ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Бои Люфтваффе на Северном море в 1939-1940
Бои Люфтваффе на Северном море в 1939-1940
  • Автор: Vedensky |
  • Дата: 12-07-2014 16:40 |
  • Просмотров: 3330

«Снова и снова мы поливали друг друга огнем»

Западный фронт осенью 1939 года состоял из двух ча­стей: франко-немецкой сухопутной границы и откры­того побережья на севере Германии. Между сухопутным и морским фронтами находилась нейтральная Голлан­дия, чей нейтралитет обе враждующих стороны пер­вое время пунктуально блюли, не допуская вторжения в воздушное пространство этого государства. Первый удар союзники нанесли именно по побережью Гер­мании.

Боевой состав частей, оснащенных Bf-109, базировавшихся в Северо-Западной Германии по состоянию на 1 сентября 1939 г.

Часть

Тип

Всего

Из них боеготовых

Аэродром

Luftflotte 2

Luftgau XI

II./JG77

Bf-109E

33

33

Нордхольц

Stab. ZG26

BM09D

3

1

Фарель

I./ZG 26

Bf-109D

43

39

Фарель

JGr.126 (III./ZG26)

Bf-109D

46

41

Ноймюнстер

Итого

 

125

114

 

 

Примерно за полчаса до выступления по радио Чем­берлена[1] с аэродрома Вайтон, расположенного в Юго­Восточной Англии, взлетел самолет «Бленхейм»[2] Mk.IV из 139-й (Jamaica) эскадрильи (Squadron, сокращенно Sqdn.) RAF и взял курс на Вильгельмсхафен — главную базу германского флота. Экипаж этого двухмоторного самолета в составе командира флаинг-офицера А. Мак­ферсона, бортстрелка капрала Арроусмита и наблюдате­ля офицера ВМФ Томпсона должен был произвести фотосъемку акватории немецкой военно-морской базы для уточнения целей для последующего авиационного налета. Вылет прошел удачно, было сделано 75 фото­графий немецкого флота, выходившего из Вильгельмс- хафена, хотя и с предельно допустимой максимальной высоты в 8000 м. Экипаж из-за замерзшей на большой высоте радиостанции не смог оперативно передать эту информацию, и она стала известна лишь только после приземления самолета в 16.50. Для основательной под­готовки налета уже не оставалось времени. Однако к Вильгельмсхафену все же были отправлены 9 бомбарди­ровщиков «Веллингтон», шесть из 37-й Sqdn. и три из 149-й, которые, впрочем, контакта с целью не имели.

Утром следующего дня для уточнения диспозиции немецкого флота в район Вильгельмсхафена снова вы­летел экипаж А. Макферсона. На этот раз была сплош­ная облачность и полет пришлось проводить на высоте порядка 100 м. Спустя 4 часа самолет вернулся на базу и к полудню для атаки кораблей Кригсмарине были под­готовлены по 5 «Бленхеймов» из 107, 110 и 139-й Sqdn., а также 14 «Веллингтонов» из 9-й и 149-й Sqdn.

Из-за низкой облачности в районе предполагаемой цели «Бленхеймы» из 139-й Sqdn. не смогли обнаружить противника и вернулись на базу. Более удачны были экипажи из 107-й и 110-й Sqdn., которые все же обна­ружили немецкие корабли в районе мыса Шиллингхерн. Английские бомбардировщики были замечены на кораб­лях, когда те уже легли на боевой курс. Однако сбро­шенные с высоты порядка 100 м 500-фунтовые бомбы замедленного действия, которые несли «Бленхеймы», по две на самолет, не смогли причинить особых поврежде­ний немецким кораблям. Как ни странно, большой урон немецкий флот понес не от бомб, а от их носителей. Один из «Бленхеймов» врезался в бак крейсера «Эмден», вызвав значительные потери среди экипажа корабля. В этом налете англичане потеряли пять своих машин, четыре из 107-й эскадрильи и одну из 110-й. Четыре из пяти потерянных «Бленхеймов» стали жертвами зенитного огня немецкого флота, а один (N 6240 из 107-й Sqdn.), севернее Бремерхавена, был сбит Bf-109E лейтенанта Меца из 4-й эскадрильи JG77. И это было лишь начало. Начало войны мессера на Западе.

Второй волной немецкие корабли атаковали «Веллингтоны», но в этот раз их основными целями были линкоры «Шарнхорст» и «Гнайзенау», стоявшие на якоре в устье Эльбы неподалеку от Брюнсбюттеля. Туман, расстилав­шийся в этом районе, привел к тому, что почти половина бомбардировщиков не смогла обнаружить цель, а те, что вышли на немецкие линкоры, подверглись интенсивному зенитному огню и атакам Bf-109 из II./JG77.

Bf-109

Группа, возглавляемая майором Карлом Шумахером, прибыла в Нордхольц, расположенный на полпути меж­ду Брюнсбюттелем и Вильгельмсхафеном, накануне на­лета англичан. До этого группа базировалась в Пльзене (Богемия), где в ее обязанности входило воздушное при­крытие сталеплавильных и оружейных заводов «Шкода».

«Мессершмитты» встретили обе группы английских бомбардировщиков («Бленхеймов» и «Веллингтонов»), но только два сбитых «Веллингтона» (L4268 и L4275) из 9-й Sqdn. были официально признаны первыми само­летами RAF, сбитыми во Второй мировой войне. Все 10 членов двух экипажей погибли.

Немецкие летчики, сбившие по «Веллингтону», так описали свои впечатления. Фельдфебель Альфред Хельд: «Остальные самолеты нашей эскадрильи еще находились довольно далеко за моей спиной, а я уже поймал англи­чанина в перекрестье прицела. Прицелившись, я открыл огонь, но английский бомбардировщик также ощетинился трассами. Снова и снова мы поливали друг друга огнемстучали пулеметы, выли моторы. Я и английский бомбар­дировщик кружили над бухтой Ядебузен. Вдруг самолет противника резко снизился и попытался оторваться на низкой высоте. Япоследовалзатоммиивдругувидел, какслевогобортаанглийскогосамолетавырвалсядлинныйязыкпламени. Бомбардировщик потерял управление и начал рыскать из стороны в сторону. Я для верности всадил еще одну очередь, после которой англичанин завалился на нос и начал падать. Я подлетел ближе и увидел, как весь объятый пламенем бомбардировщик рухнул в вод уи скрыл­ся в глубине бухты»[3].

Фельдфебель Ханс Троицш: «Мы летели над устьем Эльбы, как я заметил три английских бомбардировщика подо мной. Англичане шли очень низко, почти над самой водой. Подлетев ближе, я понял, что это двухмоторные «Веллингтоны». Два «Веллингтона» немедленно нырнули в низкие облака и скрылись из виду. Третий же самолет оказался прямо передо мной, и, сблизившись с ним на рас¬стояние 100 м, я открыл огонь. Когда расстояние между нами сократилось до 50 м, левая плоскость крыла бомбар¬дировщика внезапно разломилась пополам, и горящее то¬пливо плеснуло на фюзеляж. Я наблюдал агонию самолета, летя всего в 20 м под ним. Горящий хвост самолета от¬летел в сторону и просвистел у меня над головой. Чтобы избежать столкновения, я еще чуть снизился, но продол¬жал лететь параллельным курсом. Протянув еще 400 м, английский самолет рухнул в воду и исчез из вида, оставив на поверхности масляное пятно»[4].

Оба этих события произошли одновременно в 18.15. Но официально первой была признана именно победа Хельда. На какое-то время Хельд стал национальным ге­роем, о котором писали все газеты[5]. Но уже после войны Карл Шумахер написал, что всегда считал, что первую победу на Западном фронте одержал все-таки Троицш[6].

Следующий крупный воздушный бой, а точнее бой­ня, у побережья Северного моря произошел 29 сентября, когда 11 «Хемпденов» из 144-й Sqdn. совершали «раз­ведку боем» Немецкой бухты у острова Гельголанд. Они действовали двумя группами из 5 и 6 самолетов. Первой руководил командир крыла Дж.С. Каннингем, второй — командир эскадрильи Линдли. Шестерка «Хемпденов» попыталась атаковать пару немецких эсминцев, но без­результатно. Второй группе не повезло еще больше — все пять бомбардировщиков в течение 5 минут были сбиты Bf-109D из 3-й эскадрильи ZG26. Две воздушные победы записал на свой счет обер-лейтенант Гюнтер Шпехт[7], по одной унтер-офицеры Хельмут Пирч и Пол­лак, а также гауптман Фридрих Карл Диккоре.

После столь печальных результатов «Хемпдены» ста­рались применять только в темное время суток и снова без истребительного прикрытия! С упорством, достойным лучшего применения, англичане продолжали придержи­ваться довоенной доктрины, согласно которой «бомбар­дировщики все равно прорвутся».

Октябрь прошел сравнительно спокойно. Англичане практически не показывались у побережья Германии, а немцы сумели достойным образом организовать систему ПВО своего северного побережья. За месяц была одер­жана всего одна воздушная победа. 30 октября у острова

Гельголанд был сбит «Бленхейм». У немцев отличился Эрвин с характерной фамилией Саваллиш из 4./JG77. На следующий день группа была переброшена в глубь мате­рика, в Дюнстекофен, в районе Бонна. Здесь она участво­вала в организации так называемого Западного вала.

В ноябре активность английской авиации в Северном море и у побережья Германии продолжала оставаться такой же низкой. 30 ноября 1939 г. теперь уже оберст- лейтенант Карл Шумахер получил приказ передать ко­мандование II./JG77 майору Гарри фон Бюлов-Боткам- пу, который в годы Первой мировой войны возглавлял истребительную эскадрилью «Бёльке» и имел на своем счету шесть сбитых самолетов противника.

В свою очередь, Шумахер получил назначение на должность командира штаба эскадры, позднее известно­го как Stab./JGl[8]. В его обязанности входила реоргани­зация ПВО стратегически важной зоны — побережья Северного моря и координация действий истребитель­ных подразделений. Шумахер с его хорошим знанием региона и богатым боевым опытом был идеальной кан­дидатурой на эту должность. Во время Первой мировой войны он, будучи моряком, участвовал в Ютландском бою, в 1934 г. вступил в люфтваффе, а в 1936 г. стал командовать I./JG336.

В декабре под «юрисдикцию» Шумахера были переданы порядка 100 Bf-109 из различных подразделений. Сначала под его координирующее командование попала его преж­няя часть — II./JG77, при этом группа перебазировалась севернее: две эскадрильи в Эвер, а одна — в Вангерооге. Затем Шумахеру передали выведенную из Польши «палуб­ную» II.(J)/Tr.Gr.l86. Ее также перебросили на север Гер­мании и дополнили новой эскадрильей истребителей, вме­сто прежней эскадрильи 4.(St)/Tr.Gr.l86, оснащенной Ju-87. Постепенно авиагруппа была переоснащена новей­шими Bf-109E вместо уже устаревших Bf-109B. Подразде­ление базировалось в Нордхольце, командовал им гаупт­ман Генрих Зеелигер, прежний командир 6.(J)/Tr.Gr.l86. Вскоре Шумахеру передали еще одно подразделение, уча­ствующее в Польской кампании, — JGr.101 майора Хель­мута Райнхардта. Группа была полностью оснащена Bf-109E, при этом одна эскадрилья базировалась на остро­ве Зильт, а две другие — в Ноймюнстере.

Кроме того, под координационное командование Шумахера поступили I./ZG26 гауптмана Карла Кашки и I./ZG76 гауптмана Гюнтера Райнеке, находившегося в то время на перевооружении на Bf-110, а также 10.(N)/ JG26 обер-лейтенанта Йоханнеса Штайнхоффа. Послед­няя часть представляла собой одну из эксперименталь­ных эскадрилий ночных истребителей (l.(N)/LGl), в спешном порядке сформированных с началом войны и оснащенных устаревающими Bf-109D и Аг-68.

Вот такими силами располагало люфтваффе в районе побережья Северного моря, когда в декабре 1939 г. ко­мандование RAF решило возобновить налеты на терри­торию Германии.    '

Первый такой налет был совершен 3 декабря, когда 24 «Веллингтона» из 38-й, 115-й и 149-й Sqdn. нанесли бомбовый удар по Гельголанду и без потерь возвратились на базу. После первого прохода над целью английские бомбардировщики атаковали Bf-109 и Bf-110, но плотный оборонительный огонь не позволил истребителям до­биться успеха в виде воздушных побед, они лишь сорвали повторную атаку бомбардировщиков и вынудили их взять обратный курс. Этот налет только упрочил мнение ан­глийского командования, считавшего, что истребители противника не в состоянии эффективно бороться с боль­шими группами бомбардировщиков, идущих в плотном строю без сопровождения своих истребителей, тем более что «Веллингтоны» сбили один Bf-109 Гюнтера Шпехта (см. выше).

Следующий массированный налет силами 44 бомбар­дировщиков, в том числе 12 «Веллингтонов» из 99-й Sqdn., был выполнен 14 декабря. Целью англичан стал легкий немецкий крейсер «Нюрнберг», который пытался до­браться до острова Гельголанд, после того как получил повреждения от торпеды, выпущенной с английской под­водной лодки. На этот раз события разворачивались со­всем по другому сценарию.

Радар «Фрея» засек приближение большого скопления английских самолетов. По тревоге поднялись все истре­бительные части, находящиеся в распоряжении Шумахе­ра. Истребители из II./JG77, привычные к сложным ме­теоусловиям в прибрежном зоне, первыми обнаружили противника, несмотря на сильную и низкую облачность.

12 «Веллингтонов» шли у самой воды и вскоре понесли тяжелые потери. Немцы записали на свой счет девять воз­душных побед, причем Эдгар Штруканн и Эрвин Савал- лиш «завалили» два самолета. По одной победе записали на свои счета Альфред фон Лоевский, Хельмут Хенц, Хайнц Хальбах, Херберт Куцша и Фридрих Браукмайер. Последний был сбит огнем английских бортстрелков, ко­торые доложили еще о четырех сбитых истребителях про­тивника. В действительности немцы потеряли только Bf-109E Браукмайера. В свою очередь, немцам в действи­тельности удалось сбить только шесть, а не девять «Вел­лингтонов.

Шумахер над Гельголандом

18 декабря воздушная война у острова Гельголанд разгорелась с новой силой. Это был ясный и безоблач­ный понедельник. При таких условиях налет английских бомбардировщиков был маловероятен...

Майор Гарри фон Бюлов-Боткамп, командир II./JG77, с утра находился на КП Шумахера. В 13.23 с радара «Фрея» в Вангерооге поступил сигнал об обнаружении бомбардировщиков противника, направляющихся к Не­мецкой бухте.

Фон Бюлов позднее вспоминал: «18 декабря 1939 г., когда центр раннего обнаружения сообщил нам об этом по телефону, никто этому сразу не поверил. Большое число вражеских самолетов, направляющихся в наш сектор, — мы думали, что это какое-то наваждение. Однако не¬сколько минут спустя радар ВМФ выдал нам идентичную информацию, которую также подтвердили посты визу¬ального наблюдения. На этот раз никаких сомнений уже не было. Была объявлена тревога...»

На разных аэродромах прибрежного сектора ПВО за­кипела работа: механики запускали стартерами моторы Bf-109 и Bf-110, летчики забирались в кабины и попар­но взлетали — курс Гельголандская бухта.

В 14.30 пятерка Bf-109 из 10.(N)/JG26 обнаружила противника, вскоре в визуальный контакт с ними вошли летчики II./JG77 и I./ZG76 во главе с самим Шумахе­ром[9]. 22 «Веллингтона» из 9-й, 37-й и 149-й Sqdn. шли как на параде! Немецкие летчики погрузились в строй бомбардировщиков, и началась резня.

«Это было безумие! вспоминал Шумахер. — Наши истребители атаковали томми со всех направлений. Я так¬же напал на британского бомбардировщика. Он защищался очень хорошо и в трех местах продырявил мою машину. Одна из пуль прошла рядом с моей головой. Затем бомбардиров¬щик попал в перекрестие моего прицела. Я стрелял прямой наводкой и продолжал преследовать свою жертву. Между нами было не больше нескольких метров. Я быстро с ним разделался. После того как он рухнул в море как камень, я заложил крутой вираж и стал готовиться к следующей атаке. Мой ведомый немедленно подтвердил мою победу. Бой уже шел примерно в 30 км к западу от Гельголанда, и мы все были на хвостах у британцев. Мы преследовали их еще на протяжении порядка 150 км и затем взяли обратный курс».

В другом интервью Шумахер был более подробен: «Я был одним из последних поднявшихся в воздух. Другие эскадрильи уже были на пути к цели. Итак, я влез в ка¬бину моего 109-го, и охота началась. Видимость была пре¬восходной — с высоты 1000 м обзор достигал 50—60 км. Я взял курс на взрывы зенитных снарядов, которые от¬лично показывали положение противника. Небо уже было прочерчено столбами дыма от сбитых самолетов: черные столбы означали попадание в двигатель, белые — попада¬ние в бензобак. Было видно, что в небе разыгралась жесто¬кая битва.
Внезапно я заметил двух англичан, шедших на высоте 2000 м. Я немедленно их атаковал, но безрезультатно. Один из англичан резко снизился, до 1000 м и даже ниже, но мой самолет все равно был быстрее. Пожалуй, даже слишком быстрым, поскольку на втором заходе я также проскочил мимо, не успев толком прицелиться. Я перекрыл дроссель и с третьей попытки сел на хвост бомбардиров¬щика, открыв огонь. Все было кончено за один миг — ан¬гличанин потерял управление и рухнул на землю.
В этот момент второй английский бомбардировщик открыл прицельный огонь по мне. Я заложил вираж и вдруг обнаружил, что мой самолет серьезно поврежден. Указа¬тель уровня топлива резко пошел к нулю, а кабина запол¬нилась резким запахом авиационного бензина. Я рывком открыл форточку, поскольку голова моя сразу закружилась от ядовитых испарений. Когда я продышался и снова смог соображать, то оказалось, что мой самолет идет всего в 600— 700 м над поверхностью воды. С пробитым бензоба¬ком я направился на аэродром. Приземлиться мне удалось на последних каплях топлива. Так я пережил самые счаст¬ливые минуты моей жизни. Почти каждый самолет, за¬ходивший на посадку, покачивал крыльями, показывая, что вылет оказался результативным»
.

Первые потери англичане понесли от заградительно­го огня береговой зенитной артиллерии. Обер-лейтенант Штайнхофф и фельдфебель Вилли Сцуггар также сби­ли по одному «Веллингтону». Тем временем подоспели самолеты из II./JG77 и I./ZG76. Через 30 минут воз­душного боя англичане рассыпали строй и стали пооди­ночке или маленькими группками уходить назад, вдоль

Восточно-Фризского архипелага. Обладавшие большим запасом горючего двухмоторные «Мессершмитты» на­чали преследование. Последний «Веллингтон» был сбит Густавом Юлленбеком из 2-й эскадрильи ZG76 в районе голландского острова Амеланд — примерно в 150 км от Вильгельмсхафена!

Всего пилоты Шумахера объявили о том, что на этот раз они сбили не меньше 40 бомбардировщиков против­ника! В штабном звене JG1 отличились сам Шумахер и его ведомый, унтер-офицер Хольк. В 10.(N)/JG26 два «Веллингтона» записал на свой счет командир эскадрильи обер-лейтенант Штайнхофф, по одной победе доложили фельдфебель Вилли Сцуггар, унтер-офицеры Вернер Гер- хардт, Мартин Порц и Август Вильке. II./JG77 заявила о 15 победах. Еще одна победа была занесена на общий счет 2-й эскадрильи. В JGr.101 отличились обер-лейтенанты Дитрих Робицш и Рольф Кальдрак из 3-й эскадрильи. Еще 15 машин записали на свой счет летчики сто десятых из I./ZG76.

Естественно, что разбор воздушного сражения умень­шил число сбитых самолетов более чем на десяток. Не­многие летчики смогли похвастаться столь же очевидными доказательствами своего успеха, как Шумахер, — черные обломки сбитого им английского бомбардировщика были отчетливо видны несколько дней, прежде чем их затяну­ло песком на отмели Ватта возле острова Спикерог.

Но и двадцать восемь гипотетически сбитых бомбар­дировщиков ценой гибели двух пилотов и ранением не­скольких других было отличным результатом. Преуве­личение немецких побед над числом участвовавших в налете английских самолетов объяснялось хаотичностью боя, в котором многие победы просто продублирова- лись. О битве в небе над Немецкой бухтой долго еще гремели немецкие средства массовой информации.

Опытный Шумахер не растерялся и смог заработать очки на отказе системы связи, приведшем к тому, что II.(J)/Tr.Gr.l86 не смогла вовремя принять участие в бое. Когда Шумахера и шесть его наиболее отличивших­ся летчиков Геринг вызвал в Берлин для участия в пресс- конференции, Шумахер дал понять многочисленным немецким и нейтральным журналистам, что был на­столько уверен в своих силах, что не посчитал нужным бросать в бой все самолеты и оставил в резерве целую группу истребителей!

В Великобритании после подсчета потерь настроение было не столь праздничным. Из 22 «Веллингтонов» две­надцать было сбито на участке от острова Вандероге до острова Амеланд.

Едва утихли страсти вокруг битвы в небе над Немец­кой бухтой, англичане предприняли новый налет. На этот раз силами 10 «Бленхеймов» немецкого побережья в сложных метеоусловиях достигли только две машины. Одну из них в 14.02 и сбил Карл Шумахер, вторую за­писали на свой счет немецкие зенитчики.

Последствия битвы в небе над Немецкой бухтой и вылета 27 декабря оказались еще более значимы, чем не­посредственные потери. Англичане полностью прекра­тили массированные дневные налеты и в дальнейшем применяли свои бомбардировщики только под покро­вом темноты.

Для Шумахера и вверенных ему частей настала пора относительного бездействия и отдыха. На протяжении пяти последующих месяцев вся их добыча составила

10  английских самолетов, два из которых были на счету Bf-110.

В феврале 1940 г. отличились Курт Опольски и Хер­берт Куцша, сбившие соответственно 16-го числа «Блен- хейм» и 24-го — «Локхид Хадсон»[10]. 27 февраля обер-лейтенант Герхард Йагни сбил третьего англичанина, снова «Бленхейм». Это был первый самолет, заваленный лет­чиками из «палубной» II.(J)/Tr.Gr.l86 на Западном фрон­те. Ровно месяц спустя отличился лейтенант Хайнц Демес из 4-й эскадрильи JG77, сбивший также «Бленхейм» у острова Зильт. Следующая победа была одержана 1 апреля 1940 г. Дитрихом Бёзлером из штабного звена II./JG77. В районе острова Амрун он отправил на дно Северного моря очередной «Бленхейм».

В ночь на 26 апреля Германом Фёрстером из IV. (N)/ JG2[11] был сбит «Хемпден», устанавливавший мины у острова Зильт. Это было знаковое событие в истории люфтваффе, поскольку была одержана первая ночная воздушная победа над английским бомбардировщиком.

Начало мая ознаменовалось победами отдельной «па­лубной» авиагруппы II.(J)/Tr.Gr.l86. 5 мая отличились унтер-офицеры Рейнхольд Шмецер и Херберт Кайзер, сбившие пару «Бленхеймов». На следующий день пер­вые победы на свои счета записали и лейтенанты Питер Эммерих и Вильгельм Шоппер, сбившие соответственно «Веллингтон» и «Бленхейм»[12].

Это были последние победы летчиков II.(J)/Tr.Gr.l86 над Северным морем. Спустя несколько дней они на вре­мя оставили оборону побережья Германии и приняли участие во вторжении в Голландию — первой фазе Фран­цузской кампании.

Из книги «Воздушные дуэли»



[1]  В разных источниках приводится различное время вылета, в том числе и сразу же после выступления по радио Чемберлена.

[2]  Легкий бомбардировщик «Бленим» (Blenheim) по имени города в Новой Зеландии, однако более известен под именем на немецкий манер «Бленхейм», которое и будем использовать далее.

[3]   Weal, Bf-109D/E Aces 1939-1941, Osprey Publishing, 1996. P. 19-20.

[4]   Ibid. P. 20.

[5]  Хельд погиб в авиакатастрофе в Нордхольце 17 сентября того же года.

[6]   Weal Op cit. P. 20.

[7]   Шпехт будет сбит 3 декабря 1939 г. в районе о. Гельголанд от­ветным огнем английских «Веллингтонов». В бою Шпехт получил тяжелое ранение лица и потерял левый глаз. Совершив вынужденную посадку в воду, обер-лейтенант все же смог добраться до берега и, пройдя курс лечения, возобновил боевые вылеты.

[8] До 8 декабря 1939 г. также был известен как JG «Шумахер» и JG «Нордвест».

[9] Поднятые по тревоге слишком поздно, истребители из II.(J)/ Tr.Gr. 186 прилетели, когда бой уже закончился.

[10] Состояли на вооружении RAF с мая 1939 г.

[11]  Группа была сформирована 15 февраля 1940 г. из трех существо­вавших к тому времени отдельных эскадрилий ночных истребителей: 10.(N)/JG2, 10.(N)/JG26 и ll.(NJ)/LG2.

[12]  Победа Эммериха не находит подтверждения в английских ис­точниках.

Читайте также: