Показать все теги
Сасанидская империя, ставшая политическим преемником павшего Парфянского царства, постепенно вывело военное искусство своего предшественника на более высокий уровень. Основатель сасанидской династии Ардашир I Папакан провел военную реформу, в ходе которой, путем возрождения ахеменидской военной организации с привнесением в неё элементов парфянской военной системы и их адаптированием в соответствии с требованиями времени, была сформирована новая армия нового государства.
Сначала, приход Ардашира к власти в Иране, обернулся гонениями и притеснениями парфян, в ходе которых была уничтожена значительная часть парфянской знати, ранее составлявшей основу военной мощи династии Аршакидов. Но вскоре гонения на парфян были прекращены, т.к. оставшиеся парфянские роды были лояльны к новой династии и являлись реальной военной силой, способной усилить могущество Сасанидов, путем службы в кавалерии. Позднее, при приемниках Ардашира, парфянские роды усилили свои политические позиции, став опорой престола, не только в Иране, но и в соседних вассальных царствах: в Кавказской Албании правил парфянский род Михранидов, а в Армении у власти были младшие Аршакиды.
Созданная Ардаширом сасанидская армия была иррегулярной, представляя собой объединенное ополчение личных дружин отдельных феодалов, которое созывалось шахом только во время войн и распускалось по их окончанию. Но, она значительно отличалась от армии Ахеменидов: в последней основу войска составляла пехота, а в армии Сасанидов - тяжелая кавалерия. Последняя комплектовалась из представителей знати и их личных дружин тяжеловооруженных всадников, а также дополнительно рекрутированных отрядов легкой кавалерии. Катафрактарная кавалерия являлась главной ударной силой сасанидской армии. Комплектовалась она исключительно из представителей феодального сословия азатов (дворян), которые с ранних лет обучались верховой езде на лошади, владению мечом и другим воинским искусствам. Ранние сасанидские катафрактарии мало отличались от своих парфянских предшественников, как по внешнему виду и комплексу вооружений, так и тактике. Это было обусловлено тем, что костяк тяжелой кавалерии составляли парфянские феодалы признавшие власть Сасанидов.
Пехота, слоны и пешие лучники, хотя и были представлены в армии Сасанидов, но имели весьма второстепенное значение, особое не влиявшее на ход боевых действий. Пехота обладала низкой боеспособностью и не могла противостоять ни римской, ни византийской пехоте, ни кавалерии восточных соседей Сасанидов, поэтому играла вспомогательную роль. Слоны хоть и имелись в войске, но больше использовались как психическое оружие. Они не представляли серьёзную угрозу для противников, т.к. римляне и другие соседи Сасанидов за века смогли выработать весьма эффективную тактику борьбы со слонами.
Новый этап развития Сасанидской армии связан с военными реформами шаха Хосрова Ануширвана, за счет которых империя достигла наибольшего расцвета. Хосров преобразовал Сасанидские вооруженные силы в регулярную и профессиональную армию. Оставаясь конной по своей сути, она достигла более высоких качественных показателей и благодаря профессионализму своих воинов представляла большую угрозу для врагов Ирана. Комплектование нового войска производилось не только за счет знати, но и за счет обычных свободных людей и мелких землевладельцев. Это позволило расширить мобилизационные потенциал армии, увеличить ее численность и возможности быстрого восполнения людских потерь. Всего было сформировано 12 полков тяжелой регулярной кавалерии (асваран), равномерно рассредоточенных по всей империи. Обеспечение войска оружием, амуницией, жалованием, продовольствием и другими видами снабжения велось за счет шахской казны. Обучение воинских кадров велось с юношеских лет в специальных тренировочных заведениях, напоминавших систему кадетских корпусов и располагавшихся по месту дислокации соответствующих кавалерийских полков.
Снаряжение регулярной тяжелой кавалерии сильно походило на воинскую амуницию парфян, но в дальнейшем было усовершенствовано. Так пластинчатые доспехи сначала были заменены чешуйчатыми, а затем кольчужной броней. В отличие от парфянской тяжелой кавалерии, сасанидские катафракты использовали щиты. Как и парфяне, они имели лук со стрелами, но в качестве атрибута дополнительного вооружения, т.к. тактика сасанидских катафрактариев не предусматривала использование лука в момент атаки. Для того чтобы подчеркнуть эти отличия сасанидских всадников от парфянских, некоторые авторы, называли их клибанариями.
Помимо регулярных полков тяжелой кавалерии, сасанидские шахи имели в распоряжении личную дружину - Гвардию Бессмертных, которая в отличие от своих ахеменидских предшественников, являлась кавалерийским войском.
Наряду с тяжелой кавалерией в армии Сасанидов была легкая кавалерия (конные лучники), являвшаяся парфянским наследием. Сасаниды четко осознавали ее незаменимую роль для поддержки тяжелой кавалерии в бою. Во все периоды легкая кавалерия оставалась иррегулярным войском, частично комплектовавшимся парфянами, частично союзниками Сасанидов. Отряды легкой и тяжелой кавалерии в персидскую армию поставляли правители Армении, Кавказской Албании и Маскутской орды. После женитьбы Хосрова Ануширвана на дочери тюркского кагана Истеми, тюрки также часто поставляли кавалерию в шахское войско.
Кавалерия Сасанидов являлась единственной реальной силой в Иране, поэтому шахи уделяли ей особое внимание. Она обладала высоким уровнем боеспособности, достаточным для ведения борьбы на равных с превосходящими силами соперников. Сасанидские клибанарии оказали решающее влияние на развитие тяжелой кавалерии у византийцев и арабов. Причиной упадка персидской кавалерии и подрыва мощи Сасанидов было истребление феодального сословия в ходе внутренних междоусобиц, что лишило ее людских ресурсов.
Остахов А.А., Ильюшин Ю.В.
Из монографии «Кавказ в эпицентре внешней политики Рима на Ближнем Востоке (I в. до н.э. - ΙII в. н.э.)»