ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:
Вам нравится наш сайт?


Отличный сайт!
Хороший сайт
Встречал и получше
Совсем не понравился





» » Вице-адмирал Збрицкий: портрет на фоне эпохи
Вице-адмирал Збрицкий: портрет на фоне эпохи
  • Автор: rizhonok |
  • Дата: 04-10-2013 19:14 |
  • Просмотров: 3473

Евгений Павлович Збрицкий41 год безукоризненной военно-морской службы участника двух войн – финской и Великой Отечественной – вице-адмирала Е.П. Збрицкого, внесшего достойный вклад в боевую летопись и развитие Советского Военно-Морского флота.
В 2013 году исполняется 100 лет со дня рождения этого военно-морского деятеля.

Евгений Павлович Збрицкий родился 17-го февраля (2 -го марта) 1913 года в семье наёмного рабочего села Ново-Федосеевка Мелитопольского уезда Таврической губернии (ныне Мелитопольского района Запорожской области). Кузнецу Павлу Ивановичу Збрицкому с женой Марфой Анатольевной, у которых из четверых детей старшим был сын Евгений, затем дочь Антонина и две младших дочери – погодки Екатерина (1919 г.) и Надежда (1920 г.), пришлось вдоволь хлебнуть лиха в Гражданскую войну. А она в степях Таврии полыхала три с лишним года.

В марте 1918 г. местность, где проживали Збрицкие, оккупировали германо-австро-венгерские войска. Вместе с ними на Украине хозяйничали гайдамаки гетмана-германофила П.П. Скоропадского.

В конце 1918 – начале 1919 г.г. их сменили петлюровцы, однако в марте они были разбиты наступавшими с севера советскими войсками Украинского фронта. Установившаяся в Таврии Советская власть продержалась в крае недолго. В июне Крым и юго-восток Украины захватили белогвардейские войска генерала Деникина.

Недалеко от Ново-Федосеевки располагался «Махноград» – Гуляй-Поле, являвшийся столицей монархистской вольницы «батьки» Нестора Махно. Махновцы воевали со всеми – и с гайдамаками, и с петлюровцами, с белыми и красными. После разгрома на Северном Кавказе, юге России и на Украине деникинщины летом 1920 г. Таврию захватили окопавшиеся в Крыму войска барона Врангеля. В этот момент он вёл кровопролитные бои с советскими частями Юго-Западного фронта, главные силы которого сражались с белополяками на Западной Украине.

В октябре-ноябре 1920 г. красные войска Южного фронта под командованием М.В. Фрунзе нанесли войскам генерала Врангеля сокрушительный удар в Северной Таврии и в Крыму и освободили Украину и Крым от белогвардейцев и интервентов. Остатки разбитых врангелевских войск на кораблях Черноморского флота и коммерческих судах вместе с частью буржуазной верхушки бежали за границу.

Но и в 1921 году в степной Таврии не утихали бои – теперь уже по ликвидации бандформирований Махно. С разгромом Красной Армией махновщины и бегством самого «батьки» за границу на Украине, в том числе и в Таврической губернии, продолжали орудовать шайки различных атаманов, терроризирующих местное население.

Семья Збрицких нашла спасение от них в Крыму, куда перебралась сначала в Джанкой, затем в Симферополь. Евгений в 1924-1930 г.г. обучался в Джанкойской советской трудовой школе, где перед её окончанием вступил в комсомол, а летом 1930 г. поступил в Ленинградское военно-морское училище им М.В. Фрунзе.

В том же году начальником и комиссаром училища был назначен А.Н. Татаринов, сразу же завоевавший авторитет у курсантского состава и преподавателей. Большевик Татаринов был активным участником Гражданской войны, награждённым в 1922 году орденом Красного Знамени, человеком беспредельно преданным Советской родине и делу Коммунистической партии. Он сумел многое сделать для укрепления в училище воинской дисциплины и организованности. Высокая строевая выучка, воинская выправка курсантов при нём стали гордостью Морских сил РККА.

Курсант 1-го курса ВМУ им. Фрунзе Евгений Збрицкий 7-го ноября 1930 г. принял участие в военном параде в Москве. С той поры сводный парадный расчёт, в который входили курсанты ленинградских военно-морских училищ, ежегодно выезжал в Москву для участия в парадах на Красной площади.

Уже со второго полугодия 1930/31 учебного года в училище началась раздельная подготовка курсантов по штурманской, артиллерийской и минно-торпедной специальностям (до этого в училище готовили вахтенных командиров общего профиля).

К началу нового учебного 1932 года в училище им. Фрунзе действовали 3 сектора: надводный, подводный и гидрографический, а вскоре был создан и четвёртый – авиационный, готовивший специалистов для морской авиации. Надводным сектором заведовал К.Ю. Коренев, комиссаром его был М.И. Бессонов.

Сектор состоял из трёх дивизионов: штурманского, артиллерийского и минно-торпедного. Курсант 3-го курса Е.П. Збрицкий обучался на артиллерийском дивизионе надводного сектора.

Учебные планы 1932 г. предусматривали трёхлетний срок обучения. 1-й курс был общим. На нём все первокурсники получали одинаковую подготовку по общеобразовательным и военно-морским дисциплинам. Спустя год курсанты распределялись по секторам и специальностям, где в течение следующих двух лет велась подготовка по основной квалификации.

С 1933 года училище перешло на 7-ми часовой учебный день, что позволило увеличить время самостоятельной подготовки и консультаций. Важную роль в повышении успеваемости играли партийные и комсомольские организации училища. Перед открытием каждого собрания секретарь ячейки давал краткую характеристику состояния учёбы и дисциплины в классе. Их учёт вёлся постоянно, в случае необходимости проводились дополнительные консультации и занятия. Строго спрашивалось с нерадивых и отстающих.

В 1933 г. на выпускных экзаменах курсанты кроме основных дисциплин (кораблевождение, артиллерийское дело и минно-торпедное вооружение) сдавали военно-морскую тактику, астрономию, навигацию и метеорологию, а также экономическую политику. Принимала экзамены комиссия, специально назначенная приказом начальника ВМС РККА В.М. Орловым. В неё входили представители центральных управлений ВМС и соединений кораблей.

В июле 1933 года состоялся 12-й выпуск училища им М.В. Фрунзе. На каждого выпускника составлялась краткая характеристика. На героя нашего повествования она была таковой: «Збрицкий Евгений Павлович – учащийся, из рабочих. Член ВЛКСМ с 1929 г. ... Дисциплинирован образцово. Политически развит вполне удовлетворительно. Способности и знания твёрдые и хорошие. Волевые качества развиты хорошо. С должностью командира группы справится».

Годы учёбы Е.П. Збрицкого пришлись на усложнённую международную и военно-политическую обстановку, нарастание военной опасности. В сентябре 1931 года империалистическая Япония внезапно напала на Китай и захватила Манчжурию – территорию, непосредственно примыкающую к дальневосточным границам Советского Союза. Правящие круги США, Великобритании и других западных держав не препятствовали агрессии. Так, на Дальнем Востоке возник первый очаг Второй Мировой войны.

В январе 1933 года произошёл нацистский переворот в Германии. Гитлеровское правительство сразу же взяло курс на денонсацию Версальского мирного договора 1919 года и развернуло открытую подготовку к войне. Таким образом, в центре Европы возник второй очаг военной опасности.

Закончивший училище и получивший специальность корабельного специалиста в 1933 году (тогда персональных воинских званий ещё не было) командир РККФ Е.П. Збрицкий относился к пятой должностной категории (К-5) и носил на обшлагах кителя (тужурки) по полторы нашивки из золотистого галуна на чёрном просвете, что соответствовало введённому в последующем (22-го сентября 1935 г.) персональному воинскому званию лейтенанта корабельного состава. Он получил назначение в Морские Силы Чёрного моря (так до 11-го января 1935 г. назывался Черноморский флот), которым с 1931 года командовал 36-летний известный участник Гражданской войны военмор И.К. Кожанов, награждённый в 1919 г. Орденом Красного Знамени.

Из корабельного состава тогда в Чёрном море у нас были линкор «Парижская коммуна», бригада крейсоров («Красный Кавказ», «Червона Украина», «Профинтерн», «Коминтерн»), дивизион эскадренных миноносцев («Незаможник», «Петровский», «Шаумян», «Фрунзе», «Дзержинский»), бригады подводных лодок, торпедных катеров, заграждения и траления.

В штабе Морских сил Збрицкий получил назначение командиром артиллерийской боевой части на эсминец «Петровский» типа «Новик», который до 5-го февраля 1925 г. назывался «Корфу». В заведовании у молодого командира БЧ-2 оказались четыре 102-мм орудия Обуховского завода с прекрасными баллистическими характеристиками (максимальная дальность стрельбы 126 кабельтовых, прицельная –112 каб.), одно 76,2-мм зенитное орудие, одна 37-мм автоматическая универсальная пушка и два 7,62-мм пулемёта «Максим». Через год он становится командиром артиллерийской боевой части эсминца «Фрунзе», однотипного с «Петровским» и носившего до февраля 1925 г. название «Быстрый».

Успешное командование артиллерией этих кораблей послужило назначением Збрицкого помощником командира сторожевого корабля «Шторм». Это был СКР типа «Ураган» – первым надводным кораблям советской постройки, хорошо зарекомендовавших себя в годы Отечественной войны как универсальные корабли. Они были неплохо вооружены: два 102-мм орудия, две 37-мм автоматических пушки, один тройной 450-мм торпедный аппарат на поворотной платформе, два бомбомёта для стрельбы глубинными бомбами. Корабль мог брать на борт 20 мин заграждения, имел приличную дальность плавания – 930 миль и экипаж 114 человек. Согласитесь, весьма престижным для 22-х летнего флотского артиллериста стать вторым лицом после командира на таком корабле.

В 1036 году старшего лейтенанта (по уже новой градации) Е.П. Збрицкого направляют на учёбу в Ленинград, на специальные курсы усовершенствования командного состава флота (нынешние Высшие специальные ордена Ленина офицерские классы ВМФ), после успешного окончания которых в 1937 г. оставляют там же преподавателем артиллерии.

Спустя год, Збрицкий по собственной инициативе оставляет «тёплую» береговую должность и переводится на Краснознамённый Балтфлот, где вступает в командование СКР «Туча». Так в 25 лет он становится «хозяином» ходового мостика корабля III-го ранга. Не ошибусь, если скажу, что такое высокое назначение в столь молодом возрасте и по сей день является «голубой мечтой» любого флотского офицера. Однотипный со «Штормом», на котором он прослужил в течение года помощником, был знаком ему до мелочей, поэтому вхождение в должность командира корабля для старшего лейтенанта Збрицкого было не столь болезненным, как для большинства молодых офицеров.

В 1939 году Е.П. Збрицкий вступил в ВКП(б) и получил очередное воинское звание капитан-лейтенант.

28-го сентября 1939 г. между правительствами СССР и Эстонской республики был подписан договор, по которому Советский Союз получал право разместить на территории Эстонии гарнизоны сухопутных войск, создать военно-морские и воздушные базы. 5-го октября аналогичный договор был подписан с Латвийской, а 10-го октября – с Литовской республиками.

28-го и 29-го сентября 1939 г. советские центральные газеты опубликовали два сообщения ТАСС. В первом сообщении говорилось: «27-го сентября, около 6-ти часов неизвестной подводной лодкой в районе Нарвского залива был торпедирован и потоплен советский пароход «Металлист» водоизмещением до 4000 тонн. Из состава команды парохода в количестве 24-х человек дозорными советскими судами подобрано 19 человек, остальные 5 человек не найдены».

Второе сообщение касалось обстановки в Финском заливе. В нём сообщалось, что «по радиосообщению капитана советского парохода «Пионер» 28-го сентября около 2-х часов ночи, при входе в Нарвский залив он был атакован неизвестной подводной лодкой и был вынужден выброситься на камни в районе банки Вигрунд. К месту аварии парохода ЭПРОНом высланы спасательные партии. Команда парохода находится вне опасности».

В годы так называемой горбачёвской «перестройки» в некоторых советских и зарубежных источниках, в частности, в книге «1940 год в Эстонии. Документы и материалы» (Таллинн, 1989, с.с. 56-58) и в статье известного польского историка Е. Пертека «Одиссея «Ожела» и провокация Жданова» (Morze, 1989, №9, с.с. 4-5) выдвигалась версия об атаках и потоплении «Металлиста» советской подводной лодкой «Щ-303» и сторожевым кораблём «Туча». Документов, подтверждающих эту версию, в советских и зарубежных архивах не обнаружено (см. «Боевая летопись ВМФ 1917-1940», М., Воениздат, 1999, с. 640, 744).

Командуя сторожевым кораблём «Туча» КБФ, капитан-лейтенант Збрицкий принял участие в боевых действиях кратковременной зимней советско-финской кампании 1939-1940 г.г.

Приказом Командующего КБФ от 17-го декабря 1939 г. эскадре была поставлена задача подавить 254-мм батарею у Саренпя. Были выделены линкор «Октябьская революция», лидер «Минск», эсминцы «Стерегущий», «Карл Маркс», «Артём», «Энгельс» и «Ленин», сторожевые корабли «Туча» (капитан-лейтенант Збрицкий), «Пурга», «Снег», «Буря», четыре базовых тральшика и шесть катеров типа «МО». К операции были привлечены бомбардировочная (10-я авиабригада), истребительная и разведывательная авиация КБФ для обеспечения действий эскадры.

18-го декабря в 6 час. 30 мин. эскадра вышла из главной базы. В 13 час. 54 мин. линкор «Октябрьская революция» с расстояния 120 каб. начал обстрел батареи. Противник открыл ответный огонь. Линкор выпустил 209 фугасных снарядов. Батарея противника произвела 25-30 залпов, не достигнув попаданий по кораблям эскадры. В результате действий эскадры и авиации 254-мм батарея противника была подавлена, из 3-х орудий два были выведены из строя. На следующий день подавление береговых батарей противника было продолжено. Линкор в этот день выпустил 136 снарядов, береговые батареи произвели по линкору 27 безрезультатных залпов.

30-го декабря 1939 г. эскадра КБФ в составе линкора «Октябрьская революция», лидеров «Минск» и «Ленинград», эсминцев «Ленин», «Володарский» и «Артём», сторожевых кораблей «Буря», «Туча» и «Циклон», дивизиона тральщиков во взаимодействии с авиацией КБФ вела обстрел батарей у Саренпя и на острове Тиуринсари. Корабли пробивались в сопровождении ледоколов через льды и только 1-го января 1940 г. вышли на чистую воду, но из-за плохой видимости авиация и лёгкие силы действовать не могли. 2-го января Военный совет КБФ приказал линкору возвратиться в Кронштадт, а лёгким силам следовать в Таллин и Либаву (Лиепая). Это был последний выход эскадры КБФ зимой 1939-1940 г.

За участие в боевых операциях эскадры флота в советско-финской войне той зимой командир сторожевого корабля «Туча» Е.П. Збрицкий был награждён орденом Красной Звезды.

эскадренный миноносец проекта 7Начало Великой Отечественной войны капитан-лейтенант Збрицкий встретил на Балтике командиром эскадренного миноносца «Стерегущий». Это был серийный корабль проекта 7 водоизмещением 2380 тонн.

Длина корпуса 112,9 м., ширина 10,2 м., осадка 4 м. Мощность турбозубчатого агрегата 48 тыс. л.с.
Максимальная скорость 38 узлов, экономический ход – 19 узлов. Дальность плавания – 1670 миль.
Вооружение эсминца состояло из четырёх 130-мм орудий с дальностью поражения 139 каб. (25,7 км) Для сравнения: аналогичные нашим «стотридцаткам» немецкие и английские 127-мм орудия имели дальность 15-18 км. На надстройке были установлены два 76,2-мм универсальных орудия для поражения воздушных и надводных целей. Также имелось две 45-мм полуавтоматических универсальных пушки, четыре 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК, два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, два бомбомёта и два параван-трала. Эсминец принимал на борт 56 якорных мин КБ, 30 больших и 24 малых глубинных бомб. Экипаж – 246 человек.

Уже на вторую ночь войны крейсер «Максим Горький» с эсминцами «Стерегущий», «Гневный» и
«Гордый» вышли к устью Финского залива, чтобы прикрыть свои минные заградители, ставившие там оборонительное минное заграждение. Наши моряки не знали, что фашисты ещё до объявления войны тайно выставили свои мины в советских водах. На них в 3 ч. 30 мин. ночи 23 июня в 16-18 милях к западу от мыса Тахкуна (о-в Даго) подорвался на мине эсминец «Гневный». У него была оторвана носовая часть по второе орудие. Из-за невозможности буксировки он был затоплен. В 4 ч. 30 мин. подорвался крейсер «Максим Горький». У него оказалась оторванной носовая часть по 42 шп. (до 1-й башни главного калибра). «Гордый» и «Стерегущий» проводили тяжело повреждённый крейсер в главную базу – Таллин, несколько раз протралив ему путь своими параван-тралами, тем самым обезвредив несколько немецких мин. Получив при этом незначительные повреждения, корабли своим ходом прибыли в базу.

А 2-го июля «Стерегущий» вместе с эсминцем «Калинин» (типа «Новик») и базовым тральщиком «Бугель» (Т-214) сам ставил мины там, где могли появиться корабли и суда противника. Ещё через 10 дней 1-й дивизион эсминцев, в который входил и «Стерегущий», перебазировался из Таллина в Рижский залив.

Вёл его через Моонзунд «Стерегущий», на которм держал флаг командир соединения.

С 6 часов утра 18-го июля 1941 года самолёты 73-го бомбардировочного полка (пять СБ и десять СБ-РК) наносили бомбовые удары по обнаруженному воздушной разведкой вражескому конвою – 26 транспортных судов в охранении торпедных катеров и катеров-тральщиков, который следовал из Виндавы (Вентспилс) к Ирбенскому проливу. По не вполне достоверным данным несколько транспортов нашими лётчиками было потоплено.

Так как «Гордый» и «Свирепый» не успели пополнить запасы топлива, то на перехват неприятельского конвоя ринулся только «Стерегущий». Когда эсминец приблизился к о-ву Моон (Муху), по нему открыла огонь береговая батарея. «Стерегущий» ответил несколькими залпами главного калибра и батарея замолчала. А вскоре сигнальщики на подходе к Риге заметили суда каравана, над которыми кружили советские бомбардировщики. В 16 час. 45 мин «Стерегущий» атаковал конвой противника. Первые выстрелы 130-мм пушек накрыли головные транспорты противника: один задымил, второй резко осел и начал тонуть. Так начался тот самый бой, о котором на следующий день сообщило Совинформбюро. Кроме поражений огнём эсминца, по неподтверждённым данным, ещё два неприятельских транспорта подорвались здесь же на минах, выставленных сторожевыми кораблями «Туча» и «Снег». «Стерегущий» же во время боя подвергся безрезультатным атаками вражеских пикировщиков. За этот бой капитан-лейтенант Е.П. Збрицкий был награждён вторым орденом Красного Знамени и произведён в капитаны 3-го ранга.

В начале августа экипаж «Стерегущего» выполнил необычное задание. Корабль доставил на остров Эзель (Сааремаа) для базировавшегося там, на аэродроме Кагул 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС КБФ авиабомбы. Ночью 8-го августа 1941 г. 15 дальних бомбардировщиков ДБ-3ф под общим командованием командира полка полковника Е.Н. Преображенского нанесли первый бомбовый удар по Берлину. За период с этого дня по 4-е сентября 1941 г. наши лётчики произвели 52 самолётовылета, при этом 33 самолёта дошли до цели и сбросили на Берлин свыше 36 тонн фугасных и зажигательных бомб и 34 бомбы с листовками. Авиационная группа потеряла 17 самолётов и 7 экипажей.

11-го августа «Стерегущий» вместе с базовым тральщиком «Крамбол» (Т-213) вышел из Таллина для эскортирования в Кронштадт превращённого в плавучий госпиталь пассажирского теплохода «Вячеслав Молотов». На борту судна помимо экипажа и медицинского персонала находилось 31687 эвакуируемых, в том числе 809 тяжело раненых и лежачих больных. У мыса Юминда «Крамбол» взорвался на мине и затонул. Следующая мина взорвалась в параване «Стерегущего», корабль на какое-то время потерял ход. Чуть позже у о-ва Гогланд подорвался на мине и санитарный транспорт. С «Молотова» приняли семафор: «Затоплено котельное отделение». Судно потеряло ход, и хотя оно оставалось на плаву, но имело тяжёлое положение и потерю 40 человек. Тогда Збрицкий завёл с «Молотова» буксирный трос за тумбу своего кормового орудия главного калибра и, высадив с повреждённого санитарного транспорта на Гогланд 600 раненых, повёл почти неуправляемое судно в тумане через пролив, ширина которого в отдельных местах была чуть больше кабельтова (185 м), и благополучно довёл его до Кронштадта.

А когда 30-го августа 1941 года немецкие войска приблизились к Ленинграду, эсминец «Стерегущий» был включён в систему артиллерийской обороны города. Маневрируя по узкому Морскому каналу, соединяющему Ленинград с Кронштадтом, и на рейде Петергофа, эсминец вместе с линкором «Октябрьская революция» отражал налёты вражеской авиации, бил по немецким позициям, по наступающим войскам противника.

В сентябре эсминец прошёл ремонт на Балтийском заводе Ленинграда и снова включился в оборону города. Немецкое командование, сознавая угрозу, которую представлял для его планов захвата города Краснознамённый Балтийский флот, прилагало максимум усилий для его уничтожения. Против кораблей были брошены основные силы авиации группы армий «Север».
С 21-го сентября корабли в Кронштадте подвергались групповым налётам вражеской авиации (по 50-60 бомбардировщиков). Общее число налетавших самолётов достигало 270 в сутки.

21-го сентября 1941 г. «Стерегущий» находился на Петергофском рейде и вёл обстрел позиций противника на берегу. В 11.05 с корабля были замечены вражеские бомбардировщики, следовавшие по направлению к Кронштадту. На эсминце сыграли боевую тревогу, запустили турбины. И в это время часть самолётов из 12-16 «юнкерсов» атаковали эсминец. Самолёты заходили на цель группами по 3-4 машины и в течение 7-8 минут сбросили на цель не менее 60 авиабомб весом 50-250 кг. «Стерегущий» получил три прямых попадания: сначала в кубрик главстаршин, затем в район 1-го машинного отделения и, наконец, когда корабль сильно накренился, в борт в районе кают-компании. Кроме того, эсминец поразило множество осколков и пуль, что привело к значительным потерям в личном составе.

Самые тяжёлые последствия вызвал взрыв бомбы, угодившей в машинное отделение. Сорвало с фундаментов механизмы, большинство трудопроводов оказалось перебитыми. В помещении турбогенератора №1 вспыхнул пожар, но распространиться по кораблю не успел, так как был залит хлынувшей через пробоины водой. Первое машинное и третье котельное отделения оказались затопленными, образовался сильный крен на правый борт. Однако, несмотря на быстро падавшее давление пара, «Стерегущий» всё же успел на одном турбозубчатом агрегате дойти до отмели. Через четверть часа после начала налёта эсминец повалился на правый борт и затонул на глубине 5,5 м. Оставшиеся в живых моряки спасались вплавь, так как изрешеченные осколками и пулями шлюпки шли ко дну. Последним погибший корабль покинул его командир – капитан 3-го ранга Е.П. Збрицкий. Вскоре к месту катастрофы подошёл быстроходный штабной катер, который подобрал уцелевших членов экипажа, в том числе забинтованных командира Збрицкого и военкома Малявкина, которые, по свидетельству очевидцев, были черны от копоти, «как негры».
В течение октября со «Стерегущего» сняли одну 130-мм артустановку Б-13-2С, шпиль и якорное устройство, всё это срочно понадобилось для восстановления эсминца «Страшный», которому взрывом мины оторвало полубак до 44 шпангоута (в 1943 г. командиром «Страшного» стал капитан 3 ранга Е.П. Збрицкий).

Позже со «Стерегущего» демонтировано и остальное вооружение. 20-го июля 1944 г., пролежавший на дне без малого 3 года, эсминец был поднят и поставлен в док ленинградского судостроительного завода им.

А.А. Жданова. Его ремонт и восстановление завершились уже после окончания войны. Возвращённый «Стерегущий» послужил флоту ещё добрый десяток лет.

14-го октября 1941 г. Е.П. Збрицкий был назначен командиром эскадренного миноносца «Свирепый».

Это был корабль проекта 7-у – «улучшенный, усовершенствованный» эсминец 7-го проекта. Дело в том, что в августе 1937 г. во время гражданской войны в Испании на плавающей мине подорвался английский эсминец «Хантер», энергетическая установка которого была выполнена по линейному принципу – все котлы были сосредоточены в одном отсеке, а машины в другом. Взрыв мины под днищем «Хантера» вывел из строя сразу всю энергетическую установку с полной потерей хода. Стало ясно, что линейное расположение главных механизмов уязвимо: одно повреждение отразилось на всех котлах и обеих машинах.

Эшелонное же расположение, при котором машинно-котельные установки правого и левого валопроводов разделялись отсеками и располагались поэшелонно, было более живучим.

Так в нашем флоте появился проект эсминца «7-у» с эшелонным расположением энергетической установки. Именно таким кораблём и был «Свирепый». При почти тех же главных размерениях, что и у «семёрки» (112,5 х 10,2 х 4,2 м) он имел отличие от них в пулемётах и малокалиберной артиллерии (семь 37мм автоматов, восемь 12,7мм пулемётов), а также в минном, противолодочном и тральном вооружении (нёс на борту 58 мин КБ, 10 больших и 20 малых глубинных бомб и 4 параван-охранителя). Экипаж «7-у» увеличился до 271 человека. Повысилась и мощность главной силовой установки (54 тыс. л.с.), обеспечившая эсминцу максимальную скорость 38 узлов и дальность плавания 1800 миль экономическим ходом 19 узлов.

«Свирепый» под командованием Е.П. Збрицкого в период с 22 по 25 ноября 1941 г. совершил два выхода из Ленинграда к о-ву Гогланд для экскортирования минного заградителя «Урал» с эвакуируемыми с Ханко войсками. А с 26-го ноября по 6-е декабря эсминец трижды привлекался к прикрытию экспедиций по спасению переоборудованного в санитарный транспорт турбоэлектрохода «Иосиф Сталин», подорвавшегося на мине с защитниками Ханко. В ходе этих операций корабли доставили в Кронштадт с «И. Сталина» 7800 человек, а также топливо и боеприпасы.

12-го декабря 1941 г. «Свирепый» под проводкой ледокола «Ермак» в условиях сложной ледовой обстановки в восточной части Финского залива перешёл в Ленинград и стал к стенке судостроительного завода № 189. Всего за 1941 год, участвуя в различных боевых действиях, «Свирепый» израсходовал по врагу 1072 снаряда главного калибра.

Зимой 1941/1942 г. «Свирепый» вместе с другими кораблями эскадры КБФ был поставлен на реке Неве и включён в систему обороны Ленинграда. Корабли открывали огонь по выявленным целям по приказам штаба морской обороны Ленинграда.

В конце марта 1942 г. гитлеровское командование решило уничтожить стоявшие на Неве и вмёрзшие в лёд корабли КБФ ударами авиации и осадной артиллерии, разработав операцию «Айсштосс» («Ледовый удар»). Активным противодействием удалось избежать больших потерь. Повреждения получили крейсеры «Киров» и «Максим Горький» и несколько эсминцев. Они устранялись силами личного состава. Эсминец «Свирепый» 4-го апреля получил повреждения от близких разрывов авиабомб, но не прекращал огня по противнику. Корабельной артиллерией было сбито 8 самолётов противника и в конце апреля операция бесславно заглохла.

Так, 10-го февраля 1942 г. эсминец «Свирепый» со своего места на Неве обстрелял позиции немецких войск, выпустив 120 снарядов главного калибра. А всего за полтора года «Свирепый» под командованием Збрицкого выполнил 12 боевых стрельб по наземным целям осадившего город противника.

В мае 1943 года капитан 3-го ранга Е.П. Збрицкий был назначен командиром однотипного со «Свирепым» эскадренного миноносца «Страшный», а «Свирепый» 13-го мая принял у него капитан 3-го ранга Л.Е. Родичев. Следует заметить, что на «Страшном» впервые в отечественном кораблестроении всё электрооборудование было выполнено на переменном токе. Это оказалось успешным.

В мае-июне 1943 г. «Страшный» под командованием Збрицкого участвовал наряду с линкором «Марат», крейсером «Максим Горький», эсминцами «Строгий», «Стройный», «Грозящий» и другими кораблями КБФ, а также береговых батарей (178 орудий калибров от 100 до 356 мм) в огневой поддержке частей Ленинградского фронта по уничтожению коммуникаций, аэродромов, скоплений живой силы и боевой техники противника. За май-июнь 1943 года корабли и батареи КБФ провели более 1400 стрельб, выпустив по врагу 17500 снарядов.

12-го июля 1943 г. по решению Военного Совета КБФ эсминцы «Разящий» и «Страшный» перешли из Ленинграда в Кронштадт. Переход обеспечивался морскими охотниками, катерами и самолётами с дымовой завесой, береговой артиллерией. Обстрел артиллерией противника успеха не имел.

Осенью 1943 г. Е.П. Збрицкий, получивший к тому времени звание капитана 2-го ранга, был назначен командиром лидера эскадренных миноносцев «Ленинград». Узкий, длинный корпус, высокий полубак, улучшавший мореходность корабля, стройные, наклонённые дымовые трубы... Так выглядели советские корабли-лидеры «Ленинград», «Минск», «Москва», «Харьков», «Баку», «Тбилиси», «Ереван». А «Ленинград» был первенцем советского кораблестроения в своём классе. Конструкторы постарались дать нашему флоту самый сильный в мире корабль своего класса. И это, на мой взгляд, им удалось.

Его полное водоизмещение было 2655 тн, главные размерения 127,5; 11,7 и 4,2 метра; дальность плавания при экономходе 20 узлов –2700 миль. Мощность ГЭУ –66 тыс. л.с. Максимальная скорость 43 узла!

Вооружение: пять 130-мм орудий Б-13-2С. Это орудие превосходило всё современное такого же калибра.

Его снаряд весил 33,5 кг. – на 5 кг больше такой же немецкой, а дальность стрельбы в полтора раза больше.

Кроме того лидеры несли по два 76,2мм зенитных орудия, четыре 37-мм зенитных автомата, шесть 12,7-мм пулемётов, два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, два бомбосбрасывателя, 76 якорных мин заграждения, 34 больших и 40 малых глубинных бомб, два параван-трала. Экипаж 344 человека.

К началу наступления советских войск под Ленинградом, в январе 1944 года все крупные корабли КБФ действовали в качестве плавучих артиллерийских батарей и входили в общую систему огневых средств обороны Ленинграда. На период операции войск Ленинградского фронта корабли были сведены в артиллерийские группы с учётом мест стоянки и дальности стрельбы корабельной артиллерии.

В состав 1-й группы вошли корабли, находившиеся в Кронштадте: линкор «Марат», эсминцы «Сильный» и «Страшный», канонерская лодка «Волга». Эта группа должна была содействовать своим огнём войскам 2-й Ударной армии, наступавшей в направлении Ропши и Гатчины. В общей сложности группа имела 9 305-мм и 10 130-мм орудий. Кроме того в группу входили 29 стационарных береговых батарей флота, две ж.д. подвижные батареи и два бронепоезда. Командовал группой подполковник Е.А Проскурин – береговая оборона КБФ.

Во вторую группу (командир вице-адмирал Ю.Ф. Ралль) входила артиллерия кораблей, стоявших на Неве – линкора «Октябрьская революция», крейсеров «Максим Горький», «Петропавловск» и «Киров», лидера «Ленинград», эсминцев «Вице-адмирал Дрозд», «Славный» и «Свирепый». Эта группа насчитывала 12 305-мм, 4 203-мм, 18 180-мм и 17 130-мм орудий. Она предназначалась для огневого содействия войскам 42-ой армии в направлении Пулково, Воронья Гора, где находились наиболее мощные долговременные оборонительные сооружения противника.

Третью группу (командир капитан 2 ранга М.Г. Иванов) составляла артиллерия кораблей, стоявших на Неве юго-восточнее Ленинграда, вне города, – эсминцев «Опытный», «Строгий», «Стройный», «Грозящий», канлодок «Зея», «Сестрорецк» и «Ока» (22 орудия калибра 130 мм). Она обеспечивала огневую поддержку войск, наступавших в направлении г. Пушкина.

Четвёртая группа (командир инженер-капитан 1 ранга И.Д. Снитко) состояла из семи орудий калибров 406-, 356–и 180-мм научно-исследовательского морского артиллерийского полигона.

Кроме того, в составе Ленинградского контрбатарейного артиллерийского корпуса на красносельском направлении действовала 101-я морская бригада ж.д. артиллерии, которая фактически составляла пятую группу (два 356-, шесть 180-, шесть 152–и 30 130-мм орудий). Командовал бригадой генерал-майор береговой службы Д.С. Смирнов.

За время операции, с 14-го по 30-е января 1944 г. артиллерия КБФ провела 1113 стрельб, израсходовав при этом 24293 снаряда калибров до 406 мм и общим весом 1375 тонн. Сокрушительный огонь второй артиллерийской группы, в которую входил лидер «Ленинград», на 17-ти километровом участке наступления в течение полутора часов обеспечил прорыв войск 42-ой армии, которые уже 19-го января соединились с войсками 2-й Ударной армии в районе Ропши.

В книге «Боевой путь Советского Военно-Морского флота», в разделе «Флот в разгроме фашистских войск под Ленинградом и Новгородом в 1944 году», где говорится о роли командиров кораблей, дивизионов и батарей береговой артиллерии, отличившихся в наступлении советских войск в январе 1944 г. Под Лениградом, в частности, отмечено: «В ходе боевых действий высокое мастерство проявили артиллеристы кораблей под командованием... капитана 2-го ранга Е.П. Збрицкого...» (М. Воениздат. 1988, с. 283).

В мае 1944 г. капитан 2-го ранга Е.П. Збрицкий был назначен старшим помощником командира линейного корабля «Октябрьская революция». Водоизмещение линкора 25464 тн. Главные размерения 184,9 х 26,9 х 9,5 м. Мощность главной энергетической установки 60600 л.с. Вооружение: 12 – 305мм, 10 – 120мм, 6 – 76,2мм, 16 – 37мм орудий; 10 – 12,7мм, и 89 – 7,62мм пулемётов; 4 – 450мм торпедных аппарата, 4 параван-трала. Экипаж 1411 чел. Командовал линкором капитан 1-го ранга Н.А. Петрищев.

При подготовке к наступлению на Карельском перешейке и разгрому финских войск организация боевого управления морской артиллерией КБФ сохранялась прежней. На этот раз линкор «Марат» входил в состав второй артиллерийской группы под командованием вице-адмирала Ю.Ф. Ралля, куда входили ещё 9 других кораблей. Линкор «Октябрьская Революция», крейсера «Киров» и «Максим Горький» составили четвёртую артиллерийскую группу под командованием командующего эскадрой вице-адмирала Л.А. Владимирского. На корабли возлагалась задача разрушить наиболее мощные оборонительные сооружения в направлении главного удара 21 армии и артиллерийским огнём поддержать наступавшие войска. Линкору предстояло разрушить два бетонированных подземных сооружения, составлявших основу всего узла обороны на площади 420 х 200 метров.

В течение 12-ти часов 9-го июня 1944 г. корабельная артиллерия методически разрушала узлы вражеской обороны. После прорыва 10-13-го июня первой оборонительной полосы, корабли перенесли огонь на район Райвола-Олила. С прорывом второй оборонительной линии 14-16-го июня корабли продолжали переносить огонь вперёд до тех пор, пока противник не отступил за пределы досягаемости корабельной артиллерии. Это была последняя боевая стрельба, что провёл линкор в годы Великой Отечественной войны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22-го июля 1944 г. линкор «Октябрьская Революция» за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу был награждён орденом Боевого Красного Знамени. 3-го сентября 1944 г. командующий КБФ адмирал В.Ф. Трибуц от имени Президиума ВС СССР вручил орден экипажу корабля.

Осенью 1945 г. капитан 2-го ранга Е.П. Збрицкий участвовал в мероприятях по доставке из Японии в СССР миссии генерал-лейтенанта К.Н. Деревянко, подписавшего в качестве представителя Советского Союза 2-го сентября 1945 г. акт капитуляции Японии, что произошло на палубе американского линкора «Миссури», стоявшего в Токийской бухте. А в январе 1946 г. Е.П. Збрицкий был командирован в Германию для участия в работе комиссии по приёмке кораблй бывшего германского военно-морского флота, доставшихся Советскому Союзу при разделе их между странами антигитлеровской коалиции.

В 1946 году Балтийский флот был разделён на два флота – 4-й ВМФ с главной базой в Балтийске (бывший Пиллау) и 8-й ВМФ с главной базой в Таллине, а капитан 2-го ранга Е.П. Збрицкий назначается заместителем начальника отдела боевой подготовки 4-го ВМФ.

В 1948 году последовало новое назначение Збрицкого на Тихоокеанский флот, который также был разделён на два – 5-й ВМФ с главной базой во Владивостоке и 7-й ВМФ с главной базой в Советской Гавани.

Во Владивостоке он принял в командование крейсер «Каганович» и вскоре получил звание капитана 1-го ранга.

«Каганович» был последним в серии из шести крейсеров проекта 26 и 26-бис, которые поступили от судостроительной промышленности СССР в 1938-1944 г.г. Но, если четыре балтийских и черноморских крейсера («Киров», «Максим Горький», «Ворошилов» и «Молотов») вошли в состав флотов перед войной и приняли в ней активное участие, то «тихоокеанцы» вступали в строй уже в ходе войны: «Калинин» – в декабре 1942 г., а «Каганович» – в декабре 1944 г. Готовность к службе последнего недолго задержалась из-за того, что его рулевую машину пришлось отправить из Комсомольска-на-Амуре, где строился корабль в Поти, где после потери в бою кормы, 3-го августа 1942 г. ремонтировался черноморский крейсер «Молотов».

Полное водоизмещение «Кагановича» равнялось 10040 тонн, а главные размерения – 191,2, х 17,7 х 6,9 м. Мощность ГЭУ была 109500 л.с., что позволяло кораблю развивать максимальную скорость 32,2 узла.

Дальность плавания экономическим ходом (16,5 узла) –3100 миль. Борта крейсера защищались 70-мм бронёй, бронирование нижней палубы (верх цитадели) было 50 мм, башен главного калибра –70 мм, боевой рубки (ГКП) –150 мм. Артиллерия главного калибра состояла из 9-ти 180-мм орудий с длиной ствола 57 калибров в трёх трёхорудийных башнях МК-3-180, с предельной дальностью стрельбы усиленно-боевым зарядом при угле возвышения 50˚ – 207 кабельтовых (з8,3 км). Запас снарядов массой 97,5 кг каждый составлял по 150 шт. на ствол. Орудия такого калибра имелись только в Советском Союзе и давали большие преимущества отечественных кораблей перед однотипными зарубежными.

«Тихоокеанцы» отличались от основного проекта количеством и калибром средней зенитной артиллерии (восемь 85-мм орудий марки 90-К вместо дефицитных в то время шести 100-мм орудий системы Б-34, установленных на балтийских и черноморских крейсерах) и отсутствием катапульт. Тихоокеанские крейсера имели также по пятнадцать 37-мм зенитных автоматов и двенадцать 12,7-мм пулемётов.

Минно-торпедное вооружение было таким же, как и у их же балтийских и черноморских аналогов, и состояло из двух трёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов и двух бомбомётов. Крейсера могли брать на борт до 100 якорных мин заграждения каждый.

Экипаж корабля состоял из 812 матросов, старшин и офицеров.

В послевоенные годы на тихоокеанских кораблях устанавливались катапульты для гидросамолётов.

При этом на «Кагановиче» её использовали для испытания нового корабельного разведчика-корректировщика КОР-2.

Словом, «Каганович» представлял собой прекрасную по тому времени боевую единицу и командовать им было почётно.

Забегая вперёд, завершим наш краткий рассказ об отрезке жизни героя повествования и корабля следующим фактом. 3-го августа 1957 года, в связи с осуждением «антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шипилова», крейсер был переименован в «Петропавловск», а спустя год он приобрёл известность отчаянной схваткой с жестоким тайфуном в Охотском море. Тогда «Петропавловск» изрядно пострадал, но экипаж выстоял, и командир привёл крейсер в базу. А в 1960 году, в связи с так называемой «революцией в военном деле» и негативным отношением тогдашнего советского руководства в лице Н.С. Хрущёва к артиллерийским крейсерам, «Петропавловск», которому едва исполнилось 15 лет, сдали на слом.

Попутно заметим, что 30-го января 2012 г. со дня ввода в строй самого «нового» из крупных кораблей Черноморского флота – ракетного крейсера «Москва» – исполнилось 30 лет. Вот такие, стало быть, парадоксы истории.

Однако, вернемся к герою нашего повествования.

Откомандовав в течение 2-х лет крейсером «Каганович», капитан 1-го ранга Е.П. Збрицкий был назначен заместителем начальника штаба 7-го ВМФ – начальником управления боевой подготовки флота, в должности которого в 1951 г. получил звание контр-адмирала. А в 1953-1956 г.г. контр-адмирал Е.П. Збрицкий командовал на Дальнем Востоке Владимиро-Ольгинской Военно-морской базой.

В 1956 году завершилась его восьмилетняя служба на Тихоокеанском флоте. Контр-адмирал Збрицкий был зачислен в Военную академию Генерального штаба и два последующих года провёл в столице.

В 1957 г. Евгений Павлович похоронил отца, после смерти которого у него в Симферополе осталась мать Марфа Анатольевна и младшая сестра Надежда Евгеньевна. Старшая сестра Екатерина Евгеньевна в то время работала врачом в г. Саки Крымской области.

У Евгения Павловича и его жены Антонины Стефановны (в девичестве – Мухиной) было четверо детей:
1. Дочь Людмила, 1935 г. рождения, проживает в г. С.-Петербурге.
2. Сын Евгений, 1939 г. рождения. В 1957 г. он поступил в Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова в Севастополе. Мы с ним в течение первых двух лет учились на одном факультете, в одной роте, правда, в разных классах. В 1959 г. он перевёлся в Каспийское ВВМУ им. С.М. Кирова и уехал в Баку. По окончании училища служил в ВМФ. Уйдя в запас, затем в отставку, работал вначале главным инженером, потом директором фабрики «Динамо» в г. Павловске Ленинградской области. Скончался 12 июля 2010 г.
3. Сын Игорь, 1941 г. рождения. Окончил в 1964 г. Московское Высшее Техническое училище им. Н.Э. Баумана. Физик. В 1964-67 г.г. работал инженером в войсковой части 87415, с 1968 по 1990 г. –во Всесоюзном научно-исследовательском институте измерительной техники сначала инженером-испытателем, затем старшим научным сотрудником. В 1989 г. за разработку аналого-цифрового регистратора измерений был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. После развала СССР сразу ушёл с государственной службы. Проживает в Москве.
4. Сын Павел 1945 г. рождения. Закончил 1-й Ленинградский медицинский институт. Врач-стоматолог. По окончании института работал на Севере. Затем в Севастополе – главным врачом стоматологической поликлиники на ул. Бутакова, после – в поликлинике
на Б. Морской. В 1996 г. уехал с семьёй в г.С.-Петербург.
Жена Антонина Стефановна всю свою жизнь посвятила детям и семье, всю блокаду она с тремя детьми пробыла в осаждённом Ленинграде.

После окончания Академии Генерального штаба контр-адмирал Е.П. Збрицкий в 1959-63 г.г. продолжал военную службу в должности начальника штаба Каспийской флотилии и проживал с семьёй в Баку.

Командующими флотилией в те годы были командиры-катерники периода Великой Отечественной войны контр-адмиралы А.В. Кузьмин (до июня 1960 г.) и Г.Г. Олейник.

Добросовестно отслужив четыре года на беспокойной должности начальника штаба флотилии, контр-адмирал Збрицкий в 1963 г. был назначен начальником ядерного полигона ВМФ на островах Новая Земля, расположенного в операционной зоне ответственности Северного флота.

Это была исключительно ответственная должность, которую Е. П. Збрицкий, получив звание вице-адмирала, выполнял в течение шести лет.

В этот период советский военно-морской флот интенсивно оснащался ракетно-ядерным оружием – атомными подводными лодками с баллистическими и крылатыми ракетами, морской ракетоносной авиацией, надводными ракетоносцами, береговыми ракетными частями. Оснащались ядерными зарядами торпеды подводных лодок. Всё это было вызвано усилением аналогичной боевой мощи западных держав и холодной войной, направленной против Советского Союза. Поэтому испытания ядерных устройств различного тротилового эквивалента и назначения на полигоне шли одно за другим. Личный состав этого ответственного соединения работал с большой нагрузкой.

могила ЗбрицкогоВысокая ответственность легла на плечи начальника полигона. Неснижаемое внимание к отработке новых и далеко не всегда безопасных технических решений, руководство подготовкой полигона к ранее неизвестным и усложняющимся работам, посещение всех подразделений и боевых полей, непосредственное участие в испытаниях вооружения часто приводило к стрессовым перегрузкам.

К тому же – повышенная радиоактивность и экстремальные условия Арктики с её трескучими морозами, достигающими -50˚С, и ураганной пургой. Кратковременное, не более месяца полярное «лето». Южная оконечность архипелага находилась у Карских Ворот, на параллели 70˚30’ Северной широты, а северная точка – мыс Желания на 76 градусе. И это 6 лет подряд!

При всём этом, коммунист Збрицкий не забывал и об общественной работе. Служа на Каспии и на Новой Земле, он избирался депутатом соответственно Бакинского и Архангельского городских Советов депутатов трудящихся, и свои обязанности выполнял образцово.

Три последних года своей военной службы вице-адмирал Е.П. Збрицкий провёл в Ленинграде в должности начальника факультета радиоэлектроники Военно-морской орденов Ленина и Ушакова Академии.
Прослужив в общей сложности в Военно-Морском Флоте 41 календарный год, Евгений Павлович в 1971 году, в возрасте 58 лет уволился с военной службы. А с учётом льготной выслуги в действующей армии (флоте) в годы советско-финской и Великой Отечественной войн, где месяц службы засчитывался за три, и шестилетнего командования войсковой частью 77510 на островах Новая Земля (коэффициент 1:2), общая выслуга для начисления пенсии у Евгения Павловича составила 55 лет.

За ратную службу в рядах Военно-Морского Флота вице-адмирал Е.П. Збрицкий был награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Ушакова 2-й степени, орденом Отечественной войны 1-ой ст., двумя орденами Красной Звезды, десятью отечественными и одной иностранной медалями.

После увольнения в запас, он некоторое время работал в Гидрографическом управлении Министерства Обороны СССР, а затем переехал в Севастополь, где в течении девяти с половиной лет (с 23-го марта 1972 г. по 13-е сентября 1981 г.) работал научным сотрудником в Морском Гидрофизическом институте Академии наук Украинской ССР.

Где бы не служил и работал Евгений Павлович, он везде оставил о себе добрую память, как о талантливом, смелом, волевом и решительном боевом командире, замечательном офицере и адмирале, добросовестном работнике и отзывчивом товарище.

Скончался заслуженный адмирал 21-го ноября 1985 года, в год 40-летия Великой Победы над фашистской Германией, в достижение которой он внёс свой большой и достойный вклад. Похоронен на Севастопольском городском кладбище, расположенном на 5-м километре Балаклавского шоссе.

Геннадий Рыжонок
28 апреля 2012 г.

Список источников и литературы
Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928-1945. – М. Воениздат. 1988. с.с. 17, 20, 28, 29, 32, 189.
Боевая летопись ВМФ 1917-1941. (Березовский П.Ю., Бережной С.С., Николаева З.В.) – М. Воениздат. 1992. с.с. 640, 744.
Боевая летопись ВМФ 1941-1942 г. (Авторский коллектив под руководством к.1 р. Г.А. Аммона).– М. Воениздат. 1983. с.с. 127, 132, 134, 147, 170, 171.
Боевая летопись ВМФ 1941-1942. – М. Воениздат. 1992. с.с. 164, 169, 170, 214, 215, 217.
Боевой путь Советского Военно-Морского Флота (В.И. Ачкасов, А.В. Басов, Н.В. Большаков, Г.М. Гельфонд, Р.Н. Мордвинов, А.И. Сумин) – 4-е изд., испр. и доп. – М. Воениздат. 1988. с.с. 267, 282, 293.
Веселов Павел. Вездесущий «Стерегущий» – «Техника – молодёжи», №3, 1988. с.с. 33-36.
«Гангут». Научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения. Выпуск 4. – СПб. Ленко. 1992. с.с. 94-97.
Йолтуховский В.М. Минная война на Балтике, 1941 год. – Гангут. Сборник статей по истории флота и судостроения. Вып. 1. – Л. СП «Атус». 1991. с.с. 78-85. Вып. 3. – СПб, Ленко. Изд. «Гангут». 1992. с.с. 103-108.
Краткая справка о прохождении военной службы вице-адмиралом запаса Збрицким Е.П. (Отдел кадров Черноморского флота).
Стволинский Ю.М. Конструкторы надводных кораблей. Документальные расск4азы о создателях Советского флота. Л. Лениздат. 1987. с.с. 53-68, 69-76, 139-168, 184-210.
Там за Невой моря и океаны. История ВВМУ им. М.Ф. Фрунзе. – М. Воениздат. 1976. с.с. 197-201.
Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются. Военные мемуары. – М. Воениздат. 1985. с.с. 38, 104, 132, 186, 356.
Усов В.Ю. Крейсер «Максим Горький». Биб-ка «Гангут». Серия «Корабли Отечества». Вып. 1. – СПб.
Ленко. Изд. «Гангут». 1993. с.с. 5-11, 30-32. («Калинин», «Каганович», «Петропавловск»).
Харьков Г.И. Советские надводные корабли в Великой Отечественной войне. – М. Воениздат. 1981. с.с. 90-92, 176-178.
Эскадренный миноносец «Новик». Л. «Судостроение». 1981. с.с. 44-46. 184-186. (Ю.Г. Степанов, И.Ф. Цветков).
Цветков И.Ф. Линкор «Октябрьская Революция». Л. «Судостроение». 1983. с.с. 198-199, 219.
Личный архив внучки Касьяновой (Збрицкой) Марины Павловны (г. С.-Петербург) и правнучки Збрицкой Елизаветы Евгеньевны (г. Севастополь).

 

Статья из альманаха «Морской архив», №2 (3), 2012
Председатель редакционного Совета Марков А.Г.
Главный редактор Маслов Н.К.

Читайте также: