Показать все теги
В сер. VIII века в Монголии образовалось новое и сильное государство тогуз–огузов, известное как Уйгурский каганат. Оно возникло на развалинах бывшего Тюркского каганата. В 744-745 гг. объединенные силы тогузгузов , басмылов и карлуков, с одной стороны, армия империи Тан с другой, сокрушили Второй тюркский каганат. После этого, в 746–747 гг. в стане союзников произошел раскол. Тогуз–гузы, во главе с племенем «Уйгур» вступили в конфронтацию с бывшими союзниками– карлуками и басмылами, и нанесли им военное поражение. Карлуки по большей части бежали на запад, на Тянь–Шань. Басмылы были подчинены.
В состав Уйгурского каганата первоначально были приняты восточные карлуки и басмылы. Во главе каганата стояли уйгуры, одно из тогуз–гузских племен. Ставка хана находилась между Хангаем и р. Орхон, границы их на востоке охватывали Западную Маньчжурию, а на западе - Джунгарию. Граница между карлуками и уйгурами была установлена в 745 г. в результате военного столкновения. После разгрома тюрок карлуки заключили союз против тогуз–гузов, но были разбиты. Вследствие чего восточные кочевья карлуков на Черном Иртыше оказались в составе Уйгурского каганата.
Первый глава каганата Пэйло признавал себя вассалом империи Тан, чтобы не вызывать ненужных осложнений. Сын его, Моянчур Гэлэ-хан, унаследовавший престол в 747 г., ежегодно отправлял посольство в Чанъань, получал подарки и был лоялен к Империи Тан. Внутренние войны в Каганате закончились утверждением власти рода Яглакаров и главенством племени «Уйгур» среди токуз-огузских племен. Вследствие чего, в китайских исторических источниках эпохи Тан население этого государства стало обозначаться уйгурами.
Закончив победоносно гражданскую войну, и наведя порядок хан Моянчур перешел к завоеванию других стран и народов. Весной 750 г. уйгурские войска атаковали Урянхайский край, и подчинили небольшой народ чиков. Осенью того же года были покорены татары в северо-западной Маньчжурии. Уже на следующий год уйгурам удалось разбить антиуйгурскую коалицию, созданной из нескольких тюркских народов, в их числе упоминаются чики и кыргызы. Главная опасность была в том, что поддержать эту коалицию собирались карлуки, но, к счастью для уйгуров, они опоздали с выступлением. Главные силы уйгуров переправившись на плотах через Черный Иртыш ударили на карлуков и разбили их у р. Болчу (Урунгу).
Участие кыргызов ограничивалось посылкой небольших «летучих отрядов», видимо конницы кыштымов, которые были перехвачены уйгурскими частями. В 752 году возобновилась война с новой антиуйгурской коалицией, в числе которой упоминаются тюргеши и карлуки, которая окончилась полным поражением союзников. Тем не менее борьба с карлуками и басмылами продолжилась. К 755 г. война закончилась полной победой уйгуров, покоривших восточные кочевья карлуков до Саура и Тарбагатая. После подчинения киданей, укрепив восточную границу уйгуры совершали успешные походы в Китай.
В 758 году уйгуры двинули войска на север, за Когмен против кыргызов и покорили ее. Страна кыргызов находилась к северу от Западных Саян, в Минусинской котловине. Население Минусы представляло собой конгломерат различных этнических групп населения, довольно небольших. Но их было довольно много, и были они разные, по языку, образу жизни, культуре.
Здесь представлены как тюркоязычные, так и древние палеоазиаты, автохтоны этих краев. В большом количестве предстают этнические группы финно-угорского происхождения. Этническая пестрота, судя по данным исторических источников сохранялась там и в XVI - XVII вв. н.э. Тем не менее, все эти разрозненные и различные этнические группы населения того времени, объединяла одна главная цель, в которую они вступали добровольно и с особым старанием-это защита от сильных и многочисленных внешних врагов, в первую очередь кочевых империй Великой степи, которые, постоянно совершали свои военные походы на север, за Когмен. Там было много хлеба, кузнецов-оружейников, мастеров по обработке металлов, которые в большом количестве выделывали различные виды оружия, шедшее на экспорт.
Всех, кто входил в Кыргызский племенной союз на Среднем Енисее объединяла единая территориально-географическая общность и стремление защитить себя от сильных врагов. Поэтому, находясь в определеном гео-политическом пространстве, этнические группы объединялись, во главе которых стояло более активное и предприимчивое племя.
Государство енисейских кыргызов находилось на3.000 ли (кит. мера длины) на северо-запад от уйгурской орды, которая находилась у Хангайских гор близ Орхона. От кыргызского стана до уйгурской орды насчитывалось около сорока дней верблюжьего хода.
Примерно, в 795 году между енисейскими кыргызами и уйгурами вновь происходит война. В это время кыргызское государство было независимым и имело большое могущество во главе которого стоял каган. Уйгурам удалось нанести поражение кыргызам, и страна кыргызов на Енисее вновь оказалась в составе Уйгурского каганата.
Около 820 г. кыргызы заявили о своей независимости от Уйгурского государства и объявили своего правителя каганом. Вспыхнула война. Уйгуры послали свои войска, под командованием военного министра, но никакого результата не было. С этого времени Уйгурский каганат преследуют военные неудачи. В стране усилилась нестабильность. В 832 году в ставке кагана произошел переворот, каган Чжао Ли пал жертвой заговора царедворцев. Его сменил Ху Торе, который затем покончил жизнь самоубийством после того, как первый министр Гюйло Фу поднял мятеж и во главе армии в союзе с племенем шато двинулся на столицу каганата город Орду Балык. Первый министр возвел на престол несовершеннолетнего Кэси Торэ, от имени которого стал сам управлять государством. Против него к активным действиям перешел его же полководец Гюйлу Мохэ. Он вступил в переговоры с кыргызами, и вместе с ними двинулся к столице Орду–Балык.
Уже двадцать лет государство енисейских кыргызов было независимым, окрепло экономически и в военном отношении. В 840 году Уйгурская оппозиция скорее всего обратилась к кыргызскому кагану оказать им военную помощь, что бы свергнуть Гюйло Фу и правящую верхушку и вернуть престол в Уйгурском каганате.
Столица Уйгурского каганата город Орду-Балык находился на берегу р. Орхон у Хангая, в 50 км севернее Эрдени Цзу. Город был разрушен, и предан огню, правящие вельможи убиты. Потерпевшие поражение теле (общее наименование уйгурских племен) бежали в разных направлениях.
Одержав победу над Уйгурским каганатом, кыргызы не заняли Отюкен, который со времен гуннов являлся центром господствовавших в Центральной Азии кочевых племен, а перенесли свою ставку и орду в другое место. Оно находилось в 15 днях конной езды от Орду-Балыка.
Разбитые части уйгуров двинулись в различных направлениях. Часть бежала на северо-восток, к «Большим Шивэй», другая на восток. Значительная часть уйгуров ушла на юг во главе с У-цзе тегином, младшим братом кагана, убитого заговорщиками в 832 г. Часть уйгуров бежала на запад или юго-запад, в направлении северо-западной Джунгарии. При разгроме столицы уйгурского каганата была захвачена в плен китайская принцеса Тай-хо, уйгурская ханша. Кыргызский каган в политических интересах решил отправить ее на родину, в Китай в сопровождении экскорта, во главе с знатным кыргызским вельможей Дулуй Шехе. Это был повод для установления прямых кантактов с империей Тан и для демонстрации своей власти в Монголии.
Однако, кыргызское посольство которое двигалось на юг, было перехвачено укрывавшимися в тех краях уйгурами, во главе которых стоял Уге-тегин, младший брат свергнутого в 832 году кагана. Все члены посольства были перебиты, а принцесса Тай-хе была увезена в неизвестном направлении.После того, как известие о нападении на посольство достигло ставки кыргызского кагана, было принято решение поднять «большое войско» и начался новый виток конфронтации. Армия была двинута на юго-запад, поскольку подозрение в нападении на кыргызское посольство пало на уйгуров, бежавших в Джунгарию и Притяньшанье. В ходе этой военной кампании кыргызы захватили большие территории к северу от Тянь-Шаня и к югу от него.
Однако, позднее стало известно, что виновники нападения на кыргызское посольство ныне находятся у границ Танской империи, у Великой китайской стены. Было решено отозвать армию с Притяньшанья и двинуть ее на восток, к Великой китайской стене.
В 847 году военный министр Або успешно провел военную кампанию на востоке и вернулся в ставку. В сложной дипломатической борьбе с китайской стороной проходили 40-е годы IX столетия. Во время Уйгурского каганата Танское правительство активно использовало уйгурскую армию для решения внутри и внешнеполитических проблем. В частности, для подавления разного рода восстаний и бунтов в Танской империи. Взамен, они ежегодно платили уйгурам 20 тыс. кусков шелка. Это была скрытая дань.
В Х веке Танское государство было ослабленным, лишенным прошлых завоеваний и не имела контроля над территориями Западного края. В стране царила разруха, голод и междуусобица. Генерал-губернаторы (цзедуши) фактически являлись независимыми правителями в своих провинциях, вели ожесточенную борьбу друг с другом и с центральной государственной властью. Танское государство было почти полностью изолировано от центрально-азиатских дел. Положение усугублялось также интригами и распрями при императорском дворе. Более того, страна подвергалась постоянному военному и дипломатическому давлению со стороны Уйгурского каганата, Тибетского государства и Южного Чжао (Наньчжао). При этом, она теряла большие территории или вынуждена была откупаться "богатыми подарками" (так танские вельможи именовали уплату громадных контрибуций и дань). Что же касается Тибета, то уже в первом десятилетии Х века там началось постепенное ухудшение обстановки внутри самого государства, приведшее к его ослаблению и распаду. Уже к 840 году страна была развалена, раздираемая междуусобной войной.
С ликвидацией Уйгурского каганата Танское правительство надеялось использовать кыргызов, вернее их армию для решения аналогичных проблем. По существу, речь шла о спасении империи Тан. Поэтому, китайская сторона настаивала на том, что бы кыргызы заняли прежнее место уйгуров в степи и что, самое главное признавали себя вассалами империи Тан. Кыргызы же требовали грамоты с назначением титула кагана, и что бы им ежегодно Китай платил 20 тыс. кусков шелка. По сути, кыргызы требовали у Танского правительства ежегодной дани. Для китайской стороны эти условия были не приемлемые. Кыргызы, во главе с каганом стояли на своем. В 845 году кыргызы все же получили от китайского императора грамоту о назначении титула кагана, однако не собирались быть вассалами. В результате стороны прекратили отношения. Енисейские кыргызы решили оставаться независимыми и вести торговое, политическое и культурное сотрудничество исходя из собственных интересов, что вызвало сетования со стороны императора Тан. Уже через полвека Танское государство прекратило свое существование.
Последнего императора династии Ли Чжу сверг в 907 году его же военачальник Чжу-Вэнь , в прошлом один из руководителей крестьянских повстанцев, перешедший на сторону династии Тан. Чжу Вэнь учредил новую династию Поздняя Лян и принял тронное имя Тайцзу . С приходом Чжу Вэня в Китае начался новый период ее истории, период Пяти династий и десяти царств (907-960 гг. н.э.).
Кыргызы вполне могли двинуть войска к столице империи Тан и свергнув императора положить конец правящей династии. В то время это не составило бы особого труда. Кроме этого, по примеру других народов, когда-то покоривших Китай, енисейские кыргызы могли сами основать новую правящую династию, и поселиться в самом Китае, управляя страной. Но они не пошли на это. Почему?
Все подробности читайте в моей книге:
Хагяс. История Енисейских кыргызов (С древнейших времен до нач. XVIII века).- Автор: Эсен уулу Кылыч - Ассоциация историков Кыргызской Республики; Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева.-Бишкек.-2013.-(второй вариант)-438 стр.
Все эти события были связаны с деятельностью знаменитого в те времена кыргызского кагана. Однако до сих пор наши историки о нем практически ничего не знают. Они даже не знают его имени.
Между тем, в одном китайском историческом источнике эпохи Тан было зафиксировано имя кыргызского кагана. Речь идет о книге «Тайпиньхуаньюйцзи». Оно было составлено между 976- 984 гг. н.э., и как раз подробно описывает все подробности дипломатической перипетии Кыргызского каганата и империи Тан, проходившей в 40-е годы IX столетия.
Имя кыргызского кагана в китайской транскрипции выглядит, как – « Цзуй-инсюнучэнмин». Его имя было зафиксировано китайскими летописцами в сообщении, о присуждении титула кагана кыргызскому правителю. Там записано буквально следующее: "В 5 г. (845) грамотою сделали Цзуй-инсюнучэнмина каганом. Как раз император Уцзун скончался, и только в первый год правления Дачжун (847) выполнили церемонию пожалования грамотой". Таким образом, перед нами уникальное известие, в котором зафиксировано имя кыргызского кагана, правившего страной в нач. IX - 847 г. н.э.
P-S.
Могли ли енисейские кыргызы повлиять на ход событий последующей истории? Конечно, могли. Кто-знает, сколько времени бы существовала империя Тан? Но последующая история Монголии и Китая несомненно выглядела бы несколько иначе. Насколько иначе, этого увы никто сказать не может.
Историк, тюрколог.
(Из книги Эсен уулу Кылыча «Хагяс. История енисейских кыргызов» (С древнейших времен до нач. XVIII века). - Бишкек, - 2013. - (второй вариант) - 438 стр.