Показать все теги
Как правило Турция не выдавала СССР беглецов из «империи зла». Их в течение нескольких месяцев допрашивали турецкие спецслужбы, а затем отправляли в страны Запада.
Но было несколько случаев выдачи беглецов советским властям, причем в страшные 30-е годы, в самый разгул кровавого сталинского террора.
Так, в 1934 году житель Одессы Алексей Костюрин, работавший в Одесском управлении мер и весов, опасаясь ареста по обвинению в контрреволюционной деятельности (был выдан ордер на его арест) проник 7 декабря 1934 г. на иностранное судно и бежал на нем в Турцию.
Советские власти потребовали выдачи беглеца.
21 января 1935 г. Совет Министров Турции решил выдать его СССР.
2 февраля 1935 г. Костюрин был передан советским властям. В том же году он был расстрелян.
22 августа 1935 года матросы Владимир Серокваш и Иван Макушенко угнали из порта Новый Афон военный катер. Войдя в турецкие воды, дерзкие беглецы оставили катер и на спущенной с него лодке достигли турецкого берега у реки Атин неподалеку от города Ризе. После этого беглецы сдались турецким властям и были доставлены в полицейское управление города Ризе, где они попросили политическое убежище.
На допросе в полиции заявили, что работали в морском клубе и за антисоветские разговоры, критику сталинской коллективизации им грозил арест.
Серокваша и Макушенко заключили в турецкую тюрьму г. Трабзон.
17 июля 1936 г. МИД Турции заявил, что их могут выдать в обмен на турецкого грабителя Редтеб Оглу Омера бежавшего в СССР в районе Батуми 26 октября 1935 г. С марта 1936 г. турки активно добивались его выдачи.
26 октября 1936 г. произошел обмен перебежчиками на советско-турецкой границе в Грузии.
В мае 1937 г. Серокваш и Макушенко были казнены сталинскими палачами.