признается новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны страны, дающее положительный эффект».

В отличие от изобретения новизна рационализаторско­го (от лат rationalis — разумный, рациональный; ratio — разум) предложения носит местный (локальный) харак­тер и имеет значение лишь для одного или группы пред­приятий. Во многих случаях рацпредложения являются устаревшими или «отложенными» изобретениями. Изоб­ретения в основном являются прерогативой инженерно-технических работников, а рацпредложения — передо­вых рабочих-рационализаторов.

Мы можем по праву гордиться выдающимися достижениями технической мысли отечественных деятелей науки и техники. Благодаря им в нашей стране были заложены концепции многоступенчатых ракет, созданы первые экспериментальные ракеты, запущен первый искусственный спутник Земли, первым человеком в космосе стал также наш соотечественник. С 1950 г. половина трансурановых элементов была открыта отечественными учеными; неоспорим их вклад в разработку теории цепных реакций, теории света и радиоволн, открытие лазеров, современную аэродинамику, сверхвысокое давление и сверхнизкие температуры, металлургические технологии и др.

Дятчин Н.И.

Из книги «История развития техники», 2001

 

Читайте также: