ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Неолитическая керамика с накольчатым орнаментом Верхнего Дона
Неолитическая керамика с накольчатым орнаментом Верхнего Дона
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 06-10-2015 22:02 |
  • Просмотров: 2338

До последнего времени наиболее древними на Верх­нем Дону считались неолитические стоянки средне-донской культуры, выделенной А. Т. Синюком, дав­шие керамику, украшенную различными видами наколов, среди которых доминирующее положение занимает треугольный.

Керамика этой культуры характеризуется от­носительной тонкостенностью, плотным тестом и лишь в единичных случаях — добавлением в него какого-то органического вещества. Лепка сосудов производилась ленточным способом, при котором нижний край ленты накладывался на предыдущую ленту изнутри, т. е. использовался прием косой сты­ковки лент. Ширина их варьирует в зависимости от диаметра той или иной части сосуда. При обработке поверхностей образовывалась мелкая, часто беспо­рядочная штриховка, но затем внешняя сторона еще раз дополнительно сглаживалась вплоть до лощения. Фиксируется и прием ангобирования сосудов.

Господствует форма цилиндрических сосудов с относительно плавным переходом стенок к остро­му дну. Есть сосуды и конические, тоже с острым дном. Днища «незаполненные», по толщине почти не отличаются от стенок. Верх сосудов скруглен или плавно приострен. Диаметры сосудов от 10 до 30 см.

При единстве формы и технологии изготовле­ния сосуды наделены еще одним общим признаком: орнамент их, за единичным исключением, выпол­нен в отступающей, накольчатой манере. Ввиду это­го, основным элементом орнамента выступает раз­личного вида накол, от мелкого треугольного до крупного ямчатого. Если даже последнему отвести статус самостоятельного орнаментального элемен­та, то остальные виды наколов украшают около 90 % всей керамики. Среди нее свыше 60 % покрыто на- колами треугольной формы. Далее идут скобко­видные, спаренные наколы, наколы в виде подковок и округлые. Нередко фиксируется взаимовстреча- емость различных видов наколов на одних сосудах.

Интересно отметить, что все многочисленные виды наколов, включая аморфные, создавались вдав- лением и поворотам конца поставленного под разным углом одного и того же орудия. Так, при более глубо­ком его нажиме спаренные наколы преобразуются в скобки и подковки; одним и тем же орудием нано­сились треугольные и скобковидные наколы, а так­же ямчатые вдавления. Тем самым устанавливается культурно-хронологическое единство всех видов наколов, а их разнообразие отражает яркую спе­цифику керамики местной неолитической культуры.

Обязательным признаком сосудов являются ямки под венчиком в один горизонтальный ряд. Они глу­бокие, округлые, довольно крупные, иногда дела­лись в «отступающей» манере. Кремнёвый комплекс пластинчатый (Синюк, 1986).

После раскопок в 2001-2003 гг. поселений Кара- мышево 9 (724 кв. м) и Карамышево 5 (64 кв. м) ста­ло возможным говорить о присутствии на стоянках лесостепного Подонья и, в частности, Верхнего Дона, иных ранненеолитических материалов, в целом не характерных для среднедонской культуры. На посе­лении Карамышево 9 они преобладают (Смольяни­нов, в печати), а на стоянке Карамышево 5 иных нео­литических материалов не выявлено (Смольянинов, 2003). Данная керамика изготовлена из ила, свет­ло-коричневого цвета снаружи, изнутри и в изломе с хорошим равномерным обжигом. Всегда внешняя, а иногда и внутренние поверхности несут на себе сле­ды ангоба и лощения. Керамика тонкостенная, не бо­лее 0,7 мм, изготовлена ленточным способом. В керамических коллекциях большой процент черепков не имеет орнамента.

На сосудах этой группы преобладала орнамента­ция раздельным овальным наколом, реже они нано­сились в виде ложного шнура (выполнены овальным наколом, поставленным в строчку), отмечены также точечные, редко треугольные и аморфной формы наколы. Иногда они дополнялись прочерченным ор­наментом. Края некоторых венчиков гофрированы, в верхней части на многих горшках наносились ямоч­ные вдавления, редко — жемчужины. Часть посуды не имела орнамента. Округлые и овальные наколы, как правило, располагались горизонтальными ряда­ми. В единичных случаях встречаются более слож­ные орнаментальные композиции: мотив «висячего треугольника», или овальные вдавления, составлен­ные в строчки, образующие горизонтальные елочные композиции. Делителем орнаментальных зон между рядами наколов служили либо ямочные вдавления, либо более крупные овальные наколы. Диаметр со­судов колеблется от 12 до 24 см. Преобладали сосуды открытой или закрытой формы, гораздо реже венчик занимал вертикальное положение. Доминировали горшки с округлым краем, реже с приостренным и еще реже с плоскосрезанным. Все выявленные днища дан­ного типа керамики незаполненные, остродонные. Кремнёвый комплекс видимо характеризуется от- щеповой технологией. С поселения Карамышево 5, где не выявлены иные керамические материалы, кро­ме как карамышевского типа, на 96 кремнёвых нахо­док приходится только 2 пластины.

Главное своеобразие керамического комплекса карамышевского типа, по сравнению с другими ран­ненеолитическими материалами Верхнего Дона, за­ключается в значительном преобладании орнамен­тации овальным наколом. Поиск аналогий ему, на наш взгляд, исключает территории Среднего Дона, Нижнего Дона, Подесенья, Марийского Поволжья, Днепро-Донецкого междуречья из возможных гене­тических подоснов, так как на всех отмеченных тер­риториях ранненеолитическое население украшало посуду орнаментами, среди которых доминировал не овальный, а треугольный накол или в отдельных случаях — гребенчатые отпечатки. По ряду таких признаков как наличие в коллекции неорнамен- тированной посуды, лощения ее поверхности, ук­рашения жемчужинами, гофрировки венчиков, просверленных отверстий, прочерченных линий, присутствие мотива висячих треугольников, а так­же сходство топографических условий расположе­ния стоянок с рассматриваемыми материалами, керамика карамышевского типа наиболее близка ел- шанским или древностям средневолжской культу­ры. Хотя при этом следует признать, что полностью соотнести эту керамику с этими комплексами нельзя, так как на карамышевской керамике нет ор­наментации гладкой качалкой, отсутствуют плос­кие днища, а прочерченный орнамент, профилиров­ка сосудов, просверленные отверстия встречены в единичных случаях. Некоторые аналогии матери­алам карамышевского типа мы находим в древнос­тях верхневолжской культуры, раннему этапу кото­рой соответствует неорнаментированная или же украшенная тычковыми вдавлениями посуда, а в конце этого этапа — ложношнуровым, прочерчен­ным и короткозубчатым орнаментом. Сходство так­же проявляется в обработке поверхности лощением, преобладании плоских и округлосрезанных краев венчика. Всего материалы карамышевского типа выявлены на восьми верхнедонских стоянках: Ка- рамышево 1, Карамышево 5, Карамышево 9, Липец­кое Озеро, Университетская 3, Курино 1, Чернав- ский мост, Подзорово.

Особняком среди всех известных нам поселений с накольчатой керамикой на Верхнем Дону стоит кера­мический комплекс поселения Студёновка 3 на р. Во­ронеж. Самой древней посудой, полученной с этой стоянки (12 фрагментов от 6-7 сосудов), являлась ке­рамика украшенная короткими гребенчатыми отпе­чатками, которые располагались в горизонтальные, вертикальные и косовертикальные ряды, в двух слу­чаях венчик не имел орнамента, на двух стенках со­судов наносили насечки, составленные в косоверти­кальные ряды, на двух — раздельные треугольные наколы, в одном случае мелкие наколы были нанесе­ны в скорописной манере, имитирующей отпечатки шнура, на одной из стенок нанесён горизонтальный ряд глубоких ямочных вдавлений. Венчики горшков, в четырех случаях, прямостенные с приострённым или, в двух случаях, с округлым краем. Керамика серого цвета, лощеная снаружи и изнутри, изготов­лена из ила. Искусственные примеси не выявлены. На Дону материалы с этой стоянки некоторые ана­логии находят среди керамики карамышевского типа. Вероятнее всего, данная посуда относится ко второму этапу верхневолжской культуры.

Смольянинов Р. В., Ивашов М. В. (Липецк)

Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

4-6 ноября 2004 года

Читайте также: