ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Из опыта организации детских (молодежных) археологических лагерей
Из опыта организации детских (молодежных) археологических лагерей
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 06-08-2015 09:48 |
  • Просмотров: 2348

Опыт участия школьников в археологических исследованиях на Алтае имеет многолетнюю историю [4, с. 60-73]. Большая роль в раз­витии школьной археологии на Алтае принадлежит, прежде всего, организаторам экспедиций с участием школьников А.Б. Шамшину [3, с. 31-35], Г.Е. Иванову [2, с. 77-83], П.И. Шульге [5, с. 53-54], С.П. Грушину [1, с. 32-43], а также учителям-энтузиастам из разных районов края.

Одной из самых масштабных с начала 90-х годов XX века явля­лась деятельность школьных археологических экспедиций в Чарышском районе под руководством П.И. Шульги (к. ист. наук, зам. зав. Лабораторией археологии Южной Сибири Института археологии и этнографии Сиб. Отделения РАН и НИИ Гуманитарных исследова­ний при АГУ).

В этих экспедициях принимали участие отряды школьников из Барнаула, Славгорода, Шипуново, Поспелихи, Киприно, Чарышского, и в отдельные годы количество одновременно участвующих школьников превышало 100 человек.

Благодаря работе этих экспедиций Чарышский район перестал быть «белым пятном» на археологической карте Алтая, фонды Ча- рышского районного краеведческого музея пополнились новыми экспонатами, был создан отдел «Древнейшая история Чарышского района».

В 2005-2009 году была принята и успешно реализовывалась про­грамма «Использование памятников археологии в сфере туризма в Чарышском районе». Объединение «Археология» Чарышского Цен­тра детского творчества успешно реализовывало названную про­грамму, способствуя созданию благоприятного имиджа туристиче­ского района и вовлечению воспитанников объединения в сферу изучения и сохранения историко-культурного наследия края.

С 2009 года продолжение деятельности школьных палаточных лагерей в Чарышском районе стало возможным благодаря грантов- ской поддержке губернатора Алтайского края в сфере образования и молодежной политики.

Вместе с изменившимися условиями и источниками финанси­рования существенно изменились и требования, предъявляемые к организации и функционированию школьных палаточных лагерей. Далее мы приводим основные положения из опыта деятельности палаточного лагеря «Усть-Тёплая» в 2012-2013 годах.

Основополагающим документом для организации лагеря явля­ются недавно принятые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.4.3048-13), которые устанавливают санитар­но-эпидемиологические требования к размещению, устройству, со­держанию и организации режима работы детских туристических лагерей в период летних каникул с использованием палаток, незави­симо от их подчиненности и форм собственности.

В соответствии с требованиями законодательства, сегодня не­возможно организовать работу археологического (палаточного) ла­геря, не имея целого пакета документов (прил. 1), среди которых ос­новным является «Санитарно-эпидемиологическое заключение». Несоблюдение указанных требований влечет штрафные санкции и закрытие лагеря.

Включение школьника в состав отряда производится на основа­нии заявления родителя с приложением доверенности на право со­провождения несовершеннолетнего (требование закона Алтайского края от 17.12.2009 №99-ЗС «Об ограничении пребывания несовер­шеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»).

В день отъезда из мест постоянного проживания все участники экспедиции проходят инструктаж по технике безопасности в лагере и в период передвижения по дорогам общего пользования. Делают­ся соответствующие росписи в журнале.

По прибытии в лагерь все участники молодежного археологиче­ского лагеря подписывают Соглашение о правилах пребывания в ла­гере, в котором оговариваются права и обязанности участников, правила поведения и безопасности, режимные моменты и т.д.

Когда, наконец, отряды съезжаются к месту расположения ла­геря, начинается работа по организации его жизнедеятельности. Как правило, все отряды живут как единое целое, подчиняясь общему режиму труда и отдыха. Хотя расстановка палаток в жилой зоне и распределение площади для работы на раскопе обычно бывает по- отрядная.

Всё, что связано с работой на раскопе (стратегия и тактика, рас­пределение ресурсов, фиксация результатов и т.д.), лежит на науч­ном руководителе экспедиции (держателе Открытого листа).

Организацией повседневной жизни палаточного лагеря зани­маются его начальник и руководители отрядов.

С самого начала разрабатывается режим дня (почасовой поря­док организации работы и отдыха) и график дежурства по кухне. Дежурные (3-4 школьника, проживающие совместно) традиционно назначаются на один день. Дежурство поочередно и равномерно распределяется между отрядами. Выработан порядок передачи де­журства новому наряду.

Так как школьники заняты на раскопе четыре часа в первой по­ловине дня, после обеда имеется достаточно времени для организа­ции их досуга. «Самозанятость» детей - далеко не лучший способ проведения ими свободного времени, особенно с учетом нахожде­ния лагеря на берегу крупной реки в горной местности. К тому же, современные дети, привыкшие к виртуальному общению и играм, порой не могут найти себе занятия при отсутствии компьютера, те­лефона или планшета.

В первые же дни руководителями отрядов согласовывается об­щий план мероприятий на период работы лагеря. Ежедневно во вто­рой половине дня проводятся соревнования по настольным и спор­тивным играм, конкурсы, викторины и другие досуговые мероприя­тия, позволяющие детям проявить все имеющиеся у них таланты.

По возможности используются оздоровительные и познава­тельные возможности той местности, в которой располагается ла­герь. В ходе экспедиций 2012-2013 года в устье Тёплой школьники совершили экскурсии в Чарышский краеведческий музей, в камне­резную мастерскую с. Березовка, в древнюю каменоломню, к извест­ному объекту культурного наследия «Царский курган» и природно­му объекту «Озерное».

Большинство ребят являются участниками школьных археоло- го-краеведческих объединений, и пребывание в экспедиции для них - продолжение процесса обучения, формирование и закрепле­ние общих и предметных компетенций, предусмотренных учебной программой.

Большое значение в этом процессе имеет сам факт общения и работы под руководством ведущих археологов алтайских вузов. Уче­ные охотно делятся со школьниками своими знаниями, прививают им навыки полевой археологии, привлекают к исследовательской работе.

Имеется опыт организации в полевых условиях бесед и лекций по актуальным вопросам региональной археологии. Это помогает ещё больше увлечь детей, сделать их работу на раскопе более ос­мысленной. Подобные мероприятия с успехом проводились в экс­педициях в устье Тёплой (Чарышский район), у с. Советский Путь (Локтевский район), у с. Бугры (Рубцовский район) и др.

Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на серьезные труд­ности, связанные с недостаточным финансированием, ростом бюро­кратических барьеров и ужесточением требований к подобным ме­роприятиям со стороны различных государственных органов, школьная археология в Алтайском крае продолжает существовать, оставаясь важнейшей базой исследовательской краеведческой рабо­ты с детьми и молодежью.

В археологических экспедициях, палаточных лагерях школь­ники продолжают заниматься общественно значимым делом сохра­нения культурного наследия, изучают историю своего края, находят возможности для самовыражения, полноценно отдыхают и оздорав- ливаются, вместе с зарядом положительных эмоций получают серьёзную мотивацию для продолжения занятия археологией и ис­торическим краеведением.

Е.В. Афанасьева, Ю.И. Гельмель

Из сборника «Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае. 2013 г.: археология, этнография, устная история: вып. 9: материалы IX международной науч.-прак. конф.»

Источники и литература

  1. Грушин С.П. Формы школьной археологии и мотивация обучения в ар­хеологической экспедиции (опыт АКЦДЮТиК) // Педагогические чтения имени В.И. Верещагина, посвященные 100-летию детского туризма на Алтае. Барнаул, 2005.
  2. Иванов Г.Е. Археологическому кружку Чернокурьинской средней шко лы - 25 лет (хроника полевых исследований) // Педагогические чтения имени

В.И. Верещагина, посвященные 100-летию детского туризма на Алтае. Барнаул,

2005.

  1. Шамшин А.Б. Двадцатилетие школьной археологии в Алтайском гос- университете: некоторые итоги и перспективы развития // Сохранение и изуче­ние культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1999. Вып. X.
  2. Шамшин А.Б. Из истории школьной археологии на Алтае: некоторые итоги (из опыта работы) // Педагогические чтения имени В.И. Верещагина, по­священные 100-летию детского туризма на Алтае. Барнаул, 2005.
  3. Шульга П.И. Из опыта организации археологических лагерей школьни­ков в Алтайском крае // Археология в вузе и школе. Новосибирск, 1995.

Приложение 1

Перечень документов, необходимых для открытия палаточного лагеря:

Действие

Документ

1

Ходатайство на имя главы администрации рай­она об организации археологического лагеря.

Распоряжение админи­страции района

2

Приказ о проведении археологического лагеря Комитета по образованию администрации Ча- рышского района.

Приказ №

3

Приказ об открытии лагеря археологического ла­геря по ЦДТ.

Приказ №

4

Акт приемки палаточного лагеря. Акт должен быть согласован с председателем комитета по об­разованию, специалистом комитета по образова­нию, специалистом-экспертом ТОУ Роспотреб­надзора, инспектором МЧС.

Акт

5

Заключение по временному объекту палаточному лагерю «Археология» должно быть заверено главным архитектором или специалистом коми­тета по архитектуре и строительству района.

Заключение

6

Единая медицинская справка на учащихся, заве­ренная районным педиатром.

Справка

7

Штатная ведомость сотрудников, заверенная пе­чатью учреждения.

Ведомость

8

Сведения о личных медицинских книжках со­трудников лагеря. Прививочные сертификаты со­трудников лагеря.

Медицинские книжки. Прививочные сертифи­каты.

9

Согласованное 10-дневное меню и технологиче­ские карты на каждое блюдо. Согласовывает эксперт ТОУ Роспотребнадзора или иной пред­ставитель.

Меню на 15 дней, тех­нологические карты, договор на поставку продуктов питания

10

Режим питьевой на 15 дней, сертификаты качест­ва воды.

Договор на поставку бу- тилированной воды.

11

Акты энтомологической экспертизы (2) до и по­сле проведения акарицидной обработки терри­тории лагеря.

Акт (2)

12

Акт акарицидной обработки территории лагеря.

Акт

13

Согласование по врачу. Приказ о медицинском обслуживании лагеря.

Приказ №

14

Соглашение с РОВД по охране лагеря

Приказ №

15

Копия Свидетельства ОГРН ЦДТ

Свидетельство

16

Копия Свидетельства ИНН ЦДТ

Свидетельство

 

Действие

Документ

17

Экспертное заключение ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия чело­века для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения.

Заключение №

18

Разрешение на возможность вывоза детей в пала­точный лагерь на первый сезон 2013 г.

Заключение

19

Санитарно-эпидемиологическое заключение вы­дается на 1 месяц.

Заключение

20

Уведомления на имя директоров Славгородского ЦДТ, Кипринской СОШ иных участников экспе­диции о проведении археологического лагеря.

Уведомления

21

Журнал бракеража пищевых продуктов и продо­вольственного сырья

Журнал

22

Журнал бракеража готовой продукции

Журнал

23

Журнал здоровья

Журнал

 

Читайте также: