ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Природно-хозяйственные условия Укока
Природно-хозяйственные условия Укока
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 14-08-2014 13:06 |
  • Просмотров: 1826

Трудно найти более важный, чем плато Укок, район для исследования археологических памят­ников, которые могут помочь в решении наиболее острых проблем центрально-азиатской археоло­гии. Уже то, что оно расположено на самом юге Горного Алтая, граничащем с современным Кита­ем, Монголией, Восточным Казахстаном, не мо­жет не вызвать интереса (рис. 2). При первом же знакомстве с этим районом поражает обилие и разнообразие археологических памятников, скон­центрированных на столь небольшой территории. Здесь открыты и исследованы погребения афа­насьевской культуры, культуры развитой бронзы, раннескифские и пазырыкские курганы, гуннские культовые сооружения, захоронения тюркского времени и позднего средневековья, зафиксирова­ны многочисленные местонахождения петрогли­фов от неолитического времени до этнографичес­кой современности, найдены фундаменты гран­диозных средневековых жилых и культовых ком­плексов. Чрезвычайно интересны многокиломет­ровые фигурные каменные выкладки и поздне­средневековое казахское кладбище.

До недавнего времени Укок был одним из самых малоизученных мест Горного Алтая. Пока нет работ, где были бы собраны подробные сведения о его геоморфологии, геологии, данные о по­литической истории. В конце XIX в. здесь про­ходили маршруты нескольких топографических экспедиций, оставивших краткое описание этого района (см. [Закржевский, 1894; Шмурло, 1898]). В 1897 и 1905 гг. на плато У кока работал про­фессор В.В. Сапожников. Он собрал сведения о ландшафте, гидросистеме, ледниках плато, одна­ко, как и предыдущие путешественники, ученый не заметил ни многочисленных курганов, ни ри­сунков на скалах. Унылым и неприветливым по­казался ему Укок.

Ландшафт плато Укок

 

Открытие Укока как места расположения архе­ологических памятников, в том числе курганов пазырыкской культуры, было сделано В.Д. Куба- ревым, который в 1972 г. провел здесь разведку (см. [Кубарев, 1972]). Развернувшиеся на плато археологические исследования стимулировали по­явление работ по геоморфологии и исторической этнографии (см. [Чайко, 1994; Октябрьская, 1994 ]).

Укок — ровное плато на высоте 2,5 тыс. м над уровнем моря, совершенно без леса, изрезано крутыми извивами р. Ак-Алахи, с массой озер и огромных валунов, всхолмленно на севере море­нами — следами исчезнувшего ледника. Это ме­сто представляет собой величественное зрелище. Вряд ли можно найти на Алтае более фантас­тический ландшафт (рис. 3). Южный край плато ограничен склонами хребта Чолдок-Чап, северно­го отрога хребта Южный Алтай. К плоскогорью Укок примыкает крутой северный склон горного узла Табын-Богдо-Ола, самого крупного центра оледенения Алтая. Этот хребет отделяет Укок от Китая и Монголии. Его постоянно белые куполо­образные вершины (наиболее высокая из которых Найрамдал достигает 4049 м) делают пейзаж ос­лепительно красивым. Сияющие вершины Укока очень многое значили для пазырыкцев. “С древ­ности, — отмечает Н.Л. Жуковская, — гора (главная гора местности) рассматривалась как символ родовых кочевий“ [1988, с. 27]. Подобно Белухе — священной горе алтайцев [Сагалаев, 1992, с. 63], вершины Табын-Богдо-Ола, что оз­начает “Пять святых гор“ [Сапожников, 1911, с. 270 ], могли быть почитаемы пазырыкцами, как впрочем и всеми, кто пришел им на смену в этом высокогорном районе. Данное предположение имеет подтверждение в этнографии монголов и алтайцев, а также многих других народов, чья жизнь проходила в горах. Средоточение на плато большого количества погребений, поминальных комплексов и петроглифов свидетельствует о том, что это была не только хозяйственная, но и сакральная территория.

Укок являлся высокогорным зимним пастбищем пазырыкцев, что достоверно установлено в насто­ящее время. Долины Алтая, столь богатые травой летом, зимой покрываются толстым слоем снега. На горных пастбищах Юго-Восточного Алтая слой снега часто едва превышает 5—10 см, а иногда пастбища совсем свободны от снежного покрова, так что лошади и овцы легко добывают траву сами. Как установлено, зимой в горных районах Алтая теплее, чем на его равнинах и в предгорьях.

Месторасположение плато Укок

Рис. 3. Месторасположение плато Укок.

 

Укок — традиционное зимнее пастбище. Ко­личество осадков, выпадающих здесь в холодный период года, XI—III месяцы, очень незначительно 10,4—28,8 мм. Снега зимой бывает мало, а растительности луговых тундрово-степных сооб­ществ субальпийских и альпийских лугов, сухих дерновинно-злаковых степей вполне достаточно для прокорма животных. Поэтому с давних пор здесь зимуют со стадами семьи скотоводов. Про­живание пазырыкцев на У коке летом было исклю­чено: в таком случае погибло бы прекрасное зимнее пастбище, кроме того, растительности здесь недостаточно для летнего содержания скота, обширные долины с прекрасным травостоем и более мягким климатом находятся немного ниже плоскогорья Укок.

Продуктивность зимних пастбищ Укока очень высока. В настоящее время каждую осень сюда поднимается из Джезатора 32—33 семьи, каждая со своим стадом овец (по 770 голов в среднем) и лошадей (до 400—500 голов). Лишь иногда жи­вотных подкармливают комбикормом и то в не­больших количествах. Вероятно, некоторый запас сена, которое заготавливают обычно в конце августа — начале сентября, имели с собой и пазырыкцы, поднимавшиеся в начале ноября на У кок. Именно в это время гонят на укокские зимники стада овец и джезаторские пастухи. Дней через 20 сюда приходят табуны коней. В конце марта появляются новорожденные ягнята, к этому времени стада овец уводят с зимних пастбищ. Жеребята родятся на У коке в феврале — марте. А уже в конце мая — начале июня, до разлива рек, конские табуны с новорожденными также уходят вниз, в Джезатор, на летние пастбища. Этот порядок жизни на плато, регламентируемый самой природой, вероятно, сохранялся веками и вряд ли принципиально отличался от того, что был у пазырыкцев, использовавших Укок как зимнее пастбище.

Прожить зиму на Укоке нельзя без теплых бревенчатых жилищ-зимников и загонов для ско­та. Строительство зимников в Саяно-Алтае явля­ется одним из непременных элементов кочевого скотоводства и имеет давнюю историю [Грач, 1980, с. 42 ]. Вряд ли можно согласиться с широко распространенным выводом о том, что много­угольные срубные жилища алтайцев появились под влиянием русских крестьян и представляли собой переходную форму от традиционной ко­нической юрты к русской избе [Тощакова, 1978, с. 75]. В Горном Алтае традиция возведения бре­венчатых построек имеет древнюю и, вероятно, непрерывную историю; она связана со средой обитания и образом жизни населения этой горной страны.

Пазырыкские зимники могли быть похожи на те, что видел во время своих путешествий по Алтаю в 1860—1870 гг. В.В. Радлов: восьми­угольная бревенчатая постройка с крышей такой же формы, сужающейся кверху, дымовым от­верстием и покрытая слоями березовой коры [1989, с. 139]. Похожие, но шестиугольные бре­венчатые постройки на алтайских зимниках были описаны С.С. Сапожниковым [1911, с. 53]. Об­ратить особое внимание на многоугольную конст­рукцию зимников на Алтае в недавнем прошлом нас заставил тот факт, что в кург. 1 могильника Ак-Алаха I верхнее перекрытие над срубом было сделано из бревен от разобранного многоугольного жилища или заготовок для него. Эта находка со всей очевидностью, во-первых, свидетельствует о наличии бревенчатых зимних жилищ на Укоке, а во-вторых, дает представление об их форме.

Невозможно объяснить однозначно, почему бревна жилища оказались в могильной яме. Глав­ной причиной, видимо, был дефицит леса на Укоке. Но поскольку в погребальном обряде, как правило, нет ничего случайного, наличие бревен можно объяснить заботой живых о жизни в ином мире. Так, теленгиты снимали с юрты один-два шеста и оставляли их в могиле умершего для того, чтобы тот мог построить себе жилище в потусто­роннем мире [Тощакова, 1978, с. 132]. В.В. Рад­лов отмечал и другой интересный обычай у сов­ременных ему алтайцев: “...корьевые юрты и юрты, сооруженные из бревен, после смерти одно­го из членов семьи остаются пустыми, семья строит себе новую юрту в другом месте“ [ 1989, с. 180]. Возможно, близкие представления о жи­лище, в котором умер родственник, существовали и у пазырыкцев. И бревна от этих построек могли использоваться в безлесном районе для соору­жения погребальных камер, тоже своего рода жилищ...

Сооружение бревенчатых зимников в безлесном районе было делом трудоемким, но вполне воз­можным. Отсутствие леса на самом Укоке никак не сказалось на погребальном обряде пазырыкцев. Для сооружения погребальных камер здесь, как и везде, использовалось большое количество бревен и жердей. Пазырыкцы доставляли на плато бревна для погребальных склепов и лиственные заго- овки для колод — лес, как и сейчас, был неда- [еко. Как писал С.С. Сапожников, в 20 верстах к еверо-западу от Ак-Алахинского таможенного [икета появлялись первые деревья лиственнично- о леса (его граница была на высоте 2360 м над ровнем моря) [1911, с. 151 ], “отсюда стражники •ерут лес и зимой на санях возят на пустынный 'кок“ [Там же, с. 42]. В настоящее время счита- тся, что на Укок удобнее и легче возить лес имой, по льду. Как показал анализ древесины из к-алахинских курганов, проведенный дендрохро- юлогом Цюрихского археологического центра Матиасом Зайфертом, все бревна, из которых ооружались погребальные камеры, были срублены в зимнее время.

Необходимости в дровах у пазырыкцев, вероят- ю, не было. Зимники отапливались кизяком (как то делается в настоящее время), который в боль­шом количестве скапливался рядом с жилищами. 1а огне, используя в качествке топлива кизяк, отовили пищу. Вероятно, бревна были необ- одимы только для сооружения жилищ и погре­бальных камер.

Пазырыкцы, которые вместе со своим скотом проводили на плато зиму, оставили здесь свои могилы — цепочки каменных курганов. Курганы чень мало задернованы. К западу от них нахо- ятся каменные кольца и курганчики поминаль- [иков, к востоку — ряд балбалов. Пазырыкские югильники на У коке сохранили почти первоздан- [ый вид. Они расположены по всей долине Ак- шахи, главным образом у подножия холмистых юрен, где имелось много камней для сооружения урганных насыпей, рядом с современными зим- [иками или удобными для них местами.

Еще недавно пастбища, принадлежавшие каж- ;ой отдельной семье, отделялись друг от друга ооруженными из камней знаками — пирамид­ами, “каракша“. Они и сейчас возвышаются на орных склонах Укока, выполняя роль погра- [ичных знаков. В древности такое же значение югли иметь цепочки каменных курганов — мо- ил членов семьи или рода. Они маркировали юдовую территорию и отделяли собственные уго- ья от пастбищ соседей. Погребениями родных на имних пастбищах пазырыкцы как бы закрепляли а собой территорию, которую покидали на лето. ...Этот обычай, — писал С.И. Руденко, — про­дел сквозь века; казахи и киргизы до недавнего ремени хоронили своих умерших только в зимов- :ах“ [1952, с. 9]. Однако нельзя с уверенностью тверждать, что постоянными местами захоро- гений пазырыкцев были только зимники. Судя по анным этнографии, например, тувинцы, у которых постоянные кладбища появились довольно юздно, “хоронили умерших обычно в тех местах, де традициЪнно проводились посезонные кочевки семейно-родственных групп. Поэтому умершие [лены одной семьи могли быть похоронены в ависимости от времени года на родовых тер­риториях, вблизи зимних или летних кочевий“ [Дьяконова, 1980, с. 116].

Судя по этнографическим свидетельствам, у южных алтайцев на основе многолетнего опыта сложился следующий порядок кочевания: “осенью семья со скотом, юртой и всем скарбом переправ­лялась в ложбины, где имелся обильный корм для скота, и отсюда медленно продвигалась к зимним пастбищам, в горы... Ранней весной начиналось передвижение в обратном порядке“ [Тощакова, 1978, с. 70]. Этот способ кочевания, названный вертикальным, позволял рационально использо­вать пастбищные угодья и, скорее всего, мало чем отличался от способа кочевания пазырыкцев Юж­ного Алтая в V—III вв. до н.э. Поэтому можно предполагать, что какие-то из многочисленных могильников, исследованных В.Д. Кубаревым в соседней с Укоком Чуйской долине, где были и есть летние пастбища, принадлежали тем пазырыкским семьям и родам, которые проводили на плато зиму.

Наличие на У коке большого количества пазы­рыкских курганов, довольно длинных их цепочек из семи-восьми каменных сооружений, до трех каменных колец-поминальников к западу от каж­дого кургана свидетельствует о том, что много десятилетий подряд пазырыкцы возвращались сю­да зимой. Зимняя жизнь на высокогорном паст­бище помимо основного занятия — выпаса скота разнообразилась охотой. В.В. Радлов, описы­вая хозяйственные занятия современных ему ал­тайцев, отмечал, что “зимой охотой занимается все мужское население“ [1980, с. 155]. На Укоке помимо хищников, обычных для этой полосы (медведи, волки, лисицы, хорьки, соболя), обита­ют барсы (Felis uncia, у алтайцев — ирбис), рыси (Felis lynx wardi) и красные волки (Canis alpinus). Из грызунов особого внимания заслуживают сур­ки (Arctomys baibacina), маленький заяц, посто­янно серый (Lepus totai) [Сапожников, 1912, с. 13—14 ]. В этом списке есть все пушные звери, чей мех население, оставившее Пазырыкские, Катандинский, Ак-Алахинский курганы, исполь­зовало для изготовления одежды и разнообразных изделий. Еще недавно в горах Алтая водилось много каменных козлов — тау-теке, горных ба­ранов, до сих пор встречаются маралы. Их реа­листичные образы запечатлены на изделиях пазы­рыкцев, живших на Укоке. Ранней весной здесь в реках, ручьях и озерах было много хариусов. А по свидетельству С.С. Сапожникова, в горных реках еще недавно высоко заходил таймень. Фи­гурками рыб часто украшены попоны из кург. 1 могильника Ак-Алаха I. Из хищных птиц на Укоке сейчас обитают коршун, степной орел, ушастая сова. Фауна Горного Алтая формировала бестиарий в пазырыкском искусстве.

Обращение к данным этнографии алтайцев объясняется тем, что они проживают в той же экологической нише, что и пазырыкцы. В их образе жизни и системе жизнеобеспечения просматривается много общего.

Скотоводческое хозяйство и занятия охотой не исключали существования у пазырыкцев при­митивного земледелия, близкого по своей тех­нической оснащенности (заступ) к собирательст­ву, которое скорее всего преобладало в хозяйст­венной деятельности в силу природных условий Южного Алтая. Часто встречающиеся в насыпях пазырыкских курганов, в том числе и на Укоке (кург. 1 могильника Бертек-10; кург. 1 могиль­ника Бертек-1), каменные зернотерки и даже жернова свидетельствуют о большом значении растительной пищи в жизни алтайских скотово­дов. Важно отметить расположение этих предме­тов (там, где это удалось установить) в погре­бении — на востоке круглой каменной ограды, которая, возможно, обозначала сакральное, осво­енное, пространство, отводимое умершему. Пазы- рыкцы, включая зернотерки и жернова в погре­бальный инвентарь, вероятно, придавали им осо­бое значение, верили, что благодаря этим пред­метам погребенный в потустороннем мире не будет нуждаться в пище. Еще не так давно камен­ные зернотерки или ручные мельницы были ат­рибутами юрты алтайцев и находились всегда на правой стороне юрты, у двери [Тощакова, 1978, с. 116]. Возможно, этим орудиям отводилось оп­ределенное место в пазырыкском жилище и как отражение этого — в погребальном сооружении.

Пазырыкцы, как и все скотоводы Центральной Азии в древности (например, сюнну), в средневе­ковье (например, монголы), вероятно, имели соб­ственные небольшие посевы зерновых, скорее все­го проса. Но недостающее количество зерна полу­чали путем обмена из земледельческих государств Китая. Период существования пазырыкской куль­туры на Алтае (VI—II вв. до н.э.) совпал со временем подъема земледелия в Китае. Там во второй половине периода Чуньцю (770 г. до н.э. - 403 г. до н.э.) все земледельческие орудия стали изготавливать из железа. Это позволяло обрабатывать обширные земельные площади, рас­ширять и совершенствовать ирригационную сис­тему. Благодаря железным орудиям для земле­дельцев открылась возможность освоения когда- то “неподъемных“ целинных земель северных варваров [Очерки истории Китая, 1959, с. 99]. Это был серьезный повод для столкновений с кочевниками, которые боролись за свои пастбища. Расширение посевных площадей и улучшение земледельческих орудий способствовали получе­нию больших урожаев зерновых: чумизы, проса, конопли, пшеницы. Излишки зерна могли ис­пользовать для обмена с “варварами“ на продукты скотоводства и охоты.

Плодородие земли и трудолюбие народа стали популярным сюжетом древнейшего поэтического памятника Китая “Шицзин“ [1987, с. 291 ]:

Толпами, толпами вышли жнецы на поля,

Грудами хлеба покрылась повсюду земля.

Это не только у нас так велик урожай,

Это не только сей год — изобильнейший год:

С древности наша земля урожаи дает!

Китайцами очень ценились (часто дороже зем­ли) породистые кони [Крюков, Переломов, Софронов и др., 1983, с. 106 ], которых было немало у пазырыкцев, в том числе у проживавших на Укоке. Этот пограничный район мог быть местом сезонных базаров. Но вероятно, чаще, чем обмен, происходил простой грабеж. В период бескормицы ничто не могло удержать кочевников от гра­бительских набегов. Хорошо обеспечив себя с осени зерном, легче было пережить зиму...

Обращая внимание на различия между зим­ними и летними пастбищами, В.В. Радлов писал, что к “зимним стоянкам предъявляется гораздо больше требований, чем к летним, именно зимние стоянки определяют плотность расселения ко­чевников и от них зависит благополучие пого­ловья скота. Неслучайно для кочевника богатство какого-то района определяется обилием и удобст­вом зимних стоянок, и можно считать, что все сражения и военные походы киргизских орд в прошлые столетия были не чем иным, как посто­янным стремлением захватить лучшие зимние стоянки“ [1989, с. 254]. Это замечание очень важно, так как район Укока, являясь изолирован­ным местом, вместе с тем мог быть очень ожив­ленным перекрестком, так как системами троп через восемь перевалов, а также по долине Ак- Алахй он был связан со многими крупными гео­графическими и кульрфно-историческими зона­ми Центральной Азии .

Борьба за зимние пастбища Укока была одной из страниц истории пазырыкской культуры. Каж­дый пазырыкский мужчина, похороненный в ак- алахинских курганах, был воином. С оружием хоронили и мальчиков, которые с детства го­товились стать воинами. В военных столкнове­ниях участвовали также молодые женщины. Опасность нападения соседей была постоянным тревожным фактором в жизни пазырыкцев. Не старость, а война и болезни являлись причинами смерти. Среди раскопанных на Укоке погребений нет ни одного, где был бы похоронен пожилой человек; только дети, молодые и средних лет мужчины и женщины.

В таком районе, как Укок, на периферии куль­туры, в ее пограничном районе, опасность воен­ных набегов была больше, нежели на основной, Перевал Укок соединяет плоскогорье с долиной р. Бухтар- мы (Восточный Казахстан), он самый низкий (абсолютная высота 2519 м) и открыт для передвижения практически круглый год; перевал Улан-Даба (2695 м) открыт с мая до сентября (отрезок Монголо-Казахского тракта, включающий эти два перевала, используется до настоящего времени для перегона скота); перевал Ирбисту-Даба соединяет плоскогорье с Монголией, однако его использование ограничено — он открыт только два месяца — июль и август. На юге есть два перевала, соединяющие У кок с районами Северо-Западного Китая, это Канас (2650 м) и Бетсу-Канас (2671 м), три север­ных перевала — Теплый ключ (2906 м), Ак-Кол (2769 м), Богомуюс (2844 м) соединяют плоскогорье с соседними кот­ловинами — Самахинской и Тархатинской и далее, через перевал Тара-Елангаш (Южно-Чуйский хребет), — с запад­ными и центральными районами Чуйской котловины, центральной, территории ее распространения. Па­зырыкцы, проводившие на плато зиму, не ведая того, несли пограничную службу, защищая юж­ные границы своей территории. Хотя некоторые вещи, выполненные в пазырыкском стиле, нахо­дят за пределами Горного Алтая, на территории современного Китая от Великой китайской стены до северных границ, они вряд ли могут являться свидетельствами расширения зоны распростране­ния пазырыкской культуры в этом направлении. По разным причинам пазырыкцы могли прони­кать и проникали в соседние с Горным Алтаем районы Центральной Азии — Туву, Казахстан, Синьцзян, Монголию. Но там они не играли такой роли, как на своей исконной территории. Пазы­рыкцы являлись частью безымянных “северных варваров“, упоминавшихся в китайских хрониках много веков подряд, оказывавших важное воз­действие на политическую ситуацию в Древнем Китае.

Укок — южный форпост пазырыкской культу­ры. В этом районе пазырыкцы были наиболее близки к Китаю. Возможно, через Укок на Алтай попадали китайские вещи, известные по раскоп­кам Пазырыкских и Башадарских курганов. На­селение этой зоны в скифский период ее истории не было однородным: в одних могильниках есть погребения с различным обрядом захоронения. Вместе с тем во всех раскопанных богатых курга­нах знатные люди похоронены только по пазы- рыкскому обряду. Это указывает на то, что на Укоке, как и во всем Горном Алтае, реальная власть и главенствующее положение принадлежа­ло пазырыкцам.

Полосьмак Н.В.

Из книги «“Стерегущие золото грифы“ (ак-алахинские курганы)», 1994

 

Читайте также: