ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » История мытного (таможенного) дела в России
История мытного (таможенного) дела в России
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 24-05-2015 12:03 |
  • Просмотров: 2221

Ненавидел Ваньку Каина московский купеческий люд. Ненавидел и боялся. Поступив на службу царскую, бывший вор и пройдоха везде имел свои глаза и уши, любой потаенный товар на чистую воду выводил. Три шкуры с лиходея спускал, но мыто брал - монаршую казну пополняя и свой карман не забывая. Много веков с той поры прошло. Но ни на миг не прекращалась тысячелетняя борьба таможенников и контрабандистов.

Оперативно-розыскное дело российской таможни зарождалось и развивалось вместе с отечественной историей борьбы с контрабандой и не является чем-то абсолютно новым, привнесенным извне.

Росло государство, ширилась торговля со странами иноземными. И контролировать ввоз-вывоз товаров, сбором пошлины доход державы приумножать можно было лишь с помощью погранично-таможенной службы.

Таможенное дело в России ведет свое начало со времен Древней Руси. Порядок взимания в то время торговой пошлины («мыта»), которую можно считать предшественницей таможенной пошлины, был четко закреплен в «Русской правде» Ярослава Мудрого.

В XV веке, после свержения золотоордынского ига на Руси вновь возрождается торговля. В городах вместе с мытом появляется и новый вид пошлины - «тамга» (отсюда и происходит слово «таможня»).

На усилия государства по установлению действенного контроля за перемещением товаров через границу лихие торговые людишки незамедлительно ответили стремлением уйти из-под этого контроля.

Контрабандисты, тайно промышлявшие провозом товаров в обход установленного порядка, были известны еще со времен Древнего Рима и Древней Греции.

Попытки уклониться от уплаты пошлин (мыта) за провоз товаров через мост, по дороге, за торговое место и право торговли в городе были типичны для Древней Руси. Однако вряд ли можно всерьез говорить о существовании на тот исторический период проблемы борьбы с контрабандой.

Положение дел резко меняется в XVI веке, когда начинает формироваться русское централизованное государство со столицей в Москве. Привилегии или отмена льгот иностранным купцам используются Иваном Грозным как инструмент политического воздействия. Но в 1649 году привилегии иностранцам в вопросах торговли отменяются вовсе, а таможенная пошлина для них устанавливается: гораздо большая, нежели отечественным купцам.

25 октября 1653 года царь Алексей Михайлович подписал указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров». Этот указ вошел в русскую историю как Торговый устав. Его можно считать и первым Таможенным уставом. В мае 1667 года был введен Новоторговый устав Алексея Михайловича - первый российский таможенный тариф. Он резко, почти в 4 раза, увеличил пошлины с иностранцев, в 5 раз повысил проездную пошлину, ввел запретительные тарифы на вино, сахар и ряд других товаров, определил санкции за нарушения установленных правил уплаты этих налогов. Естественно, все это побуждало предприимчивых купцов искать лазейки и обходные пути для провоза запрещенных товаров и для занижения пошлин. Так в России зарождалась контрабанда.

Крепла и царева служба. В XVII веке таможни имелись во всех городах и местечках, а в крупных торговых центрах их было по нескольку.

Методы борьбы с контрабандой формировались и оттачивались людьми, приходящими в таможенное дело из различных сфер деятельности со своим опытом, знаниями и навыками. Десятки лет складывались и развивались традиции, секреты ремесла передавались из рук в руки, опыт наращивался и обогащался. В эпоху Ивана Грозного уже была широко распространена используемая Тайным Приказом практика осведомительства и доносительства.

Легендарный организатор сыска Ванька Каин везде имел своих соглядатаев. Поставленные на таможенное дело (в Большую таможню, Померную избу, Мытную избу, губернские таможни) купцы, целовальники и служивые люди активно использовали сыскной опыт.

Во времена Петра I в таможенное дело широко вовлекался стрелецкий и флотский люд, обученный военному ремеслу и имеющий боевой опыт. А это означало, что в методику борьбы с контрабандистами был привнесен опыт войсковой разведки с использованием лазутчиков, наблюдателей, дозорных.

В 1723 году Петр I издал указ, которым предписывалось: «...По всей польской границе по большим дорогам учредить крепкие заставы, а между тех больших дорог малые дороги, проезды лесом зарубить, а где лесу нет, то рвами перекопать и накрепко заказать, чтобы никто ни для чего по оным за рубеж не ездил и следу не прокладывал, а объезжал бы на помянутые большие дороги, а для того с помянутых застав от одной до другой иметь разъезды, и ежели на таких заповедных проездах появится след, то тут дожидать, и кто поедет, того взять и штрафовать взятием всего того, с чем взят будет». Учрежденные этим указом форпостные команды из состава воинских подразделений должны были регулярно высылаться в разъезды с задачами воспрепятствовать контрабанде, охраны границ и задержания беглых людей. Однако это не могло остановить незаконный провоз товаров, особенно после повышения размера пошлин в 1724 году. Служба не могла справиться с возросшими масштабами тайной переправы товаров через границу, тем более что контрабанде потворствовали порой сами таможенные чиновники. Неизменно проявлялась закономерность: повышение тарифных ставок резко увеличивало поток контрабанды и число злоупотреблений служебным положением в таможенной среде.

При слаборазвитой отечественной экономике и неприкрытой границе остановить или даже ослабить поток незаконно ввозимых товаров было практически невозможно.

В 1754 году в пограничной полосе был учрежден институт объездчиков, на который возлагалась обязанность поимки контрабандистов, и установлен порядок, в соответствии с которым объездчики поощрялись четвертой частью задержанного контрабандного товара, а осведомители получали половину конфиската. Постепенно эта практика закрепилась в Таможенных уставах, но в отсутствие прямых документальных подтверждений можно лишь с известной долей уверенности полагать, что таким образом создавалась благоприятная основа для использования в борьбе с контрабандой платных информаторов.

Использовались в борьбе с контрабандой и либеральные меры. Так, в 1731, 1766 и 1782 годах устанавливались пониженные ставки таможенных пошлин, однако к кардинальным изменениям в ситуации это не привело.

В 1782 году императрицей Екатериной был подписан указ «Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного привоза товаров». В Манифесте к указу пояснялось: «Употребленные до сего времени средства к уменьшению потаенного привоза товаров через границы наши и к удобному открытию таковых покушений не были к тому достаточны. Большая же часть оных обращалась единственно в направный казне убыток и в тягость людям на стражу посылаемым, престарелым и увечным из гарнизонов, с коими силами подобное проездов пограничных охранение не мало согласоваться не может. По многим разысканиям всего того, что может способствовать лучшим образом прекращению таковых злоупотреблений, мы предпочли учредить на границе Нашей особую таможенную цепь и стражу».

Вновь учрежденная Таможенная пограничная стража состояла из надзирателей —государственных чиновников — по одному на 50 верст и объездчиков — вольных людей — по одному на 5 верст. В последующем число объездчиков увеличивалось. Но и подобная организационная структура не обеспечивала надежную борьбу с контрабандой. Поэтому в XIX веке для усиления погранично-таможенной охраны границы неоднократно и на достаточно длительные сроки привлекались казачьи войсковые соединения.

В 1811 году военным министром Барклаем де Толли было подписано «Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи», согласно которому на каждые 150 км границы выделялся Донской казачий полк. Образовались две линии охраны: в первой - казачьи команды, во второй - команды таможенной пограничной стражи по 10 вольнонаемных объездчиков.

Казаки обогатили арсенал способов и приемов борьбы с контрабандистами своими многочисленными хитростями, уловками и нетрадиционными тактическими премудростями, накопленными многовековым опытом непрерывного противостояния украинского и российского казачества различным соседям на дальних рубежах России.

Использовались закордонные и местные осведомители, лазутчики-ходоки за кордон, подставные базы-ловушки, засады-секреты, патрулирующие дозоры-разъезды и многое другое, в том числе ранее заимствованное у соседей-противников. Своеобразным укладом и менталитетом казачества, этого степного воинства, поощрялись как одиночные или групповые ходки, так и организованные набеги «за зипунами» в соседнее приграничье, что сегодня квалифицировалось бы не иначе, как разбой и организованная контрабанда. Но это свидетельствует о том, что уловки контрабандистов были традиционно знакомы степному казачьему воинству и довольно легко ими распознавались. Таким образом, период участия казачьих соединений в таможеннопограничной службе принес немало полезного в совершенствовании методики борьбы с контрабандой, которая в дальнейшем успешно развивалась и использовалась пограничниками и таможенниками. И все же опыт охраны границы при отсутствии единой подчиненности с течением времени показал свою несостоятельность. Вольнонаемные объездчики и надзиратели зачастую потворствовали контрабанде, а то и сами перерождались в контрабандистов. Подобное наблюдалось и среди казаков. Перевод в 1822 году казачьих полков во вторую линию охраны границы ничего в этом смысле не изменил, и вскоре они были возвращены на Дон.

Через 30 с лишним лет вновь была предпринята попытка закрыть западную границу казачьими соединениями. Это привело к всплеску контрабанды и уголовных преступлений на границе, и начиная с 1861 года к этой практике больше не возвращались. Становилось ясным, что для эффективной борьбы с контрабандой и другими нарушениями границы нужна более организованная и жесткая структура,

Еще раньше - 5 августа 1827 года была учреждена новая «Таможенная пограничная стража» с военизированной организацией по типу регулярной армии, а через 5 лет ее заменила «Пограничная стража». С годами совершенствовались подразделения и этой структуры - полубригады были преобразованы в бригады, а надзиратели и их помощники стали именоваться отрядными офицерами. Для подготовки низших чинов и замещения ими вахмистрских и унтер-офицерских должностей создавались отдельные учебные команды. С 1861 года Пограничная стража комплектовалась рекрутами, а инспекторами Министерства финансов по Пограничной страже назначались офицеры.

К концу XIX века, когда в России сложилась действенная система таможенных органов, все более отчетливо стала проявлять себя тенденция разделения функций пограничников и таможенников.

61

В архивных материалах второй половины XIX века есть прямые свидетельства того, что оперативная работа по выявлению лиц, участвующих в организации и осуществлении контрабандного ввоза-вывоза товаров, из жителей приграничных районов как с этой, так и с той стороны приобрела самостоятельное значение. Регулярно выделялись средства на агентурную работу, благодаря которой удавалось добывать данные о намерениях контрабандистов и номенклатуре контрабандных товаров. Например, в 1879 году на агентурную работу по этой линии было ассигновано 8 тысяч рублей.

Конец XIX и начало XX века в России характеризовались активизацией революционного подполья, с одной стороны, и деятельности охранки и полицейского сыска - с другой. В Одессе, Новороссийске и других городах неоднократно вскрывались попытки контрабандного провоза нелегальной литературы и оружия. Неизбежное в связи с этим тесное сотрудничество таможенников с органами охранки и сыска внесло соответствующие коррективы в методику борьбы с контрабандой. Наверняка использовался и опыт русской разведки и контрразведки, организационное становление которых началось в период русско-японской войны.

Совершенствование механизма борьбы с контрабандой было прервано событиями первой мировой войны и последовавшим вслед за Великой Октябрьской социалистической революцией периодом интервенции и гражданской войны.

Возрождение таможенного дела в Советской России и возобновление механизма борьбы с контрабандой началось с переходом к новой экономической политике. 8 декабря 1921 года Совнарком утвердил Декрет о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при ВЧК была создана Центральная комиссия по борьбе с контрабандой. Аналогичные комиссии организовывались при особых отделах ВЧК при охране границ.

С 23 января 1922 года пограничная служба и борьба с контрабандой были возложены на Государственное политическое управление (ГПУ). С этого времени и на протяжении всего советского периода истории отечественной таможни борьба с контрабандой со всеми сложностями и тонкостями ее глубинной технологии все больше становилась прерогативой органов государственной безопасности. Изначально свойственные таможенной службе функции сводились лишь к обнаружению контрабанды на стадии ее перемещения через границу.

Между тем непрерывное расширение внешнеэкономической деятельности Советского государства, не прекращавшейся даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны, приводило к усложнению задач по воспрепятствованию контрабандному ввозу-вывозу товаров, объективно ложившихся на плечи таможенников.

Сегодня, в связи с резким расширением и изменением самого механизма внешнеэкономической деятельности, масштабы и опасность контрабанды неизмеримо выросли. Значительная, если не основная, нагрузка в борьбе с ними легла на таможенные органы.

Давно назревшее противоречие было юридически разрешено в начале 90-х годов созданием и интенсивным развитием на новой основе совершенно самостоятельной российской таможенной структуры с приданными ей правоохранительными функциями (дознание, оперативно-розыскная деятельность).

Отечественная история распорядилась таким образом, что становление и развертывание остро востребованной деятельности таможенной спецслужбы происходит фактически заново. Сложность этого процесса усугубляется тем, что он протекает в условиях пока еще не сформировавшейся единой теоретической и практической модели оперативно-розыскной деятельности, не прекращающейся дискуссии между приверженцами различных концептуальных подходов к ее формированию. Но это уже отдельная тема.

Эдуард Юн

Из книги «Тайные страницы истории», 2000, ЦОС ФСБ России

 

 

Читайте также: