Показать все теги
Полицейские подразделения США
Проблема соблюдения закона самой полицией, пожалуй, наиболее известна по многочисленным материалам американских исследователей. Масштабная ревизия работы полиции, проведенная в 1972 г. комиссией Кнаппа, в своем предисловии отметила, что случаи систематических поборов с борделей, игорных притонов и мелких торговцев были документально зафиксированы на всем протяжении существования Нью-Йоркского департамента полиции — с конца Х1Х века до 50-х годов ХХ века. На протяжении 70-х годов прошлого столетия широко распространенное взяточничество в полиции покрывало факты торговли наркотиками и нелегальный игорный бизнес.
Комиссия отметила, что факты коррупции были обнаружены в каждом оперативном подразделении Нью-Йорка по борьбе с игорными притонами, а также достаточно часто встречаются в подразделениях по борьбе с наркотиками, следственных отделах и подразделениях патрульно-постовой службы.[1]
Позже была вскрыта существовавшая в полицейских подразделениях система «внутреннего рынка», где можно было купить различного рода служебные привилегии, вплоть до получения званий и должностей. Система коррупции была организована на достаточно высоком уровне и покрывалась толерантностью и молчаливым согласием не участвующих в этом полицейских.[2] Наиболее серьезные факты вовлечения полицейских в преступную деятельность мы можем найти и в недавних 90-х годах ХХ в., когда полицейские не только покрывали преступную активность, но и сами были вовлечены в торговлю кокаином.[3]
Масштабные скандалы, повторяющиеся с цикличностью в двадцать лет и последующие комиссии, их расследующие, выявляют распространенность среди полицейских США всего спектра возможных правонарушений: поборов и взяток, грубости, сознательного превышения силовых полномочий, участия в криминальной активности и расизме. Последнее обстоятельство, даже после ряда прогрессивных реформ, является определяющим при очередном обострении взаимоотношений полиции с афро-американской и испано-американской частями населения.
Пытаясь проанализировать состояние дел в полиции США, Всемирная организация по наблюдению за правами человека (Human Rights Watch) в 1998 г. осуществила замечательную по своему масштабу ревизию 14 наиболее «проблемных» городов с точки зрения соблюдения полицией законности и гражданских прав.[4] В достаточно кратком виде содержание отчета отразило следующие недостатки американской полиции того периода.
Так, Новый Орлеан, известный самым высоким уровнем преступлений среди полиции, стал символом полицейского расизма в ноябре 1980 г. Когда белый полицейский был убит темнокожим, толпа возмущенных полицейских стихийно двинулась в «черные» кварталы, где устроила расправу над жителями, включающую пытки и избиения. Четверо жителей были убиты и около 50 получили ранения.[5]
История повторилась в марте 1990 г., когда в центре города в перестрелке погиб белый полицейский Э. Хоук. Задержанный на месте перестрелки афро-американец А. Арчи в течение 12 мин. был доставлен в полицейский участок, где к тому времени его уже ожидали около сотни полицейских, оповещенных об инциденте по радио. А. Арчи был избит до смерти и в критическом состоянии доставлен в госпиталь, где скоропостижно скончался.[6] Попытки расследовать факт его смерти не привели ни к каким результатам — рентгеновские снимки с повреждениями А. Арчи исчезли, врачи давали самые общие заключения о причинах смерти, полицейские отрицали свое присутствие в участке в момент доставки туда Арчи, а дежурный сержант утверждал, что вообще не видел в участке ни Арчи, ни сопровождавших его полицейских. Несмотря на широкий резонанс, ни один из полицейских не был привлечен к какой-либо ответственности, хотя город выплатил семье А. Арчи 200 тыс. долларов за причиненный ущерб.[7]
В Лос-Анджелесе случайно запечатленная видеолюбителем сцена избиения темнокожего Родни Д. Кинга в марте 1991 г. стала причиной глобальных выступлений афро-американцев против расизма и жестокости полиции. Задержанный за превышение скорости, Р. Кинг был вытащен полицейским патрулем из машины и получил 53 удара дубинкой по туловищу и голове, после чего обездвижен электрошокером. Оправдательный приговор суда в 1992 г. спровоцировал массовые беспорядки, в ходе которых было убито 54 человека, 2383 человека получили травмы и 13 212 человек — арестованы. Размер причиненного ущерба в целом составил более 700 млн. долларов.[8] Еще год спустя двое полицейских были признаны виновными в нарушении гражданских прав Р. Кинга и приговорены к 30 месяцам лишения свободы.
Комиссия У. Кристофера, проводившая ревизию дел в полиции Лос-Анжелеса особо отметила расизм и этнические предрассудки, укоренившиеся в сознании полицейских, как одну из основных причин служебных преступлений и дисциплинарных проступков. Анализ радиопереговоров между патрульными машинами и дежурными частями Лос-Анжелеса, проведенный в ходе одного из судебных разбирательств показал, что, несмотря на четкие правила, запрещающие использование в радиоэфире сленга и оскорбительных выражений, обвиняемый офицер М. Фарман за время дежурства употребил слово «нигер» по крайней мере 41 раз.[9]
В истории полиции Лос-Анжелеса конца 1980-х — начала 1990-х годов также присутствовал негативный опыт агрессивной политики в отношении национальных меньшинств, когда в бедных кварталах активно использовались кинологические подразделения. Источником многих гражданских беспорядков тогда являлась тактика подготовки служебных собак, обученных немедленно кусать подозреваемого при его обнаружении, независимо от поведения задержанного. Полицейские-поводыри часто злоупотребляли боевыми качествами собак и ежедневно фиксировался как минимум один человек, потерпевший от укусов полицейских собак. Агрессивная тактика была изменена только в 1995 г., когда по гражданскому иску город был вынужден выплатить потерпевшему сумму в 3,6 млн.долларов.[10]
Полиция Индианаполиса по меньшей мере дважды находилась в центре общегосударственного внимания в силу неправомерных действий, имевших радикально выраженную расистскую окраску. Первый случай относится к июлю 1995 г., когда темнокожий Денни Сейлс был арестован полицейским сержантом и избит. Пытаясь на следующий день обжаловать действия сержанта и встретив неудовлетворительную реакцию со стороны должностных лиц полиции, Сейлс начал акцию протеста на улице перед фасадом полицейского участка.
Вскоре к нему присоединилось около сотни сочувствующих, на разгон которых было брошено также не меньше сотни полицейских. После неудачных попыток рассеять толпу с помощью слезоточивого газа, служебных собак и бронетехники акция протеста переросла в массовые беспорядки, сопровождавшиеся грабежом магазинов, поджогами и столкновениями с полицией на протяжении нескольких дней. Городу был нанесен ущерб в несколько сот тысяч долларов.[11]
Второй случай произошел буквально через год, когда в августе 1996 г. девять белых полицейских из элитного подразделения Индианаполиса, находясь вне службы, в состоянии алкогольного опьянения и с табельным оружием в руках начали беспричинно избивать прохожих на улице, выкрикивать расистские оскорбления, запугивать женщин. Двое полицейских спустя год были уволены, остальные признаны виновными в нарушении дисциплины и продолжили службу в полиции.[12]
Этнические предрассудки и расовая неприязнь делают не единичными случаи, когда полицейские — представители этнических меньшинств, страдают от агрессивной грубости своих белых коллег. В Бостоне, например, темнокожий полицейский М. Кокс, находясь на службе 25 января 1995 г. и одетый в гражданскую одежду, присоединился к объявленному по радио преследованию лица, подозреваемого в убийстве. Однако вскоре он был сам задержан полицейскими в форме, принявшими его за подозреваемого. Без каких-либо попыток установления личности Кокс был жестоко избит несколькими коллегами, что повлекло за собой сотрясение мозга, ссадины и порезы лица, травмы половых органов с последующей доставкой Кокса в реанимацию. При проведении расследования полицейские всячески отвергали свою причастность к этому инциденту и спустя три года ни один из офицеров не был привлечен даже к дисциплинарной ответственности. Проведя полгода в больнице, Кокс подал иск, который остался без рассмотрения.[13]
В Бостоне к тому времени неправомерное применение силы уже стало традиционно серьезной проблемой в отношениях полиции и жителей. Составляя в населении Бостона всего 26%, афро-американцы являлись инициаторами 50% всех жалоб, направленных против неправомерных действий полиции.[14]
Особую настороженность общественности вызывали факты интенсивного применения полицией огнестрельного оружия, поскольку в таких случаях довольно трудно установить правомерность его применения. Когда при задержании 4 грабителей ресторанов, сидящих в машине, спецподразделение выпускает из пистолетов 227 пуль так, что в теле одного из грабителей находят 19 ранений, всегда возникает сомнение в том, контролирует ли полиция степень силы, применяемой ею для противодействия преступности и не выходит ли полиция из-под контроля закона.[15]
В 1997 г. американская полиция по инициативе Вашингтона и Нью- Йорка провозгласила политику «нулевой терпимости» к проявлению любых, даже незначительных нарушений закона. Эксперты в области полицейских правонарушений справедливо полагали, что американская полиция, решившая снизить уровень преступности в обществе путем агрессивного преследования даже незначительных правонарушений, была обязана продемонстрировать такую же крайнюю нетерпимость к отклонениям от закона внутри своих рядов. Однако этого не произошло. Одновременно с курсом на установление жесткого контроля за безопасностью на улицах, активным преследованием поклонников граффити и лиц, перепрыгивающих через турникеты метрополитена, возросла и общая агрессивность полицейских, сопровождавшаяся грубостью, неоправданным применением силы, цинизмом и плохо скрываемым расизмом. Число жалоб граждан на неправомерные действия полиции в результате возросло на 56%, при этом 88% жалоб поступило от тех граждан, которые никогда не подвергался аресту либо штрафу.[16]
Среди американских городов Сан-Франциско того времени имел самый высокий ежегодный уровень граждан, убитых полицейскими (4.1 человека на каждые 100 убийств), что превышало показатели Нью- Йорка (1.6 чел) и Лос-Анжелеса (2.2 чел). Большинство застреленных (около 80%) составляли жители бедных кварталов и представители этнических меньшинств. За период с 1977 г. по 1997 г. ни один полицейский Сан-Франциско не был привлечен к уголовной ответственности за применение оружия во время несения службы, а в 80% случаев, когда жалобы граждан были подтверждены внутренними расследованиями, полицейские не были наказаны даже дисциплинарно.[17]
Неправомерное применение оружия поставило в ряд «проблемных» полицейских департаментов полицию Атланты, когда 7 декабря 1995 г. группа полицейских, одетых в гражданскую одежду, преследуя подозреваемого в совершении грабежа, подъехали к одному из автомагазинов и окружили его. Полицейский В. Соулс, не представившись, ворвался в автомагазин с пистолетом в руке, выкрикивая оскорбления. Продавцы, приняв Соулса и его коллег, окруживших магазин, за грабителей, открыли стрельбу в качестве самозащиты. В результате перестрелки хозяин магазина, Д. Джексон, был убит, двое полицейских, включая Соулса — ранены. При этом хозяин магазина был убит напарником Соулса, полицейским У. Пинкни, в то время, когда он лежал безоружный на тротуаре перед магазином, не пытаясь оказать сопротивления полиции.[18]
По признанию американских правозащитников, своеобразным рекордсменом национального обзора оказался Новый Орлеан, имеющий самый высокий уровень жалоб граждан на чрезмерное применение силы. На протяжении 1993-1997 гг., по крайней мере, 50 полицейских (4% от личного состава) были арестованы за совершение умышленных убийств, изнасилований и грабежей.[19] По мнению обозревателей Human Rights Watch, проблема крылась в низкой зарплате полицейских Нового Орлеана, что обуславливало не только высокий уровень правонарушений, но и систематическую коррупцию как минимум 1015% личного состава.
Наш анализ разрозненных и неоднородных данных, содержащихся в указанном отчете Human Rights Watch, позволил представить данные в виде, наиболее близком для отечественной статистики, с выделением таких показателей, как численность личного состава полиции, количество поступивших и подтвердившихся жалоб граждан, число возбужденных уголовных дел, приблизительная «цена» полицейской преступности (см. табл. 1.16).
Табл. 1.16. Основные показатели, связанные с работой полиции США
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
новый орлеан |
1400 |
506 0.36 |
79% |
1-2% |
д о £ а 85 0 2 |
9 2 в год |
341 тыс 243 $/чел |
Индианаполис |
1000 |
141 0.1 |
28% |
12% |
д го 1в 8.2 16. |
5 1 в год |
1 I 5 0$ 02 |
провиденс |
435 |
3030 6.96 |
|
5% |
177 35 в год |
3 0.6 в год |
0.2 млн. 460 $/чел |
Миннеаполис |
960 |
600 0.62 |
|
|
32 6.4 в год |
6 1.2 в год |
1,1 млн. 1145 $/чел |
портленд |
нет данных |
570 |
19% |
4.5% |
д 2го 2в 4 |
5 1 в год |
0.5 млн. |
Атланта |
нет данных |
309 |
18.7% |
|
153 51 в год |
4 0.8 в год |
1.864 млн. |
Всего |
1 жалоба на каждого 4 полицейского |
30.3% |
5.9% |
2193 31.3 дела в год 0.48% от личного состава |
1.6 приговора в год 0.027% отличного состава |
63.5 млн. В среднем 4.88 млн. в год на каждый город |
*1 — Количество личного состава департамента полиции
2 — Количество жалоб граждан (в год)
3 — В т. ч. за злоупотребление силой (в %)
4 — Из них жалоб, по которым факты подтвердились (в %)
5 — Рассмотрено уголовных дел в отношении полицейских за 1992—1996 гг.
6 — Из них с вынесением обвинительного приговора
7 — Сумма компенсаций, выплаченных по гражданским искам для
возмещения ущерба потерпевшим (в год)
Чикаго, ставший в 1968 г. символом полицейского произвола после жестокого разгона демонстрации, долгое время оставался источником серьезной обеспокоенности граждан, поскольку чикагская полиция по прежнему лидировала по количеству известных фактов полицейских злоупотреблений и пыток. В феврале 1982 г. центральной фигурой общественного скандала стал начальник полицейского участка Джон Бардж, когда задержанный по подозрению в убийстве Э. Вильсон заявил, что на протяжении 17-часового допроса полицейские под непосредственным руководством Барджа избивали его, пытали электрическим током и держали привязанным к горячему радиатору. Имя Д. Барджа вновь стало синонимом беззакония в конце 1980-х — начале 1990-х гг. после проведенного активистами правозащитного движения расследования, в ходе которого были идентифицированы 65 подозреваемых, ставших в 1972-1991 гг. жертвами пыток со стороны Барджа и его подчиненных. Помимо тривиального избиения, к потерпевшим применялись изощренные психологические техники и спланированные виды пыток.[20] Невзирая на активную защиту полицейского профсоюза, Д. Бардж в 1994 г. был уволен.
Как международный феномен, превышение служебных полномочий и злоупотребление властью полицейскими США оказывается непосредственно связанным с распространением в полиции криминальной и коррупционной деятельности. Один из самых широких коррупционных скандалов вспыхнул в начале 1990-х годов, когда полицейские пяти городских участков Нью-Йорка были арестованы за продажу наркотиков и избиение подозреваемых. Возглавляемая судьей М. Молленом специальная комиссия установила, что в полиции Нью- Йорка широко практиковалось избиение и пытки подозреваемых, издевательства над задержанными, злоупотребление служебным положением, фальсификация вещественных доказательств, изнасилование проституток во время рейдов и проверки борделей. Система внутреннего контроля была также коррумпирована: внутренние расследования проводились необъективно, а руководство всячески покрывало полицейских, виновных в совершении преступлений.[21]
В том же Чикаго после 20-часового противостояния и сопротивления в апреле 1993 г. был арестован детектив Г. Самервиль, обвиненный в совершении похищения, 3 сексуальных преступлениях и злоупотреблении служебным положением. В ходе несения службы Самервиль останавливал женщин-водителей, показывал полицейский значок и приказывал им пересесть в полицейскую машину, где насиловал их под угрозой применения оружия. Только после двухлетнего судебного процесса Самервиль был осужден к четырем годам тюремного заключения.[22]
Примерно в это же время группой филадельфийских полицейских из 39 дистрикта на протяжении 1995 г. было совершено ряд преступлений: ограбления лиц, подозреваемых в торговле наркотиками, незаконные аресты и фальсификация материалов. Во время рейдов по местам продажи наркотиков полицейские врывались в дома подозреваемых, отбирали у наркодиллеров все обнаруженные деньги и избивали всех, кто попадался на пути. Всего же на протяжении 1990-1995 гг. департамент полиции Филадельфии уволил 82 человека за совершение ограблений, изнасилований, вымогательств, а так же за торговлю наркотиками.[23]
Следующий коррупционный скандал разгорелся в декабре 1996 г., когда семеро полицейских из элитного тактического подразделения Чикаго были обвинены федеральным судом в вымогательстве и краже денег у торговцев наркотиками. Особенность процессу придавала недоказанная версия, согласно которой один из арестованных офицеров сам являлся высокопоставленным лидером преступного ми- ра.[24] Образованная в 1997 г. специальная комиссия по расследованию уровня коррупции в чикагской полиции вскрыла большой негативный пласт проблем, связанных с набором и обучением личного состава, недостатками контрольно-дисциплинарной системы, непосредственно ведущих к широкому распространению правонарушений среди полицейских. После опубликования в ноябре 1997 г. отчета комиссии суперинтендант чикагской полиции Мэтт Родригес был смещен со своего поста за тесную связь с преступником, осужденным за совершение тяжкого преступления.[25]
Не менее актуальной проблемой для американской полиции является распространенность домашнего насилия в семьях самих полицейских.
Бостонский отдел внутренних расследований, например, подвергается жесткой критике за пассивность в регистрации и рассмотрении жалоб о домашнем насилии полицейских в отношении своих жен и сожительниц. В одном из рассмотренных дел в июле 1994 года сержант полиции обвинялся в том, что преследовал свою бывшую сожительницу, угрожая убить ее и ее детей. В течении своей 15-летней полицейской карьеры сержант имел 6 жалоб в послужном списке со стороны граждан: две жалобы за словесное оскорбление женщин, одну — за злоупотребление алкоголем и три — за использование чрезмерной силы. Глава отдела внутренних расследований Доэрти признала, что наиболее частой причиной ареста бостонских полицейских являются обвинения их в совершении домашнего насилия, хотя часто расследования и не приводят к вынесению обвинительного заключения.
Департаментом полиции Лос-Анжелеса на протяжении 1990—1996 гг. было расследовано 227 дел по фактам домашнего насилия в семьях полицейских. Из них 31% обвиняемых полицейских совершали акты домашнего насилия повторно. Согласно отчету Генерального инспектора, многие расследования были проведены с допущением серьезных недостатков в объективности и искажениями фактов с целью ведомственной защиты полицейских от наказания. В служебных характеристиках и аттестациях 75% полицейских, в отношении которых были вынесены обвинительные приговоры суда, отсутствовали какие-либо упоминания о том, что полицейские стали объектом жалоб со стороны родственников. В одном из таких дел полицейский повалил потерпевшую на пол и избил кулаками. В предоставленной характеристике было указано, что «офицер всегда демонстрировал спокойствие и выдержку даже в наиболее стрессовых ситуациях», но ничего не было сказано об инциденте, в результате которого и предоставлялась данная характеристика в суд.[26] C середины 1997 г. в департаменте полиции учрежден Отдел по борьбе с домашним насилием, что повлекло за собой увеличение числа полицейских, арестованных за совершение данного вида правонарушений.[27]
После проведенного в 1996 г. журналистского расследования проблема домашнего насилия была признана актуальной и в семьях полицейских Вашингтона. Расследование показало, что во многих случаях руководство полицейских подразделений крайне неохотно расследует жалобы на своих подчиненных, а сами виновники, помимо дачи ложных показаний и фальсификации материалов, запугивают женщин, их новых мужей и сожителей с целью отказаться от выдвинутых обвинений. Один из таких офицеров, указывая бывшей сожительнице на тщетность всех ее попыток добиться официального рассмотрения ее жалобы, цинично заявлял: «Я полицейский, крошка...Все полицейские стоят друг за друга».[28] Дело вашингтонского полицейского Джорджа Батисты показывает, насколько длительным бывает процесс правосудия в таких случаях. Д. Батиста, несколько раз избивавший свою жену на протяжении 1994 г., был обвинен в совершении домашнего насилия, однако жена впоследствии отказалась давать показания, развелась с Батистой и не участвовала в процессе. Благодаря качественно проведенному предварительному следствию и сбору всех улик, включая фотографии со следами побоев, суд счел возможным продолжить уголовное преследование Батисты без участия его бывшей жены в зале суда. Батиста был осужден, однако после нескольких апелляций адвоката судья пересмотрел дело и снял обвинения с Батисты. Федеральный суд, однако, не утвердил его решения и назначил повторное расследование, закончившееся увольнением Д. Батисты из рядов полиции только в 1997 г., сопровождавшееся активной кампанией в поддержку Батисты со стороны его коллег-полицейских.[29]
Двое заместителей шефа столичной полиции на протяжении нескольких лет были в центре громких скандалов по обвинению их в домашнем насилии и сексуальных оскорблениях. Один из них пытался застрелить свою сожительницу, однако был оправдан, т. к. потерпевшая отказалась давать показания. Ранее он обвинялся еще одной своей бывшей сожительницей в попытке покушения на нее.[30] Второй заместитель обвинялся в том, что изнасиловал свою подчиненную-сержан- та, однако суд закрыл дело ввиду незначительности улик.[31]
В 1997 г. шеф полиции Вашингтона Л. Солсби инициировал ревизионный анализ всех жалоб, поступивших к тому времени на его подчиненных, поскольку новый федеральный закон запрещал ношение оружия лицам, уличенным в совершении домашнего насилия. Солсби заявил, что из полиции будут уволены не только те, кто уже признан судом виновным в совершении домашнего насилия, но также и те полицейские, против которых вообще были выдвинуты обвинения, либо чьи дела были прекращены, закрыты или ограничены административным наказанием. К моменту этого заявления в полиции Вашингтона насчитывалось около сотни полицейских, против которых в прошлом выдвигались обвинения и еще 14 человек ожидали решения суда.
По признанию Л. Солсби, домашнее насилие «.является одной из злободневных проблем поведения полицейских».[32] Такая позиция шефа полиции была воспринята крайне враждебно и встретила ожесточенную критику со стороны полицейского профсоюза, председатель которого, Рон Робертсон, заявил, в свою очередь: «Если бы мы взялись увольнять всех людей, кто совершает это, работать было бы некому. В какой еще профессии людей лишают работы только за то, что они бьют своих жен?»[33]
Кроме случаев домашнего насилия, в практике отделов внутренних расследований США достаточно часто фигурируют следующие категории сексуальных домогательств со стороны полицейских: остановка и допрос женщин с целью более пристального их рассматривания и сбора необходимой информации о них; «охота на лис» — остановка школьниц и студенток якобы для рутинной проверки с целью завязать знакомство; вуайеризм; посещение жертвы преступления на дому якобы для оказания психологической помощи; обыск лиц противоположного пола; вступление в половую связь с задержанными; сексуальная коррупция — использование служебного положения для бесплатного пользования услугами проституток.[34]
Разумеется, многие проблемы по соблюдению полицией законности упираются в недостатки кадрового обеспечения, что хорошо известно, прежде всего, из опыта департамента полиции Вашингтона. Как это ни странно звучит для отечественного читателя, однако обязательная проверка кандидатов на службу и профессиональные стандарты для работы в полиции были частично приняты полицией США только в 1997 году. До этого времени биография кандидата на службу в столичную (!) полицию, наличие судимостей у него и его ближайших родственников, его поведение в быту и моральные качества проверялись крайне эпизодично.
Естественно, что такие недостатки кадровой политики не могли не сказаться на уровне нарушений среди полицейских. В 1989-1990 гг. без проведения соответствующей предварительной проверки в столичную полицию было принято 1500 человек. Через три года представители этого набора дали 50% (около 100 чел.) полицейских, арестованных к 1993 г. за совершение различных уголовных преступлений — от краж в магазинах до изнасилований и убийств. Во время следствия у многих было обнаружено криминальное прошлое.[35] Около 25% из них совершили преступления, связанные с домашним насилием.[36]
Назначенный в 1995 г. новый шеф полиции Ларри Солсби потребовал назначить переподготовку как минимум для 75% личного состава, поскольку в ходе проверки обнаружилось, что ни один из офицеров не смог дать определение такому понятию, как «законный обыск».[37] Вскоре, однако, шеф столичной полиции Л. Солсби был уволен за несоответствие занимаемой должности после того, как коллега и друг Солсби — лейтенант Джеффри Стоув, с которым они вместе снимали дом, заставил хозяина снизить арендную плату ниже минимальной отметки.[38] Вскоре и сам Стоув, начальник отдела по борьбе с мошенничеством и вымогательством, попал под расследование по обвинению в растрате служебных средств, попытке оклеветать нескольких женатых полицейских, посещавших ночной гей-клуб, а также использовании своих подчиненных с целью добычи материалов расследования ФБР относительно Л. Солсби.[39]
Проблема неудовлетворительного уровня профподготовки сохранилась — в 1998 г. было обнаружено, что около половины полицейских Вашингтона не прошли зачетных нормативов по огневой подготовке и теоретически не должны быть допущены к несению службы.[40]
Цена полицейской преступности вполне осязаема — ежегодно муниципалитеты 14 обследованных Human Rights Watch городов выплачивали потерпевшим гражданам в качестве компенсации по судебным искам сумму в 63.5 млн. долларов (см. табл. 1.16). Учитывая, что полицейский получал 4-4.5 тыс. дол. в месяц (в среднем около 52 тыс. дол. в год), ущерб от незаконных действий полиции составлял для муниципальных бюджетов 1220 годовых зарплат офицеров полиции. Американские налогоплательщики, таким образом, оказывались в ситуации, когда фактически платили дважды за содержание полиции: когда их налоги шли на зарплату полицейских и когда эти же налоги шли на выплату компенсаций жертвам полицейского беззакония.
Реформы полиции, предпринятые в США на протяжении последних двадцати лет, несколько снизили уровень преступности среди полицейских. Однако тема полицейской преступности по-прежнему остается актуальной.[41]
Так, по данным Национального проекта по вопросам статистики и документирования правонарушений работников полиции (NPMSRP) в 2010 году было задокументировано 4861 правонарушение, совершенное 6613 работниками полиции (в том числе 354 руководителями подразделений) относительно 6826 граждан. Общая сумма исков, поданных гражданами США в результате незаконных действий полиции, составляла 346 млн. 512 тыс. 800 долларов.
Наиболее распространенными правонарушениями были незаконное применение силы — 23,8%; правонарушения сексуального характера — 9,3% и имущественные правонарушения — 7,2%. (см. табл. 1.17).[42]
Табл. 1.17. Виды правонарушений, совершенных полицейскими США в 2010 г.
|
Из 1575 сотрудников полиции, обвиненных в незаконном применении силы, 897 были вовлечены в инциденты с применением физической силы, 232 — с применением огнестрельного оружия, 166 — электро- шокеров, 38 были обвинены в незаконном применении химических средств, 27 — служебных собак, 6 — автомобилей и 209 — других средств. 618 офицеров полиции были обвинены в совершении правонарушений сексуального характера, из них 354 чел. — в сексуальном насилии. 52% жертв сексуального насилия составляли несовершеннолетние.
Уровень преступности среди полицейских США по некоторым видам тяжких преступлений может быть сопоставим с общенациональным уровнем преступности (см. табл. 1.18).[43]
Табл. 1.18. Сравнение общенационального уровня преступности с преступностью среди полиции США в 2010 г.
|
Полиция других стран
Полиция Великобритании, несмотря на практически полный переход к сервисной модели, дает основания для дискуссий по вопросам правопорядка и дисциплины внутри силовых подразделений. Правда, в отличие от американских коллег, британские правоохранители в условиях современного мультиэтнического общества имеют значительно меньше упреков со стороны граждан на элементы расизма в поведении. Доля агрессивного поведения, как причина поступающих жалоб, встречается в британской практике несколько чаще — в среднем в 45,5% случаев против 30,3% «злоупотребления силой» в США.
Однако полного соответствия между приведенными показателями проводить нельзя по двум причинам. Во-первых, британские полицейские несут патрульную службу без огнестрельного оружия и агрессивное поведение с их стороны включает в себя применение только спецсредств для поддержания общественного порядка. Во-вторых, при распределении жалоб граждан в категории «агрессивное поведение» только два показателя — «резкое, агрессивное выполнение служебных действий» и «незаконный арест» могут служить аналогами американского термина «злоупотребление силой». С учетом сказанного можно считать, что случаи чрезмерного применения силы, согласно жалобам граждан, встречаются в правоохранительной практике США и Великобритании примерно с одинаковой частотой в 30-34% от общего количества неправомерных действий.1
В период 2000-2010 гг. наибольшее количество жалоб граждан приходилось на действия сотрудников полиции, которые были связаны с проведением ареста, обыска; проведением расследований, особенно дорожно-транспортных происшествий; обеспечением правопорядка при проведении ходов и манифестаций т. д. При этом доминирующими были жалобы на проведение арестов и расследований преступлений. Эту же тенденцию отражает и статистика зафиксированных правонарушений, совершенных, в частности, полицейскими Англии и Уэльса (см. табл. 1.19). [44]
Табл. 1.19. Типы правонарушений, совершенных служащими полиции Англии и Уэльса в 2009 г.
|
1 Мартиненко О. А. Стан дотримання законносп у дiяльностi британсько'1' полщп // Вкник Нац. ун-ту внутр. справ. 2004. № 26. С. 70-75. |
ненадлежащее выполнение служебных обязанностей |
ненадлежащее отношение к доказательствам/лжесвидетельство |
1239 |
коррупционная деятельность |
408 |
|
|
ненадлежащее отношение к собственности |
1705 |
|
нарушение требований закона к проведению осмотра |
758 |
|
нарушение требований закона к проведению обыска и изъятия собственности |
1488 |
нарушение требований законов, регламентирующих работу полиции и уголовные |
нарушение требований закона относительно процедур лишения свободы и проведения допроса |
2515 |
процедуры |
нарушение требований закона относительно процедур установления личности |
27 |
|
нарушение требований закона относительно использования звукозаписывающей аппаратуры |
13 |
|
Иные нарушения требований закона |
74 |
недостаточная искренность и предубежденность |
253 |
|
дискриминационное поведение |
1531 |
|
другие виды ненадлежащего выполнения служебных обязанностей |
14 983 |
|
Грубость, невежливость, нетерпимость |
11 576 |
|
нарушение правил дорожного движения |
846 |
|
|
Иные нарушения установленных процедур |
1426 |
Иное |
неправомерное раскрытие информации |
1189 |
Иные виды нарушений сексуального хараткера |
39 |
|
|
Иное |
1227 |
Всего |
|
58 399 |
Наши исследования показали, что удельный вес жалоб, ежегодно подтверждающихся в ходе служебных проверок и внутренних расследований, невысок как для США (5,9%), так и для Великобритании — 2,2% от их общего количества. Практически одинаковым является и количество поступающих жалоб в соотношении к числу личного состава полиции — 1 жалоба на каждые 4 чел. в США и 1 жалоба на 3 чел. в Великобритании.
Рассмотренные положения демонстрируют наличие практически сходных проблем в развитии и деятельности полицейских сил, чьи национальные правительства придерживаются различных подходов в определении места и роли полиции в современном обществе. Американская полиция, укрепляя материально-техническую оснащенность и наделяемая широкими полномочиями для борьбы с преступностью, сталкивается с чрезмерной агрессивностью полицейского персонала и его неготовностью беспристрастно работать с представителями различных этнических меньшинств. Проблема отношения французской полиции к представителям североафриканских народностей также стала постоянным пунктом повестки дня в Европейском суде по правам человека, сходные проблемы возникают в работе немецких полицейских с представителями турецкой общины, между полицией Австралии и аборигенами.[45]
Попытки установления различных форм общественного контроля встречают не только активное сопротивление со стороны полиции, но и трудности объективного характера, что находит свое отражение в чрезвычайно низком уровне фактов злоупотреблений полиции, подтверждающихся в ходе расследований жалоб граждан, недостаточно гибком реформировании большинства полицейских структур в США, Европе, Индии и Австралии.[46]
Британцы, направив основные усилия на реорганизацию полицейских сил, придали деятельности полиции не столь карательный, сколько превентивно-сервисный характер, делегируя борьбу с преступностью обществу в целом, а не только самой полиции. Однако и для британского общества проблема агрессивного поведения полицейских сопровождается ростом числа летальных исходов среди задержанных и арестованных, недостаточным уровнем «прозрачности» полицейской работы, продолжающимися фактами коррупции.[47]
Опыт Нидерландов, например, показывает с той же долей очевидности, что в работе современной полиции основными проблемами являются ее автономность, злоупотребление властными полномочиями и коррупционные действия со стороны полицейских.[48] Действия некоторых комиссаров полиции, активно препятствовавших выполнению административных и политических решений относительно полиции, дополняются многочисленными фактами того, что на практике голландская полиция далеко не всегда соблюдает правила субординации. Секретарь голландского министерства юстиции, в свое время высказав мнение: «Полиция больше не слушается властей. Она стала независимой», практически сформулировал вслух опасения граждан о неприступности полицейской организации.[49]
В странах бывшей социалистической ориентации наиболее распространенными формами полицейских правонарушений являются коррупция и злоупотребление служебным положением. Опрос института Геллапа, проводившийся в 2001 г. в Хорватии, выявил, что полицейские наряду с офицерами таможни и врачами являются наиболее коррумпированными чиновниками в стране, хотя в официальной статистике на их долю приходится только 1% всех дел, возбужденных по обвинению во взяточничестве и коррупции.[50]
Схожая картина наблюдалась в Венгрии, где сотрудники полиции также входили в первую тройку наиболее коррумпированных чиновников наряду с представителями таможни и акцизного ведомства. 25% населения страны было уверено, что дача взятки является обязательной для правильного рассмотрения дела полицией. В ходе опросов респонденты чаще всего указывали на подразделения дорожной полиции и следствия.[51]
В Болгарии, после роспуска значительной части силовых ведомств, общество столкнулось с проблемой преступности, порожденной отставными сотрудниками милиции и госбезопасности. В 1991 г. около 17 тысяч бывших правоохранителей заняли ведущее место в теневой экономике и курортном бизнесе, активно вовлекая в процесс незаконного товарооборота своих коллег и по сути дела, образуя в стране специфическую форму полицейской организованной преступности.[52]
Среди сотрудников Гражданской полиции ООН на территориях миротворческих миссий, несмотря на повышенные требования к морально-деловым качествам кандидатов и тщательный отбор со стороны национальных правительств, нарушения дисциплины и законности не являются исключением.[53] Объясняется это, прежде всего, многона- циональностью международных полицейских контингентов, сложностью рабочих условий в стране пребывания, а также большими различиями в профессиональных навыках и национальных стереотипах полицейских. По нашим данным, наиболее распространенными видами нарушений в миротворческих миссиях являются прогулы и отсутствие на рабочем месте без уважительных причин, управление служебным автомобилем в нетрезвом состоянии и совершение ДТП, неподчинение приказу начальника, нарушение профессиональных стандартов полицейской работы.
Говоря о серьезных правонарушениях, за совершение которых может наступать уголовная ответственность, необходимо отметить, что в практике ООН виновное лицо в таких случаях обычно репатриируется на родину с последующей передачей национальному правительству юридических полномочий относительно окончательного решения. Репатриации подлежат и другие полицейские, чье дальнейшее пребывание в миссии по различным причинам считается нецелесообразным. Среди репатриированных лиц встречаются и представители украинской милиции.
Так, капитан милиции Ж. в свободное от работы время, находясь в гражданской одежде и с табельным оружием пистолетом «Форт-12» посетил вечеринку по случаю дня рождения офицера полиции немецкого миротворческого контингента. Употребив спиртные напитки, он спровоцировал ссору с одним из офицеров немецкой полиции, во время которой произвел 11 выстрелов в воздух из табельного оружия. Избегая дальнейшего конфликта, немецкие полицейские сели в машину и уехали. Однако сотрудник украинского контингента начал их преследовать, сев за руль служебного автомобиля ООН. Во время езды он не справился с управлением и въехал в здание магазина. Служебный автомобиль при этом был значительно поврежден. После решения Комиссара гражданской полиции ООН в Косово о депортации данный сотрудник был направлен в Украину и уволен из милиции за дискредитацию звания сотрудника органов внутренних дел
Мартыненко О. А., Самотиевич В. А.
Из книги «Преступления сотрудников органов внутренних дел Украины», 2013.
[1] Knapp W. Report of the Commission to Investigate Alleged Police Corruption. New York, 1972.
[2] Henry V. Police corruption: tradition and evolution // UnPeeling Tradition: Contemporary Policing / Ed. by K. Bryett, C. Lewis. South Melbourne, 1994.
[3] Report of the Commission to Investigate Allegations of Police Corruption and the AntiCorruption Procedures of the Police Department. New York, 1994.
[4] Shielded from justice: Police brutality and accountability in the United States / The Human Rights Watch. N.Y., 1998.
[5] Allan Katz. Policing an atypical city // New Orleans. 1990. June.
[6] Russel Miller. The big sleazy // Sunday Times Magazine. 1995. October 8.
[7] Herbert Bob. Disgracing the Badge // New York Times. 1995. September 18.
[8] Delk D.J. Fires and Furies: The L.A. Riots. Palm Springs, 1995.
[9] Report of the Independent Commission on the Los Angeles Police Department, July 9, 1991.
[10] Report of the Independent Commission on the Los Angeles Police Department, July 9, 1991.
[11] Gillaspy James A, Sherri Edwards. Silent protest spark violence // Indianapolis Star. 1995. July 27.
[12] Pasternak Judy. Indianapolis wrestles with police melee // Los Angeles Times. 1996. October 3.
[13] Lehr Dick. Years after beating, officer has seen no help from colleagues // Boston Globe. 1997. December 8.
[14] St. Clair Commission, Report of the Boston Police Department Management Review Committee, January 14, 1992.
[15] Skolnick J, Fyfe J. Above the Law. New York, 1993.
[16] CCRB Semiannual status report, January-June 1997.
[17] RosenfeldSeth. S. F. pays big when cops shoot civilians // San Francisco Examiner. 1996. December 29.
[18] Smothers Ronald. Atlanta police face criticism in recent killing by an officer // Atlanta Journal-Constitution. 1995. December 29.
[19] Keegan Paul. The Thinnest Blue Line // New York Magazine. 1996. March 31.
[20] Allegations of Police Torture in Chicago, Illinois // Amnesty International. 1990. December.
[21] Report of the Commission to Investigate Allegations of Police Corruption and the AntiCorruption Procedures of the Police Department. New York, 1994.
[22] Ex-cop gets 4 years in sex assault // Chicago Tribune. 1995. August 6.
[23] Fazlollah Mark. Conduct report praises police // Philadelphia Inquirer. 1997. November 20.
[24] Terry Don. Worst fears realized with Chicago officers' arrests // New York Times. 1996. December 30.
[25] Chicago police official retires // New York Times. 1997. November 15.
[26] Domestic Violence in the Los Angeles Police Department: The Report of the Domestic Violence Task Force // Office of Inspector General. 1997. July 22.
[27] Scott Glover. Arrests of accused abusers in LAPD soar // Los Angeles Times. 1998. February 20.
[28] MencimerStephanie. Battered Blue // Washington City Paper. 1996. August 23-29.
[29] Avis Thomas-Lester. D.C. police to rid ranks of spouse abusers // Washington Post. 1997. September 10.
[30] Roman CarlT, Jr. Who's Policing D.C. Cops? // Washington Post. 1995. October 8.
[31] Avis Thomas-Lester. D.C. reverses suspension of police commander // Washington Post. 1995. July 24.
[32] Avis Thomas-Lester. D.C. police to rid ranks of spouse abusers // Washington Post. 1997. September 10.
[33] Mencimer Stephanie. Battered Blue // Washington City Paper. 1996. August 23-29.
[34] O'Connor T. Dr. Police Deviance and Ethics // faculty/ncwc.edu./toconnor/205/205 lect11.htm.
[35] Roman CarlT, Jr. Who's Policing D.C. Cops? // Washington Post. 1995. October 8.
[36] Mencimer Stephanie. Battered Blue // Washington City Paper. 1996. August 23-29.
[37] HorwitzSari. Getting back to basics // Washington Post. 1996. April 1.
[38] Thompson Cheryl W., Horwitz Sari. Embattled D.C. police chief resigns // Washington Post. 1997. November 26.
[39] Avis Thomas-Lester, Toni Locy. Soulsby's friend accused of extortion // Washington Post. 1997. November 26.
[40] Thompson Cheryl W. Half of officers lack firearm certification // Washington Post. 1998. March 28.
[41] Здесь и далее использованы материалы диссертационного исследования И. А. Теличкина «Предупреждение преступлений среди работников органов внутренних дел Украины: международные стандарты в национально-правовом измерении», выполненной в ХНУВД, Харьков, 2012.
[42] 2010 NPMSRP Police Misconduct Statistical Report — Draft. (Електронний ресурс). Доступ до ресурсу: http://www.injusticeeverywhere.com/?p=4053
[43] 2010 NPMSRP Police Misconduct Statistical Report — Draft: http://www.injusticeeverywhere.com/?p=4053
[44] Police Complaints: Statistics for England and Wales 2009/2010. IPCC Research and Statistics Series: Paper 19. Independent Police Complaints Commission. (Електронний ресурс). Доступ до ресурсу: http://www.ipcc.gov.uk/Pages/stats.aspx
[45] Chan J.B.L. Changing Police Culture: policing in a multicultural society. Cambridge, 1997.
[46] Wood J.R.T. Royal Commission into the New South Wales Police Service: Final Report. Sydney, 1997. Volume 1: Corruption; Raghavan R. K. Policing a democracy: a comparative study of India and US. New Delhi, 1999.
[47] Police Complaint Authority. Death in Custody: reducing the risk. London, 1999; HMIC. Police Integrity: Securing and maintaining public confidence: Report of Her Majesty's Inspectorate of Constabulary. London, 1999.
[48] Van TraaM. Report of the Parliamentary Inquiry Committee Concerning Investigation Methods. Translation of article from the Netherlands Juristenblad, 1996, 9 February, № 6; Under Surveillance. Justice. London, 1998.
[49] Аалберс М. М., Ван де Бунт Х. Г., Ван дерЛаан П. Х. Тенденции развития преступности и уголовной юстиции в Нидерландах // Криминологические исследования в мире. М., 1995.
[50] Djikic Ivica. Corruption, Croatia's tragedy», (AIM Zagreb) in «Corruption in the countries of South-Eastern Europe //www.aimpress.org/dyn/dos/archive/data/2001/11029dose0103.htm
[51] Open Society Institute. Monitoring the EU Accession Process: Corruption and AntiCorruption Policy in Hungary. 2000. Part 8.1: «Police»
[52] Nikolov Jovo. Crime and Corruption after Communism. Organized Crime in Bulgaria // East Europian Constitutional Review». 1997(Fall). Vol. 6, № 4.
[53] Теличкин А. А. Управление Гражданской полицией ООН. — Харьков, 2003.