Показать все теги
Статья написана на основе полевых материалов, собранных автором в 2012-2013 гг. в Ельцовском, Советском, Усть-Калманском и Чарышском районах Алтайского края, а также в Усть-Коксинском районе Республики Алтай.
Традиционная система гендерного разделения труда у русских Алтая выстраивалась по формуле «баба - в доме, мужик - в пригоне». Хозяйственные обязанности женщины были связаны в первую очередь с домом, «внутренним» миром семьи, а мужчины - с «внешним» миром, находившимся за пределами дома. Мужскими работами считались, прежде всего, полевые работы (пахать, сеять, сено косить и т.д.), заготовка дров, уборка скотного двора, уход за лошадьми, маралами, строительство и ремонт, выпас животных и т. п. [2, с. Ельцовка, с. Пуштулим; 3, с. Советское, с. Шульгин Лог; 4, с. Сентилек, с. Чарышское; 5, с. Усть-Калманка, с. Ново-Калманка, с. Огни, с. Михайловка; 6, с. Верх-Уймон, с. Мульта, с. Тихонькая]: «Мужик... землю пахал, хлеб сеял, сено ставил... со скотом, с конями» [4, с. Тулата]; «Мужик... по хозяйству, скот был, со скотом. Сено ставили и дрова возили» [4, с. Тулата]. Занятия кустарными промыслами считались прерогативой мужчин [2, с. Ельцовка, с. Пуштулим; 3, с. Советское, с. Шульгин Лог; 4, с. Сентилек, с. Чарышское; 5, с. Усть-Калманка, с. Ново-Калманка, с. Огни, с. Михайловка; 6, с. Верх-Уймон, с. Мульта, с. Тихонькая]: «И кожи выделывали, и сани, и бочки... Кузницы были... Заготавливали древесный уголь... Три мельницы были» [4, с. Тулата].
Рис. 1. Хозяин во дворе. С. Верх-Уймон. Фото начала 1970-х гг.
Женщина являлась «хранительницей домашнего очага» [4, с. Тулата]. Содержание ее хозяйственных функций заключалось в превращении «природного» - неосвоенного, сырого - в «культурное» - освоенное, готовое. Женскими делами считались приготовление пищи, обработка льна, изготовление одежды и предметов убранства, уход за детьми и больными, поддержание чистоты в доме, обработка огорода, уход за домашним скотом и птицей и т. д. «Женщины ткали, пряли, хлеб пекли» [4, с. Тулата]. В полевые работы женщина обычно включалась в пору страды.
Рис. 2. Хозяйка у печи. С. Верх-Уймон. Фото 2013 г.
При этом в случае необходимости женщины могли выполнять мужские работы, а мужчине традиция запрещала заниматься бабьей работой. Возможно, это было связано и с традиционными представлениями о необходимости воздерживаться мужчине от контактов с женскими вещами, орудиями труда, чтобы не потерять свою «мужскую силу». Наибольшая стойкость данных стереотипов отмечена у старожилов Алтая, прежде всего, старообрядцев и казаков: «Принято было - ни в коем случае мужчина воду не носит. Особенно у староверов... Позор - бабью работу делает» [3, с. Советское]; «Мужчины женщинам, жене не помогал, чтоб за водой идти - это позор» [4, с. Тулата]; «Даже вот в 56-м году... Был праздник, свекровки дома не было, мы пошли поливать. Я говорю: „Петь, пойдем польем", и мы пошли по воду с ним. Вот идет соседка: „Петька, это что, тебя молодая-то жена заставила воду носить?!" - он отмахнулся: „Ладно!" Разлили мы эту воду, пошли второй раз, идет мама: „Сынок, а че это ты по воду пойдешь? У тебя есть молодая жена, вот пусть она и поливает". Все, мой Петя больше за ведро не взялся» [4, с. Тулата]. Примечательно, что не только мужчины, но и старшие женщины следили за сохранением традиционной системы гендерного разделения труда. Заниматься женской работой, прополоть огород или вымыть пол, могли только мальчики до вхождения их в категорию взрослых парней [3, с. Советское].
Социально-экономические и демографические изменения в обществе, происходившие в 30-40-е гг. ХХ в., усилили тенденцию феминизации мужских хозяйственных занятий и в меньшей степени маскулинизации женских: «Промартель была, бочки делали, на фронт лыжи делали. Мама в промартели работала как мужчины с деревом» [6, с. Верх-Уймон]; «Мама рассказывала, женщины силос делали, сами яму капали, сами косили и силос закладывали» [4, с. Тулата]; «Она (мама - Е.К.) работала конюхом... Чистили мы сами, все, у коней с Лидкой... В базу сену завезем на ночь... (С мужем - Е.К.) 42 года прожили... Ни одного гвоздя не забил» [4, с. Тулата]. В это время женщины осваивали мужские профессии тракториста, шофера, создавались тракторные бригады [1, л. 13-15; 2, с. Ельцовка, с. Пуштулим; 3, с. Советское, с. Шульгин Лог; 4, с. Сентилек, с. Ча- рышское; 5, с. Усть-Калманка, с. Ново-Калманка, с. Огни, с. Михай- ловка]. Но при этом полевые материалы свидетельствуют о том, что эти профессии, как физически очень тяжелые для женщин и губительные для их здоровья, сохраняли статус мужских. Женщин, которые всю свою профессиональную деятельность посвятили этим профессиям, было не так много. Можно выделить следующую тенденцию в данной сфере: незамужние женщины овладевали профессией трактористки или шофера, работали до замужества и рождения ребенка по данной специальности, после чего переходили на более легкий труд [2, с. Ельцовка; 4, с. Тулата; 5. с. Ново-Калманка].
В домашнем хозяйстве переселенцев информанты отмечают более гибкую систему разделения труда, особенно в советский период [2, с. Ельцовка, с. Пуштулим; 3, с. Шульгин Лог; 4, с. Сентелек, с. Ча- рышское; 5, с. Усть-Калманка, с. Ново-Калманка, с. Огни, с. Михай- ловка; 6, с. Верх-Уймон, с. Мульта, с. Тихонькая]: «Деления в семье не было, это мужская, это женская работа, у кого есть время тот делает» [3, с. Советское]; «А кого делить, кто первый встает, тот и управлятса» [4, с. Тулата]. Интересно, что выполнение женских хозяйственных работ мужчинами информанты-старожилы маркируют как «россей- ску», т. е. переселенческий стереотип поведения: «Ну потом ни чё, обрусели, стали носить все воду» [4, с. Тулата]. Но это не касалось таких «исконно» женских обязанностей, как приготовление пищи или уборка дома. Даже во второй половине ХХ в. мужчина, занимавшийся «традиционно женской» работой, например выпечкой хлеба, вызывал недоумение односельчан и ироничное отношение, прежде всего к его жене, занятой в общественном производстве. Так, в селе Ново-Калманка как анекдот рассказывают о муже, который ушел с собрания в сельском совете потому, что «подошла квашня» и «хлеб нужно выкатывать» было, а жена осталась «сидеть» [5, с. Ново- Калманка].
В больших семьях женщины делили работу «понедельно» [2, с. Ельцовка, с. Пуштулим; 3, с. Советское, с. Шульгин Лог; 4, с. Сен- тилек, с. Чарышское; 5, с. Усть-Калманка, с. Ново-Калманка, с. Огни, с. Михайловка; 6, с. Верх-Уймон, с. Мульта, с. Тихонькая]: «Его мать (бабка информанта - Е.К.) замуж вышла, дома было шесть братовей и жили все вместе. Значит, шесть было снох... Две снохи хлеб пекут, две стирают, две, там, скот. И все парами делали» [4, с. Тулата]; «Старшая на кухне мать, она решает - кто из женщин сегодня всех кормит... Другая с ребятишками возится. Нас двадцать семь человек жили... Другая занимается стиркой» [3, с. Советское]. В мужской половине семьи такого разделения труда не зафиксировано.
Трудовое обучение воспроизводило традиционную систему разделения труда [2, с. Ельцовка, с. Пуштулим; 3, с. Шульгин Лог; 4, с. Сентелек, с. Тулата, с. Чарышское; 5, с. Усть-Калманка, с. Ново- Калманка, с. Огни, с. Михайловка; 6, с. Мульта, с. Тихонькая]: «Отец еще научился от своего отца портняжить, и я еще буквы не знал, машинку заправлял» [3, с. Советское]; «Мама ткала, половики ткала.
Я помогала ей, это все шерстяное было, пряли шерсть, красили сами, больши дорожки всякие... Вышивали... вязали кружева» [6, с. Верх-Уймон]. Оно шло одновременно с вхождением детей в хозяйственные обязанности и было соразмерно возрасту: «Мне было лет 5-6... Они пойдут за ягодой (бабушки - Е. К.)... Она придет и скажет: ты старшая в семье, пошли-ка хоть битончик... [бидон]. Начинался битончик вот такой, маленьки, полтора литра, может, даже литровый... С возрастом у меня увеличивался» [6, с. Верх-Уймон]; «Нам пять-шесть лет было... пряли... семь или восемь лет - я уж ткала» [2, с. Ельцовка]. Хотя, если в семье не хватало рабочих рук, ребенка могли привлечь довольно рано к ответственным, например, полевым работам или работе в колхозе: «С семи лет работали, привязывались под брюхо коня, и вот, и пахали, и сено возили, сеяли... Я сам вот в 12 лет пошел работать (в колхоз - Е. К.) в 45 году, 13-й было» [4, с. Тулата].
Овладение трудовыми навыками и выполнение хозяйственных обязанностей ребенком, особенно девочкой, считалось гораздо важнее получения школьного образования. Исключение составляли нравы казаков: «Все казаки, - писал Г.Д. Гребенщиков, - от мала до велика к грамоте относятся более чем снисходительно» [7]. Об этом свидетельствуют и полевые материалы: так, информант из семьи казаков рассказала, что родители ее матери настояли на получении ею образования, тогда как крестьяне, жившие по соседству, запретили дочери, «тяготевшей к грамоте», ходить в школу, сказав: «Куда тебе писать? Женихам письма? Парню-то хоть из армии написать, а тебе куда?» [4, с. Чарышское].
Таким образом, можно говорить о достаточно структурированной системе гендерного разделения труда у русских крестьян Алтая в первой половине ХХ в. и связанных с ним стереотипов. Социальноэкономические изменения советского времени лишь усилили представление об универсальности женского труда, практически не расширив мужские хозяйственные функции.
Е.А. Коляскина
Из сборника «Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае. 2013 г.: археология, этнография, устная история: вып. 9: материалы IX международной науч.-прак. конф.»
Источники и литература
- Архивный отдел Ельцовского района Алтайского края. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1.
- Полевые материалы автора (далее ПМА). 2012. Ельцовский район, с. Ельцовка, с. Пуштулим.
- ПМА. 2012. Советский район, с. Советское, с. Шульгин Лог.
- ПМА. 2012. Чарышский район, с. Сентелек, с. Тулата, с. Чарышское.
- ПМА. 2013. Усть-Калманский район, с. Усть-Калманка, с. Ново-Калманка, с. Огни, с. Михайловка.
- ПМА. 2013. Усть-Коксинский район, с. Верх-Уймон, с. Мульта, с. Тихонькая.
- Гребенщиков Г.Д. Река Уба и убинские люди [Электронный ресурс] / Русский писатель Георгий Дмитриевич Гребенщиков. Электрон. текст. дан. [Б. м.], 2007-2008. Режим доступа: http://grebensch.narod.ru, свободный (дата обращения: 25.06.2008).