Показать все теги
Опыт участия школьников в археологических исследованиях на Алтае имеет многолетнюю историю [4, с. 60-73]. Большая роль в развитии школьной археологии на Алтае принадлежит, прежде всего, организаторам экспедиций с участием школьников А.Б. Шамшину [3, с. 31-35], Г.Е. Иванову [2, с. 77-83], П.И. Шульге [5, с. 53-54], С.П. Грушину [1, с. 32-43], а также учителям-энтузиастам из разных районов края.
Одной из самых масштабных с начала 90-х годов XX века являлась деятельность школьных археологических экспедиций в Чарышском районе под руководством П.И. Шульги (к. ист. наук, зам. зав. Лабораторией археологии Южной Сибири Института археологии и этнографии Сиб. Отделения РАН и НИИ Гуманитарных исследований при АГУ).
В этих экспедициях принимали участие отряды школьников из Барнаула, Славгорода, Шипуново, Поспелихи, Киприно, Чарышского, и в отдельные годы количество одновременно участвующих школьников превышало 100 человек.
Благодаря работе этих экспедиций Чарышский район перестал быть «белым пятном» на археологической карте Алтая, фонды Ча- рышского районного краеведческого музея пополнились новыми экспонатами, был создан отдел «Древнейшая история Чарышского района».
В 2005-2009 году была принята и успешно реализовывалась программа «Использование памятников археологии в сфере туризма в Чарышском районе». Объединение «Археология» Чарышского Центра детского творчества успешно реализовывало названную программу, способствуя созданию благоприятного имиджа туристического района и вовлечению воспитанников объединения в сферу изучения и сохранения историко-культурного наследия края.
С 2009 года продолжение деятельности школьных палаточных лагерей в Чарышском районе стало возможным благодаря грантов- ской поддержке губернатора Алтайского края в сфере образования и молодежной политики.
Вместе с изменившимися условиями и источниками финансирования существенно изменились и требования, предъявляемые к организации и функционированию школьных палаточных лагерей. Далее мы приводим основные положения из опыта деятельности палаточного лагеря «Усть-Тёплая» в 2012-2013 годах.
Основополагающим документом для организации лагеря являются недавно принятые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.4.3048-13), которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей в период летних каникул с использованием палаток, независимо от их подчиненности и форм собственности.
В соответствии с требованиями законодательства, сегодня невозможно организовать работу археологического (палаточного) лагеря, не имея целого пакета документов (прил. 1), среди которых основным является «Санитарно-эпидемиологическое заключение». Несоблюдение указанных требований влечет штрафные санкции и закрытие лагеря.
Включение школьника в состав отряда производится на основании заявления родителя с приложением доверенности на право сопровождения несовершеннолетнего (требование закона Алтайского края от 17.12.2009 №99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»).
В день отъезда из мест постоянного проживания все участники экспедиции проходят инструктаж по технике безопасности в лагере и в период передвижения по дорогам общего пользования. Делаются соответствующие росписи в журнале.
По прибытии в лагерь все участники молодежного археологического лагеря подписывают Соглашение о правилах пребывания в лагере, в котором оговариваются права и обязанности участников, правила поведения и безопасности, режимные моменты и т.д.
Когда, наконец, отряды съезжаются к месту расположения лагеря, начинается работа по организации его жизнедеятельности. Как правило, все отряды живут как единое целое, подчиняясь общему режиму труда и отдыха. Хотя расстановка палаток в жилой зоне и распределение площади для работы на раскопе обычно бывает по- отрядная.
Всё, что связано с работой на раскопе (стратегия и тактика, распределение ресурсов, фиксация результатов и т.д.), лежит на научном руководителе экспедиции (держателе Открытого листа).
Организацией повседневной жизни палаточного лагеря занимаются его начальник и руководители отрядов.
С самого начала разрабатывается режим дня (почасовой порядок организации работы и отдыха) и график дежурства по кухне. Дежурные (3-4 школьника, проживающие совместно) традиционно назначаются на один день. Дежурство поочередно и равномерно распределяется между отрядами. Выработан порядок передачи дежурства новому наряду.
Так как школьники заняты на раскопе четыре часа в первой половине дня, после обеда имеется достаточно времени для организации их досуга. «Самозанятость» детей - далеко не лучший способ проведения ими свободного времени, особенно с учетом нахождения лагеря на берегу крупной реки в горной местности. К тому же, современные дети, привыкшие к виртуальному общению и играм, порой не могут найти себе занятия при отсутствии компьютера, телефона или планшета.
В первые же дни руководителями отрядов согласовывается общий план мероприятий на период работы лагеря. Ежедневно во второй половине дня проводятся соревнования по настольным и спортивным играм, конкурсы, викторины и другие досуговые мероприятия, позволяющие детям проявить все имеющиеся у них таланты.
По возможности используются оздоровительные и познавательные возможности той местности, в которой располагается лагерь. В ходе экспедиций 2012-2013 года в устье Тёплой школьники совершили экскурсии в Чарышский краеведческий музей, в камнерезную мастерскую с. Березовка, в древнюю каменоломню, к известному объекту культурного наследия «Царский курган» и природному объекту «Озерное».
Большинство ребят являются участниками школьных археоло- го-краеведческих объединений, и пребывание в экспедиции для них - продолжение процесса обучения, формирование и закрепление общих и предметных компетенций, предусмотренных учебной программой.
Большое значение в этом процессе имеет сам факт общения и работы под руководством ведущих археологов алтайских вузов. Ученые охотно делятся со школьниками своими знаниями, прививают им навыки полевой археологии, привлекают к исследовательской работе.
Имеется опыт организации в полевых условиях бесед и лекций по актуальным вопросам региональной археологии. Это помогает ещё больше увлечь детей, сделать их работу на раскопе более осмысленной. Подобные мероприятия с успехом проводились в экспедициях в устье Тёплой (Чарышский район), у с. Советский Путь (Локтевский район), у с. Бугры (Рубцовский район) и др.
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на серьезные трудности, связанные с недостаточным финансированием, ростом бюрократических барьеров и ужесточением требований к подобным мероприятиям со стороны различных государственных органов, школьная археология в Алтайском крае продолжает существовать, оставаясь важнейшей базой исследовательской краеведческой работы с детьми и молодежью.
В археологических экспедициях, палаточных лагерях школьники продолжают заниматься общественно значимым делом сохранения культурного наследия, изучают историю своего края, находят возможности для самовыражения, полноценно отдыхают и оздорав- ливаются, вместе с зарядом положительных эмоций получают серьёзную мотивацию для продолжения занятия археологией и историческим краеведением.
Е.В. Афанасьева, Ю.И. Гельмель
Из сборника «Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае. 2013 г.: археология, этнография, устная история: вып. 9: материалы IX международной науч.-прак. конф.»
Источники и литература
- Грушин С.П. Формы школьной археологии и мотивация обучения в археологической экспедиции (опыт АКЦДЮТиК) // Педагогические чтения имени В.И. Верещагина, посвященные 100-летию детского туризма на Алтае. Барнаул, 2005.
- Иванов Г.Е. Археологическому кружку Чернокурьинской средней шко лы - 25 лет (хроника полевых исследований) // Педагогические чтения имени
В.И. Верещагина, посвященные 100-летию детского туризма на Алтае. Барнаул,
2005.
- Шамшин А.Б. Двадцатилетие школьной археологии в Алтайском гос- университете: некоторые итоги и перспективы развития // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1999. Вып. X.
- Шамшин А.Б. Из истории школьной археологии на Алтае: некоторые итоги (из опыта работы) // Педагогические чтения имени В.И. Верещагина, посвященные 100-летию детского туризма на Алтае. Барнаул, 2005.
- Шульга П.И. Из опыта организации археологических лагерей школьников в Алтайском крае // Археология в вузе и школе. Новосибирск, 1995.
Приложение 1
Перечень документов, необходимых для открытия палаточного лагеря:
№ |
Действие |
Документ |
1 |
Ходатайство на имя главы администрации района об организации археологического лагеря. |
Распоряжение администрации района |
2 |
Приказ о проведении археологического лагеря Комитета по образованию администрации Ча- рышского района. |
Приказ № |
3 |
Приказ об открытии лагеря археологического лагеря по ЦДТ. |
Приказ № |
4 |
Акт приемки палаточного лагеря. Акт должен быть согласован с председателем комитета по образованию, специалистом комитета по образованию, специалистом-экспертом ТОУ Роспотребнадзора, инспектором МЧС. |
Акт |
5 |
Заключение по временному объекту палаточному лагерю «Археология» должно быть заверено главным архитектором или специалистом комитета по архитектуре и строительству района. |
Заключение |
6 |
Единая медицинская справка на учащихся, заверенная районным педиатром. |
Справка |
7 |
Штатная ведомость сотрудников, заверенная печатью учреждения. |
Ведомость |
8 |
Сведения о личных медицинских книжках сотрудников лагеря. Прививочные сертификаты сотрудников лагеря. |
Медицинские книжки. Прививочные сертификаты. |
9 |
Согласованное 10-дневное меню и технологические карты на каждое блюдо. Согласовывает эксперт ТОУ Роспотребнадзора или иной представитель. |
Меню на 15 дней, технологические карты, договор на поставку продуктов питания |
10 |
Режим питьевой на 15 дней, сертификаты качества воды. |
Договор на поставку бу- тилированной воды. |
11 |
Акты энтомологической экспертизы (2) до и после проведения акарицидной обработки территории лагеря. |
Акт (2) |
12 |
Акт акарицидной обработки территории лагеря. |
Акт |
13 |
Согласование по врачу. Приказ о медицинском обслуживании лагеря. |
Приказ № |
14 |
Соглашение с РОВД по охране лагеря |
Приказ № |
15 |
Копия Свидетельства ОГРН ЦДТ |
Свидетельство |
16 |
Копия Свидетельства ИНН ЦДТ |
Свидетельство |
№ |
Действие |
Документ |
17 |
Экспертное заключение ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения. |
Заключение № |
18 |
Разрешение на возможность вывоза детей в палаточный лагерь на первый сезон 2013 г. |
Заключение |
19 |
Санитарно-эпидемиологическое заключение выдается на 1 месяц. |
Заключение |
20 |
Уведомления на имя директоров Славгородского ЦДТ, Кипринской СОШ иных участников экспедиции о проведении археологического лагеря. |
Уведомления |
21 |
Журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья |
Журнал |
22 |
Журнал бракеража готовой продукции |
Журнал |
23 |
Журнал здоровья |
Журнал |