Показать все теги
Среди множества аспектов социо-культурной истории античных городов Северного Причерноморья одним из самых интересных, пожалуй, является вопрос о системе культурных ценностей, морально-этической стороне жизни гражданских коллективов. В этой системе проявляется отношение общества к человеку, она является отражением реального положения человека в обществе, личности в государстве.
К сожалению, до настоящего момента данному вопросу не уделяется должного внимания в историографии. Во многом слабое внимание к данной проблеме объясняется фрагментарным состоянием источниковой базы, фактическим отсутствием литературных свидетельств по данному вопросу.
Четкую шкалу ценностей, существовавшую в античных городах Северного Причерноморья, восстановить достаточно сложно. Однако можно выделить наиболее характерные черты подобной системы.
Культурные ценности были перенесены сюда первопоселенцами и восходили к традиционным принципам классической греческой гражданской общины. Высшей ценностью выступал родной город и интересы его общины, следовательно, здесь не было отчуждения гражданина от государства, а, наоборот, присутствовала общность их интересов.
Формировавшаяся на подобных основах культура воспринималась как органическая часть общественной жизни. В этой своего рода «массовой культуре» проявлялась ориентация на уход от регламентированной скучной повседневности. Это проявилось в тяге к «чудесному», исключительному, необычному (вера в предсказания относительно преждевременной смерти сыновей боспорского царя Перисада; почти повсеместное обращение к общегреческим оракулам; судебная, любовная магия). Отсюда и любовь к пышным религиозным празднествам, в частности, к дионисийскому культу, распространенному практически во всех городах Северного Причерноморья.
Основные добродетели — выступают как добродетели общественно-политические, как добродетели человека, активно участвующего в общественной жизни, в делах государства, в управлении им. Характерной чертой общественной жизни и господствовавших здесь культурных ценностей было наличие института благодетелей гражданской общины. Примером тому служат свидетельства из эпитафий, посвятительных надписей, государственных декретов, сообщающие о гражданах, занимавших важные должности в государстве, оказав многочисленные услуги родному отечеству. На эти добродетели ориентировался и идеал калокагатии, формировавшийся в городах Северного Причерноморья с учетом общественного мнения и принципов чести и славы, являвшихся признаком социального достоинства.
Одной из важнейших добродетелей было почитание богов гражданской общины, точное соблюдение культа. За весь период существования городов Северного Причерноморья нет свидетельств, позволяющих говорить об атеистических идеях или об открытом неприятии богов конкретной гражданской общины. Важным элементом существовавшей здесь системы ценностей было почтительное отношение к обычаям предков, сохранение этих традиций на протяжении всей истории античных городов Северного Причерноморья.
Источники указывают на огромную роль, которая отводилась обучению детей всех свободных граждан, что было связано с прогрессивным пониманием положения личности в обществе. Судя по существовавшей системе образования, наличию разнообразных агонов, в Северном Причерноморье использовалась пайдейя — универсальная система образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями.
Однако в системе ценностей гражданских коллективов Северного Причерноморья были и «темные стороны», в частности, достаточно распространенным явлением был сикофантизм. На это указывают Геродот, сообщающий о доносчиках-ольвиополитах; присяга херсонеситов; херсонесская легенда о Гикии, упоминаемая Константином Багрянородным. Гражданам античных городов Северного Причерноморья далеко было и до социального равенства. Таким образом, те ценности, которые проповедовались в гражданских коллективах, носили некий элитарный характер, и не распространяли свое влияние на женщин, рабов, чужеземцев.
В период римского влияния — возможны некоторые изменения в мировоззрении граждан античных городов Северного Причерноморья: в первые века н. э. на первый план постепенно выходит личность и ее интересы, оттесняя на второй план интересы гражданской общины, господствовавшие до того. Однако следует отметить, что пренебрежение интересами и нуждами общества в целом здесь не наблюдается даже под влиянием римских идеологических установок, что, видимо, было вызвано необходимостью сохранения гражданских коллективов в условиях варварского окружения. В античных городах Северного Причерноморья вплоть до конца их существования сохраняется единое мировоззрение для граждан общины, а следовательно, и единая система ценностей, ориентированная на идеалы классической гражданской общины.
Ручинская О. А. (Харьков)
Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.
4-6 ноября 2004 года