Показать все теги
На фоне многочисленных публикаций отечественных исследователей о Восточных войсках в 1941-1945 гг. по-прежнему малоизвестным остается ряд сюжетов, связанных с историей боевого использования русских добровольцев в германских Военно-воздушных силах (Luftwaffe, далее в тексте статьи - LW). Одним из первых восточных добровольческих подразделений в LW стала техническая рота (около 200 чел.) в батальоне аэродромного обслуживания в Смоленске, сформированная весной 1942 г. Рота состояла из технических специалистов, использовавшихся на подсобных работах. В 1942 г. возникли и другие аналогичные части - кавказский полевой батальон при IV военно-воздушном флоте, рота пропагандистов при VI во- енно-воздушном флоте и т. д.
Вероятно, первую попытку формирования русской летной части можно связывать с инициативой, проявленной в начале августа 1942 г. группой бывших командиров Красной армии из кадров Абвергруппы - 203- Данное подразделение Абвера, для формирования которого привлекались добровольцы из лагерей военнопленных, находилось в поселке Осинторф близ Орши и более известно как Русская Национальная Народная Армия (РННА). Одним из инициаторов создания летной части при РННА был капитан ВВС Красной армии Ф. И. Рипушинский - командир эскадрильи 13-го авиационного полка скоростных бомбардировщиков, сбитый в воздушном бою в 1941 г. и вступивший из лагеря военнопленных в РННА. В 4-м батальоне полковника А. Н. Высоцкого (Кобзева) оказалась группа бывших летчиков, которых комендант центрального штаба полковник К. Г. Кромиади (Санин) не мог использовать на строевых должностях ввиду их своеобразной служебной специализации. Майор Филатов - один из единомышленников Рипушинского - подал начальнику штаба РННА майору В. Ф. Рилю и полковнику К. Г. Кромиади рапорт о создании в рамках Осинторфской бригады авиационного отряда. Первоначально планировалось вести со специалистами теоретические занятия, а в перспективе - просить штаб группы армий «Центр» в Смоленске о передаче отряду трофейной материальной части. Несмотря на скептицизм Риля, Кромиади поддержал летчиков и дал разрешение на формирование группы под личную ответственность. В состав группы вошли 9 летчиков, 3 штурмана, 4 стрелка-радиста, 6 инженеров и техников. В качестве пособий для занятий использовались доставленные в Осинторф учебные материалы Могилевского аэроклуба.
1 сентября 1942 г. в командование РННА, вместо отстраненного по приказу генерал-фельдмаршала Г. фон Клюге полковника Кромиади, вступил бывший командир 41-й стрелковой дивизии полковник В. Г. Баерский (В. И. Боярский). Он попытался прекратить несанкционированную акцию, опасаясь, что самочиние Рипушинского и Филатова может в целом повредить бригаде. Однако ряд других старших офицеров РННА (А. Н. Высоцкий, майоры Красной армии А Л. Безродный, А М. Бочаров (Бугров), Н. П. Николаев) убедили Боярского не трогать авиагруппу. В начале сентября 1942 г. начались занятия по теории авиации и полетов, навигации, метеорологии, изучению материальной части и т. д. Группа продолжала неформально существовать вплоть до февраля 1943 г., когда произошла окончательная ликвидация Осинторф-ской бригады с ее последующим переформированием в 700-й восточный добровольческий полк.
Вопрос о создании активного летного подразделения фронтового использования в силу специфических условий его комплектования и существования мог быть решен только при активном участии немецкой стороны. Тем более что в истории ВВС Красной армии существовали перелетчики - явление беспрецедентное для традиций русской авиации. Перелеты из СССР за рубеж по политическим мотивам
случались еще в 1920-1930-е гг. 1 февраля 1927 г. в Польшу перелетели в одном самолете командир 17-го авиаотряда Клим, бывший прапорщик Русской армии, и старший моторист Тимащук. Правда, последний 22 февраля явился в советское полпредство и вернулся на родину, где 8 мая был приговорен к расстрелу, но, учитывая «чистосердечное раскаяние», суд смягчил наказание до 6 лет лагерей. Дальнейшая судьба моториста неизвестна. Клим получил в Польше вид на жительство на имя Рублецкого и затем служил референтом польской печати. В 1934 г. на территорию Латвийской республики из ЛенВО перелетел Г. Н. Кравец[1], в 1938 г. на самолете «У-2» на территорию Литовской республики - начальник Лужского аэроклуба старший лейтенант В. О. Унишевский. К 1943 г., по данным И. Хоффманна, на советско-германском фронте на сторону противника перелетели 66 самолетов ВВС Красной армии, а в первом квартале 1944 г. прибавились еще 20. Среди «воздушных перебежчиков» 1941-1943 гг. мы назовем капитана В. К. Рублевика, перелетевшего к немцам на «ЛАГГ-3», лейтенанта О. Соколова, перелетевшего на «МиГ-3», старшего лейтенанта В. В. Шияна и др. Шиян в 1941 -1943 гг. участвовал на Восточном фронте в боевых действиях в составе специальной группы из четырех самолетов. По сообщению газеты «Голос Крыма» (Симферополь), 10 мая 1943 г. в районе Пскова сел истребитель «Як-7», в котором находились два летчика (старший лейтенант Борис А., 1915 г. р. и Петр Ф.), якобы перелетевшие под влиянием власовских листовок Этот эпизод еще нуждается в уточнении.
Инициатива создания авиационной части из пленных советских летчиков и перелетчиков принадлежала начальнику пункта обработки разведывательных данных «Восток» (Auswertestelle Ost) штаба OKL (Oberkommando der Luftwaffe) подполковнику Г. Холтерсу. Холтерс принимал участие в допросах сбитых советских летчиков и высокопоставленных военнопленных с лета 1941 г. 18 июля 1941 г. он допрашивал старшего лейтенанта Я. И. Джугашвили. Вероятно, на мысль о боевом использовании части военнопленных летчиков его натолкнул анализ материалов допросов и бесед, в которых фиксировались различные проявления недовольства советским общественно-политическим строем. В круг задач, решаемых AWSt./Ost, входили опросы плененных летчиков, оперативная обработка полученных сведений, а также анализ политико-морального состояния опрашиваемых. Среди активных сотрудников AWSt./Ost стоит назвать обер-лейтенантов LW О. Геллера и А А Иодля, профессора Бадера, а также кадровых командиров Красной армии,- героя челюскинской эпопеи командира 503-го штурмового авиаполка подполковника Б. А. Пивенштейна, капитанов К. Арзамасцева, А. Никулина и Тананаки. Функционировал AWSt./Ost в Восточной Пруссии в населенном пункте Морицфельде под Инстербургом. В сентябре 1943 г. Холтерс предложил создать русскую авиационную группу (Russisches Fleigergruppe, далее - РАГ), позднее известную как «группа Холтерса». Получив разрешение, в конце сентября 1943 г. Холтерс приступил к реализации задуманного. Его первым незаменимым помощником и русским руководителем акции стал полковник ВВС Красной армии В. И. Мальцев.
Виктор Иванович Мальцев родился 13/25 апреля 1895 г. в Гусь-Хрустальном Владимирской губернии в семье крестьянина. В РККА Мальцев вступил добровольно и в 1919 г. окончил Егорьевскую летную школу, став одним из первых военлетов РККВФ. Во время Гражданской войны был ранен. В Егорьевской школе в 1922-1923 гг. он был инструктором В. П. Чкалова. В 1925-1927 гг. Мальцев занимал должность начальника Московского центрального аэродрома, а с февраля 1927 г. служил в Управлении ВВС Сибирского военного округа (СибВО). В 1931 г. Мальцев стал начальником ВВС СибВО, а позднее был выведен в резерв. Приказом Народного Комиссара Обороны № 1916 от 26 ноября 1936 г. ему было присвоено воинское звание полковник авиации. В 1937 г. Мальцев возглавил Туркменское управление Гражданского Воздушного Флота СССР. За руководство и развитие гражданской авиации в Туркменской ССР Мальцева зимой 1938 г. представили к награждению орденом Ленина, но получить орден полковник не успел. 11 марта 1938 г. он был арестован органами НКВД по обвинению в участии в «военно-фашистском заговоре» и 27 марта уволен из кадров ВВС РККА. Под следствием Мальцев содержался в Ашхабадском УНКВД, где подвергался постоянным избиениям, допросам в виде «конвейера» и другим пыткам, однако никаких «признаний», сфабрикованных следователями обвинений не подписал и мужественно перенес особенности сталинского «уголовного процесса». Это обстоятельство спасло ему жизнь в канун кратковременной бериевской «либерализации» 1939 г. 5 сентября 1939 г. Мальцева освободили, затем восстановили в звании, а в июле 1940 г. - в рядах ВКП(б). Партийное членство летчика подвергалось разнообразным испытаниям в ходе службы в армии. В Коммунистическую партию Мальцев вступил во время Гражданской войны в 1919 г., но в 1921 г. был исключен из партии по подозрению в родстве с крупным миллионером-заводчиком Владимирской губернии Мальцевым. В 1925 г. Мальцева восстановили в РКП(б) и исключили вторично после ареста НКВД 13 лет спустя.
Освобождение и реабилитация не принесли Мальцеву удовлетворения, от полетов он был отстранен и на деле лишен права возвращения на службу в военную авиацию.
1 декабря 1939 г. Мальцев занял тихую и неприметную должность начальника санатория Аэрофлота в курортной Ялте. Здесь он познакомился со своей будущей женой Антониной Михайловной. Фактически Мальцеву предоставили возможность поправить здоровье и восстановить силы после истязаний в Ашхабадском УНКВД, но к тому моменту в сознании летчика прочно укоренилось яростное неприятие сложившейся в стране социально-экономической системы, граничившее с ненавистью. Как он сам позднее писал: «Оказались оплеванными лучшие идеалы. Но самым горьким было сознание того, что я всю жизнь являлся слепым орудием политических авантюр Сталина». На допросе 1 февраля 1946 г. следователем Главного управления контрразведки «СМЕРШ» Мальцев резко заявил, что его приход к немцам произошел вследствие «его антисоветских убеждений, чтобы вместе с ними вести борьбу против советской власти».
После нападения Германии на Советский Союз Мальцев колебался недолго. 28 октября 1941 г. три дивизии LIV армейского корпуса 11-й армии Вермахта прорвались в Крым. Укрывшись от поспешной эвакуации Ялты, в первый же день оккупации 8 ноября 1941 г. В. И. Мальцев в форме полковника ВВС Красной армии явился в немецкую комендатуру, объяснил причины своего поступка и немедленно предложил создать антисталинский добровольческий батальон. Любопытно, что вплоть до мая 1943 г. начальники Главного управления Гражданского Воздушного флота СССР были уверены, что Мальцев «по проверенным сведениям» находился в одном из партизанских отрядов Крыма, занимая в нем «руководящее положение». Однако 14 июня 1943 г. секретарь Крымского обкома ВКП(б) Лещинер сообщил, что начальник ялтинского санатория Аэрофлота в списках крымских партизан не числился, а погиб при эвакуации из Ялты в ноябре 1941г. на теплоходе «Армения», затонувшем после бомбардировки. Почему крымские коммунисты вводили в заблуждение Москву, наверняка зная об открытой антисоветской деятельности Мальцева, остается пока неясным.
Первая встреча с потенциальными «союзниками» обернулась для Мальцева совершенно неожиданно - из комендатуры он отправился... в лагерь военнопленных, где и провел несколько дней. В середине ноября 1941 г. Мальцев встретился с гауптштурмфюрером СС Хайнцем, предложившим ему заняться выявлением советского партийного актива в Ялте, но сомнительное предложение встретило решительный отказ - Мальцев сослался на «незнание жителей». На свои повторные предложения о создании добровольческого батальона он не получил ясного ответа. Из плена его освободили. С декабря 1941 г. по июнь 1942 г. по предложению отдела пропаганды штаба 11-й армии Вермахта Мальцев в Ялте писал мемуары о пережитом в 1938- 1939 гг. в застенках Ашхабадского НКВД. В июне 1942 г. рукопись была вручена в Симферополе доктору Маураху, начальнику отдела пропаганды, и спустя месяц издана тиражом в 50 тыс. экземпляров под броским названием «Конвейер ГПУ». На русском, белорусском и украинском языках книга распространялась на оккупированных территориях и имела определенный успех. 9 марта 1942 г.
В. И. Мальцев принял дела Ялтинского городского управления и два месяца занимал должность бургомистра города, организуя повседневный быт Ялты и работу коммунальных служб. С должности бургомистра Мальцева снял военный комендант Ялты полковник Кумп, мотивировавший свое решение партийным прошлым бургомистра - даже бывшие коммунисты, по мнению Кумпа, не могли занимать столь ответственный пост. С октября 1942 г. Мальцев был Ялтинским мировым судьей, часто выступал с пропагандистскими антисталинскими речами на собраниях местной интеллигенции в Евпатории, Симферополе, Ялте.
Решающий перелом в судьбе Мальцева наступил весной 1943 г. в связи с распространением на оккупированных территориях открытого письма бывшего заместителя командующего Волховским фронтом и командующего 2-й Ударной армии генерал-лейтенанта А. А. Власова «Почему я встал на путь борьбы с большевизмом». 18 марта 1943 г. это письмо опубликовала газета Симферопольского городского самоуправления «Голос Крыма», и оно вызвало определенные надежды у той части крымской интеллигенции, которая сотрудничала в той или иной степени с оккупационными властями. Публикация письма воспринималась как давно ожидаемый шаг в деле создания русского военно-политического центра. 28 мая 1943 г. Мальцев написал ответ на письмо-призыв Власова, опубликованный «Голосом Крыма» 4 июня. В своем письме Мальцев в частности писал: «Тюрьма перековала и меня. Сидя в ней, я многое наблюдал, передумал и испытал на себе все прелести “сталинской” заботы олюдях [..]Для каждого становилось ясно, что вместе с истерзанными телами были растоптаны их души... Результатом всей этой переоценки родилось твердое решение бороться против этой системы обмана и лжи».
Всю весну 1943 г. Мальцев настойчиво пытался добиться перевода в «армию Власова», однако даже штаб восточных добровольческих частей 11-й армии Вермахта в Симферополе не мог сообщить ее местонахождения. В конце июня 1943 г. по предложению штаба Мальцев приступил в Евпатории к формированию 55-го добровольческого батальона по борьбе с партизанами численностью около 500 чинов. В августе 1943 г. формирование батальона завершилось, за приложенные старания Мальцев был награжден бронзовой и серебряной медалями для восточных народов. Принадлежность батальона к Восточным войскам Вермахта или национальным формированиям нуждается в уточнении, но, по крайней мере, «Голос Крыма» писал, что сформированный в Евпатории батальон, в котором 15 августа состоялся большой антисоветский митинг, относился к РОА (то есть к Восточным войскам Вермахта).
Продолжая добиваться перевода в распоряжение Власова, Мальцев 20 августа прибыл в особый опросной лагерь Восточных войск в Летцене. Вскоре здесь с ним встретился Генерал Добровольческих войск генерал-лейтенант X. Гельмих, позднее порекомендовавший друг другу Мальцева и Холтерса. В середине сентября 1943 г. Мальцев лично познакомился с подполковником Г. Хол- терсом и его адъютантом А. А. Иодлем. В конце концов Холтерс полностью предоставил Мальцеву подбор кадров технического и летного персонала для I восточной эскадрильи LW, а Мальцев согласился участвовать в создании эскадрильи, надеясь, что в свое время она послужит основой для развертывания ВВС РОА. Его ближайшим помощником стал поручик РОА Михаил Васильевич Гарновский - сын полковника Русской армии, участвовавшего в Белом движении на Юге России. В октябре 1943 г. Мальцев в сопровождении Иодля посетил ряд лагерей военнопленных, находившихся в ведении OKL: в Лодзи, Вольфене, Хаммельбурге и Хазельтале. Для вербовавшихся в РАГ добровольцев Холтерс создал специальный «карантинный» лагерь в Сувалках, куда направлялись летчики, бортинженеры и техники. Здесь они проходили медицинское обследование, многочасовые собеседования и психологические тесты, с каждым индивидуально беседовал Мальцев. Прошедшие отбор переводились в Морицфельде, где непосредственно размещалась РАГ.
Формально группа возникла в конце сентября 1943 г. и была укомплектована пятнадцатью летчиками-доброволь- цами, числившимися в РОА Среди летчиков находился и старший лейтенант Бронислав Романович Антилевский - кавалер ордена Ленина и Герой Советского Союза. Антилевский родился в 1916 г. в деревне Марковцы Озерского уезда и происходил из крестьян Ковенской губернии. После окончания техникума хозяйственного учета 3 октября 1937 г. он вступил на службу в РККА Окончил Монинское училище авиации особого назначения в 1938 г., участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. и 7 апреля 1940 г. был награжден орденом Ленина с присвоением звания Героя Советского Союза. В 1941 г. Антилевский окончил Качинское Краснознаменное военно-авиационное училище им. А. Мясникова и с апреля 1942 г. участвовал в боевых действиях на Западном фронте. В 1943 г. в звании старшего лейтенанта он занимал должность заместителя командира эскадрильи 20-го истребительного полка 303-й истребительно-авиационной дивизии 1-й воздушной армии. 28 августа 1943 г. Антилевский был сбит в воздушном бою и попал в плен, скоро познакомившись с Мальцевым, который своей внутренней убежденностью и энергичностью производил сильное впечатление. В конце 1943 года Антилевский под непосредственным влиянием Мальцева стал не только летчиком РАГ, но и одним из специалистов по антисталинской пропаганде в лагерях военнопленных. Чины РАГ участвовали в перегонах самолетов Люфтваффе с военных заводов на аэродромы Восточного фронта, изучали материальную часть немецкой авиации. В частности, Антилевский в марте 1944 г. проходил под Берлином переподготовку на немецких истребителях.
Всего в составе РАГ до мая 1944 г. функционировали три группы для перегонов самолетов, две из которых включали всебяпо 10 летчиков каждая, а одна 8. К концу ноября 1943 г. М. В. Тарновский, произведенный в октябре за отличия в службе в чин капитана РОА, завершил комплектование кадров, и 3 декабря 1943 г. I восточная авиационная эскадрилья LW завершила формирование. Все отобранные Тарнов- ским добровольцы были чинами РАГ. Под командованием Тарновского эскадрилья вылетела из Морицфельде и перебазировалась в район Двинска, где с января 1944 г. числилась в составе группы ночного боя «Остланд» (11-е эстонское крыло: 3 эскадрильи, 12-е латышское крыло: 2 эскадрильи) при I воздушном флоте LW, а в марте 1944 г. перешла в подчинение штаба VI воздушного флота в район Лиды. Эскадрилья была укомплектована первоначально 9 трофейными самолетами типа «У-2», «Гота-145» и «Ар-66», а позднее, после потерь и пополнений в ней насчитывалось 12 самолетов. Русский летно-технический состав в начале лета 1944 г. насчитывал 79 чинов, включая 14 летчиков и штурманов, 6 бортстрелков.
До июля 1944 г. летчики эскадрильи участвовали в аэрофотосъемке местности, разведывательных полетах, обнаружении и атаках с воздуха партизанских лагерей, уничтожении с воздуха партизанских баз и отдельных объектов в районе Двинска, в Налибокской пуще, южнее Молодечно, на р. Неман между Лидой и Минском. Боевые задачи ставились офицерами по борьбе с партизанами при штабах I и VI флотов LW, а также полевой комендатурой Двинска. Боевое использование эскадрильи й-значительной степени себя оправдало. Суммарно до расформирования летом 1944 г. чины эскадрильи совершили не менее 500 боевых вылетов, на каждого из них в среднем пришлось от 35 до 50 вылетов. По свидетельству Тарнов- ского, в результате интенсивных операций I восточной эскадрильи LW «партизанам пришлось значительно потесниться». Безвозвратные потери эскадрильи за период пребывания на фронте с декабря 1943 г. по июль 1944 г. составили 3 самолета, 9 пилотов, штурманов и бортстрелков, а 12 чинов эскадрильи получили ранения.
К расформированию эскадрильи в конце июля - начале августа 1944 г. привело несколько причин. С весны 1944 г. капитан Тарновский все чаще и острее конфликтовал с офицером связи LW при эскадрилье обер-лейтенан- том В. Дуусом по поводу откровенного саботирования военно-политическими кругами Германии полноценного развертывания власовской армии и русского политического центра, а также гибельных последствий восточной оккупационной политики. Негативную роль играло и членство Тарновского в НТС. Несмотря на то, что Тарновский не вел никакой союзной пропаганды среди подчиненных, членство в Союзе в достаточной степени его компрометировало перед немцами. НТС к лету 1944 г. окончательно лишился политической поддержки и прикрытия со стороны участников антигитлеровской оппозиции, а Гестапо и СД готовили против членов НТС репрессивные акции. В результате в июне 1944 г. капитан М. В. Тарновский был снят с должности и отправлен в отпуск в Пльзень (Чехия). Командование временно принял поручик В.В. Шиян. Отпуск у Тарновского истек 20 июля 1944 г., но вместо возвращения в эскадрилью его направили в Морицфельд, где он занялся разработкой штатов новой русской авиационной учебнозапасной группы. 28 июля 1944 г. в авиакатастрофе погиб единомышленник Тарновского, начальник штаба эскадрильи капитан В. О. Унишевский. Среди некоторых чинов эскадрильи зародились подозрения в причастности к катастрофе немцев, и после гибели Унишевского три из 12 экипажей перелетели на сторону партизан. Это ЧП привело к расформированию I воздушной эскадрильи LW, чины которой были интернированы в Цехануве, севернее Варшавы.
Материалы к составлению штатного расписания I восточной эскадрильи LW в составе VI воздушного флота (по состоянию на май 1944 г.)
Командир эскадрильи: капитан Михаил Васильевич Тарновский.
Начальник штаба: капитан Владимир Осипович (Иосифович-?) Унишевский.
Офицер связи LW: обер-лейтенант Виканд Дуус.
Заместитель командира эскадрильи: поручик Василий Васильевич Шиян.
Заместитель начальника штаба: поручик Петр Иванович Песиголовец.
Летчики: капитан Владимир Кириллович Рублевик;
поручики - Владимир Москалец, Пантелеймон Владимирович Чкаусели;
подпоручики - Арам Сергеевич Карапетьян, Александр Николаевич Скобченко, Александр Михайлович Соловьев, Виктор Иванович Черепанов.
Штурманы: подпоручики - Юрий Горский, Константин Константинович Мишин, Николай Кириллович Назаренко, Владимир Строкун.
Бортстрелки: унтер-офицеры Михаил Иванович Гришаев, Василий Зубарев, Константин Сорокин;
ст. фельдфебель Иван Иванович Никоноров;
фельдфебели - Дмитрий Кузнецов, Алексей Чуянов.
Инженер эскадрильи: подпоручик Петр Николаевич Шендрик.
Техник эскадрильи: поручик Василий Иванович Трунов.
Техники звеньев: фельдфебели Михаил Михайлович Баранов, Александр Разумов, Петр Родионов.
Механики звеньев: унтер-офицеры - Александр Донецкое, Николай Масальский, Владимир Середа;
фельдфебели - Виктор Крахин, Владимир Лаптев.
Оружейник эскадрильи: унтер-офицер Николай Мухин.
Укладчнк парашютов: ст. фельдфебель Дмитрий Шевчук.
Полковник В. И. Мальцев в первой половине 1944 г. большую часть времени проводил в Морицфельде в лагере РАГ. Им были сформированы 3 группы для перегона самолетов с заводов на прифронтовые аэродромы, он подготовил ряд пропагандистских выступлений и заявлений, занимался вербовкой военнопленных летчиков в лагерях Зюдауэн-Зюд (Польша) и Гросс-Мариенгоф (Германия). Специалист по истории военной авиации в годы Второй мировой войны доктор Карл Геуст (Хельсинки) сообщил автору, что немецкие документы подтверждают службу 20- 25 бывших советских летчиков в подразделении (эскадрилье?) 3. Staffel/Gruppe Ziid des Flugzeuguberfuhrungs- geschwaders 1 по состоянию на май 1944 г. В обязанности военнослужащих входила перегонка истребителей Bf 109 (Me 109) с заводов на прифронтовые аэродромы LW. Известны случаи катастроф, в которых при выполнении служебных заданий погибли бывшие советские летчики. Не исключено, что речь может идти и о гибели пилота в результате воздушных боев, особенно это вероятно в последних двух случаях.
Перечень бывших советских летников, погибших при выполнении служебных заданий в Люфтваффе
- Лейтенант Алексей Часовников из Новосибирска - 3 сентября 1944 г. под Арбером;
- Старшина (в 1944 - подпоручик РОА?) Илья Филиппович Савкин, родившийся в 1918 г. в Смоленске, служивший в 1-й эскадрилье 691-го истребительного полка, перелетевший на истребителе «И-16» 24 января 1942 (или 1940?) на сторону финнов на Олонецком направлении и
позднее отправленный в Германию - 18 августа 1944 г. в районе Дармштадта;
3. Лейтенант Александр Яковлев - 18 августа 1944 г., там же;
- Лейтенант Кирилл Карелин из Москвы - 11 сентября 1944 г., в Венгрии;
5. Капитан Петр Воронцов - 20 ноября 1944 г. в районе Олмутца;
6. Летчик Олег Горбачев из Москвы - 6 января 1945.
Всего Мальцев в первой половине 1944 г. завербовал в РАГ 33 летчика. Одним из его несомненных достижений стала вербовка второго Героя Советского Союза - капитана С. Т. Бычкова. Семен Трофимович Бычков родился в 1918 г. в селе Петровка Хохольского уезда, происходил из крестьян Воронежской губернии. Летом 1934 г. будущий летчик работал коногоном на руднике Бокчеева в Воронежской области, а в 1934-1935 гг. - водосливщиком на руднике «Стрелица». В 1936 г. окончил семилетку и Воронежский аэроклуб, до июня 1938 г. работал в аэроклубе инструктором и летчиком-планеристом. В 1936-1941 гг. состоял в ВЛКСМ, а с 1943 г. - кандидатом в члены ВКП(б). В сентябре 1938 г. окончил Тамбовскую школу Гражданского воздушного флота и затем работал рейсовым пилотом Воронежского аэропорта. На службу в РККА Бычков вступил 16 января 1939 г. и в том же году окончил Борисоглебское авиационное училище им. В. П. Чкалова, а в июне 1941 г. - курсы летчиков-истребителей Конотопской военной школы. С началом войны Бычков служил летчиком в 42-м и 287-м истребительно-авиационных полках. В 1942 г. лейтенант Бычков был осужден за аварию самолета на 5 лет исправительно-трудовых лагерей, однако затем судимость была снята. До пленения Бычков совершил 130 успешных вылетов, участвовал в 60 воздушных боях. Участвуя в боях под Брянском, Москвой и Сталинградом, сбил 13 самолетов противника, включая 5 бомбардировщиков, 7 истребителей и транспортник. В 1943 г. в звании капитана Бычков занял должность заместителя командира 482-го истребительного полка 322-й истребительной авиадивизии. Заслуги Бычкова были отмечены двумя орденами Красного Знамени.
Его друг и непосредственный начальник майор А. И. Кольцов вскоре подал представление на отважного истребителя, в котором, в частности, указывал:«Участвуя в ожесточенных воздушных боях с превосходящими силами авиации противника с 12 июля по 10 августа 1943 г. проявил себя отличным летником-истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством. В бой вступает смело и решительно, проводит его в большом^ темпе, навязывает свою волю врагу, используя его слабые стороны. Летчики полка, воспитанные его повседневной кропотливой учебой, личным примером и показом произвели 667 успешных боевых вылетов, сбили 69 вражеских самолетов, причем случаев вынужденных посадок и потерь ориентировок не было ни разу. [...] В последней операции с 12 июля по 10 августа 1943 г. сбил 3 самолета врага. 14 июля 1943 г. в группе из 6Ла-5 в бою против 10 Ю-87, Ю-88, 6 ФВ-190 лично сбил Ю-87, который упал в районе Речица. [...] За мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками, и сбитые лично 15 и в группе 1 самолетов противника, представляю к званию Героя Советского Союза».
Начальство представление поддержало, тем более что аналогичное представление подали и на Кольцова. «За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство» указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 г. Бычкову и Кольцову было присвоено звание Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина и медали «Золотая Звезда». 10 (по другим данным 11) декабря 1943 г. «Ла-5» Бычкова оказался сбит в районе Орши огнем зенитной артиллерии, и раненый летчик, совершив вынужденную посадку на болото, попал в плен. Вскоре его перевели в Морицфельде. В РАГ Бычков вступил в феврале 1944 г. под влиянием Мальцева и еще в большей степени - под влиянием Б. Р. Антилев- ского. Позднее на допросе в Главном управлении контрразведки «СМЕРШ» 8 марта 1946 г., стремясь облегчить собственную незавидную участь, Бычков заявлял следователям, будто бы Анти леве кий с подручным Вараксиным, фамилия которого больше никогда нигде не фигурировала, избил его в Морицфельде, заставляя вступить в группу Мальцева. Правда, даже на допросе следователям «СМЕРШ» Бычков подтвердил, что Мальцев «в резкой форме высказал свое враждебное отношение к советской власти, к руководителям партии и советского правительства», а затем старался «антисоветской клеветой скомпрометировать в моих глазах политику советского правительства».
На наш взгляд, на самом деле Бычкова никго не бил - подобные методы зимой 1944 г. не могли всерьез повлиять на человека, более двух лет постоянно смотревшего смерти в лицо. Скорее всего, «клеветал» полковник Мальцев уж слишком убедительно. А может быть доверие к «руководителям партии» у Бычкова колебалось давно, тем более что облик «руководителей» при серьезном размышлении о нем производил страшное впечатление. В коллекции автора есть свидетельства лиц, хорошо знавших и Антилевского, и Бычкова. В частности, адъютант Мальцева поручик Б. П. Плю- щов в беседе с автором в ответ на соответствующий вопрос засмеялся и категорически опроверг версию избиений, утверждая, что оба «власовских» Героя Советского Союза отличались... искренней дружбой и симпатией друг к другу. Стоит учесть и то, что, совершив десятки вылетов в 1944- 1945 гг., Бычков неоднократно имел возможность перелететь на советскую сторону «Все кто хотели перелететь обратно, -могли в любой момент это всегда сделать поэтому, как можно было заставлять вступать военнопленных в авиагруппу при помощи избиений? Нет, речь шла только об убеждении и добровольном выборе», - подчеркивал Плющов. Действительно, в апреле 1945 г. служивший в ВВС КОНР поручик И. Стежар, бывший советский летчик-истребитель, вступивший во власовскую армию зимой 1945 г., во время учебно-тренировочного полета перелетел, по одной версии - на советскую сторону, по другой - на сторону американцев. Бычков с февраля 1944 г. стал одним из ближайших соратников Мальцева, совместно с Антилевским с чувством выступал по радио, перед остарбайтерами и военнопленными. Он разделил участь практически всех летчиков ВВС КОНР, принудительно репатриированных союзниками в 1945 г. в СССР
Доверительные отношения установились у Мальцева и с полковником Александром Федоровичем Ванюшиным - выпускником Военной академии им. М. В. Фрунзе и бывшим и. д. командующего ВВС 20-й армии Западного фронта (1941), который позднее стал его заместителем и начальником штаба ВВС КОНР. Сильное впечатление произвел Мальцев на начальника связи 205-й истребительноавиационной дивизии 2-й воздушной армии майора С. 3. Ситник. Самолет Серафимы Захаровны Ситник был сбит 29 октября 1943 г. огнем зенитной артиллерии над деревней 5-я Николаевка в районе Козельщины. Она неудачно приземлилась с парашютом и раненой попала в плен. После некоторого пребывания в полевом госпитале женщи- ну-майора привезли в Морицфельде, куда позднее доставили с оккупированной территории ее пятилетнего сына и мать, считавшихся погибшими. Это незаурядное обстоятельство привело женщину-летчицу, кавалера орденов Красного Знамени и Отечественной войны И ст., майора ВВС Красной армии к будущим власовцам. Однако из-за последствий ранения ее скоро отчислили из РАГ в одно из подразделений восточной пропаганды. Дальнейшая судьба С. 3. Ситник сложилась трагично - она стала случайной жертвой провокации СД и погибла в конце 1944 г., о чем Мальцев узнал уже постфактум.
20 февраля 1944 г. в Берлине полковник В. И. Мальцев наконец-то познакомился с генерал-лейтенантом А. А. Власовым. Впечатление друг от друга осталось более чем благоприятное. С 7 по 14 марта в Морицфельде побывал генерал Власов в сопровождении капитанов-В. К. Штрик- Штрикфельда и С. Б. Фрёлиха. По свидетельству Фрёлиха, «личное появление Власова вызвало сенсацию», подчиненные Мальцева и произведенного к тому времени в чин полковника Холтерса остались под сильным впечатлением от недельного общения с бывшим генерал-лейтенантом Красной армии. И Холтерс, и Мальцев заверили Власова в перспективе развертывания на базе РАГ авиационного полка РОА.
Вместе с тем провал антигитлеровского выступления 20 июля 1944 г., последовавшие за ним репрессии Гестапо, наконец, уже известное нам ЧП в I восточной эскадрилье только усилили желание определенных лиц в штабе OKL избавиться от русского добровольческого подразделения. Группа старших офицеров LW: начальник 8-го отдела Генерального штаба OKL генерал-майор Г. фон Роден, начальник Генерального штаба OKL генерал авиации К. Коллер и др. имели все основания опасаться, что не санкционированная рейхсмаршалом Г. Герингом акция по созданию РАГ может создать им существенные осложнения. Формальная передача РАГ в состав Восточных войск генерала от кавалерии Э. А Кестринга избавляла бы OKL от возможных неприятностей. Для сохранения влияния на группу Холтерса - Мальцева и во избежание чрезмерного вмешательства Кестринга в ее специфические проблемы учреждалась должность инспектора иностранных кадров LW при штабе Кестринга. Инспектор должен был ведать иностранными добровольцами в LW и параллельно поддерживать связь с OKI, Дальнейшая история РАГ полковников Г. Холтерса и В. И. Мальцева оказалась связана с именем генерал-лейтенанта X. Ашенбреннера, занявшего в сентябре 1944 г. должность инспектора иностранных кадров LW «Восток», а также с историей создания и развития Вооруженных Сил Комитета освобождения народов России в последние 6 месяцев войны.
Александров К.
Из книги «Русские солдаты Вермахта. Герои или предатели: Сборник статей и материалов». — М.: 2005.
[1] В 1945 г. - майор ВВС КОНР, заместитель командира 1-го авиационного полка. См .-.Александров К. М. Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А. А. Власова, 1944-1945. СПб., 2001. С. 336.