ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Об историческом значении надписи RES 4337
Об историческом значении надписи RES 4337
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 19-07-2015 12:28 |
  • Просмотров: 1227

Катабанская надпись RES 4337 о торговле в Тимна — это декрет, выгравированный на обелиске, стоявшем на центральной площади города. Филологический анализ и перевод над­писи были выполнены проф. Марией Хёфнер и проф. А. Бистоном и приняты также в «Репертуаре», а интерпретация декрета была завершена проф. Бистоном.1 Здесь хотелось бы осветить историческое значение надписи, которое связано с культурной жизнью Ближнего Востока в до­исламский период.

Известный в течение столетий великий караванный путь, который связывал берега Средиземного моря со «страной царицы Савской», достигал также катабанской столицы Тимна'. Это была одна из дорог, которые вели из Византии дальше в Индию. Тимна' была важным пунктом на знаменитом «пути благовоний» (ароматов). В этом плане еще более интересен пальмирский тариф, установленный на агоре, который перечисляет товары и способы их пере­возки и устанавливает пошлинные сборы. Он является исключительно важным источником по истории торговли.

Катабанская надпись RES 4337 содержит предписания купцу, указывающие, где и как он может вести свои торговые операции. Надпись позволяет установить ряд новых фактов. Так, торговля в Тимта' регулировалась царем Катабана. В его прерогативы входило установ­ление рыночной пошлины, и эта пошлина должна была выплачиваться в царскую казну.2 Толь­ко после этого купец получал разрешение вести куплю-продажу. Такое разрешение давало право вести торговлю на всей территории Катабана и со всеми его племенами. Товары не на­званы, однако само собой понятно, что это были продукты сельского хозяйства страны, по всей вероятности благовония, или ароматы.

Этот торговый центр — город Тимна' со своим рынком — не был портом, а лежал в глубине материка и являлся центром Катабанской державы. Положение катабанской столицы в условиях перевозок на верблюдах было настолько важным, что караваны даже делали крюк, чтобы попасть в Тимна' и воспользоваться ее благоприятными торговыми возможностями.3 Город был разрушен около 100 г. н. э., а около 146 (140) г. н. э. Катабанское государство пре­кратило свое существование и территория Катабана стала частью Хадрамаутского государст­ва. 4

Важнейшими пунктами на «пути благовоний» к северу от Тимта' были Ма'ин и страна Амир. Минейцы были купцами, возившими товары не только в Северную Аравию, где долгое время процветала минейская колония Дедан, но и в Египет, и даже на о. Родос, где обнаруже­ны минейские надписи (RES 3427, 3570). Поэтому в Катабане находят много надписей, в кото­рых упоминаются минейцы; упоминается и специальная постоянная организация минейских купцов в Тимна' — m'nm/btmn' (Ма'ин в Тимна').5

Иным было значение страны Амир. Ее жители выращивали верблюдов; уход за ними составлял их главное занятие, поэтому именно они водили караваны. В пустынях Аравии для перевозки грузов в качестве вьючных животных были необходимы верблюды, а проводниками и погонщиками должны были быть бедуины.6 Это показывает особое значение страны Амир на протяжении всего времени, пока продолжалась торговля благовониями на континентальных торговых путях.7 При существовавших экономических условиях, когда эти перевозки и тор­говля благовониями давали большую часть доходов, амириты играли заметную роль в Тимна'.8

Интерпретация надписи RES 4337 и ее перевод, которые становятся более ясными на основе некоторых других южноарабских надписей, позволяют сделать следующие выводы. Прежде всего торговля приносит доход царю Катабана. Когда торговец прибывал в Тимна', он должен был, как свидетельствует надпись, заплатить пошлину. Кроме того, ставится непре­менное условие, что купец, ведущий торговлю в Катабане, должен иметь свое торговое поме­щение, факторию на главном рынке ШМР в Тимна'. Предписано также, что тот, у кого купец арендует помещение, должен знать, уплачена ли пошлина, и является ответственным за ее уплату.9 Условия, которые ставятся в Тимна' на его рынке ШМР, приезжающему купцу, должны были обеспечивать потребности фискального режима. Поэтому купец, войдя в город через во­рота, сразу оказывался подчиненным фиску. Заслуживают внимания различия, которые над­пись делает между катабанцами и некатабанцами. Первым предоставляются преимущества во всем. Купец, который заплатил все сборы, получает возможность продавать и покупать повсю­ду в Катабане.

Имя царя — Шахр Хилал, сын Йада' ’аба, царь Катабана. Сразу же после него следуют упоминания катабанцев, т. е. народа и общин катабанцев в определенных местностях, назван­ных собственными именами, которые принимают этот декрет и к которым относятся предпи­сания декрета. Заслуживает внимания, что выполнение установлений декрета, его осуществле­ние на практике возлагается на специального «надзирателя Шамира». Проф. Бистон не согла­сен с переводом слова dbr, сделанным проф. Хефнер, и предлагает следующее: «Это, кажется, обозначение какого-то официального лица, может быть, что-то вроде контролера».10 Это «контролер» или «надзиратель», «смотритель» ШМР — рыночной площади. Он контролировал и «надзирал» за тем, чтобы рыночная пошлина была выплачена в этом установленном месте ШМР, поэтому он также «контролер ШМР». Здесь можно было получить все сборы с купца. Именно поэтому торговля обязательно должна была иметь центр, чтобы фиск мог осуществ­лять контроль над рыночными сборами и соблюдать различия между катабанцами и купцами, прибывшими издалека.

Купцу разрешено покупать и продавать, если у него есть фактория на рынке ШМР и он заплатил пошлину. Если он чужеземец, он должен арендовать дом или его часть, которые слу­жили бы ему конторой, факторией или пристанищем. Он должен оплатить этот дом, и хозяин, сдающий его в аренду, отвечает за уплату пошлины купцом. Местный житель, катабанец, тоже мог вести торговлю, но должен был платить пошлину. Чужестранец должен был платить и ряд других податей, которым катабанцы не подлежали. Централизация торговли облегчала кон­троль царю Катабана и дабиру Шамира, его господину или «надзирателю». Можно думать, что торговцы прибывали группами, привозили сотрудников и помощников, арендовывали дома, вероятно тоже совместно. Если торговля велась в окрестностях Тимна', в Катабане, сборы все равно выплачивались на ШМР; за этим также должен был следить «надзиратель». Очень важно для истории торговли, что названа даже сумма денег, когда указан сбор за торговлю в надписи на северной грани обелиска.11 Исследователи придерживаются мнения, что речь идет о более чем 50 золотых (RES 4337A, 26).12

Декрет заканчивается словами, что каждый царь должен «защищать этот закон».13

Таким образом, надпись RES 4337 имеет большое значение для истории государств Южной Аравии до ислама, их внутреннего развития, а также для изучения их связей с другими государствами. Эта надпись получает наибольшую ценность, если рассматривать ее в свете истории великих тысячелетних путей, которые связывали Восток и Запад, греко-римскую культуру Средиземноморья и южные государства, которым еще предстояло в будущем внести свой вклад в историю.

Н.В. Пигулевская

Из сборника «Ближний Восток, Византия, славяне»

Примечания

Hofner M. l) Die Katabanischen und Sabaischen Inschriften der sudarabischen Expedition im Kunsthistorischen Museum in Wien, II. — WZKM, 1935, 42, p. 47—61; 2) Eine sudarabische Handelinschrift. — Forschungen und Fortschritte, 1934, X, p. 274—275; Beeston A. F. L. Qahtan. — Studios in Old South Arabian Epigraphy, I. The Mercantile Code of Qataban. London, 1959; RES 4337. — Repertoire depigraphie semitique, v. VII, liv. 2. Paris, 1937, p. 199—206.

RES 4337 С, 11—14; Вееstо n A. F. L. Qahtan, p. 13 (clause XI).

Wissmann H. Zur Geschichte und Landeskunde von Altsudarabien. — SBAW, 246, Wien, 1964, p. 152, 169.

Wissmann H. Zur Geschichte und Landeskunde..., p. 64, 170—171; Pirenne J. Le Royaume Sud-Arabe de Qataban et sa Datation. — Bibliotheque du Museon, 48, Louvain, 1961, p. 65—66,

Ghul M. A. New Qatabani Inscriptions, II. — BSOAS, 1959, v. XXII, p. 429—433.

Hofner M. Die Beduinen in den vorislamischen arabischen Inschriften. — Eantica societa               Beduina,  Roma, 1959, p. 62—63.

Wissmann H. Zur Geschichte und Landeskunde..., p. 168.

Ghul M. A. New Qatabani Inscriptions, It, о. 433—436.

Вееston A. F. L. Qahtan, p. 15.

10 Ibid., p. 5.

11 RES 4337A, 23—27 — Repertoire, p. 200—201; Beeston A. F. L. Qahtan, p. 12 (clause VI).

12 Вееstо n A. F. L. Qahtan, p. 7—8, 12; Irvine A. K. Some Notes on Old South Arabian mone- v i n e A. K. Some Notes on Old South Arabian monetary Terminology. — JRAS, p. 33—34.

13 RES 4337C. 14—17. — Repertoire, p. 205; Веeston A. F. L. Qahtan, p. 13 (clause XII).

 

 

Читайте также: