ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Как нарушают закон в полиции
Как нарушают закон в полиции
  • Автор: Vedensky |
  • Дата: 26-11-2014 15:28 |
  • Просмотров: 4777

Полицейские подразделения США

Проблема соблюдения закона самой полицией, пожалуй, на­иболее известна по многочисленным материалам амери­канских исследователей. Масштабная ревизия работы полиции, проведенная в 1972 г. комиссией Кнаппа, в своем предисловии отметила, что случаи систематических поборов с борделей, игорных притонов и мелких торговцев были документально зафиксированы на всем протяжении существования Нью-Йорк­ского департамента полиции — с конца Х1Х века до 50-х годов ХХ века. На протяжении 70-х годов прошлого столетия широ­ко распространенное взяточничество в полиции покрывало факты торговли наркотиками и нелегальный игорный бизнес.

Комиссия отметила, что факты коррупции были обнаружены в каждом оперативном подразделении Нью-Йорка по борьбе с игорными при­тонами, а также достаточно часто встречаются в подразделениях по борьбе с наркотиками, следственных отделах и подразделениях пат­рульно-постовой службы.[1]

Позже была вскрыта существовавшая в полицейских подразделе­ниях система «внутреннего рынка», где можно было купить различного рода служебные привилегии, вплоть до получения званий и должно­стей. Система коррупции была организована на достаточно высоком уровне и покрывалась толерантностью и молчаливым согласием не участвующих в этом полицейских.[2] Наиболее серьезные факты вовле­чения полицейских в преступную деятельность мы можем найти и в не­давних 90-х годах ХХ в., когда полицейские не только покрывали пре­ступную активность, но и сами были вовлечены в торговлю кокаином.[3]

Масштабные скандалы, повторяющиеся с цикличностью в двадцать лет и последующие комиссии, их расследующие, выявляют распростра­ненность среди полицейских США всего спектра возможных правонару­шений: поборов и взяток, грубости, сознательного превышения силовых полномочий, участия в криминальной активности и расизме. Послед­нее обстоятельство, даже после ряда прогрессивных реформ, является определяющим при очередном обострении взаимоотношений поли­ции с афро-американской и испано-американской частями населения.

Пытаясь проанализировать состояние дел в полиции США, Всемир­ная организация по наблюдению за правами человека (Human Rights Watch) в 1998 г. осуществила замечательную по своему масштабу ре­визию 14 наиболее «проблемных» городов с точки зрения соблюдения полицией законности и гражданских прав.[4] В достаточно кратком виде содержание отчета отразило следующие недостатки американской полиции того периода.

Так, Новый Орлеан, известный самым высоким уровнем преступ­лений среди полиции, стал символом полицейского расизма в ноябре 1980 г. Когда белый полицейский был убит темнокожим, толпа возму­щенных полицейских стихийно двинулась в «черные» кварталы, где ус­троила расправу над жителями, включающую пытки и избиения. Чет­веро жителей были убиты и около 50 получили ранения.[5]

История повторилась в марте 1990 г., когда в центре города в пе­рестрелке погиб белый полицейский Э. Хоук. Задержанный на месте перестрелки афро-американец А. Арчи в течение 12 мин. был достав­лен в полицейский участок, где к тому времени его уже ожидали около сотни полицейских, оповещенных об инциденте по радио. А. Арчи был избит до смерти и в критическом состоянии доставлен в госпиталь, где скоропостижно скончался.[6] Попытки расследовать факт его смерти не привели ни к каким результатам — рентгеновские снимки с повреж­дениями А. Арчи исчезли, врачи давали самые общие заключения о причинах смерти, полицейские отрицали свое присутствие в участке в момент доставки туда Арчи, а дежурный сержант утверждал, что вообще не видел в участке ни Арчи, ни сопровождавших его полицей­ских. Несмотря на широкий резонанс, ни один из полицейских не был привлечен к какой-либо ответственности, хотя город выплатил семье А. Арчи 200 тыс. долларов за причиненный ущерб.[7]

В Лос-Анджелесе случайно запечатленная видеолюбителем сцена избиения темнокожего Родни Д. Кинга в марте 1991 г. стала причиной глобальных выступлений афро-американцев против расизма и жес­токости полиции. Задержанный за превышение скорости, Р. Кинг был вытащен полицейским патрулем из машины и получил 53 удара дубин­кой по туловищу и голове, после чего обездвижен электрошокером. Оправдательный приговор суда в 1992 г. спровоцировал массовые беспорядки, в ходе которых было убито 54 человека, 2383 человека получили травмы и 13 212 человек — арестованы. Размер причиненно­го ущерба в целом составил более 700 млн. долларов.[8] Еще год спустя двое полицейских были признаны виновными в нарушении граждан­ских прав Р. Кинга и приговорены к 30 месяцам лишения свободы.

Комиссия У. Кристофера, проводившая ревизию дел в полиции Лос-Анжелеса особо отметила расизм и этнические предрассудки, укоренившиеся в сознании полицейских, как одну из основных при­чин служебных преступлений и дисциплинарных проступков. Анализ радиопереговоров между патрульными машинами и дежурными час­тями Лос-Анжелеса, проведенный в ходе одного из судебных разби­рательств показал, что, несмотря на четкие правила, запрещающие использование в радиоэфире сленга и оскорбительных выражений, обвиняемый офицер М. Фарман за время дежурства употребил слово «нигер» по крайней мере 41 раз.[9]

В истории полиции Лос-Анжелеса конца 1980-х — начала 1990-х годов также присутствовал негативный опыт агрессивной политики в отношении национальных меньшинств, когда в бедных кварталах активно использовались кинологические подразделения. Источником многих гражданских беспорядков тогда являлась тактика подготов­ки служебных собак, обученных немедленно кусать подозреваемого при его обнаружении, независимо от поведения задержанного. Поли­цейские-поводыри часто злоупотребляли боевыми качествами собак и ежедневно фиксировался как минимум один человек, потерпевший от укусов полицейских собак. Агрессивная тактика была изменена только в 1995 г., когда по гражданскому иску город был вынужден вы­платить потерпевшему сумму в 3,6 млн.долларов.[10]

Полиция Индианаполиса по меньшей мере дважды находилась в центре общегосударственного внимания в силу неправомерных действий, имевших радикально выраженную расистскую окраску. Первый случай относится к июлю 1995 г., когда темнокожий Денни Сейлс был арестован полицейским сержантом и избит. Пытаясь на сле­дующий день обжаловать действия сержанта и встретив неудовлет­ворительную реакцию со стороны должностных лиц полиции, Сейлс начал акцию протеста на улице перед фасадом полицейского участка.

Вскоре к нему присоединилось около сотни сочувствующих, на разгон которых было брошено также не меньше сотни полицейских. После неудачных попыток рассеять толпу с помощью слезоточивого газа, служебных собак и бронетехники акция протеста переросла в массо­вые беспорядки, сопровождавшиеся грабежом магазинов, поджогами и столкновениями с полицией на протяжении нескольких дней. Городу был нанесен ущерб в несколько сот тысяч долларов.[11]

Второй случай произошел буквально через год, когда в августе 1996 г. девять белых полицейских из элитного подразделения Индиа­наполиса, находясь вне службы, в состоянии алкогольного опьянения и с табельным оружием в руках начали беспричинно избивать прохо­жих на улице, выкрикивать расистские оскорбления, запугивать жен­щин. Двое полицейских спустя год были уволены, остальные признаны виновными в нарушении дисциплины и продолжили службу в полиции.[12]

Этнические предрассудки и расовая неприязнь делают не единич­ными случаи, когда полицейские — представители этнических мень­шинств, страдают от агрессивной грубости своих белых коллег. В Бос­тоне, например, темнокожий полицейский М. Кокс, находясь на службе 25 января 1995 г. и одетый в гражданскую одежду, присоединился к объ­явленному по радио преследованию лица, подозреваемого в убийстве. Однако вскоре он был сам задержан полицейскими в форме, приняв­шими его за подозреваемого. Без каких-либо попыток установления личности Кокс был жестоко избит несколькими коллегами, что повлек­ло за собой сотрясение мозга, ссадины и порезы лица, травмы половых органов с последующей доставкой Кокса в реанимацию. При прове­дении расследования полицейские всячески отвергали свою причас­тность к этому инциденту и спустя три года ни один из офицеров не был привлечен даже к дисциплинарной ответственности. Проведя пол­года в больнице, Кокс подал иск, который остался без рассмотрения.[13]

В Бостоне к тому времени неправомерное применение силы уже стало традиционно серьезной проблемой в отношениях полиции и жителей. Составляя в населении Бостона всего 26%, афро-американ­цы являлись инициаторами 50% всех жалоб, направленных против не­правомерных действий полиции.[14]

Особую настороженность общественности вызывали факты ин­тенсивного применения полицией огнестрельного оружия, поскольку в таких случаях довольно трудно установить правомерность его при­менения. Когда при задержании 4 грабителей ресторанов, сидящих в машине, спецподразделение выпускает из пистолетов 227 пуль так, что в теле одного из грабителей находят 19 ранений, всегда возникает сомнение в том, контролирует ли полиция степень силы, применяе­мой ею для противодействия преступности и не выходит ли полиция из-под контроля закона.[15]

В 1997 г. американская полиция по инициативе Вашингтона и Нью- Йорка провозгласила политику «нулевой терпимости» к проявлению любых, даже незначительных нарушений закона. Эксперты в области полицейских правонарушений справедливо полагали, что американ­ская полиция, решившая снизить уровень преступности в обществе путем агрессивного преследования даже незначительных право­нарушений, была обязана продемонстрировать такую же крайнюю нетерпимость к отклонениям от закона внутри своих рядов. Однако этого не произошло. Одновременно с курсом на установление жест­кого контроля за безопасностью на улицах, активным преследовани­ем поклонников граффити и лиц, перепрыгивающих через турникеты метрополитена, возросла и общая агрессивность полицейских, сопро­вождавшаяся грубостью, неоправданным применением силы, циниз­мом и плохо скрываемым расизмом. Число жалоб граждан на непра­вомерные действия полиции в результате возросло на 56%, при этом 88% жалоб поступило от тех граждан, которые никогда не подвергался аресту либо штрафу.[16]

Среди американских городов Сан-Франциско того времени имел самый высокий ежегодный уровень граждан, убитых полицейскими (4.1 человека на каждые 100 убийств), что превышало показатели Нью- Йорка (1.6 чел) и Лос-Анжелеса (2.2 чел). Большинство застреленных (около 80%) составляли жители бедных кварталов и представители эт­нических меньшинств. За период с 1977 г. по 1997 г. ни один полицейс­кий Сан-Франциско не был привлечен к уголовной ответственности за применение оружия во время несения службы, а в 80% случаев, когда жалобы граждан были подтверждены внутренними расследованиями, полицейские не были наказаны даже дисциплинарно.[17]

Неправомерное применение оружия поставило в ряд «проблем­ных» полицейских департаментов полицию Атланты, когда 7 декабря 1995 г. группа полицейских, одетых в гражданскую одежду, преследуя подозреваемого в совершении грабежа, подъехали к одному из авто­магазинов и окружили его. Полицейский В. Соулс, не представившись, ворвался в автомагазин с пистолетом в руке, выкрикивая оскорбле­ния. Продавцы, приняв Соулса и его коллег, окруживших магазин, за грабителей, открыли стрельбу в качестве самозащиты. В результате пе­рестрелки хозяин магазина, Д. Джексон, был убит, двое полицейских, включая Соулса — ранены. При этом хозяин магазина был убит напар­ником Соулса, полицейским У. Пинкни, в то время, когда он лежал бе­зоружный на тротуаре перед магазином, не пытаясь оказать сопротив­ления полиции.[18]

По признанию американских правозащитников, своеобразным ре­кордсменом национального обзора оказался Новый Орлеан, имеющий самый высокий уровень жалоб граждан на чрезмерное применение силы. На протяжении 1993-1997 гг., по крайней мере, 50 полицейских (4% от личного состава) были арестованы за совершение умышлен­ных убийств, изнасилований и грабежей.[19] По мнению обозревателей Human Rights Watch, проблема крылась в низкой зарплате полицейс­ких Нового Орлеана, что обуславливало не только высокий уровень правонарушений, но и систематическую коррупцию как минимум 10­15% личного состава.

Наш анализ разрозненных и неоднородных данных, содержащих­ся в указанном отчете Human Rights Watch, позволил представить дан­ные в виде, наиболее близком для отечественной статистики, с выде­лением таких показателей, как численность личного состава полиции, количество поступивших и подтвердившихся жалоб граждан, число возбужденных уголовных дел, приблизительная «цена» полицейской преступности (см. табл. 1.16).

Табл. 1.16. Основные показатели, связанные с работой полиции США

 

Личный состав*

Жалоб граждан в год/на 1 чел.

В т. ч. за злоупотребление силой(в %)

Подтвержденных жалоб

Уголовные дела за 1992-1996 гг.

Обвинительных

приговоров

Компенсации в год/на 1 чел.

 

1

2

3

4

5

6

7

Нью-Йорк

38 000

29

91

5.

70

38.7%

4%

116 23 в год

24 5 в год

23 млн. 605$/чел

Чикаго

13 500

3000

0.2

37%

10%

97

19.4 в год

6

1.2 в год

5 млн. 370$/чел

Лос-Анджелес

9500

1786

0.18

11.8%

9%

51 10 в год

13 2.6 в год

13.2 млн. 1390 $/чел

Филадельфия

6000

570

0.09

35.7%

7.7%

52 10 в год

30 6 в год

8.2 млн. 1366$/чел

Детройт

4100

1247

0.3

31,1%

2.5%

д

го

7.2

5.

4

0.8 в год

8.36 млн. 2039 $/чел

Вашингтон

3600

824

0.2

30%

3%

9

2 в год

0

1.36 млн. 377$/чел

Бостон

2300

303

0.1

22%

6%

102 25 в год

1

0.25 в год

Нет

данных

Сан-Франциско

2000

1100

0.55

13%

6%

406 81 в год

2

0.4 в год

1 I

$

.6420$

03

 

 

1

2

3

4

5

6

7

новый орлеан

1400

506

0.36

79%

1-2%

д

о

£ а

85

0

2

9

2 в год

341 тыс 243 $/чел

Индианаполис

1000

141

0.1

28%

12%

д

го

8.2

16.

5

1 в год

1   I

5 0$

02

провиденс

435

3030

6.96

 

5%

177 35 в год

3

0.6 в год

0.2 млн. 460 $/чел

Миннеаполис

960

600

0.62

 

 

32 6.4 в год

6

1.2 в год

1,1 млн. 1145 $/чел

портленд

нет

данных

570

19%

4.5%

д

о

2в

4

5

1 в год

0.5 млн.

Атланта

нет

данных

309

18.7%

 

153 51 в год

4

0.8 в год

1.864 млн.

Всего

1 жалоба на каждого 4 полицейского

30.3%

5.9%

2193

31.3

дела

в год 0.48% от

личного

состава

1.6 при­говора

в год

0.027%

отлично­го состава

63.5 млн. В среднем 4.88 млн.

в год на каждый город

 

*1 — Количество личного состава департамента полиции

2  — Количество жалоб граждан (в год)

3  — В т. ч. за злоупотребление силой (в %)

4  — Из них жалоб, по которым факты подтвердились (в %)

5  — Рассмотрено уголовных дел в отношении полицейских за 1992—1996 гг.

6  — Из них с вынесением обвинительного приговора

7  — Сумма компенсаций, выплаченных по гражданским искам для

возмещения ущерба потерпевшим (в год)

Чикаго, ставший в 1968 г. символом полицейского произвола пос­ле жестокого разгона демонстрации, долгое время оставался источ­ником серьезной обеспокоенности граждан, поскольку чикагская полиция по прежнему лидировала по количеству известных фактов полицейских злоупотреблений и пыток. В феврале 1982 г. центральной фигурой общественного скандала стал начальник полицейского участ­ка Джон Бардж, когда задержанный по подозрению в убийстве Э. Виль­сон заявил, что на протяжении 17-часового допроса полицейские под непосредственным руководством Барджа избивали его, пытали элек­трическим током и держали привязанным к горячему радиатору. Имя Д. Барджа вновь стало синонимом беззакония в конце 1980-х — начале 1990-х гг. после проведенного активистами правозащитного движения расследования, в ходе которого были идентифицированы 65 подозре­ваемых, ставших в 1972-1991 гг. жертвами пыток со стороны Барджа и его подчиненных. Помимо тривиального избиения, к потерпевшим применялись изощренные психологические техники и спланирован­ные виды пыток.[20] Невзирая на активную защиту полицейского профсо­юза, Д. Бардж в 1994 г. был уволен.

Как международный феномен, превышение служебных полно­мочий и злоупотребление властью полицейскими США оказывается непосредственно связанным с распространением в полиции крими­нальной и коррупционной деятельности. Один из самых широких кор­рупционных скандалов вспыхнул в начале 1990-х годов, когда поли­цейские пяти городских участков Нью-Йорка были арестованы за про­дажу наркотиков и избиение подозреваемых. Возглавляемая судьей М. Молленом специальная комиссия установила, что в полиции Нью- Йорка широко практиковалось избиение и пытки подозреваемых, из­девательства над задержанными, злоупотребление служебным поло­жением, фальсификация вещественных доказательств, изнасилование проституток во время рейдов и проверки борделей. Система внутрен­него контроля была также коррумпирована: внутренние расследова­ния проводились необъективно, а руководство всячески покрывало полицейских, виновных в совершении преступлений.[21]

В том же Чикаго после 20-часового противостояния и сопротивле­ния в апреле 1993 г. был арестован детектив Г. Самервиль, обвиненный в совершении похищения, 3 сексуальных преступлениях и злоупотреб­лении служебным положением. В ходе несения службы Самервиль оста­навливал женщин-водителей, показывал полицейский значок и прика­зывал им пересесть в полицейскую машину, где насиловал их под угро­зой применения оружия. Только после двухлетнего судебного процесса Самервиль был осужден к четырем годам тюремного заключения.[22]

Примерно в это же время группой филадельфийских полицейских из 39 дистрикта на протяжении 1995 г. было совершено ряд преступлений: ограбления лиц, подозреваемых в торговле наркотиками, незаконные аресты и фальсификация материалов. Во время рейдов по местам про­дажи наркотиков полицейские врывались в дома подозреваемых, отби­рали у наркодиллеров все обнаруженные деньги и избивали всех, кто попадался на пути. Всего же на протяжении 1990-1995 гг. департамент полиции Филадельфии уволил 82 человека за совершение ограблений, изнасилований, вымогательств, а так же за торговлю наркотиками.[23]

Следующий коррупционный скандал разгорелся в декабре 1996 г., когда семеро полицейских из элитного тактического подразделения Чикаго были обвинены федеральным судом в вымогательстве и кра­же денег у торговцев наркотиками. Особенность процессу придавала недоказанная версия, согласно которой один из арестованных офи­церов сам являлся высокопоставленным лидером преступного ми- ра.[24] Образованная в 1997 г. специальная комиссия по расследованию уровня коррупции в чикагской полиции вскрыла большой негативный пласт проблем, связанных с набором и обучением личного состава, недостатками контрольно-дисциплинарной системы, непосредствен­но ведущих к широкому распространению правонарушений среди полицейских. После опубликования в ноябре 1997 г. отчета комиссии суперинтендант чикагской полиции Мэтт Родригес был смещен со своего поста за тесную связь с преступником, осужденным за совер­шение тяжкого преступления.[25]

Не менее актуальной проблемой для американской полиции яв­ляется распространенность домашнего насилия в семьях самих поли­цейских.

Бостонский отдел внутренних расследований, например, подвер­гается жесткой критике за пассивность в регистрации и рассмотрении жалоб о домашнем насилии полицейских в отношении своих жен и со­жительниц. В одном из рассмотренных дел в июле 1994 года сержант полиции обвинялся в том, что преследовал свою бывшую сожитель­ницу, угрожая убить ее и ее детей. В течении своей 15-летней полицей­ской карьеры сержант имел 6 жалоб в послужном списке со стороны граждан: две жалобы за словесное оскорбление женщин, одну — за злоупотребление алкоголем и три — за использование чрезмерной силы. Глава отдела внутренних расследований Доэрти признала, что наиболее частой причиной ареста бостонских полицейских являются обвинения их в совершении домашнего насилия, хотя часто расследо­вания и не приводят к вынесению обвинительного заключения.

Департаментом полиции Лос-Анжелеса на протяжении 1990—1996 гг. было расследовано 227 дел по фактам домашнего насилия в семьях полицейских. Из них 31% обвиняемых полицейских соверша­ли акты домашнего насилия повторно. Согласно отчету Генерального инспектора, многие расследования были проведены с допущением серьезных недостатков в объективности и искажениями фактов с це­лью ведомственной защиты полицейских от наказания. В служебных характеристиках и аттестациях 75% полицейских, в отношении кото­рых были вынесены обвинительные приговоры суда, отсутствовали какие-либо упоминания о том, что полицейские стали объектом жа­лоб со стороны родственников. В одном из таких дел полицейский повалил потерпевшую на пол и избил кулаками. В предоставленной характеристике было указано, что «офицер всегда демонстрировал спокойствие и выдержку даже в наиболее стрессовых ситуациях», но ничего не было сказано об инциденте, в результате которого и предо­ставлялась данная характеристика в суд.[26] C середины 1997 г. в депар­таменте полиции учрежден Отдел по борьбе с домашним насилием, что повлекло за собой увеличение числа полицейских, арестованных за совершение данного вида правонарушений.[27]

После проведенного в 1996 г. журналистского расследования про­блема домашнего насилия была признана актуальной и в семьях поли­цейских Вашингтона. Расследование показало, что во многих случаях руководство полицейских подразделений крайне неохотно рассле­дует жалобы на своих подчиненных, а сами виновники, помимо дачи ложных показаний и фальсификации материалов, запугивают женщин, их новых мужей и сожителей с целью отказаться от выдвинутых обви­нений. Один из таких офицеров, указывая бывшей сожительнице на тщетность всех ее попыток добиться официального рассмотрения ее жалобы, цинично заявлял: «Я полицейский, крошка...Все полицейские стоят друг за друга».[28] Дело вашингтонского полицейского Джорджа Ба­тисты показывает, насколько длительным бывает процесс правосудия в таких случаях. Д. Батиста, несколько раз избивавший свою жену на протяжении 1994 г., был обвинен в совершении домашнего насилия, однако жена впоследствии отказалась давать показания, развелась с Батистой и не участвовала в процессе. Благодаря качественно прове­денному предварительному следствию и сбору всех улик, включая фо­тографии со следами побоев, суд счел возможным продолжить уголов­ное преследование Батисты без участия его бывшей жены в зале суда. Батиста был осужден, однако после нескольких апелляций адвоката судья пересмотрел дело и снял обвинения с Батисты. Федеральный суд, однако, не утвердил его решения и назначил повторное рассле­дование, закончившееся увольнением Д. Батисты из рядов полиции только в 1997 г., сопровождавшееся активной кампанией в поддержку Батисты со стороны его коллег-полицейских.[29]

Двое заместителей шефа столичной полиции на протяжении не­скольких лет были в центре громких скандалов по обвинению их в до­машнем насилии и сексуальных оскорблениях. Один из них пытался за­стрелить свою сожительницу, однако был оправдан, т. к. потерпевшая отказалась давать показания. Ранее он обвинялся еще одной своей бывшей сожительницей в попытке покушения на нее.[30] Второй замес­титель обвинялся в том, что изнасиловал свою подчиненную-сержан- та, однако суд закрыл дело ввиду незначительности улик.[31]

В 1997 г. шеф полиции Вашингтона Л. Солсби инициировал реви­зионный анализ всех жалоб, поступивших к тому времени на его под­чиненных, поскольку новый федеральный закон запрещал ношение оружия лицам, уличенным в совершении домашнего насилия. Солсби заявил, что из полиции будут уволены не только те, кто уже признан судом виновным в совершении домашнего насилия, но также и те полицейские, против которых вообще были выдвинуты обвинения, либо чьи дела были прекращены, закрыты или ограничены адми­нистративным наказанием. К моменту этого заявления в полиции Ва­шингтона насчитывалось около сотни полицейских, против которых в прошлом выдвигались обвинения и еще 14 человек ожидали реше­ния суда.

По признанию Л. Солсби, домашнее насилие «.является одной из злободневных проблем поведения полицейских».[32] Такая позиция ше­фа полиции была воспринята крайне враждебно и встретила ожесто­ченную критику со стороны полицейского профсоюза, председатель которого, Рон Робертсон, заявил, в свою очередь: «Если бы мы взялись увольнять всех людей, кто совершает это, работать было бы некому. В какой еще профессии людей лишают работы только за то, что они бьют своих жен?»[33]

Кроме случаев домашнего насилия, в практике отделов внутрен­них расследований США достаточно часто фигурируют следующие ка­тегории сексуальных домогательств со стороны полицейских: останов­ка и допрос женщин с целью более пристального их рассматривания и сбора необходимой информации о них; «охота на лис» — остановка школьниц и студенток якобы для рутинной проверки с целью завязать знакомство; вуайеризм; посещение жертвы преступления на дому яко­бы для оказания психологической помощи; обыск лиц противополож­ного пола; вступление в половую связь с задержанными; сексуальная коррупция — использование служебного положения для бесплатного пользования услугами проституток.[34]

Разумеется, многие проблемы по соблюдению полицией законности упираются в недостатки кадрового обеспечения, что хорошо известно, прежде всего, из опыта департамента полиции Вашингтона. Как это ни странно звучит для отечественного читателя, однако обязательная про­верка кандидатов на службу и профессиональные стандарты для работы в полиции были частично приняты полицией США только в 1997 году. До этого времени биография кандидата на службу в столичную (!) полицию, наличие судимостей у него и его ближайших родственников, его пове­дение в быту и моральные качества проверялись крайне эпизодично.

Естественно, что такие недостатки кадровой политики не могли не сказаться на уровне нарушений среди полицейских. В 1989-1990 гг. без проведения соответствующей предварительной проверки в столич­ную полицию было принято 1500 человек. Через три года представите­ли этого набора дали 50% (около 100 чел.) полицейских, арестованных к 1993 г. за совершение различных уголовных преступлений — от краж в магазинах до изнасилований и убийств. Во время следствия у многих было обнаружено криминальное прошлое.[35] Около 25% из них совер­шили преступления, связанные с домашним насилием.[36]

Назначенный в 1995 г. новый шеф полиции Ларри Солсби потребо­вал назначить переподготовку как минимум для 75% личного состава, поскольку в ходе проверки обнаружилось, что ни один из офицеров не смог дать определение такому понятию, как «законный обыск».[37] Вскоре, однако, шеф столичной полиции Л. Солсби был уволен за не­соответствие занимаемой должности после того, как коллега и друг Солсби — лейтенант Джеффри Стоув, с которым они вместе снимали дом, заставил хозяина снизить арендную плату ниже минимальной от­метки.[38] Вскоре и сам Стоув, начальник отдела по борьбе с мошенни­чеством и вымогательством, попал под расследование по обвинению в растрате служебных средств, попытке оклеветать нескольких жена­тых полицейских, посещавших ночной гей-клуб, а также использова­нии своих подчиненных с целью добычи материалов расследования ФБР относительно Л. Солсби.[39]

Проблема неудовлетворительного уровня профподготовки сохра­нилась — в 1998 г. было обнаружено, что около половины полицейских Вашингтона не прошли зачетных нормативов по огневой подготовке и теоретически не должны быть допущены к несению службы.[40]

Цена полицейской преступности вполне осязаема — ежегодно му­ниципалитеты 14 обследованных Human Rights Watch городов выпла­чивали потерпевшим гражданам в качестве компенсации по судебным искам сумму в 63.5 млн. долларов (см. табл. 1.16). Учитывая, что поли­цейский получал 4-4.5 тыс. дол. в месяц (в среднем около 52 тыс. дол. в год), ущерб от незаконных действий полиции составлял для муници­пальных бюджетов 1220 годовых зарплат офицеров полиции. Амери­канские налогоплательщики, таким образом, оказывались в ситуации, когда фактически платили дважды за содержание полиции: когда их налоги шли на зарплату полицейских и когда эти же налоги шли на вы­плату компенсаций жертвам полицейского беззакония.

Реформы полиции, предпринятые в США на протяжении послед­них двадцати лет, несколько снизили уровень преступности среди полицейских. Однако тема полицейской преступности по-прежнему остается актуальной.[41]

Так, по данным Национального проекта по вопросам статистики и документирования правонарушений работников полиции (NPMSRP) в 2010 году было задокументировано 4861 правонарушение, совер­шенное 6613 работниками полиции (в том числе 354 руководителями подразделений) относительно 6826 граждан. Общая сумма исков, по­данных гражданами США в результате незаконных действий полиции, составляла 346 млн. 512 тыс. 800 долларов.

Наиболее распространенными правонарушениями были незакон­ное применение силы — 23,8%; правонарушения сексуального харак­тера — 9,3% и имущественные правонарушения — 7,2%. (см. табл. 1.17).[42]

Табл. 1.17. Виды правонарушений, совершенных полицейскими США в 2010 г.

Вид правонарушения

в % от общего числа

1

незаконное применение силы

23,8

2

правонарушения сексуального характера

9,3

3

правонарушения имущественного характера

7,2

4

незаконное задержание и лишение свободы

6,8

5

нарушение служебной дисциплины

5,8

6

незаконный оборот наркотиков

5,0

7

коррупция

4,8

8

домашнее насилие

4,7

9

незаконный обыск

4,6

10

нанесение побоев

4,5

11

другие правонарушения

4,3

12

Управление автомобилем в нетрезвом состоянии

4,2

13

нарушение гражданских свобод

3,6

14

нечестность

3,2

15

дтп

2,6

16

расовый профайлинг

1,5

17

Жестокое обращение с животными

1,1

18

Убийство

0,5

 

Из 1575 сотрудников полиции, обвиненных в незаконном примене­нии силы, 897 были вовлечены в инциденты с применением физической силы, 232 — с применением огнестрельного оружия, 166 — электро- шокеров, 38 были обвинены в незаконном применении химических средств, 27 — служебных собак, 6 — автомобилей и 209 — других средств. 618 офицеров полиции были обвинены в совершении право­нарушений сексуального характера, из них 354 чел. — в сексуальном насилии. 52% жертв сексуального насилия составляли несовершен­нолетние.

Уровень преступности среди полицейских США по некоторым ви­дам тяжких преступлений может быть сопоставим с общенациональ­ным уровнем преступности (см. табл. 1.18).[43]

Табл. 1.18. Сравнение общенационального уровня преступности с преступностью среди полиции США в 2010 г.

Вид преступлений

Уровень преступности

Общенациональный (на 100 тыс. чел.)

Среди полиции (на 100 тыс. сотрудников)

Всего

429,4

409,3

Грабеж

133,0

4,5

Применение силы

262,8

264,7

Сексуальные преступления

28,7

67,8

Убийство

5,0

5,5

Летальное применение силы

3,8

17,97

 

Полиция других стран

Полиция Великобритании, несмотря на практически полный пе­реход к сервисной модели, дает основания для дискуссий по вопросам правопорядка и дисциплины внутри силовых подразделений. Правда, в отличие от американских коллег, британские правоохранители в ус­ловиях современного мультиэтнического общества имеют значитель­но меньше упреков со стороны граждан на элементы расизма в пове­дении. Доля агрессивного поведения, как причина поступающих жа­лоб, встречается в британской практике несколько чаще — в среднем в 45,5% случаев против 30,3% «злоупотребления силой» в США.

Однако полного соответствия между приведенными показателями проводить нельзя по двум причинам. Во-первых, британские полицей­ские несут патрульную службу без огнестрельного оружия и агрессивное поведение с их стороны включает в себя применение только спецсредств для поддержания общественного порядка. Во-вторых, при распреде­лении жалоб граждан в категории «агрессивное поведение» только два показателя — «резкое, агрессивное выполнение служебных действий» и «незаконный арест» могут служить аналогами американского термина «злоупотребление силой». С учетом сказанного можно считать, что случаи чрезмерного применения силы, согласно жалобам граждан, встречаются в правоохранительной практике США и Великобритании примерно с одинаковой частотой в 30-34% от общего количества неправомерных действий.1

В период 2000-2010 гг. наибольшее количество жалоб граждан при­ходилось на действия сотрудников полиции, которые были связаны с проведением ареста, обыска; проведением расследований, особенно дорожно-транспортных происшествий; обеспечением правопорядка при проведении ходов и манифестаций т. д. При этом доминирующими были жалобы на проведение арестов и расследований преступлений. Эту же тенденцию отражает и статистика зафиксированных правонарушений, совершенных, в частности, полицейскими Англии и Уэльса (см. табл. 1.19). [44]

Табл. 1.19. Типы правонарушений, совершенных служащими полиции Англии и Уэльса в 2009 г.

Категория

Тип

Кол-во

Поведение, ущемляющее права граждан

Серьезные домогательства несексуального характера

376

Сексуальные домогательства

114

Иные виды домогательства

7348

Поведение, ущемляющее права граждан

4015

Незаконный арест или лишение свободы

2849

 

1             Мартиненко О. А. Стан дотримання законносп у дiяльностi британсько'1' полщп // Вкник Нац. ун-ту внутр. справ. 2004. № 26. С. 70-75.

 

 

ненадлежащее выполнение служебных обя­занностей

ненадлежащее отношение к доказательст­вам/лжесвидетельство

1239

коррупционная деятельность

408

 

ненадлежащее отношение к собственности

1705

 

нарушение требований закона к проведе­нию осмотра

758

 

нарушение требований закона к проведе­нию обыска и изъятия собственности

1488

нарушение требований законов, регла­ментирующих работу полиции и уголовные

нарушение требований закона относительно процедур лишения свободы и проведения допроса

2515

процедуры

нарушение требований закона относительно процедур установления личности

27

 

нарушение требований закона относительно использования звукозаписывающей аппа­ратуры

13

 

Иные нарушения требований закона

74

недостаточная искренность и предубежденность

253

дискриминационное поведение

1531

другие виды ненадлежащего выполнения служебных обязанностей

14 983

Грубость, невежливость, нетерпимость

11 576

нарушение правил дорожного движения

846

 

Иные нарушения установленных процедур

1426

Иное

неправомерное раскрытие информации

1189

Иные виды нарушений сексуального хараткера

39

 

Иное

1227

Всего

 

58 399

 

Наши исследования показали, что удельный вес жалоб, ежегодно подтверждающихся в ходе служебных проверок и внутренних рассле­дований, невысок как для США (5,9%), так и для Великобритании — 2,2% от их общего количества. Практически одинаковым является и коли­чество поступающих жалоб в соотношении к числу личного соста­ва полиции — 1 жалоба на каждые 4 чел. в США и 1 жалоба на 3 чел. в Великобритании.

Рассмотренные положения демонстрируют наличие практически сходных проблем в развитии и деятельности полицейских сил, чьи национальные правительства придерживаются различных подходов в определении места и роли полиции в современном обществе. Амери­канская полиция, укрепляя материально-техническую оснащенность и наделяемая широкими полномочиями для борьбы с преступностью, сталкивается с чрезмерной агрессивностью полицейского персонала и его неготовностью беспристрастно работать с представителями раз­личных этнических меньшинств. Проблема отношения французской полиции к представителям североафриканских народностей также стала постоянным пунктом повестки дня в Европейском суде по пра­вам человека, сходные проблемы возникают в работе немецких поли­цейских с представителями турецкой общины, между полицией Авст­ралии и аборигенами.[45]

Попытки установления различных форм общественного контроля встречают не только активное сопротивление со стороны полиции, но и трудности объективного характера, что находит свое отражение в чрезвычайно низком уровне фактов злоупотреблений полиции, под­тверждающихся в ходе расследований жалоб граждан, недостаточно гибком реформировании большинства полицейских структур в США, Европе, Индии и Австралии.[46]

Британцы, направив основные усилия на реорганизацию полицей­ских сил, придали деятельности полиции не столь карательный, сколь­ко превентивно-сервисный характер, делегируя борьбу с преступнос­тью обществу в целом, а не только самой полиции. Однако и для бри­танского общества проблема агрессивного поведения полицейских сопровождается ростом числа летальных исходов среди задержанных и арестованных, недостаточным уровнем «прозрачности» полицей­ской работы, продолжающимися фактами коррупции.[47]

Опыт Нидерландов, например, показывает с той же долей очевид­ности, что в работе современной полиции основными проблемами являются ее автономность, злоупотребление властными полномочи­ями и коррупционные действия со стороны полицейских.[48] Действия некоторых комиссаров полиции, активно препятствовавших выпол­нению административных и политических решений относительно по­лиции, дополняются многочисленными фактами того, что на практике голландская полиция далеко не всегда соблюдает правила суборди­нации. Секретарь голландского министерства юстиции, в свое время высказав мнение: «Полиция больше не слушается властей. Она стала независимой», практически сформулировал вслух опасения граждан о неприступности полицейской организации.[49]

В странах бывшей социалистической ориентации наиболее рас­пространенными формами полицейских правонарушений являются коррупция и злоупотребление служебным положением. Опрос инсти­тута Геллапа, проводившийся в 2001 г. в Хорватии, выявил, что поли­цейские наряду с офицерами таможни и врачами являются наиболее коррумпированными чиновниками в стране, хотя в официальной ста­тистике на их долю приходится только 1% всех дел, возбужденных по обвинению во взяточничестве и коррупции.[50]

Схожая картина наблюдалась в Венгрии, где сотрудники полиции также входили в первую тройку наиболее коррумпированных чинов­ников наряду с представителями таможни и акцизного ведомства. 25% населения страны было уверено, что дача взятки является обязатель­ной для правильного рассмотрения дела полицией. В ходе опросов респонденты чаще всего указывали на подразделения дорожной по­лиции и следствия.[51]

В Болгарии, после роспуска значительной части силовых ведомств, общество столкнулось с проблемой преступности, порожденной от­ставными сотрудниками милиции и госбезопасности. В 1991 г. около 17 тысяч бывших правоохранителей заняли ведущее место в теневой экономике и курортном бизнесе, активно вовлекая в процесс незакон­ного товарооборота своих коллег и по сути дела, образуя в стране спе­цифическую форму полицейской организованной преступности.[52]

Среди сотрудников Гражданской полиции ООН на территориях миротворческих миссий, несмотря на повышенные требования к мо­рально-деловым качествам кандидатов и тщательный отбор со сторо­ны национальных правительств, нарушения дисциплины и законности не являются исключением.[53] Объясняется это, прежде всего, многона- циональностью международных полицейских контингентов, сложнос­тью рабочих условий в стране пребывания, а также большими разли­чиями в профессиональных навыках и национальных стереотипах по­лицейских. По нашим данным, наиболее распространенными видами нарушений в миротворческих миссиях являются прогулы и отсутствие на рабочем месте без уважительных причин, управление служебным автомобилем в нетрезвом состоянии и совершение ДТП, неподчине­ние приказу начальника, нарушение профессиональных стандартов полицейской работы.

Говоря о серьезных правонарушениях, за совершение которых может наступать уголовная ответственность, необходимо отметить, что в практике ООН виновное лицо в таких случаях обычно репатри­ируется на родину с последующей передачей национальному прави­тельству юридических полномочий относительно окончательного ре­шения. Репатриации подлежат и другие полицейские, чье дальнейшее пребывание в миссии по различным причинам считается нецелесооб­разным. Среди репатриированных лиц встречаются и представители украинской милиции.

Так, капитан милиции Ж. в свободное от работы время, находясь в гражданской одежде и с табельным оружием пистолетом «Форт-12» посетил вечеринку по случаю дня рождения офицера полиции немецко­го миротворческого контингента. Употребив спиртные напитки, он спровоцировал ссору с одним из офицеров немецкой полиции, во время которой произвел 11 выстрелов в воздух из табельного оружия. Избегая дальнейшего конфликта, немецкие полицейские сели в машину и уехали. Однако сотрудник украинского контингента начал их преследовать, сев за руль служебного автомобиля ООН. Во время езды он не справил­ся с управлением и въехал в здание магазина. Служебный автомобиль при этом был значительно поврежден. После решения Комиссара граж­данской полиции ООН в Косово о депортации данный сотрудник был направлен в Украину и уволен из милиции за дискредитацию звания со­трудника органов внутренних дел

Мартыненко О. А., Самотиевич В. А.

Из книги «Преступления сотрудников органов внутренних дел Украины», 2013.



[1]     Knapp W. Report of the Commission to Investigate Alleged Police Corruption. New York, 1972.

[2] Henry V. Police corruption: tradition and evolution // UnPeeling Tradition: Contempo­rary Policing / Ed. by K. Bryett, C. Lewis. South Melbourne, 1994.

[3] Report of the Commission to Investigate Allegations of Police Corruption and the AntiCorruption Procedures of the Police Department. New York, 1994.

[4] Shielded from justice: Police brutality and accountability in the United States / The Human Rights Watch. N.Y., 1998.

[5]     Allan Katz. Policing an atypical city // New Orleans. 1990. June.

[6] Russel Miller. The big sleazy // Sunday Times Magazine. 1995. October 8.

[7] Herbert Bob. Disgracing the Badge // New York Times. 1995. September 18.

[8] Delk D.J. Fires and Furies: The L.A. Riots. Palm Springs, 1995.

[9] Report of the Independent Commission on the Los Angeles Police Department, July 9, 1991.

[10]    Report of the Independent Commission on the Los Angeles Police Department, July 9, 1991.

[11]    Gillaspy James A, Sherri Edwards. Silent protest spark violence // Indianapolis Star. 1995. July 27.

[12]    Pasternak Judy. Indianapolis wrestles with police melee // Los Angeles Times. 1996. October 3.

[13]    Lehr Dick. Years after beating, officer has seen no help from colleagues // Boston Globe. 1997. December 8.

[14]    St. Clair Commission, Report of the Boston Police Department Management Review Committee, January 14, 1992.

[15]    Skolnick J, Fyfe J. Above the Law. New York, 1993.

[16]    CCRB Semiannual status report, January-June 1997.

[17]    RosenfeldSeth. S. F. pays big when cops shoot civilians // San Francisco Examiner. 1996. December 29.

[18]    Smothers Ronald. Atlanta police face criticism in recent killing by an officer // Atlanta Journal-Constitution. 1995. December 29.

[19]    Keegan Paul. The Thinnest Blue Line // New York Magazine. 1996. March 31.

[20]    Allegations of Police Torture in Chicago, Illinois // Amnesty International. 1990. December.

[21]    Report of the Commission to Investigate Allegations of Police Corruption and the AntiCorruption Procedures of the Police Department. New York, 1994.

[22]    Ex-cop gets 4 years in sex assault // Chicago Tribune. 1995. August 6.

[23]    Fazlollah Mark. Conduct report praises police // Philadelphia Inquirer. 1997. Novem­ber 20.

[24]    Terry Don. Worst fears realized with Chicago officers' arrests // New York Times. 1996. December 30.

[25]    Chicago police official retires // New York Times. 1997. November 15.

[26]    Domestic Violence in the Los Angeles Police Department: The Report of the Domestic Violence Task Force // Office of Inspector General. 1997. July 22.

[27]    Scott Glover. Arrests of accused abusers in LAPD soar // Los Angeles Times. 1998. February 20.

[28]    MencimerStephanie. Battered Blue // Washington City Paper. 1996. August 23-29.

[29]    Avis Thomas-Lester. D.C. police to rid ranks of spouse abusers // Washington Post. 1997. September 10.

[30]    Roman CarlT, Jr. Who's Policing D.C. Cops? // Washington Post. 1995. October 8.

[31]    Avis Thomas-Lester. D.C. reverses suspension of police commander // Washington Post. 1995. July 24.

[32]    Avis Thomas-Lester. D.C. police to rid ranks of spouse abusers // Washington Post. 1997. September 10.

[33]    Mencimer Stephanie. Battered Blue // Washington City Paper. 1996. August 23-29.

[34]    O'Connor T. Dr. Police Deviance and Ethics // faculty/ncwc.edu./toconnor/205/205 lect11.htm.

[35]    Roman CarlT, Jr. Who's Policing D.C. Cops? // Washington Post. 1995. October 8.

[36]    Mencimer Stephanie. Battered Blue // Washington City Paper. 1996. August 23-29.

[37]    HorwitzSari. Getting back to basics // Washington Post. 1996. April 1.

[38]    Thompson Cheryl W., Horwitz Sari. Embattled D.C. police chief resigns // Washington Post. 1997. November 26.

[39]    Avis Thomas-Lester, Toni Locy. Soulsby's friend accused of extortion // Washington Post. 1997. November 26.

[40]    Thompson Cheryl W. Half of officers lack firearm certification // Washington Post. 1998. March 28.

[41]    Здесь и далее использованы материалы диссертационного исследования И. А. Телич­кина «Предупреждение преступлений среди работников органов внутренних дел Украины: международные стандарты в национально-правовом измерении», выполненной в ХНУВД, Харьков, 2012.

[42]    2010 NPMSRP Police Misconduct Statistical Report — Draft. (Електронний ресурс). Доступ до ресурсу: http://www.injusticeeverywhere.com/?p=4053

[43]    2010 NPMSRP Police Misconduct Statistical Report — Draft: http://www.injusticeeverywhere.com/?p=4053

[44]    Police Complaints: Statistics for England and Wales 2009/2010. IPCC Research and Statistics Series: Paper 19. Independent Police Complaints Commission. (Електронний ре­сурс). Доступ до ресурсу: http://www.ipcc.gov.uk/Pages/stats.aspx

[45]    Chan J.B.L. Changing Police Culture: policing in a multicultural society. Cambridge, 1997.

[46]    Wood J.R.T. Royal Commission into the New South Wales Police Service: Final Report. Sydney, 1997. Volume 1: Corruption; Raghavan R. K. Policing a democracy: a comparative study of India and US. New Delhi, 1999.

[47]    Police Complaint Authority. Death in Custody: reducing the risk. London, 1999; HMIC. Police Integrity: Securing and maintaining public confidence: Report of Her Majesty's Inspec­torate of Constabulary. London, 1999.

[48]    Van TraaM. Report of the Parliamentary Inquiry Committee Concerning Investigation Methods. Translation of article from the Netherlands Juristenblad, 1996, 9 February, № 6; Under Surveillance. Justice. London, 1998.

[49]    Аалберс М. М., Ван де Бунт Х. Г., Ван дерЛаан П. Х. Тенденции развития преступно­сти и уголовной юстиции в Нидерландах // Криминологические исследования в мире. М., 1995.

[50]    Djikic Ivica. Corruption, Croatia's tragedy», (AIM Zagreb) in «Corruption in the countries of South-Eastern Europe //www.aimpress.org/dyn/dos/archive/data/2001/11029dose0103.htm

[51]    Open Society Institute. Monitoring the EU Accession Process: Corruption and Anti­Corruption Policy in Hungary. 2000. Part 8.1: «Police»

[52]    Nikolov Jovo. Crime and Corruption after Communism. Organized Crime in Bulgaria // East Europian Constitutional Review». 1997(Fall). Vol. 6, № 4.

[53]    Теличкин А. А. Управление Гражданской полицией ООН. — Харьков, 2003.

Читайте также: