ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Военное искусство парфян
Военное искусство парфян
  • Автор: Vedensky |
  • Дата: 16-08-2015 12:55 |
  • Просмотров: 8600

Атрибутом централизованного государства является регулярная армия, которая словно зеркало отражает матрицу государственного и общественного устройства страны. Парфянская армия была иррегулярной (милицией), что было следствием отсутствия прочного фундамента централизованной государственной власти в Парфии. По сути, парфянская армия представляла собой феодальное ополчение - совокупность отдельных военных формирований, царя, знати, сатрапов, мелких князьков и союзных царей, каждый из которых, исходя из своих возможностей, набирал и содержал определенное количество воинов. Парфяне, будучи кочевниками, пришедшими в Иран из Средней Азии, впервые в истории заложили номадический тип формирования армии в основу военной системы централизованного государства. Парфянские цари, создав свое государство на базе завоеванных территорий Ирана и Передней Азии, не стали искать новых путей формирования армии, а просто более эффективно приняли к использованию тот тип военной организации, которым они пользовались на протяжении столетий, слегка усовершенствовав его. В итоге система комплектования, вооружение, тактика и стратегия в Парфянском царстве были номадическими.

Парфянская армия комплектовалась по милиционной системе, т.е. она являлась ополчением, созываемым во время войны. Для этого царь предварительно рассылал приказы наместникам областей и племенным вождям, которые, собрав свои отряды, приходили в общему месту сбора. Основным мобилизационным источником для войска были массагетские племена из союза дахов, являвшихся опорой власти парфянских царей. В Парфии было семь великих парфянских родов (Аспахапет, Дахай, Карен, Михран, Парни, Сохай и Сурен), родоплеменное ополчение которых являлось главной силой государства. Как и у всех номадов исключительную основу парфянского ополчения составляла кавалерия, делившаяся на легкую (конные лучники) и тяжелую (катафракты). При этом легкая конница составляла основную часть войска, а тяжелая - незначительную его часть, но играла роль главной ударной силы (прил. 3). Пехота в составе ополчения отсутствовала, а ее функции при штурме крепостей выполняла спешившаяся легкая кавалерия. Помимо дахов, боевые дружины для парфянского войска поставляли покоренные народы. Но эти отряды сохраняли свои традиционные воинские устои и манеру ведения боя, поэтому их использовали на вспомогательных ролях.

Максимальная численность парфянского войска доходила до 50.000-60.000 человек. Однако за всю свою историю парфяне всего лишь несколько раз собирали такое крупное войско. В большинстве военных конфликтов численность их войска не превышала 10.000 человек.

Относительно системы войскового управления, стоит отметить, что в парфянских вооруженных силах отсутствовало полноценное централизованное командование. В редких случаях царь выступал в качестве главнокомандующего и непосредственно руководил войсками, чаще всего он формально исполнял эту функцию. Вся полнота власти в войсках была в руках их командиров, возглавлявших собственную племенную дружину или личную гвардию.

Другим следствием иррегулярного характера парфянской армии было отсутствие у нее четкой структуры. Каждый наместник, сатрап, вассальный царь или племенной вождь организовывал структуру своих отрядов по личному усмотрению с учетом собственных возможностей.

Костяк парфянского войска был структурирован по десятичной системе. Так, например, небольшие подразделения назывались «вашт», подразделения в 1.000 человек - «драфш», 10.000 человек - «гунд».

Помимо этого, парфянские вооруженные силы делились по этно- территориальной принадлежности. Знатные слои из городов Ирана и Месопотамии выставляла тяжелую конницу, арабы из северной Аравии - легкую кавалерию, племена саков и массагетов, города Согдианы - одновременно легкую и тяжелую кавалерию. Нередко в качестве союзников Парфии выступали закавказские государства - Иберия, Армения и Кавказская Албания, которые поставляли ей контингенты легкой и тяжелой кавалерии, а также вспомогательной пехоты. Греческие полисы Месопотамии поставляли отряды наемной тяжелой (гоплитской) пехоты, но она использовалась только в ранний период истории Парфии. Военные контингенты союзных царств, а именно Кавказской Албании, маскутов и кочевых племен Центральной Азии, играли довольно значительную роль в парфянском войске. Так, цари Кавказской Албании, албанские Аршакиды, выставляли легкую и тяжелую кавалерию, а также пехоту, маскуты и центральноазиатские союзники в основном кавалерию.

Уровень воинской дисциплины в парфянской армии, как у любой другой иррегулярной армии, был невысоким. С одной стороны она являлась высокопрофессиональной и боеспособной, но с другой испытывала на себе сильное влияние своих командиров, фактически являясь армией самих вождей и племен, нежели государства и царя, еще не отошедших от родоплеменных отношений. Парфянская армия показывала примеры неистового героизма и профессионализма, которые одновременно сочетались с беспримерной анархией, неподчинением царю и верностью племенным вождям. Поэтому временами она терпела сокрушительные поражения, даже в тех случаях, когда этого не должно было быть. Своеволие командиров, более искавших личной выгоды и мало заботившихся о государственных интересах, сводило на нет высокие воинские качества парфянского воинства, сильно снижая их боеспособность.

Объективной причиной этой войсковой анархии, являлось не только личное своеволие, но и суровая реальность самого Парфянского царства, которое фактически представляло собой конфедерацию без сильной централизованной власти, с постоянными распрями между претендентами на парфянский трон. Страну изнутри терзали постоянные распри между претендентами на царский престол, следствием было господство социально-политической атмосферы, вырабатывавшей местечковые взгляды, а не дух национального единства. Парфянская армия была зеркальными отражением самой сути и действительности Парфянского царства, со всеми его плюсами и недостатками; она, как и ее государство была сильно подвержена влиянию разнообразных настроений, течений и событий в обществе.

Единственным фактором, консолидировавшим разные племена воедино и цементировавшим разношерстное парфянское войско, была высочайшая ненависть парфян к эллинистическому укладу жизни, олицетворением которого являлся Рим. Именно стремление к самосохранению своей этноидентичности и культуры в борьбе против Рима сплачивала парфян в единую силу, позволяя им демонстрировать в боях все свои лучшие воинские качества, которые позволили парфянам преодолеть недостатки своего военной организации и выстоять в тяжелой борьбе против Римской империи. Эти же качества заставили римлян почувствовать абсолютную неуверенность в окончательной победе над парфянами и осознать невозможность их покорения.

Главным родом войск у парфян был кавалерия, но помимо нее была еще и пехота вспомогательного назначения. Парфянская конница, как и у всех кочевых народов, делилась на тяжелую и легкую. Тяжелая кавалерия была малочисленной и составляла меньшую часть войска, но играла более чем важную роль, являясь основной ударной силой. Поэтому она комплектовалась из родоплеменной знати. Тяжелые всадники были вооружены тяжелыми доспехами, пиками, длинными мечами, а также луками, но в качестве вспомогательного оружия.

Парфянские конные лучники

Легкая конница состояла из конных лучников, основным оружием которых был лук со стрелами. Набор последних был весьма широк по своему функциональному назначению, поэтому здесь присутствовало большое разнообразие форм наконечников. Отличительной чертой легких всадников, помимо наличия лука, было отсутствие доспехов. Клинковое оружие имелось, но использовалось как вспомогательное. Легкая конница завязывала бой, подготавливая атаку тяжелой кавалерии, а также сопровождала и прикрывала ее в случае необходимости. В некоторых случаях, при необходимости штурма укреплений, легкие всадники благодаря спешиванию использовались как пехота.

Пехота у парфян присутствовала, но была вспомогательным видом войск и комплектовалась из покоренных народов. Она не играла существенной роли, а после измены части наемной греческой пехоты найм греков вообще прекратился. При острой необходимости парфяне нанимали пехотинцев из среды кавказских албанов, гирканцев и городского населения Согдианы.

Интересным образом была устроена система обеспечения. Парфянская армия, будучи полностью конной, нуждалась в подвижном обозе, поэтому для этих целей активно использовали верблюдов, на которых перевозились боевые и продовольственные запасы. Численность верблюдов при войске была огромной.

Главным элементом вооружения тяжелых всадников был полный защитный доспех: кожаные латы и наножники, покрытые бронзовыми или железными чешуями, железные шлемы. Щит отсутствовал, так как всадники были полностью предохранены латами, что исключало потребность в нем. Копья были очень длинными и тяжелыми. Кроме того, всадники имели луки и короткие мечи или ножи за поясом. Луки и стрелы были очень велики и пробивали любое обычное снаряжение, вместе с тем полет их был очень быстр. Лошади также были закованы в доспехи из кожи с металлическими чешуйками, защищавшие ее голову, грудь и бока.

Легкая конница набиралась из отличных ездоков, с детства приученных к езде, так что лошадь и всадник составляли одно целое.

Лошади были легкими и поворотливыми, управлялись одним поводом. Всадники носили тунику и штаны. Их главным оружием были очень длинные луки и стрелы с крючками, которые они пускали с большой силой и ловкостью, как стоя на месте, так и будучи в движении вперед или назад. Помимо этого, легкие всадники носили еще мечи и ножи за поясом.

Стратегия и тактика парфян изначально носили традиционные для кочевников формы. Однако, в процессе постоянной борьбы с регулярными армиями эллинистических государств, таких как царство Селевкидов, практиковавших плотный строй пехотной фаланги, эти формы оказались неэффективными. Для достижения успеха потребовался новый подход, и тогда парфяне усовершенствовали вооружение и доспехи тяжелой кавалерии, значительно усилив и утяжелив их. Так появились на свет катафрактарии - особый вид тяжелой кавалерии, представлявший собой вершину эволюции этого рода войск.

Парфяне использовали стратегию «Измора»: армия вторгшегося неприятеля подвергалась систематическим атакам легкой кавалерии во время марша, начиная с самой границы; после того как она было достаточно измотана и ослаблена, парфяне вступали с ней в генеральное сражение, нанося окончательный удар.

Стержнем новой парфянской тактики было органичное взаимодействие легкой и тяжелой конницы. По сути дела тактика парфян основывалась на максимально эффективной реализации боевого потенциала кавалерии. Отсюда большую роль играл выбор местности для боя, которая должна была быть минимально пересеченной и не стесненной естественными препятствиями. Сражение начиналось с атаки легкой кавалерии (конных лучников), которая до атаки катафрактов должна была максимально расстроить вражеские ряды. Действуя врассыпную, конные лучники окружали противника, отступали, когда он хотел их атаковать, снова переходили в наступление, когда он начинал отходить, при этом постоянно осыпая его градом стрел, но не вступая с ним в рукопашную схватку. Для этого требовалось большое количество стрел, поэтому в войске имелся специальный высокоподвижный обоз со стрелами на верблюдах, к которому отлучались всадники для пополнения истраченного боекомплекта. Когда противник доводился до полного изнеможения в дело вступали Катафрактарии: сомкнутым строем на полном ходу они наносили лобовой удар по неприятелю, сминая длинными пиками его ряды. Далее катафракты отступали, вновь уступая место легкой кавалерии, довершавшей разгром противника. Данная тактика имела положительный результат в противоборстве парфянской конницы с фалангой Селевкидов, а позже - с легионами Рима.

Однако, парфянская тактика имела один существенный недостаток. С наступлением ночи парфяне прекращали бой или преследование и отходили на отдаленное расстояние, чтобы стать бивуаком. Вообще они воздерживались от всяких военных действий в ночное время. Причина этого заключалась в необходимости расседлать лошадей и выпустить их в поле для кормления, чтобы на следующий день они были свежими и всадники могли эффективно сражаться. Изготовка к бою занимала длительное время, т.к. необходимо было распутать лошадей и одеть их в доспехи. В этот момент войско было крайне уязвимо для внезапных вражеских атака, поэтому ночью парфяне всегда отступали далеко за пределы радиуса действий противника. Парфяне никогда не окружали свои лагеря окопами, что усиливало опасность близкого присутствия врага. Традиция удаление парфян на ночь нередко давала отступающему противнику разные преимущества, например, возможность сменить за ночь направление движения.

Лучше всего парфянскую тактику демонстрирует знаменитая битва при Каррах (53 до н.э.), поэтому следует рассмотреть ее более детально.

Перед сражением Красс выстроил свое войско следующим образом: он разделил его на 3 части по 24 когорты в каждой; половина из этих когорт была развернута фронтом вперед, половина назад, образуя тем самым плотно сомкнутый четырехугольник. Между этими тремя частями и на флангах стояла конница и легкие войска. Одним крылом командовал Красс Младший, другим - Кассий, (будущий организатор убийства Цезаря), центром - сам Красс. В таком порядке римляне достигли реки Велик (Белисс), на берегу которой измученные воины смогли утолить жажду. После кратковременного отдыха Красс продолжил марш с более высокой скоростью.

Парфянский полководец Сурена хотел внезапно атаковать римлян, для чего спрятал в укромном месте тяжелую кавалерию, покрыв плащами и шкурами блестящие доспехи катафрактариев. Далее, согласно сочинению Плутарха: «Когда римляне подошли ближе, парфяне ударили в литавры, и, сбросив свои покрывала, блестящие эскадроны, освещенные лучами солнца, неожиданно предстали перед глазами противника. Их кирасы и каски горели огнем. Перед фронтом их появился Сурена, превосходивший ростом и красотой всех парфян, на своем чудном боевом коне; ему было только 30 лет, но он уже приобрел блестящую славу выдающимися подвигами храбрости».

парфянские катафрактарии

Оценив глубину строя и стойкость римской пехоты, Сурена не стал начинать сражение лобовой атакой тяжелой кавалерии, а решил сначала измотать римлян. Он приказал легкой коннице окружить неприятеля со всех сторон. Красс выслал вперед своих лучников, но парфяне, выпустив град стрел, прогнали их обратно. Далее парфянские конные лучники осыпали римлян издали тучами стрел, которые пробивали щиты и латы, причиняя глубокие раны. Римляне оказались в тяжелом положении: как только они начинали наступление, парфяне отступали, не прекращая лучную стрельбу, когда легионеры отступали на прежнее место, парфяне сразу же наступали на них, продолжая стрельбу. Плотный обстрел шел непрерывно: когда передние всадники выпускали все стрелы, их заменяли другие, а они отходили назад к подвижному обозу со стрелами на верблюдах и пополняли свои колчаны.

Желая ослабить вражеский обстрел, Красс послал отряд своего сына в атаку, чтобы отогнать парфян подальше от римских позиций. Отряд Публия Красса Младшего, состоящий из 1.000 галльских и 300 римских всадников, 500 лучников и 8 когорт пехоты, стремительно атаковал парфян, которые обратились в ложное отступление. Молодой Публий бросился преследовать отступавшего неприятеля и совершенно отделился от главных сил. В этот момент, парфяне остановились, далее их тяжелая конница преградила римлянами дорогу, а легкая - окружила со всех сторон. Оказавшись в окружении, римляне сомкнули свои ряды и стали отбиваться. Парфяне начали осыпать их ливнем стрел, опустошая ряды легионеров. Когда Красс Младший призвал своих воинов к атаке, они показали ему свои руки и ноги, пригвожденные стрелами к щитам и земле. Однако галльская кавалерия сумела атаковать парфянских катафрактариев. Галлы сражались с замечательной храбростью: одни всадники, видя бесполезность своих коротких копий, хватали руками длинные копья парфян и рывками стаскивали их на землю, где они были обездвижены из-за тяжести вооружения, другие соскакивали с лошадей, пробирались пешими в ряды парфян и, поражая лошадей в живот, сваливали их вместе со всадниками на землю, при этом сами нередко гибли задавленными. Римляне, видя, что все их героические усилия безрезультатны и нет никакой возможности соединиться со своими главными силами, собрались на вершине холма и построились в круг, тесно сомкнув щиты для защиты от стрел (прил. 8). Лошади были поставлены в середину круга, но все было тщетно. В итоге весь отряд в ходе храброго и упорного сопротивления был полностью уничтожен в течение 2-3 часов: из 6.000 отборных воинов 5.500 было убито, в их числе был и командир отряда Красс Младший.

Лучше всего парфянскую тактику демонстрирует знаменитая битва при Каррах (53 до н.э.)

Гибель отряда сильно ударила по боевому духу измотанных римлян, особенно повлияв на Марка Красса, когда он увидел голову своего сына, насаженную ликующими парфянами на копье. Парфяне с еще большим напором и яростью стали атаковать главные силы римлян. Последние отчаянно сопротивлялись, но ничего не могли сделать противнику, поражавшему их стрелами или длинными копьями. Бой длился весь день и окончился только ночью, когда парфяне отошли далеко назад для бивуачной стоянки. Римляне непременно воспользовались этим и начали отступление в соседний г. Карры.

На следующую ночь они продолжили отступление, но с рассветом были атакованы парфянами. С большими усилиями и людскими потерями им удалось укрепиться на вершине холма. Тогда Сурена начал переговоры о сдаче, во время которых Красс был убит. В итоге этого похода, из 40.000 человек, форсировавших Евфрат, 20.000 было убито, 10.000 взято в плен и только четвертая часть вернулась обратно в Сирию.

Битва при Каррах

Интересную оценку военно-политических последствий поражения римлян при Карах дал известный канадский военный историк Дж. Денисон: «сражение принудило римлян относиться с уважением к парфянам, так как они были единственным препятствием, встреченным при распространении владычества на востоке. Поражение Красса произвело в Риме глубокое впечатление. Римские писатели со злобой видели в парфянах единственных соперников Рима в главенстве над всем миром. И, действительно, в течение одного года римские легионы были оттеснены до Эгейского моря и Геллеспонта, и владычество над Сирией и Малой Азией перешло в руки парфян. Таковы были результаты небольшой разницы в тактике и оружии войск двух великих государств». Наряду с этим Дж. Денисон высоко оценивал данное сражение с тактической точки зрения: «Трудно найти в военной истории другой пример сражения, выигранного исключительно конницей, без всякого содействия других родов оружия. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на вполне правильное понимание со стороны парфян двух важных факторов: превосходства в быстроте движения и в дальности поражения метательного оружия».

Остахов А.А., Ильюшин Ю.В.

Из монографии «Кавказ в эпицентре внешней политики Рима на Ближнем Востоке (I в. до н.э. - ΙII в. н.э.)»

Читайте также: