Показать все теги
Над углом трех государств
В отличие от побережья Германии действия авиации противников вдоль франко-немецкой сухопутной границы не выливались в ожесточенные воздушные баталии. Однако активность авиации в этом районе была неизмеримо выше, чем активность наземных родов войск.
Обе стороны старались оградить свое воздушное пространство. И если сначала истребители перехватывали одиночные разведывательные самолеты, то к концу этого периода истребителям пришлось иметь дело с крупными отрядами бомбардировщиков.
В отличие соединения Шумахера, прикрывающего Германию с севера фактически разрозненными подразделениями, истребительные части вдоль так называемого Западного вала стремительно набирали численность, получая одно пополнение за другим. На Западный фронт направили не только большую часть групп, завершивших участие в Польской кампании, но и несколько внутренних воздушных флотов, после того как стало очевидно, что союзники не собираются бомбить объекты в глубоком тылу Германии. Кроме того, полным ходом шло формирование новых авиачастей, которые должны были войти в состав тех истребительных эскадр, которые пока имели только по одной-две группы.
Первые несколько дней после объявления войны союзники не проявляли никаких признаков активности.
Одна из первых воздушных стычек произошла лишь 5 сентября, около 7.00, когда «Шварм» (звено из 4 истребителей) Bf-109E из I./JG53 во главе с обер-лейтенантом Вернером Мёльдерсом в районе Ландау—Сааргемунд, северо-западнее Карлсруэ, перехватило шесть французских истребителей «Куртисс» Н.75А «Хок» из GC II/4[1], сопровождавших самолет-разведчик. В ходе непродолжительного боя французские летчики сержант- шеф Касенобль и адъютант Вилле заявили о двух победах, но немецкая сторона подтвердила потерю лишь одного самолета, причем самого Мёльдерса!
В том скоротечном бою его «Мессершмитт» получил серьезное повреждение двигателя. Во время вынужденной посадки поблизости от деревни Вольферсвайль лучший немецкий ас испанской войны получил легкое ранение, поскольку его самолет на рыхлом грунте скапотировал. К месту посадки прибежали три местных крестьянина с расположенной невдалеке фермы, которые попытались перевернуть самолет, но не смогли этого сделать. И только после прибытия солдат-зенитчиков Мёльдерса удалось вытащить из кабины. Он получил довольно сильный ушиб позвоночника и затем был вынужден провести несколько дней лежа.
Вечером того же дня «Ротге» (пара самолетов) Bf-109D из 11./JG72[2] патрулировало воздушное пространство в районе Рейна. В ходе полета немецкие пилоты обнаружили французский разведывательный ANF «Муро-115», целью которого, очевидно, был мост у Келя. Немцы немедленно атаковали разведчика, и со второго захода очередь, пущенная лейтенантом Паулем Гутбродом, привела к тому, что француз взорвался в воздухе.
На следующий день «Хоки» из GC II/4 снова встретились с мессерами. Во второй половине дня французские истребители сопровождали разведчик «Муро-115» из GAO 1/520. На этот раз ни одна из сторон не заявила о победах. Аналогичный инцидент произошел и 11 сентября.
Позицию немецкой зенитной артиллерии около Энс- хейма французы начали атаковать сразу же после объявления войны, как артиллерией, так и с воздуха. Но без ощутимого результата. 9 сентября три французских бомбардировщика МВ-200 из GB II/31 предприняли очередную попытку уничтожить позицию немецких зениток. Как только они пересекли границу, они были сразу обнаружены парой патрульных мессеров из отдельной авиагруппы JG152. Гауптман Карл Хайнц Лизман и обер- лейтенант фон Ботхмер около Беквайля вместе сбили один из МВ-200, причем командира одной из эскадрилий полка GB II/31 Андре Энсле. Весь экипаж из пяти человек успешно спрыгнул с парашютами, но попал в плен.
Другой МВ-200, командира GB 11/31 Эжена Делозан- на, был также перехвачен немецкими летчиками и разбился на Рорбахских холмах, упав на одну из ферм. Вполне возможно, что и он стал жертвой пары Лизмана и фон Ботхмера. Однако, по некоторым данным, его мог сбить лейтенант Вильгельм Хоффман из 3-й эскадрильи JG53 или обер-лейтенант Фридрих Карл Рхинов из 4./ZG76 (JGr.176). Хоффман и Рхинов доложили о воздушной победе над МВ-200 примерно в одно время и примерно в одном районе.
Все пять членов французского экипажа погибли, кроме того, под обломками их машины погиб 9-летний фермерский мальчик. Французские летчики были похоронены с воинскими почестями на близлежащем сельском кладбище.
6 сентября обер-фельдфебель Вальтер Гриммлинг из 1-й эскадрильи JG53 открыл сезон охоты на французские разведчики-бомбардировщики типа «Авион Марсель Блох» МВ-131[3], сбив около полудня северо-восточнее Саарбрюккена один них. Пара Bf-109E из 1./JG53 в составе: ведущий — унтер-офицер Генрих Бецнер, ведомый — обер-фельдфебель Вальтер Гриммлинг — взлетела с аэродрома в Висбадене около 11.00. Их заданием было патрулирование сектора Трир — район Пирмазенц. Пара на высоте 6100 м уже находилась северо-восточнее Саарбрюккена, как вдруг летчики заметили одинокий двухмоторный самолет. Противник их тоже обнаружил и сразу со снижением стал уходить вправо к своей границе. Мессеры быстро догнали его, и Гриммлинг с близкой дистанции открыл по нему огонь[4]. На MB-131 вспыхнул правый двигатель, и он, оставляя дымный шлейф, продолжая снижение, пересек границу.
Мессеры, имея приказ не пересекать французскую границу, прекратили преследование своей жертвы, которую, к слову сказать, Гриммлинг опознал как британский «Бленхейм», и потеряли его из виду. Подтверждение этой воздушной победы впоследствии было получено от немецких наземных войск, расположенных в том месте.
Следующий день ознаменовался четырьмя победами летчиков I./JG53. Причем их жертвами во всех случаях стали разведчики «Муро-115». Французы настойчиво интересовались районом Саарбрюккена. Сначала отличится ветеран боев в Испании, командир 2-й эскадрильи обер-лейтенант Рольф Пингель[5], а затем под вечер в течение 3 минут летчики из 1-й эскадрильи сбили еще 3 французских разведчика. Победы записали на свой счет Генрих Бецнер, Вальтер Гриммлинг[6] и Герг Клаус.
Затем снова последовал недельный перерыв в разгоравшейся битве в небе Западной Европы. 16 сентября лейтенант Хартман Грассер из 3./JGr.l52 расстрелял французский аэростат, а на следующий день около Мерс- баха отличился обер-лейтенант Винфред Бальфанц из штабного звена I./JG53[7], заявивший о победе над разведчиком МВ-131 из GR I/22[8]. Из трех членов французского экипажа в живых остался только один.
Следует заметить, что не из всех воздушных боев немецкие летчики выходили победителями. Так, 19 сентября после схватки в небе с двумя французскими самолетами разбился у местечка Гехленберг Bf-109. Летчик погиб. По всей видимости, им был унтер-офицер Гюнтер Дилль из 3./JG53, погибший в тот день примерно в 11.15. Днем ранее из-за боевых повреждений сел на аварийную посадку около деревни Лаутерекен другой Bf-109 из той же I./JG53, но в тот раз обошлось без жертв.
Читатель, видимо, обратил внимание, что все приведенные выше эпизоды происходили в одном районе — от южной оконечности герцогства Люксембург вдоль Саара до Карлсруэ. В этом районе проходила северная часть франко-германской границы, ограниченная с севера Люксембургом. Этот район немцы называют Драйлендерек (угол трех государств). Еще дальше к северу враждующие стороны разделялись нейтральной Голландией. Поэтому участок южнее «угла» был самым коротким маршрутом для разведывательных самолетов союзников. Однако пилоты из JG53 надежно перекрыли этот воздушный коридор, и многие разведывательные полеты союзников заканчивались на границе. Лишь немногие самолеты союзников просачивались через их кордон, поэтому истребители из 2-го воздушного флота, находившиеся вокруг Кельна, скучали без дела до мая 1940 г.
20 сентября лучший ас легиона «Кондор» — Вернер Мёльдерс, залечив ранения, получил шанс взять реванш у французских «Хоков», и он его не упустил. Одна из двух таких машин, потерянных французами в тот день, была на его счету.
Из рапорта Мёльдерса: «Я взлетел со своим звеном в 14.27 на перехват шестерки вражеских монопланов, обнаруженных к югу от Трира. Поскольку звено пересекло Саар около Мерзига на высоте 4500 м, 6 самолетов были замечены южнее Конца на высоте 5000 м. По широкой дуге на север я поднялся выше противника и неожиданно атаковал последнюю машину. Я открыл огонь приблизительно с 50 м, после чего «Куртис» стал рыскать хвостом. Затем последовал взрыв, и полетели куски конструкции. Я потерял его из виду, так как спикировал для выхода из-под возможной атаки других самолетов противника, которые приблизились к месту боя»'.
Успех Мёльдерса был подтвержден всеми летчиками его звена, которые в своих рапортах указали, что французский летчик выпрыгнул с парашютом, а его «Хок» разбился западнее Мерзига[9].
Второго «Хока» сбил Гюнтер Фреунд через 10 минут после Мёльдерса. Немцы также понесли потери. Из этого вылета не вернулся самолет Мартина Винклера из 3-й эскадрильи JG53, совершивший аварийную посадку в 15.00 южнее Юберхеррна, в 600 м от немецких и 1000 м от французских позиций. Тяжело раненного летчика вытащили с ничейной полосы немецкие пехотинцы из 7./IR 107 и передали в госпиталь, где он скончался четыре дня спустя. Вполне возможно, что Винклер стал жертвой «Хока» S/С Леграна из GC II/5, с которыми и вели бой летчики Мёльдерса.
События того столкновения разворачивались следующим образом. Практически одновременно и с одинаковыми заданиями с обеих сторон границы в воздух поднялись 6 «Хоков» из GC II/5, сопровождавшие разведчика «Муро-117», и одиночный Bf-109E из I./JG53, эскортирующий тактический разведчик HS-126A. При встрече противников на встречных курсах боевого контакта не произошло, но немецкий истребитель сопровождения вызвал подмогу (звено Мёльдерса) и навел их на цель. Несмотря на потерю двух своих истребителей, французы не подпустили немцев к своему разведчику.
Однако первую в тот день победу I./JG53 принес фельдфебель Игнац Прештеле из 2-й эскадрильи, продырявивший разведывательный аэростат в 7.45. Аналогичного успеха спустя 2 часа добился командир 6./JG53 обер-лейтенант Хеанц Бретнюц. Еще через пару часов очередную в тот день победу для I./JG53 принес Виллибальд Хайн из 3-й эскадрильи, отправивший вниз французский истребитель «Моран» MS.406, который все же смог перетянуть через границу.
20 сентября экспедиционный корпус RAF также понес потери от действий мессеров. Примерно в 10.00 три легких бомбардировщика «Бэттл» из 88-й Sqdn. RAF взлетели с французского аэродрома Мюрмело для разведки линии фронта. Около полудня западнее Саарбрюккена они были атакованы тремя Bf-109D из штабного звена JGr.152 и Дитрих фон Ботхмер с Вильгельмом Лизманом сбили два английских разведчика. Однако бортстрелок третьего «Бэттла» флаинг-офицер Л.Х. Бейкер после возвращения заявил, что подбил один из Bf-109, правда, немецкая сторона это не подтвердила.
Имеются данные, что в тот день еще одержали победы лейтенанты Хайнц Рихерт и Курт Лидке из 5-й эскадрильи JG53, сбившие по «Бленхейму», но каких-либо подробностей этого загадочного боя найти не удалось, тем более что эти победы были одержаны над французской территорией.
21 сентября «Потэ-390» из GAO 505 и «Муро-115» из GAO 507 под вечер в сопровождении девяти «Моранов» из GC 1/3 вылетели на разведку в район Сааргемюнда. Вскоре группа французских самолетов была обнаружена тремя Bf-109E из Stab I./JG53 и сразу же атакована. В этой неожиданной атаке гауптман Эрих Микс, ветеран Первой мировой войны, сбил «Моран» sous-lieutenant Мариуса Блейзе, который выпрыгнул с парашютом, но неудачно — парашют сгорел. Один из разведчиков — «Потэ-390» получил сильные повреждения, но все же смог дотянуть до линии фронта и сесть на вынужденную. Позднее он был отремонтирован и возвращен в строй.
На следующий день имел место похожий воздушный бой в районе Цвайбрюккена между «Моранами» из GC III/2 и звеном Bf-109 из 6./JG53, сопровождавшим разведчик Do-17P из 3.(F)/22. Сержант Морис Роми смог подобраться к немецкому двухмоторному самолету и подбить его. «Дорнье» попытался совершить аварийную посадку, но неудачно — два члена экипажа погибли, один получил ранения. Один мессер, который загорелся и вышел из боя, почему-то не был заявлен французами как победа. Между тем это была первая боевая потеря 6-й эскадрильи JG53. Во время этого боя сержант Дуклос по ошибке совершил вынужденную посадку на немецкой территории и был взят в плен. Несколько позднее его «Моран» был уничтожен французской артиллерией.
24 сентября шесть «Хоков» из GC 11/4 примерно в 14.30 взлетели для сопровождения разведчика «Потэ-637» из GR 11/52 в район Хорнбах-Эппенбрюн. Около 15.30, спустя полчаса с момента вылета на патрулирование, пара Bf-109D из JGr.152 восточнее Хорнбаха обнаружила французский самолет-разведчик и его сопровождение. С ходу завязывается ожесточенный воздушный бой. Адъютант Дардане сбивает мессер, который падает у Пи- рамзенса. Тяжелораненый обер-лейтенант Бёрт у самой земли все же выравнивает свою машину и садится на вынужденную, но попадает в плен к французам.
В этот момент к району боя подходит звено Bf-109E из I./JG53 и вступает в бой. Адъютант Камиль Плюбо сбивает один из мессеров и садится вместе с коллегой адъютантом Тессерю на хвост двум другим немецким истребителям. Бой распадается на пары. Вскоре из свалки вываливаются два Bf-109 и идут на вынужденную посадку. Один садится около Вайлербаха, другой у Бингена. За миг до этого из горящего «Хока» выпрыгивает с парашютом сержант Де Ла Шаппелле. Он стал жертвой Хартмана Грассера, который, в свою очередь, попав под атаку пары Плюбо—Тессерю, вынужден был приземлиться у Бингена. Обер-лейтенант Вернер Шноор и лейтенант Курт Розенкранц повреждают «Хоки» адъютанта Дардане и лейтенанта Дюппере, которые все же смогли вернуться на свой аэродром. Что касается объекта их защиты, то «Потэ» лейтенанта Лиссье, умело маневрируя, скрылся в облачности и благополучно вернулся на свой аэродром в окрестностях Нанси.
Кроме Шнура и Розенкранца, дважды в тот день воздушные победы на свои счета записали и другие летчики JG53: унтер-офицер Альбрехт Баун, фельдфебель Вальтер Жиковски и лейтенант Вальтер Рупп.
Когда началась Вторая мировая война, I./JG51 базировалась в Ойтингене и подчинялась Люфтгау VII, но с прямым подчинением Stab/JG52. Три недели спустя, 23 сентября, группа была передислоцирована в Шпайер для прикрытия юго-западной части французской границы. Уже на второй день после своего переезда группа имела боевой контакт с противником. Французскому разведчику «Потэ-637» из GR 11/52, как и накануне, было приказано осуществить аэрофотосъемку германских позиций в районе Вейсенбурга. Его непосредственный эскорт осуществляли три «Хока» из GC II/4, а еще шесть «Куртисов» прикрывали весь этот отряд сверху. Когда французские самолеты были обнаружены немецкими постами воздушного наблюдения, то для их перехвата была поднята шестерка Bf-109E из I./JG51. Обнаружив французский разведчик и его эскорт, немецкие летчики остались не замеченными верхней группой их прикрытия. Первым пошел в атаку командир 1-й эскадрильи гауптман Дуглас Питцайрн. В 12.07 его пули достигли своей цели, и один из истребителей противника задымил и направился на запад. Вскоре воздушный бой разбился на отдельные дуэли летчиков. В 12.30 унтер- офицер Хайнц Бар сбил еще один французский истребитель. В свою очередь, французский летчик Пьер Вер- ри по возвращении на базу заявил об одной воздушной победе и об одной вероятной, однако немецкие истребители вернулись на свой аэродром в полном составе. Между тем на машинах Карла Шмида и Йозефа Огло- дека во время послеполетного осмотра были обнаружены легкие, менее 10%, повреждения. По всей видимости, Пьер Верри принял желаемое за действительное.
27 сентября Питцайрн и Бар за свои первые успехи были награждены Железными крестами 2-го класса.
Однако этот боевой эпизод на этом не закончился. Верхнее прикрытие французского разведчика вскоре было перехвачено «Мессершмиттами» из 6-й эскадрильи JG53 и усилиями Эдуарда Шредера, Вальтера Жиковски и Хайнца Бретнюца французы потеряли три «Хока». На оставшиеся «Куртисы» напали Bf-109D из 2./JGr.l02, и обер-лейтенант Эрих Грот сбил еще одного француза. И наконец, в 15.50 был сбит и сам виновник столкновений, описанных выше, — самолет-разведчик из GR 11/52. Победу над ним записал на свой счет гауптман Лотар фон Янсон из I./JG53.
Следующий день для I./JG51 стал не таким удачным, как их первый на Западном фронте. Унтер-офицер Георг Пафензингер на Bf- 109Е-1 (W.Nr. 3326, красная 9+[10]) в сложных метеоусловиях потерял ориентировку и совершил вынужденную посадку, как оказалось, на французской стороне линии фронта и попал в плен.
27 сентября центром воздушных боев стал французский городишко Битш. Сначала на тройку английских «Бэттлов» напали по ошибке три французских «Хока», к счастью, обошлось без жертв. Как только ошибка была осознана, в небе появилось звено Bf-109 из JGr.152. Обер-ефрейтор Йозеф Шерм подбил одного из «Бэттлов», который все же смог совершить аварийную посадку, но и сам попал под огонь другого англичанина. В отличие от своей жертвы ему не повезло. Он разбился около фермы Киршхаймер-Хоф в окрестностях Брейт- фюрта. В тот же день лейтенант Карл Вильгельм Хаймбц из 1-й эскадрильи JG53 в районе Форбащ (Франция) сбил разведчик типа «Потэ-63».
28 сентября рутинные полеты по защите промышленного региона и западной границы Германии для эскадры JG26 закончились. В этот день она одержала свою первую воздушную победу и понесла первую боевую потерю. Пара мессеров из 2-й эскадрильи во главе с лейтенантом Йозефом Бюршгенсом получила приказ сопроводить разведчик Hs-126 из 1.(Н)/12 над Сааром, то есть южнее, чем находилась зона ответственности подразделения. Перед самым возвращением на обратный курс Бюршгенс заметил прямо под ним 11 французских «Хоков» из GC II/5. Для того чтобы дать «Хеншелю» возможность уйти, Бюршгенс атаковал истребители, сковав тех боем. «Хок» сержанта Хеме, дымя, вышел из боя и разбился около Тюнсдорфа, однако эта победа Бюршгенса не нашла подтверждения, поскольку его ведомый потерял визуальный контакт со своим ведущим. Оставшись без прикрытия хвоста своего Bf- 109Е-1 (красная 5), Бюршгенс вскоре сам был подбит и сел на вынужденную в районе Метлах— Мерзиг. Среди других немецких летчиков, воевавших на Bf-109, в тот день отличились Клаус Фабер из 3./JG1 и Рихард Фогель из 4./JG53.
30 сентября стал одним из самых насыщенных боевыми столкновениями днем, причем для немцев он сложился весьма позитивно. Первый воздушный бой произошел в окрестностях Саарбрюккена в полдень. Для выполнения воздушной разведки района Меца взлетели 6 «Бэттлов» из 150-й Sqdn., при этом один из них из-за технических проблем сразу же вернулся на базу в Экюри-сюр-Коль. Над Саарбрюккеном на высоте 7000 м англичане были перехвачены Bf- 109Е из 2-й эскадрильи JG53 и вся пятерка была сбита в полном составе. Отличились Рольф Пин- гель, Игнац Прештеле, Франц Кайзер, Ханс Корнац и Йозеф Вюрмхеллер. При этом последний сбил «Бэттл», пилотируемый ведущим группы сквадрен-лидером Макдональдом, уже над французской границей. Раненый Макдональд смог дотянуть до аэродрома в Экюри-сюр- Коль, но на посадке одно из колес шасси взорвалось, машина скапотировала и загорелась. Самолет Джона Р. Сандерса врезался в землю недалеко от кладбища в Дюд- вейлере, расположенного между холмами юго-западнее города. Другой англичанин Джи Джей Спрингетт, выпрыгнувший с парашютом, приземлился на крышу дома на Шахтштрассе в Дюдвейлере, но получил ранения от соприкосновения с электролинией и был пленен. Еще один британский летчик был найден мертвым с нерас- крывшимся парашютом в районе Зульбах-Наувейллера.
Примерно в то же время над Энсхаймом патруль из II/JG53 перехватил «Потэ-637» из GR II/52, шедший под прикрытием семи истребителей MS.406C1 из GC 1/3 и GC II/3. Несмотря на равенство сил, немцы сразу сбили разведчик. Отличился гауптман Гюнтер фон Мальт- зан из штабного звена.
Несколько часов спустя произошла похожая воздушная стычка. «Потэ» из GR П/52 в сопровождении семи «Моранов» из GC 1/3 и GC IH/3 были атакованы несколькими мессерами из 3-й эскадрильи JG53. Горящий разведчик ушел на французскую территорию, один «Моран», обстрелянный Виллибальдом Хайном, вынужденно сел в районе Бишмихайма, а сам Хайн, получивший смертельное ранение в голову, разбился недалеко от места посадки француза.
Спустя 15 минут в районе Бюдингена разгорелся еще один воздушный бой между мессерами и «Моранами», в котором отличился обер-лейтенант Вольфганг Лип- перт. Почти ровно через год он будет награжден Рыцарским крестом. Еще один французский истребитель сбил его ведомый фельдфебель Эрих Кухльман.
Под вечер произошло еще одно боевое столкновение, на этот раз в районе Мерцига и между мессерами из I/JG53 и «Хоками» из GC III/3. Немцы потеряли три машины и двух летчиков: лейтенантов Карла Вильгельма Хаймбса из штабного звена и Вильгельма Хоффмана из 3-й эскадрильи. Унтер-офицер Фриц Уль выпрыгнул из своего подбитого самолета с парашютом. В свою очередь, французы потеряли два истребителя, победы над ними были записаны на погибшего Хаймбса и фельдфебеля Карла Куля.
Около 17.00, возвращаясь с патрулирования над зоной Альтенштадт—Шебенхардт, восьмерка мессеров из II./JG53 напоролась на 12 «Хоков» из GC II/4, сопровождавших пару «Муро». В скоротечном бою были подбиты один французский разведчик и истребитель. Победы записали на свой счет обер-лейтенант Рудольф Гой и унтер-офицер Йоахим Хинкелдей. Но не обошлось без потерь и у немцев, получивший пробоины Bf-109E Шульц-Бланка был вынужден приземлиться в районе Карлсруэ.
На Западном фронте без перемен
В октябре 1939 г. на фронте образовалась своеобразная пауза, вызванная как погодой, так и желанием обеих сторон восстановить и перегруппировать силы. В это время в люфтваффе проходило формирование сразу нескольких новых истребительных групп, а часть уже существовавших рокировали со спокойных участков фронта на самый горячий сектор — от южной точки Люксембурга вдоль Саара до Карлсруэ.
Участок южнее «угла» был самым коротким путем для разведывательных самолетов союзников, целью которых чаще всего был Рур.
Вскоре после полудня 6 октября экипаж одного из первых экземпляров новейшего французского двухмоторного бомбардировщика LeO-451 из GB 1/31, размещенной в Конантрэ, получил приказ о выполнении воздушной разведки системы ПВО южных районов Рура.
Самолет (Liore et Olivier, сокр. LeO), принятый на вооружение незадолго до начала войны, был типичным представителем такого рода машин, созданных в это время в разных странах. Он имел размах крыльев 22 м и длину 17 м, мог летать со скоростью 420 км/ч и нести 1500 кг бомб. Вооружение бомбардировщика состояло из двух пулеметов и одной 20-мм пушки, находившейся в выдвижной башне наверху фюзеляжа.
Так уж совпало, но незадолго до этого I./JG52 была передислоцирована под Бонн-Хангелар. Именно по причине появления таких гостей в группе на боевом дежурстве в готовности № 1 постоянно держали звено мессеров. Как только стали поступать доклады от наземных пунктов воздушного наблюдения об обнаружении нарушителя, в воздух были подняты два звена истребителей для обнаружения и перехвата самолета-нарушителя. Одним из восьми летчиков был лейтенант Ханс Бертель, член довоенной немецкой пилотажной группы, а теперь ведомый командира 2-й эскадрильи обер-лейтенанта Вольфганга Эвальда вспоминал: «Я, как считали в эскадрилье, был самым зорким. Мы уже летели некоторое время, когда я, задолго до моих товарищей, заметил вдалеке крошечную точку самолета и, естественно, с такого расстояния я не мог его идентифицировать как французский бомбардировщик LeO-451. По радио я доложил о своем наблюдении, но многие со скептицизмом, как я узнал позднее, отнеслись к моему рапорту.
Все мы, как я и мои товарищи, так и противник, летели между двух слоев облаков. Француз также обнаружил нас и, как только я направился к нему, он опустил нос и начал круто пикировать, пытаясь скрыться в нижнем слое облаков. Я направился за ним, понимая, что лететь придется вслепую и что моя красная 1 не была оснащена соответствующим оборудованием.
К счастью, слепой полет не должен был быть долгим. Когда я вырвался из облака и снова оказался в нормальных условиях, я был очень удивлен, обнаружив француза почти прямо передо мной, точнее, немного в стороне от меня. Мы были самое большее в 100 м над землей.
Вражеский задний стрелок заметил меня сразу и быстро открыл огонь. К счастью, он не попал в меня — я говорю к счастью, потому что при всем волнении, — в конце концов, это была моя первая встреча с врагом, не говоря уж о том, что по мне впервые стреляли, — я отчаянно дергал и тянул куда-то необходимые для начала стрельбы кнопки и переключатели в кабине, чтобы открыть предохранительные защелки и привести в готовность мое оружие. В процессе моих судорожных движений я даже включил освещение и фары. Они оставались в том же положении до моей посадки, что вызвало обычную иронию моих товарищей, о которой они не забывали еще долгое время после этого случая.
В действительности это заняло несколько секунд, пока мое оружие не было приведено в боевое положение, но в тот момент это казалось вечностью. Моя первая очередь поразила один из двигателей француза, который немедленно загорелся. Пилот LeO быстро выпустил шасси — несколько необычное и опасное решение для выполнения аварийной посадки. В этом случае это было особенно опасно для меня! Шасси от сильного удара о землю тут же развалилось. Его обломки полетели в воздух, едва не задев мою красную 1 — я на большой скорости пересек линию движения француза. Что произошло бы, если бы колесо, которое пролетело рядом с кабиной, попало бы в меня? Даже если бы это только привело к небольшой вмятине, то мне все равно пришлось бы еще долго выслушивать неизбежные шутки моих товарищей.
Как затем выяснилось, в то время, случайно, майор Готхард Хандрик, в прошлом олимпийский чемпион 1936 г. в Берлине по современному пятиборью, а сейчас летчик- истребитель (в настоящее время командир группы I./JG26, базирующейся в Бонне-Одендорфе), находился в Вашендор- фе (в 28 км юго-западнее Бонна). Встревоженный громким шумом двигателей, он наблюдал за боем с земли. Он-то позднее и подтвердил официально мою победу или, по крайней мере, описал весь бой, включая аварийную посадку LeO моему командиру[11].
Я в течение некоторого времени покружил над горящей французской машиной. Затем мое наблюдение было резко прервано радиосообщением. Пункт воздушного наблюдения сообщал о присутствии нескольких английских истребителей над холмами в Эйфеле. Воспылавшие духом преследования, мы развернулись в нужном направлении, чтобы выйти на англичан. Прибыв в нужное место, мы не обнаружили и следа от противника. Покрутившись еще некоторое время в поисках, мы вскоре возвратились в Хангелар»1.
Через неделю после победы Бертеля над LeO лейтенант Курт Кирхнер принес вторую и, как оказалось, последнюю воздушную победу I./JG52 в «сидячей войне». Его жертвой стала также одиночная машина противника, на этот раз английский «Бленхейм» Mk. IV из 114-го Sqdn., вылетевший на дальнюю разведку.
12 сентября на базе 1./JG71 и 11./JG72 в Беблингене под командованием гауптмана Ханса Гюнтера Корнац- ки[12] была официально сформирована II./JG52, и к концу первой недели октября группа была полностью оснащена Bf-109E, а уже 27 октября вновь созданная группа вместе со штабом эскадры была переброшена под Мангейм на бывший довоенный международный аэропорт, а теперь военную авиабазу.
В октябре была сформирована новая группа — III./ JG53, во главе которой встал уже совсем оправившийся после ранения Вернер Мёльдерс. В конце месяца погода улучшилась, аэродромы подсохли и воздушная активность противоборствующих сторон возросла.
30 октября тройка «Бленхеймов I» из 18-й Sqdn. RAF отправилась на разведку с аэродрома в Меце. Сначала «Бленхеймы» перехватило звено из 5-й эскадрильи JG53, патрулировавшее район восточнее Трира, и победу на свой счет записал унтер-офицер Йоахим Хинкелдей. Затем к месту боя подошли штабное звено III./JG53 и самолеты из 9-й эскадрильи. Вскоре первую победу новой группы и вторую личную победу в войне одержал Мёльдерс: «Я заметил деятельность зенитной артиллерии около Трира. Я подкрался примерно на 50 м к вражеской машине и мог вполне ясно различить опознавательные британские круги. Я открыл огонь почти в упор. От заднего стрелка не было никакого ответного огня, левый двигатель скрылся в густом облаке белого дыма, который быстро стал черным. Я летел рядом и видел, как самолет полностью охватил огонь. Я заметил парашют, кажется, он тоже горел. «Бленхейм» разбился близ Клюзерата-на- Мозеле»х.
Третий разведчик ушел от перехватчиков и добрался до Оснабрюка, где был сбит уже парой Bf-109 из I./JG21. Эта группа всего три недели назад была передислоцирована из Польши и за это время уже успела сменить Bf-109D на более новые Bf-109E. Победу записал на свой счет лейтенант Хайнц Ланге, будущий командир JG51 и кавалер Рыцарского креста.
Интересно, что англичане подтвердили потерю 30 октября лишь двух «Бленхеймов» из 18-й Sqdn. над Триром! Это были машины L1415 и L6694. Третьим потерянным (не уничтоженным) в тот день самолетом была машина L1246 из 57-й Sqdn. С большой долей вероятности можно утверждать, что именно ее и подбил Ланге. «Бленхейм» дотянул до Орли и сел там на брюхо. Экипаж не пострадал.
В конце октября, а точнее, 26-го числа I./JG51 была переведена в Мангейм-Зандхофен для прикрытия Пфальца и Саара. В это же время в Мюнстер-Хандор- фе началось формирование нового подразделения — Stab/JG51. Его командиром и соответственно всей 51-й эскадры был назначен оберст-лейтенант Тео Остер- камп — ас Первой мировой войны. Практически одновременно со штабом в Фюрстенфельдбрюкке шло формирование и II./JG51. Первоначально группа имела всего 6 Bf-109D-1, но затем к концу месяца получила штатное количество Bf-109D-1 и Bf-109E-l/E-3. 28 октября она была передислоцирована в Эйтинген около Тюбингена.
После успешного завершения Польской кампании все больше подразделений люфтваффе переводилось на Западный фронт, что привело к увеличению воздушной активности над границей. Более регулярные разведывательные и патрульные полеты все чаще и чаще приводили к контактам с вражескими самолетами. Союзники в ноябре 1939 г. также увеличивали свою воздушную группировку. В числе прочих частей во Францию перебросили 607-ю и 615-ю Sqdn., вооруженные бипланами «Гладиатор».
«Они что, собираются меня сбить?»
В первый день ноября погода снова резко ухудшилась, в результате чего был разбит один Bf- 109Е-1 из 7./JG53, еще три повреждены (все из 7-й и 9-й эскадрилий). В тот же день из-за потери управления был поврежден и Bf-109E-1 из 2./JG52.
2 ноября из Польши на Западный фронт перевели еще одну авиагруппу — I./JG76, сначала группа действовала из Вены, а затем из Франкфурта-на-Майне.
К концу недели, 5 ноября, погода стала улучшаться, чем воспользовались союзники, отправив в Рур свой высотный разведчик «Потэ-637» из GR II/33, но в 15.15 западнее Лосхайма он был перехвачен и сбит обер-лейте- нантом Хансом Карлом Майером из 1-й эскадрильи JG53. Самолет врезался в землю юго-восточнее Сарр- бурга.
На следующий день воздушные бои начались с самого утра. Сначала Эдуард Козловски из 9./JG53 над Мер- зигом перехватил и сбил «Муро-117» из GAO 1/506. Примерно через полчаса над германо-бельгийской границей Франк Вернер Ротт из 3-й эскадрильи сбил другой разведчик — «Бленхейм» из 57-й Sqdn. Спустя пару часов отличился уже Якоб Штолль из 9-й, сбивший очередной «Муро» из GAO 2/506. Но все это были не главные события того дня.
6 ноября на Западном фронте произошло самое крупное воздушное сражение из всех, что происходили до сих пор. Этот бой дорого обошелся люфтваффе. Хорошо известный нам гауптман Йоханнес Гентцен поднялся с аэродрома в Лахен-Шпайердорфе во главе 27 Bf-109D-1 из так же хорошо известной отдельной авиагруппы JGr.102 и повел их патрулировать воздушное пространство над Сааром. Там они обнаружили сразу девять французских «Хоков» из GC II/5, сопровождавших разведчик «Потэ-63.11» из GR И/22. Общего боя не получилось — сражение распалось на несколько индивидуальных поединков, в которых было сбито шесть мессеров. В числе погибших оказались два командира эскадрилий — обер-лейтенанты фон Роон и Келлнер-Штайнмец. Офицер связи группы лейтенант Войгт и фельдфебель Гиел попали в плен. Унтер-офицер Хеннинге получил ранения при вынужденной посадке. Еще один «Мессер- шмитт» совершил более удачную вынужденную посадку. Две немецкие машины, несмотря на сильные повреждения, все же достигли своего аэродрома. У французов все Н-75А вернулись на свою базу, при этом три из них с довольно серьезными повреждениями. Спустя несколько дней потерпевшую поражение JGr.102 отправили на давно ожидаемое перевооружение с Bf-109D на Bf-110. Таким образом, «Хоки» в ряде случаев оказались достойными противниками мессеру.
На следующий день после провала JGr.102, то есть 7 ноября, свою первую воздушную победу одержал будущий ас люфтваффе лейтенант Йоахим Мюнхеберг из
- /JG26. В начале второй половины дня он сбил «Бленхейм» из 57-й Sqdn. над Леверкузеном. Спустя чуть более часа счет побед открыл и обер-лейтенант Вольф Дитрих Вильке, другой будущий ас, а в тот момент командир 7-й эскадрильи JG53, разделавшийся с «Потэ-63.11» из GR 11/22 над Сааром.
Начав счет своим победам в один день, оба летчика и дальше имели почти одинаковую карьеру и судьбу. Оба получили мечи к дубовым листьям, сбили более ста самолетов (Мюнхеберг 135, Вильке 162), были назначены на должность командиров эскадр (Мюнхеберг в JG77, Вильке в JG3)... и оба погибли в боях. Мюнхеберг был сбит английскими «Спитфайрами» в Северной Африке 23 марта 1943 г., а Вильке — американскими «Мустангами» над рейхом ровно год спустя — 23 марта 1944 г.
Кроме Вильке пару «Потэ», но на этот раз 637 и из GR 1/33, в тот день сбили фельдфебели Хайнц Рахлмай- ер и Франц Гавлик, а также лейтенант Якоб Штолль, все из 9-й эскадрильи JG53.
8 ноября уже II./JG52 заявила свои первые две победы. Сначала в первом часу дня обер-лейтенант Хайнц Шуман, командир 4-й эскадрильи, сбил французский воздушный шар в районе Карлсруэ. Примерно полтора часа спустя уже лейтенант Карл Фауст из 5-й после скоротечного воздушного боя около Битша сбил «Моран» из GC II/5. Аналогичных успехов в тот день добились и летчики JGr.102, причем это были последние их победы, одержанные на Bf-109. Отличились все тот же Йоханнес Гентцен, подбивший «Моран», и Эрих Грот — воздушный шар. Последний факт говорит о том, что в начале войны на Западе в условиях позиционных боев все еще в ходу были методы предыдущей, Первой мировой!
В середине ноября 1-ю эскадрилью JG52 перебросили назад из Бонн-Хангелара, где группа действовала в северном секторе в составе 2-го воздушного флота в кооперации с JG26 и JG77, в Лахен-Шпайердорф. Там 1./JG52 в первый раз перешла под контроль своего родного штаба эскадры, размещавшегося в близлежащем Мангейме и подчинявшегося 3-му флоту, прикрывавшему южную часть франко-германской границы. В германской авиации сложная система подчинения и действия разных групп и эскадрилий, а в редких случаях даже экипажей, Независимо друг от друга являлась обычной практикой.
21 ноября командиру I./JG52 гауптману с очень сложной фамилией Дитриху Графу фон Пфайль унд Кляйн- Эллгуту исполнилось 32 года, и по этому случаю в офицерской столовой был дан праздничный обед. Виновнику торжества от лица подчиненных был подарен на великолепном деревянном подносе небольшой набор стаканов в серебряных с гравировкой подстаканниках. Подарок тут же был наполнен ликером и применен по прямому назначению собравшимися, в том числе и Пфайлем. После нескольких тостов командир группы объявил, что должен выполнить патрульный вылет, и покинул помещение вместе со своим ведомым, адъютантом группы, лейтенантом Кристофом Геллером. Как оказалось, это было судьбоносное решение...
Направляясь на запад, пара мессеров была встречена полудюжиной французских «Хоков» из GC II/4. В первой же атаке машина Пфайля была сбита и пошла в огне вниз. Она врезалась в землю в районе Хинтервейденталя восточнее Пирмазенса. Командир хоть и сумел выпрыгнуть из горящей машины, но получил тяжелые ожоги[13], особенно лица. Геллер смог выйти из боя и почти дотянул до своей базы — совершил аварийную посадку в 5 км от Лахен-Шпайердорфа.
Для JG52, как для многих других подразделений, размещенных вдоль линии Зигфрида[14], ухудшение погоды означало резкое сокращение воздушной активности. Видимо, по этой причине преемник фон Пфайль унд Кляйн-Элл гута не назначался в течение трех месяцев, затем, наконец, командиру 2-й эскадрильи обер-лейте- нанту Вольфгангу Эвальду было приказано взять командование группой на себя.
20 ноября неудачной была встреча с «Хоками», правда на этот раз из GC II/5, и у звена из 9./JG53, хотя все Bf-109 и вернулись на свой аэродром, ни одной победы одержано ими не было. Все немецкие самолеты имели боевые повреждения и выглядели как решето.
Следующий день также нельзя занести в актив боевой деятельности подразделений, оснащенных Bf-109. В тот день JG52 понесла первую небоевую потерю.
1-я эскадрилья выполняла обычный патрульный полет, как вдруг Bf- 109Е-1 (W.Nr. 3372, красная 4+[15]) Ханса Йоахима Хеллвига вошел в крутое пике. Летчик выпрыгнул с парашютом, но ударился о киль и погиб. Самолет же врезался в землю юго-восточнее Хаттена, то есть на французской территории. Комиссия, впоследствии расследовавшая этот инцидент, сделала вывод, что виной аварии стало нарушение в работе системы питания двигателя.
Бывали и более курьезные случаи. 22 ноября обер- фельдфебель Херфрид Клоймюллер из 2-й эскадрильи JG51, вылетевший на патрулирование на своем Bf-109E-1 (W.Nr. 1215; красная 14+), потерял ориентировку в тумане и по ошибке приземлился в Страсбурге, где и был мирно взят в плен французами. Этот самолет 28 ноября перегнал в Туль командир GC II/4 Cmdt. Константин Ро- занофф, до войны служивший в Виллакоубле, испытательном центре французских ВВС летчиком-испытате- лем. Впрочем, истребитель продолжил свою неудачную «карьеру». Во время захода на посадку он столкнулся с сопровождавшим его «Хоком», который отрубил ему хвостовое оперение. Розанофф сумел выпрыгнуть с парашютом, но мессер был разбит.
В тот день это был не единственный Bf-109, попавший в руки к французам в более-менее приличном состоянии. Так, Bf-109E-3 (W.Nr. 1304; 1+) фельдфебеля Карла Хара из 1-й эскадрильи JG76 был сбит в бою летчиками из GC 1/3 над районом между Хорнсбургом и Битшем. Хар совершил вынужденную посадку в Гоерс- дорфе северо-восточнее Войрта и был захвачен в плен. Самолет же был отремонтирован и испытан во французском летно-испытательном центре (Centre d’Essais en Vol) в Орлеане-Бриши, а затем в мае 1940 г. в Амьене он был передан англичанам[16].
В бою, в котором был сбит Хар, немцы потеряли еще одну машину, а летчик также попал в плен. Это был лейтенант Хайнц Шульц из 3./JG76 на Bf-109E-3 (W.Nr. 1251; 11+). При аварийной посадке в районе Ремелин- ле-Путтелан машина была разбита и восстановлению не подлежала. Останки этого мессера были выставлены на всеобщее обозрение в январе 1940 г. на Елисейских Полях в Париже.
Бой с «Хоками» 22 ноября можно рассматривать как боевую ничью. Немцы потеряли два своих истребителя, но одержали две победы, отличились обер-фельдфебель Эрвин Клей и лейтенант Хельмут Вик из 3-й эскадрильи JG2. Это были их первые воздушные победы в карьере, причем для последнего, 24-летнего Вика, она стала головокружительной. Всего за год, начав с командира звена в 3-й эскадрилье, он стал командиром JG2 «Рихтхо- фен»! Вик так описал свою первую победу в журнале люфтваффе «Дер Адлер»: «Поскольку французы не часто залетали на нашу территорию, я и мой ведомый решили сами наведаться к ним. Попутный восточный ветер помогал нам в этом. Возле Нанси я внезапно заметил большую группу самолетов, шедших на высоте 6000 м. Мгновенно сообразив, что это самолеты противника, мы начали кружить. Два самолета отделились от общей группы и, резко снижаясь, направились к нам. Теперь я смог определить тип самолетов — это были истребители «Кур- тисс». Тогда мы снизились и начали ожидать, пока французы догонят нас. Один из французов сел мне на хвост, и я начал набирать высоту, пытаясь оторваться. Я до сих пор отлично помню красно-бело-синие концентрические круги на французском самолете. Сначала француз действовал сломя голову, паля в мою сторону изо всего бортового оружия. Скажу вам, что это довольно неприятное ощущение — чувствовать себя на мушке.
Неожиданно для француза я переложил штурвал, начал пикировать и, воспользовавшись превосходством в скорости, легко ушел от преследователя. Когда мой противник исчез вдалеке, я посмотрел влево в поисках других самолетов, но никого не обнаружил. Когда же я глянул вправо, то сначала не поверил своим глазам. Прямо на меня нес-
лись четыре самолета с радиальными двигателями, и каждый стрелял в мою сторону. В голове у меня промелькнула глупая мысль: «Они что, собираются меня сбить?» Но это была секундная слабость. Что, опять удирать от врага? Нет! Настало время нанести ответный удар.
Один из самолетов противника начал снижаться. Сжав зубы, я переложил штурвал, нажал на педаль и начал правый вираж, чтобы атаковать приближающийся французский самолет. К тому времени как я выполнил разворот, первый самолет уже открыл огонь. Второй истребитель французов шел вслед за первым. Я пошел в атаку на первого. Это был страшный момент, когда я видел прямо передо мной ствол, изрыгающий огонь. Однако мы находились слишком близко друг от друга, чтобы вести прицельный огонь. Французы пролетели надо мной, и я оказался нос к носу с третьим самолетом. Я слегка подправил прицел и, когда самолет противника оказался точно в центре, нажал на гашетку. Все происходило как на занятиях в летной школе. Очередь, пущенная мною, попала точно в цель, вырвав несколько кусков обшивки истребителя. Оба ведомых сбитого француза развернулись и отлетели в сторону. Четвертый французский самолет также обстрелял меня, но все мимо. Тем временем два отлетевших самолета продолжали набирать высоту. Я последовал их примеру. Топлива у меня оставалось ровно столько, чтобы дотянуть до аэродрома. Мой ведомый, который тоже вернулся на базу в целости и сохранности, потерял меня в общей сутолоке боя после первого же моего маневра».
Его ведомый Эрвин Клей дает другие детали того боя: «Наше звено было атаковано со стороны солнца. Мы ушли из-под атаки и стали набирать высоту, но снова были атакованы со стороны солнца. У меня на хвосте висели два «Хока», обстреливающие меня снизу. Мне удался маневр, и один из моих противников попал в мой прицел. Я открыл огонь, и самолет противника сразу же пошел вниз, думаю, я попал в летчика. Другой французский самолет тут же атаковал меня с еще большей агрессивностью, между нами началась собачья свалка с энергичным маневрированием и
стрельбой. Вдруг я заметил, как к моему ведущему пристроился Куртис, и я развернулся ему наперерез. Я открыл огонь и закончил стрелять лишь тогда, когда он врезался в землю. Так я одержал две победы (на самом деле только одну. — Авт.) в своем первом боевом вылете».
Как затем стало известно, Клей и Вик сбили «Хоки» из GC II./4 с № 169 и 95 соответственно. Кроме Клея и Вика 22 ноября победы одержал гауптман Эрих Микс из штабного звена I./JG53, но это уже было под вечер и в районе южнее Саарбрюккена. Однако подтверждение имеется лишь для одной его победы. Это был «Моран» из GC II./6, аварийно севший около Фрейбоуса.
На следующий день два звена 1./JG51 более получаса вели бой с девяткой MS.406 из GC III./7, и весьма удачно. Свои первые победы одержали Фридрих Эберле, Георг Клаус и Херман Фридрих Йоппин, причем последний и сам был атакован противником и еле дотянул на своей 5+ до базы под Мангеймом.
В конце ноября погода в районе Саара вновь ухудшилась, и воздушную активность проявляли лишь самолеты-разведчики, да и то ближе к концу года. Именно в тот период произошло первое столкновение немецких и английских истребителей. 22 декабря Bf-109E из III./JG53 во главе с Вернером Мёльдерсом сопровождали пару разведывательных Do-17P. Группа летела вдоль Саара, когда далеко внизу показались три английских истребителя. Устремившись вниз, Мёльдерс сбил левого англичанина с первой попытки. Спустя секунду правый самолет противника завалил командир 8-й эскадрильи JG53 обер-лейтенант Ханс фон Хан — еще одна будущая звезда люфтваффе. Оба истребителя, которых первоначально немцы приняли за «Мораны», начали падать вниз, оставляя за собой характерные хвосты дыма и пламени. В действительности это были «Харрикейны» N2385 и L1967 из 73-й Sqdn. RAF. Оба английских летчика, сержанты Дж. Уинн и P.M. Перри, погибли.
Плохую погоду люфтваффе использовало для продолжения реорганизации своих подразделений и их передислокации для подготовки к вторжению во Францию. Так, I./JG53 была переведена в Дармштадт-Гисхайм, а 19 декабря вся эскадра, ранее подчинявшаяся напрямую Люфтгаукоммандо XII, была передана 3-му воздушному флоту, который уже готовился к воздушному прикрытию вторжения во Францию, запланированного на начало следующего года.
С середины декабря 1939 г. люфтваффе, пользуясь плохими погодными условиями, постепенно стало снижать деятельность на Западном фронте — начиналась подготовка к предстоящим кампаниям.
Читатель смог заметить, что так называемая «странная» или «сидячая» война не была таковой для противников в воздухе. В ходе этой войны летчики Bf-109 записали на свои счета порядка полутора сотен воздушных побед, причем примерно половина из них была одержана в районе Саар, самом горячем участке Западного фронта. В воздушных боях над Западным валом засияла на небосклоне люфтваффе новая звезда, звезда первой величины — Вернер Мёльдерс. Воздушные бои осени- зимы 1939/40 г. показали, что Bf-109E является грозной боевой машиной, но у него уже стали появляться достойные соперники и мессеру необходима модернизация! Однако обо всем по порядку.
Из книги «Воздушные дуэли»
[1] Официальное название французских ВВС — Armee de I'Air, буквально — Воздушная армия; GC сокр. от Groupes de Chasse — истребительная группа.
[2] С 1 сентября 1939 г. эскадрилья была переименована в 5./JG52, но в документах еще некоторое время использовалось старое обозначение.
[3] Это был МВ-131 из французской 14 GAR. Самолет разбился в 11.36 около Блисраибаха. Летчик Буври и два других члена экипажа погибли.
[4] По всей видимости, ведущий пошел наперерез противнику, отсекая его от границы.
[5] Экипаж в составе лейтенанта Жильберта Лелу и сержанта Молля погиб и в тот же день был похоронен с воинскими почестями около Энсдорфа.
[6] Бецнер и Гриммлинг сбили самолеты из GAO 1/520. Жертва Бецнера разбилась около Гросблейерстроффа, а Гриммлинга села на вынужденную посадку в окрестностях Ауерсмахера. Экипаж разбившегося разведчика также был похоронен с воинскими почестями. За успехи 10 сентября Бецнер и Гриммлинг были награждены Железными крестами 2-го класса.
[7] Бальфанцу ассистировал гауптман Эрих Микс, который свои первые воздушные победы одержал еще в Первую мировую войну.
[8] С большой долей вероятности можно утверждать, что немецкий летчик ошибся в идентификации своей жертвы, поскольку все выпущенные к сентябрю 1939 г. MB-151 не были оснащены воздушными винтами и прицелами!
[9] Это был сержант Куин на самолете Н-75А-1 (№ 21, Х820).
[10] В истребительной авиации, в отличие от других подразделений люфтваффе, существовала упрощенная система бортовых обозначений самолетов. Она состояла из порядкового номера истребителя в эскадрилье и креста. При этом каждая эскадрилья имела свой цвет цифр. Таким образом, код красная 9+ выглядел как красная цифра 9 рядом с крестом.
[11] Следует уточнить, что еще до атаки Bf-109 французский разведчик был поврежден зенитками из Flakabt.84.
[12] Stab II./JG52 вновь сформированный; в 4./JG52 была 16 октября 1939 г. реорганизована 1./JG71; в 5./JG52 была 1 сентября реорганизована 11./JG72 и, наконец, 6./JG72 была вновь сформированной эскадрильей.
[13] Пфайль вернулся на воинскую службу спустя 2 года, несмотря на все усилия врачей, вернуть ему полноценное зрение так и не удалось. Он погиб в 1944 г. во время нападения французских партизан на его автомобиль.
[14] Линия (позиция) Зигфрида, она же Западный вал, — зона германских укреплений, прикрывающих границу от Голландии до Швейцарии. Зигфрид — мифический герой древней германской саги о нибелунгах, обладавший неуязвимостью. Во время Первой мировой войны имя Зигфрида носила германская позиция, с которой немцы перешли в марте 1918 г. в наступление. Таким образом, германское командование не впервые дает своим позициям название Зигфрид — символ прочности и неприступности (Карбышев Д.М. Линия Мажино и позиция Зигфрида // Военная мысль. 1939. № 11).
[15] В отличие от бомбардировочной, штурмовой, разведывательной,
морской и других видов авиации, на самолеты которых, как правило, наносился четырехсимвольный код, у истребителей он обычно состоял из одной или двух цифр рядом с крестом, обозначавших порядковый номер машины в подразделении. '
[16] Там он был облетан летчиком Брауном из 1-й Sqdn. RAF. Вскоре последний провел на Bf-109 учебные воздушные бои с «Хоком» и «Харрикейном». 4 мая этот мессер перегнали в А&АЕЕ (Aeroplane & Armament Experimental Establishment RAF) в Боскомби-Дауне для первоначальных летных испытаний, и 10 дней спустя его отправили в Испытательный центр в Фарнборо, где ему присвоили регистрационный номер АЕ479 и провели всесторонние испытания. В апреле 1942 г. машину передали американцам, и в том же году в ноябре она была разбита в одном из испытательных полетов на аэродроме в Чанут- Файлде.