ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Вклад монголоязычных народов в мировую цивилизацию
Вклад монголоязычных народов в мировую цивилизацию
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 01-11-2014 17:02 |
  • Просмотров: 3591

В рамках одной небольшой статьи практически невозможно раскрыть основное содержание темы, но хотелось бы коснуться наиболее существенных ее аспектов.

Поскольку понятие "мировая цивилизация" не нуждается в специальном пояснении, следует конкретизировать понятие "мон­голоязычные народы". В это понятие, как нам представляется, вхо­дят не только ныне существующие народы, которые проживают на территории Монголии, России (буряты, калмыки) и КНР, не только собственно монголы, которые в ХII в. взбудоражили весь мир сво­им внезапном и бурным выходом на арену мировой истории, но и те народы, которые обитали на территории Монголии задолго до появления собственно этнонима "монгол". К их числу следует от­нести и хунку, сяньби, жужаней, киданей, которых принято счи­тать протомонгольскими племенами. Каждый из этих народов имел или имеет свою историю, культуру, каждый из них внес свой вклад в развитие мировой цивилизации.

По мере возникновения и развития монголоязычных народов, исчезновения или "растворения" отдельных из них в составе дру­гих этносов, развития многообразных взаимоотношений с соседни­ми народами, роста их национального самосознания, а т.е. развития монголоведения как самостоятельной отрасли науки акту­альность проблематики о вкладе  этих народов в мировую история и культуру непрерывно возрастает. Это объясняется целым рядом обстоятельств.

Во-первых, в настоящее время по мере развития современной цивилизации, которая вплотную подошла к краю ядерной катастро­фы, на первый план выходят общечеловеческие  черты, все на­роды и этносы все более осознают свою взаимозависимость и само­стоятельную ценность для мировой цивилизации.

Во-вторых, на протяжении истории тем или иным монголоязыч­ным народам как на Западе, так и на Востоке давались неодно­значные и нередко противоречивые оценки, которые касались в ос­новном характера взаимоотношений между кочевыми племенами и оседлыми земледельцами в древнем Китае, завоевательных походов Чингис-хана и его преемников. Поэтому проблема уточнения пози­тивных и негативных моментов в истории монголоязычных народов является одной из наиболее сложных и актуальных задач монголоведения.

В-третьих, значение научной, объективной оценки вклада этих народов в мировую цивилизацию особенно возрастает в ны­нешний период, когда происходит быстрый рост национального са­мосознания многих, в т.ч. и монголоязычных, народов.

В настоящее время идет активный процесс пересмотра преж­них, недостаточно объективных, односторонних оценок ряда исто­рических явлений, событий и личностей. Так, до недавнего вре­мени в советском монголоведении, да и в общественных науках Монголии, преобладала тенденция к недооценке уровня культурно­го развития монголоязычных народов в дореволюционный период, что принижало их роль в мировой истории. Во многом это было связано как с общим слабым знанием развития культуры этих на­родов до революции, так и распространенными, односторонними, не­научными представлениями о месте и роли кочевого хозяйства и кочевых народов в мировой истории. Этому же способствовала господствовавшая односторонняя, сугубо негативная, оценка роли ламаизма и ламаистских монастырей в истории монголоязычных на­родов.

В настоящее время в Монголии развертывается работа по вос­становлению исторической правды, пересмотру прежних, преимуще­ственно нигилистических взглядов на дореволюционную культуру, восстановлению и сохранению многих исторических и культурных памятников. На общественных началах создан и успешно функцио­нирует Фонд культуры, который занимается проблемой восстанов­ления объективной истории, традиционной культуры и языка. Воп­росы о месте и роли монголов в мировой истории всегда волнова­ли и продолжают волновать монгольских ученых. Большой вклад в разработку этих вопросов внесли такие выдающиеся монгольские учёные, как академик Ц. Даццинеурэн, Б. Ринчен, Ш. Лувсанвандан, Ш. Нацагдорж, Ш. оира, о. Ишрендыб и многие другие.

К настоящему времени наиболее полно изучена политическая история и история завоевательных походов 4ин~ис-хана и его преемников, последствия этих войн для завоеванных народов и самих монголов. Б несравненно меньшей степени известна роль монголоязычных народов в экономической, социальной и духовной сферах современной цивилизации, По мере расширения и углубле­ния исследований в области истории, историографии, культуры, хозяйства, языка, литературы, философской и общественной мыс­ли, религиозна верований этих народов во многих странах мира, особенно в Монголии, России, ЛГІР, Японии, Германии, СШA, Вели­кобритании, 5рачции и других, благодаря развитию международно­го сотрудничества в рамках ЮНЕСКО, МАИКЦА, МАМ, постепенно от­крываются и заново прочитываются забытые странны истории мон­голоязычных народов, стираются "белые" и "черные" пятна, все отчетливее и рельефнее становится картина исторической деятель­ности этих народов и ее результатов для мировой цивилизации. Обобщенные результаты этих исследований должны найти свое от­ражение в 6-томной "Истории цивилизаций Центральной Азии".

Говоря о принципах различных подходов к оценке роли мон­голоязычных народов в истории, приоритеты должны быть отданы научности, объективности, всесторонности, достоверности, взве­шенности, учету общечеловеческих ценностей. Принципиально важ­ным представляется учет опасности впадания в одну из двух крайностей - недооценку роли и значения монголов и возвеличивание этой роли за счет других народов. Так, среди отдельных монголь­ских ученых наблюдается стремление не только восстановить ис­торическую истину и справедливость, но и выдвигается тезис об исключительности монгольской нации и их особом, "несравненном" вкладе в мировую цивилизацию, в частности в цивилизацию Цент­ральной Азии.

Проблема вклада монголоязычных народов в мировую цивили­зацию содержит в себе самый широкий спектр различных аспекта, в ч, таких, как исторический, расовый, антропологический, по­литический, экономический, военный, социальный, философский, культурологический, искусствоведческий, религиоведческий, демографический, этнографический и другие, охватывая все сферы материального и духовного производства»

Одним из наименее исследованных, но важных и перспектив­ных направлений является изучение вклада монгол о язычных наро­дов в историю материального производства, особенно в развитие такого оригинального типа хозяйства, как кочевое животноводство. Заимствовав у своих предшественников традиции и формы этого хозяйства, эти народы сумели не только сохранить, но и обогатить их новым опытом з новых исторических условиях.

Их историческая заслуга состоит в том, что наряду с другими кочевыми и полукочевыми народами Центральной Азии они сумели адаптироваться к суровым природно-климатическим условиям об­ширных засушливых территорий, сохранить и развить оригинальную систему разведения домашних животных, в течение многих веков организовать и поддерживать производство ценных продуктов пи­тания и животноводческого сырья в количествах, достаточных не только для удовлетворения своих собственных потребностей, но и для товарного обмена с оседлыми соседними земледельческими на­родами Китая и России. Накопленный в предшествующие столетия опыт ведения кочевого и полукочевого животноводства до сих пор служит основой для ведения отгонно-пастбищного животноводства в регионах обитания монголоязычных народов. Опыт традиционного животноводства нашел свое обобщеннее отражение в раде работ, в т.ч. ученых и практиков из Монголии. Большой науч­ный интерес представляет подготовка и издание 4-томной "Исто­рии монгольского животноводства", запланированной в Институте истории АН Монголии.

Монголоязычные народы, несомненно 9 внесли свой вклад в развитие и совершенствование оригинальной системы приемов и способов обработки и длительного хранения продуктов питания животного происхождения, в т.ч. таких скоропортящихся, как молоко и мясо, приготов­ления из них весьма широкого ассортимента блюд национальной кухни.

Неоспорим вклад монголо язычных народов в сохранение я раз­витие таких элементов материальной культуры современной циви­лизации, как жилище и одежда. Об этом, в частности, свидетель­ствует общепринятое этнографами понятие "монгольская юрта" (ger). На протяжении всей своей многовековой истории монголоязычные народы широко использовали различные типы сборно-разборного и стационарного жилища, которые описаны в исторической, этнографической и архитектурной литературе. Монгольские масте­ра и строители сами строили и принимали участие в строительст­ве многочисленных культовых сооружений, монастырей, большинст­во из которых представляли собой ценные памятники архитектуры и искусства. Их оригинальная национальная одежда, приспособлен­ная к кочевому Образу жизни (degel, qantayuji, yutultznalajrai), отличается своеобразным покроем, яркостью красок, богатством орнамента, практичностью.

Благодаря особенностям срзды своего обитания, выгодному географическому положению, подвижному образу жизни и наличию большого количества вьючных и упряжных животных, монголоязыч­ные нарт ты сыграли большую роль в установлении и поддержании в течение многих веков торговых, хозяйственных и культурных свя­зей между многочисленными народами, в частности России и Ки­тая с Они играли и играют важную роль в международных отношени­ях в Центральной и Восточной Азии, а также и в более широком Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Весом вклад этих народов в сокровищницу духовной культуры человечества. К сожалению, он пока еще мало изучен и даже то, что удалось изучить и достоверно установить, еще не стало до­стоянием широких слоев общественности большинства стран мира. Монголоязычные народы создали богатейшее наследие народного фольклора, ремесла и искусства, большое количество историче­ских и литературных памятников и сумели сохранить их в трудных условиях кочевого быта.

В 1990 г. исполнилось 750-летие создания выдающегося ис­торико-литературного памятника монгольского народа ХШ в. - "Тайной истории монголов". Свидетельством широкого международ­ного признания одной из вершин духовной культуры монголоязыч­ных народов является решение ЮНЕСКО о широком праздновании этого юбилея во всем мире. На протяжении веков среди монголо­язычных народов распространялись героические сказания о Гэсэре и Джангаре, многочисленные сказки, былины, пословицы, поговор­ки, юролы - благопожелания, магталы - гимны-восхваления, пере­водные произведения индийских, тибетских и китайских авторов.

Благодаря распространению ламаизма, тибетский язык не только стал основным иностранным языком, ко к моменту народной революции в Монголии в 1921 г. серьезно потеснил монгольский ‘ язык. Из произведений выдающихся ученых - Ю.Н. Рерихе, ІР оири? Д. Екдона, Р. Пубаева - мы узнали имена многих монгольских бо­гословов и ученых, которые писали свои сочинения на тибетском языке. Заметным вкладом в духовную сокровищницу человечества стали новые письменности, созданные в разные периоды монгольскими учеными квадратное письмо - dürbeljin bicig, узорчатое письмо - аоуовЪо, ясное письмо - todo bicig). Монголозычные народы накопили большой опыт перевода и издания многотомных произведений, в т.ч. таких уникальных, как 100-томный буддий­ский канон "Ганчжур" и 200-томный "Данчжур" - комментарии к первому. Несмотря на все тяготы и превратности кочевого образа жизни, многолетние распри и войны, эти народы сохранили глубо­кое уважение к печатному слову, книге, широко применяли кси­лографический способ печатания.

Большой интерес для ученых представляет изучение вклада монголоязычных народов в развитие теории и практики государ­ственного строительства, сочетания духовной ·.. светской власти, социально-экономического строя, военной, философской и общест­венной мысли, народной медицины, педагогики и многих других Сфер общественной ЖИЗНИ 1 специфических условиях г гподства ко­чевого хозяйства h кочевого образа жизк: подавляющего боль­шинства населения.

Говоря о большо·* позитивном вкладе этих народов в сокро­вен" цу мировой цивилизации, было бы неправильно обойти молча­нием такие негативные моменты, как тяжелые последствия агрес­сивны: завоевательных войн, развязанных правящей верхушкой этих народов против других народов в прошлом, ошибки и просче­ты в строительстве социализма.

Во избежание претензии к автору, что он говорит о всех монголоязычных народах как о якобы одном едином целом, следу­ет подчеркнуть, что история и судьбы всех монголоязычных на­родов сложились по-разному. Достаточно напомнить о том, что в настоящее время эти народы существуют в рамках трех суверен­ных, независимых государств - Монголии, России и Китая. Но тем не менее они сохранили свою самобытность, идущую из глубин веков и определяемую общностью их генезиса и исторических судеб в прошлом, естественно, что при оценке конкретного вкла­да того или иного народа в определенную сферу материального или духовного производства нужен дифференцированный подход. В сообщении мы только чертили общие направления в исследовании различных аспектов вклада этих народов в мировую цивилизацию.

Существующие же различия в исторических и социально-эконо­мических условиях жизни различных монгольских народов создают для исследователей объективные, благоприятные возможности для проведения широких сравнительно-сопоставительных исследований.

В нынешних условиях, когда постепенно набирают силу пози­тивные процессы в международных отношениях, расширяются возмож­ности для развития контактов и международного сотрудничества ученых разных стран, когда созвана к начала функционировать Международная ассоциация монголоведов, орган, координирующий усилия ученых, появились благоприятные возможности для углуб­ленных, комплексных исследований в области монголоведения.

В.В. Грайворонский

Из сборника «История и культура народов Центральной Азии», Улан- Удэ, 1993

Литература

Дочин С. Оюуны бутээгйн онцгой эрх биднийх. - Унэн. - 1989ο - 1 июля.

Самбуу Ж, Мал аж ахуй дээрээ яа ажиллах тухай ардад огех сануулга сургаал, - Улаанбаатар, 1945

Самбуу ді. Монгол осны билчээрийн мал маллагааны арга туршлага. - Улаанбаатар, 1966.

Шульженко И.Ф,- Животноводство Монгольской Народной Республики. -М.; Л., 1954.

Читайте также: