ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:
Вам нравится наш сайт?


Отличный сайт!
Хороший сайт
Встречал и получше
Совсем не понравился





» » » О системе ценностей в гражданских коллективах античных городов Северного Причерноморья
О системе ценностей в гражданских коллективах античных городов Северного Причерноморья
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 11-06-2015 12:45 |
  • Просмотров: 991

Среди множества аспектов социо-культурной исто­рии античных городов Северного Причерноморья од­ним из самых интересных, пожалуй, является вопрос о системе культурных ценностей, морально-этической стороне жизни гражданских коллективов. В этой си­стеме проявляется отношение общества к человеку, она является отражением реального положения чело­века в обществе, личности в государстве.

К сожалению, до настоящего момента данному вопросу не уделяется должного внимания в исто­риографии. Во многом слабое внимание к данной проблеме объясняется фрагментарным состоянием источниковой базы, фактическим отсутствием ли­тературных свидетельств по данному вопросу.

Четкую шкалу ценностей, существовавшую в ан­тичных городах Северного Причерноморья, восста­новить достаточно сложно. Однако можно выделить наиболее характерные черты подобной системы.

Культурные ценности были перенесены сюда пер­вопоселенцами и восходили к традиционным прин­ципам классической греческой гражданской об­щины. Высшей ценностью выступал родной город и интересы его общины, следовательно, здесь не было отчуждения гражданина от государства, а, наоборот, присутствовала общность их интересов.

Формировавшаяся на подобных основах куль­тура воспринималась как органическая часть об­щественной жизни. В этой своего рода «массовой культуре» проявлялась ориентация на уход от рег­ламентированной скучной повседневности. Это проявилось в тяге к «чудесному», исключительно­му, необычному (вера в предсказания относитель­но преждевременной смерти сыновей боспорского царя Перисада; почти повсеместное обращение к об­щегреческим оракулам; судебная, любовная магия). Отсюда и любовь к пышным религиозным праздне­ствам, в частности, к дионисийскому культу, рас­пространенному практически во всех городах Се­верного Причерноморья.

Основные добродетели — выступают как добро­детели общественно-политические, как добродете­ли человека, активно участвующего в общественной жизни, в делах государства, в управлении им. Харак­терной чертой общественной жизни и господство­вавших здесь культурных ценностей было наличие института благодетелей гражданской общины. При­мером тому служат свидетельства из эпитафий, по­святительных надписей, государственных декретов, сообщающие о гражданах, занимавших важные дол­жности в государстве, оказав многочисленные услу­ги родному отечеству. На эти добродетели ориенти­ровался и идеал калокагатии, формировавшийся в городах Северного Причерноморья с учетом обще­ственного мнения и принципов чести и славы, являв­шихся признаком социального достоинства.

Одной из важнейших добродетелей было почи­тание богов гражданской общины, точное соблюде­ние культа. За весь период существования городов Северного Причерноморья нет свидетельств, позво­ляющих говорить об атеистических идеях или об открытом неприятии богов конкретной гражданской общины. Важным элементом существовавшей здесь системы ценностей было почтительное отношение к обычаям предков, сохранение этих традиций на протяжении всей истории античных городов Север­ного Причерноморья.

Источники указывают на огромную роль, которая отводилась обучению детей всех свободных граждан, что было связано с прогрессивным пониманием по­ложения личности в обществе. Судя по существовав­шей системе образования, наличию разнообразных агонов, в Северном Причерноморье использовалась пайдейя — универсальная система образования, в ко­торой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями.

Однако в системе ценностей гражданских кол­лективов Северного Причерноморья были и «тем­ные стороны», в частности, достаточно распростра­ненным явлением был сикофантизм. На это указывают Геродот, сообщающий о доносчиках-ольвиополитах; присяга херсонеситов; херсонесская легенда о Гикии, упоминаемая Константином Баг­рянородным. Гражданам античных городов Север­ного Причерноморья далеко было и до социального равенства. Таким образом, те ценности, которые проповедовались в гражданских коллективах, носи­ли некий элитарный характер, и не распространяли свое влияние на женщин, рабов, чужеземцев.

В период римского влияния — возможны неко­торые изменения в мировоззрении граждан антич­ных городов Северного Причерноморья: в первые века н. э. на первый план постепенно выходит лич­ность и ее интересы, оттесняя на второй план инте­ресы гражданской общины, господствовавшие до того. Однако следует отметить, что пренебрежение интересами и нуждами общества в целом здесь не наблюдается даже под влиянием римских идеоло­гических установок, что, видимо, было вызвано не­обходимостью сохранения гражданских коллекти­вов в условиях варварского окружения. В античных городах Северного Причерноморья вплоть до кон­ца их существования сохраняется единое мировоз­зрение для граждан общины, а следовательно, и еди­ная система ценностей, ориентированная на идеалы классической гражданской общины.

Ручинская О. А. (Харьков)

Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

4-6 ноября 2004 года

Читайте также: