ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Вегетарианство в мировых религиях
Вегетарианство в мировых религиях
  • Автор: admin |
  • Дата: 07-02-2014 17:09 |
  • Просмотров: 3814

Глава 4

 ИСЛАМ

 

 Кто делает добро созданиям Господа, тот делает добро себе.

 Хадис Пророка Магомета

 Исламская традиция требует, чтобы в Мекке, родном городе Магомета, не допускалось убийств и чтобы все живые существа жили там в мире и согласии. Приближаясь к Мекке, паломники-мусульмане надевают особое покрывало (ihram), и с момента облачения в эту ритуальную одежду им не дозволяется убивать никого: ни вшей, ни саранчу – никакое живое существо. Если паломник увидит на земле насекомое, он должен предупредить об этом своих спутников, чтобы те случайно на него не наступили. Таким образом, хотя ислам обыкновенно не считается религией, поддерживающей вегетарианство и доброе отношение к животным, мусульманская традиция многое говорит о взаимоотношениях человека с животным миром.

 Нужно заметить, что ислам – довольно молодая религия. Хотя сами мусульмане утверждают, что основные положения ислама восходят к Адаму, фактически эта религия была основана пророком Магометом в начале VII века нашей эры. И даже несмотря на то, что лучшей участью для мусульманина считается смерть в битве за веру, приверженцы ислама также чтут слова Магомета о сострадании и участии – прежде всего к животным.

 

 ПРИМЕР МАГОМЕТА

 

 Жизнеописания Магомета включают в себя ясные свидетельства его любви к животным. И хотя сегодня очень трудно найти мусульман, которые считают, что их религия призывает к вегетарианскому образу жизни (хотя есть несколько сект, члены которых думают именно так), учение Магомета на этот счёт абсолютно недвусмысленно. Например, Марголиут, один из главных биографов Магомета, пишет: «Его доброта распространялась и на низшие существа. Он запрещал лучникам стрелять по птицам-матерям и увещевал тех, кто плохо обходился со своими верблюдами. Когда кто-то из его спутников поджёг муравейник, - продолжает Марголиут, - Магомет заставил их потушить огонь, он запрещал всякое насилие».

 Другие биографы, как например, доктор М. Хафиз Сиед, указывают, что Магомет велел тем, кто ест мясо, ополаскивать рот перед молитвой. Хотя в исламе вообще существует традиция полоскать рот, прежде чем приступить к молитве, многие исследователи говорят, что в этой связи отдельно упоминается только мясо, и никакая другая пища. Это хорошо известно мусульманам-вегетарианцам.

 Можно спросить, почему Магомет вообще позволяет есть мясо? Один из возможных ответов: Магомет во многом основывался на учениях Ветхого Завета и потому пошёл на те же уступки любителям мяса, что и Бог в Библии, также надеясь совершить постепенные преобразования. Хотя идеалом было бы всеобъемлющее милосердие и воздержание от любого убийства, Магомету нужно было доводить последователей до этого постепенно, чтобы не оттолкнуть потенциальных учеников (которые не были сразу выйти на такой уровень духовного просветления).

 Магомет хорошо знал свой народ. До установления ислама жители Аравии поклонялись множеству богов, многожёнство было обычаем, а пьянство – нормой. Если чья-либо жена рожала первой девочку, то супруг, считая это позором, хоронил её заживо (Коран, сура 6, ст. 140). Половая связь между сыном и матерью была настолько распространённым явлением, что на неё понадобилось налагать специальный запрет в Коране (сура 4, ст. 19-24). Магомет должен был развить духовность своего народа, но понимал, что радикальные перемены обречены на неудачу. Как и многие религиозные реформаторы до него, Магомет делал скидку на время, место и обстоятельства, сопутствующие его миссии. Фактически, Магомет открыто признавал, что учил людей сообразно их умственным способностям: «Ибо, если станешь говорить многим людям, некоторые не поймут».

 У всех религиозных учений есть два уровня: один – для среднего человека, второй – для тех, кто более развит духовно. Об этом Магомет говорил: «Учения были ниспосланы на семи наречиях, и в каждом слове есть два смысла: внешний и внутренний. Я получил два знания; одному я учу, но если бы я учил людей второму, это «разорвало бы им глотки». Хотя исламские толкователи и специалисты по арабскому языку давно придумали объяснение странному выражению «разорвало бы им глотки», многие мусульмане-вегетарианцы считают, что эта фраза подразумевает растительную диету.

 В действительности Магомет не мог не поддерживать вегетарианства, несмотря на то, что, быть может, не сумел внедрить эту философию в массы. Он всегда проявлял величайшее сострадание – «вселенское сострадание» – и призывал своих учеников делать то же самое. Трогательный пример из жизни Магомета показывает, как широко распространялась его доброта. Однажды, проснувшись после недолгого отдыха, он увидел, что на краешке его плаща спит тощая больная кошка. Пророк отрезал этот кусок плаща, чтобы не будить животное. Мог ли такой человек одобрять ненужное убийство безобидных созданий? «Будь сострадателен ко всем, - учил Магомет, - особенно к тем, кто слабее тебя».

 В одном из широко распространённых исламских текстов – Хадисе – Магомет упрекает своих учеников, потому что те не проявляют всеобъемлющего сострадания. «Но мы бываем милосердны, - уверяют те. – Мы добры с нашими жёнами, детьми и родными». Пророк отвечает: «Я говорю не об этом. Я говорю о вселенском милосердии».

 Одно из преимуществ относительной молодости исламской религии – это то, что многие подробности касательно питания Магомета ещё сравнительно свежи и хорошо сохранились. Первые биографы Пророка утверждают, что он предпочитал растительную пищу, любил свежее молоко, разбавленной водой, кислое молоко с маслом или орехами и огурцы с финиками. Известно, что он мог целыми неделями питаться лишь своими любимыми фруктами – гранатами, виноградом и инжиром, а по утрам охотно пил напиток из размоченных толчёных фиников. Особенно Пророк любил мёд и часто ел его, смешав с уксусом; он говорил, что дом, где есть мёд и уксус, благословлён Богом. Он любил также смесь, тогда называвшуюся hees, изготовленную из масла, фиников и кислого молока. Более того, согласно многочисленным жизнеописаниям, Магомет говорил: «Сонмы ангелов слетаются туда, где изобилие овощей».

 Магомет понимал, что нельзя ожидать от каждого таких аскетических привычек в еде. И Коран, и Библия, вводит некоторые послабления в качестве переходных этапов перед установлением чистого духовного питания: «О вы, которые уверовали! Дозволено вам всякое животное из скота, ешьте и возносите хвалы Господу. Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не Аллаха» (Коран, сура 5, ст. 1). Здесь, в Коране, ясно говорится, что свинина – нечистое мясо, и что кровь животных не годится в пищу человеку (наследие Ветхого Завета). Следовательно, мусульмане сталкиваются с теми же противоречиями, что иудеи: кровь запрещена, но её невозможно полностью удалить из плоти животного, значит, тот, кто ест мясо, неизбежно ест и кровь. Говоря словами Корана, «вот знамение для мыслящего».

 Далее в Коране сказано, что если кто съел запрещённую пищу, чтобы выжить, на том нет греха. Но такое едва ли могло случиться с арабами, живущими в стране, где существует множество замен мясу. У них были маслины и яблоки из Сирии, изюм из Израиля, зерно из Египта, просо из Южной Аравии, рис из долин Иордана и Индии, откуда привозили также специи. Если эта оговорка не имела связи с действительностью в прежние времена, что же говорить о нашем времени, когда развитие техники позволяет транспортировать продукты со всех концов света?

 Смерть Магомета подчеркнула важность вегетарианства для ислама. По легенде, одна женщина-немусульманка пригласила к себе Магомета и его спутников и подала им отравленное мясо. Пророк благодаря духовному озарению понял, что угощение отравлено, и ел его один, запретив спутникам прикасаться к пище. Хотя обычно он не ел мяса и вообще пищи, приготовленной руками неверных, в тот раз он почему-то изменил своим привычкам. Приняв яд, Магомет проболел два года и скончался в 632 году н.э. Согласно некоторым толкованиям, Магомет съел отравленное мясо именно для того, чтобы доказать упрямому народу вредность мясоедения.

 Более того, в Коране содержаться изречения, важные для вегетарианцев, как, например, нижеследующее (очевидно, основанное на Книге бытия 1:29):

 Подумайте о пище, которую едите. Господь, послал обильный дождь, и пошли борозды по земле, и сделал так, чтобы росли злаки, и лозы, и травы, оливы и пальмы, и сады, и плоды и пастбища, на радость вам и скоту вашему.

 Следующие стихи развивают эту тему:

 Аллах ниспослал с неба воду, оживил ею землю после её смерти. Поистине, в этом – знамение для людей, которые слушают! Для вас и в вашем скоте – назидание. Мы поим вас из того, что у них в желудках между калом и кровью, молоком чистым, приятным для пьющих. И из плодов пальм и лоз вы берёте себе напиток пьянящий и хороший удел. Поистине, в этом – знамение для людей разумных! И внушил Господь твой пчеле: «Устраивай в горах дома, и на деревьях, и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего со смирением». Выходит из внутренностей их питьё разного цвета, в котором лечение для людей. Поистине, в этом – знамение для людей, которые размышляют! (Коран, сура 16, ст. 65-69)

 В конечном итоге, Коран призывает мусульман есть питательные, полезные для здоровья плоды. Описывая «законную» и «незаконную» пищу, Коран подчёркивает, что «Он (Пророк) побуждает к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает блага и запрещает мерзости» (Коран, сура 7, ст. 157). Скрытый смысл этого изречения прояснил Аль-Газали (1058-1111), один из блистательных исламских философов. В своей книге «Ihya Ulum ul-Din» он писал: «Если поесть мяса коровы, начинается болезнь (marg), её молоко – здоровье (safa), а очищенное коровье масло (ghee) – лекарство (dava). Праведная пища ведёт к праведной жизни».

 Коран недвусмысленно призывает относиться к животным с состраданием и милосердием, и, хотя многие мусульмане совсем не помышляют о растительной диете, существуют секты, где большинство верующих – вегетарианцы, например, шииты. Исламские мистики, такие, как суфии, также считают вегетарианство высоко духовным идеалом.

 

 СУФИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ

 

 Существует древняя легенда о суфийской святой, Хазрат Рабии Басри. Эта женщина постоянно приходила на одну поросшую лесом гору, чтобы там без помех предаться медитации. Когда она приходила туда, все лесные звери собирались рядом и наслаждались её обществом. Однажды туда пришёл ещё один суфий. Но едва он приблизился, как все животные разбежались, словно испугавшись чего-то. Очень огорчённый, суфий спросил у Рабии Басри: «Почему животные убегают?»

 Рабия ответила ему другим вопросом: «Что ты ел сегодня?» Суфий сознался, что ел лук, обжаренный в жире. Мудрая женщина сказала: «Ты ешь их жир! Как же им не бежать от тебя?» Это известная суфийская притча, возможно, отражает взгляд исламских мистиков на отношения между людьми и животными.

 Великий современный суфий Мухаммад Рахим Бава Мухайяддин приводит ещё одну притчу, которая называется «Охотник учится у оленёнка состраданию». Эта сказка, сохранившаяся на древнем тамильском языке в устной суфийской традиции, на простом примере рисует картину всеобщего сострадания, к которому в идеале стремятся все верующие вне зависимости от религиозной принадлежности. Первоначально эта сказка была рассказана маленькой группе детей, но содержащаяся в ней истина подходит для любого возраста. Сказка сохранилась в книге под название «Войди в тайный сад» и в переводе звучит примерно так:

 Некогда жил один человек, который очень любил охоту. Он ходил в лес с ружьём или луком и стрелами и стрелял оленей, лосей и других животных. Как многие охотники, он любил есть мясо своей добычи, но особенно вкусной считал оленину.

 Большую часть жизни этот человек провёл охотясь, убивая и поедая мясо. Однажды он набрёл в лесу на олениху, кормившую детёныша. Он очень обрадовался, потому что уже устал и знал, что мать не сможет убежать, пока кормит оленёнка. Поэтому он застрелил её. Но перед смертью мать вскричала:

 - О человек, ты убил меня, теперь ты можешь меня съесть, но пощади моего сына! Не трогай, отпусти его!

 -Я понял твою просьбу, - ответил охотник, - но я собираюсь взять твоего сына с собой, вырастить его и хорошенько откормить. Тогда я смогу съесть и его тоже.

 Оленёнок услышал это и сказал:

 - О человек! Угодны ли Господу такие мысли?

 Охотник рассмеялся:

 - Господь создал зверей для того, чтобы человек мог убивать их и есть.

 - Ты прав, человек. Господь действительно предназначил некоторых тварей в пищу другим. Ну а ты сам? Раз для нас есть свой закон, так может, он есть и для тебя? Подумай об этом. Меня хочешь съесть только ты, а вот тебя дожидается множество едоков. Ты не знал этого? Однажды, в присутствии Самого Господа, мухи, черви, порождения ада и даже сама земля с жадностью пожрут тебя. Вы, люди, должны задуматься об этом. Когда вы убиваете нас, то съедаете сразу, но когда умрёшь ты, тебя будут долго-долго есть в аду. В каждом из твоих перевоплощений ты будешь попадать в ад.

 О человек, Бог создал и тебя, и меня. Ты человек. Бог создал тебя из земли, огня, воды, воздуха и эфира. Я зверь, но Бог создал меня из тех же элементов. Ты ходишь на двух ногах, я - на четырёх. Хотя у нас разная кожа и масть, у нас одинаковая плоть. Подумай о том, как мы похожи.

 Если бы кто-то убил твою мать, когда она кормила тебя, каково бы тебе пришлось? Многие из вас раскаиваются, если убьют самку, у которой маленькие детёныши. Они восклицают: «Я же не знал!..» Но у тебя нет никакой жалости. Ты убийца. Ты прервал столько жизней, но ни разу даже не задумался о том, каково бы тебе было, если бы кто-то лишил тебя матери. Вместо этого ты радуешься, что не только убил мою мать, но ещё можешь убить и съесть меня. Раз ты человек, ты должен подумать об этом. Даже самый злобный и жестокий зверь задумался бы над моими словами.

 Неужели ты не понимаешь горя сына, чью мать только что убили? То, что ты сказал ей, ужасно, и причинило мне страшную боль. Человек, в тебе нет ни божественного, ни человеческого милосердия. У тебе нет даже совести. Всю свою жизнь ты пил кровь и ел плоть животных, не понимая, что творишь. Ты любишь есть мясо и убивать. Будь у тебя совесть или чувство справедливости, будь ты действительно рождён человеческим существом, ты призадумался бы. Господь смотрит на нас обоих…

 - Оленёнок, всё, что ты сказал, справедливо, - признал охотник. Затем он осторожно поднял тело матери-оленихи и отвёл оленёнка к себе домой.

 В тот же вечер он рассказал другим охотникам то, чему его научил оленёнок. И те, кто услышал это, воскликнули:

 Мы так часто ели оленину, но из того, что ты сказал нам, мы поняли, что карма входит в наше тело через еду, которой мы наслаждаемся. В наших телах царит суета. Теперь мы понимаем, что у нас не было ни милосердия, ни мудрости, - и они решили навсегда отказаться от такой пищи.

- Отпусти оленёнка, - сказал один охотник.

-                    Нет, отдай его мне, - попросил другой. – Я выращу его, а когда он станет взрослым, отпущу его на волю.

 - Но охотник решил, что сам вырастит детёныша. И течение нескольких лет оленёнок выказывал больше любви к нему, чем его собственные дети. «Это нежное создание способно на большую любовь и благодарность, чем люди, - думал человек. – Оно целует меня, и лижет, и издаёт радостные звуки, когда я кормлю его. Оно даже спит у меня в ногах».

 Прошли годы, и олень вырос. Тогда человек отвёл его в лес и выпустил на свободу.

 Дети мои, каждый из вас должен понимать, что он делает. Все детёныши животных испытывают любовь и сострадание. И если мы будем помнить, что каждое создание когда-то было маленьким, мы перестанем убивать. Мы не сможем напасть на живое существо и причинить ему боль…»

 Это сказка представляет чисто вегетарианское направление в исламском мистицизме. В той же традиции считается, что курбан, способ забоя скота, предписанный мусульманам, кроме обычного, известного значения, имеет ещё одно, тайное. Хотя внешне курбан относится только к мусульманским законам о пище (которые совпадают с иудейскими), у него есть внутренняя символика. Он требует, чтобы человек пожертвовал собой ради служения Господу, и чтобы вместо жизни животного мы принесли в жертву зверей, живущих в нашем сердце. «Курбан – это не убийство кур, коров и коз, - объясняет Бава Мухайяддин. – В нашем сердце живёт четыреста триллионов и десять тысяч животных страстей, которые должны быть убиты. Их нужно убить в глубине сердца (qalb). После того, как они будут убиты, пищу можно поделить на дозволенную (halaal) и запретную (haraam). В конечном итоге, - заключает суфийский учитель, - всё, что мы видим в мире – скверна, haraam. Только то, что мы видим в Аллахе (Боге) - halaal, добро. Это нам дозволено вкушать».

 Однако даже при традиционном обряде курбана читается молитва под названием «калима» – для очищения убитых животных. Согласно суфийской традиции, обладающей особой силой третьей «калимы» очистить не только убитое животное, но и тех, кто принёс его в жертву, и им больше не захочется убивать. Но молитва действует лишь тогда, когда её произносят с искренней верой.

 Как у иудеев, так и у мусульман забой скота – сложная и длительная процедура. Здесь также весь процесс, по идее, должен свести к минимуму убийства животных. По словам Бава Мухайяддина:

 Читая «калиму», вы должны нанести три удара ножом, по одному удару при каждом повторении молитвы. Нож полагается трижды очистить; он не должен коснуться кости. Лезвие должно быть очень острым, а длина его бывает разной в зависимости от вида животного: столько-то для птицы, столько-то для козы, столько-то для коровы. Нельзя, чтобы животное извергло из себя пищу или издало какой-то звук, иначе оно становится haraam, запретным.

 Тот, кто держит животное, и тот, кто его режет, должны обязательно читать молитву пять раз в день. Следовательно, курбан должны совершать имам и муэдзин, поскольку лишь они всегда молятся пять раз в день. Это значит также, что курбан должен происходить неподалёку от мечети, где всегда можно найти двух таких людей. Перед началом бойни они должны совершить омовение, а затем трижды прочитать «калиму» и напоить водой от омовения то животное, которое намечено жертву. Голова животного должна быть обращена на Qiblah (иными словами, в направлении святыни, то есть, для мусульман, Мекки). Животное должно смотреть в глаза того, кто совершает жертвоприношение. Этот человек должен посмотреть в глаза животного и затем, читая «калиму», перерезать ему шею. Он должен продолжать смотреть в глаза животного до тех пор, пока душа не изойдёт из тела, всё это время повторяя «зикр». Затем, когда душа животного отойдёт, нужно ещё раз повторить «калиму» и вымыть нож. Только после этого убивший может перейти к другому животному. Он должен смотреть в глаза животного и видеть его слёзы, смотреть до тех пор, пока оно не умрёт, - тогда, быть может, его сердце смягчиться.

 Затем Мухайяддин рассказывает суфийскую версию Писания, поддерживающую вегетарианский образ жизни:

 «Аллах сказал Магомету: «Из-за курбана убийства резко сократятся, так как те, кто убивал тысячу или две тысячи животных в день, теперь смогут убивать лишь 10-15 животных. Если они начнут готовиться к бойне сразу после утренних молитв, то, пока они смогут приступит к делу, будет уже десять часов, а убивать они смогут лишь до одиннадцати, когда уже наступить время готовиться к следующей молитве. Кроме того, на каждое животное понадобится 15-20 минут, потому что придётся ждать, пока отойдёт его душа». Вот как Аллах учил Пророка.

 Тогда народ стал жаловаться: «Как же так? Мы сможем забивать лишь нескольких животных! Наши праздники и пиры сократятся!»

 Но Аллах сказал: «Не обязательно каждому человеку или каждой семье приносить жертву. Вместо сорока кур убивайте одну козу, вместо сорока коз убивайте десять коров. А вместо сорока коров убивайте десять верблюдов. Принесите в жертву десять верблюдов, и разделите мясо между вашими семьями». Получилось, что вместо четырёхсот животных можно будет убивать только сорок. Количество убийств сократилось в десять раз. Так Аллах дал Пророку заповедь, чтобы уменьшить число отнимаемых жизней.

 Мухайяддин заключает: «Если с мудростью рассматривать курбан изнутри, ясно, что его цель – сократить убийства. Но если смотреть на него снаружи, кажется, что он предназначен давать пищу алчности, удовлетворять низменные желания». Таким образом, тайное повеление, которое стоит за исламскими законами о пище, требует, чтобы мусульмане обратили свои помыслы к жалости и милосердию, сначала до предела снизив количество убиваемых животных (благодаря исполнению всех ритуалов), а затем, надо надеяться, полностью отказавшись от убийств.

 Интересно, что в Коране перечисляются в основном запретные, а не дозволенные, яства. Это побудило специалиста по Среднему Востоку Майкла Кука, автора книги «Мухаммед», написать «Вегетарианство вполне укладывается в законы о пище, данные в Коране». Ограничения, приводимые в Коране, скорее, обременяют верующих любителей мяса. Именно им, а не их собратьям-вегетарианцам, приходится соблюдать все строгие правила, которые только урезают их мясной рацион.

 

 СОСТРАДАНИЕ И МИЛОСЕРДИЕ

 

 Сам Коран превозносит всеобщее сострадание и милосердие. Фактически, все 114 глав Корана, кроме одной, начинаются словами: «Bismillahir-rahmanir-rahim», то есть «Аллах милостив и милосерден». Нужно также отметить, что самое частое упоминаемое из имён Бога в Коране – Аль-Рахим, «сострадающий». Следующее по частоте – Аль-Рахам, «всемилостивый». Ещё аллах назван Архам Аль-Рахимин, «милосерднейший из милосердных». Везде подчёркивается всеобъемлющий характер Господней милости. Недостаток милосердия к низшим живым существам не соответствовал бы этой всеобщей любви. Как мы знаем, Магомет при жизни проявлял такое же милосердие. Тот, кто, в подражание Магомету, стал бы придерживаться этого же принципа, и был бы его истинным последователем. Вегетарианство стало бы ощутимым сдвигом в этом направлении.

 Если основывать наше представление об исламе на Коране, исламской мистической традиции и особенно на житии и учения Магомета, становится ясно огромное значение вегетарианства и доброго отношения к животным, - что мы уже показали выше и надеемся подтвердить с помощью следующих цитат. Это – известные переводы из арабских Хадисов (буквально «учений», текстов, столь же авторитетных, как сам Коран), собранные учёным-мусульманином М. Хафиз Сиедом:

 Пророк проходил мимо учеников, которые стреляли в барана, и вознегодовал, и сказал: «Не калечьте бессловестных тварей».

 Пророк вытирал морду коня полой своего одеяния, и, когда его увидели и спросили, почему он так делает, ответил: «Во сне я получил от Господа приказание заботиться о моём коне».

 Однажды некий человек украл из птичьего гнезда несколько яиц, а Пророк вернул их туда. «Чтите Бога в этих неразумных тварях, - сказал Пророк. – Ездите на них, пока у них есть силы, и слезайте, когда они устали».

 «Воистину, будет ли нам награда за нашу доброту к четвероногим и за то, что мы поим их?» – спросили ученики. Пророк ответил: «Вам будет награда за доброту к любому животному, у которого влажная печень (то есть к любому живому существу).

 Популярная форма ислама, как и другие современные формы мировых религий, не поддерживает вегетарианства открыто. В конечном итоге, только сам человек может решить, должен ли он (или она) придерживаться принципа доброты к животным. Бесспорно одно: Писания не требуют убийств и не призывают нас убивать беззащитных существ. Есть множество свидетельств того, что величайшая религиозная истина состоит в подражании всеобъемлющему милосердию Господа. В свете перечисленных Хадисов, обыкновенно приписываемых Магомету, читатель должен сам решить за себя, распространяется ли милосердие, к которому призывает Пророк и Коран, на животных.

Читайте также: