ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » » Рождение и становление севастопольского ВВМИУ подводного плавания
Рождение и становление севастопольского ВВМИУ подводного плавания
  • Автор: bodnarchuk |
  • Дата: 30-10-2013 23:53 |
  • Просмотров: 6963

К 60-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ СОЗДАНИЯ ПРОСЛАВЛЕННОГО УЧИЛИЩА

 

После каждой войны, в которой участвовала Россия, она лишалась своего флота. Не избежал этой печальной участи и Советский Союз. Выйдя победителем из Великой Отечественной войны, он практически лишился боеспособного флота.

Военно-политическая обстановка, сложившаяся после окончания Второй мировой войны, определила, что вероятным противником Советского Союза становятся бывшие союзники – США и Великобритания.

Теперь угроза исходила не только из Мирового океана, но, учитывая наличие атомного оружия в США, и из Воздушного. В целях обороноспособности Советскому Союзу требовалось решать две проблемы: создать ядерное оружие и построить океанский флот. И все это на фоне главной задачи – восстановить разрушенное войной народное хозяйство.

«Атомный проект» по созданию ядерного оружия в Советском Союзе был запущен в 1943 году.

Восстановление и строительство послевоенного флота было ограничено не только послевоенными трудностями. Сталин произвел реорганизацию флота, в результате которой опытные авторитетные руководители флота в годы войны были удалены от флота. Кроме того, встал извечный вопрос – а какой флот строить? Своего военного опыта боевых действий флота на океанских просторах не было. Использовать чужой – не позволяли ни средства, ни гордость. Началась «холодная война», а преклонение перед Западом каралось в уголовном порядке.

25-го февраля 1946 года упразднили Наркомат ВМФ, образовав единый Наркомат Вооруженных Сил СССР. 18-го марта этого же года Наркомат Вооруженных Сил преобразовали в Министерство Вооруженных Сил СССР. Военным министром был назначен бывший председатель правления Госбанка Н.А. Булганин.

Никогда не командовавший даже взводом, он через год удостоился полководческого звания – Маршал Советского Союза. Теперь все флотские вопросы предварительно рассматривались военным министерством.

В 1946 году был принят пятилетний план. В развитии военно-морского флота предусматривалось строительство 9-ти линкоров по 75 тыс. тонн водоизмещения, 12-ти тяжелых и 60-ти легких крейсеров, 15-ти авианосцев, более 500 подводных лодок.

В 1948 году развернутая кораблестроительная программа была утверждена. Главный морской штаб ВМС подготовил информацию о необходимом количестве выпускников военно-морских училищ всех профилей.

Чтобы удовлетворить потребность в корабельных инженерах, требовалось в несколько раз увеличить набор в Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского, что было нереально. Единственный выход – создать однотипное училище.

8-го апреля 1948 года было образовано 2-е Высшее военно-морское инженерное училище в г. Пушкин Ленинградской области, в дальнейшем Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище им В.И. Ленина.

29-го июля 1948 года приказом министра Вооруженных Сил СССР № 58 «в связи с возрастанием объема изучаемой информации и увеличением продолжительности корабельной практики и стажировки» срок обучения в военно-морских училищах увеличивался с пяти лет до пяти с

половиной.

В том же 1948 году по результатам инспекции Главкома ВМС была утверждена новая редакция целевой установки высших военно-морских инженерных училищ:

«ВВМИУ готовит офицеров инженерно-корабельной службы для занятия должности командиров групп БЧ-5 и им равных по специальности, обладающих достаточной теоретической базой для дальнейшего продвижения вплоть до флагманских специалистов флота, начальников технических отделов и уполномоченных ГУК ВМС и ТУ ВМС».

Разрушенное здание военного училища25-го февраля 1950г. было образовано Военно-морское министерство.

В июне 1951 года состоялся расширенный Военный совет ВМФ, на котором обсуждалась записка Главного инспектора ВМФ адмирала Г.И.Левченко в ЦК ВКП(б) о неудовлетворительном выполнении кораблестроительной программы и недостатках в подготовке специалистов для флота, в том числе офицеров. По итогам совещания военно-морской министр адмирал И.С. Юмашев был освобожден от занимаемой должности.

20-го июля военно-морским министром был назначен вице-адмирал Н.Г.Кузнецов. Через две недели после вступления на должность, новый министр подал в правительство свои предложения по устранению недостатков, отмеченных на Военном совете ВМФ, 18-го августа 1951 года Совет Министров СССР принял постановление о создании еще одного высшего военно-морского инженерного училища. На основании этого Постановления, 15-го декабря 1951 года военно-морской министр СССР Н.Г. Кузнецов издал приказ № 00827 о строительстве и формировании в Севастополе, в бухте Голландия, на базе недостроенного и частично разрушенного в годы Великой Отечественной войны здания Морского кадетского корпуса 3-го Высшего военно-морского инженерного училища. 15-е декабря является днем рождения училища. Училище должно было готовить офицеров инженер-механиков для должностей командиров групп электромеханических боевых частей кораблей 1-го и 2-го ранга и командиров БЧ-5 кораблей 3-го ранга.

19-го декабря 1951 года Главный морской штаб ВМФ издал Директиву ОРГ(10) 2249 об установлении штата создаваемого училища за №4/133, который действовал до 30-го апреля 1952г.

В январе 1952 года начались работы по расчистке территории и проектированию здания.

В феврале 1952 года с разрешения заместителя военно-морского министра вице-адмирала Н.И. Виноградова приступили к строительству объектов первой очереди до утверждения технического проекта.

Проектные работы по достройке и восстановлению здания Морского кадетского корпуса были поручены 30-му Военморпроекту.

Главный инженер проекта – В.Н. Монтицкий, ведущий архитектор – Н.Г. Корюхин. За основу был взят проект Венсана.

Строительные работы на здании осуществлял «Севастопольвоенморстрой». Все вопросы, касающиеся здания Морского кадетского корпуса, проектные работы, экспертиза, утверждение документов, ход работ на здании, решались заместителем начальника Инженерного управления Черноморского флота по технической части инженер-полковником Балицким.

Непосредственными исполнителями работ были начальник участка капитан А.М. Стенченко, а с 1954 года – В.С. Клопотовский

В первую очередь надлежало восстановить северную часть главного здания, подвести транспортные коммуникации и обеспечить строительство электроэнергией и водой, построить жилой дом для офицерского состава.

В 1952 году были введены в эксплуатацию северное крыло главного корпуса со спальными и учебными помещениями, столовая в цокольном этаже южно-соединительной части, жилой дом на 36 квартир.

Освоено 554 тысяч рублей.

инженер-контр-адмирал Королев Михаил Васильевич12-го апреля 1952 года приказом военно-морского министра № 01398 первым начальником 3-го Высшего военно-морского инженерного училища назначается инженер-контр-адмирал Королев Михаил Васильевич, флагманский механик Черноморского флота.

Вся служба Королева прошла на линкорах. В годы войны был командиром электромеханической боевой части линкора «Парижская коммуна», (с 1943 года «Севастополь») Назначение Королева начальником создаваемого училища не случайно. Училище должно было готовить специалистов надводных кораблей, знатоком которых являлся Королев.

7-го мая 1952 года директивой ГМШ ВМФ № ОРГ(10)29 434сс вводится полный штат создаваемого училища за № 4/210. Начало нового учебного года назначено на 1-е октября 1952 года. Открытое название училища значилось как войсковая часть 13104.

Предстояло провести огромную организационную работу по укомплектованию училища переменным и постоянным составом.

Само собой разумеется, что училище – это не только классы, аудитории, учебные лаборатории, спальные помещения, столовая. Создание материальной базы при стабильном финансировании – дело времени.

Основа учебного заведения – профессорско-преподавательский состав.

В очередной раз Высшему военно-морскому инженерному училищу им. Ф.Э. Дзержинского пришлось делиться своими преподавателями и опытными кадрами, способными управлять учебным процессом. В первый раз делились со 2-м ВВМИУ в г. Пушкин. Но город Пушкин – это не так уж и далеко от Ленинграда.

Другое дело – Севастополь.

В соответствии со штатом, должности начальников кафедр, даже общеобразовательных дисциплин, комплектовались военнослужащими. Строевыми офицерами их не укомплектовать – нужны офицеры с опытом преподавательской деятельности. Таких можно найти только в военных учебных заведениях.

Наличие педагогического стажа предполагает и наличие солидного возраста. А это значит, что у человека семья, налажен быт в г. Ленинграде. Добровольцев, выявивших желание оставить насиженное место в Ленинграде, и ехать в провинциальный Севастополь, в буквальном смысле на голое место, где нет не только квартир, но нет еще и самого училища, не находилось.

Для офицеров-педагогов «дзержинки» создание нового училища в Севастополе стало душевной раной. Но военная служба тем и отличается, что решающим является не личное желание, а целесообразность.

Можно представить себе, с каким чувством эти люди появлялись на обширной строительной площадке, которая уже официально именовалась Высшим учебным заведением, в котором через несколько месяцев должен начаться учебный процесс! Кто-то смирился с судьбой и, пережив трудные годы становления, прикипел душой к Севастополю. Кому-то повезло и через несколько лет, во время очередного «переселения» возвратился в Ленинград.

Одни упрямо боролись за возращение в «столицу» морской науки, другие упорно реализовывали свой творческий потенциал, вместе с молодым училищем завоевывая честь и славу, признательность и уважение среди других училищ и флотов. Но это случилось потом. А летом 1952 года мало было оптимистов, верящих, что, созданное пока что на бумаге, 3-е Высшее военно-морское инженерное училище когда-то займет достойное место среди других старейших училищ. Не хватало всего. Было только много солнца и моря, что тоже немаловажно. И была военная машина, еще не успевшая сбавить обороты маховика, раскрутившегося в годы Великой Отечественной войны. Еще были люди, способные и в сибирской тайге на голом месте под открытым небом запустить в работу военный завод.

Страна восстанавливалась после разрушительной войны. Трудностей хватало всем, но после такой войны они уже никого не пугали.

Непростая задача по проведению набора в училище стояла перед командованием. Училище значилось войсковой частью и даже в военкоматах не знали, что за училище скрывается под в/ч 13104. Набор курсантов в училище проводился в закрытом порядке через военные комиссариаты, райкомы комсомола, а также из числа военнослужащих. В соответствии со штатом создавалось два факультета: паросиловой и дизельный. Начальником паросилового был назначен капитан 1 ранга П.А. Наугольных, начальником дизельного – капитан 1 ранга И.А. Радкевич. Под их руководством набор кандидатов и приемные экзамены проводились на базе Черноморского ВВМУ им. П.С. Нахимова.

Некоторые абитуриенты, приехав издалека и не разобравшись в обстановке, вместо командного училища попали в инженерное.

Курсанты из числа гражданской молодежи курс молодого матроса проходили на кораблях учебного отряда Черноморского флота.

28-го сентября 1952 года были созданы кафедры:

высшей математики. Начальник кафедры подполковник П.Б. Гутин;

физики. Начальник – кандидат педагогических наук майор Г.В. Капацинский;

теоретической механики и сопротивления материалов. Начальник – кандидат физико-математических наук, доцент, инженер-полковник Э.К. Тархаков;

начертательной геометрии и машиностроительного черчени я. Начальник – кандидат технических наук, доцент, инженер-полковник Р.М. Минин;

технологии металлов. Начальник – полковник М.В. Леушенко;

химии Начальник – капитан 1-го ранга У.М. Иоффе;

марксизма ленинизма. Начальник – кандидат исторических наук, доцент, капитан 1-го ранга Д.Г. Зиборов;

двигателей внутреннего сгорания. Начальник - кандидат технических наук, доцент, инженер-полковник Д.А. Еремеев;

военно-морских дисциплин. Начальник – капитан 1-го ранга А.Г. Павлов;

иностранных языков. Начальник – старший лейтенант Л.Д. Богданов;

физической подготовки и спорта. Начальник – майор Г.В. Кружков. Эта кафедра занималась строевой подготовкой и уставами.

Сообразно тому, что само училище носило название войсковой части, кафедры именовались группами.

Кафедра высшей математики – группа № 15, кафедра начертательной геометрии и машиностроительного черчения – группа №18, кафедра иностранных языков – группа № 20 и т.п.

Учебное заведение не может функционировать без библиотеки. Летом 1952 года началось создание библиотеки. Начальником библиотеки был назначен майор Н.Н. Печенкин. Книжный фонд формировался за счет присланных книг из военно-морских училищ и из других источников по распоряжению Политуправления ВМФ.

В учебном фонде за № 1 зарегистрирована книга «Л. Фейербах и конец немецкой классической философии» 1951 года издания.

1-го октября 1952 года официально начался первый учебный год. В честь этого состоялся торжественный митинг, парад личного состава в присутствии многочисленных гостей.

В становлении училища как высшего учебного заведения сыграло положительную роль только что вышедшее новое «Положение по организации и методике учебного процесса в военно-морских учебных заведениях», в котором был реализован опыт, накопленный старейшими военно-морскими училищами страны.

У старейших училищ кроме накопленного опыта было то, чего еще не было в 3-м инженерном: материально-технической и лабораторно-учебной базы.

В севастопольском училище не хватало всего. И, тем не менее, училище начало функционировать.

14-го октября 1952 года состоялось первое заседание совета училища, на котором были выработаны рекомендации офицерскому и преподавательскому составу по повышению качества обучения и воспитания курсантов.

В сентябре 1952 года состоялось первое профсоюзное собрание. Председателем местного комитета была избрана В.Н. Берило.

В марте 1953 года для создания учебной и методической литературы была создана типография. Первым её начальником стал мичман В.А. Абрамитов.

Несмотря на трудности периода формирования, училище выходило на нормальный уровень функционирования как высшее учебное заведение, активно проводя обучение и воспитание курсантов – будущих офицеров флота.

В марте 1953 года прошла первая спартакиада училища. Немало внимания командование училища уделяло организации культурного досуга курсантов, офицеров, рабочих и служащих, развитию культурно-массовой работы. Большую помощь в этом оказал духовой оркестр училища под руководством старшего лейтенанта В.В. Пархомовского, впоследствии подполковника, заслуженного артиста УССР.

25-го февраля 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о вручении 3-му Высшему военно-морскому инженерному училищу Боевого знамени части.

11-го октября 1953 года от имени Президиума Верховного Совета командующий Черноморским флотом адмирал С.Г. Горшков вручил училищу знамя.

вручение 3-му Высшему военно-морскому инженерному училищу Боевого знамени части

За ходом строительства и формирования училища пристально следило Командование военно-морского флота.

7-го июля 1952 года училище посетил военно-морской министр СССР вице-адмирал Н.Г. Кузнецов. На открытом воздухе, под проломленной стеной северной соединительной части главного здания он провел рабочее совещание с представителями всех организаций, участвующих в восстановлении и строительстве училища.

15-го марта, сразу же после смерти Сталина, вышел Указ Президиума Верховного Совета об объединении Военного и Военно-морского министерств в Министерство обороны СССР. Главнокомандующим Военно-морским флотом стал адмирал Н.Г.Кузнецов.

18-го июля 1953 года адмирал Н.Г. Кузнецов вновь посетил 3-е ВВМИУ.

Г.П. ПолусмякПосле ознакомления с состоянием дел и обсуждения с руководством имеющихся вопросов, он встретился с курсантами и офицерским составом. В своем выступлении он намекнул на предстоящие перемены, которые коснутся молодого училища.

Закончился 1952/53 учебный год. Первую корабельную практику первокурсники проходили с 1-го августа по 30-е сентября на крейсерах «Куйбышев» и «Красный Крым». Новый набор 1953 года уже проходил на собственной базе. В 3-м ВВМИУ начался учебный год, не подозревая еще, что в училище назревают кардинальные перемены, меняющие судьбу курсантов и многих офицеров.

Учитывая опыт Великой Отечественной войны, Командование военно-морским флотом СССР в начале 50-х годов пришло к выводу о необходимости коренного пересмотра взглядов на роль и место ВМФ в системе вооруженных сил страны, способном на самостоятельные действия стратегического масштаба на океанских и морских театрах военных действий. При этом подводные лодки признавались главным родом ВМФ, способным решать стратегические задачи ВМФ.

Такая направленность нашла отражение в программах военного кораблестроения. В первое послевоенное десятилетие были спроектированы и запущены в строительство большой серией подводные лодки 613-го проекта. Было построено 215 подводных лодок 613-го проекта и 26 больших лодок 611-го проекта.

Для обеспечения эксплуатации такого количества подводных лодок требовалось совершенствование системы подготовки морских офицеров и прежде всего инженер-механиков.

В связи с повышением роли подводного флота, Директивой главнокомандующего ВМФ адмирала флота Н.Г. Кузнецова № 490сс от 16-го апреля 1954 года 3-му Высшему военно-морскому инженерному училищу предписывалось готовить офицеров-инженеров для службы на подводных лодках в первичной должности командира группы электромеханической боевой части.

С 1-го октября 1954 г. 3-е Высшее военно-морское инженерное училище переименовано в Высшее военно-морское инженерное училище подводного плавания.

В связи с изменением профиля училища, произошла смена начальника училища.

20-го марта 1954 года Приказом ГК ВМС № 0293сс начальником 3-го ВВМИУ назначается контр-адмирал Нестеров Илья Михайлович.

Инженер-контр-адмирал Королев убыл к новому месту службы в посольство Народной Республики Болгария.

Контр-адмирал Нестеров И.М. до войны был командиром подводной лодки Д-6 «Якобинец».

За выполнение правительственного задания был награжден орденом Ленина. В годы Великой Отечественной войны занимал строевые должности на Черноморском флоте. Принимал участие в организации и высадке десантов. После войны с 1947 года командовал 1-й ордена Ушакова бригадой траления ЧФ, где ему было присвоено звание контр-адмирала. После окончания Академии Генерального штаба, в 1951 году назначается старшим военно-морским советником главкома военно-морских сил Китайской Народной Республики.

Контр-адмирал Нестеров И.М.В целях сокращения сроков формирования нового училища, командование ВМФ приняло решение перевести в Севастополь дизельный подводный факультет из ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского, а в Ленинград – паросиловой из Севастополя. Из Ленинграда было переведено 340 курсантов дизельного факультета четырех курсов. Одновременно 228 курсантов паросилового факультета были отправлены в «дзержинку».

По приказу Министра Обороны СССР в действие был введен новый штат № 56/404. Согласно штату, с 1-го октября 1954 года факультетская организация была заменена на курсовую. Начальниками курсов были назначены опытные офицеры А.Бондаренко, Г.Клинов, А.Кузьмин, Б. Андрюк.

Инженер-капитан 1-го ранга Б.Андрюк был назначен с должности начальника научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела. Его курс был старшим курсом в училище, и курсанты этого курса составили первый выпуск.

Инженер-капитан 1-го ранга А.Кузьмин прибыл в училище с должности флагманского механика соединения кораблей Тихоокеанского флота.

В период с 1955 по 1957 год из обоих военно-морских инженерных училищ Ленинграда в Севастополь были еще переведены более 100 курсантов на разные курсы, в том числе – 30 электриков. Так как в Севастопольском ВВМИУ ПП всех готовили для службы на подводных лодках, то специализация проводилась по классам на курсах – классы электриков, классы дизелистов и т.д.

Одновременно с переездом курсантов дизельного факультета в Севастополь был переведен и основной состав кафедры двигателей внутреннего сгорания.

Начальник дизельного факультета ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского капитан 1-го ранга М.С. Попов был назначен заместителем начальника по учебной и научной работе. Начальником кафедры ДВС – кандидат технических наук, доцент инженер-капитан 1-го ранга П.Н. Проклятиков, его заместителем – инженер-капитан 2-го ранга В.С. Алешин, преподаватели – кандидаты технических наук, доцент инженер-капитан 2-го ранга Н.С.

Долгополов, инженер-капитан 1-го ранга Н.И. Молодцов, инженер-капитан 1-го ранга В.С. Бологов, инженер-полковник С.М. Волосов, инженер-капитан 3-го ранга В.Т. Кумельский.

Начальником учебного отдела был назначен инженер-капитан 1-го ранга П.В. Лавров с должности начальника НИРИО Ленинградского ВВМИУ.

Чуть позже из «дзержинки» прибыли Р.В. Штыкин, В.М. Руденко, И.И. Липатов, Н.И. Маслов, В.И. Русаков, А.Т. Уваров, М.И. Шапошников, А.Д. Кружалов, Н.Ф. Матросов.

Вскоре П.Н.Проклятиков был назначен заместителем начальника училища по учебной и научной работе. Кафедру ДВС возглавил инженер-полковник Д.А.Еремеев. В 1955 году кафедра ДВС была переименована в кафедру тепловых двигателей с включением в ее состав специалистов по турбоагрегатам. В то время создавалась лодка 617-го проекта с парогазовой турбиной.

Начальником кафедры «Энергетические установки ПЛ и их боевое использование» был назначен инженер-капитан 1-го ранга Р.З.Штыкин, а начальником кафедры «Электрооборудования и теоретических основ электротехники» – инженер-капитан 1-го ранга В.И.Русаков. отдельные курсы общеинженерных дисциплин читались на кафедре ДВС.

Перепрофилирование училища во многом расширило задачи по подготовке инженер-механиков подводных лодок. Подводное плавание – особый вид морской практики, требующий особой подготовки инженер-механиков. Кроме освоения своей специальности по обслуживанию энергетической установки подводной лодки они должны в экипажах подводных лодок стать ведущими специалистами по управлению и ведению борьбы за живучесть подводной лодки.

В подготовке подводника большое значение имеет психологическая подготовка. Курсанта, будущего офицера-подводника, инженер-механика, нужно приучать не только к шуму поступающей воды. Он должен быть приучен к мысли, что чаще всего борьба за живучесть лодки ограничивается отсеком, в котором нужно стоять до последнего, так как получение помощи не всегда возможно. И офицер-подводник должен подавать пример выдержки, самообладания, готовности к самопожертвованию и, конечно, высокого профессионализма.

Повышение требований к специальной подготовке выпускников потребовало создания ряда новых кафедр. Для формирования у выпускников училища основных качеств офицера – инженера-подводника, связанных со знанием устройства корабля, умением обеспечить его живучесть и боевое использование, были созданы в июне 1954 года кафедра живучести и кафедра теории, устройства и управления подводной лодкой.

Лабораторная база к этому времени состояла из небольшого учебного кабинета, водолазного бассейна и плавучего кабинета боевой подготовки КБП-43, переоборудованного из подводной лодки «С-207», бывшая «Щ-207 Касатка» (типа «Щука» V- серии), переданной училищу 153 бригадой 2-го августа 1954 года.

На ней отрабатывались вопросы практической подготовки курсантов по борьбе за живучесть подводной лодки: заделка пробоин прочного корпуса, тушение корабельных пожаров, исправление поврежденных трубопроводов, задачи по выходу из затонувшей подводной лодки через торпедный аппарат и боевую рубку.

Повышение качества подготовки офицеров-подводников потребовало, прежде всего, усиления внимания к практической подготовке курсантов, к развертыванию строительства учебно-лабораторной базы. На кафедрах разрабатывались новые учебные программы и планы для подготовки инженер-механиков с учетом новых задач и требований. Одновременно разрабатывались задания по перепланировке внутренних помещений учебного корпуса с учетом размещения учебных лабораторий.

Курсанты в методическом кабинете, 1953 год

Работы по созданию учебно-лабораторной базы проводились в основном силами личного состава лабораторий. Это был трудный период в истории училища, которого как такового еще практически и не было. Будущие лаборатории, учебные классы и аудитории были еще только на бумаге в планах достройки главного корпуса. Отсутствие учебно-лабораторной базы угнетало преподавателей кафедр из-за несовершенства учебного процесса. Все было в перспективе, растянутой на неопределенное время, и не все верили в свершение задуманного.

При всех достоинствах и способностях начальника училища контр-адмирала И.М. Нестерова ему не дано было стать генератором идей по перспективному развитию училища, по подготовке инженер-механиков подводных лодок. Собственный опыт командования подводной лодкой в мирное время не смог ему помочь в организации подготовки механиков с учетом опыта, вынесенного из войны.

Подготовка командиров и механиков подводных лодок происходила, к сожалению, и происходит в разном идеологическом обеспечении.

К тому же состояние здоровья начальника училища не позволяло ему полноценно решать текущие вопросы. В 1956 году по заключению врачей по состоянию здоровья он был признан не годным к военной службе и уволен в отставку со снятием с воинского учета.

Приказом от 27-го марта 1956 года начальником ВВМИУ был назначен инженер-капитан 1-го ранга Крастелев Михаил Андроникович.

После окончания в 1939 году Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского Крастелев М.А. назначается командиром электромеханической боевой части подводной лодки М-75 Балтийского флота. В период войны с Финляндией участвовал в боевых походах. Великую Отечественную войну встретил командиром БЧ-5 «Л-3» («Фрунзенец»).

Уже в первые дни войны 28-го июня пришлось решать задачу, требующую не только технических знаний, но и личного мужества. Для ремонта заклиненных после атаки лодки глубинными бомбами кормовых горизонтальных рулей необходимо было вскрыть кормовую балластную цистерну и добраться до привода рулей. В случае угрозы лодка погрузилась бы с людьми, работающими в цистерне. Крастелев с двумя моряками устранили неисправность менее, чем за два часа Лодка продолжила выполнение боевой задачи.

Самоотверженность, спокойствие и высокий профессионализм инженер-механику Крастелеву М.А. приходилось проявлять не раз в боевых походах Л-3 и К-52, командиром БЧ-5 которой он был назначен в январе 1944 года. «Л-3» удостоилась гвардейского звания, «К-52» была награждена орденом Красного Знамени. Командиру подводной лодки «К-52» И.В. Травкину присвоено звание Героя Советского Союза.

За проявленное личное мужество и героизм, высокий профессионализм М.А. Крастелев был награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени.

После войны Михаил Андроникович занялся педагогической деятельностью в учебных заведениях ВМФ. В 1953 году закончил адъюнктуру, защитил кандидатскую диссертацию и был назначен старшим преподавателем, а в 1954 году – начальником кафедры живучести во 2-м ВВМИУ.

У М.А. Крастелева на основании вынесенного с войны опыта было своё мнение о подготовке будущих инженер-механиков подводных лодок по живучести корабля. Не ощущая особенной поддержки от товарищей по кафедре, за восемь месяцев с помощью лаборантов ему удалось создать тренажер по борьбе с водой в условиях подводной лодки. Деятельность Крастелева оценили. Несмотря на то, что в то время было достаточно адмиралов-подводников, готовых руководить училищем, именно Крастелеву М.А. было предложено возглавить ВВМИУ ПП.

«Вы должны построить училище, в создание которого не все там работающие верят»,–сказал в напутствие начальник ВМУЗ ВМФ адмирал С.Г. Кучеров.

Строить нужно было в прямом и переносном смысле –достроить главное здание и весь комплекс вспомогательных сооружений и создать учебное заведение по подготовке инженер-механиков подводных лодок.

Новому начальнику училища выпала честь произвести первый выпуск инженер-механиков подводных лодок.

Как к большому и торжественному событию готовилось училище к первому выпуску офицеров-инженеров флота. Понимали важность такого события – первый выпуск должен заложить прочный фундамент авторитету самого молодого военно-морского заведения.

Защита дипломных проектов проходила в мае 1956 года перед государственной комиссией под председательством флагманского инженер- механика Черноморского флота контр-адмирала В.А. Самарина. 85 выпускников успешно защитили дипломные проекты. Е.П.Воеводин был удостоен золотой медали с занесением на Доску почета училища. Приказом Министра обороны СССР № 2446 от 30-го мая 1956 г. им было присвоено воинское звание «инженер-лейтенант» 1-го июня 1956 года начальник ВМУЗ ВМФ адмирал С.Г. Кучеров вручил первым выпускникам Высшего военно-морского инженерного училища подводного плавания дипломы инженеров и офицерские погоны с кортиком, как символа принадлежности к офицерскому корпусу ВМФ.

В 1956 году училищу было разрешено открыть адъюнктуру, что позволило организовать подготовку научно-педагогических кадров за счет привлечения офицеров с флота. Первым адъюнктом стал старший инженер-лейтенант В.Г. Кулиш на кафедре «Энергетические установки ПЛ и их боевое использование».

Становление нового учебного заведения прошло сравнительно быстро благодаря тому, что удалось за короткое время укомплектовать его высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. В первую очередь своими кадрами поделилось ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского. Кроме того, научный костяк училища был обеспечен выпускниками военно-морской Академии, среди которых были: Семикин С.Е., Могильников В.С., Алешин А.А., Соловьев И.П., Фомин Ю.А., Майсая П.К., Матросов Н.Ф., Просужих Р.П., Лукьянов А.А., Якимов В.А., Глухов Ю.Е., Попов И.А., Райкин Я.М., Стрельников А.Н.

Став начальником училища и обладая большими, чем начальник кафедры, возможностями, целеустремленный М.А. Крастелев стал энергично претворять в жизнь свою мечту о широкомасштабном тренажере по борьбе за живучесть подводной лодки.

В июле 1957 года училищу была передана для учебных целей идущая на слом подводная лодка «М-113».

17-го августа 1957 года ее подняли на стенку, разрезали на части и трейлерами перевезли на строительную площадку на территории училища. Также училищу была передана дымовая труба линкора «Севастополь» для использования её в качестве резервуара рабочей воды.

Под руководством начальника училища инженер-капитан 1-го ранга М.А. Крастелева группа офицеров, в составе начальников кафедр А.А. Первушкина и А.Д. Кружалова, а также начальника лаборатории старшего инженер-лейтенанта А.С. Сыромятникова на базе этой подводной лодки разработали проект и начали строительство учебно-тренировочного комплекса по борьбе за живучесть (УТЖК).

В июле 1958 года М.А. Крастелев доложил начальнику ВМУЗ о том, что УТЖК Севастопольского ВВМИУ ПП введен в строй. Это был значительный успех молодого начальника училища. Можно было с уверенностью сказать, что училище как учебное заведение по подготовке офицеров-подводников состоялось.

В августе 1959 года училище посетил первый заместитель Главкома Адмирал А.Г. Головко. Осмотрев УТЖК, он заметил, что УТЖК является не только средством обучения, но и реликвией Черноморского флота. В нем и подводная лодка «М-113» и линкор «Севастополь» продолжают службу в ВМФ.

С линкором «Севастополь» у училища были многогранные связи. Первый начальник училища, инженер-контр-адмирал Королев, – бывший командир БЧ-5 линкора.

В 1957 году по просьбе Крастелева училищу была передана трубная система паровых котлов линкора «Севастополь». Из этих трубок курсанты на практических занятиях сварили забор, ограждающий территорию училища. А в музее сохранилась мебель из офицерской кают-компании линкора.

Конечно же, творческая деятельность М.А. Крастелева не ограничилась созданием УТЖК.

Под его руководством и непосредственным участием в училище были созданы и другие лаборатории, позволяющие готовить высокопрофессиональных инженер-механиков. Была создана лаборатория кафедры двигателей внутреннего сгорания с натурным двигателем подводной лодки, автоматизированные аудитории и кабинеты с современными тренажерами, легководолазный полигон большой пропускной способности.

Так совпало, что одновременно с созданием и становлением 3-го ВВМИУ в строжайшей секретности шло создание атомной подводной лодки.

Возможность использования ядерной энергии в качестве источника тепла была определена в начале 40-х годов. Однако ее реализацией занялись после создания ядерного оружия. В США программу создания атомной установки для подводной лодки приняли в декабре 1945 года. В 1948 году проект атомной энергетической установки был закончен.

В сентябре 1948 года академик А.П. Александров вносил в Правительство СССР предложение о создании подводной лодки с атомной энергетической установкой. Тогда оно не было поддержано, как «несвоевременное». Все силы были брошены на создание атомной бомбы. А в США 14-го июля 1952 года состоялась закладка первой в мире атомной подводной лодки «Наутилус».

В сентябре 1952 года И.В.Сталин подписал решение Совета Министров СССР «О проектировании и строительстве объекта 627». Это означало начало работ по строительству подводной лодки с атомной энергетической установкой. В конце 1952 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР было сформировано две группы специалистов: одна – для выполнения проектных проработок ПЛА, другая – для проработок ее атомной энергетической установки. Руководителем первой группы стал инженер-кораблестроитель капитан 1-го ранга В.Н. Перегудов, второй –Н.А. Доллежаль, тогда руководитель НИИ-8, впоследствии НИКИЭТ – научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники.

Научным руководителем всего проекта был назначен директор Института Атомной Энергии АН СССР академик А.П. Александров.

Первая атомная подводная лодка создавалась в системе среднего машиностроения. Работа носила такую степень засекреченности, что к ней не допускалось даже командование ВМФ. Ключевой задачей в создании атомной подводной лодки стала разработка атомной энергетической установки и комплекса связанного с

ней оборудования.

В Обнинске велись работы по созданию наземного прототипа корабельной ядерной энергетической установки. В октябре 1954 года в Москве сформировали экипажи двух первых ПЛА –  К-3 и К-5, и началась их подготовка в Обнинске. В июле 1954 года на стапеле судостроительного завода № 402 в г. Северодвинске (ныне «Севмашпредприятие») началась постройка атомной подводной лодки проекта 627.

Программа строительства ПЛА была возведена в ранг национальной и постоянно контролировалась правительством. Предстояло догонять американцев. Их первая атомная лодка «Наутилус» в сентябре 1955 года вошла в состав американских ВМС.

В Советском Союзе 24-го сентября 1955 года состоялось торжественная церемония закладки ПЛА проекта 627.

8-го марта 1956 года был проведен физический пуск реактора главной энергетической установки наземного стенда в Обнинске под непосредственным руководством академика А.П.Александрова. Вскоре после проведения физического пуска реактора состоялось совещание руководителей организаций, участвующих в создании атомной подводной лодки, под председательством заместителя председателя Совета Министров В.А. Малышева. Одной из важнейших задач, обсуждавшихся на совещании, была проблема формирования и подготовки экипажей атомных подводных лодок.

На основании решений этого совещания в октябре 1956 года появилась директива Главнокомандующего ВМФ об открытии в Севастопольском высшем военно-морском инженерном училище подводного плавания новой специализации для подготовки инженеров по эксплуатации атомных энергетических установок подводных лодок.

Молодой преподавательский состав, быстро адаптирующийся к изменениям обстановки и задач, а также большие потенциальные возможности развития молодого училища были главными факторами, на которые опиралось руководство ВМФ, ориентируясь на Севастопольское ВВМИУ ПП как на головное училище для подготовки инженерных кадров для атомных подводных лодок.

Сейчас уже не удастся выяснить, чем руководствовался начальник училища Михаил Андроникович Крастелев, поручив преподавателям кафедры двигателей внутреннего сгорания кандидатам технических наук, инженер-капитанам 2-го ранга Саркисову Ашоту Аракеловичу и Алешину Василию Сергеевичу разработать курс «Теория и конструкция ядерных реакторов и парогенераторов».

Их опыт практической и научной деятельности не имел ничего общего с ядерной энергетикой. Разве что была учтена склонность к точным наукам. Жизнь подтвердила прямо таки гениальный выбор начальника училища.

Приступая к подготовке курса лекций по теории реакторов, были разделены сферы ответственности: теорию реакторов готовил Саркисов, описание конструкции ядерных реакторов и парогенераторов – Алешин.

Никакими сведениями о создающейся в стране первой атомной подводной лодки училище не располагало. Более того, подготовка курса лекций должна производиться исключительно на базе открытых публикаций, которые к тому времени начали появляться. По теории реакторов к 1956 году было издано несколько книг, преимущественно переводных, среди которых выделялся фундаментальный курс американских авторов С.Галестона и М.Эдлунда «Основы теории ядерных реакторов» (1954 г.). Это было первое учебное пособие по подготовке советских подводников – атомщиков в ВВМИУ ПП. Сложнее обстояло с подготовкой курса по конструкции реакторов и парогенераторов. Единственные данные об этом предмете были освещены в докладах 1-й Женевской конференции по мирному использованию атомной энергии.

В г.Обнинск, где готовились первые экипажи атомных лодок, преподавателей не пустили. Но в училище был командирован командир дивизиона живучести ПЛА «К-3» Р.А. Тимофеев, без права вести разговор о реакторе. Из беседы с ним даже не узнали, какого типа реактор –кипящий или с водой под давлением.

Позже преподавателей допустили к закрытым источникам, без права использования содержащихся в них материалов в учебном процессе.

Несмотря на такие трудности, курс по теории и конструкции ядерных реакторов и парогенераторов был разработан.

С 1-го ноября 1956 г. директивой ГШ ВМФ № ОМУ(3) 23160 от 30-го сентября 1956 г. училище было переведено на штат № 56/613.

К началу 1956/1957 учебного года всем отличникам учебы было предложено написать рапорты о желании служить на новых лодках с новой энергетической установкой.

После специального анкетирования, проведенного особым отделом, были отобраны 30 курсантов набора 1952 года. Из них сформировали отдельную группу и приступили к изучению новых курсов «Ядерные энергетические установки подводных лодок», «Ядерные реакторы и парогенераторы», «Паротурбинные установки», «Дозиметрия».

30-го мая состоялся 2-й выпуск. Приказом Министра Обороны № 0130 от 30.05.1957 г. 164 выпускникам было присвоено воинское звание «инженер-лейтенант».

С 1-го октября 1957 года в соответствии с директивой ГМШ ВМФ ОМУ(3) училище перешло на новый штат №56/712. Была упразднена курсовая система организации учебного процесса и управления учебными подразделениями. Перешли на факультетскую систему. Было организовано два факультета: дизельный – начальник факультета инженер-капитан 1-го ранга Г.Е. Клинов и электротехнический – начальник факультета инженер-капитан 1-го ранга В.Е. Корж.

С 1957/58 учебного года военно-морские инженерные училища перешли на пятилетний срок обучения.

В соответствии с этим решением в 1958 году состоялось два выпуска: набора курсантов 1952 г. и 1953 г.

23-го февраля 1958 г. состоялся выпуск курсантов первого набора 1952 г. Было выпущено 152 инженер-лейтенантов, приказ МО СССР № 418 от 28.02.1958 г. Среди них было 30 инженер-механиков в дипломе которых записано «инженер-механик специальных энергетических установок». Это были первые специалисты для атомных подводных лодок, подготовленные в системе ВМУЗ.

Несмотря на то, что в Севастопольском ВВМИУ ПП раньше началась специализация по ядерным энергетическим установкам, в ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского 3-го мая 1957 года был создан специальный факультет. Создание нового факультета потребовало создания специальных кафедр. На базе кафедры паровых котлов была создана кафедра ядерных реакторов и парогенераторов. Начальник кафедры – Н.М.Кузнецов.

Кафедру ядерных энергетических установок и их боевое использование возглавил Н.П.Комаровский, которого в 1959 году сменил В.С. Алешин.

К началу 1958 года в «дзержинке» удалось сформировать на спецфакультете все курсы, кроме выпускного.

Так как в «дзержинке» выпускного курса спецэнергетиков не было, то приняли решение выпускной 5-й курс курсантов набора 1953 года разделить на две неравные части: 4 класса отправить в «дзержинку» для защиты дипломов с последующим выпуском, а два класса оставались выпускаться в Севастополе. Первый выпуск инженер-механиков подводных лодок в Севастопольском ВВМИУ ПП был произведен за счет прибывших курсантов из «дзержинки». Первый выпуск инженеров-механиков специальных энергетических установок в ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского обеспечили курсанты Севастопольской «Голландии».

2-го октября 1958 г. состоялся выпуск курсантов набора 1953г. Выпущено 54 инженер-лейтенантов, приказ МО СССР № 02512 от 2.10.1958 года.

Подготовка ипженер-механиков на атомные подводные лодки потребовала введение в учебную программу новых предметов по инженерному образованию. Инженер-механики на АПЛ распределялись по специальностям: электрики, турбинисты, специалисты по контрольно-измерительным приборам и автоматики, операторы по управлению ядерной энергетической установкой. В соответствии с требованием подготовки специалистов различного профиля, происходила и специализация кафедр.

В ноябре 1958 года была образована кафедра «Атомные энергетические установки подводных лодок и их боевое использование». Начальником кафедры стал кандидат технических наук инженер-капитан 2-го ранга В.М. Руденко.

С 1956 г. на кафедре электрооборудования ввели два новых курса: «Теория автоматического регулирования» и «Элементы систем автоматики». Курсы подготовили инженер-капитан 2-го ранга И.А. Гарбуз и инженер-капитан 3-го ранга А.И. Варивода.

3-го сентября 1958г. была образована кафедра «Автоматическое управление энергетическими установками подводных лодок», начальником кафедры в ноябре 1958г. был назначен кандидат технических наук, доцент капитан 1-го ранга Н.С. Долгополов.

1-го октября 1958г. была образована кафедра «Ядерные реакторы и парогенераторы ЯЭУ подводных лодок».

Начальником кафедры был назначен кандидат технических наук, доцент инженер-капитан 2-го ранга А.А.Саркисов.

13-го августа 1960 года кафедру электрооборудования подводных лодок разделили на две самостоятельные кафедры – электроприводов и электроэнергетических систем. Начальником кафедры электроприводов ПЛ был назначен кандидат технических наук, доцент, инженер-капитан 2-го ранга В.С. Могильников. Кафедру электроэнергетических систем возглавил кандидат технических наук, доцент, инженер-капитан 1-го ранга Ф.Е.Семикин.

Директивой ГШ ВМФ № ОМУ(3)14641 от 30-го июня 1960 г. Высшее военно-морское инженерное училище подводного плавания переименовано в 3-е Высшее военно-морское инженерное училище. Этой же директивой училище было переведено на новый штат № 56/9.

В мае 1960г. на базе спецкафедр был организован специальный факультет – факультет атомных энергетических установок. Начальником факультета был назначен инженер-капитан 1-го ранга Н.В. Коцюбенко.

Принятая новая организация учебного процесса и управления учебными подразделениями оказалась весьма эффективной, что позволило многие годы решать сложные задачи по подготовке высококвалифицированных инженерных кадров.

Основным направлением деятельности вновь созданных кафедр и факультета было повышение эффективности обучения и качества практической подготовки выпускников в соответствии с новыми требованиями. Это направление отразилось на всех кафедрах. Общенаучные и общетехнические кафедры вынуждены были пересмотреть свои учебные программы, включить новые вопросы, поставить новые цели.

На новых кафедрах особое внимание было обращено на дальнейшее развитие и совершенствование специальной лабораторной базы.

Очень показательная в этом направлении деятельность на кафедре «Ядерных реакторов и ПГ». Под руководством преподавательского состава руками мичманов и лаборантов создавались учебные стенды, натурные макеты, тренажеры. Но возможности были ограничены новизной самого предмета – атомной энергетикой. Требовалось устанавливать связи с другими учебными заведениями, занимающимися подготовкой специалистов для атомной энергетики.

В те годы подготовка гражданских кадров для атомной промышленности осуществлялась в Московском инженерно-физическом институте, там была создана лабораторная база и накоплен добротный учебно-методический опыт. Позже подготовка специалистов для гражданской атомной отрасли была развернута в Московском энергетическом институте.

Начинать подготовку кадров для атомного флота, не используя уже накопленный опыт, было бы неразумно.

Весомую помощь Севастопольскому училищу оказал МИФИ. С ним был заключен договор об изготовлении лабораторных приборов и стендов. Важной особенностью отобранных комплексных лабораторных установок было сочетание электронных имитаторов нейтронно-физических установок с реальными радиоактивными источниками и делящимися радионуклидами. Наиболее ценным элементом этого комплекса являлась уран-водная подкритическая сборка, в стержнях которой был помещен природный уран весом около 4-х тонн.

Об уровне лабораторной базы свидетельствует наличие в ее составе экспериментальных установок:

– для определения микроскопического сечения ядер U-235;

– для определения альбедо парафина;

– для определения длины диффузии нейтронов в графите.

Логика развития учебно-лабораторной базы по ядерной специализации привела к идее завершить ее формирование сооружением комплекса с действующим ядерным реактором. Такой комплекс открывал бы возможности для углубленного изучения теории реакторов, для отработки практических навыков у курсантов по эксплуатации реальной ядерной установки, в отработке и освоении ими приемов и навыков контроля и учета радиационной обстановки, в формировании у выпускников необходимых им для будущей

службы профессионально-психологических качеств.

Это была очень трудная задача. Не с первой попытки Главком ВМФ поддержал эту идею. В результате в 1961 году было подписано совместное решение Главнокомандующего ВМФ, Министра среднего машиностроения и председателя Государственного комитета по использованию атомной энергии о строительстве в Севастопольском ВВМИУ учебной научно-исследовательской лаборатории с действующим ядерным реактором.

Ядерный реактор был спроектирован и изготовлен Научно-исследовательским и конструкторским институтом энерготехники (НИКИЭТ), возглавляемым академиком Н.А. Доллежалем. Промышленность предложила научно-исследовательский реактор ИР-100 –водо-водяной на тепловых нейтронах погруженного типа с естественной циркуляцией воды высокой очистки и принудительной циркуляцией воды во 2-ом контуре мощностью 100 кВт. Реактор был оснащен большим количеством экспериментальных устройств: «горячей» камерой для разделки облученных образцов, радиохимической лабораторией для производства радиохимических и радиометрических анализов.

Проект здания лаборатории и основных обслуживающих систем был выполнен Союзным НИИ проектирования. Строительство лаборатории было выполнено строительными организациями Черноморского флота.

Переход училища на подготовку специалистов для развивающегося атомного подводного флота происходил на фоне сокращения Вооруженных Сил СССР. В конце 1959 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о сокращении в 1960-1961г.г. Вооруженных Сил на один миллион двести тысяч военнослужащих. В соответствии с этим постановлением Генштабом была рассчитана численность ВМУЗов. Под сокращение попадали Каспийское ВВМУ, Черноморское ВВМУ, Балтийское ВВМУ ПП, 2-е ВВМИУ. Количество курсантов требовалось сократить до 4650 человек.

В соответствии с директивой ГШ ВМФ № ОМУ/3/8162сс от 8-го августа 1961 года училище с 1-го сентября 1961 г. перешло на новый штат № 56/109.

В 1960 году принимается программа кораблестроения, утвержденная ЦК КПСС и СМ СССР. Главная роль в ней отводилась строительству атомных подводных лодок. Чтобы в соответствии с этой программой обеспечить подводные лодки офицерами, требовалось увеличить число курсантов до 7600 на всех пяти курсах. В связи с большой численностью энергетиков на каждой АПЛ (15 человек) необходимо было резко увеличить их подготовку с приемом до 300 человек в год на двух факультетах: во ВВМИУ им.

Ф.Э.Дзержинского и Севастопольском ВВМИУ, доведя численность до 1500 курсантов каждого училища.

Генеральный штаб принял предложение Военного совета ВМФ по сохранению количества училищ и увеличению численности курсантов.

Но время было упущено. Чтобы исправить ошибку, допущенную Генеральным штабом , и не оставить в ближайшее время атомный флот без кадров, были выполнены следующие мероприятия. С 1961 года было отменено прохождения кандидатского стажа в курсанты. Осенью 1961 года на флотах и в армейских частях была проведена большая разъяснительная работа по отбору кандидатами в курсанты военнослужащих срочной службы, со сдачей вступительных экзаменов в 1962 году. Для поступающих в училище на флоте были организованны подготовительные курсы. При подготовке очередного проекта постановления правительства по строительству атомных ПЛ заместитель начальника кораблестроения и вооружения ВМФ инженер-вице-адмирал П.Г.Котов, по предложению УК ВМФ, включил в проект постановления пункт о призыве студентов 2-4-х курсов гражданских вузов и зачислении их курсантами 2-4-х курсов Военно-морских училищ с переподготовкой по переходным программам.

В 1962 году курсантами стали лица из гражданской молодежи, сдавшие вступительные экзамены в 1962 году, вернувшиеся с флота кандидаты в курсанты, сдававшие экзамены в 1961 году, а также военнослужащие срочной и даже сверхсрочной службы, сдавшие вступительные экзамены, весьма щадящие, в 1962 г.

Военнослужащих было принято свыше 300 человек. Впоследствии среди них был большой отсев, в основном по неуспеваемости. Тяжело доставалось высшее образование. В учебе не блистали, но стойко переносили все тяготы службы, отличались сплоченностью и взаимовыручкой.

После первого семестра зимой 1963 года в училище начали прибывать студенты, в основном на второй курс. После прохождения курса молодого матроса, включились в учебный процесс, проявляя большие способности в обучении, с трудом расставаясь со студенческой вольницей.

В 1963 году был произведен уже плановый большой набор.

Согласно директивы ГШ ВМФ № ОМУ/3/11138с от 29-го июня 1963 г. училище с 1-го октября 1963 г. перешло на штат № 56/310.

Первый большой выпуск был произведен в 1966 году, тринадцатый по счету. Дипломы вручал Главнокомандующий ВМФ С.Г.Горшков.

В ноябре 1960 года было полностью закончено строительство главного учебного корпуса. По своим размерам и объему внутренних помещений он является одним из крупнейших зданий страны. Длина здания по фасаду 396 метров, внутренний объем –более 200 тысяч кубических метров.

В то время в нем размещались аудитории, учебные классы, лаборатории кафедр, спальные помещения, столовая курсантов, библиотека и даже встроенная котельная.

Не успела еще высохнуть краска на окрашенных «под дуб» дверях, как появились новые планы по перестройке внутренних помещений.

Опять территория училища превратилась в строительную площадку: началось строительство столовой, с вводом в строй которой бывший обеденный зал в учебном корпусе был переоборудован в читальный зал, являвшимся лучшим в Севастополе. Внизу у моря появилась первая казарма, в которую переселились курсанты спецфакультета.

Училище по-прежнему скрывалось под войсковой частью 13104. Эта закрытость, связанная с совершенно секретным характером деятельности училища, для курсантов не была привлекательной.

В Севастополе было Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова, о чем всем извещали ленточки на бескозырках. А у курсантов 3-го ВВМИУ на ленточках было безликое Высшее военно-морское инженерное училище.

И, наконец, свершилось!

16-го апреля 1964 года директивой Главного штаба ВМФ № ОМУ (3) 701556 третье Высшее военно-морское инженерное училище переименовывается в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. Это название становиться открытым. Как ни странно, но эту новость курсанты узнали от писателя Леонида Соболева. Писатель был приглашен на встречу с курсантами и в своем выступлении в клубе первым поздравил курсантов с таким событием.

Это название училище пронесло до самого своего конца существования. По популярности его опережает в обиходе другое название – «Голландия», которое получило распространение не только в Севастополе, но и на всех флотах.

В ряду высших военно-морских учебных заведений Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище было создано позже всех. В течение ничтожно короткого в историческом плане периода было создано современное высшее учебное заведение, оснащенное передовой учебно-материальной базой, самое большое по численности переменного состава, ставшее центром подготовки инженер-механиков для атомного подводного флота.

Владимир Боднарчук

Статья из альманаха «Морской архив», №2 (3), 2012
Председатель редакционного Совета Марков А.Г.
Главный редактор Маслов Н.К.

Читайте также: