Показать все теги
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Вегетарианство нужно рассматривать в определённой системе координат; это – только одно из многих требований религии. Несмотря на то, что оно основывается на первейшем принципе духовности – сопереживании и сострадании всем существам, оно должно быть средством, а не целью. Это часть религиозного процесса, дополняющая другие шаги к духовному совершенствованию – молитву, медитацию, доброту к ближним и служение Богу.
Воистину, те оголтелые борцы за права животных, что преследуют учёных занимающихся вивисекцией, и громят лаборатории, где над животными проводятся опыты, совершают преступления, вполне сравнимые с теми, в которых они обвиняют любителей мяса и мучителей братьев наших меньших. Говоря о мире и любви, они с готовностью бросаются разрушать и уничтожать. Они пытаются спасти животных, нанося ущерб людям. Поэтому неудивительно, что свидетели их акций считают их впавшими в заблуждение лицемерами. Разумеется, такие активисты-радикалы составляют меньшинство среди тех, кто считает сострадание к животным высшей мудростью, а среди этих сторонников жестких мер, в свою очередь, лишь незначительная часть людей руководствуется религиозными соображениями. Но даже один такой человек – уже слишком много. Религиозный вегетарианец должен быть уравновешенным и беспристрастным и, сострадая животным, не должен забывать при этом о собственных ближних.
ОБЗОР СКАЗАННОГО
Автор этой книги намеревался показать, что в каждой из основных мировых религий можно найти призывы к вегетарианству и доброму отношению к животным. Из-за нашего невежества в этом вопросе (я говорю прежде всего о западном мире) наши четвероногие, пернатые и чешуйчатые братья постоянно оказываются у нас на столе вместо того, чтобы пребывать в наших сердцах. К примеру, американец, принадлежащий к одному из современных иудейско-христианских вероисповеданий, столкнулся бы с большими трудностями при попытке заставить соотечественников и собратьев по вере серьёзно задуматься о правах животных.
Основную часть паствы вполне устраивает мясо с картофелем в качестве духовной пищи. Тем не менее, в религиозных сообществах в последнее время всё чаще раздаются голоса, выступающие в защиту животных и дающие нам материал для осмысления их бедственного положения. Прекрасные книги Ричарда Шварца («Иудаизм и вегетарианство») и Эндрю Линзи («Христианство и права животных») подготовили прорыв в этой области, показав, что Писание и традиция, стоящие в центре западной религиозной жизни, могут обеспечить поддержку движению за права животных.
Почему же, в таком случае, у многих людей складывается впечатление, что религии Запада не признают за животными никаких прав? Возможно, отчасти в этом повинны те самые не в меру рьяные борцы за их права, которых мы уже упомянули. Но Шварц и Линзи в своих работах обнажают более существенные проблемы, показывая, каким образом первоначальные тексты Писаний были подправлены, искажены, сокращены или дополнены и истолкованы согласно желаниям религиозных или политических деятелей различных эпох. Частичный обзор этих теорий был произведен в нашей краткой работе, но по данному предмету существует достаточно обширная и подробная литература, прилагаемый список которой может помочь тем, кто хотел бы продолжить его изучение самостоятельно.
Религиозные традиции Востока гораздо белее благоприятны для движения за права животных. В целом, восточные культуры сумели выработать, по крайней мере, здоровое уважение ко всем созданиям Божьим, часто подтверждая это уважение своей приверженностью вегетарианской диете. Древний возраст восточных сакральных текстов – особенно тех, что составлены на санскрите или пали – заставил многих исследователей обратиться к этим текстам в поисков истоков движения в защиту животных. Поскольку все пять центральных мировых религий – иудаизм, христианство, ислам, буддизм и индуизм – зародились на Востоке, учёные в первую очередь обращаются к индуизму, старейшему религиозному направлению Азии. Индуизм считается отправным пунктом всех исследований относительно духовного основания защиты животных.
Этический принцип, изложенный в древнейших индийских Писаниях (Ведах), на санскрите описан как sarva-bhutahita, что означает «доброта ко всем созданиям», в противовес «доброте к себе подобным» (loka-hita). Первая этическая система, говорится в Ведах, включает в себя вторую, и потому она должна быть принята всеми мудрецами. Любовь ко всем созданиям требует большего нравственного совершенства, и приверженцам ведических учений следовало развить в себе широту духовного мировоззрения. Далее, все духовно развитые люди, желавшие достигнуть полного прозрения, должны были во всём следовать ахимсе – принципу «непричинения зла».
Как отмечает Кристофер Чиппл в книге «Милосердие к животным, к Земле и к самому себе в религиях Азии», современные исследователи так и не смогли определить происхождение ахимсы. Некоторые учёные считают, что этот принцип зародился вместе с ведическими учениями, но большинство утверждает, что особое значение он приобрёл лишь в буддизме; есть ещё такие, кто полагает, что идея ахимсы обязана своим существованием джайнизму. Наиболее часто в этой связи цитируются две работы: “Beitrage zur Geschichte von Vegetarismus und Rinderverehrung in Indien” Л. Альсдорфа и «Происхождение ахимсы» Ганса-Питера Шмидта. Эти работы в основном посвящены общественному уставу, отражённому в традиционных индуистских сводах законов. Хотя в этих книгах отмечается особая приверженность джайнов ахимсе, авторы не могут с уверенностью сказать, что этот принцип зародился в русле джайнизма. Они также утверждают, что Махавира, призванный основатель джайнизма, не был вегетарианцем, но это утверждение было убедительно опровергнуто учёным-джайнистом Х.Р. Кападиа.
Шмидт говорит, что коренные жители долины Инда не могли быть вегетарианцами, поскольку при раскопках в развалинах Мохенджодаро и Хараппы были найдены кости животных мясных пород. Он пишет, что «…среди неарийского населения Индии, находящегося в стороне от влияния буддизма, нет никаких сходных убеждений, которые могли бы подтвердить гипотезу о том, что ахимса и вегетарианство пришли не из арийских религиозных традиций». Главный его довод состоит в том, что, поскольку животные, чьи кости обнаружены в Мохенджодаро и Хараппе, явно были съедены, значит, местные жители не могли быть вегетарианцами. Большинство современных исследователей не согласно со Шмидтом. Чаппл, к примеру, отмечает: «Присутствие в городском мусоре костей не доказывает, что все жители города ели мясо. В Индии по сей день живут и вегетарианцы, и любители мяса». Проведенное Чапплом исследование того отрывка из «Махабхараты» («Шанти Парва»), где Бхишма и Юдхиштхира обсуждают вопросы религии, в том числе вегетарианство и доброе отношение к животным, ясно доказывает древнеиндийское происхождение ахимсы и её логическое продолжение в вегетарианской диете. Питер Шрейнер также разбирал этот диалог из сакрального текста «Махабхараты» и пришёл к сходным заключениям. Автор данной книги также считает, что ахимса уходит корнями в древнюю ведическую культуру Индии, особенно пышно расцветшую в таких теистических направлениях, как вайшнавизм. Искренние приверженцы любой религии, если им случится вдуматься в собственную традицию, могут найти так много общего с принципом, провозглашённым вайшнавскими мыслителями: «Милосердие есть высшая религия (ahimsa paro dharmo)».
ИТОГИ И ВЫВОДЫ
Сострадание к животным – неотъемлемая часть восточного мировоззрения, и оставалась таковой на протяжении многих веков. Кристофер Чаппл уточняет: «Отношение к животным, бытующее в индийской культуре, радикально отличается от того, к чему привыкли люди, живущие в технологизированном европейско-западном мире. Индуизм, буддизм и джайнизм разделяет общую систему ценностей, влияющую на восточное мировоззрение и предлагающую уникальное понимание роли животных в драме человечеcкой жизни».
Это особое понимание сформулировал хорошо известный лидер народов Тибета, Далай-лама XIV, политический изгнанник Тенцин Гиатсо, один из крупнейших религиозных деятелей нашего времени и яркий представитель всех восточных наций:
Каково бы ни было наше отношение к жизни, - будь оно прагматическим или нет – нам всегда и неизменно присуще желание мира, безопасности и счастья. Различные живые существа, стоящие на разных ступенях эволюции, все вместе образуют население нашей планеты. И те, кто принадлежит к высшим формам жизни, человеческие существа, и те, кто принадлежит к её низшим формам, животные, равно стремятся к миру, спокойствию и безопасности. Бессловесная тварь дорожит жизнью не меньше, чем человек. Даже простейшие насекомые ищут защиты от опасностей, которые угрожают их жизни. Мы все жаждем счастья и боимся боли; точно также все мы хотим жить и не хотим умирать, и это можно сказать о любом существе (Тенцин Гиатсо. «Вселенская ответственность и чуткое сердце», Индия, Дхармасала, Библиотека литературы и истории народов Тибета, 1980, с. 78).
Западные философские школы сейчас вторят породившим их религиям Востока. Молодые движения Запада с характерной юношеской горячностью порой чересчур радикально выступают в поддержку вновь открытых принципов. Это касается и вегетарианства, и защиты прав животных. Учитывая отсутствия у нас привычки к закону ахимсы, а также то, что собственные Писания были изменены по указанным выше причинам, нам приходится крепко держаться за руки родителей и позволять им постепенно вести нас по дороге истины.
Золотое Правило – «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» – объединяет все центральные религии мира. Иудаизм учит: «Не делай другому то, что ненавистно тебе» (Талмуд, Шаббат, 31а). Христианское учение гласит: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Приверженцы ислама говорят: «ни один из вас не уверует, пока не начнёт желать своему брату того же, чего желает себе» (Сунна, Хадис). В конфуцианской традиции сказано: «Вот закон добра и любви: не делай другому того, чего не пожелал бы себе» («Изречения», 15:23). Буддизм также учит: «Не делай другому того, что ты счёл бы злом для себя» («Удана-Варга», 5.18). И наконец, в самых древних сакральных текстах мира, «Ведах», мы находим следующие слова: «Вот высший долг: не делай никому того, что причинило бы боль тебе» («Махабхарата», 5.1517).
Наука вторит мировым религиям, представляя нам свой собственный эквивалент Злотого правила. Третий закон движения, выведенный Ньютоном, гласит: «Каждой действие вызывает равное по силе противодействие». Хотя Ньютон сформулировал этот закон для движения тел в материальном мире, его скрытое значение достигает глубинных, потаённых пластов существования. Но Востоке это правило называется законом кармы.
Этот закон также самым непосредственным образом относится к тому, как мы обращаемся с животными. Вспышки насилия в обществе частично порождены нашей гастрономической кровожадностью и нашей жестокостью по отношению к окружающему миру. По закону кармы, насилие порождает насилие. По закону пищи, человек есть то, что он ест.
«Между неурядицами, с которыми постоянно сталкивается человечество, и бедственным положением животных существует прямая связь, - заявляют участники Интернациональной Религиозной Программы по защите животных (INRA). – Вряд ли мы ошибёмся, если скажем, что недостаток смирения, сострадания и понимания, который лежит в основе человеческой бесчеловечности, повинен в наших злодеяниях по отношению к собственным собратьям – угнетении, эксплуатации, войнах, рабстве, и по отношению к животным и природе – страданиях, причиняемых нами сегодня диким и домашним животным, и разрушении и загрязнении окружающей среды. Нынешнее положение вещей резко противоречит основным учениям всех религий, называющих почтение к любым формам жизни главнейшей добродетелью.
Религия призывает сильных быть добрыми и милосердными с теми, кто слабее их, - продолжают основатели Религиозной Программы, - а большинство людей хотя бы номинально исповедует какую-нибудь религию. Но вот мрачный парадокс: даже не думая о милосердии, люди используют свою власть над царством животных для того, чтобы сажать их в тесные клетки, оглушать, пронзать гарпунами, травить, калечить, терзать их во имя науки и даже постепенно ослеплять, испытывая на них косметические препараты. Некоторые из этих злодеяний проистекает из неверного понимания принципов религии, другие – из неспособности применять эти принципы на практике».
Эта небольшая книга – всего лишь скромная попытка показать, что вегетарианство – не просто диета или способ оздоровления, но важный этап в построении истинно духовной жизни. Наивысший успех, которого может достичь эта работа, - помочь людям осознать значение вегетарианства и увидеть его преимущества в материальной и духовном плане.
Религии в практикуемой сегодня форме, по большей части умаляют важность вегетарианства и сострадания к животным. Однако сейчас начинается возвращение к истокам. Долг тех, кто держит наше знамя, состоит в том, чтобы помочь вновь пришедшим постепенно адаптироваться и избежать излишнего рвения, которое свойственно новообращённым. Благодаря разумным доводам и доказательствам, приверженец любого вероисповедания может научиться видеть во всеобъемлющем сострадании и в сопутствующем ему вегетарианстве нить, проходящую через все религии мира.
РАДИОИНТЕРВЬЮ
(Вегетарианство в мировых религиях)
После публикации книги «Пища для духа» Стивен Розен приглашён в студию WBAI – прогрессивной радиостанции, освещающей насущные и болезненные проблемы. Розен выступал в программе «Прямой эфир» Шелтона Уолдена. Интервью транслировалось 14 июня 1987 года.
Ведущий: Добро пожаловать в прямой эфир. В этот раз мы будем разговаривать со Стивеном Розеном, автором новой, первой в своём роде, книги «Пища для духа». В этой работе господин Розен обращается к весьма болезненному вопросу – питанию с точки зрения религии. Скажите нашим слушателям, Стив, почему вы решили, что верующие должны со вниманием относиться к своей пище, особенно в том, что касается вегетарианства и прав животных?
Стивен Розен: Я считаю, что каждый человек – не обязательно верующий – должен понимать важность правильного питания. Ведь существует даже библейская заповедь: «Оберегайте здоровье и жизнь вашу» (Втор. 4:15). То, что вегетарианцы живут дольше, чем любители мяса, и дольше сохраняют здоровье, подтверждено документально. Может ли человек исполнять свой долг, если его силы стремительно убывают? Потому Библия и требует от нас заботы о здоровье. Вы также упомянули права животных. Существует ещё одна библейская заповедь, о которой люди постоянно забывают на протяжении веков: tzar baalay hayyim. Это на иврите. Эти слова означают призыв быть сострадательным ко всем животным. Он неоднократно возникает в библейской традиции. Однако сейчас повсеместно распространено жестокое обращение с животными. В одних только Соединённых Штатах ежегодно 5 миллиардов животных гибнет на бойнях и ещё 100 миллионов без всякой необходимости претерпевает страдания при лабораторных исследованиях.
Ведущий: Я встречаю подобные цифры в вегетарианской прессе, в таких журналах, как «Вегетариан Таймс» и «Проблемы животных». Каким образом наши слушатели могут убедиться, что эти данные соответствуют реальному положению дел, а не завышаются группой предубеждённых активистов?
Стивен Розен: Они могут исследовать проблему самостоятельно. Это – не просто предмет заботы горстки энтузиастов. Такая статистика не просто публикуется в вегетарианской прессе. Адекватность этих данных подтверждается в таких престижных изданиях, как «Журнал Ассоциации американских врачей», «Американский диетологический журнал» и «Обозрение диетологических исследований Бордена».
Ведущий: Хорошо. Однако вернёмся к религии. Значит, вы действительно считаете, что питание имеет отношение к религии? Вам не кажется, что это несколько разные вещи – как яблоки и апельсины? Конечно, в иудаизме существует традиция кошера, и, возможно, что-то подобное можно встретить и в других религиях. Но в целом, я думаю, большинство людей скажет, что для религии важна вера, а не гастрономические вкусы.
Стивен Розен: Это верно. Но что если гастрономические вкусы влияют на веру? Религия в первую очередь занимается вопросами этики, сострадания и милосердия. Говоря словами Исаака Башевиса Зингера, «Как мы можем молить Господа о сострадании, если сами не желаем проявлять его по отношению к другим?» Это подсказывает элементарный здравый смысл. То, что мы не хотим простирать милосердие на животных, просто нечестно. Как я уже сказал, на этот счёт есть библейская заповедь. Но ведь мы склонны игнорировать те указания Писаний, что не совмещаются с нашими пристрастиями.
Можно ли изменить душу, не изменив пищи? Но эти душа и питание неразделимы. Утверждать обратное было бы лицемерием. Человек не хочет быть убитым, но убивает сам. Он не хочет стать жертвой несправедливости, но часто поступает несправедливо. Такие парадоксы – насмешка над религией. Истинно верующий стремится стать святым или богоподобным. Истинная вера порождает истинную святость. Тот, кто достиг такой веры, не убивает других, потому что сам не хочет для себя такой участи. Он не хочет стать жертвой обстоятельств, поэтому не приносит в жертву других. Он хочет, чтобы Господь проявлял к нему милосердие, и потому проявляет милосердие к тем, кто слабее его. Я думаю, что такое поведение – основа любой истинной религии. Если для того, чтобы добыть себе пищу, мы совершаем насилие, то тем самым готовим себе мрачное будущее. Насилие порождает насилие. Закон кармы таков: «каждое действие вызывает равное ему противодействие». Именно поэтому многие восточные религии призывают к вегетарианству. Мы, люди Запада, говорим: «что посеешь, то и пожнёшь». Это, в общем, то же самое, что и принцип кармы. К несчастью, мы редко вспоминаем об этом, когда речь заходит о животных или о нашем питании. Но на Востоке об этом не забывают никогда.
Ведущий: Давайте начнём с Библии. Можете ли вы кратко рассказать нам о вегетарианстве в Ветхом Завете? Просто обрисовать картину.
Стивен Розен: Да. В самой первой главе первой из библейских книг содержится призыв к растительной диете. Господь говорит: «вот, Я дал вас всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, - сие вам будет в пищу» (Быт. 1:29). Так что Господь не просто предстаёт в виде неопалимого куста. С самого начала Он настаивает на растительной диете.
Затем Он объясняет, что природная, растительная пища «хороша весьма». Это выражение Он употребляет только по отношению к вегетарианской диете. Позднее Он говорит о разрешении есть мясо как об «уступке», а не как о чём-то «весьма хорошем».
Ведущий: Прекрасно. Но как насчёт этих уступок? Ведь позднее Господь разрешает Ною есть мясо?
Стивен Розен: Да, но если изучить контекст, становится ясно, что Бог дал это разрешение по необходимости, а не по предпочтению. Иными словами, Господь пошёл на эту уступку. Но Он никогда не говорил, что питаться надо именно так. Скорее наоборот, Он ясно даёт понять, что так питаться не надо.
Я думаю, что здесь в первую очередь важно представлять себе, что происходило во времена Ноя. К тому моменту люди пали так низко, что им приходилось поедать конечности, оторвав их от ещё живого животного. Человечество настолько погрязло в грехе, что Господь был вынужден устроить потоп. Кстати, этот потоп не мог не уничтожить всю растительность. Поэтому тогда не осталось никакой альтернативы мясной пище.
Так или иначе, в то время Бог дал человеку разрешение есть мясо. Об этом сказано в главе IX Книги Бытия, где Господь дозволяет Ною есть всё, что движется. Однако вскоре после этого Он всё же накладывает запрет на поедание крови животных (и на этой почве рождаются сложные еврейские законы кошера). Затем Господь сообщает нечто вроде кармы, ожидающей тех, кто убивает животных: «От их рук и погибнете» (Быт. 9:5).
Ведущий: И что случилось потом? Мясоедение было позволено на все времена?
Стивен Розен: Нет, не совсем, потому что позднее была сделана ещё одна попытка установить вегетарианскую диету. После исхода евреев из Египта, Господь послал им в пищу манну – растительный продукт. Однако и тогда народ стал требовать мяса, и Бог дал его им – вместе с моровой язвой для всех, кто его съел.
Они умерли сразу же. В Библии даётся подробный рассказ об их смерти и сообщается, что их могилы названы «гробами прихоти». Комментаторы Библии, вне зависимости от их взглядов на вегетарианство, единодушно соглашаются, что их захоронение получило такое название оттого, что эти люди взалкали мяса.
Ведущий: Стив, мне очень любопытно, что вы скажете о «владычестве». Разве в Библии человеку не даётся власть над животными?
Стивен Розен: Да, это так. Но «владычество» никогда не обозначало «злоупотребление» или «эксплуатацию». По крайней мере, не в традиционном библейском употреблении этого слова. Изначально в этом месте употреблено древнееврейское слово yirdu, а оно означает, скорее, охрану или попечение. Иными словами, мы получили приказ заботиться о наших меньших братьях и сёстрах, не так щедро одарённых Господом, - о животных, - а не есть их. К примеру, королю даётся власть над его подданными. Но это не значит, что он должен есть их или эксплуатировать. Он обязан заботиться о них, помогать им, даже любить их.
Я также хотел бы указать, что владычество над животными даётся в двадцать шестом стихе I главы Книги Бытия. Тот стих, что я цитировал ранее, в котором Господь даёт нам растительную пищу, - это двадцать девятый стих той же главы. Всего на три стиха ниже. То есть, Бог даёт нам власть над животными и всего лишь через три стиха запрещает использовать их в пищу. Это означает, что владычество, данное нам, не подразумевает права поедать плоть животных.
Ведущий: Это кажется нам очень логичным. Я не могу понять, почему так мало верующих переходит на вегетарианскую пищу? Ведь Библия даёт для этого все основания. Может быть, это самонадеянность, или ?..
Стивен Розен: Скорее незнание. Впрочем, бывает и то, и другое. В Талмуде много говорится о людской самонадеянности. Там предлагается такой рецепт: «Если человек возгордиться в сердце своём, напомни ему, что ничтожная муха была создана Творцом раньше, чем он».
Кроме того, ещё в библейской книге, у Екклезиаста, сказано: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё – суета». Это простой и неоспоримый факт: многим людям, особенно в двадцатом столетии, присущи нездоровые предрассудки в отношении животных, по большей части совершенно необоснованные. Мы считаем себя высшими существами и верим, что наше превосходство позволяет нам унижать, мучить и пожирать тех, кто ниже нас.
Теперь давайте поговорим о невежестве. Вместо того чтобы основательно изучить Священные Писания и ознакомиться с древними традициями, многие предпочитают постигать свою религию с помощью телевидения и слушать Джима Бейкера и других популярных евангелистов. Тот, кто хочет понять, совместимо ли вегетарианство с его верой, должен произвести серьёзное исследование. К несчастью, многие из нас готовы бездумно принять любое истолкование, если его принимает большинство. Нужно развить в себе способность отличать единственно верный путь к духовному совершенствованию от версий, предлагаемых теми, кто якобы следует этим путём. Нужно также изучить свою религиозную традицию и Священные Писания.
Ведущий: Я совершенно с этим согласен Стив, сейчас мы в основном говорили об иудейском учении. Не могли бы вы коротко рассказать нам о роли вегетарианства в христианской традиции?
Стивен Розен: Но протяжении веков сложились две основные школы христианской мысли: школа аристотеле-аквинатского толка и августино-францисканская школа.
Ведущий: Вы можете объяснить разницу в их отношении к вегетарианству?
Стивен Розен: Да. Школа Аристотеля-Аквината считает, что животные существуют для того, чтобы доставлять человеку удовольствие, и только для этого. Мы можем есть их, ставить над ними жестокие эксперименты – всё, что угодно. Это фактически перекликается с картезианством. К несчастью, современное христианство тяготеет именно к этой форме религии.
Школа Августина-Франциска, напротив, учит, что мы все – братья и сёстры, у которых один Отец – Бог. Эта школа близка к учению Платона и основана на воззрениях св. Франциска; она прекрасно совместима с вегетарианским образом жизни.
Ведущий: Существуют ли какие-либо свидетельства того, что Иисус был вегетарианцем?
Стивен Розен: В ранних греческих манускриптах Иисус назван «назареянином». Я объясню, почему это важно. В поздних версиях говорится об «Иисусе из Назарета». Но это обозначает только название местности – город Назарет. Более точным переводом было бы «Иисус Назареянин». Это имеет большое значение, потому что в таком случае нам сообщается не просто откуда он был родом. Это означает, что он принадлежал к секте назареян. Известно, что эта секта придерживалась иессейских принципов, в том числе вегетарианства.
Ведущий: Есть ли какие-нибудь современные переводы Библии, где он назван «назареянином»?
Стивен Розен: Да. Например, «Библия Иерусалима». Есть и другие. Но ведь дело в том, что он однозначно назван «назареянином» во многих местах Нового Завета. А назареяне вне всякого сомнения были вегетарианцами!
Ведущий: Это очень интересно. В вашей книге я прочёл, что многие отцы Церкви придерживались вегетарианской диеты. Многих ли вы можете назвать известных христиан-вегетарианцев?
Стивен Розен: «Проповеди Климента», записанные в начале II века и основанные на учении св. Петра, непосредственного ученика Христа, категорически запрещают мясоедение и все виды жестокого обращения с животными. Климент Александрийский и даже Джон Уэсли, основатель Методистской Церкви, были вегетарианцами.
Кроме того, существует множество текстов, которые доказывают, что первые апостолы неодобрительно относились к мясной пище; подробности можно прочитать в моей книге. Очень важно установить, что ели ранние христиане. Вы согласны с тем, что это имеет большое значение в моём случае?
Ведущий: Вполне. Это подсказало бы нам, что должны есть нынешние христиане, по крайней мере, подало бы нам идею…
Стивен Розен: Вот именно. К тому же, таким образом мы узнали бы, какую пищу предпочитал Христос.
Ведущий: Верно. Итак, я призываю наших слушателей сейчас же пойти и приобрести эту книгу. Полагаю, это – лучшая книга по данному предмету. Она называется «Пища для духа». Автор – Стивен Розен. В ней также есть предисловие Исаака Башевиса Зингера, лауреата Нобелевской премии.
Стив, давайте теперь поговорим о восточных религиях. Насколько я знаю, вегетарианство – неотъемлемая часть восточного мировоззрения, особенно в Индии. Это верно?
Стивен Розен: Бесспорно. В 1857 году, когда англичане попытались перевести войсковые части Бенгалии на новые винтовки системы Энфилда, вспыхнул мятеж. Вы знаете, почему это случилось?
Ведущий: Почему?
Стивен Розен: Потому что в винтовках этой системы оболочки патронов пропитывались животным жиром. Сипаи – так назывались эти бенгальские войска – должны были, заряжая винтовку, скусывать верх оболочки патрона. Вместо того чтобы согласиться на это простейшее действие, они подняли мятеж. Вот так глубоко в Индии укоренилось вегетарианство.
Ведущий: А где истоки этой приверженности вегетарианству? Я знаю, что индийская религия уходит корнями в глубину веков. Но всё же можно, наверное, найти какой-то древний обычай или закон, который объясняет нынешнее широкое распространение вегетарианства?
Стивен Розен: Пожалуй, главное – это культ коров…
Ведущий: Да, расскажите, с чего это началось?
Стивен Розен: Вероятно, с поклонения Господу Кришне, Который всегда изображается как пастух. Хотя пантеон индуизма очень разнообразен, поклонение Кришне проходит через всю ведическую, или древнеиндийскую, традицию. В ней говорится, что особой любовью Кришны пользуются брахманы, которые поят молоком не только своих телят, но и род человеческий.
Корову в Индии не обожествляют, как многие думают, а, скорее, чтут как мать, поскольку она кормит нас молоком, как наши родные матери. Из-за этого и ещё из-за особого расположения Господа Кришны, корове, в некотором смысле, поклоняются. По крайней мере, к ней относятся с глубоким почтением.
Ведущий: А что вы скажете о Махатме Ганди? Хотя он был горячим сторонником вегетарианства и открыто заявлял об этом, я слышал, что он во многом бывал непоследователен. Не могли бы вы дать комментарий по этому поводу?
Стивен Розен: Я не уверен, что его нужно упрекать в непоследовательности. Несмотря ни на что, он был глубоко верующим человеком и убеждённым вегетарианцем. Да, я слышал те обвинения в его адрес, о которых вы упоминали. Иногда говорят, что Ганди был святым среди политиков и политиком среди святых. Тем не менее, в конечном итоге он показал прекрасный пример того, как можно совмещать вегетарианство с религией.
Ведущий: У нас осталось мало времени. Может быть, вы вкратце объясните нашим слушателям, почему религии Востока глубже осознают необходимость вегетарианства? Слова «буддизм», «индуизм», «джайнизм» сразу же вызывают у нас представление о мирном образе жизни и призыве к доброте. Иудейско-христианская традиция, например, кажется более поверхностной, по крайней мере в этом отношении. Что вы можете сказать об этом?
Стивен Розен: Как я писал в «Пище для духа», восточные учения ставят сарва-бхута-хиту (доброе отношение ко всем живым существам) выше лока-хиты (доброты к роду человеческому). Как сказано в ведических текстах, первая этическая система включает в себя вторую и потому более совершенна. Веды говорят, что человек должен во всех существах видеть одну и ту же жизненную основу, вне зависимости от внешней оболочки тела.
Те, кто не понимает, что жизнь животного так же священна, как жизнь человека, могут со временем вообще утратить уважение к жизни и человечность. Именно поэтому на Востоке сарва-бхута-хита считается высшим нравственным принципом. Я считаю, что некогда все крупнейшие мировые религии признавали всеобъемлющую сарва-бхута-хиту главной ценностью. К несчастью, на Западе эта истина пострадала от рук невежественных или впавших в заблуждение церковных авторитетов. Я молюсь, чтобы «Пища для духа» дала верующим людям пищу для размышлений.
Ведущий: Ну что ж, Стивен, я хочу от всей души поблагодарить вас за участие в нашей программе. На мой взгляд, ваше выступление действительно сможет помочь людям увидеть в вегетарианстве требование религии. По крайней мере, мне оно в этом помогло. Большое спасибо.
Стивен Розен: Спасибо.
ЦИТАТЫ ИЗ ПИСАНИЙ И ИЗРЕЧЕНИЯ МУДРЕЦОВ
Иудаизм и христианство
«Господь добр и милосерден ко всем Своим созданиям».Псалтирь 145:9
«Праведный печётся и о жизни скота своего, сердце же нечестивого жестоко». Притчи 12:10
«Плоды деревьев будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание». Иезекииль 47:12
«…Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу». Исаия 1:11
«..и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови». Исаия 1:15
«Я милости хочу, а не жертвы». Осия 6:6
«Режущий вола – то же, что убивающий человека». Исаия 66:3
«Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом». Притчи 23:20
«Не убий» Исход 20:13
«Благодарение Господу: с тех пор как я прекратил пить вино и есть мясо, я избавлен от всех недугов плоти». Джон Уэсли (1703-1791), основатель Методистской церкви
«Жесток тот человек, который не любит Господа» Кардинал Джон Г. Ньюмен
«Растительная, а не животная, пища – ключ к новой жизни. Христос на Тайной Вечери сделал плоть хлебом, а кровь – вином».
Рихард Вагнер (1813-1883), немецкий композитор
ИСЛАМ
«Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам». Коран, сура 6, ст. 38
«…но запрещена вам охота, … пока вы в хараме. Бойтесь Аллаха, к которому вы все будете собраны!» Коран, сура 5, ст. 96
«И знамением для вас – земля мёртвая; мы оживили её и вывели из неё зерно, которое вы едите. Мы устроили на ней сады из пальм и виноградника и извели из неё источники. Чтобы они ели плоды их и то, что сделали их руки. Разве же они не возблагодарят?» Коран, сура 36, ст. 33-35
«Онвыращивает для вас посевы, маслины, пальмы, лозы и все плоды; поистине, в этом – знамение для людей размышляющих!» Коран, сура 16, ст. 11
«Кто делает добро низшим тварям, делает добро себе». Пророк Магомет
«Не калечьте бессловесных тварей» Пророк Магомет
БУДДИЗМ
«Чтобы не внушать ужас живым существам, пусть ученик воздерживается от мясной пищи… Пища мудреца – та, какую едят садху (святые), она не содержит мяса. В будущем некоторые глупцы могут сказать, что я дозволял есть мясо, не позволяю сейчас и не позволю никогда – ни в каком виде и ни и ни в каком месте. Мясо запретно для всех, и никому не дано оспорить этот запрет». Будда. Из «Дхаммапады»
«Тот, кто ради своего брата терзает или убивает живые существа, которые также ищут блага, не обретёт блага после смерти».
«Когда человек возымеет жалость ко всякой живой твари, тогда он будет называться святым» «Дхаммапада»
ИНДУИЗМ
«Величие нации и степень её духовного развития можно определить по тому, как эта нация обращается с животными». Махатма Ганди
«Всё на свете взаимосвязано. Всё, что случается с животными, может произойти и с человеком». Индира Ганди
«Жестокий грешник, который поддерживает собственное существование ценой жизни других тварей, заслуживает смерти ради его же собственной вечной жизни, иначе ему придётся пожать плоды своих прегрешений». «Шримад-Бхагаватам» 1.7.37
«Если ты чувствуешь неодолимое желание поесть мяса, сделай фигурку животного из очищенного масла или теста и съешь её. Но никогда не посягай на жизнь живого существа…» «Манусмрити» 5.37.174
«До тех пор, пока человечество допускает, чтобы коровы постоянно гибли на бойнях, оно не сможет добиться мира и процветания». А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
РАЗНОЕ
«Я считаю, что вегетарианская диета, хотя бы благодаря её чисто физическому воздействию на человеческий темперамент, должна в высшей степени благотворно сказаться на судьбе человечества». Альберт Эйнштейн
«До тех пор, пока человечество истребляет животных, он будет убивать и людей. Воистину, тот, кто сеет семя убийства и мук, не пожнёт радости и любви». Пифагор
«Любая непочтительность по отношению к жизни, любое деяние, которое говорит о равнодушии к жизни, разрушает жизнь, - шаг в сторону любви или смерти. Человек должен совершать этот выбор каждую минуту. Никогда ещё последствия неверно принятых решений не были так глобальны и необратимы, как в наши дни. Никогда ещё не было так актуально библейское предостережение: «…жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё» (Втор. 30:19). Эрих Фромм
«С самого раннего возраста учите своих детей быть возможно более добрыми и милосердными к животным». Абдул-Баха; учение бахаизма
«Когда человек охотится на тигра, это называется спортом; когда тигр охотится на человека, это называется кровожадностью». Джордж Бернард Шоу
«О люди, собратья мои! Не оскверняйте свои тела нечистой пищей… Земля даёт нам в изобилии невинные богатства и дары и позволяет нам пировать, не проливая при этом крови, не пятная себя убийством». Пифагор, из «Метамарфоp» Овидия
«Действительно, человек – владыка зверей, ибо он превосходит их всех в жестокости. Мы – ходячие кладбища! Я ещё в ранней юности отказался от мясной пищи». Леонардо да Винчи
«Я не понимаю, почему мы убиваем себе в пищу животных, когда существует столько возможных замен мясным блюдам. В конце концов, мы вполне можем жить без мяса…» Далай-лама
«Мёртвая корова или овца, лежащая в поле, считается падалью. Но точно такой же труп, висящий на крюке в лавке мясника, называется пищей!»
Дж. Х. Келлогг