Показать все теги
До последнего времени наиболее древними на Верхнем Дону считались неолитические стоянки средне-донской культуры, выделенной А. Т. Синюком, давшие керамику, украшенную различными видами наколов, среди которых доминирующее положение занимает треугольный.
Керамика этой культуры характеризуется относительной тонкостенностью, плотным тестом и лишь в единичных случаях — добавлением в него какого-то органического вещества. Лепка сосудов производилась ленточным способом, при котором нижний край ленты накладывался на предыдущую ленту изнутри, т. е. использовался прием косой стыковки лент. Ширина их варьирует в зависимости от диаметра той или иной части сосуда. При обработке поверхностей образовывалась мелкая, часто беспорядочная штриховка, но затем внешняя сторона еще раз дополнительно сглаживалась вплоть до лощения. Фиксируется и прием ангобирования сосудов.
Господствует форма цилиндрических сосудов с относительно плавным переходом стенок к острому дну. Есть сосуды и конические, тоже с острым дном. Днища «незаполненные», по толщине почти не отличаются от стенок. Верх сосудов скруглен или плавно приострен. Диаметры сосудов от 10 до 30 см.
При единстве формы и технологии изготовления сосуды наделены еще одним общим признаком: орнамент их, за единичным исключением, выполнен в отступающей, накольчатой манере. Ввиду этого, основным элементом орнамента выступает различного вида накол, от мелкого треугольного до крупного ямчатого. Если даже последнему отвести статус самостоятельного орнаментального элемента, то остальные виды наколов украшают около 90 % всей керамики. Среди нее свыше 60 % покрыто на- колами треугольной формы. Далее идут скобковидные, спаренные наколы, наколы в виде подковок и округлые. Нередко фиксируется взаимовстреча- емость различных видов наколов на одних сосудах.
Интересно отметить, что все многочисленные виды наколов, включая аморфные, создавались вдав- лением и поворотам конца поставленного под разным углом одного и того же орудия. Так, при более глубоком его нажиме спаренные наколы преобразуются в скобки и подковки; одним и тем же орудием наносились треугольные и скобковидные наколы, а также ямчатые вдавления. Тем самым устанавливается культурно-хронологическое единство всех видов наколов, а их разнообразие отражает яркую специфику керамики местной неолитической культуры.
Обязательным признаком сосудов являются ямки под венчиком в один горизонтальный ряд. Они глубокие, округлые, довольно крупные, иногда делались в «отступающей» манере. Кремнёвый комплекс пластинчатый (Синюк, 1986).
После раскопок в 2001-2003 гг. поселений Кара- мышево 9 (724 кв. м) и Карамышево 5 (64 кв. м) стало возможным говорить о присутствии на стоянках лесостепного Подонья и, в частности, Верхнего Дона, иных ранненеолитических материалов, в целом не характерных для среднедонской культуры. На поселении Карамышево 9 они преобладают (Смольянинов, в печати), а на стоянке Карамышево 5 иных неолитических материалов не выявлено (Смольянинов, 2003). Данная керамика изготовлена из ила, светло-коричневого цвета снаружи, изнутри и в изломе с хорошим равномерным обжигом. Всегда внешняя, а иногда и внутренние поверхности несут на себе следы ангоба и лощения. Керамика тонкостенная, не более 0,7 мм, изготовлена ленточным способом. В керамических коллекциях большой процент черепков не имеет орнамента.
На сосудах этой группы преобладала орнаментация раздельным овальным наколом, реже они наносились в виде ложного шнура (выполнены овальным наколом, поставленным в строчку), отмечены также точечные, редко треугольные и аморфной формы наколы. Иногда они дополнялись прочерченным орнаментом. Края некоторых венчиков гофрированы, в верхней части на многих горшках наносились ямочные вдавления, редко — жемчужины. Часть посуды не имела орнамента. Округлые и овальные наколы, как правило, располагались горизонтальными рядами. В единичных случаях встречаются более сложные орнаментальные композиции: мотив «висячего треугольника», или овальные вдавления, составленные в строчки, образующие горизонтальные елочные композиции. Делителем орнаментальных зон между рядами наколов служили либо ямочные вдавления, либо более крупные овальные наколы. Диаметр сосудов колеблется от 12 до 24 см. Преобладали сосуды открытой или закрытой формы, гораздо реже венчик занимал вертикальное положение. Доминировали горшки с округлым краем, реже с приостренным и еще реже с плоскосрезанным. Все выявленные днища данного типа керамики незаполненные, остродонные. Кремнёвый комплекс видимо характеризуется от- щеповой технологией. С поселения Карамышево 5, где не выявлены иные керамические материалы, кроме как карамышевского типа, на 96 кремнёвых находок приходится только 2 пластины.
Главное своеобразие керамического комплекса карамышевского типа, по сравнению с другими ранненеолитическими материалами Верхнего Дона, заключается в значительном преобладании орнаментации овальным наколом. Поиск аналогий ему, на наш взгляд, исключает территории Среднего Дона, Нижнего Дона, Подесенья, Марийского Поволжья, Днепро-Донецкого междуречья из возможных генетических подоснов, так как на всех отмеченных территориях ранненеолитическое население украшало посуду орнаментами, среди которых доминировал не овальный, а треугольный накол или в отдельных случаях — гребенчатые отпечатки. По ряду таких признаков как наличие в коллекции неорнамен- тированной посуды, лощения ее поверхности, украшения жемчужинами, гофрировки венчиков, просверленных отверстий, прочерченных линий, присутствие мотива висячих треугольников, а также сходство топографических условий расположения стоянок с рассматриваемыми материалами, керамика карамышевского типа наиболее близка ел- шанским или древностям средневолжской культуры. Хотя при этом следует признать, что полностью соотнести эту керамику с этими комплексами нельзя, так как на карамышевской керамике нет орнаментации гладкой качалкой, отсутствуют плоские днища, а прочерченный орнамент, профилировка сосудов, просверленные отверстия встречены в единичных случаях. Некоторые аналогии материалам карамышевского типа мы находим в древностях верхневолжской культуры, раннему этапу которой соответствует неорнаментированная или же украшенная тычковыми вдавлениями посуда, а в конце этого этапа — ложношнуровым, прочерченным и короткозубчатым орнаментом. Сходство также проявляется в обработке поверхности лощением, преобладании плоских и округлосрезанных краев венчика. Всего материалы карамышевского типа выявлены на восьми верхнедонских стоянках: Ка- рамышево 1, Карамышево 5, Карамышево 9, Липецкое Озеро, Университетская 3, Курино 1, Чернав- ский мост, Подзорово.
Особняком среди всех известных нам поселений с накольчатой керамикой на Верхнем Дону стоит керамический комплекс поселения Студёновка 3 на р. Воронеж. Самой древней посудой, полученной с этой стоянки (12 фрагментов от 6-7 сосудов), являлась керамика украшенная короткими гребенчатыми отпечатками, которые располагались в горизонтальные, вертикальные и косовертикальные ряды, в двух случаях венчик не имел орнамента, на двух стенках сосудов наносили насечки, составленные в косовертикальные ряды, на двух — раздельные треугольные наколы, в одном случае мелкие наколы были нанесены в скорописной манере, имитирующей отпечатки шнура, на одной из стенок нанесён горизонтальный ряд глубоких ямочных вдавлений. Венчики горшков, в четырех случаях, прямостенные с приострённым или, в двух случаях, с округлым краем. Керамика серого цвета, лощеная снаружи и изнутри, изготовлена из ила. Искусственные примеси не выявлены. На Дону материалы с этой стоянки некоторые аналогии находят среди керамики карамышевского типа. Вероятнее всего, данная посуда относится ко второму этапу верхневолжской культуры.
Смольянинов Р. В., Ивашов М. В. (Липецк)
Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.
4-6 ноября 2004 года